.RU

4. Обработка экспериментального материала - Литература для дополнительного чтения 18


^ 4. Обработка экспериментального материала
 

В ходе экспериментирования исследователь обычно получает множество различного рода данных. Перед тем как перейти к их анализу, приходится решить вопрос об упорядочении полученного материала, т. е. о классификации полученных результатов и о такой их обработке, которая делала бы и доступными и удобными для чисто визуальной оценки. Результаты экспериментов обычно представляются в виде таблиц или графиков. При большом объеме данных приходится прибегать к статистической обработке.

Чистота проведения эксперимента в сочетании с адекватным применением методов статистического анализа результатов может гарантировать, что выявленная в ходе экспериментирования связь изучаемых переменных не будет случайной, а явится по своему характеру причинно-следственной.
^ Репрезентативность экспериментальных данных.
После того как в ходе эксперимента исследователю удалось установить причинно-следственную связь между переменными или раскрыть механизм, лежащий в основе того или иного типа деятельности, перед ним возникает вопрос о том, насколько полученная связь выходит за рамки эксперимента, иначе говоря, насколько факт ее существования справедлив для других объектов и условий.

Решение этого вопроса является весьма важным, так как не­обоснованное распространение полученных результатов за границы экспериментальной ситуации может привести к построению оши­бочных выводов и закономерностей, связанных с человеческой деятельностью и поведением. К проблеме обобщения результатов со­циологических экспериментов можно подойти с нескольких точек зрения. Речь может идти о том, насколько общий характер имеют выделенные в эксперименте связь или механизм.

При малом количестве экспериментов можно лишь наметить изучаемую связь, фиксировать ее наличие и предположительно «удить о ее направленности. Только повторенное многократно экспериментирование, подразумевающее воздействие различ­ного рода независимых переменных на изучаемую зависимую, позволит сделать обобщенный вывод о характере исследуе­мой связи.

Условия эксперимента могут варьироваться от полностью ис­кусственных до полностью естественных. Совершенно очевидно, что данные, полученные в лаборатории, где действия всех переменных, кроме выделенной исследователем, по возможности нейтрализуются, могут быть адекватными только для такого ряда условий. В этом случае результаты эксперимента нельзя переносить на естественные ситуации, где на изучаемую зависимую переменную, помимо используемой исследователем независимой переменной, действует множество других факторов. Если речь идет о строго поставленном эксперименте в естественных условиях, очевидно, выводы, получен­ные на основе проведенных испытаний, возможно распространить на целый класс подобных ситуации, т. е. уровень общности резуль­татов будет выше, чем при лабораторном эксперименте.

Изучаемые экспериментально объекты наблюдения всегда будут лишь частью всех возможных вариантов. Если в ходе исследования менять их основные характеристики, можно установить границы ситуаций, для которых экспериментально полученные выводы будут адекватными. Для увеличения возможности распространения этих выводов за рамки экспериментальной ситуации необходимо, чтобы в экспери­ментальной группе отражался характер распределения важных с точки зрения экспериментатора свойств большей социальной группы, т. е. экспериментальная группа должна быть репрезентатив­ной. Репрезентативность экспериментальной группы обеспечива­ет распространенность полученных результатов на другие объекты.
^ Ошибки эксперимента.
При экспериментировании даже опытный исследователь не гарантирован от ошибок и искажений информации. Часть из них можно устранить, если более тщательно подходить к построению эксперимента. Другая часть в принципе неустранима» Но учет самой этой возможности, — возможности ошибок — позволяет вносить необходимые поправки.

Прежде всего ошибочно может быть названо экспериментом то что по сути дела таковым не является. При проведении параллель­ного эксперимента можно например, в одной заводской бригаде изменить систему оплаты труда, а в другой не менять, и может оказаться, что в первой бригаде производительность труда повы­силась. Однако такого рода ситуация ни в коей мере не будет экспе­риментальной, если - не будут приняты во внимание некоторые важные характеристики обеих групп и за ними ни будет установлен: контроль.

Экспериментальная и контрольная бригады должны быть равными по количественному составу, по роду деятельности, по распределению производственных функций, по типу руководства или другим важным c точки зрения гипотезы характеристикам. Если какие-либо важные групповые свойства не могут быть выравнены, следует попытаться их каким-то образом нейтрализовать или за­фиксировать и учесть при анализе результатов.

В тех случаях, когда социолог не делает этого, он не имеет нрава называть созданную ситуацию экспериментальной и объяснять изменение производительности изменением системы оплаты труда, так как изменение производительности может оказаться вы­званным любым другим случайным фактором, а не изменением; оплаты труда. Прежде чем называть исследование эксперименталь­ным, исследователь должен проанализировать, есть ли у него для: этого основания, иными словами, создал ли он необходимые условия и обеспечил ли нужный уровень измерения и контроля.

При формулировании гипотезы и при переходе от общей гипоте­зы к операциональным переменным могут возникнуть ошибки, свя­занные с логикой рассуждений.

В качестве объединяющей причины при формулировке гипотезы: могут быть ошибочно определены выделенные механизмы и связи. Обычно это бывает при изучении малоизвестных явлений, и тогда полученные в эксперименте негативные результаты являются положительным вкладом в разработку теоретической модели объекта наблюдения, так как они показывают, что данный механизм или связь не обусловливают происходящих процессов.

Ошибки возможны при переходе от определения гипотетической

связи к описанию ее эмпирических показателей. Неверно выбранные показатели лишают эксперимент какой бы то ни было ценности, вне зависимости от того, насколько тщательно оно проводился. Возможны ошибки, связанные, с субъективным восприятием ситуации как участниками эксперимента, так и исследователем. Эксперимен­татору часто бывает свойственна тенденция переоценивать воздей­ствие исследуемой переменной, и это приводит к тому, что любой двусмысленный факт он склонен толковать в желательном для него направлении.

Возможность субъективном толкования ситуации есть и у чле­нов экспериментальной группы: они могут воспринимать опреде­ленные черты экспериментальной ситуации в соответствии, с соб­ственными установками, а не в том значении, в каком они представ­ляются экспериментатору. Такое расхождение в восприятии если оно не учитывается при планировании эксперимента, обязательно скажется в ходе анализа результатов и значительно снизит их достоверность.

Ослабление контроля и понижение степени «чистоты» экспери­мента повышают возможность воздействия дополнительных перемен­ных или случайных факторов, которое по окончании эксперимента не может быть учтено или оценено. Это в свою очередь очень сильно понижает достоверность сделанных выводов.

Недостаточно опытного, исследователя подстерегает опасность, связанная с применением статистических методов, Он может при­менить методы, не соответствующие задаче исследования. Такая возможность относится как к построению экспериментальной груп­пы, так и к способу анализа результатов.

Применение эксперимента в социологии связано с целым рядом трудностей, не позволяющих добиться чистоты естественнонаучного эксперимента, поскольку нельзя устранить влияние отношений, существующих за пределами исследуемого, невозможно осуществить контроль факторов в той степени, как это удается в естественнона­учном эксперименте, повторить в той же самой форме ход и ре­зультаты.

Эксперимент в социологии затрагивает непосредственно конк­ретного человека, а Это ставит также и эпические проблемы, есте­ственно, сужает границы применения эксперимента и требует от исследователя повышенной ответственности.

 

^ Литература для дополнительного чтения

Ленин В. R, Великий почин. — Полн. собр. соч., т. 39, с. 1—29.

Афанасьев В. Г. Управление обществом как социологическая проблема. — В кн.: Научное управление обществом. М.: Мысль, 1968, вып. 2, с. 218—219.

Мелева Л. А., Сивоконь П. Е. Социальный эксперимент и его методологические основы. М.: Знание 1970. 48 с.

Кузнецов В. П. Эксперимент как метод преобразования объекта.— Вести. МГУ.

Сер. 7. Философия, 1975, № 4, с. 3—10.

Куприян А. П. Проблема эксперимента в системе общественной практики М. Наука, 1981. 168 с.

Лекции по методике конкретных социальных исследований/Под ред. Г. М. Анддреевой. М.: Изд-во МГУ, 1972, с. 174—201.

Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Прогресс, 1975 с, 296-301.

Основы марксистско-ленинской социологии. М.: Прогресс, 1972, с. 103—108. Процесс социального исследования/Под общ. ред. Ю. Е. Волкова. М.: Прогресс 1975, разд. ПД II.4.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972, с.557—562.

Рихтаржик К. Социология на путях познания. М.: Прогресс, 1981, с. 89—112.

Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974, с. 64—84.

Штофф В. А. Введение в методологию научного познания. Л.; Изд-во ЛГУ. 1972. 191 с.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел четвертый

^ Обобщение результатов исследования

 

41-ocenka-lichnostnih-kachestv-uchashihsya-i-differencialnoe-osnovi.html
41-organizaciya-virtualnoj-operativnoj-pamyati-shema-strukturirovaniya-fiksirovannimi-stranicami.html
41-pansionat-udp-rf-lesnie-dali-gostinichnij-kompleks-abramcevo-5-park-otel-atlas-6-pansionat-akvareli-7.html
41-pomesheniya-metodicheskie-materiali-k-programmnomu-kompleksu-longityud-edk.html
41-povishenie-effektivnosti-innovacionnoj-deyatelnosti-korporacij-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
41-prioritetnij-nacionalnij-proekt-sovremennoe-zdravoohranenie-programm-a-deyatelnosti-torgovo-promishlennoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-soveti-po-zashite-dissertacij-polozhenie-o-prisuzhdenii-uchenih-stepenej-i-prisvoenii-uchenih-zvanij.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vtoraya-skrizhal-zolotoe-sechenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vtorogo-sezda-associacii-derevyannogo-domostroeniya-27-28-noyabrya-2008g-rossiya-sankt-peterburg.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prof-e-messner-luckij-proriv-vseslavyanskoe-izdatelstvo-stranica-13.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priglashenie-k-otkritoj-procedure-zakupki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/usloviya-vipolneniya-kontrolnih-uprazhnenij-po-razvitiyu-dvigatelnih-kachestv-testi.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-tomskoj-oblasti-subekt-rossijskoj-federacii-za-i-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-programmi-po-informatike-v-11-m-fizicheskom-klasse-dva-chasa-v-nedelyu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otveti-na-osnovnie-ekzamenacionnie-bileti-po-kursu-bankovskoe-pravo.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-instrumenti-i-prisposobleniya-prakticheskie-soveti-masteru-lyubitelyu-po-elektrotehnike-i-elektronike.html
  • education.bystrickaya.ru/2-stupen-goncharnoe-delo-programma-obedineniya-narodnie-promisli-vozrast-detej-6-18-let-8-let-obucheniya-pedagog.html
  • control.bystrickaya.ru/blazh-avgustin-talbot-majkl-golograficheskaya-vselennaya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-prakticheskih-zanyatij-zanyatie-zadaniya-k-teme-mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-osnovnih-grazhdanskih-i-politicheskih-prav.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-ekonomicheskoj-geografii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/effektivnie-individualnie-gazovie-kotli-o-dolgosrochnoj-celevoj-programme-hanti-mansijskogo-avtonomnogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metallurgiya-titana-chast-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shamanskaya-psihoterapiya-vzglyad-prakticheskogo-psihologa.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-pogreshnostej-voznikayushih-pri-ispitanii-centrobezhnih-nasosov-m-s-kolesnikova-asp-a-s-zenkin-d-r-tehn-nauk-v-a-zaloga-d-r-tehn-nauk-sumskij-gosudarstvennij-universitet-ntuu-kpi-na-segod.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-logoritmicheskogo-zanyatiya-dlya-detej-podgotovitelnoj-gruppi-tema-mishkin-domik.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nastoyashaya-rabochaya-programma-dalee-programma-ustanavlivaet-minimalnie-trebovaniya-k-znaniyam-i-umeniyam-vracha-ordinatora-v-oblasti-terapii-i-opredelyaet-soderzhanie-uchebnih-zanyatij-i-otchetnosti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pavel-skurihin-esli-bi-ne-zasuha-bili-bi-ubitki-rossijskaya-gazeta19-07-2010-g-2010-gradus-trevogi.html
  • college.bystrickaya.ru/2-komponentnij-sostav-disciplini-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-3-em-seminare-kaznachejskogo-soobshestva-programmi-pempal-23-26-noyabrya-2009-goda-lyublyana-sloveniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/paralleli-s-teoriej-povedeniya-potrebitelya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-i-osushestvlenie-akademicheskoj-mobilnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-gosudarstvennoe-regulirovanie-rinka-truda-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-podgotovki-magistra-magisterskaya-programma-prikladnaya-ekonomika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/psihologiya-kollektiva-gruppa-i-ee-strukturnaya-organizaciya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-9-gosudarstvo-urartu-ob-avtorskom-prave-i-smezhnih-pravah-1993.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pervie-dvojki-tajna-na-dne-kolodca.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchastie-advokata-v-issledovanii-dokazatelstv.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tyazheloe-ranyashee-chtenie-i-ya-prishla-menya-zovut-pobeda-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/leonid-vasilevich-zholudev-stalnaya-eskadrilya-annotaciya-izdatelstva-stranica-9.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/valentina-vladimirovna-brezhneva-starshij-prepodavatel-kafedri-nauchno-tehnicheskoj-informacii-sankt-peterburgskoj-gosudarstvennoj-akademii-kulturi-kandidat-pe.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-3-antikrizisnaya-strategiya-razvitiya-dlya-malogo-i-srednego-biznesa-6-zaklyuchenie-14.html
  • testyi.bystrickaya.ru/54-molodezhnoe-predprinimatelstvo-polozhenie-rabotayushej-molodezhi-38-polozhenie-molodezhi-sela-39-molodezhnoe-predprinimatelstvo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.