4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ - Учебно-методический комплекс умк учебно-методический...
.RU

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ - Учебно-методический комплекс умк учебно-методический...


^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Качество теоретической подготовки студентов определяется действенностью полученных ими на лекциях теоретических знаний. Причем для студента важно не столько умение воспро­изводить знания, теории, идеи, сколько уметь применять их на практике; необходим «перевод» теоретических знаний в прак­тику реальной социально-педагогической деятельности.

Студенты должны понимать, что какой бы совершенной ни была теория, она не может быть непосредственно реализована на практике. Необходимы знания иного уровня, которые дол­жны содержать ответы на вопросы: как, используя теоретичес­кие положения, ведущие идеи педагогики, выяв­ленные ею закономерности социализации ребенка, следует строить педагогический процесс, как учитывать при этом психолого-педагогические и социально-педагогические особенности ребенка, как учитывать возможности конкретно­го социального института и учреждения, в котором развивается ребенок, и как учитывать свои собственные способности и воз­можности, свою профессиональную готовность к этому виду деятельности? Решению этих и других вопросов и посвящены семинарские и практические занятия по педагоги­ке.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты забла­говременно знакомятся с планом семинарского занятия и ли­тературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. В УМК приводя­тся темы семинарских занятий, а также литература, рекомен­дуемая к подготовке семинарского занятия.

Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только те студенты, которые делают сооб­щение. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, спорить в поисках истины - а это и есть главное назначение семинара, го­товиться к нему должны все.

При подготовке к семинару проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основ­ных проблемах, вынесенных на обсуждение; внимательно прочитайте материал, данный преподавате­лем по этой теме на лекции; изучите рекомендованную литературу, делая при этом кон­спекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре; постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать; запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

Семинар помогает студентам глубоко овладеть учебным пред­метом по социальной педагогике, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и пер­воисточниками, освоению ими методов научной работы и при­обретению навыков научной аргументации, научного мышле­ния. Преподавателю же работа студента на семинаре позволя­ет судить о том, насколько успешно и с каким желанием он ос­ваивает материал курса.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основ­ное содержание. Эта форма научной работы студентов используется при изучении, как основных теоретических курсов, так и специальных при­кладных дисциплин. При его написании студент должен продемон­стрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обо­сновывается важность данного исследования; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Надо сказать, что зак­лючение не является обязательной частью текста реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы. Ком­позиция основной части может быть:

• конспективной, когда ее построение полностью соответ­ствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д.);

• фрагментарной, когда рассматриваются только ее отдель­ные части (обычно таким образом реферируются большие по объему и многопроблемные источники);

• аналитической, когда содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае состав­ляется план реферата, в соответствии с которым и излагается содержание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список рефери­руемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораз­до сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор ос­новной литературы одного или нескольких авторов по отдель­ной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект про­блемы (теории) педагогики раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты также бывают различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в опреде­ленной последовательности (по времени появления, по значи­мости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

Реферат как форма самостоятельной научной работы студен­та широко применяется в учебном процессе вуза. Рефераты могут быть обязательными для всех студентов или выполнять­ся по желанию.

Написание реферата является обязательным при проведении практических или семинарских занятий. При этом студент в течение изучения курса по дисциплине должен выб­рать и написать один реферат, желательно выступить по нему на практическом занятии. Общее руководство работой над ре­фератами осуществляется преподавателем, ведущим учебный курс. Он предлагает студентам на выбор темы рефератов, сооб­щает единые требования по их написанию, консультирует в процессе подготовки реферата.

Рефераты используются также и в работе студентов на семи­нарских и практических занятиях. В этом случае обычно они выполняются по желанию и зачитываются на занятии с целью его дальнейшего обсуждения всеми студентами группы.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказы­вания кратко и своими словами, логично выстраивать и систе­матизировать изученный материал.

Студент на семинарских и практических занятиях не только выбирает и пишет реферат по определенной теме: желательно, чтобы он в дальнейшем вошел в содержание курсовой работы студента. Темы курсовых работ приведены ниже.

Таким образом, в процессе выполнения семинарских и прак­тических занятий студент может выбрать тему курсовой рабо­ты и начать работать над ней.

Выбор тем семинарских и практических занятий зависит от преподавателя, а также от интересов и возможностей студента. Излагая ту или иную тему программы по дисциплине, преподаватель заранее может распределить, какой матери­ал должен быть обязательно изложен на лекции, а какой сту­денты могут изучить самостоятельно. Знакомство с планами семинарских и практических занятий позволяет студентам выбрать, какую форму они хотели бы рассмотреть на практике: семинар по осмыслению и углублению теоретических знаний, семинар-диспут или практические занятия по решению прак­тических задач или упражнений. Могут быть предложены и другие формы проведения, например круглые столы, сюжетно-ролевые игры, просмотр аудиовидеозаписей и их обсуждение, разработка различных педагогических задач и их использование на практических занятиях - все зависит от творческой работы преподавателя вместе со студентами.

Наряду с примерными темами курсовых работ в УМК приведен общий список литературы, который включает литературу, во­шедшую в планы семинарских и практических занятий, а так­же дополнительную литературу. Это позволяет студентам выб­рать литературу, как для написания рефератов, так и для выпол­нения курсовых работ.

Итоговый контроль по этой дисциплине предусматривается в форме экзамена:

1. Студенты допускаются к экзамену в соответствии с действующей Инструкцией высшей школы о промежуточной и итоговой аттестации, если они освоили в полном объеме программу, выполнили в заданном  объеме самостоятельную работу по соответствующим  темам этого раздела педагогики.

2. При проведении экзамена ответы студентов заслушиваются в индивидуальном порядке на информационно-комментирующем и частично операционно-деятельностном уровнях.

3. Круг вопросов, выносимых на экзамен охватывает весь объем рабочей программы и соответствует содержанию лекционных и семинарских занятий, самостоятельной работы студентов по изученным темам.

4. На экзамене отмечаются уровень и объем профессионально-педагогического мышления, культура речи студента; оцениваются знания педагогических литературных источников, основ законодательства в области образования и нормативных документов, принятых на федеральном и региональном уровнях.

5. При ответе на поставленный вопрос студент демонстрирует умения рассматривать его в тесной взаимосвязи с пограничными с дидактикой образовательными областями: основами медицинских знаний, физиологией школьника, психологией, философией, историей, социологией и др.

6. Ответ студента считается положительным, если им раскрыта суть вопроса, он правильно объясняет рассматриваемые теоретические положения на конкретных примерах педагогической действительности.

7. В конце экзамена подводятся итоги и каждый студент получает рекомендации для его дальнейшей самоподготовки.

Учебно-методический комплекс призван помочь студентам в организации самостоятельной работы по освоению курса «Теория обучения. Педагогические технологии» - одна из основных педагогических дисциплин, поэтому очень важно иметь о ней целостное представление.

Пособие содержит учебную программу дисциплины, составленную в строгом соответствии с учебным планом по специальности и государственным образова­тельным стандартом ВПО.

Учебно-методические материалы по подготовке лекционных и практических занятий в пособии представлены отдельно по каждому разделу в соответствии с программой дисциплины и последовательностью изу­чения курса: «Теория обучения. Педагогические технологии». В УМК даны учебно-методические материалы по подготовке практических занятий, со­держащие планы проведения занятий с указанием последовательности рассматри­ваемых тем, задания для самостоятельной работы, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, систему упражнений для самопроверки. Выпол­нение упражнений даст возможность студентам глубже усвоить теоретический ма­териал, применить полученные знания на практике, выработать прочные умения и навыки педагогической деятельности.

В УМК представлены также «Задания для самоконтроля студентов» по всем разделам курса, которые позволят проверить уровень усвоения изученного материала.

Прежде чем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, студентам необходимо изучить рекомендуемую по каждой теме литературу. Общий список учебной, учебно-методической и научной литературы представлен в отдельном разделе в конце пособия. Кроме того, в практикуме по дисциплине по каждой теме указана основная и дополнительная литература.

В разделе «Примеры тестовых заданий» представлены варианты итогового теста по дисциплине, которые могут быть использованы как на зачётном занятии, так и при подготовке к нему.

УМК содержит краткие рекомендации по выпол­нению курсовых работ по дисциплине, темы курсовых работ приведены в соответствующем разделе.

Учебно-методический комплекс предназначен главным образом для самостоятельной работы студентов, но может быть использован и на аудиторных заня­тиях.

^ Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса:

После изучения каждой темы студентам предлагается выполнить тестовые задания. Специфика выполнения заданий заключает в том, что кроме теоретических знаний, полученных на лекционных и практических занятиях, в них включены знания, полученные при выполнении заданий самостоятельной работы. Это позволяет всесторонне проверить уровень усвоения материала курса и подготовить студентов к итоговой аттестации (экзамену).

Тест содержит 24 задания, из них 14 заданий – часть А, 5 заданий – часть В, 5 заданий – часть С. На его выполнение отводится 90 минут. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Верно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл, части В – 2 балла, части С – 5 баллов.

В учебно-методическом комплексе представлен глоссарий с основными понятиями курса «Основы профориентологии», тематика реферативных сообщений и вопросы к итоговой аттестации (экзамену).

^ Советы по подготовке к экзамену:

При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие вопросы:

1. Современные концепции образования.

2. Общая характеристика образовательного процесса в современной школе.

3. Особенности организации учебно-познавательной  деятельности одаренных обучающихся.

4. Учебные программы и пособия. Их общедидактическая характеристика.

5. Современная классно-урочная система обучения. Анализ и самоанализ современного урока.

6. Выбор средств и методов обучения. Педагогические требования к их использованию.

7. Педагогический контроль качества обучения школьников.

Именно эти вопросы вызывали затруднения при ответах на экзамене. Студенты затруднялись назвать современные виды уроков, проблемы личностно-ориентированного урока, его структуру и содержание. Особые трудности вызывал у студентов анализ и самоанализ современного урока.



4-prognoz-razvitiya-situacii-v-sfere-nauki-i-obrazovaniya-pri-razlichnih-scenariyah-razvitiya-sobitij.html
4-programma-festivalya.html
4-programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-uud-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego.html
4-programma-restrukturizacii-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-sektora-i-povisheniya-effektivnosti-byudzhetnih-rashodov-v-sfere-socialnogo-obespecheniya-i-socialnoj-zashiti-naseleniya.html
4-programmi-razvitiya-fakultetov-predislovie.html
4-proishozhdenie-vidov-vozneseniya-mi-bistro-razrabotali-sposob-napisaniya-kazhdij-seans-ya-nachinal-s-zaryadki-serapisa.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-iv-o-politicheskom-obshestve-issledovanie-o-chelovecheskom-poznanii-perevod-s-i-cereteli-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/smi-dolzhni-idti-za-novoj-auditoriej-v-socialnie-seti-press-sluzhba-oao-tattelekom-dajdzhest-smi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-arhitektura-kompyutera-napravlenie-podgotovki-050100-pedagogicheskoe-obrazovanie-profil-podgotovki-informatika.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proektirovanie-bitovih-mashin-i-priborov-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ii-tvorcheskaya-istoriya-obrashenie-k-istochnikam-zadachi-poetiki-15-melodika-stiha-po-povodu-knigi-b-m.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-15-nanesenie-konechnogo-udara-sentyabr-1918-g-kniga-anglijskogo-avtora-bezila-liddel-garta-o-vidayushemsya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/podgotovka-distributiva-mui-k-ustanovke.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-75-stranica-6.html
  • college.bystrickaya.ru/4-izuchenie-tehnologicheskih-svojstv-rud-metodicheskie-rekomendacii-po-primeneniyu-klassifikacii-zapasov-k-mestorozhdeniyam.html
  • credit.bystrickaya.ru/opisanie-zadanij-na-etapah-distancii-sportivno-turistskoj-polosi-prepyatstvij-sostav-6-uchastnikov-v-tom-chisle-3-uchastnika-2-m-1-d-10-klassa-i-3-uchastnika-2-m-1d-8-klassa.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13pokazateli-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-zadachi-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-4-pokazateli.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-funkcionalnij-aspekt-inostrannogo-yazika-dlya-studentov-3-kursa-otdeleniya-slavyanskoj-i-zapadnoevropejskoj-filologii-francuzskij-yazik.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/44-celevoj-segment-pozicionirovanie-tovara-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-marketing-specialnost.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-1-f-n-f-n-stanovlenie-i-raz-ie-f-n-ee-osn-koncepcii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-2-sentyabrya-2010g-rabochaya-programma-po-fizicheskoj-kulture-uchitelya-kovalyova-viktora-anatolevicha.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-32-starsheklassnica-ever-blum-poteryala-vsyu-semyu-v-avarii-sama-ona-chudom-ucelela-vizhiv-posle-avtokatastrofi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sebestoimost-i-rentabelnost-zerna-na-primere-spk-oktyabr-kugarchinskogo-rajona-respubliki-bashkortostan.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-avtomatizacii-proizvodstvennih-processov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/35-uchet-i-otrazhenie-v-otchetnosti-obesceneniya-aktivov-i-sozdaniya-rezervov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tyumenskie-izvestiya-peregnat-ameriku16042010-departament-po-vzaimodejstviyu-s-o-smi-obzor-sredstv-massovoj-infomacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mayak-novosti-14032008-stadnickaya-lora-1100-gosduma-rf-monitoring-smi-15-17.html
  • write.bystrickaya.ru/esli-bi-lenin-ne-sluchilsya-v-nashej-istorii-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-tolerantnost-i-intolerantnost.html
  • urok.bystrickaya.ru/predlozhenie-vnosivsheesya-v-ck-v-fevrale-1920-goda-redaktor-sostavitel-yu-g-felshtinskij-predislovie-primechaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-programma-disciplini-sociologiya-rinkov-dlya-napravleniya-040200-68-sociologiya-podgotovki-magistra.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-strategicheskie-finansi-firmi-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-podgotovki-magistra-avtor-programmi-k-e-n-professor-ivashkovskaya-i-v.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-mezhdunarodnoe-kommercheskoe-pravo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-periodicheskih-izdanij-transportnoj-tematiki-za-iii-kvartal-2007-goda.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-oblastnoj-olimpiadi-konkursa-professionalnogo-masterstva-po-professii-avtomehanik-sredi-obuchayushihsya-i-masterov-po-uchrezhdenij-spo-i-npo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktualnost-temi-issledovaniya-vsovremennoj-nauke-bolshoe-vnimanie-udelyaetsya-razrabotke-problem-kulturi-povsednevnosti-zarodivshis-eshe-v-ramkah-francuzskoj-sh.html
  • doklad.bystrickaya.ru/umkd-042-18-22-1003-2015-2015-zh-2-basilim.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-ispolneniya-ugolovnih-nakazanij-primenyaemih-k-voennosluzhashim-stranica-16.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bankovskie-operacii-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-chast-14.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-28-tematicheskij-plan-seminarskih-zanyatij-politologiya-kak-nauka-2-chasa-osnovnie-etapi-stanovleniya-politicheskoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/nikolaj-ulyanov-proishozhdenie-ukrainskogo-separatizma.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sharl-lui-monteske-redaktor-m-f-nosova-aron-r-a-8-4-etapi-razvitiya-sociologicheskoj-misliobsh-red-i-predisl-p-s-gurevicha.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.