.RU

4. методические рекомендации ПО преподаванию специальности «ФТИЗИАТРИЯ» - И. Н. Денисов 22 декабря 2000 г


^ 4. методические рекомендации ПО преподаванию специальности «ФТИЗИАТРИЯ»

Целью послевузовского профессионального образования является формирование широко образованного врача-специалиста с гуманистическим и естественнонаучным мировоззрением, высокой общей культурой, ориентированного на работу в современных условиях.

Объем требований к образовательно-профессиональной программе и уровню подготовки дипломированного специалиста определяется государственным стандартом.

Стандарт является основой для:

Настоящий государственный стандарт определяет образовательно-профессиональную подготовку врача–фтизиатра, включающую профессиональную первичную подготовку (интернатура и ординатура), программы повышения квалификации для получения или подтверждения врачебной категории специалиста врача-фтизиатра, программу общего усовершенствования, а также программы тематических усовершенствований врачей- фтизиатров и врачей других специальностей (терапевтов, педиатров, пульмонологов, семейных врачей). На основе программы государственного образовательного стандарта разрабатываются учебные и учебно–тематические планы различных видов последипломной подготовки, включая раздел по фтизиатрии для врачей других вышеперечисленных специальностей.

Учебная программа включает объем курса фтизиатрии, необходимый для самостоятельной профилактической, лечебной и организационной работы врача-фтизиатра.

Начало обучения в системе с 1 сентября. Подготовка врачей-фтизиатров предусматривает следующие формы обучения:

а) самостоятельная лечебно-диагностическая работа под руководством преподавателя кафедры фтизиатрии;

б) участие в клинических обходах, разборах, которые проводятся в данном лечебном учреждении;

в) аудиторная учебная работа в виде лекций и семинаров.

Основным методом подготовки врача-фтизиатра является лечебно-диагностическая работа при участии преподавателя кафедры. Расчет учебного времени производится на 1 клинического ординатора 3 часа в неделю при коэффициенте 1: 6 на одного преподавателя (Письмо МЗ России от 03.05.2000г. №2510/4893-32). На обучающихся полностью распространяются правила внутреннего распорядка, установленного для сотрудников базовых учреждений и кафедр. Продолжительность рабочего дня определяется действующим законодательством для врачей-фтизиатров. Норма курации больных составляет половину нормы врача-фтизиатра. В лечебную работу включатся ежемесячные дежурства (не менее 2 раз по 12 часов), первые полтора года в качестве помощника основного врача - дежуранта. Продолжительность отпуска для клинического ординатора равняется отпуску, предусмотренному для специалистов фтизиатров и предоставляется обычно в летний период времени.

Самостоятельная работа клинического ординатора составляет две трети рабочего времени в год. В процессе обучения должны применяться различные формы контроля (тестовый контроль, собеседование, зачет).

За время обучения на кафедре необходимо овладеть всеми профессиональными знаниями и практическими навыками по основной и смежным специальностям, пройти углубленную подготовку по выбранным элективам (не менее 4-х). Обучение осуществляется по индивидуальным планам, разработанным на основании типовой программы применительно к конкретным условиям работы молодого специалиста. Программа подготовки имеет два раздела: профессиональную подготовку и элективы. Профессиональный раздел составляет 90% всего учебного времени и включает теоретическую подготовку (посещение лекций, семинаров) и клиническую подготовку (работа с больными во фтизиатрическом стационаре, дежурства в отделении, получение навыков при оказании неотложной помощи туберкулезным больным, освоение некоторых инструментальные методов диагностики и лечения, работа в поликлиническом отделении противотуберкулезного диспансера). Количество и перечень практических манипуляций различны для врачей-интернов и врачей-ординаторов: первая цифра при описании манипуляции приводится для врачей-интернов; вторая цифра – для врачей ординаторов (2 и 3 год обучения).

Учебно-тематический построен по модульной системе обучения. Выделено 6 модулей:

  1. Теоретические основы фтизиатрии

  2. Противотуберкулезный диспансер (поликлиника)

  3. Диагностика туберкулеза

  4. Клиника туберкулеза легких

  5. Внелегочный туберкулез

  6. Лечение туберкулеза

На первом году обучения (интернатура) изучаются преимущественно вопросы общей и частной фтизиатрии, вопросы инструментальных диагностических методов, изучение смежных специальностей.

Второй и третий год обучения посвящен изучению вопросов дифференциальной диагностики при различных синдромах, индивидуализированной терапии больных при сочетании туберкулеза и патологии других органов и систем (патологии почек, сердечно-сосудистой системы, при сахарном диабете, патологии желудочно-кишечного тракта, особенностям течения болезням в пожилом возрасте и т.п.). Программа второго и третьего года обучения обязательно включает изучение неспецифической патологии органов дыхания, в том числе и изучение редкой патологии органов дыхания.

Выделены вопросы смежных дисциплин. Наиболее значимыми для фтизиатрии являются 5 смежных дисциплин: рентгенология, пульмонология, педиатрия, эндокринология и инфекционные болезни. На знании рентгенологии и пульмонологии основываются основные скрининговые методы выявления и дифференциальной диагностики туберкулеза. Подробно изучаются вопросы рентгенанатомии, рентгенсемиотики туберкулеза органов дыхания и других внелегочных локализаций туберкулеза. Включены различные лучевые методы исследования, применяемые во фтизиатрии: рентгенография, обычная, компьютерная и ядерно–магнитная томография, рентгенфункциональные, радионуклидные и ультразвуковые методы диагностики туберкулеза и его осложнений. Изучаются также такие важные и широко используемые в практической работе вопросы современного флюорографического исследования и радиационной защиты как медицинского персонала, так и пациентов. Специалисты на семинарах и практических занятиях постоянно работают с первичной ренгентомографической документацией (флюорограммами, рентгенограммами и другими рентгендокументами) и к концу обучения могут самостоятельно интерпретировать результаты этих исследований. Раздел пульмонологии включает самую разнообразную легочную патологию: пороки развития бронхов и легких, инфекционные, грибковые, аллергические и опухолевые заболевания. Кроме лекций предусматривается большое количество семинарских занятий, практических занятий и самостоятельная курация больных диагностических отделений. В разделах по эндокринологии, педиатрии и инфекционным заболеваниям включена наиболее частая патология, которая сочетается и утяжеляет течение туберкулеза.

7% всего учебного времени отводиться для фундаментальной подготовки по специальностям патологическая анатомия, патофизиология, микробиология и фармакология.

На подготовку по вопросам общественного здоровья и здравоохранения отводится 3% учебного времени. Обязательно включаются вопросы по управлению здравоохранением и структуре противотуберкулезной службы, вопросы бюджетной медицины, ведение документации и форм отчета. Раздел полицевого учета больных туберкулезом и проведения эпидемиологического мониторинга заболевания изучается с использованием современной вычислительной техники.

Для более углубленной подготовки по специальности предлагается изучение элективов (не более 4 -х). Учебный и учебно-методический план по элективам составляется индивидуально для каждого учащегося, согласно представленным ниже программам.

В противотуберкулезной службе всех регионов России выделена самостоятельная детская фтизиатрическая служба, в которой работают специалисты педиатры, хорошо знающие особенности и формы туберкулеза, присущие детскому и подростковому возрасту. Педиатры–фтизиатры осуществляют методическое руководство в общей лечебной сети по вакцинации детей от туберкулеза и другим видам профилактики и раннего выявления туберкулеза среди детей и подростков. Лечение туберкулеза в этой возрастной группе также значительно отличается от лечения туберкулеза взрослых больных.

Второй электив посвящен вопросам туберкулеза у ВИЧ – инфицированных и больных наркоманией. Туберкулез является основной причиной смерти, а в большинстве случаев и первым поводом для обращения к врачу ВИЧ – инфицированных пациентов. При ВИЧ – инфекции, как формы и локализация туберкулеза, так и сам возбудитель и методы его выявления имеют свои значительные особенности. Алкоголизм и другие виды наркомании и токсикомании у больных туберкулезом встречаются в 50 – 80 % случаев. Эти сочетания утяжеляют туберкулез, чаще приводят к быстротекущим формам с летальным исходом и особенно сложны как для диагностики, так и для лечения.

В третьем элективе изучаются вопросы саркоидоза. В последние годы пациенты, больные саркоидозом включены под наблюдение фтизиатров. Само заболевание с неуточненной этиологией имеет наибольшее сходство с туберкулезом, требует кропотливой дифференциальной диагностики прежде всего с эпидемиологически опасной инфекцией, и поэтому эти больные чаще всего направляются к фтизиатрам.

Четвертый электив посвящен профессиональным заболеваниям органов дыхания. В регионах с развитой угольной отраслью производства включение этого электива особенно актуально, так как самым распространенным профессиональным заболеванием, осложняющимся или сочетающимся с туберкулезом является силикоз. За последние годы изучено много легочных диссеминаций, обусловленных профессиональными контактами с различными вредными факторами. Эти заболевания, так называемые альвеолиты, имеют большое клинико– рентгенологическое сходство с туберкулезом и дифференциальная диагностика проводится в первую очередь с этой инфекцией . Поэтому для специалистов фтизиатров важно изучение перечисленных разделов профессиональной патологии.

Для специалистов, имеющих стаж работы по избранной специальности, и обучающихся на циклах переподготовки (аттестационном, тематического или общего усовершенствования) должен быть указан предшествующий уровень образования с учетом стажа работы и квалификации специалиста.

Предусмотрено несколько видов постдипломной подготовки стажированных специалистов.

Общее усовершенствование продолжительностью более 500 часов рассчитано на специалистов, работающих во фтизиатрии менее 10 лет или работающих в качестве врачей – фтизиатров длительно, но их первичная специализация проводилась менее двух месяцев, а также если в работе по специальности был длительный перерыв. В учебно–методическом плане предусматривается более углубленное изучение особенностей клинического течения, основных скрининговых и других методов диагностики и современного лечения туберкулеза. Форма обучения очная и очно–заочная. При очно–заочной форме обучения объем подготовки может быть сокращен на 25–30 %.

Аттестационные (сертификационные) циклы продолжительностью 288 часов также могут проводиться в виде очной и очно–заочной формы обучения. В последнем случае возможно сокращение объема подготовки на 25–30 % за счет самостоятельной работы.

Для врачей высшей категории (главных врачей, их заместителей, заведующих отделениями или других врачей, входящих в резерв руководителей подразделений) аттестационный цикл «Актуальные вопросы фтизиатрии, социальной гигиены и организации противотуберкулезной помощи.» предусматривает больший удельный вес организационных вопросов борьбы с туберкулезом (модуль 1), ошибок в диагностике туберкулеза (модуль 3), лечение туберкулеза в сочетании с другими заболеваниями, включая новые технологии (модуль 6).

Для врачей первой и второй категории аттестационный цикл «Туберкулез органов дыхания и его дифференциальная диагностика» в большей степени посвящен скрининговым методам диагностики туберкулеза (флюорография , туберкулинодиагностика, бактериологические методы), особенностям клинического течения современного туберкулеза, стандартным схемам лечения.

На цикле «Фтизиатрия детского и подросткового возраста» обучаются врачи–фтизиатры, работающие с детьми и подростками. Учебно-тематический план должен включать особенности диагностики, клинического течения, лечения и диспансерного наблюдения детей и подростков, больных туберкулезом.

На всех аттестационных ( сертификационных ) циклах, независимо от их тематики, изучаются все разделы фтизиатрии, которые предусмотрены в квалификационной характеристике специалиста – фтизиатра.

Тематическое усовершенствование длительностью 6 недель (234 часа) может проводиться по очной и очно–заочной системе. В последнем случае объем подготовки может быть уменьшен на 25–30 % . В современных условиях приоритетной должна быть следующая тематика.

Цикл «Туберкулез органов дыхания у лиц пожилого и старческого возраста» предназначается не только для фтизиатров, но и для других специалистов, работающих с пожилыми больными.

Тематическое усовершенствование по внелегочному туберкулезу рекомендуется врачам противотуберкулезных учреждений и другим специалистам общей лечебной сети, занимающимся диагностикой туберкулеза различных внелегочных локализаций.

Цикл «Профилактика и выявление туберкулеза у детей и подростков» рассчитан на педиатров общей лечебной сети и фтизиатров , работающих с детьми и подростками.

Тематическое усовершенствование «Избранные вопросы дифференциальной диагностики туберкулеза с другими заболеваниями органов дыхания» предназначается для разных врачей (терапевтов, пульмонологов и других специалистов), занимающихся выявлением и дифференциальной диагностикой туберкулеза.

После окончания каждого этапа программы и в процессе обучения применяются различные формы контроля (тестовый, собеседование, зачет). В последние 2 недели, каждого года обучения проводятся экзамены; после первого и второго года - переводные, после третьего - аттестационный экзамен по всему курсу обучения с включением вопросов смежных специальностей и элективов в объеме, предусмотренном настоящим стандартом. Аттестационный (сертификационный) экзамен включает: сдачу практических навыков, оценку теоретической подготовки и клинического мышления, умения применять свои знания и опыт в различных клинических ситуациях. Форма экзамена может быть устной, письменно - тестовой. При успешной сдаче заключительного экзамена вручается итоговый документ специалиста фтизиатра.

Тестовый контроль и ситуационные задачи распределены по модулям, имеют различную степень сложности в зависимости от вида последипломной подготовки (интернатура, ординатура первого года обучения, второго года обучения, аттестационных (сертификационных) циклов перед сдачей экзамена для присвоения или подтверждения врачебной квалификационной категории).

Учебный процесс оснащается учебно-методическими пособиями, современными техническими средствами обучения (слайды, видеофильмы, компьютеры, подборка приказов, методических пособий, банк данных с различными клиническими наблюдениями, иллюстрированными рентгеновской документацией).

4-proizvodstvo-izderzhki-proizvodstva-i-konkurentnoe-predlozhenie-proizvodstvo-faktori-i-tehnologii.html
4-propaganda-nir-publikacii-otchyot-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-za-2009-god.html
4-provedenie-ekspertizi-zayavki-na-vidachu-innovacionnogo-patenta-na-izobretenie.html
4-provodite-vremya-s-drugimi-tvorcheskimi-lyudmi-maksvell-dzhon-s.html
4-psihologicheskaya-tipologiya-v-v-zelenskij-ot-redaktora-russkogo-izdaniya-1929-g.html
4-psihologicheskoe-davlenie-nachinaetsya-vrazgar-dnevnogo-priema-zapishal-mobilnij-telefon-vera-rasstroilas-teper.html
  • institute.bystrickaya.ru/glavnoe-upravlenie-obrazovaniya-merii-gorodskoj-centr-razvitiya-obrazovaniya-stranica-6.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/velskij-ssilnij-p-p-som-i-ego-kniga-userdnaya-zhertva-bogu-i-gosudaryu-spb-1801.html
  • writing.bystrickaya.ru/3-modeli-i-instrumentalnie-sredstva-postroeniya-abiseb-v-kontekste-onoip.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-v-malih-gruppah-innovacionnie-formi-obucheniya-profsoyuznogo-aktiva.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sto-pudov-86-ot-150307-g-sto-pudov-77-ot-11-01-07-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-laboratornih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-01-teoreticheskie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskaya-gildiya-rieltorov-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vedomstvennaya-struktura-rashodov-mestnogo-byudzheta-reshenie-29-12-2011-450.html
  • knigi.bystrickaya.ru/runi-eto-alfavitnie-ili-magicheskie-znaki-imeyushie-uglovatuyu-formu-narisovannie-na-gladkoj-poverhnosti-virezannie-po-derevu-vigravirovannie-na-kamne-ili.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/poluprovodnikovie-datchiki-temperaturi-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/pbk-daily-moskva-089-1952008-ne-do-olimpiadi-2-rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs-rf.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-5-metodicheskie-materiali-utverzhdeni-i-rekomendovani-k-izdaniyu-na-zasedanii-kafedri-ekonomicheskoj-teorii.html
  • institut.bystrickaya.ru/telefilm-shkola-chelovek-vechno-zhivyot-v-tumane.html
  • institute.bystrickaya.ru/gadanie-na-padenii-kommersant-dengi-olga-kocheva-01092008-034-str-58.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-etap-kubka-eks-rekordsmenki-mira-zasluzhennogo-mastera-sporta-zasluzhennogo-vid-beg-60m-sb-200m-sb-yunoshi-1999-2000g-r.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-dalee-oop-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavrov-050100-62-pedagogicheskoe-obrazovanie-profil.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-istoricheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-v-fundamentalnuyu-biblioteku.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iii-predstavlyat-1-don-kihot-mishel-fuko-slova-i-veshi-arheologiya-gumanitarnih-nauk.html
  • letter.bystrickaya.ru/nadezhda-petrovna-ekaterinburg-izd-vo-u-faktoriya-2000.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-porabotal-vladimir-pronin-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-7.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poverhnostnie-i-podzemnie-vodi-vvedenie.html
  • student.bystrickaya.ru/-5-usilenie-duhovnoj-samobitnosti-i-politicheskoj-samostoyatelnosti-moskovskoj-rusi-osobennosti-razvitiya-kulturi-i-civilizacii-v-xvi-veke.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1rol-pravitelstv-i-vseh-zainteresovannih-storon-v-sodejstvii-primeneniyu-ikt-v-celyah-razvitiya-c1.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-fondi-kulturno-prosvetitelnih-i-nauchno-issledovatelskih-uchrezhdenii-i-organizacij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-i-metodicheskie-rekomendacii-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-uchebnoj-disciplini.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-24-svodnaya-tablica-vibrosov-zagryaznyayushih-veshestv-na-period-provedeniya-smr.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistema-nishi-nauka-o-zdorove-umeem-li-mi-berech-zdorove.html
  • books.bystrickaya.ru/e-e-karnauhova.html
  • desk.bystrickaya.ru/ozhidaemie-rezultati-registraciya-uchastnikov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-poluminiatyurnie-i-miniatyurnie-sorta-katalog-sortov-uzambarskih-fialok-na-2008-god.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pochemu-organizm-etiki-ottorgaet-embrionalnie-stvolovie-kletki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anonsi-sobitij-na-chetverg-29-yanvarya-2009-g-3.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-rsfsr-o-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniya-stranica-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poverhnost-shahti-zakon-ukraini-ob-elektroenergetike-utv-16-10-97-57597-vr.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reklama-chego-mi-o-nej-ne-znaem.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.