.RU

4. методические рекомендации ПО преподаванию специальности «ФТИЗИАТРИЯ» - И. Н. Денисов 22 декабря 2000 г


^ 4. методические рекомендации ПО преподаванию специальности «ФТИЗИАТРИЯ»

Целью послевузовского профессионального образования является формирование широко образованного врача-специалиста с гуманистическим и естественнонаучным мировоззрением, высокой общей культурой, ориентированного на работу в современных условиях.

Объем требований к образовательно-профессиональной программе и уровню подготовки дипломированного специалиста определяется государственным стандартом.

Стандарт является основой для:

Настоящий государственный стандарт определяет образовательно-профессиональную подготовку врача–фтизиатра, включающую профессиональную первичную подготовку (интернатура и ординатура), программы повышения квалификации для получения или подтверждения врачебной категории специалиста врача-фтизиатра, программу общего усовершенствования, а также программы тематических усовершенствований врачей- фтизиатров и врачей других специальностей (терапевтов, педиатров, пульмонологов, семейных врачей). На основе программы государственного образовательного стандарта разрабатываются учебные и учебно–тематические планы различных видов последипломной подготовки, включая раздел по фтизиатрии для врачей других вышеперечисленных специальностей.

Учебная программа включает объем курса фтизиатрии, необходимый для самостоятельной профилактической, лечебной и организационной работы врача-фтизиатра.

Начало обучения в системе с 1 сентября. Подготовка врачей-фтизиатров предусматривает следующие формы обучения:

а) самостоятельная лечебно-диагностическая работа под руководством преподавателя кафедры фтизиатрии;

б) участие в клинических обходах, разборах, которые проводятся в данном лечебном учреждении;

в) аудиторная учебная работа в виде лекций и семинаров.

Основным методом подготовки врача-фтизиатра является лечебно-диагностическая работа при участии преподавателя кафедры. Расчет учебного времени производится на 1 клинического ординатора 3 часа в неделю при коэффициенте 1: 6 на одного преподавателя (Письмо МЗ России от 03.05.2000г. №2510/4893-32). На обучающихся полностью распространяются правила внутреннего распорядка, установленного для сотрудников базовых учреждений и кафедр. Продолжительность рабочего дня определяется действующим законодательством для врачей-фтизиатров. Норма курации больных составляет половину нормы врача-фтизиатра. В лечебную работу включатся ежемесячные дежурства (не менее 2 раз по 12 часов), первые полтора года в качестве помощника основного врача - дежуранта. Продолжительность отпуска для клинического ординатора равняется отпуску, предусмотренному для специалистов фтизиатров и предоставляется обычно в летний период времени.

Самостоятельная работа клинического ординатора составляет две трети рабочего времени в год. В процессе обучения должны применяться различные формы контроля (тестовый контроль, собеседование, зачет).

За время обучения на кафедре необходимо овладеть всеми профессиональными знаниями и практическими навыками по основной и смежным специальностям, пройти углубленную подготовку по выбранным элективам (не менее 4-х). Обучение осуществляется по индивидуальным планам, разработанным на основании типовой программы применительно к конкретным условиям работы молодого специалиста. Программа подготовки имеет два раздела: профессиональную подготовку и элективы. Профессиональный раздел составляет 90% всего учебного времени и включает теоретическую подготовку (посещение лекций, семинаров) и клиническую подготовку (работа с больными во фтизиатрическом стационаре, дежурства в отделении, получение навыков при оказании неотложной помощи туберкулезным больным, освоение некоторых инструментальные методов диагностики и лечения, работа в поликлиническом отделении противотуберкулезного диспансера). Количество и перечень практических манипуляций различны для врачей-интернов и врачей-ординаторов: первая цифра при описании манипуляции приводится для врачей-интернов; вторая цифра – для врачей ординаторов (2 и 3 год обучения).

Учебно-тематический построен по модульной системе обучения. Выделено 6 модулей:

  1. Теоретические основы фтизиатрии

  2. Противотуберкулезный диспансер (поликлиника)

  3. Диагностика туберкулеза

  4. Клиника туберкулеза легких

  5. Внелегочный туберкулез

  6. Лечение туберкулеза

На первом году обучения (интернатура) изучаются преимущественно вопросы общей и частной фтизиатрии, вопросы инструментальных диагностических методов, изучение смежных специальностей.

Второй и третий год обучения посвящен изучению вопросов дифференциальной диагностики при различных синдромах, индивидуализированной терапии больных при сочетании туберкулеза и патологии других органов и систем (патологии почек, сердечно-сосудистой системы, при сахарном диабете, патологии желудочно-кишечного тракта, особенностям течения болезням в пожилом возрасте и т.п.). Программа второго и третьего года обучения обязательно включает изучение неспецифической патологии органов дыхания, в том числе и изучение редкой патологии органов дыхания.

Выделены вопросы смежных дисциплин. Наиболее значимыми для фтизиатрии являются 5 смежных дисциплин: рентгенология, пульмонология, педиатрия, эндокринология и инфекционные болезни. На знании рентгенологии и пульмонологии основываются основные скрининговые методы выявления и дифференциальной диагностики туберкулеза. Подробно изучаются вопросы рентгенанатомии, рентгенсемиотики туберкулеза органов дыхания и других внелегочных локализаций туберкулеза. Включены различные лучевые методы исследования, применяемые во фтизиатрии: рентгенография, обычная, компьютерная и ядерно–магнитная томография, рентгенфункциональные, радионуклидные и ультразвуковые методы диагностики туберкулеза и его осложнений. Изучаются также такие важные и широко используемые в практической работе вопросы современного флюорографического исследования и радиационной защиты как медицинского персонала, так и пациентов. Специалисты на семинарах и практических занятиях постоянно работают с первичной ренгентомографической документацией (флюорограммами, рентгенограммами и другими рентгендокументами) и к концу обучения могут самостоятельно интерпретировать результаты этих исследований. Раздел пульмонологии включает самую разнообразную легочную патологию: пороки развития бронхов и легких, инфекционные, грибковые, аллергические и опухолевые заболевания. Кроме лекций предусматривается большое количество семинарских занятий, практических занятий и самостоятельная курация больных диагностических отделений. В разделах по эндокринологии, педиатрии и инфекционным заболеваниям включена наиболее частая патология, которая сочетается и утяжеляет течение туберкулеза.

7% всего учебного времени отводиться для фундаментальной подготовки по специальностям патологическая анатомия, патофизиология, микробиология и фармакология.

На подготовку по вопросам общественного здоровья и здравоохранения отводится 3% учебного времени. Обязательно включаются вопросы по управлению здравоохранением и структуре противотуберкулезной службы, вопросы бюджетной медицины, ведение документации и форм отчета. Раздел полицевого учета больных туберкулезом и проведения эпидемиологического мониторинга заболевания изучается с использованием современной вычислительной техники.

Для более углубленной подготовки по специальности предлагается изучение элективов (не более 4 -х). Учебный и учебно-методический план по элективам составляется индивидуально для каждого учащегося, согласно представленным ниже программам.

В противотуберкулезной службе всех регионов России выделена самостоятельная детская фтизиатрическая служба, в которой работают специалисты педиатры, хорошо знающие особенности и формы туберкулеза, присущие детскому и подростковому возрасту. Педиатры–фтизиатры осуществляют методическое руководство в общей лечебной сети по вакцинации детей от туберкулеза и другим видам профилактики и раннего выявления туберкулеза среди детей и подростков. Лечение туберкулеза в этой возрастной группе также значительно отличается от лечения туберкулеза взрослых больных.

Второй электив посвящен вопросам туберкулеза у ВИЧ – инфицированных и больных наркоманией. Туберкулез является основной причиной смерти, а в большинстве случаев и первым поводом для обращения к врачу ВИЧ – инфицированных пациентов. При ВИЧ – инфекции, как формы и локализация туберкулеза, так и сам возбудитель и методы его выявления имеют свои значительные особенности. Алкоголизм и другие виды наркомании и токсикомании у больных туберкулезом встречаются в 50 – 80 % случаев. Эти сочетания утяжеляют туберкулез, чаще приводят к быстротекущим формам с летальным исходом и особенно сложны как для диагностики, так и для лечения.

В третьем элективе изучаются вопросы саркоидоза. В последние годы пациенты, больные саркоидозом включены под наблюдение фтизиатров. Само заболевание с неуточненной этиологией имеет наибольшее сходство с туберкулезом, требует кропотливой дифференциальной диагностики прежде всего с эпидемиологически опасной инфекцией, и поэтому эти больные чаще всего направляются к фтизиатрам.

Четвертый электив посвящен профессиональным заболеваниям органов дыхания. В регионах с развитой угольной отраслью производства включение этого электива особенно актуально, так как самым распространенным профессиональным заболеванием, осложняющимся или сочетающимся с туберкулезом является силикоз. За последние годы изучено много легочных диссеминаций, обусловленных профессиональными контактами с различными вредными факторами. Эти заболевания, так называемые альвеолиты, имеют большое клинико– рентгенологическое сходство с туберкулезом и дифференциальная диагностика проводится в первую очередь с этой инфекцией . Поэтому для специалистов фтизиатров важно изучение перечисленных разделов профессиональной патологии.

Для специалистов, имеющих стаж работы по избранной специальности, и обучающихся на циклах переподготовки (аттестационном, тематического или общего усовершенствования) должен быть указан предшествующий уровень образования с учетом стажа работы и квалификации специалиста.

Предусмотрено несколько видов постдипломной подготовки стажированных специалистов.

Общее усовершенствование продолжительностью более 500 часов рассчитано на специалистов, работающих во фтизиатрии менее 10 лет или работающих в качестве врачей – фтизиатров длительно, но их первичная специализация проводилась менее двух месяцев, а также если в работе по специальности был длительный перерыв. В учебно–методическом плане предусматривается более углубленное изучение особенностей клинического течения, основных скрининговых и других методов диагностики и современного лечения туберкулеза. Форма обучения очная и очно–заочная. При очно–заочной форме обучения объем подготовки может быть сокращен на 25–30 %.

Аттестационные (сертификационные) циклы продолжительностью 288 часов также могут проводиться в виде очной и очно–заочной формы обучения. В последнем случае возможно сокращение объема подготовки на 25–30 % за счет самостоятельной работы.

Для врачей высшей категории (главных врачей, их заместителей, заведующих отделениями или других врачей, входящих в резерв руководителей подразделений) аттестационный цикл «Актуальные вопросы фтизиатрии, социальной гигиены и организации противотуберкулезной помощи.» предусматривает больший удельный вес организационных вопросов борьбы с туберкулезом (модуль 1), ошибок в диагностике туберкулеза (модуль 3), лечение туберкулеза в сочетании с другими заболеваниями, включая новые технологии (модуль 6).

Для врачей первой и второй категории аттестационный цикл «Туберкулез органов дыхания и его дифференциальная диагностика» в большей степени посвящен скрининговым методам диагностики туберкулеза (флюорография , туберкулинодиагностика, бактериологические методы), особенностям клинического течения современного туберкулеза, стандартным схемам лечения.

На цикле «Фтизиатрия детского и подросткового возраста» обучаются врачи–фтизиатры, работающие с детьми и подростками. Учебно-тематический план должен включать особенности диагностики, клинического течения, лечения и диспансерного наблюдения детей и подростков, больных туберкулезом.

На всех аттестационных ( сертификационных ) циклах, независимо от их тематики, изучаются все разделы фтизиатрии, которые предусмотрены в квалификационной характеристике специалиста – фтизиатра.

Тематическое усовершенствование длительностью 6 недель (234 часа) может проводиться по очной и очно–заочной системе. В последнем случае объем подготовки может быть уменьшен на 25–30 % . В современных условиях приоритетной должна быть следующая тематика.

Цикл «Туберкулез органов дыхания у лиц пожилого и старческого возраста» предназначается не только для фтизиатров, но и для других специалистов, работающих с пожилыми больными.

Тематическое усовершенствование по внелегочному туберкулезу рекомендуется врачам противотуберкулезных учреждений и другим специалистам общей лечебной сети, занимающимся диагностикой туберкулеза различных внелегочных локализаций.

Цикл «Профилактика и выявление туберкулеза у детей и подростков» рассчитан на педиатров общей лечебной сети и фтизиатров , работающих с детьми и подростками.

Тематическое усовершенствование «Избранные вопросы дифференциальной диагностики туберкулеза с другими заболеваниями органов дыхания» предназначается для разных врачей (терапевтов, пульмонологов и других специалистов), занимающихся выявлением и дифференциальной диагностикой туберкулеза.

После окончания каждого этапа программы и в процессе обучения применяются различные формы контроля (тестовый, собеседование, зачет). В последние 2 недели, каждого года обучения проводятся экзамены; после первого и второго года - переводные, после третьего - аттестационный экзамен по всему курсу обучения с включением вопросов смежных специальностей и элективов в объеме, предусмотренном настоящим стандартом. Аттестационный (сертификационный) экзамен включает: сдачу практических навыков, оценку теоретической подготовки и клинического мышления, умения применять свои знания и опыт в различных клинических ситуациях. Форма экзамена может быть устной, письменно - тестовой. При успешной сдаче заключительного экзамена вручается итоговый документ специалиста фтизиатра.

Тестовый контроль и ситуационные задачи распределены по модулям, имеют различную степень сложности в зависимости от вида последипломной подготовки (интернатура, ординатура первого года обучения, второго года обучения, аттестационных (сертификационных) циклов перед сдачей экзамена для присвоения или подтверждения врачебной квалификационной категории).

Учебный процесс оснащается учебно-методическими пособиями, современными техническими средствами обучения (слайды, видеофильмы, компьютеры, подборка приказов, методических пособий, банк данных с различными клиническими наблюдениями, иллюстрированными рентгеновской документацией).

4-proizvodstvo-izderzhki-proizvodstva-i-konkurentnoe-predlozhenie-proizvodstvo-faktori-i-tehnologii.html
4-propaganda-nir-publikacii-otchyot-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-za-2009-god.html
4-provedenie-ekspertizi-zayavki-na-vidachu-innovacionnogo-patenta-na-izobretenie.html
4-provodite-vremya-s-drugimi-tvorcheskimi-lyudmi-maksvell-dzhon-s.html
4-psihologicheskaya-tipologiya-v-v-zelenskij-ot-redaktora-russkogo-izdaniya-1929-g.html
4-psihologicheskoe-davlenie-nachinaetsya-vrazgar-dnevnogo-priema-zapishal-mobilnij-telefon-vera-rasstroilas-teper.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-chto-takoe-standart-roznichnoj-torgovli-standart-roznichnoj-torgovli-soderzhit-kompleks-meropriyatij-proizvodimih-v-torgovom-zale-i-napravlennih-na-prodvizhenie-brenda-vs.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-professionalnogo-obrazovaniya-v-bashkirii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-finansovoj-deyatelnosti-predpriyatiya-i-puti-eyo-sovershenstvovaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/413-kompleksnaya-ekologicheskaya-ocenka-spisok-prinyatih-sokrashenij-8.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-lyubvi-v-poeziyah-gejne.html
  • crib.bystrickaya.ru/ilshpektor-u-menya-prosba-po-zhkh-na-zavtra-vse-voprosi-vlgoncharenko.html
  • klass.bystrickaya.ru/54zayavki-na-uchastie-v-aukcione-podannie-s-opozdaniem-dokumentaciya-ob-aukcione-po-provedeniyu-otkritogo-aukciona.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-masati-blmdlk-parallelogramm-zhne-oni-asiettermen-tanistiru.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-kursovoj-rabote-dlya-studentov-specialnosti-22-02-avtomatizirovannie-sistemi-stranica-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-otechestvennoj-istorii-rossiya-v-nachale-20-veka.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-gradostroitelnogo-obosnovaniya-po-razmesheniyu-hrama-svyatogo-georgiya-pobedonosca-s-krestilnoj-na-peresechenii-pr-suvorova-i-ul-repina-v-g-izmaile.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-kommunikativnih-umenij-starsheklassnikov-v-usloviyah-profilnoj-shkoli.html
  • doklad.bystrickaya.ru/valentina-tereshkova-glavnoe-sebya-preodolet-i-poverit-v-svoi-sili.html
  • student.bystrickaya.ru/10-narodnie-dvizheniya-v-rossii-v-xviixviii-vekah-bilet-7-otveti-na-ekzamenacionnie-voprosi-po-istorii-rossii.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-pedagogichekogo-obrazovaniya-v-ukraine-v-xix-veke.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-p-chehov-yavlyaetsya-obsheprinyatim-masterom-korotkogo-rasskaza-referat-posvyashen-talantu-pisatelya-raskrivayushemusya-v-sozdanii-syuzheta-nebolshih-po-obemu-proizvedenij.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-kliniki-techeniya-i-differencirovannoj-terapii-hronicheskih-erozij-zheludka-u-bolnih-urogenitalnim-hlamidiozom-14-01-04-vnutrennie-bolezni-14-01-10-kozhnie-i-venericheskie-bolezni.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-viii-verhovnij-sud-rossijskoj-federacii-zakonodatelstvo-i-inie-pravovie-akti-o-pravoohranitelnih-organah.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izucheniya-disciplini-raspredelenie-chasov-kursa-disciplini-po-temam-i-vidam-rabot-.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-programmnoe-obespechenie-personalnogo-kompyutera-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-bijsk-izdatelstvo-altajskogo.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-shestaya-o-ee-smerti-soobshil-mne-po-telefonu-starij-priyatel-natknuvshis-na-sluchajnie-strochki-v-gazete-edinstvennij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postavshiki-turprodukta-nikolaevna-metodologicheskie-osnovi-upravleniya-logisticheskoj-sistemoj-turistskogo-obsluzhivaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-5-finansovaya-podderzhka-hozyajstvuyushih-subektov-osushestvlyayushih-torgovuyu-deyatelnost-v-sankt-peterburge.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-referatov-dmitrij-ivanovich-mendeleev-genialnij-russkij-himik.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-emissiya-cennih-bumag-51-ponyatie-emissii-cennih-bumag-v-i-zelenov-rinok-cennih-bumag.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-pereseleniya-semilukskij-rajon.html
  • writing.bystrickaya.ru/521-sredstva-fizicheskogo-vospitaniya-v-i-ilinicha-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rodnoj-rebenok-suprugi-prozhivaet-vmeste-s-suprugami-brak-zaregistrirovan-pri-etom-suprug-ne-yavlyaetsya-ni-rodnim-otcom-rebenka-ni-ego-opekunom-rebenok-ne-us.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-a-svechin-strategiya-aleksandr-andreevich-svechin-stranica-12.html
  • studies.bystrickaya.ru/energetika-budushego-alternativnie-metodiki-budushego.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ocenka-pokazatelej-kachectva-materialov-dlya-izgotovleniya-zhenckogo-palto-po-specialnosti-100101-65-servis.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vii-andres-de-fonseka-genri-rajder-haggard-doch-montesumi-genri-rajder-haggard-doch-montesumi-glava-i.html
  • education.bystrickaya.ru/4-carstv-charlz-haddon-sperdzhen.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-bila-opublikovana-v-n-412000-ezhenedelnika-shkolnij-psiholog.html
  • spur.bystrickaya.ru/kogda-v-organizme-cheloveka-otkladivayutsya-soli-on-nachinaet-stradat-podagroj-artritom-i-drugimi-zabolevaniyami-primerno-to-zhe-samoe-proishodit-i-s-neftyanoj-skv.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.