.RU

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - Учебно-методический комплекс дисциплины



^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Анатомия и морфология человека относится к одной из фундаментальных дисциплин и раскрывает перед студентами важнейшие общебиологические закономерности строения тела человека, развивает биологическое мировоззрение, видение эволюционного развития органического мира. Это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия изучает внешние формы тела человека, его органы, их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни, начиная от зарождения и формирования органов и систем у зародыша и плода и до старческого возраста, изучает человека в условиях влияния внешней среды

Являясь фундаментальной наукой, анатомия раскрывает широкие перспективы в изучении педагогики, психологии, антропологии, гистологии, эмбриологии, физиологии, медицины, гигиены труда, спорта, питания, возрастной физиологии и т.д.

Целью семинарских занятий является получение и закрепление знаний о морфологических закономерностях строений органов и систем, организма в целом; развитие навыков анализа и умений объяснить наиболее важные анатомические особенности строения опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, нервной системы; проверка умений студентов работать с основной и дополнительной литературой; умений анализировать и обобщать полученные на лекционных и семинарских занятиях знания.

В ходе подготовки к семинарским занятиям следует изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой и новыми публикациями в периодических изданиях: журналы, газеты и т.д. При этом необходимо учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.

Работа с литературой предполагает дорабатывание лекционного материала и работу по вопросам для самостоятельного изучения. Дополняется конспект лекции, делаются соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.

Основными задачами лабораторных занятий являются: формирование умений студентов работать с натуральными объектами, схемами, таблицами, муляжами, развитие навыков самостоятельной работы.

Использование лабораторных занятий повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания данного курса, способствует развитию познавательной активности. Кроме того, проведение лабораторных занятий способствует формированию общеучебных и специальных умений. Данное обстоятельство помогает лучше понять изучаемый теоретический материал и затем более доступно излагать его в школе во время прохождения педагогической практики.

Работа на лабораторных занятиях ведется в рабочей тетради с печатной основой: «Анатомия человека: Лабораторный практикум». В настоящем пособии представлена тематика и содержание лабораторных занятий, подобранных в соответствии с основными разделами учебной программы по физиологии человека и животных. Основная форма проведения занятий – выполнение экспериментов, подтверждающих физиологические закономерности, свойства тканей и процессы, лежащие в основе выполнения функций органами и системами организма, механизмы регуляции. Во всех работах имеются вопросы для самоконтроля, а также вопросы из программы дисциплины.


Требования для студентов по выполнению заданий

по курсу «Анатомия и морфология человека»

Перед каждым занятием студент должен изучить теоретические основы данной темы, используя основную и дополнительную литературу, а также привлекая знания из смежных биологических дисциплин (генетика, экология, зоология и т.д.). На это ориентирует перечень основных теоретических вопросов и вопросы домашнего задания в рабочей тетради с печатной основой.

При выполнении практических заданий студент вы работаете с объектами, указанными в разделе «Материалы и оборудование». Задания выполняются по форме, указанной в методическом пособии.

В начале работы необходимо:

- внимательно прочитать название работы, ее цель и условия выполнения;

- проверить наличие оборудования и материалов для работы;

- ознакомиться с основными этапами проведения работы – подумайте, понятны ли вам приемы осуществления тех или иных этапов работы.

- в ходе работы все записи, ответы на вопросы, заполнение таблиц выполняются в рабочей тетради;

- сформулируйте выводы на основе результатов проделанной работы.

В конце занятия студент должен проверить свои знания, используя вопросы и задания для самоконтроля. Рабочая тетрадь является итоговым документом практических занятий. Задания считаются выполненными в том случае, если студент:

а) осмыслил и свободно воспроизвел теоретический материал к данной работе;

б) индивидуально выполнял работу, аккуратно оформляя необходимые таблицы, выводы

Рекомендации по выполнению домашних заданий: к домашним заданиям относятся задания для самоконтроля (рабочая тетрадь с печатной основой). К каждому заданию в рабочей тетради даются пояснения, большинство заданий сопровождается иллюстрациями. Выполнение домашних заданий предусматривает работу с дополнительной литературой.

Рекомендации по подготовке и проведению презентаций: презентация выполняется в форме мультимедиа презентаций по определенной теме дисциплины.

Это индивидуальная подборка материала по определенной теме дисциплины. В состав мультимедиа презентации могут входить слайды, содержащие понятия, определения, схемы, диаграммы, аудио- и видеоматериалы, фотографии.

Параметры оценки презентации:

- содержательность;

- логичность изложения;

- структурность представленного материала,

- соответствие содержания теме;

- информативность таблиц, схем;

- эстетичность оформления.

Рекомендации по проведению тестирования. В тестах для промежуточного, итогового и “остаточного” контроля знаний по общей и социальной психологии используются четыре типа заданий:

1.Задания открытого типа, в которых необходимо дополнить незаконченное предложение одним или несколькими словами таким образом, чтобы это предложение приобрело правильный смысл.

2.Задания закрытого типа, в которых необходимо дополнить незаконченное предложение одним словом или словосочетанием, выбрав его из предложенного списка.

Рекомендации по выполнению курсовой работы.

Целью курсовой работы является приобретение навыков анализа научной литературы по определенной теме, углубленное изучение проблемы по основным анатомическим функциям и механизмам регуляции.

Курсовая работа должна содержать пояснительную записку (или введение), в которой должны быть отражены актуальность проблемы, обоснование темы, цель и задачи курсовой работы, значение и применение в будущей работе учителя. Объем: 2-3 стр.

Основная часть должна включать основные вопросы, подлежащие освещению. Самостоятельной работой студента является подбор и составление полного списка литературы (кроме указанных преподавателем) для освещения и обобщения новейших достижений науки по теме курсовой работы; выявление дискуссионных, выдвигающих спорные вопросы и проблемы ученых. Объем: 20 - 25 стр.

Заключение должно включать обобщение анализа литературы и вывод. Объем: 2 -3 стр.

Список использованной литературы: не менее 10-20 источников.


^ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Терминологический словарь позволяет обобщить и систематизировать факты, проводить сравнения, делать выводы. Данный словарь можно использовать при изучении курсов физиология человека и животных, генетики, экологии, общей биологии.

Как пользоваться словарем:

- понятия и термины расположены в алфавитном порядке;

- название дается полужирным шрифтом.


^ Автономная нервная система часть нервной системы, состоящая из многочисленных нервных узлов (ганглиев), висцеральных и внутриорганных нервных сплетений.

^ Анатомия человека - наука, изучающая форму и строение человеческого тела в связи с его фило- и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий среды, в том числе и социальной.

Аксон - длинный отросток нейрона, по которому импульс проводится от тела нейрона к другому нейрону, мышечным или железистым клеткам в составе органов.

^ Аорта - самая большая артерия тела, берущая начало от левого желудочка сердца.

Артерия - кровеносный сосуд, несущий кровь по направлению от сердца к органам.

^ Афферентный нейрон - чувствительный (сенсорный) нейрон, передающий нервные импульсы от рецепторов, расположенных в органах и тканях тела, в центральную нервную систему.

^ Базальные ядра - скопления серого вещества в глубине полушарий головного мозга; участвуют в регуляции сложнокоординированных автоматизированных движений, оказывают влияние на характер двигательных и вегетативных реакций в зависимости от эмоционального состояния человека.

Брюшина - тонкая серозная оболочка, выстилающая брюшную полость.

^ Вена - кровеносный сосуд, несущий кровь от органов по направлению к сердцу.

Ганглий (нервный узел) - локальное скопление нейронов за пределами ЦНС, представляющее собой периферический нервный центр.

^ Гематоэнцефалический барьер - комплекс структур, включающий эндотелий капилляров, базальную мембрану, эпендимные клетки и другие глиоциты, который обеспечивает избирательное прохождение веществ из крови в спинномозговую жидкость и в сами нейроны.

Гипоталамус - часть промежуточного мозга, располагающаяся в его нижней части под гипоталамической бороздой. Содержит большое число ядер (нервных центров), регулирующих вегетативные функции организма и его эмоции.

Гипофиз эндокринная железа, структурно связанная с гипоталамусом; с помощью гормонов, вырабатываемых в гипофизе, осуществляется регуляция функций других эндокринных желез, а также процессов роста и развития всего организма.

Гиппокамп - валикоподобное возвышение, расположенное на медиальной стенке нижнего рога бокового желудочка и обращенное в его полость. Он образован старой корой мозга (архиокортексом). Как часть лимбичсекой системы мозга гиппокамп участвует в формировании мотивации поведения, краткосрочной и долговременной памяти.

Глиоцит - глиальная клетка. Среди глиоцитов различают макроглиоциты (астроциты, олигодендроциты, клетки эпендимы) и микроглиоциты

^ Глотка - мышечный орган с фиброзной основой, соединяющий ротовую полость с пищеводом и носовую с гортанью.

Извилина (большого мозга) участок поверхности полушарий, расположенный между соседними бороздами.

Интерорецепторы — рецепторы (нервные окончания), расположенные во внутренних органах и воспринимающие раздражения из внутренней среды организма.

Концевой узел - скопление вегетативных нейронов парасимпатической части АНС, расположенное около органа и непосредственно осуществляющее парасимпатическую иннервацию этого органа.

^ Кора большого мозга - серое вещество на поверхности полушарий большого мозга, образованное многочисленными нейронами, расположенными слоями.

Лимбическая система - комплекс нервных структур конечного, промежуточного и среднего мозга (поясная и парагиппокамповая извилины, гиппокамп, гипоталамус, таламус, миндалевидное тело и другие образования), участвующих в регуляции сна, состояния бодрствования, концентрации внимания, глубины эмоций, в формировании мотивации поведения.

^ Лимфатические узлы - это скопление лимфоидной ткани, лежащие на пути лимфатических сосудов.

Матка - непарный полый мышечный орган, служит для вынашивания плода.

Миелиновое нервное волокно - отросток нейрона, покрытый слоистой миелиновой оболочкой, образованной глиальными (шванновскими) клетками и содержащей большое количество липидов.

^ Миндалевидное тело - скопление серого вещества, лежащее в глубине височной доли впереди гиппокампа в непосредственной близости от крючка. Эта структура является частью лимбической системы мозга и контролирует двигательные и вегетативные реакции организма, связанные с эмоциями.

Миокард - самая мощная оболочка, образованная поперечно-полосатой мышцей, которая, в отличие от скелетной, состоит из клеток - кардиомиоцитов, соединенных в цепочки (волокна).

Миометрий - толстая мышечная оболочка, образует основу маточной стенки.

^ Морфология человека - наука о форме, строении и развитии организма. Она изучает индивидуальную, возрастную, половую и экологическую изменчивость тела человека.

Мышцы — активная часть опорно-двигательного аппарата. Активность мышц связана с возбудимость, которая проявляется в изменении их упругих свойств или напряжения.

Невромер - участок нервной трубки, из которого иннервируются соответствующий сегмент (метамер) туловища и с которым он связан с помощью пары спинномозговых нервов.

Нейрон - нервная клетка. Благодаря ее способности воспринимать и генерировать нервные импульсы, а также передавать их на другую нервную клетку или эффекторный орган нейрон рассматривается как структурно-функциональная единица нервной системы.

Нейрофибриллы - тонкие волоконца, проходящие в цитоплазме тел нервных клеток и их отростков. Они состоят из белка и выполняют преимущественно опорную функцию.

^ Нервная ткань - исторически сложившаяся общность нейронов, обладающих способностью к возбуждению, проведению и передаче нервных импульсов, а также глиоцитов, выполняющих вспомогательные функции.

^ Нервный центр - локальная группа рядом расположенных нейронов, тесно связанных между собой структурно и функционально и выполняющих общую функцию в рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма.

Нерв — анатомическое образование, состоящее из нервных волокон, сгруппированных в пучки, которые в составе нерва разделены соединительно­тканными оболочками.

Нефрон - структурно-функциональная единица почки.

Орган — это часть тела, которая занимает определенное положение, имеет определенную форму и структуру и выполняет одну или несколько функций.

^ Органы чувств - высокоспециализированные образования, такие как глаз, ухо, обонятельная часть носа, вкусовые сосочки языка, которые имеют признаки органного строения и обеспечивают, в отличие от контактных рецепторов, дистантное восприятие раздражителей.

^ Полость плевры - узкая замкнутая щель между париетальной и висцеральной плеврой, в которой находится небольшое количество серозной жидкости, увлажняющей листки, тем самым облегчая их движение при дыхании.

Проприорецепторы - рецепторы, расположенные в мышцах и их сухожилиях, а также в капсуле суставов; прориорецепторы воспринимают раздражения, сигнализирующие о состоянии опорно-двигательного аппарата.

^ Ретикулярная формация - наиболее древняя часть ствола мозга и спинного мозга, представленная в виде сети из многочисленных ядер и связывающих их нервных волокон, которая связана со всеми структурами головного и спинного мозга и принимает непосредственное участие в их функционировании.

Рефлекс - ответная реакция организма на любое раздражение, протекающая с участием нервной системы.

^ Рефлекторная дуга - цепь нейронов, соединяющая рецептор и эффекторный орган и образующих путь, по которому последовательно передается нервное возбуждение от одного нейрона к другому или эффекторному органу.

^ Сердце - полый мышечный орган, состоящий из правой и левой половин, каждая из которых поперечно разделена на предсердие и желудочек.

Сетчатка - внутренняя чувствительная световоспринимающая оболочка глазного яблока.

Сила тяги - это величина напряжения, которое способна развить мышца при возбуждении.

^ Симпатические узлы - скопление вегетативных нейронов симпатической части автономной нервной системы, из которых непосредственно осуществляется симпатическая иннервация органов.

Синапс — контактное соединение одного нейрона с другим нейроном, с железистой или мышечной клеткой; в области такого соединения с помощью

биоактивных веществ - медиаторов - происходит передача нервного возбуждения.

^ Спинномозговая жидкость (ликвор) жидкость, которую продуцируют сосудистые сплетения в мозговых желудочках; окружая, головной и спинной мозг со всех сторон, она обеспечивает его механическую защиту и питание.

Средостение комплекс органов, располагающихся между правой и левой плевральными полостями.

Ткань - исторически сложившаяся система одного или нескольких видов клеток и их производных, объединенная общей структурой, функцией и развитием.

^ Тонус мышц - некоторая степень напряжения, поддерживаемая мышцами даже в состоянии покоя.

Фасции - оболочки из плотной волокнистой соединительной ткани (фиброзной) Они покрывают отдельные мышцы или их группы, а также и некоторые другие органы, например сосудисто-нервные пучки, почки.

Эпифиз - нейроэндокринная железа, входящая в состав промежуточного мозга (эпиталамус); вырабатывает гормон мелатонин, влияющий на регуляцию суточной активности организма; оказывает тормозное действие на процессы полового созревания.

Язык - подвижный мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, богато снабженный сосудами и нервами.


^ ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Лекция № 1. Введение

1.Анатомия, ее определение и место в системе биологических наук.

2.Классификация анатомических наук: анатомия описательная, топографическая, пластическая, функциональная и т.д.

3.Методы анатомического исследования.

4.Роль курса анатомии в подготовке учителя - биолога.

5.Место человека в филогенетической системе. Черты строения человека, общие со всеми позвоночными. Сходство строения человека с приматами. Антропогенез как результат воздействия социальной среды.

^ 1. Анатомия человека как биологическая наука. Место анатомии в системе биологических наук.

Анатомия человека наука о строении, форме человеческого организма, его органов и образующих их тканей с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Анатомия человека - наука, изучающая строение и закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды.

Анатомия изучает важнейшие общебиологические закономерности, развивает мировоззрение как врача гак и биолога, раскрывает его связи с окружающей средой, животным миром, а также позволяет понять формообразующую роль функции.

Анатомия человека служит фундаментом ряда биологических дисциплин: антропологии, эмбриологии, физиологии, сравнительной анатомии, эволюционного учения, генетики и тесно связана с ними.

^ 2.Классификация анатомических наук

В анатомии можно выделить несколько разделов:

• Описательная анатомия рассматривает форму и строение человеческого тела.

• Функциональная анатомия рассматривает формообразующее воздействие функции на организм, влияние на него трудовых процессов, социальных условий и всей окружающей среды.

• Динамическая анатомия - рассматривает функциональное строение двигательного аппарата живого человека. Динамическая анатомия служит основой для разработки вопросов физической культуры.

• Пластическая анатомия - изучающая и объясняющая внешние формы и пропорции тела, а так же является разделом анатомии для художников.

• Топографическая анатомия исследует взаиморасположение органов имеющая большое прикладное значение в медицине.

• Возрастная анатомия - изучает последовательно возникающие изменения в строении тела в течение жизни от рождения до нормальной, физиологической старости.

• Сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология и палеозоология -изучают ископаемые: остатки вымерших животных в рамках антропологии.

• Микроскопическая анатомия, гистология, цитология изучают тончайшее строение органов, тканей, клетку.

• Перечисленные науки, смежные с анатомией составляют морфологию.

^ 3.Методы анатомического исследования

• Метод препарирования, или рассечения самый древний среди анатомических методов дал название самой науке (рассекаю).

• Метод фиксации. или консервации (бальзамирование трупов), обеспечивает длительную сохранность анатомических препаратов и целых трупов.

• Метод инъекции, или наливка, заключается в наполнении просвета различных трубчатых органов окрашенными застывающими массами, что облегчает изучение кровеносных сосудов, бронхов и т.п.

• Метод коррозии заключается в растворении кислотами или щелочами всех тканей препарата, сосуды и полости которого были предварительно наполнены нерастворимыми массами.

• Метод мацерации вымачивание в теплой воде трупа, сопровождающееся гниением, позволяет изготовить костные препараты, ткани которых благодаря особой обработке делаются прозрачными, так что становятся видимыми кости или предварительно налитые сосуды, протоки и т.п.

• Макромикроскопический метод заключается в том, что анатомическое исследование органа ведется посредством лупы.

• Метод электронной микроскопии для изучения ультрамикроскопического строения различных тканей.

Все вышеперечисленные методы являются аналитическими и связаны с расчленением целого на части, т. е. осуществимы лишь на трупе. Вместе с тем многие органы в трупе занимают иное положение, имеют иную форму, чем у живого человека.

• Просвечивание человеческого тела лучами Рентгена - позволяет видеть в динамике, в функционирующем состоянии, не только кости и суставы, но и легкие, сердце, крупные сосуды, а после несложной подготовки - желудок. Кишечник. Желчный пузырь и т.п.

• Ауторадиографический метод (используют радиоактивные изотопы) - используют для исследования процессов роста костного скелета, зубов и некоторых других органов.

Экспериментальные методы используют для решения различных вопросов функциональной анатомии.

^ 4.Роль курса анатомии в подготовке учителя - биолога.

Анатомия имеет важное теоретическое и практическое значение в подготовке учителя-биолога. Учитывая, что анатомия и морфология человека является единственной наукой, изучающей строение тела человека, а в учебной программе общеобразовательной школы обязателен курс «Биология человека».

Несомненно, учитель биологии должен в совершенстве знать анатомию человека, его организм и составляющие его органы и ткани. Теоретические знания позволят учителю-биологу обучать учащихся установлению закономерностей развития органов и систем организма, их взаимосвязь с функцией.

5.Место человека в филогенетической системе. Черты строения человека, общие со всеми позвоночными. Сходство строения человека с приматами. Антропогенез как результат воздействия социальной среды.

Анатомические особенности тела человека сохраняют общие черты строения позвоночных животных (например, принцип построения скелета и внутренних органов). Отличительные особенности строения тела человека определяются не только прямохождением, но и социальной его сущностью.

Антропогенез – наука о происхождении человека как вида.


Лекция № 2. Опорно-двигательный аппарат

1.Скелет как часть ОДА.

2.Кость как орган. Строение кости.

3. Скелет головы (череп). Мозговой и лицевой отделы черепа. Крыша и основание мозгового черепа.

4.Обзор полости лицевого черепа: глазница, носовая полость и связанные с ней воздухоносные пути и др.

^ 1.Скелет как части ОДА.

Опорно-двигательный аппарат (аппарат опоры и движения) объединяет кости, соединения костей и мышцы. Основной функцией аппарата является не только опора, но и перемещение тела и его частей в пространстве. Опорно-двигательный аппарат разделяют на пассивную и активную части. К пассивной части относятся кости и соединения костей. Активную часть составляют мышцы, которые благодаря способности к сокращению приводят в движение кости скелета. Скелет человека включает позвоночный столб, ребра и грудину - кости туловища; череп; кости верхних и нижних конечностей. Особенности строения скелета и отдельных его костей сформировались в связи с прямохождением, развитием головного мозга и органов чувств, различными функциями верхних и нижних конечностей. Кости скелета соединяются между собой с помощью разных видов соединений.

Скелет (от греч.sсе1еtоп - высохший, высушенный) представляет собой комплекс костей, различных по форме и величине и выполняющих множествр функций: опорную, защитную, локомоторную, формообразующую, преодоление силы тяжести. В скелете человека различают кости туловища, головы, верхних и нижних конечностей. Кости соединены друг с другом при помощи различного вида соединений.

В состав скелета входит 206 костей (85 парных и 36 непарных). Масса «живого» скелета у новорожденных около 11% массы тела, у детей разного возраста - от 9 до 18%. У взрослых людей отношение массы скелета к массе тела до пожилого, старческого возраста сохраняется на уровне до 20%, затем несколько уменьшается.

^ 2. Кость как орган. Строение кости.

Каждая кость как орган состоит из всех видов тканей, однако главное место занимает костная ткань, являющаяся разновидностью соединительной ткани. Химический состав костей сложный. Кость состоит из органических и неорганических веществ. Неорганические вещества составляют 65-70% сухой массы кости и представлены главным образом солями фосфора и кальция. В малых количествах кость содержит более 30 других различных элементов. Органические вещества, получившие название оссеин, составляют 30-35% сухой массы кости. Это костные клетки, коллагеновые волокна. Эластичность, упругость кости зависит от ее органических веществ, а твердость - от минеральных солей. Сочетание неорганических и органических веществ в живой кости придает ей необычайные крепость и упругость. По твердости и упругости кость можно сравнить с медью, бронзой, чугуном. В молодом возрасте, у детей кости более эластичные, упругие, в них больше органических веществ и меньше неорганических. У пожилых, старых людей в костях преобладают неорганические вещества. Кости становятся более ломкими.

У каждой кости выделяют плотное (компактное) и губчатое вещество. Распределение компактного и губчатого вещества зависит от места в организме и функции костей.

^ Компактное вещество находится в тех костях и в тех их частях, которые выполняют функции опоры и движения, например, в диафизах трубчатых костей и местах, где при большом объеме требуется сохранить легкость и вместе в тем прочность, образуется губчатое вещество, например, в эпифизах трубчатых костей.

^ Губчатое вещество находится также в коротких (губчатых) и плоских костях. Костные пластинки образуют в них неодинаковой толщины перекладины (балки), пересекающиеся между собой в различных направлениях. Полости между перекладинами (ячейки) заполнены красным костным мозгом. В трубчатых костях костный мозг находится в канале кости, называемом костномозговой полостью. У взрослого человека различают красный и желтый костный мозг. Красный костный мозг заполняет губчатое вещество плоских костей и эпифизов трубчатых костей. Желтый костный мозг (ожиревший) находится в диафизах трубчатых костей.

Вся кость, за исключением суставных поверхностей, покрыта надкостницей, или периостом. Она представляет собой тонкую соединительнотканную оболочку, имеющую вид пленки и состоящую из двух слоев – наружного, волокнистого, и внутреннего, костеобразующего. Суставные поверхности кости покрыты суставным хрящом.

Классификация костей

Различают кости трубчатые (длинные и короткие), губчатые, плоские, смешаные и воздухоносные.

^ Трубчатые кости - это кости, которые расположены в тех отделах скелета, где совершаются движения с большим размахом (например, у конечностей). У трубчатой кости различают ее удлиненную часть (цилиндрическую или трехгранную среднюю часть) - тело кости, или диафиз, и утолщенные концы - эпифизы. На эпифизах располагаются суставные поверхности, покрытые суставным хрящом, служащие для соединения с соседними костями. Участок кости, расположенный между диафизом и эпифизом, называется метафизом. Среди трубчатых костей выделяют длинные трубчатые кости (н-р, плечевая, бедренная, кости предплечья и голени) и короткие (кости пясти, плюсны, фаланги пальцев). Диафизы построены из компактной, эпифизы - из губчатой кости, покрытой тонким слоем компактной.

^ Губчатые (короткие) кости состоят из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного вещества. Губчатые кости имеют форму неправильного куба или многогранника. Такие кости располагаются в местах, где большая нагрузка сочетается с большой подвижностью. Это кости запястья, предплюсны.

^ Плоские кости построены из двух пластинок компактного вещества, между которыми расположено губчатое вещество кости. Такие кости участвуют в образовании стенок полостей, поясов конечностей, выполняют функцию защиты (кости крыши черепа, грудина, ребра).

^ Смешанные кости имеют сложную форму. Они состоят из нескольких частей, имеющих различное строение. Например, позвонки, кости основания черепа.

Воздухоносные кости имеют в своем теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом. Например, лобная, клиновидная, решетчатая кость, верхняя челюсть.

^ 3. Скелет головы (череп). Мозговой и лицевой отделы черепа. Крыша и основание мозгового черепа.

Череп, образованный парными и непарными костями, защищает от внешних воздействий головной мозг и органы чувств и дает опору начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем.

Череп условно подразделяют на мозговой и лицевой. Мозговой череп является вместилищем для головного мозга. С ним неразрывно связан лицевой череп, служащий костной основой лица и начальных отделов пищеварительного и дыхательного путей и образующий вместилища для органов чувств. Мозговой отдел черепа взрослого человека состоит из 4 непарных костей - лобной, затылочной, клиновидной, решетчатой и 2 парных - теменных и височных. В черепе принято различать крышу и основание.

В образовании лицевого отдела черепа участвуют 6 парных костей (верхнечелюстная, нёбная, скуловая, носовая, слезная, нижняя носовая раковина), а также 2 непарные (сошник и нижняя челюсть). К лицевому (висцеральному) черепу относится также подъязычная кость.

Скелетом головы является череп, сranium, кости которого подразделяются:

• на кости черепа, оssa cranii, — образуют вместилище для головного мозга и некоторых органов чувств (зрения, слуха и обоняния);

• кости лица, оssa faciei, — представляют собой остов лица, начальных отделов пищеварительной трубки и дыхательных путей.

Затылочная кость, непарная, образует задненижний отдел черепа. Ее наружная поверхность выпукла, внутренняя, мозговая, вогнута. В передненижнем ее отделе большое затылочное отверстие, соединяющее полость черепа с позвоночным каналом.

В затылочной кости различают четыре части:

• базилярная часть — лежит впереди большого за­тылочного отверстия;

• парные латеральные части — по бокам его;

• затылочная чешу, — сзади.

Теменная кость, оs parietale , парная, образует верхнюю и боко­вую части свода черепа.

Она имеет форму четырехугольной выпуклой кнаружи пластинки, в которой различают:

• две поверхности — наружную и внутреннюю;

• четыре края — верхний, нижний, передний и задний.

Место наибольшей выпуклости кости называется теменным бугром.

Соответственно четырем краям теменная кость имеет четыре угла:

• передневерхний, лобный угол, приближается к прямому (ограничен венечным и сагиттальным швами);

• передненижний, клиновидный угол, острый (ограничен венечным и клиновидно-теменным швами).

Лобная кость, os frontale, состоит из четырех частей:

• лобной чешуи;

• двух глазничных частей;

• носовой части.

В передних отделах лобная поверхность чешуи переходит в глазничную поверхность Верхний, или задний, край лобной чешуи — теменной край — утолщен; его зазубренный край соединяется с лобным краем теменных костей.

Клиновидная кость, оs sphenoidale: средняя часть кости — тело клиновидной кости— кубической формы, имеет шесть поверхностей:

верхняя поверхность тела, обращенная в полость черепа, имеет в своих средних отделах углубление — турецкое седло в центре которого находится гипофизарная ямка•

передний край верхней поверхности тела слегка выступает вперед и соединяется с задним краем решетчатой пластинки,, решетчатой кости;

задняя поверхность тела — шероховатая; посредством хрящевой прослойки она соединяется с передней поверхностью базилярной части затылочной кости, образуя клиновидно-затылочный

синхондроз;

передневерхняя, глазничная поверхность, обращена в полость глазницы, где образует большую часть ее наружной стенки;

передняя, верхнечелюстная поверхность, ограничена сверху глазничной поверхностью, сбоку и снизу — корнем крыловидного отростка клиновидной кости;

верхнебоковая, височная поверхность, принимает участие в образовании стенки височной ямки.

Височная кость, оs temporale, участвует в образовании основания черепа и боковой стенки его свода. В ней залегает орган слуха и равновесия. Она сочленяется с нижней челюстью и является опорой жевательного аппарата.

На наружной поверхности кости имеется наружное слуховое отверстие, вокруг которого располагаются три части височной кости:

сверху — чешуйчатая часть;

кнутри и сзади — каменистая часть (пирамида);

спереди и снизу — барабанная часть.

В каменистой части различают:

три поверхности:

• переднюю; заднюю; нижнюю;

три края:

• верхний; задний; передний.

В решетчатой кости, оs ethmoidale, различают:

решетчатую, или горизонтальную, пластинку,

перпендикулярную, или вертикальную, пластинку,

расположенные по обеим сторонам от последней лабиринты.

^ Решетчатая пластинка является верхней стенкой полости носа; она расположена горизонтально в решетчатой вырезке лобной кости, образуя лобнорешетчатый шов.

^ Перпендикулярная пластинка делится на две части:

меньшую, верхнюю, лежащую над решетчатой пластинкой;

большую, нижнюю, расположенную под этой пластинкой.

^ Решетчатый лабиринт — парное образование, лежит по обеим сторонам перпендикулярной пластинки, примыкая к нижней поверхности решетчатой пластинки.

Каждый из двух лабиринтов состоит из многочисленных воздухоносных решетчатых ячеек, сообщающихся как между собой, так и посредством ряда отверстий с полостью носа.

Соединения костей черепа

Кости, образующие череп, соединены м/у собой при помощи непрерывных соединений (кроме нижней челюсти, которая образует с височной костью височно-нижнечелюстной сустав).

Кости крыши черепа соединяются м/у собой при помощи зубчатых и чешуйчатых швов.

^ Зубчатый сагиттальный шов – соединяет медиальные края теменных костей;

Зубчатый венечный шов – лобную и теменные кости;

Зубчатый ламбдовидный шов – теменные и затылочную кости;

Чешуйчатый шов – чешуя височной кости соединяется с теменной костью и большим крылом клиновидной кости;

Плоские (гармоничные) швы – м/у костями лицевого черепа.

Височно-нижнечелюстной сустав парный, комплексный по строению, эллипсоидной формы.

^ 4. Обзор полости лицевого черепа: глазница, носовая полость и связанные с ней воздухоносные пути

Нижняя носовая раковина, сопсha nasalis, представляет пластинку и имеет три отростка:

• верхнечелюстной отросток— образует с костью острый угол;

• слезный отросток, которым нижняя раковина соединяется со слезной костью;

• решетчатый отросток — отходит от места соединения челюстного отростка с телом кости и выступает в верхнечелюстную пазуху.

Носовая кость, оs nasale:

• верхний край ее соединен с раrs nasalis лобной кости;

• латеральный край соединяется с передним краем processus frontalis maxillae;

• передняя поверхность кости гладкая и продырявлена одним или несколькими отверстиями (след прохождения сосудов и нервов);

• задняя поверхность слегка вогнута и имеет решетчатую борозду.

Слезная кость, оs lacrimale:

• верхний край ее соединяется с глазничной частью лобной кости в лобно-слезном шве;

• задний — с передним краем глазничной пластинки решетчатой кости;

• нижний сзади — с глазничной поверхностью верхней челюсти в слезно-верхнечелюстном шве,

спереди — со слезным отростком нижней раковины в слезно-раковинном шве.

Сошник, vomer, представляет вытянутую в виде ромба пластинку, образующую задний отдел носовой перегородки.

Верхний край сошника толще других и разделен на два отогнутых кнаружи отростка, или крылья сошника. Они прилежат к нижней поверхности тела клиновидной кости и охватывают ее клюв.

Задний край кости свободен, немного заострен, отделяет одно от другого задние отверстия носовой полости — хоаны.

Верхняя челюсть, таxilla, относится к числу воздухоносных костей, так как в ней находится обширная полость, выстланная слизистой оболочкой, — верхнечелюстная, (гайморова) пазуха.

В кости различают тело и четыре отростка.

Тело верхней челюсти, внутри которого залегает указанная пазуха, имеет четыре поверхности:

• верхнюю или глазничную;

• переднюю;

• внутреннюю, или носовую;

• заднюю, или подвисочную.

^ Отростки кости:

• лобный;

• скуловой;

• альвеолярный;

• небный.

Верхний край лобного отростка зазубрен и с носовой частью лобной кости соединяется в лобно-верхнечелюстном шве. Передним краем лобный отросток с носовой костью соединяется в носоверхнечелюстном шве.

^ Скуловой отросток, вместе со скуловой костью, соединяется в скуло-верхнечелюстном шве. Альвеолярный отросток, развитие которого связано с развитием зубов, отходит от нижнего края тела кости вниз и описывает дугу, направленную выпуклостью вперед и кнаружи. Нижняя поверхность этой области, альвеолярная дуга, имеет ряд ямок, зубных альвеол, в которых находятся корни восьми зубов с каждой стороны. Ячейки отделены одна от другой межальвеолярными перегородками.

^ Небная кость, os palatinum, представляет собой изогнутую под углом пластинку, лежащую в заднем отделе носовой полости, где образует часть ее дна (твердое небо) и боковую стенку. В ней различают две пластинки:

• горизонтальную;

• перпендикулярную.

^ Горизонтальные пластинки каждой из небных костей, соединяясь одна с другой по срединной линии твердого неба, участвуют в образовании задней части срединного небного шва, а с двумя лежащими кпереди небными отростками верхнечелюстных костей соединяются поперечным небным швом.

^ Перпендикулярная часть небной кости отходит под прямым углом вверх в виде тонкой костной пластинки. Она прилежит к переднему краю медиальной поверхности и к заднему отделу носовой поверхности тела верхней челюсти. Верхний край перпендикулярной пластинки оканчивается двумя отростками:

• глазничным отростком;

• клиновидным отростком.

^ Глазничный отросток, прилежит к глазничной поверхности верхней челюсти.

Клиновидный отросток, подходит к нижней поверхности тела клиновидной кости, ее раковине и крыльям сошника. В скуловой кости, os zygomaticum, различают три поверхности:

• кнаружи она обращена боковой поверхностью, неправильной четырехугольной формы, выпуклой, особенно в области выступающего бугра;

• направленная внутрь и вперед вогнутая глазничная поверхность, входит в состав наружной и нижней стенок глазницы и с боковой поверхностью сходится острым дугообразным краем, дополняющим внизу подглазничный край;

• височная поверхность обращена в сторону височной ямки.

От верхнего угла тела кости отходит лобный отросток. Он соединяется со скуловым отростком лобной кости в лобно-скуловом шве и с большим крылом клиновидной кости в клиновидно-скуловом шве. Соединение с верхней челюстью идет по скуло-верхнечелюстному шву.

От заднего угла скуловой кости отходит височный отросток, который, соединяясь со скуловым отростком височной кости, образует вместе с ним скуловую дугу.

^ Нижняя челюсть, mandibula. непарная, образует нижний отдел лицевого черепа.

В кости различают тело и два отростка, называемых ветвями, идущих от заднего конца тела вверх.

Тело образуется из двух соединяющихся по средней линии половин, которые срастаются в одну кость на первом; году жизни.

На теле различают:

•нижний край — основание нижней челюсти;

• верхний, который образован альвеолярной частью.

На наружной поверхности тела, в средних ее отделах, находится небольшой подбородочный выступ, кнаружи от которого тотчас же выступает подбородочный бугорок.

^ Альвеолярная част, по своему развитию нахо дится в зависимости от содержащихся в ней зубов; вверху она ограничена альвеолярной дугой. Край этот содержит 16 (с каждой стороны по 8) зубных альвеол, отделенных одна от другой посредством межальвеолярных перегородок, и разделенных в полости альвеол двукорневых зубов межкорневыми перегородками.

Верхний край наружной поверхности тела кости имеет ряд выпуклостей, альвеолярные возвышения. На наружной поверхности ветви, в области угла, находится шероховатая поверхность, жевательная бугристость — след прикрепления одноименной мышцы. На внутренней стороне, соответственно названной бугристости, находится меньшая шероховатость, крыловидная бугристость — след прикрепления медиальной крыловидной мышцы. Посередине внутренней поверхности ветви находится отверстие нижней челюсти, ограниченное изнутри и спереди небольшим костным выступом — язычком нижней челюсти. Это отверстие ведет в канал нижней челюсти, в котором проходят сосуды и нервы.

^ Подъязычная кость, os hyoideum, залегает под телом языка, имеет форму подковы и у худых людей может быть прощупана через кожу. С другими костями она соединяется посредством связок.

Подъязычная кость состоит из тела, и больших и малых рогов.

Тело кости имеет форму пластинки, выпуклой кпереди; оно несет на себе поперечный и вертикальный гребни. Верхний край пластинки заострен, нижний — утолщен. Боковые края тела соединяются с.болышши рогами при помощи суставных поверхностей либо волокнистого или гиалинового хряща. Большие рога отходят от тела кости по направлению кзади и кнаружи. Они тоньше и длиннее тела и имеют на концах небольшие утолщения.

Малые рога отходят от места соединения тела кости с большими рогами. Они соединяются с телом или посредством сустава со слабо натянутой сумкой, или при помощи соединительной ткани. Их концы заключены в шило-подъязычную связку. Связка эта иногда содержит одну или несколько маленьких косточек.


Лекция №3. Соединение костей

1.Соединение костей - синартрозы и диартрозы. Виды сращения костей при помощи хрящевой и костной ткани. Строение суставов, типы суставов и оси вращения.

2. Кости туловища и их соединения. Понятие о костном сегменте. Строение позвонков, ребер и грудины. Позвоночник и грудная клетка как единое целое.

3.Кости конечностей и их соединения. Скелет свободных конечностей и поясов конечностей.

4. Кости верхней конечности и их соединения.

5. Кости нижней конечности и их соединения.

^ 1.Соединения костей – синартрозы и диатрозы. Виды сращения костей при помощи хрящевой и костной ткани. Строение суставов, типы суставов и оси вращения.

Все соединения костей делятся на три большие группы. Это непрерывные соединения, полусуставы, или симфизы, и прерывные соединения, или синовиальные соединения.

^ 1. Непрерывные соединения костей образованы с помощью различных видов соединительной ткани. Эти соединения прочные, эластичные, но имеют ограниченную подвижность. Непрерывные соединения костей делятся на фиброзные, хрящевые и костные.

^ Фиброзные соединения





синдесмозы -

это соединения костей с помощью различной формы связок и мембран. Н-р, межкостные перепонки предплечья и голени, желтые связки, соединяющие дуги позвонков, связки, укрепляющие суставы


швы

это соединения краев костей черепа между собой тонкими прослойками волокнистой соединительной ткани. Различают швы зубчатые (н-р, между теменными костями), чешуйчатые (соединение чешуи височной кости с теменной) и плоские (между костями лицевого черепа)

вколачивания

соединения корня зуба с зубной альвеолой (зуб как бы вколочен в зубную альвеолу)



^ К хрящевым соединениям (синхондрозам) относятся соединения с помощью хрящей. Н-р, соединения тел позвонков друг с другом, соединения ребер с грудиной.

Костные соединения (синостозы) появляются по мере окостенения синхондрозов между эпифизами и диафизами трубчатых костей, отдельными костями основания черепа, костями, составляющими тазовую кость, и др.

2. Симфизы также являются хрящевыми соединениями. В толще образующего их хряща имеется небольшая щелевидная полость, содержащая немного жидкости. К симфизам относится лобковый симфиз.

^ 3. Суставы, или синовиальные соединения, представляют собой прерывные соединения костей, прочные и отличающиеся большой подвижностью. Все суставы имеют следующие обязательные анатомические элементы: суставные поверхности костей, покрытые суставным хрящом; суставная капсула; суставная полость; синовиальная жидкость. Суставные поверхности покрыты упругим гиалиновым хрящом. Лишь у височно-нижнечелюстного и гру-дино-ключичного суставов хрящ волокнистый. Толщина суставного хряща колеблется в пределах от 0,2 до 6,0 мм и находится в прямой зависимости от функциональной нагрузки, испытываемой суставом. Чем больше нагрузка, тем толще суставной хрящ. Суставная капсула имеет плотный наружный слой - фиброзную мембрану, прикрепляющуюся к костям вблизи краев суставных поверхностей, где она переходит в надкостницу. Внутренний тонкий слой суставной капсулы образован синовиальной мембраной, образующей складки, ворсинки, увеличивающие ее свободную поверхность, обращенную в полость сустава.

Фиброзный слой суставной капсулы местами утолщен, образует внутрикапсульные связки. Связки могут быть вне капсулы, рядом с нею (внекапсульные связки).

Связки укрепляют сустав и направляют его движения, они также ограничивают движения суставов. Связки чрезвычайно прочные. Так, н-р, прочность на разрыв подвздошно-бедренной связки достигает 350 кг, а длинной связки подошвы - 200 кг.

Суставная полость в норме у живого человека представляет собой узкую щель, в которой содержится синовиальная жидкость. Даже у таких крупных суставов, как коленный или тазобедренный, ее количество не превышает 2- 3 см3. Давление в полости сустава ниже атмосферного.

Суставные поверхности редко полностью соответствуют друг другу по форме. Для достижения конгруэнтности (соответствия) в суставах имеется ряд вспомогательных образований. Это хрящевые диски, мениски, суставные губы. Так, н-р, у височно-нижнечелюстного сустава имеется хрящевой диск, сращенный с капсулой по наружному краю и разделяющий суставную полость на две части. У коленного сустава имеются полулунные медиальный и латеральный мениски, которые расположены между суставными поверхностями бедренной и большеберцовой костей. По краю вертлужной впадины тазобедренного сустава имеется хрящевая вертлужная губа, благодаря которой суставная поверхность на тазовой кости углубляется и больше соответствует шаровидной головке бедренной кости.

Классификация суставов

В зависимости от количества суставных поверхностей, участвующих в образовании сустава, суставы делятся на простые (две суставные поверхности) и сложные (более двух суставных поверхностей), комплексные и комбинированные. Если два или более анатомически самостоятельных суставов функционируют совместно, то они называются комбинированными (н-р, оба височно-нижнечелюстных сустава). Комплексные суставы имеют между своими сочленяющимися поверхностями внутрисуставной диск или мениски, разделяющие полость сустава на два отдела.

Форма сочленяющихся поверхностей обусловливает кол-во осей, вокруг которых может совершаться движение. В зависимости от этого суставы делятся на одно-, двух-и многоосные.

Для удобства форму суставной поверхности сравнивают с отрезком тела вращения. При этом каждый сустав имеет одну, две или три оси движения. Так, цилиндрические и блоковидные суставы одноосные. Примерами одноосных суставов (цилиндрических) являются срединный атлантоосевой, проксимальный и дистальный лучелоктевой. У блоковидного сустава на поверхности цилиндра имеются бороздка или гребень, расположенные перпендикулярно оси цилиндра, и соответствующее углубление или выступ на другой суставной поверхности. Примерами блоковидных суставов служат межфаланговые суставы кисти. Разновидностью блоковидного сустава является винтообразный сустав. Отличие винта от блока состоит в том, что борозда расположена не перпендикулярно оси сустава, а по спирали. Примером винтообразного сустава служит плечелоктевой сустав.

^ Эллипсовидные, мыщелковые и седловидные суставы являются двухосными. Лучезапястыый сустав является эллипсовидным. Мыщелковый по форме близок к эллипсовидному, его суставная головка - подобие эллипса, однако его суставная поверхность располагается на мыщелке. Н-р, коленный и атлантозатылочный суставы являются мыщелковыми (первый является также комплексным, второй - комбинированным).

Суставные поверхности седловидного сустава представляют собой два «седла» с пересекающимися под углом осями (под прямым углом). Седловидным является запястно-пястный сустав большого пальца, который характерен только для человека и обусловливает противопоставление большого пальца кисти остальным. Преобразование этого сустава в типично седловидный связано с трудовой деятельностью.

Шаровидные и плоские суставы многоосные. Кроме движения по трем осям у многоосных суставов совершаются и круговые движения. Примером многоосных суставов служат плечевой и тазобедренный суставы. Последний считают чашеобразным благодаря значительной глубине суставной ямки.

К многоосным суставам относятся также плоские суставы. Плоская поверхность является отрезком шара больших размеров. Движения плоских суставов могут производиться вокруг трех осей, но отличаются малым объемом. К плоским суставам относятся межзапястные, предплюсне-плюсневые суставы.

Движения в суставах определяются формой суставных поверхностей. В суставах вокруг фронтальной оси производятся сгибание и разгибания (движение происходит в сагиттальной плоскости); вокруг сагиттальной оси - приведение и отведение (движение происходит во фронтальной плоскости); вокруг вертикальной оси (продольной) - вращение.

Величина подвижности в суставах зависит от соответствия конгруэнтности сочленяющихся поверхностей. Чем соответствие больше, тем подвижность в суставе меньше (н-р: тазобедренный сустав), и наоборот, чем меньше соответствуют суставные поверхности друг другу, тем большая подвижность в таком суставе (н-р, плечевой сустав).

Величина подвижности в суставах определяется разницей угловых размеров суставных поверхностей сочленяющихся костей. Так, если величина угловых размеров суставной впадины составляет 150°, а угловых размеров суставной головки - 230°, то дуга возможного движения равна 80°. Чем больше разность кривизны суставных поверхностей, тем больше возможный размах движения в данном суставе.

На подвижность в суставах влияет также натянутость суставной капсулы, связочный аппарат, развитие мышц и степень их эластичности, а также половые и возрастные особенности, характер труда и вид спорта.

К скелетным тканям относят хрящевую и костную ткани, выполняющие в организме главным образом опорную, механическую функции, а также принимающие участие в минеральном обмене.


4-puskonaladochnie-raboti-stroitelnie-normi-i-pravila-elektrotehnicheskie-ustrojstva.html
4-puteshestvie-v-vizdorovlenie-joga-luchshaya-psihologicheskaya-reabilitaciya-lyudej-postradavshih-v-rezultate-katastrof.html
4-rabota-s-pedagogicheskimi-kadrami-analiz-raboti-nizhnechumanskoj-mso-shkoli-za-20072008-uch-god.html
4-rajoni-gde-k-zarabotnoj-plate-grazhdanskogo-personala-primenyaetsya-koefficient-160.html
4-raschet-elementov-derevyannih-konstrukcij-posobie-po-proektirovaniyu-derevyannih-konstrukcij-k-snip-ii-25-80.html
4-raschet-koefficientov-korrelyacii-i-determinacii-proverka-pravilnosti-vibrannih-faktorov-i-formi-svyazi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-semku-razreshenie-na-vipolnenie-rabot.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskaz-a-i-kuprina-chudesnij-doktor.html
  • bukva.bystrickaya.ru/psihologiya-rol-psihologicheskoj-sluzhbi-v-razvitii-uchebnoj-motivacii-studenta.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-kniga-stranica-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/dalnevostochnij-gosudarstvennij-universitet.html
  • doklad.bystrickaya.ru/unikalnaya-programma-pitaniya-pri-kotoroj-ni-odin-produkt-ne-zapreshen-ni-na-odin-den.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-uchashihsya-rabochaya-programma-po-literature-naimenovanie-uchebnogo-predmeta.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolnitelnaya-vlast-subektov-rf-na-primere-orenburgskoj-oblasti-chast-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-cena-dogovora-popyadok-pacchetob-otkritij-konkurs-po-viboru-podryadnoj-organizacii-na-vipolnenie-rabot-po-osvidetelstvovaniyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-iz-fondov-nauchnoj-biblioteki-rggu-po-sostoyaniyu-na-mart-2008-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-annotaciya-naimenovanie-disciplini-cifrovie-tehnologii-formnih-processov-fleksografskoj-i-glubokoj-pechati.html
  • essay.bystrickaya.ru/derzhava-u-civlnih-pravovdnosinah-z-nozemnim-elementom.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-proekta-hlopkopryadilnoj-fabriki.html
  • credit.bystrickaya.ru/pchelkina-av-aktualnie-problemi-formirovaniya-lichnosti-i-puti-ih-resheniya-teoriya-i-praktika.html
  • exam.bystrickaya.ru/vremya-inventarizacii-imushestva-organizacii-po-stroke-balansa-debitorskaya-zadolzhennost.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-literatura-uchebnoe-posobie-k-provedeniyu-prakticheskih-zanyatij-i-samostoyatelnoj-raboti-po-epidemiologii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tr-aralas-keze-5-minut-keze-25-minut-sh-keze-15-minut-sabati-masati.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-vozvratnie-121-krediti-dlya-malogo-biznesa-fondi-banki-kreditnie-soyuzi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vdtvorennya-osnovnih-fondv-avtomoblnogo-transportu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-poluchili-katalog-posadochnogo-materiala-nash-sad-v-58-sotok-raspolozhen-na-beregu-reki-volhov-nedaleko-ot-goroda-velikij-novgorod-kollekciya-rastenij-sobirala-stranica-5.html
  • literatura.bystrickaya.ru/semechkin-proshanie-s-muhtarom.html
  • lecture.bystrickaya.ru/abstracts-submitted-at-international-and-national-conferences-stranica-6.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-semejnoe-pravo-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-ej-prikladnaya-informatika-v-yurisprudencii-novij-shifr-starij-shifr-i-nazvanie-specialnostiej.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ilin-v-a-i-49-arheologiya-detstva-psihologicheskie-mehanizmi-semejnoj-zhizni-stranica-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/pobeditel-prohodyashej-v-shvejcarii-loterei-sorvavshij-dzhek-pot-v-razmere-4-mln-200-tis-doll-ne-prishel-za-dengami.html
  • lecture.bystrickaya.ru/642-opitno-konstruktorskie-raboti-okr-tema-predmet-i-zadachi-kursa.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-dorozhnogo-dvizheniya-na-perekrestke-ul-karla-marksa-i-ul-10-let-nezavisimosti-kazahstana.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yu-m-keda-i-dr-immunologiya-2008-t-29-s-298-301-bibliogr-s-301-24-nazv.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hrestomatii-po-teorii-kulturi-kurs-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-rabochij-uchebnij-plan-specialnost.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleks-po-discipline-cennie-bumagi-rassmotreno-na-zasedanii-kafedri.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnaya-nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-p-e-moshevikin-zaveduyushij-sektorom-karniilpka.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obed-sekciya-b-xviii-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-po-fotoelektronike-i-priboram-nochnogo-videniya-moskva.html
  • school.bystrickaya.ru/kokurentnaya-sreda-v-ekonomike.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-shestaya-sumerki.html
  • student.bystrickaya.ru/19-sbit-tovarov-planirovanie-prodvizheniya-7-byudzhet-prodvizheniya-8-pravovie-ogranicheniya-prodvizheniya-8-formirovanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.