.RU

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ - Учебно-методический комплекс умк учебно-методический...


^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Качество теоретической подготовки студентов определяется действенностью полученных ими на лекциях теоретических знаний. Причем для студента важно не столько умение воспро­изводить знания, теории, идеи, сколько уметь применять их на практике; необходим «перевод» теоретических знаний в прак­тику реальной социально-педагогической деятельности.

Студенты должны понимать, что какой бы совершенной ни была теория, она не может быть непосредственно реализована на практике. Необходимы знания иного уровня, которые дол­жны содержать ответы на вопросы: как, используя теоретичес­кие положения, ведущие идеи педагогики, выяв­ленные ею закономерности социализации ребенка, следует строить педагогический процесс, как учитывать при этом психолого-педагогические и социально-педагогические особенности ребенка, как учитывать возможности конкретно­го социального института и учреждения, в котором развивается ребенок, и как учитывать свои собственные способности и воз­можности, свою профессиональную готовность к этому виду деятельности? Решению этих и других вопросов и посвящены семинарские и практические занятия по педагоги­ке.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты забла­говременно знакомятся с планом семинарского занятия и ли­тературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. В УМК приводя­тся темы семинарских занятий, а также литература, рекомен­дуемая к подготовке семинарского занятия.

Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только те студенты, которые делают сооб­щение. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, спорить в поисках истины - а это и есть главное назначение семинара, го­товиться к нему должны все.

При подготовке к семинару проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основ­ных проблемах, вынесенных на обсуждение; внимательно прочитайте материал, данный преподавате­лем по этой теме на лекции; изучите рекомендованную литературу, делая при этом кон­спекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре; постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать; запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

Семинар помогает студентам глубоко овладеть учебным пред­метом по социальной педагогике, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и пер­воисточниками, освоению ими методов научной работы и при­обретению навыков научной аргументации, научного мышле­ния. Преподавателю же работа студента на семинаре позволя­ет судить о том, насколько успешно и с каким желанием он ос­ваивает материал курса.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основ­ное содержание. Эта форма научной работы студентов используется при изучении, как основных теоретических курсов, так и специальных при­кладных дисциплин. При его написании студент должен продемон­стрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обо­сновывается важность данного исследования; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Надо сказать, что зак­лючение не является обязательной частью текста реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы. Ком­позиция основной части может быть:

• конспективной, когда ее построение полностью соответ­ствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д.);

• фрагментарной, когда рассматриваются только ее отдель­ные части (обычно таким образом реферируются большие по объему и многопроблемные источники);

• аналитической, когда содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае состав­ляется план реферата, в соответствии с которым и излагается содержание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список рефери­руемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораз­до сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор ос­новной литературы одного или нескольких авторов по отдель­ной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект про­блемы (теории) педагогики раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты также бывают различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в опреде­ленной последовательности (по времени появления, по значи­мости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

Реферат как форма самостоятельной научной работы студен­та широко применяется в учебном процессе вуза. Рефераты могут быть обязательными для всех студентов или выполнять­ся по желанию.

Написание реферата является обязательным при проведении практических или семинарских занятий. При этом студент в течение изучения курса по дисциплине должен выб­рать и написать один реферат, желательно выступить по нему на практическом занятии. Общее руководство работой над ре­фератами осуществляется преподавателем, ведущим учебный курс. Он предлагает студентам на выбор темы рефератов, сооб­щает единые требования по их написанию, консультирует в процессе подготовки реферата.

Рефераты используются также и в работе студентов на семи­нарских и практических занятиях. В этом случае обычно они выполняются по желанию и зачитываются на занятии с целью его дальнейшего обсуждения всеми студентами группы.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказы­вания кратко и своими словами, логично выстраивать и систе­матизировать изученный материал.

Студент на семинарских и практических занятиях не только выбирает и пишет реферат по определенной теме: желательно, чтобы он в дальнейшем вошел в содержание курсовой работы студента. Темы курсовых работ приведены ниже.

Таким образом, в процессе выполнения семинарских и прак­тических занятий студент может выбрать тему курсовой рабо­ты и начать работать над ней.

Выбор тем семинарских и практических занятий зависит от преподавателя, а также от интересов и возможностей студента. Излагая ту или иную тему программы по дисциплине, преподаватель заранее может распределить, какой матери­ал должен быть обязательно изложен на лекции, а какой сту­денты могут изучить самостоятельно. Знакомство с планами семинарских и практических занятий позволяет студентам выбрать, какую форму они хотели бы рассмотреть на практике: семинар по осмыслению и углублению теоретических знаний, семинар-диспут или практические занятия по решению прак­тических задач или упражнений. Могут быть предложены и другие формы проведения, например круглые столы, сюжетно-ролевые игры, просмотр аудиовидеозаписей и их обсуждение, разработка различных педагогических задач и их использование на практических занятиях - все зависит от творческой работы преподавателя вместе со студентами.

Наряду с примерными темами курсовых работ в УМК приведен общий список литературы, который включает литературу, во­шедшую в планы семинарских и практических занятий, а так­же дополнительную литературу. Это позволяет студентам выб­рать литературу, как для написания рефератов, так и для выпол­нения курсовых работ.

Итоговый контроль по этой дисциплине предусматривается в форме экзамена:

1. Студенты допускаются к экзамену в соответствии с действующей Инструкцией высшей школы о промежуточной и итоговой аттестации, если они освоили в полном объеме программу, выполнили в заданном  объеме самостоятельную работу по соответствующим  темам этого раздела педагогики.

2. При проведении экзамена ответы студентов заслушиваются в индивидуальном порядке на информационно-комментирующем и частично операционно-деятельностном уровнях.

3. Круг вопросов, выносимых на экзамен охватывает весь объем рабочей программы и соответствует содержанию лекционных и семинарских занятий, самостоятельной работы студентов по изученным темам.

4. На экзамене отмечаются уровень и объем профессионально-педагогического мышления, культура речи студента; оцениваются знания педагогических литературных источников, основ законодательства в области образования и нормативных документов, принятых на федеральном и региональном уровнях.

5. При ответе на поставленный вопрос студент демонстрирует умения рассматривать его в тесной взаимосвязи с пограничными с дидактикой образовательными областями: основами медицинских знаний, физиологией школьника, психологией, философией, историей, социологией и др.

6. Ответ студента считается положительным, если им раскрыта суть вопроса, он правильно объясняет рассматриваемые теоретические положения на конкретных примерах педагогической действительности.

7. В конце экзамена подводятся итоги и каждый студент получает рекомендации для его дальнейшей самоподготовки.

Учебно-методический комплекс призван помочь студентам в организации самостоятельной работы по освоению курса «Теория обучения. Педагогические технологии» - одна из основных педагогических дисциплин, поэтому очень важно иметь о ней целостное представление.

Пособие содержит учебную программу дисциплины, составленную в строгом соответствии с учебным планом по специальности и государственным образова­тельным стандартом ВПО.

Учебно-методические материалы по подготовке лекционных и практических занятий в пособии представлены отдельно по каждому разделу в соответствии с программой дисциплины и последовательностью изу­чения курса: «Теория обучения. Педагогические технологии». В УМК даны учебно-методические материалы по подготовке практических занятий, со­держащие планы проведения занятий с указанием последовательности рассматри­ваемых тем, задания для самостоятельной работы, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, систему упражнений для самопроверки. Выпол­нение упражнений даст возможность студентам глубже усвоить теоретический ма­териал, применить полученные знания на практике, выработать прочные умения и навыки педагогической деятельности.

В УМК представлены также «Задания для самоконтроля студентов» по всем разделам курса, которые позволят проверить уровень усвоения изученного материала.

Прежде чем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, студентам необходимо изучить рекомендуемую по каждой теме литературу. Общий список учебной, учебно-методической и научной литературы представлен в отдельном разделе в конце пособия. Кроме того, в практикуме по дисциплине по каждой теме указана основная и дополнительная литература.

В разделе «Примеры тестовых заданий» представлены варианты итогового теста по дисциплине, которые могут быть использованы как на зачётном занятии, так и при подготовке к нему.

УМК содержит краткие рекомендации по выпол­нению курсовых работ по дисциплине, темы курсовых работ приведены в соответствующем разделе.

Учебно-методический комплекс предназначен главным образом для самостоятельной работы студентов, но может быть использован и на аудиторных заня­тиях.

^ Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса:

После изучения каждой темы студентам предлагается выполнить тестовые задания. Специфика выполнения заданий заключает в том, что кроме теоретических знаний, полученных на лекционных и практических занятиях, в них включены знания, полученные при выполнении заданий самостоятельной работы. Это позволяет всесторонне проверить уровень усвоения материала курса и подготовить студентов к итоговой аттестации (экзамену).

Тест содержит 24 задания, из них 14 заданий – часть А, 5 заданий – часть В, 5 заданий – часть С. На его выполнение отводится 90 минут. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Верно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл, части В – 2 балла, части С – 5 баллов.

В учебно-методическом комплексе представлен глоссарий с основными понятиями курса «Основы профориентологии», тематика реферативных сообщений и вопросы к итоговой аттестации (экзамену).

^ Советы по подготовке к экзамену:

При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие вопросы:

1. Современные концепции образования.

2. Общая характеристика образовательного процесса в современной школе.

3. Особенности организации учебно-познавательной  деятельности одаренных обучающихся.

4. Учебные программы и пособия. Их общедидактическая характеристика.

5. Современная классно-урочная система обучения. Анализ и самоанализ современного урока.

6. Выбор средств и методов обучения. Педагогические требования к их использованию.

7. Педагогический контроль качества обучения школьников.

Именно эти вопросы вызывали затруднения при ответах на экзамене. Студенты затруднялись назвать современные виды уроков, проблемы личностно-ориентированного урока, его структуру и содержание. Особые трудности вызывал у студентов анализ и самоанализ современного урока.



4-prognoz-razvitiya-situacii-v-sfere-nauki-i-obrazovaniya-pri-razlichnih-scenariyah-razvitiya-sobitij.html
4-programma-festivalya.html
4-programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-uud-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego.html
4-programma-restrukturizacii-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-sektora-i-povisheniya-effektivnosti-byudzhetnih-rashodov-v-sfere-socialnogo-obespecheniya-i-socialnoj-zashiti-naseleniya.html
4-programmi-razvitiya-fakultetov-predislovie.html
4-proishozhdenie-vidov-vozneseniya-mi-bistro-razrabotali-sposob-napisaniya-kazhdij-seans-ya-nachinal-s-zaryadki-serapisa.html
  • credit.bystrickaya.ru/perehod-mesi-na-dvuhurovnevuyu-sistemu-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtopodemnik-akp-35-shassi-kamaz-53213-6h4-kontrolnaya-rabota-po-kursu-stroitelnie-mashini.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-turistskogo-obedineniya-peshehodnij-turizm.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-625013-rossiya-tyumenskaya-oblast-g-tyumen-50-let-oktyabrya-118-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zabolevaniya-vnutrennih-organov-i-zadacha-vnutrennej-medicini.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-resheniya-dela-antonio-mudrij-daniil-r-iering-i-koler-moks-nashe-reshenie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-8-j-klass-po-uchebniku-a-v-perishkina-fizika-8-68-chasov-2-chasa-v-nedelyu.html
  • klass.bystrickaya.ru/609-razrabotka-obrazovatelnoj-programmi-uchrezhdeniya-uchebnoe-posobie-dlya-uchashihsya-pedagogicheskih-specialnostej.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-specialnosti-0201-pravovedenie-sostavili.html
  • urok.bystrickaya.ru/povishenie-ekonomicheskoj-effektivnosti-proizvodstvenno-hozyajstvennoj-deyatelnosti-na-primere-ooo-mivitspecstroj.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/quorumkz-27022012-marchenko-dohodnost-pensionnih-fondov-perekrivaet-nakoplennij-uroven-inflyacii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/soveshanie-v-rezhime-videokonferencii-po-voprosu-ispolneniya-poruchenij-prezidenta-hantsvill-25-iyunya-2010-goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoj-konferencii-dvigatel-2007-posvyashennoj-100-letiyu-shkoli-dvigatelestroeniya-mgtu-im-n-e-baumana-pod-redakciej-n-a-ivashenko-a-r-makarova-moskva-2007.html
  • znanie.bystrickaya.ru/asmakovec-es-omsk-vestnik-integrativnoj-psihologii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ocenka-biznesa-metodom-diskontirovaniya-denezhnih-potokov.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vozdejstvie-stroitelnih-materialov-na-cheloveka.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/triadi-moej-zhizni-stranici-zhizni.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pesochnij-dvorik-lesnaya-skazka-gosudarstvennoe-kazennoe-uchrezhdenie-goroda-moskvi-inzhenernaya-sluzhba-rajona-kurkino.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-pervom-upominanii-goroda-kovrova-v-istoricheskih-dokumentah-istoriografiya-voprosa.html
  • student.bystrickaya.ru/10042005-urok-2-shag-1-urok-1-tema-znakomstvo.html
  • literature.bystrickaya.ru/belyanin-v-p-b-449-psihologicheskoe-literaturovedenie-tekst-kak-otrazhenie-vnutrennih-mirov-avtora-i-chitatelya-stranica-5.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/53-faktori-uspeha-i-tipichnie-oshibki-pri-postroenii-novih-sistem-upravleniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chast-bolnih-mozhet-okazatsya-netransportabelnimi-porazheniya-lekciya-n-mediko-takticheskaya-harakteristika-ochagov-porazheniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-informacionnaya-magistral-i-dom-kniga-billa-gejtsa-ochen-ubeditelna-i-realistichna-on-obladaya-darom.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme-nauchno-obosnovannaya-sistema-vedeniya-zhivotnovodstva-i-programma-ee-osushestvleniya-s-uchetom-deleniya-territorii-oblasti-na-pochvenno-klimaticheskie-zoni.html
  • crib.bystrickaya.ru/izidor-fromm-geshtalt-terapiya-i-geshtalt.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-rajonov-rabota-v-kotorih-v-zonah-posleduyushego-otseleniya-plan-meropriyatij-po-optimizacii-strukturi-i.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-programmi-disciplini-i-formi-kontrolya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukaz-eya-imperatorskago-velichestva-samoderzhici-vserossijskoj-svyashennij-tibet-i-voinstvennaya-step.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-230201-informacionnie-sistemi-i-tehnologii-napravlenie-podgotovki-230200-informacionnie-sistemi-stranica-7.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svedeniya-o-parametrah-realizacii-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola-voronezhskaya-oblast-bobrovskij-municipalnij-rajon-2010-god.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xiii-zhanr-lyubovnij-roman-nc-17.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozmozhna-li-integralnaya-teoriya-prava.html
  • studies.bystrickaya.ru/formirovanie-knizhnoj-kulturi-sibirskih-narodov-v-usloviyah-mnogonacionalnogo-rossijskogo-gosudarstva-chast-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/plan-nedeli-goroda-buzuluka-24-0907-g-30-09-07-g-chislo-vremya-meropriyatie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.