.RU

4. Методы сбора первичной социологической информации - Учебное пособие москва 2008 удк ббк федоров И. В., Новикова...



4. Методы сбора первичной социологической информации


^ Анализ документов. Любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Под документами в социологии понимаются специально созданные предметы, предназначенные для передачи и хранения информации. По форме, в которой зафиксирована информация, документы подразделяются на письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные), иконографические (кино-, видео- и фотодокументы, произведения живописи и т.д.) и фонетические (магнитофонные записи, грампластинки).

В зависимости от статуса документы классифицируются на официальные, исходящие от тех или иных органов власти, учреждений (правительственные материалы, постановления, данные статистической отчетности, документы различных организаций, архивы и т.д.) и неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления, жалобы, а также составленные отдельными работниками документы – описания или статистические обобщения собственных наблюдений).

По источнику информации документы делятся на первичные, составляемые на базе прямого наблюдения или опроса, и вторичные, представляющие собой обработку, обобщение, сделанное на основе данных первичных источников.

Пo степени персонификации документы могут быть личными (автобиографии, личные карточки, характеристики, анкеты, заявления, жалобы) и безличными (отчеты, архивы, протоколы собраний, заседаний и т.д.).

Необходимо иметь в виду, что один и тот же документ может быть классифицирован по нескольким основаниям. Например, личные документы могут быть официальными и неофициальными. Так, характеристика, выданная организацией, – это личный официальный документ. Первичные документы также могут быть официальными и неофициальными.

Стремление уменьшить субъективность качественного анализа привело к применению количественного формализованного метода. Приемом количественного анализа выступает контент-анализ – перевод текстовой информации в количественные показатели. Суть контент-анализа состоит в нахождении легко подсчитываемых признаков изучаемого документа. В них отражаются значимые стороны его содержания. При этом качественное содержание становится доступным вычислению. Таким признаком, например, может быть частота употребления определенных терминов. Контент-анализ осуществляется с помощью выделения смысловых единиц (единиц анализа) и единиц счета. В качестве смысловой единицы выступает социально значимая тема, отраженная в понятиях – словах или сочетаниях слов. В качестве единиц счета используют количество печатных знаков или абзацев текста, число строк, печатную площадь в квадратных сантиметрах. Например, при изучении практики выборности руководителей по заводским многотиражным газетам в качестве смысловых единиц используют понятия «выборы», «самоуправление», «трудовой коллектив», а в качестве единиц счета — размер площади газетной страницы, посвященной этим вопросам.

Наблюдение – хронологически первый метод, применяемый многими науками, в том числе и социологией. Под наблюдением в социологии понимают непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию социальных процессов. Использование этого метода позволяет получить знания о событиях, фактах, о так называемом открытом поведении с помощью непосредственных впечатлений о них социолога.

В зависимости от положения социолога по отношению к изучаемой группе различают включенное и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение – это наблюдение изнутри, когда социолог на время наблюдения становится членом группы. Невключенное наблюдение – это наблюдение со стороны. Наблюдение может быть открытым, когда группа знает о проведении исследования, и инкогнито, когда группе неизвестен факт наблюдения за ней. Надежность информации при наблюдении зависит от способа регистрации наблюдаемого, от того, как ведутся записи.

Опрос – один из самых распространенных в социологических исследованиях метод. ^ Опрос предполагает получение ответов на задаваемые социологом вопросы. Опрос позволяет получить информацию о мнениях и оценках респондента тех или иных сторон действительности, о мотивах его поведения. Различают четыре разновидности опроса: 1) анкетирование – письменный заочный опрос; 2) интервью – устная беседа, очный опрос; 3) социометрический опрос; 4) экспертный опрос, предполагающий получение ответов от компетентных в изучаемой проблеме лиц.

^ Анкетный опрос имеет широкое распространение, поскольку позволяет получить значительный объем эмпирической информации в короткие сроки. Заполняется анкета самими респондентами.

^ Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловливаются конструированием и редакцией вопросов. Это предъявляет высокие требования к их формулировке. Вопросы различаются по содержанию, функциям, структуре и по форме (рис. 3).




^ Рис. 3. Классификация вопросов анкеты


Интервьюирование целесообразно применять при составлении программы исследования. Беседа с руководителями подразделений и общественных организаций помогает социологу освоить специфику изучаемого коллектива. Направление беседы задается проблемой, изучаемой социологом, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется беседа с опрашиваемым, различают два вида интервью: стандартизированное и нестандартизированное. Нестандартизированное интервью предполагает варьирование последовательностью, формулировкой, числом задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью, обеспечивает большую сравнимость информации и скорость при обобщении результатов.

Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной социологической подготовки. Так, на ряде предприятий для регулирования процесса адаптации новичков в трудовых коллективах периодически проводят с ними интервью по заранее созданной стандартизированной схеме.

При проведении интервью не следует спрашивать о том, что можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.

Важно выбрать удобные время и место анкетирования и интервьюирования. Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями проведения опроса – присутствием других лиц при опросе, дефицитом времени и т.д. Важно также создать дружескую атмосферу опроса. Для этого следует использовать вступительное слово социолога и своеобразную психологическую разминку.

Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин «социометрия» означает измерение степени дружественных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии или неприязни между членами коллектива и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в нем. В строгом смысле слова социометрический опрос относится к социально-психологическим методам. Но он достаточно широко используется для изучения особенностей трудовых отношений в первичных трудовых коллективах, поэтому его можно отнести и к методам социологических исследований.

Основным инструментом проведения социометрического опроса является социометрическая карточка (социокарта), которая заполняется каждым членом первичного коллектива. Анализ социометрических карточек позволяет установить следующие проявления межличностных отношений: предрасположенность, предпочтение, т.е. положительный выбор; отвержение, отклонение, т.е. отрицательный выбор; оставление без внимания, опускание.

На основании заполнения социокарт всеми членами первичного коллектива по каждому критерию в отдельности строится социометрическая матрица, в которой обобщаются данные социокарт. Социоматрица представляет собой «шахматку» – таблицу, в строках которой указывается, кто выбирает (i-члены), а в столбцах – кого выбирают (j-члены). Число строк и столбцов в социоматрице равно числу членов исследуемого коллектива. Фамилии членов коллектива и по горизонтали, и по вертикали совпадают.

Обработка данных социоматриц предполагает подсчет числа полученных и сделанных оценок (выборов) по каждому члену коллектива в отдельности, а также по коллективу в целом.

Эксперимент в социологическом исследовании – это способ получить информацию об изменении поведения изучаемого объекта под влиянием управляемых факторов. Это, по сути, вмешивающееся наблюдение. При этом сопоставляются два ряда факторов, или переменных. Фактор, изменяемый и контролируемый социологом, называется независимой переменной. Фактор, изменение которого изучается, называется зависимой переменной.

Особенности эксперимента, в отличие от ранее рассмотренных методов сбора первичной социологической информации, заключаются в активном воздействии социолога на изучаемую трудовую ситуацию и замерах сдвигов в поведении, происходящих под влиянием этого воздействия.

Различают естественный (полевой) эксперимент и лабораторный. В ходе полевого эксперимента отдельные работники либо коллективы продолжают трудиться на своих рабочих местах в обычных производственных помещениях. Лабораторные эксперименты проводятся в специальных помещениях, в особо созданных условиях. Лабораторный эксперимент строится по принципу моделирования трудовой деятельности. Такое моделирование позволяет в лабораторных условиях изучать трудовую деятельность с большей точностью замеров и регистрации.

Основная трудность при проведении экспериментов – это обеспечение их чистоты, освобождение от «помех», т.е. влияния неизучаемых и неучитываемых факторов, которые, однако, оказывают воздействие на изучаемый объект наряду с подлежащими эксперименту.

Проведение социологических исследований предполагает использование как методов сбора первичной социологической информации, так и методов ее обработки. К последним относятся различные методы статистической обработки.


^ 5. Обработка и анализ первичной социологической информации


Обработка информации предполагает представление ее в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, рисунков, позволяющих интерпретировать собранные данные, анализировать и выявлять те или иные зависимости, делать выводы, разрабатывать рекомендации. Перед этим полученную информацию проверяют на полноту и точность.

Представление информации в указанном виде требует использования таких методов анализа, как простые и комбинационные группировки, расчет средних величин, регрессионный, корреляционный, факторный анализ.

Основная задача статистических методов, которым принадлежит решающая роль среди всей совокупности методов обработки и анализа, состоит в установлении роли различных факторов в развитии и функционировании социальных процессов. Однако подобная обработка возможна только при условии количественного измерения социальных процессов. Особенностью же социологических исследований является то, что в них изучаются социальные факты, часто не имеющие в повседневной жизни количественной (числовой) характеристики. Поэтому важное место в социологической науке занимают проблемы измерения социальных процессов.

Шкалирование как способ измерения социологических характеристик. Ряд социальных свойств работников (стаж работы, возраст, уровень заработной платы и др.) имеет количественную определенность. Однако большинство социальных явлений и процессов такой количественной определенности не имеет. К ним относятся поведенческие акты (добросовестность, энтузиазм, ответственность, инициативность и др.), а также суждения и мнения работников. Причем социологу важно определить не только их наличие или отсутствие, но и интенсивность проявления. Чтобы решить эту задачу, при проведении исследования социолог вынужден создавать специальную процедуру приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам. Такая процедура носит название квантификации, или измерения.

Инструментом измерения выступает шкала, являющаяся способом упорядочения изучаемых социологических характеристик. С помощью заранее разработанных шкал могут быть измерены все, даже самые сложные социальные явления.

Чтобы измерить то или иное свойство, необходимо предварительно уточнить содержание терминов, его описывающих, и его операционализировать, найти соответствующие индикаторы – внешние признаки измеряемых социальных свойств. Например, индикатором такого социального свойства, как исполнительность, является выполнение всех производственных заданий, а также распоряжений и поручений мастера или бригадира. Многие операциональные понятия сами могут выполнять роль индикаторов (пол, возраст, стаж работы и т.д.).

Процедура измерения должна проводиться не только на стадии обработки и анализа данных, но уже на этапе разработки инструментария.

Наибольшее распространение в социологических исследованиях получили три типа шкал, различающихся по функциям: номинальная, порядковая, интервальная. Первая выполняет функцию классификации, вторая – функцию сравнения, ранжирования. Интервальная шкала служит для измерения интенсивности изучаемых социальных признаков, установления величины между их проявлениями. Для каждого типа шкал характерны определенные статистические операции и способы (методы) обработки информации.


Контрольные вопросы


  1. Что представляет собой социологическое исследование?

  2. Какие виды социологических исследований Вы знаете?

  3. Каковы этапы программы социологического исследования и проведения социологического исследования?

  4. Что представляет собой методика социологических исследований?

  5. В чем особенности выборочного исследования?

  6. Назовите методы сбора первичной социологической информации.

  7. Почему метод опроса является наиболее распространенным?

  8. Каковы особенности метода «наблюдение»?

  9. Что мы называем «документами» в социологии?

  10. В чем сущность социологического опроса?

  11. Что представляет собой эксперимент в социологии?

  12. Какие основные виды и формы вопросов используются при разработке анкеты?

  13. Что представляет собой «шкала» в социологии?


Литература


  1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Акад. проект, 2003.

  2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – Минск: ТетраСистемс, 2003.

  3. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2000.

  4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

  5. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: МПСИ, 2005.

  6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2003.

  7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15 т. Т. 3. Методика и техника исследования. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15 т. Т.2. эмпирическая и прикладная социология. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  10. Синкевич З.В. Социологическое исследование: Практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005.

  11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 6-е изд. – М.: Академкнига: Добросвет, 2003.


^ 4. Социальные закономерности экономического развития


  1. Социологический и экономический подходы к изучению экономики.

  2. Социально-экономический закон разделения труда.

  3. Социально-экономический закон перемены труда.

  4. Социально-экономический закон конкуренции.

  5. Рыночная экономика.


^ 1. Социологический и экономический подходы к изучению экономики


Если в центре внимания экономистов находится экономическая сфера общества, а область социальных отношений либо вообще не рассматривается (например, сфера семейных отношений), либо рассматривается как зависимая от экономики (окружающая среда, сферы образования и культуры), то при социологическом подходе, напротив, экономика рассматривается как элемент объемлющей ее (и значительно более сложной) системы – общества в целом. Связь между обществом (его социальной сферой) и экономикой при социологическом подходе выступает как «нервный ствол» развития экономики: главные механизмы ее развития как бы переносятся в окружающую ее, более сложную социальную реальность.

Другая отличительная черта – в интерпретации целей развития экономики. При экономическом подходе цели развития выводятся из материальных потребностей общества и выражаются в максимизации общественного продукта, национального дохода, фонда потребления и др. При социологическом же подходе цели развития экономики рассматриваются как производные, зависимые от целей общества. Экономика – лишь средство, помогающее обществу достичь развитого образа жизни, социальной справедливости и других социальных целей.

В рамках сравниваемых подходов по-разному трактуются и механизмы развития экономики. При экономическом подходе механизм ее развития идентифицируется с хозяйственным механизмом, регулирующим отношения экономических институтов и организаций. Он носит внутриэкономический характер и не охватывает отношений экономики с другими сферами общества. При социологическом подходе механизм развития экономики рассматривается шире: в него включается взаимодействие не только экономических, но и социальных институтов и организаций. Из лежащего внутри экономики он становится механизмом связи экономической подсистемы с другими подсистемами общества. Кроме того, в отличие от хозяйственного механизма социальный механизм развития экономики включает в себя ее субъект – поведение и взаимодействие общественных групп, которые рассматриваются в качестве равноправных участников «диалога» с экономическими, социальными и политическими организациями.

Следующая отличительная черта – разные формы изучаемых общественных отношений. Экономисты изучают в основном формализованные отношения, базирующиеся на строго регламентированных законодательных нормах, должностных позициях, которые регулируют поведение разных групп работников в формальных организациях – министерствах, объединениях, предприятиях и т.д., а также отношения между ними. Для социологов в равной мере важны как формализованные, так и неформализованные отношения (например, проблемы домашнего труда, «теневой» и легальной экономики и др.).

Наконец, два подхода базируются на разных моделях человека. При экономическом подходе человек рассматривается, с одной стороны, как условие производства (элемент трудовых ресурсов, носитель рабочей силы), с другой – как покупатель и потребитель создаваемых благ. Предполагается, что трудовые ресурсы можно использовать, распределять, перераспределять, формировать, стабилизировать, улучшать; самостоятельное же поведение работников, как правило, не рассматривается. Они выступают скорее объектом, чем субъектом управления. При социологическом подходе человек рассматривается не как используемый кем-то ресурс, а как субъект экономических и социальных процессов. Учитывается наличие у него собственной системы ценностей, личных потребностей – и не только материальных, но и множества других: политических (гражданских), интеллектуальных, нравственных, психологических, а следовательно, и интересов, побуждающих его удовлетворять эти потребности.

Однако использование общих категорий не всегда означает сходство теоретических позиций. Во-первых, содержание этих категорий отражает разные типы общественных укладов: политической власти, производственных отношений. Во-вторых, разными являются социальные механизмы функционирования и развития изучаемых систем.


^ 2. Социально-экономический закон разделения труда


В процессе экономической деятельности и развития неразрывно связанных с нею социальных отношений людей и их групп складывается вполне определенная социальная структура общества. Она представляет собой совокупность социально неравных и различающихся социально-экономическим положением в системе общественных отношений социальных групп, общностей, их социальных институтов и взаимодействий между ними. Вследствие различий в имущественном положении (богатые или бедные), места и роли в обществе (управляющие или подчиненные), в способах и размерах доходов (предприниматели, банкиры, рабочие и др.), в системе распределения власти (господствующая верхушка и лишенное властных функций большинство) эти группы оказывают различное влияние на развитие социально-экономических процессов. А из этого вытекает, что они характеризуются различными видами экономической деятельности и различным экономическим поведением. Поэтому одним из важных компонентов предметного поля экономической социологии является изучение социальной структуры общества и ее влияния на развитие экономики.

Как бы сильно ни были развиты рыночные отношения, какого бы размаха ни достигала конкуренция, всегда в обществе действуют определенные социальные механизмы, регулирующие экономическую деятельность, такие, в частности, как государство, культура, религия, мораль. Их регулирующее, стимулирующее или, напротив, ограничивающее влияние на экономическую сферу общества тоже входит в предметную область экономической социологии.

Из всего сказанного вытекает вывод, что в сфере экономики реально действует не одномерный экономический человек, а многогранные, многомерные личности, являющиеся активными субъектами взаимодействий не только в сферах производства и потребления, но и политической, культурной, религиозной, спортивной и т.п. Поэтому экономическая социология исследует экономику как специфический социальный процесс, неразрывно связанный со всеми остальными процессами общественной жизни. Сама же эта связь осуществляется через многообразную деятельность различных социальных групп, включенных как в экономику, так и в политические, юридические, демографические, культурные и иные социальные процессы.

Закономерность разделения труда обусловлена исторически объективным процессом, создающим предпосылки экономического, политического и интеллектуального развития человечества. «Хотя разделение труда существует не со вчерашнего дня, – отмечал французский социолог Э. Дюркгейм, – но только в конце XIX века общества начали осознавать этот закон, который до того времени управлял ими почти без их ведома». Несомненно, что уже в древности некоторые мыслители отмечали важность обособления трудовых функций, но первым, кто попытался разработать теорию разделения труда, был Адам Смит, создавший сам этот термин. Он считал, что разделение труда отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое порождается им; оно представляет собой последствие, хотя и очень медленно и постепенно развивающееся, определённой склонности человеческой природы, а именно склонности к мене, торговле, к обмену одного предмета на другой.

В организационно-техническом аспекте разделение труда соотносится с изменением его содержания как способа связи производителя со средствами производства, определяемого уровнем развития производительных сил. В социально-экономическом аспекте разделение труда соотносится с изменением его характера как способа связи производителя со средствами производства, определяемого уровнем развития производственных (экономических) отношений. Прокладывая себе дорогу стихийно и в то же время как объективная необходимость, данный закон определяет динамику разделения труда на его различные виды (физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, квалифицированный и неквалифицированный, исполнительский и управленческий и др.) и одновременно – основу деления общества на социальные группы занятых названными видами труда и отношения между группами в зависимости от их социального статуса и престижа труда.

^ Закон разделения труда, наиболее ранний из всех, зародился еще в рабовладельческом обществе, в условиях почти полного отрыва умственной деятельности от задач материального производства. Древнегреческие мыслители активно отстаивали идеи естественной природы разделения между умственным и физическим трудом.

Существенными чертами разделения труда в античную эпоху было развитие кооперации труда, без которой оснащенный примитивными орудиями труд рабов не мог бы обеспечить выполнение титанических работ. Здесь особенно ясно видна справедливость того, что труд организуется и разделяется различно, в зависимости от того, какими орудиями он располагает: Разделение труда в обществе и мастерской осуществлялось не ради сокращения затрат времени на изготовление единицы продукции, а ради достижения совершенства продукта. Это обусловливалось натуральным характером рабовладельческого производства, заинтересованностью работника не в стоимости, а в потребительной стоимости. Сохранение этого принципа благотворно влияло на развитие производительных сил работника. Даже в условиях рабства происходил процесс накопления знаний у народа.

Особенности разделения труда в феодальную эпоху связаны с характером феодальной собственности, ибо рожденная разделением труда собственность оказывает сильное обратное влияние на разделение труда. В соответствии с двумя формами собственности (земельной – феодалов и корпоративной – ремесленников) все более резкие черты приобретало общее разделение труда на сельскохозяйственный и ремесленный. Тот факт, что концентрация собственности в городе становилась меньше, чем в деревне, обусловил утрату городом своего былого господства. Начало коренных перемен связывалось с обособлением в городах торговли от производства и концентрацией торговых связей в руках особого слоя – купцов. Отделение производства от торговли вызвало новое разделение труда – между городами. Следствием разделения было возникновение мануфактур, определяющих разделение труда внутри предприятия.

В организационно-техническом аспекте мануфактуры представляли собой необходимый исторический этап прогрессивного развития производства, становления его стройной организации (хотя и на эмпирической основе) в интересах повышения производительности труда. В социально-экономическом аспекте мануфактура являла собой особый метод производства относительно прибавочной стоимости, отражающий уровень развития социально-экономических отношений в обществе. Вместе с тем разделение труда на умственный и физический внутри мастерской выявило свое разрушительное действие на личность работника: резко увеличилась дистанция между уровнем знаний и культуры представителей умственного и физического трудa; духовные потенции материального процесса производства выступили как чуждая собственность и сила, господствующая над рабочим.

В период раннего капитализма мануфактурное разделение труда создало предпосылки для возникновения крупной машинной индустрии. Приближение ко все большей синхронности операций положило начало стройной организации производства и непрерывности производственных процессов. На основе этих предпосылок и осуществлялась промышленная революция XVIII – первой половины XIX в., сущность которой – в грандиозном скачке уровня производительности общественного труда, осуществленном путем замены мануфактурного производства производством, основанным на применении системы машин.

Итак, разделение труда качественно меняет свой характер и становится из эволюционного революционным, когда наука превращается в необходимый компонент производства. Первое проявление воздействия науки на разделение труда внутри предприятия выразилось в том, что в системе машин разделение труда стало определяться объективным производственным механизмом (в противоположность мануфактуре, где оно обусловливалось субъективным фактором).

Второе проявление воздействия науки на разделение труда внутри предприятия состоит в том, что именно машинное производство уничтожает необходимость мануфактурно закреплять распределение, прикреплять одних и тех же рабочих навсегда к одним и тем же функциям. Это воздействие науки на разделение труда таит в себе возможность преодоления профессиональной деградации и удовлетворения возникающей объективной потребности производства в универсальной рабочей силе. Воплощаясь в автоматические системы машин, наука постоянно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и функциях рабочих, требуя их переучивания.

Третье проявление воздействия науки на разделение труда внутри предприятия связано с главным направлением в изменении функций совокупного рабочего: внедрение в производство научных достижений изменяет пропорции в совокупности функций, связанных с затратой умственной энергии, и сокращает объем исполнительских функций, связанных преимущественно с затратами физической энергии. Соотношение затрат умственного и физического труда становится главным показателем научно-технического прогресса. По мере развития этой закономерности разделение труда становится главным фактором развития универсальной рабочей силы на рынке труда.


^ 3. Социально-экономический закон перемены труда


С законом разделения труда непосредственно связан закон перемены труда, возникший несколько позже, в процессе замены мануфактурного производства машинным в ходе промышленной революции XVIII–XIX вв. Крупная промышленность посредством внедрения машин, новых технологических процессов постоянно производит перевороты в техническом базисе производства, а тем самым – в функциях рабочих и в общественных комбинациях труда. Требования производства к увеличению подвижности работников возрастают по мере ускорения темпов обновления видов продукции, оборудования и технологических процессов.

Развитие крупной промышленности, которая основана на системе машин и применении достижений науки в производстве, резко сокращает сроки, отделяющие открытия и изобретения от их практического использования.

Итак, перемена труда в условиях капиталистического производства становится объективной необходимостью именно в силу революционности его технического базиса. Эта революционность пришла на смену консервативным техническим основам докапиталистических производств, когда производительные силы развились настолько, что возможности временного снижения производительности труда, связанные с освоением новшеств, уже не грозили существованию общества.

Промышленная (а затем и научно-техническая) революция, обеспечив резкое повышение производительности труда и создав мировой рынок с конкурентной борьбой, сделала революционные изменения в материально-техническом базисе непременным условием общественного воспроизводства. Перевороты в техническом базисе производства вызывают потребность в перемене труда по следующим причинам. Во-первых, коренным образом меняя технику, технологию и организацию производства в той или иной отрасли, они приводят к исчезновению одних профессий и возникновению новых, связанных с использованием техники более высокого уровня. Во-вторых, создавая более прогрессивные отрасли производства, перевороты в техническом базисе резко изменяют пропорции в балансе рабочей силы. Свертывание тех или иных отраслей делает ненужными сотни профессий, а развитие новых отраслей требует людей новых профессий.

Если на первых этапах развития крупной промышленности в течение трудовой деятельности одного поколения изменения в профессиональной структуре были малоощутимы, то на современном этапе в течение жизни одного поколения возникает потребность в смене профессий два-три и более раз. От старой профессии нередко сохраняется только название, ведущее свое начало от предмета труда и не выражающее уже нового содержания трудовых функций.

Ускоряющаяся подвижность трудовых функций – непреложное требование закона перемены труда. Быстро изменяющееся производство ведет к тому, что эра специалистов узкого профиля близится к закату. Рабочий должен стать универсальным. Требование настоящего времени: гибкость, многосторонность, приспособляемость. Содержание закона перемены труда выражает объективные, существенные, непрерывно усиливающиеся и расширяющиеся связи между революционными изменениями в техническом базисе производства, с одной стороны, и функциями рабочих и общественными комбинациями процесса труда – с другой.

Можно дать следующую развернутую характеристику объективных основ и содержания перемены труда:

  1. Техническое совершенствование общественного производства, развитие комплексной механизации и автоматизации производственных процессов приводит к концентрации различных операций в единых технологических комплексах, постоянно вызывая к жизни все новые и новые трудовые процессы и требуя от рабочего умения их выполнять.

  2. Концентрация различных производственных функций в единых технологических комплексах, автоматических поточных линиях приводит к совмещению различных специальностей одними и теми же работниками, к расширению их производственно-технического профиля.

  3. Совмещение различных специальностей одним человеком, выполнение им различных видов работ возможно только путем их чередования, путем перемены различных видов труда, прежде выполнявшихся обособленными группами людей.

  4. Перемена различных видов труда в деятельности каждого человека и каждой группы приводит к укрупнению функций работников и расширению их рабочего пространства.

  5. Расширение комплекса совмещаемых специальностей, видов выполняемых работ раздвигает границы трудовой деятельности человека и тем самым создает условия для применения его способностей к перемене труда.

Главное требование закона перемены труда в его идеальном выражении состоит в том, чтобы частичного рабочего заменить индивидом, обладающим абсолютной пригодностью для изменяющихся потребностей в труде. Полное осуществление этого требования недостижимо, однако по пути его выполнения, с большим или меньшим успехом, идут практически все цивилизованные, промышленно развитые страны. Данное требование достигается в той или иной мере значительным повышением качества общего и профессионального (начального, среднего и высшего) образования, а также многочисленными и многообразными формами переобучения и повышения квалификации.

Перемена труда может осуществляться во времени, в пространстве, а также во времени и пространстве одновременно. При рассмотрении перемены труда во времени необходимо различать полное переключение с одного вида работы на другой, осуществляемое в больших интервалах времени, и чередование различных видов деятельности. Перемена труда в пространстве связана с управлением комплексами автоматических систем, включающих разнообразные виды работ. В отечественном производстве закон перемены труда имеет три основные формы проявления: перемена труда в границах данной профессии; переход от одного вида работы к другому; сочетание основной работы с различными видами деятельности на общественных началах.


4-principi-uchetnoj-politiki-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2009-goda-5-otchyot-o-sovokupnih-dohodah.html
4-principi-uchyotnoj-politiki-kommercheskogo-banka-strategiya.html
4-priznanie-elementov-finansovoj-otchetnosti-v-oblasti-buhgalterskogo-ucheta-i-otchetnosti.html
4-problema-snizheniya-effektivnosti-ispolzovaniya-resursov-l-v-larchenko-territorialnaya-organizaciya-naseleniya.html
4-problemi-novoj-istorii-v-obobshayushih-trudah-sovetskih-issledovatelej-po-istorii-vostoka.html
4-procedura-poetapnogo-predstavleniya-cenovih-predlozhenij-demontazh-oborudovaniya-trakta-toplivopodachi-i-iii-ocheredi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/t-v-morozova-rol-kinoiskusstva-v-razvitii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vipolnenie-zadanij-chasti-s-analiz-rezultatov-probnogo-testirovaniya-obuchayushihsya-9-klassov-po-predmetam-gosudarstvennoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-29-struktura-liricheskogo-proizvedeniya-avtor-liricheskij-subekt-liricheskij-geroj-geroj-rolevoj-liriki-slovo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-8.html
  • college.bystrickaya.ru/14-ocenka-effektivnosti-uchastiya-turisticheskih-predpriyatij-v-vistavochnih-meropriyatiyah.html
  • credit.bystrickaya.ru/podacha-apellyacij-plan-meropriyatij-po-podgotovke-i-provedeniyu-ege-pp.html
  • spur.bystrickaya.ru/koechnij-fond-kb-50-fmba-rossii-na-2008-godi-osnovnie-pokazateli-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-na-2008-god.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-10-11-kla-v-ledenev-t-g-kuchina-m-drofa-2011.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080103-nacionalnaya-ekonomika-sankt-peterburg-stranica-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-oformlenie-bibliograficheskih-spiskov-pravila-i-rekomendacii-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej-obsheobrazovatelnih.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchet-moudod-cdt-4-za-2009-2010-uchebnij-god-stranica-5.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-differencialnaya-psihologiya-m-g-yaroshevskij-istoriya-psihologii.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-po-mdk-soderzhanie-samostoyatelnoj-raboti.html
  • desk.bystrickaya.ru/poka-prinimaetsya-zakaz-poka-vi-zhdete-mogu-li-ya-predlozhit-aperitiv-nash-shef-gotovit-appetitnie-mini-zakuski-kotorie-cherez-minutu-budut-u-vas-na-stole-no-nelzya-govorit-hotite-zakuski-ili-srazu-prinesti-sup.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-investicii-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-avtor-shvec-s-k-soglasovano-umo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/primernaya-programma-primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovremennie-problemi-ohrani-prirodi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yu-n-muhina-otvetstvennaya-za-vipusk-stranica-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-3-formi-i-metodi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki-kurs-lekcij-minsk-2009-soderzhanie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-fajldardi-bumalardi-zharlitardi-zhasau-sabati-masati.html
  • write.bystrickaya.ru/etika-bodhisattvi-kurs-lekcij-lekciya-i-dobuddijskie-ucheniya-indii-lekciya-ii-lichnost-buddi-i-ego-uchenie-lekciya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administraciya-bassejna-mozhet-osvobodit-ot-vipolneniya-trebovanij-predpisannih-v-nastoyashem-razdele.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/restituciya-kulturnih-cennostej-i-mezhdunarodnie-konferencii-10-30-h-gg-xx-v-chast-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vlastnaya-sostavlyayushaya-pravila-chteniya-etoj-knigi-kak-dostich-vsego-shturman-svoego-puti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/formirovanie-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-na-urokah-kulinarii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/251-otraslevie-riski-625013-rossiya-tyumenskaya-oblast-g-tyumen-50-let-oktyabrya-118-informaciya-soderzhashayasya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razvitie-gazovoj-promishlennosti-rossii.html
  • university.bystrickaya.ru/gorodskoj-avarijnoj-ekologicheskoj-sluzhboj-za-nedelnij-period-vipolnen-31-viezd-na-planovie-obsledovaniya-i-avarijnie-situacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskij-centr-suo-stranica-11.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnost-ooogazkonsalt-otchyot-o-deyatelnosti-nprossijskoe-gazovoe-obshestvo-v-2006-godu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-11-prakticheskij-kurs-pervogo-inostrannogo.html
  • school.bystrickaya.ru/gyustav-flober-gospozha-bovari-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-mikroelektronika-moskva-2006.html
  • assessments.bystrickaya.ru/burniyat-vyatr-go-shibashe-yarostno-hapeshe-zhestoko-s-ledenite-si-zbi-a-toj-znaeshe-che-ako-do-tri-dni-ne-sgledat-susha-vsichki-she-zaginat-prekaleno-mnogo-smrt-v-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-socialnoe-obespechenie-sulejmaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.