.RU

4. МЕТОДЫ ИСТОЛКОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАПРАВЛЕННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ИМИТАЦИОННОМ МОДЕЛИРОВАНИИ



^ 4. МЕТОДЫ ИСТОЛКОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАПРАВЛЕННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ИМИТАЦИОННОМ МОДЕЛИРОВАНИИ

Задание: Провести дисперсионный и регрессионный анализы, являющиеся основными методами истолкования результатов направленных вычислительных экспериментов.

Исполнение: Регрессия позволяет проанализировать воздействие на какую-либо зависимую переменную одной или более независимых переменных и позволяет установить аналитическую фор­му (модель) этой зависимости в виде аппроксимирующего полинома.

Если рассматривается зависимость между одной зависимой пе­ременной у и несколькими независимыми х1, х2, ..., хп, то речь идет о множественной линейной регрессии. В этом случае уравнение рег­рессии имеет вид

у = а0 + а1х1 + а2х2+...+ апхп,

где а1, а2 ... ап - коэффициенты при независимых переменных, которые нужно вычислить (коэффициенты регрессии);

ао — константа.

В табличном процессоре можно аппроксимировать эксперимен­тальные данные линейным уравнением до 16-го порядка у = а0 + а1х1 + а2х2+...+ а16х16.

Для вычисления коэффициентов регрессии служит инструмент Регрессия, который можно включить следующей последовательностью операций.

  1. Выполнить команду Сервис/Анализ данных.

  2. В раскрывшемся окне диалога Анализ данных выбрать из спис­ка строку Регрессия — раскроется окно диалога Регрессия.

  3. Заполнить все поля необходимыми данными.

Кроме инструмента Регрессия в табличном процессоре для полу­чения параметров уравнения регрессии есть функция ЛИНЕЙН и функция ТЕНДЕНЦИЯ для получения значения у в требуемых точках.

Методы дисперсионного анализа используются для оценки достоверности различий между несколькими группами наблю­дений. Задача дисперсионного анализа заключается в исследовании воздействия на изменяемую случайную величину одного или несколь­ких независимых факторов, имеющих несколько градации.

В табличном процессоре для проведения однофакторного диспер­сионного анализа применяется инструмент Однофакторный диспер­сионный анализ. Кроме этого инструмента в табличном процессор, есть инструменты Двухфакторный дисперсионный анализ с повто­рениями и Двухфакторный дисперсионный анализ без повторений.

Для выполнения дисперсионного анализа необходимо выполнить следующую последовательность операций:

1. Сформировать таблицу данных таким образом, чтобы в каждом столбце рабочего листа были представлены данные, соответствующие одному значению исследуемого фактора, при этом столбцы должны располагаться в порядке возрастания (убывания) исследуемого фактора.

2. Выполнить команду меню Сервис/Анализ данных. В. диалоговом окне Анализ данных в списке ^ Инструменты анализа выбрать инструмент Однофакторный дисперсионный анализ, щелкнуть на кнопку ОК.

3.Заполнить все поля необходимыми данными.

Оценка: Получение знаний о влиянии управляемых параметров на результаты эксперимента

Время выполнения работы - 2 часа (каждой подгруппе студентов).


^ 5. АНАЗИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) НАПРАВЛЕННОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Задание: Для задачи линейного программирования, имитирующей расход ресурсов выполнить анализ чувствительности (параметрический анализ).

Исполнение: Решить задачу линейного программирования в EXCEL через Поиск решения. Анализ оптимального решения начинается после успешного решения задачи, когда на экране появляется диа­логовое окно Результат поиска решения. Решение найдено. С помощью этого диалогового окна можно вы­звать отчеты трех типов: результаты; устойчивость; пределы.

Отчет состоит из трех таблиц:

- Таблица 1 приводит сведения о целевой функции. В столбце Исходно приведены значения целевой функции до начала вычислений.

- Таблица 2 приводит значения искомых переменных, полу­ченные в результате решения задачи.

- Таблица 3 показывает результаты оптимального решения для ограничений и для граничных условий.

Для Ограничений в графе Формула приведены зависимости, ко­торые были введены в диалоговое окно Поиск решения; в графе Значение приведены величины использованного ресурса; в графе Разница показано количество неиспользованного ресур­са. Если ресурс используется полностью, то в графе Состояние указывается связанное; при неполном использовании ресурса в этой графе указывается не связан. Для Граничных условий приводятся аналогичные величины с той лишь разницей, что вместо величины неиспользованного ре­сурса показана разность между значением переменной в най­денном оптимальном решении и заданным для нее граничным условием.

Отчет по устойчивости состоит из двух таблиц.

В таблице 1 приводятся следующие значения дня переменных:

- результат решения задачи;

- редуц. стоимость, т. е. дополнительные двойственные пе­ременные, которые пока­зывают, насколько изменяется целевая функция при при­нудительном включении единицы этой продукции в опти­мальное решение;

- коэффициенты целевой функции;

- предельные значения приращения коэффициентов це­левой функции, при которых сохраняется набор перемен­ных, входящих в оптимальное решение.

В таблице 2 приводятся аналогичные значения для ограничений: величина использованных ресурсов; теневая цена, т. е. двойственные оценки, которые пока­зывают, как изменится целевая функция при изменении ресурсов на единицу; значения приращения ресурсов, при которых сохраня­ется оптимальный набор переменных, входящих в опти­мальное решение.

Отчет по пределам. В нем показано, в каких пределах может изменяться выпуск продукции, вошедшей в оптимальное решение, при сохранении структуры оптиматьного решения: приводятся значения Xj в оптимальном решении; приводятся нижние пределы изменения значений Xj.

Кроме этого, в отчете указаны значения целевой функции при выпуске данного типа продукции на нижнем пределе. Далее приводятся верхние пределы изменения х, и значения целевой функции при выпуске продукции, вошедшей в опти­мальное решение на верхних пределах.

Параметрический анализ. Под параметрическим анализом будем понимать решение задачи оптимизации при различных значе­ниях того параметра, который ограничивает улучшение целе­вой функции.

Параметрический анализ будем выполнять для задачи линейного программирования в нескольких вариантах. Далее Сервис, Поиск решения, Выполнить.

На экране: диалоговое окно Результаты поиска решения, Сохранить сценарий, Ввести имя сценария, ОК. Повторить данную процедуру для всех вариантов. Затем Сервис, Сценарии. Окно Диспетчер сценариев, Отчет. Окно Отчет по сценарию, Структура, ОК.

^ Оценка: В результате выполнения данных анализов определяется влияние управляемых переменных на результаты эксперимента.

Время выполнения работы - 2 часа (каждой подгруппе студентов) .


^ 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:


Основная литература

  1. Лычкина Н.Н. Имитационное моделирование имитационных. - М: Академия АйТи, 2005,- 160 с.

  2. Алексеев Ю.Н., Биткова Г.В. Имитационное моделирование социально-экономических систем, и др. — 1986.

  3. К.А. Багриновский и др. Имитационные системы принятия экономических решений — М.: Наука, 1989.

  1. Варжапетян А.Г. Имитационное моделирование на GPSS/H.М: Вузовская книга, 2004.

  2. Лычкина Н.Н. Современные тенденции в имитационном моделировании "Вестникуниверситета", серия "Информационные системы управления" № 2, ГУУ, М., 2000.

6. Лычкина Н.Н. Технологические возможности современных систем моделирования./Банковские технологии, Выпуск 9, М., 2000.

Дополнительная литература

  1. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. — М.: Наука, 1978, 400 с.

  2. Варжапетян А.Г. Имитационное моделирование на GPSS/H. - М.: Вузовская книга, 2004.

  3. Имитационное моделирование производственных систем/Под общей редакцией А.А. Вавилова. — М.: Машиностроение; Берлин: Техника, 1983.-416 с.

  4. Имитационное моделирование социально-экономических систем. Алексеев Ю.Н., Биткова Г.В. и др. — 1986.

  5. Имитационные системы принятия экономических решений/К.А. Багриновский и др. — М.: Наука, 1989.

  6. Имитационный анализ регионального воспроизводства / Булавский В.Г. — Новосибирск: Наука, сибирское отделение, 1987г. -176 с.

  7. Кугаенко А.А. Основы теории и практики динамического
    моделирования социально-экономических объектов и прогнозирования их развития. - М.: Вузовская книга 1998. - 392с.

  8. Лекции по теории сложных систем. Бусленко Н.П., Калашников В.В. и
    др. — М.: Сов. радио, 1973.- 440 с.

  9. Лоу А.М., Кельтон В.Д. Имитационное моделирование. Классика CS- 3-е издание — Питер, 2004.

  10. Лычкина Н.Н. Методические указания к курсовому проектированию
    по дисциплине "Имитационное моделирование экономических процессов", ГУУ, - М.: 2004.

  11. Лычкина Н.Н. Имитационное моделирование социально-экономического развития регионов/Первая всероссийская научно-практическая
    конференция "Опыт практического применения языков и программных систем имитационного моделирования в промышлен­ности и прикладных разработках" ИММОД — 2003, Санкт-Петербург, 2003.

  12. Лычкина Н.Н. Компьютерное моделирование социально-экономического развития регионов в системах поддержки принятия решений,/III Международная конференция "Идентификация систем и задачи управления" SICPRO’04, М., 2004.

  13. Лычкина Н.Н. Моделирование социально-экономического развития регионов./Материалы научно-практического семинара кафедры информационных систем./Под ред. Ю.М. Черкасова; ГУУ, М., 2001.

  14. Рыжиков Д.И. Имитационное моделирование систем массового обслуживания. — Л.: ВИККИим А.Ф, Можайского, 1991.- 111с.

  15. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем.- М.: Высшая школа, 2003, 320с.

  16. Томашевский В., Жданова Е. Имитационное моделирование в среде GPSS. - М: Бестселлер, 2003. - 416 с.

  17. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем — искусство и наука. — М.: Мир, 1978

Интернет-ресурсы

  1. http://econline.hl .ru/theor.htm Economics Online. Экономическая теория - англоязычные и русскоязычные ресурсы.

  2. http://www.gpss.ru Статьи и список литературы по языку.

  3. http://tumania.econ.msu.ru/study.html Сайт экономического факультета МГУ.

  4. http://www.exponenta.ru/soft/others/mys/ds sim.asp Имитационное моделирование сложных динамических систем Ю.Б.Колесов, Ю.Б.Сениченков

  5. http://www.statsoft.ru/home/portal/ Портал Знаний по анализу данных, визуализации, классификации, прогнозированию и разработке приложений в медицине, промышленности, экономике, финансах, образовании, интернете.

  6. http://www.booksite.ru/ Вологодская областная универсальная научная библиотека

4-predvaritelnaya-zashita-diplomnoj-raboti-na-sovete-fakulteta.html
4-preobrazovanie-sistemi-duhovnogo-obrazovaniya-programma-russkoj-reformacii-r.html
4-prepodobnij-varsonofij-optinskij-pravoslavnie-starci-xx-veka.html
4-prezentacii-i-vistavki-planovie-sobitiya-vdannij-otchet-vklyucheni-tolko-cifri-prodazh-licenzij-na-programmnoe.html
4-prichini-i-posledstviya-inflyacii-montazh-i-tehnicheskaya-ekspluataciya-promishlennogo-oborudovaniya-v-pishevoj-promishlennosti.html
4-priem-vo-2-i-posleduyushie-klassi-prikaz-130-polozhenie-o-shkolnih-metodicheskih-obedineniyah-pedagogov-obshie-polozheniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/moe-svobodnoe-vremya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shokan-alimbaev-stranica-6.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-istoriya-naimenovanie-uchebnoj-disciplini-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-bazovij-bazovij-povishennij-specialnost-080110-bankovskoe-delo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnomu-posobiyu-istoriya-sibiri-vinogradova-s-v-rumyanceva-e-i-fokina-i-a-rabochaya-tetrad-k-uchebnomu-posobiyu-istoriya-sibiri-dlya-uchashihsya-5-klassov-tomsk-izdatelstvo-2008-s.html
  • desk.bystrickaya.ru/opit-gallyucinacij-vvodnij-kurs-nlp-treninga-iz-lyagushek-v-princi-yanvar-1978-g.html
  • studies.bystrickaya.ru/apparatno-programmnie-sredstva-vvodavivoda-analogovoj-informacii-v-sistemah-realnogo-vremeni-chast-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/azot-obshij-pod-obshim-azotom-ponimayut-summu-mineralnogo-i-organicheskogo-azota-v-prirodnih-vodah.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/yazik-kommercheskoj-i-politticheskoj-reklami.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/programma-napravlena-na-dostizhenie-sleduyushih-celej.html
  • credit.bystrickaya.ru/ohrana-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhoari-ou-orindarindai-blm-alushilara-zhatahana-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-v-zolotoj-musorshik-popadaet-v-durnoe-obshestvo-dolgaya-doroga.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aza-auiz-debiet-men-antikali-debiet-durndeg-folkloristikani-zara-ndestg.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-itogam-raboti-oao-krasnij-proletarij-g-sterlitamak-za-1-polugodie-2007-goda-1.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sotrudniki-institutov-2007-osnovnie-napravleniya-raboti-byuro-otdeleniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-anglijskomu-yaziku-v-3-klasse.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zachem-mi-hodim-v-teatr-zachem-mi-lyubim-teatr.html
  • abstract.bystrickaya.ru/312-usilenie-roli-smi-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme-razvitie-rossii-v-usloviyah-globalizacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/rajonnij-konkurs-luchshij-urok-s-ispolzovaniem-informacionno-kompyuternih-tehnologij-nominaciya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-po-rezultatam-samoobsledovaniya-ulyanovsk-stranica-17.html
  • learn.bystrickaya.ru/gltairip-statistikali-ortindi-bolzhamdardi-baalau-zhne-tekseru-.html
  • education.bystrickaya.ru/190000-transportnie-sredstva-realizuyushih-obrazovatelnie-programmi-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-19-1-hristos-pred-pilatom-plan-i-soderzhanie-evangeliya-ot-ioanna-vozrazheniya-protiv-podlinnosti-evangeliya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zasedanie-konsultativnogo-soveta-orazvitii-narodnoj-tradicionnoj-kulturi-babininskogo-rajona.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-shebekino-zarabotal-sportivnij-kompleks-26-v-ministerstve-sporta-rossijskoj-federacii-sostoyalos-soveshanie-posvyashennoe-itogam-provedeniya-i-vserossijskogo-festivalya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byulleten-vklyuchaet-v-sebya-informaciyu-o-novih-zakonodatelnih-i-normativnih-pravovih-aktah-informaciyu-chlenov-koordinacionnogo-soveta-tehnicheskie-i-organizacionnie-resheniya-i-problemi-supr-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-opiu-24-1-principi-sostavleniya-opiu-27.html
  • report.bystrickaya.ru/grafik-kontrolnih-rabot-programma-na-2010-2011-uchebnij-god-po-matematike-5-klassa-uchitel-matematiki-pochtova-o-n.html
  • learn.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-30-avgusta-2007-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-spisok-rekomenduemoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-marketinga-uchebnoe-posobie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/37gosudarstvennij-standart-shpargalka-po-pedagogike-dlya-pedagogov-ponyatie-pedagogiki-i-etapi-ee-razvitiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-generalnij-plan-parfenevskogo-selskogo-poseleniya-parfenevskogo-municipalnogo-rajona-kostromskoj.html
  • turn.bystrickaya.ru/otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-provedenie-vesyolih-startov-soglasno-prilozheniyu-organizatori-mogut-umenshit-kolichestvo-estafet-ili-izmenit-soderzhanie-estafet-usloviya-zacheta.html
  • universitet.bystrickaya.ru/the-scope-and-nature-of-article-81-uchebnoe-posobie-po-perevodu-na-materiale-tekstov-po-evropejskomu-pravu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.