.RU

4. Народы Полинезии - Учебно-методический комплекс дисциплины «Этнология» Костанай



^ 4. Народы Полинезии.

Философы Просвещения во Франции XVIII в., противопоставляя европейскому обществу своего времени мир «добрых дикарей», имели в виду главным образом полинезийцев. Дидро изобразил в своем «Добавлении к путешествию господина Бугенвиля» таитян как «детей природы». Ранние наблюдатели быта полинезийцев описывали их технику и хозяйство как примитивные. В действительности это было не так.

Хотя в Полинезии не было ни лука и стрел, ни глиняных горшков, но зато там уже существовало общественное разделение труда, выделились группы ремесленников, воинов и жречества; появилась частная собственность. Возникли касты и рабовладение, на некоторых архипелагах классовая дифференциация привела к образованию зачаточных форм государства. Сложную религиозную систему полинезийцев можно поставить в ряд с древнеегипетской или древнеиндийской, а их знания окружающей природы, морских течений и ветров, звездного неба стояли на грани научных. Наконец, в одной из частей Полинезии, на острове Пасхи, были найдены дощечки, покрытые знаками письменности.

Европейские путешественники XVI-XVII вв. описывали Полинезию как страну, где пользовались дарами природы без затраты труда. Между тем, ее мелкие острова были от природы почти лишены съедобных растений, их фауна ограничивалась немногочисленными видами птиц, рептилиями и насекомыми. Полезные растения, птица и домашние животные (собака, свинья, куры) были завезены сюда за несколько веков до появления европейских путешественников.

По физическому облику полинезийцы резко отличаются от меланезийцев. Они высокорослы, имеют смуглую кожу с желтоватым оттенком, волнистые волосы; их выделяют в полинезийскую малую расу, промежуточную между австрало-негроидной и монголоидной.

По языку полинезийцы составляют одну группу. Несмотря на отдаленные расстояния, разделяющие архипелаги, диалекты их населения различаются лишь небольшими фонетическими особенностями. Вся полинезийская группа языков родственна языкам народов Индонезии.

Из всех народов Океании и Австралии лишь полинезийцы сохранили память о своем прошлом. Данные науки, особенно исследования новозеландского ученого Те-Ранги-Хироа (Питера Бака), дают возможность в известной мере восстановить историю этого народа.

У жителей каждой группы островов имеются сказания о своих предках; называются имена, сообщается об их путешествиях. Было установлено, что собственные имена в генеалогиях, передаваемых на разных архипелагах, совпадают между собой и относятся примерно к одному времени. Время исчисляется в этих преданиях поколениями. Самая длинная родословная (на о-ве Раротонга) насчитывает 92 поколения. Тщательное исследование генеалогических преданий полинезийцев, проведенное Те-Ранги-Хироа, неоспоримо доказало, что легенды эти могут служить историческим источником.

Существуют две основные теории происхождения полинезийцев: одна выводит их из Азии, другая - из Америки. В культуре народов Океании и Южной Америки действительно существует много общих элементов. Наиболее яркий пример представляет широкое распространение по всей Полинезии батата, корнеплода несомненно южноамериканского происхождения. Его название в полинезийских языках - кумара - звучит так же, как и в языке кечуа - индейцев Эквадора и Перу (кумар, кумара). Наличие общих элементов культуры неопровержимо свидетельствует о связях между полинезийцами и индейцами. Возможно, полинезийцы - искусные мореплаватели - достигали берегов Южной Америки и привезли оттуда на родину батат.

Доказательств американского происхождения полинезийцев нет. В то же время лингвистические данные, а также предания полинезийцев ведут их происхождение из Азии. Те-Ранги-Хироа считает, что предки полинезийцев происходили из Азии. Однако он полагает, что устная традиция не могла сохранить память об этом событии на протяжении более двух тысяч лет. Достоверную историю полинезийцев Те-Ранги-Хироа начинает со времени их переселения в Индонезию, на островах которой они стали народом мореходов. Близкие связи полинезийских языков с малайским говорят о длительном пребывании протополинезийцев в Индонезии.

Хотя древнейшая история народов Индо-Китая и Индонезии еще плохо изучена, можно предполагать, что продвижение китайцев в Ханьскую эпоху (около начала нашей эры) на юг от реки Янцзы заставило предков малайцев уйти из Южного Китая и Индо-Китая. Проникновение их на острова Индонезии продолжалось, вероятно, тысячелетиями. Когда в первые века нашей эры натиск китайских переселенцев усилился, предки полинезийцев вынуждены были отправиться на поиски новых островов. Так начались великие морские походы, которые совершались многократно и растянулись на многие столетия, пока не были заселены все сколько-нибудь значительные архипелаги и острова вплоть до о-ва Пасхи на крайнем востоке. Эти плавания не были случайными: они подготовлялись заранее, в путь отправлялись большие племенные группы с запасами пищи и домашними животными.

Колонизация Полинезии была в условиях примитивной техники настоящим героическим подвигом. Более высоко стоявшие в культурном отношении древние народы классического Востока и Средиземноморья не ушли дальше каботажных плаваний. Даже в XV в. португальцы в поисках морского пути в Индию долгое время не отрывались во время своих плаваний от берегов Африки. Полинезийцы первыми в истории вышли в открытый океан с целью освоения новых земель.

Техника полинезийцев, впрочем, не была примитивной. Широкое распространение получили у полинезийцев деревянные, каменные или костяные палицы. Некоторые из них представляли собой плоское оружие с острым режущим краем. Они были прекрасно отшлифованы и часто украшены богатой резьбой. Археологи узнают в этом оружии формы южноазиатских железных мечей и боевых ножей, повторенные в дереве, камне и кости. На всех островах Полинезии, кроме Новой Зеландии, нет металлов ни в самородном виде, ни в руде. Очевидно, полинезийцам пришлось изготовлять оружие по древним образцам, но из новых материалов; они создали совершенные по форме и обработке произведения каменной и костяной техники. Что касается лука и стрел, то уже предки полинезийцев пользовались иным боевым оружием - копьями, палицами, пращами; охота же на бедных фауной островах потеряла значение. На островах Полинезии нет и глины, поэтому здесь не развилось гончарство.

Отнюдь не примитивным было и хозяйство полинезийцев. Они привезли с собой плодовые культуры, прежде всего кокосовую пальму, которая давала им пищу (сок недозрелого ореха, ядро в сыром и жареном виде, выжатое из ядра масло), волокно для веревок и различных плетений, скорлупу для сосудов, листья для циновок, древесину. Тщательная обработка земли под плодовые деревья и корнеплоды, применение на некоторых островах искусственного орошения и удобрения свидетельствуют о длительных традициях интенсивного земледелия. Завезенные полинезийцами на острова свиньи и куры были уже давно одомашнены на их индо-малайской прародине.

Таким образом, предки полинезийцев были относительно культурным народом. Располагая запасами пищи растительного и животного происхождения, они могли пускаться в дальние плавания в поисках новых земель. Но главное, что дало такую возможность, - это высокое развитие судостроения и мореходства. Полинезийское судно с балансиром - одно из замечательных изобретений человеческого ума. Балансиром или противовесом служит бревно, эластично прикрепленное к судну. Оно дает возможность даже долбленому челноку выдерживать сильные океанские волнения, преодолевать громадные волны, не опрокидываясь, и легко выравниваться. Для дальних плаваний употреблялись большие сдвоенные лодки, вмещающие по нескольку сот человек. Суда строились из тесаных досок, скрепляемых веревками из растительного волокна. Такие сдвоенные лодки, соединенные палубой с бортами, очень устойчивы. Паруса из циновок позволяли использовать попутный ветер. Управлялось судно рулевым веслом. У полинезийцев были жрецы-навигаторы, знавшие направление морских течений и ветров и хорошо ориентировавшиеся по звездам. Полинезийцы выезжали флотилиями в десятки судов; лодки шли веером, так что встречавшиеся на пути острова попадали в поле зрения хотя бы одной из них. В плавание они брали запасы пищи в виде сушеной мякоти кокосовых орехов или печеного таро, а также живых свиней и кур. В лодке, на песке, поддерживался огонь. Организованное таким образом путешествие могло продолжаться до месяца, и этого было достаточно, чтобы пересечь пространства между архипелагами Полинезии.

Полинезийские предания сохранили имена племенных групп и их вождей, высадившихся на том или ином острове. От них ведутся родословные. Исчисляя каждое поколение приблизительно в 25 лет и сопоставляя генеалогии населения различных частей Полинезии, можно установить, что первые плавания начались примерно в V в.н.э.

По преданиям, первые переселенцы обосновались на некоем острове Гавайки, где они достигли большого благоденствия. По-видимому, этой легендарной второй родиной полинезийцев был остров Раиатеа (Гавайки) к северо-западу от Таити. Здесь в местности Опоа образовалась школа жрецов, разработавшая богословскую систему полинезийской религии. К VI в. Центральная Полинезия была заселена и стала действительно родиной новой полинезийской культуры.

Однако на вопрос, каким путем добрались мореплаватели до Таити, предания не дают ясных указаний. Этнографические и антропологические данные оставляют простор для гипотез. По гипотезе Те-Ранги-Хироа переселенцы прошли через Микронезию; только позже с архипелага Таити они будто бы совершали плавания на о-ва Самоа, Тонга и Фиджи и в Меланезию, откуда привезли полезные растения и домашних животных. Советские ученые считали мало вероятным, чтобы переселенцы попали в Меланезию только после заселения Центральной Полинезии; мало вероятно и предположение, что Западная Полинезия была колонизована гораздо позже Центральной. Скорее всего, колонизация проходила не по одному пути, и во всяком случае предки полинезийцев прошли через Меланезию, откуда и взяли с собой полезные растения и животных.

Заселение Тонга и Фиджи происходило, вероятно, несколько позднее, между VI и VII вв., а колонизация Гавайского архипелага еще позже — между VII и XIV вв. Восточная Полинезия заселялась между X и XII вв. До Новой Зеландии полинезийские мореплаватели дошли между IX и XIV вв. Они встретили здесь немногочисленное негроидное население с примитивным общественным строем. Последнее было вытеснено или ассимилировано, о нем сохранилась память лишь в фольклоре.

Предание относит открытие Новой Зеландии полинезийцами к X в. и связывает его с именем рыболова Купе; он впервые увидел эти острова и, возвратившись на Гавайки, рассказал о них. В XII в. некий Тои отплыл из Центральной Полинезии в поисках своего внука, которого отнесло течением. Дед с внуком оказались на Новой Зеландии и остались здесь жить, взяли себе жен из местного племени и положили начало смешанному потомству. В XIV в. после межплеменных войн на Гавайки большая группа жителей этого острова на нескольких лодках отправилась по пути Купе с определенным намерением колонизовать южные острова. Они пристали в заливе Пленти (Изобилия). Вожди поделили между собой землю на побережье, и пришельцы расселялись группами поодаль одна от другой. Предания рассказывают и о последующих поколениях предков, называют имена вождей и ученых жрецов и даже наименования лодок с указанием, где поселились их экипажи.

За десять веков полинезийцы не только заселили острова Тихого океана, но и испытали воздействие новых условий жизни. Они стали применять дерево, камень и кость вместо железа, забыли гончарство и ткачество. Однако это не было деградацией. Они выработали новые формы техники и хозяйства, более приспособленные к условиям океанийских островов. Развивалось общественное разделение труда. Образовались наследственные касты знати - землевладельцев, военных вождей, жрецов, а на некоторых островах и каста царей; наследственным было также положение земледельцев и ремесленников. Рабы стояли вне общества, вне каст.

Касты расслаивались, внутри них происходило расщепление. Так у маори более знатные фамилии составляли группу вождей - «арики», младшие фамилии составляли средний слой - «рангатира».

Религия полинезийцев фантастически отобразила формирование классов и государства. Весь окружающий мир в представлении полинезийцев делился на две категории: моа (священный) и ноа (простой). Все относящееся к моа считается принадлежащим богам, царям, знати и жрецами поэтому объявляется запретным для простых людей, то есть подлежащим табу. Полинезийское слово «табу» буквально означает «особо отмеченный». Фактически это означало запрет определенных действий или употребления тех или иных предметов; нарушение табу влечет, по представлениям верующих, неминуемое наказание со стороны сверхъестественных сил. Так, на острове Нукухива было два вида табу - одно, налагаемое жрецом, а другое - царьком. И жрецы, и царьки использовали наложение табу в своих интересах, которые совпадали и с интересами племенной знати. Культ служил целям устрашения рядовой массы и укрепления власти господствующей прослойки. По словам русского путешественника Ю. Ф. Лисянского, «в жертву приносят плоды, свиней и собак, из людей же убивают в честь своих богов одних только пленников или возмутителей спокойствия и противников правительства. Это жертвоприношение более относится к политике, нежели к вере».

Полинезийская религия являлась орудием классового угнетения и способствовала укреплению ранних форм государственности.


Лекция 5. Народы Азии.


План лекции:

1. Народы Западной или Передней Азии.

2. Народы Южной Азии.

3. Народы Юго-Восточной Азии.

4. Народы Восточной Азии.

5. Народы Центральной Азии.

6. Народы Сибири.


Ключевые слова: мотыжное земледелие, номадизм, ислам, буддизм, шаманизм


  1. Народы Западной или Передней Азии.

Народы Западной Азии — Сирия, Ирак, Иран, Изра­иль, Ливан, Саудовская Аравия, ОАЭ, Афганистан и др. Антропологический тип: европеоиды, негроиды, пере­ходные типы. Пестрая языковая картина: индоевропей­ская, алтайская и другие языковые семьи. ХКТ:

Религия — очень пестрая картина. Ислам (90 % сун­ниты, 10 % — шииты), индуисты, иудаисты, христиане и др.

Материальная культура: каменные, сырцовые жилища.

Социальная организация - племенная структура со старейшинами в каждом, Совет глав семей - Джирга. Полигамия (многоженство), обычай левирата (после смерти мужа вдова выходит замуж за брата).

Ара́бы, (араб. аль-араб, евр. arabim — «жители пустыни») — народ семитского происхождения, говорящий на арабском языке и населяющий государства Западной Азии и Северной Африки. Письменность на основе арабского круглого письма.

Наибольшее количество арабов проживает в Азии, это арабы: Бахрейна (бахрейнцы), Иордании (иорданцы), Ирака (иракцы), Йемена (йеменцы), Катара (катарцы), Кувейта (кувейтцы), Ливана (ливанцы), Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; арабы Объединённых Арабских Эмиратов), Омана (оманцы), Саудовской Аравии (саудовцы), Сирии (сирийцы); в Африке — Алжира (алжирцы), Западной Сахары (мавры), Египта (египтяне), Ливии (ливийцы), Мавритании (мавританцы), Марокко (марокканцы), Судана (суданцы), Туниса (тунисцы).

В Палестине, Иордании, Ливане, Сирии и других странах живут палестинские арабы; арабы живут также в Турции, Иране, Узбекистане, Афганистане, Индонезии и других странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе (2,5 млн человек), Северной и Южной Америке (1,2 млн человек), Западной и Южной Африке, Австралии и др.

Общая численность 296 560 645 человек, из них в Азии 110 418 310 человек; в Африке 186 142 335 человек.

Евре́и — народ, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство — Израиль). Численность от 12 до 14 млн чел. (2006, оценка), из них около 40 % в Израиле и 35 % в США. Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия «еврей» и «иудей» тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке.

Происхождение ираноязычных народов связано с распадом индоиранского континуума, происходившим приблизительно в начале II тыс. до н. э. на бывшей территории древней, по всей видимости, доиндоиранской Бактриано-Маргианской культуры (Средняя Азия и Афганистан)[1]. В результате появились изначально компактные общности индоариев, митаннийцев и собственно иранцев, оказавшиеся разделёнными географическими и лингвистическими барьерами. С конца II по конец I тыс. до н. э. происходит широкая экспансия ираноязычных племён из Среднеазиатского региона, в результате которой иранцы оказываются расселены на значительных территориях Евразии от запада Китая до Месопотамии и от Гиндукуша до Северного Причерноморья.

Персы и близкородственные им Таджики. Проблема соотношения персов и таджиков, диалекты которых представляют континуум, далека от ясности, что особенно видно на примере Афганистана, в западных областях которого персоязычное население (парсиваны, фарсиваны) близко по языку, религии и традициям к персам иранских областей Хорасан и Систан, а в восточных областях персоязычное население называется «таджиками» и тяготеет к таджикам Таджикистана. При этом одним из государственных языков страны признаётся язык дари, общий для всех персо-таджиков Афганистана, но основанный на персо-таджикском диалекте Кабула. Сами персо-таджики Афганистана обычно различают себя по религии (шиизм/суннизм) и противопоставляют себя кочевникам и полукочевникам как дехкане, то есть осёдлые земледельцы.

Пуштуны (пашто), они же афганцы, восточноиранский народ, с традиционным кочевым и полукочевым бытом и разветвлённым племенным делением, проживающий в Афганистане и Пакистане.

Курды - западноиранский народ, основная территория которого (Курдистан) была поделена между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. Обладают племенным (родовым) делением и разговаривают на многочисленных диалектах, группируемых в два больших наречия: курманджи (северокурдское) и сорани (южнокрудское). Последнее значительно более дробно, часто из него выделяют также леки, келхури, фейли и др. По этническим традициям к курдам примыкают также носители резко отличных языков зазаки и горани.

Белуджи - кочевой и полукочевой этнос с племенным делением. Основной территорией которого являются пакистанская провинция Белуджистан и иранский остан Систан и Белуджистан.

Мазендеранцы и гилянцы - довольно многочисленные народности южного Прикаспия, языки которых не обладают в Иране никаким статусом и обычно рассматриваются как диалекты персидского языка, хотя генетически довольно далеки от него.

Луры и бахтияры - традиционно кочевые и полукочевые племена Западного Ирана, проживающие в горах Загроса. Разговаривают на диалектах, родственных персидскому языку.

Памирские народы — совокупность разнородных высокогорных этносов, разговаривающих на различных восточноиранских языках (шугнанцы, рушанцы, бартангцы, орошорвцы, хуфцы, сарыкольцы, язгулямцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга) Проживают в горных областях Таджикистана и Афганистана, а также Пакистана и Синьцзян-уйгурского автономного района Китая. Памирцы часто отождествляют себя с таджиками. Также к ним примыкают ягнобцы (ягнобские таджики, ягноб. яғнобӣ), наречие которых представляет собой последний реликт согдийского языка.

Хазарейцы - потомки монгольских воинов, осевших в высокогорных областях Афганистана, смешавшихся с местным населением и усвоивших местный персо-таджикский диалект.

Чараймаки (перс.-монг. «четыре племени») - совокупность кочевых и полукочевых племён на западе Афганистана и востоке Хорасана, разговаривающих на хорасанском персо-таджикском диалекте. Большинство племён обнаруживает тюркский субстрат или адстрат.


^ 2. Народы Южной Азии.

Южная Азия — Индия (около 1000 разных княжеств), Пакистан, Непал, о. Шри-Ланка и др. Антропологический тип — австралоиды, монголоиды и смешанный тип.

Лингвистика: индоевропейская языковая семья — иранская группа, дравидийская семья. Место великих династий (Империя Великих Моголов), с XVIII в. - пе­риод колониальных захватов (Португалия, Франция).

Большинство населения занималось сельским хозяй­ством, но земли было мало. ХКТ - пашенно-орошаемое земледелие тропического пояса (долинное, террасное земледелие), культуры — злаки, хлопок, чай и др. Молоч­ное скотоводство (мясо не употребляли, особенно ко­ров — корова считалась священным животным). Паст­бищ мало, скотоводство полукочевое. Охота и собира­тельство. Развитые ремесла с глубокой специализацией (например, ткачество).

Материальная культура: каркасно-столбовые, кирпично-сырцовые, каменные (с распространением буд­дизма) постройки. Одежда - сари у женщин (кусок тка­ни в несколько метров без швов, который драпируется вокруг тела), хати - у мужчин. Пища - растительного, молочного происхождения, рыба.

Социальное устройство: небольшие общества, родовая община. Социальная организация индийского общества во многом определялась религией (индуизм). Согласно ей все общество делилось на 4 потомственные касты:

Была еще каста неприкасаемых - изгоев. Касты были замкнутыми и порядок их изоляции строго соблюдался столетиями. Самое страшное — быть изгнанным, исклю­ченным из касты. В западной части широка распространено мусуль­манство. Особенность индийского менталитета — сильная разобщенность в силу природно-географического по­ложения (много гор, рек и других естественных барье­ров) и религии.

Индия является родиной двух крупных языковых семей: индо-арийской (74 % населения) и дравидийской (24 % населения). Другие языки, на которых говорят в Индии, произошли из австроазиатской и тибето-бирманской лингвистической семьи. Хинди, самый распространённый в Индии язык, является официальным языком правительства Индии.[92] Английский язык, который широко используется в бизнесе и администрации, имеет статус «вспомогательного официального языка»; он также играет большую роль в образовании, в особенности в среднем и высшем. В Конституции Индии определён 21 официальный язык, на которых говорит значительная часть населения или которые имеют классический статус. В Индии насчитывается 1,652 диалекта.

Более 900 млн индийцев (80,5 % населения) исповедуют индуизм. Другие религии, имеющие значительное количество последователей, это ислам (13,4 %), христианство (2,3 %), сикхизм (1,9 %), буддизм (0,8 %) и джайнизм (0,4 %). В Индии также представлены такие религии как иудаизм, зороастризм, бахаи и другие. Среди аборигенного населения, которое составляет 8,1 %, распространён анимизм.

Дравиди́йские языки́ (дравидские языки) - семья языков на территории Южноазиатского (Индийского) субконтинента. Распространены главным образом в Индии, особенно в южной её части, а также в Пакистане, южном Афганистане, восточном Иране (язык брахуи), частично в Шри-Ланке, странах Юго-Восточной Азии, на островах Индийского и Тихого океанов и в Южной Африке.

Общая численность говорящих на 85 дравидийских языках превышает 200 млн. человек, свыше 95% из них пользуются четырьмя языками: телугу, тамильским языком, каннада и малаялам.

Некоторые дравидийские языки (ерукала, кайкади, курумба, беллари, корага и др.) изучены слабо, и принадлежность их к той или иной группе не определена. Общее число говорящих на дравидийских языках в настоящее время превышает 200 млн человек, причем свыше 90 % из этого числа приходится на «большую дравидийскую четверку» — языки телугу, тамильский, малаялам и каннада, которые имеют более чем тысячелетние письменные и литературные традиции (самые ранние тамильские памятники датируются II—I вв. до н. э.) и статус официальных языков южноиндийских штатов Андхра-Прадеш, Тамилнад, Керала и Карнатака соответственно.


4-specialnie-umeniya-prikaz-19-avgusta-1997-g-n-249-o-nomenklature-specialnostej-srednego-medicinskogo-i.html
4-specifikaciya-produkcii-dokumentaciya-ob-aukcione-8-soderzhanie-dokumentacii-ob-aukcione-8-razyasnenie-polozhenij.html
4-spisok-rekomenduemoj-literaturi-departament-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
4-spontannost-agressii-konrad-lorenc.html
4-spravochnaya-literatura-f-h-adihanov-n-v-karlova-praktikum-po-ekologicheskomu-pravu-barnaul-2010.html
4-sredstva-territorialnogo-fonda-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-6-757-ot-20-fevralya-2012-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-1-25-01-08-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-minsk.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tolkovij-slovar-psihiatricheskih-terminov-stranica-12.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnoe-soobshenie-o-provedenii-otbora-proektov-subektov-malogo-predprinimatelstva-dlya-predostavleniya-subsidij-nachinayushim-predprinimatelyam.html
  • bukva.bystrickaya.ru/p-o-d-p-r-o-g-r-a-m-m-a-izmeneni-ya-kotorie-vnosyatsya-v-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-29yanvarya-2007g-54.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-prednaznachena-dlya-studentov-2-kursa-inzhenerno-ekonomicheskogo-fakulteta-obuchayushihsya-po-specialnosti-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatiyah-gostinichnoe-restorannoe-turistskoe-hozyajstvo.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-3-polnaya-profneprigodnost-pochemu-rossiya-ne-amerika.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-samarskoj-oblasti-prinyati-meri-v-celyah-nadezhnogo-elektrosnabzheniya-zhitelej-informacionnoe-agentstvo-regnum-29122011.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-na-temu-aspekti-vzaimodejstviya-kategorij-yazikovaya-odushevlennost-neodushevlennost.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekran-masah-lajtman-mihael-osnovi-kabbali-seriya-kabbala-tajnoe-uchenie-npf-drevo-zhizni-izdatelskaya-gruppa.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/singapur-rekomendacii-k-virabotke-obrazovatelnoj-politiki-v-bolgarii-14.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-izdanie-trete-dopolnennoe-izdatelstvo-moskovskogo-gosudarstvennogo-lingvisticheskogo-universiteta-moskva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-pomosh-kak-polzovatsya-dannim-uchebnikom.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-7-8-oktyabrya-2011-goda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-operator-pulta-upravleniya-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-4-razdeli-obshie-professii-gornih.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-sociologiya-ekzamen-inostrannij-yazik.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-v-problemi-realizacii-konstitucionnogo-prava-grazhdan-na-socialnoe-obespechenie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/smirnova-np-glava-slobockogo-selskogo-poseleniya-doklad-komissii-obshestvennoj-palati-rossijskoj-federacii-po.html
  • control.bystrickaya.ru/dannaya-sistema-skidok-rasprostranyaetsya-tolko-na-turi-operatorom-kotorih-yavlyaetsya-kompaniya-bon-voyazh-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nalogovaya-sistema-rossijskoj-federacii-i-puti-ee-reformirovaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/burenie-neftyanih-i-gazovih-skvazhin.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-3-romashka.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-uchebnikov-po-russkomu-yaziku-i-literature-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svetlovskij-gorodskoj-okrug-postanovleni-e.html
  • lecture.bystrickaya.ru/antichnaya-estetika-chast-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primenenie-gis-tehnologij-v-gidrologii-ot-etogo-zavisel-moj-dalnejshij-trudovoj-put.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zdravoohraneniya-rossijskoj-federacii-1-predlozheniya-po-vneseniyu-izmenenij-v-nomenklaturu-klassifikator.html
  • crib.bystrickaya.ru/grafika-kalligrafiya-orfografiya-poyasnitelnaya-zapiska-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta-na-postavku-literaturi-dlya-komplektovaniya-bibliotechnih-fondov-bibliotek-g-pyatigorska-forma-torgov-stranica-11.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-sobitiya.html
  • institut.bystrickaya.ru/testi-po-discipline-teoriya-statistiki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strahovaya-deyatelnost-v-rossijskoj-federacii-chast-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-hozyajstvennij-uchet-ego-sushnost-i-znachenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/podsekciya-2-priglasitelnij-bilet-i-programma-sankt-peterburg-2007-rossijskaya-akademiya-nauk-ministerstvo-nauki.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-specialnosti-080301-65-kommerciya-torgovoe-delo-novosibirsk-2012.html
  • report.bystrickaya.ru/institualizaciya-neformalnih-praktik-v-sfere-visshego-obrazovaniya-22-00-04-socialnaya-struktura-socialnie-instituti-i-processi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.