.RU

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ - Учебно-методический комплекс умк учебно-методический...


^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Качество теоретической подготовки студентов определяется действенностью полученных ими на лекциях теоретических знаний. Причем для студента важно не столько умение воспро­изводить знания, теории, идеи, сколько уметь применять их на практике; необходим «перевод» теоретических знаний в прак­тику реальной социально-педагогической деятельности.

Студенты должны понимать, что какой бы совершенной ни была теория, она не может быть непосредственно реализована на практике. Необходимы знания иного уровня, которые дол­жны содержать ответы на вопросы: как, используя теоретичес­кие положения, ведущие идеи педагогики, выяв­ленные ею закономерности социализации ребенка, следует строить педагогический процесс, как учитывать при этом психолого-педагогические и социально-педагогические особенности ребенка, как учитывать возможности конкретно­го социального института и учреждения, в котором развивается ребенок, и как учитывать свои собственные способности и воз­можности, свою профессиональную готовность к этому виду деятельности? Решению этих и других вопросов и посвящены семинарские и практические занятия по педагоги­ке.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты забла­говременно знакомятся с планом семинарского занятия и ли­тературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. В УМК приводя­тся темы семинарских занятий, а также литература, рекомен­дуемая к подготовке семинарского занятия.

Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только те студенты, которые делают сооб­щение. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, спорить в поисках истины - а это и есть главное назначение семинара, го­товиться к нему должны все.

При подготовке к семинару проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основ­ных проблемах, вынесенных на обсуждение; внимательно прочитайте материал, данный преподавате­лем по этой теме на лекции; изучите рекомендованную литературу, делая при этом кон­спекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре; постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать; запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

Семинар помогает студентам глубоко овладеть учебным пред­метом по социальной педагогике, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и пер­воисточниками, освоению ими методов научной работы и при­обретению навыков научной аргументации, научного мышле­ния. Преподавателю же работа студента на семинаре позволя­ет судить о том, насколько успешно и с каким желанием он ос­ваивает материал курса.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основ­ное содержание. Эта форма научной работы студентов используется при изучении, как основных теоретических курсов, так и специальных при­кладных дисциплин. При его написании студент должен продемон­стрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обо­сновывается важность данного исследования; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Надо сказать, что зак­лючение не является обязательной частью текста реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы. Ком­позиция основной части может быть:

• конспективной, когда ее построение полностью соответ­ствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д.);

• фрагментарной, когда рассматриваются только ее отдель­ные части (обычно таким образом реферируются большие по объему и многопроблемные источники);

• аналитической, когда содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае состав­ляется план реферата, в соответствии с которым и излагается содержание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список рефери­руемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораз­до сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор ос­новной литературы одного или нескольких авторов по отдель­ной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект про­блемы (теории) педагогики раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты также бывают различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в опреде­ленной последовательности (по времени появления, по значи­мости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

Реферат как форма самостоятельной научной работы студен­та широко применяется в учебном процессе вуза. Рефераты могут быть обязательными для всех студентов или выполнять­ся по желанию.

Написание реферата является обязательным при проведении практических или семинарских занятий. При этом студент в течение изучения курса по дисциплине должен выб­рать и написать один реферат, желательно выступить по нему на практическом занятии. Общее руководство работой над ре­фератами осуществляется преподавателем, ведущим учебный курс. Он предлагает студентам на выбор темы рефератов, сооб­щает единые требования по их написанию, консультирует в процессе подготовки реферата.

Рефераты используются также и в работе студентов на семи­нарских и практических занятиях. В этом случае обычно они выполняются по желанию и зачитываются на занятии с целью его дальнейшего обсуждения всеми студентами группы.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказы­вания кратко и своими словами, логично выстраивать и систе­матизировать изученный материал.

Студент на семинарских и практических занятиях не только выбирает и пишет реферат по определенной теме: желательно, чтобы он в дальнейшем вошел в содержание курсовой работы студента. Темы курсовых работ приведены ниже.

Таким образом, в процессе выполнения семинарских и прак­тических занятий студент может выбрать тему курсовой рабо­ты и начать работать над ней.

Выбор тем семинарских и практических занятий зависит от преподавателя, а также от интересов и возможностей студента. Излагая ту или иную тему программы по дисциплине, преподаватель заранее может распределить, какой матери­ал должен быть обязательно изложен на лекции, а какой сту­денты могут изучить самостоятельно. Знакомство с планами семинарских и практических занятий позволяет студентам выбрать, какую форму они хотели бы рассмотреть на практике: семинар по осмыслению и углублению теоретических знаний, семинар-диспут или практические занятия по решению прак­тических задач или упражнений. Могут быть предложены и другие формы проведения, например круглые столы, сюжетно-ролевые игры, просмотр аудиовидеозаписей и их обсуждение, разработка различных педагогических задач и их использование на практических занятиях - все зависит от творческой работы преподавателя вместе со студентами.

Наряду с примерными темами курсовых работ в УМК приведен общий список литературы, который включает литературу, во­шедшую в планы семинарских и практических занятий, а так­же дополнительную литературу. Это позволяет студентам выб­рать литературу, как для написания рефератов, так и для выпол­нения курсовых работ.

Итоговый контроль по этой дисциплине предусматривается в форме экзамена:

1. Студенты допускаются к экзамену в соответствии с действующей Инструкцией высшей школы о промежуточной и итоговой аттестации, если они освоили в полном объеме программу, выполнили в заданном  объеме самостоятельную работу по соответствующим  темам этого раздела педагогики.

2. При проведении экзамена ответы студентов заслушиваются в индивидуальном порядке на информационно-комментирующем и частично операционно-деятельностном уровнях.

3. Круг вопросов, выносимых на экзамен охватывает весь объем рабочей программы и соответствует содержанию лекционных и семинарских занятий, самостоятельной работы студентов по изученным темам.

4. На экзамене отмечаются уровень и объем профессионально-педагогического мышления, культура речи студента; оцениваются знания педагогических литературных источников, основ законодательства в области образования и нормативных документов, принятых на федеральном и региональном уровнях.

5. При ответе на поставленный вопрос студент демонстрирует умения рассматривать его в тесной взаимосвязи с пограничными с дидактикой образовательными областями: основами медицинских знаний, физиологией школьника, психологией, философией, историей, социологией и др.

6. Ответ студента считается положительным, если им раскрыта суть вопроса, он правильно объясняет рассматриваемые теоретические положения на конкретных примерах педагогической действительности.

7. В конце экзамена подводятся итоги и каждый студент получает рекомендации для его дальнейшей самоподготовки.

Учебно-методический комплекс призван помочь студентам в организации самостоятельной работы по освоению курса «Теория обучения. Педагогические технологии» - одна из основных педагогических дисциплин, поэтому очень важно иметь о ней целостное представление.

Пособие содержит учебную программу дисциплины, составленную в строгом соответствии с учебным планом по специальности и государственным образова­тельным стандартом ВПО.

Учебно-методические материалы по подготовке лекционных и практических занятий в пособии представлены отдельно по каждому разделу в соответствии с программой дисциплины и последовательностью изу­чения курса: «Теория обучения. Педагогические технологии». В УМК даны учебно-методические материалы по подготовке практических занятий, со­держащие планы проведения занятий с указанием последовательности рассматри­ваемых тем, задания для самостоятельной работы, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, систему упражнений для самопроверки. Выпол­нение упражнений даст возможность студентам глубже усвоить теоретический ма­териал, применить полученные знания на практике, выработать прочные умения и навыки педагогической деятельности.

В УМК представлены также «Задания для самоконтроля студентов» по всем разделам курса, которые позволят проверить уровень усвоения изученного материала.

Прежде чем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, студентам необходимо изучить рекомендуемую по каждой теме литературу. Общий список учебной, учебно-методической и научной литературы представлен в отдельном разделе в конце пособия. Кроме того, в практикуме по дисциплине по каждой теме указана основная и дополнительная литература.

В разделе «Примеры тестовых заданий» представлены варианты итогового теста по дисциплине, которые могут быть использованы как на зачётном занятии, так и при подготовке к нему.

УМК содержит краткие рекомендации по выпол­нению курсовых работ по дисциплине, темы курсовых работ приведены в соответствующем разделе.

Учебно-методический комплекс предназначен главным образом для самостоятельной работы студентов, но может быть использован и на аудиторных заня­тиях.

^ Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса:

После изучения каждой темы студентам предлагается выполнить тестовые задания. Специфика выполнения заданий заключает в том, что кроме теоретических знаний, полученных на лекционных и практических занятиях, в них включены знания, полученные при выполнении заданий самостоятельной работы. Это позволяет всесторонне проверить уровень усвоения материала курса и подготовить студентов к итоговой аттестации (экзамену).

Тест содержит 24 задания, из них 14 заданий – часть А, 5 заданий – часть В, 5 заданий – часть С. На его выполнение отводится 90 минут. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Верно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл, части В – 2 балла, части С – 5 баллов.

В учебно-методическом комплексе представлен глоссарий с основными понятиями курса «Основы профориентологии», тематика реферативных сообщений и вопросы к итоговой аттестации (экзамену).

^ Советы по подготовке к экзамену:

При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие вопросы:

1. Современные концепции образования.

2. Общая характеристика образовательного процесса в современной школе.

3. Особенности организации учебно-познавательной  деятельности одаренных обучающихся.

4. Учебные программы и пособия. Их общедидактическая характеристика.

5. Современная классно-урочная система обучения. Анализ и самоанализ современного урока.

6. Выбор средств и методов обучения. Педагогические требования к их использованию.

7. Педагогический контроль качества обучения школьников.

Именно эти вопросы вызывали затруднения при ответах на экзамене. Студенты затруднялись назвать современные виды уроков, проблемы личностно-ориентированного урока, его структуру и содержание. Особые трудности вызывал у студентов анализ и самоанализ современного урока.



4-prognoz-razvitiya-situacii-v-sfere-nauki-i-obrazovaniya-pri-razlichnih-scenariyah-razvitiya-sobitij.html
4-programma-festivalya.html
4-programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-uud-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego.html
4-programma-restrukturizacii-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-sektora-i-povisheniya-effektivnosti-byudzhetnih-rashodov-v-sfere-socialnogo-obespecheniya-i-socialnoj-zashiti-naseleniya.html
4-programmi-razvitiya-fakultetov-predislovie.html
4-proishozhdenie-vidov-vozneseniya-mi-bistro-razrabotali-sposob-napisaniya-kazhdij-seans-ya-nachinal-s-zaryadki-serapisa.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtomobilnij-park-goroda-upravlenie-gorodskoj-sredoj-dveri-vozmozhnostej-ne-otkrivayutsya-oni-otpirayutsya-reshenie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/494-vibor-ishodnih-normativov-rezhima-to-i-remonta-i-korrektirovaniya-normativov.html
  • bystrickaya.ru/vliyanie-fedralnogo-televideniya-na-regionalnie-televizionnie-kanali-chast-34.html
  • notebook.bystrickaya.ru/irina-mlodik-moskva-predislovie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/narodnij-ansambl-tanca-molodost-publichnij-doklad.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xii-krizisnij-pr-60-sliyanie-dochernih-kompanij-korporacii-bell-predislovie-k-russkomu-izdaniyu.html
  • write.bystrickaya.ru/gmnastika-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-nauki-kriminalistiki-kriminalisticheskoe-obespechenie-deyatelnosti-podraz.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-po-predmetu-ekonomika-organizacii-kolichestvo-chasov.html
  • books.bystrickaya.ru/diplom-dk-0092.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-prinyata-programma-rekonstrukcii-i-kapitalnogo-remonta-obektov-teplosetevogo-hozyajstva.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-mechti-kniga-kandidata-psihologicheskih-nauk-docenta-simferopolskogo-gosudarstvennogo-universiteta-v-i.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobaya-rol-otvoditsya-institutu-vracha-obshej-semejnoj-praktiki-otchet-o-nachalnoj-stadii-proekta-naimenovanie-proekta.html
  • college.bystrickaya.ru/1-vechnost-to-vechno-naveki-na-veki-vechnie-2-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-imennoj-ukazatel-stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prognozirovanie-chast-5.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-pravovie-osnovi-deyatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-lazernoe-oruzhie-6-literatura-vvedenie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-dokumentaciya-ob-aukcione-sovmestnie-torgi-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona-dlya-subektov.html
  • control.bystrickaya.ru/dogovor-kommercheskoj-koncessii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-losos-bez-rek.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-masati-blmdlg-oushilara-zhne-oni-sipattamalari-turali-malmat-beru.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-vospriyatii-mira-v-kontekste-beskonechno-konechnogo-chast-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tretya-o-tom-chto-duhovnik-eto-vrach-dushi-starec-paisij-svyatogorec-tom-iii-duhovnaya-borba.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodi-prognozirovaniya-bankrotstva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/moskva-v-istorii-nauki-i-tehniki-chast-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-iv-korolevstvo-niderlandov-obshie-svedeniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/popitki-latinyan-k-zavladeniyu-sv-mestami-v-palestine-istoriya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kurdyukovoj-eleni-sergeevni.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-bioraznoobrazie-moskovskoj-oblasti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5vospriyatie-realnosti-skazka-o-pechalnom-volshebnike-16.html
  • writing.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-upravlencheskogo-uchyota.html
  • studies.bystrickaya.ru/7-rezultativnost-vospitatelnoj-sistemi-gimnazii-programma-semya.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-k-mamardashvili-stranica-24.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskij-konkurs-studencheskih-nauchnih-rabot-na-soiskanie-stipendii-bellona.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.