.RU

4. Обработка экспериментального материала - Литература для дополнительного чтения 18


^ 4. Обработка экспериментального материала
 

В ходе экспериментирования исследователь обычно получает множество различного рода данных. Перед тем как перейти к их анализу, приходится решить вопрос об упорядочении полученного материала, т. е. о классификации полученных результатов и о такой их обработке, которая делала бы и доступными и удобными для чисто визуальной оценки. Результаты экспериментов обычно представляются в виде таблиц или графиков. При большом объеме данных приходится прибегать к статистической обработке.

Чистота проведения эксперимента в сочетании с адекватным применением методов статистического анализа результатов может гарантировать, что выявленная в ходе экспериментирования связь изучаемых переменных не будет случайной, а явится по своему характеру причинно-следственной.
^ Репрезентативность экспериментальных данных.
После того как в ходе эксперимента исследователю удалось установить причинно-следственную связь между переменными или раскрыть механизм, лежащий в основе того или иного типа деятельности, перед ним возникает вопрос о том, насколько полученная связь выходит за рамки эксперимента, иначе говоря, насколько факт ее существования справедлив для других объектов и условий.

Решение этого вопроса является весьма важным, так как не­обоснованное распространение полученных результатов за границы экспериментальной ситуации может привести к построению оши­бочных выводов и закономерностей, связанных с человеческой деятельностью и поведением. К проблеме обобщения результатов со­циологических экспериментов можно подойти с нескольких точек зрения. Речь может идти о том, насколько общий характер имеют выделенные в эксперименте связь или механизм.

При малом количестве экспериментов можно лишь наметить изучаемую связь, фиксировать ее наличие и предположительно «удить о ее направленности. Только повторенное многократно экспериментирование, подразумевающее воздействие различ­ного рода независимых переменных на изучаемую зависимую, позволит сделать обобщенный вывод о характере исследуе­мой связи.

Условия эксперимента могут варьироваться от полностью ис­кусственных до полностью естественных. Совершенно очевидно, что данные, полученные в лаборатории, где действия всех переменных, кроме выделенной исследователем, по возможности нейтрализуются, могут быть адекватными только для такого ряда условий. В этом случае результаты эксперимента нельзя переносить на естественные ситуации, где на изучаемую зависимую переменную, помимо используемой исследователем независимой переменной, действует множество других факторов. Если речь идет о строго поставленном эксперименте в естественных условиях, очевидно, выводы, получен­ные на основе проведенных испытаний, возможно распространить на целый класс подобных ситуации, т. е. уровень общности резуль­татов будет выше, чем при лабораторном эксперименте.

Изучаемые экспериментально объекты наблюдения всегда будут лишь частью всех возможных вариантов. Если в ходе исследования менять их основные характеристики, можно установить границы ситуаций, для которых экспериментально полученные выводы будут адекватными. Для увеличения возможности распространения этих выводов за рамки экспериментальной ситуации необходимо, чтобы в экспери­ментальной группе отражался характер распределения важных с точки зрения экспериментатора свойств большей социальной группы, т. е. экспериментальная группа должна быть репрезентатив­ной. Репрезентативность экспериментальной группы обеспечива­ет распространенность полученных результатов на другие объекты.
^ Ошибки эксперимента.
При экспериментировании даже опытный исследователь не гарантирован от ошибок и искажений информации. Часть из них можно устранить, если более тщательно подходить к построению эксперимента. Другая часть в принципе неустранима» Но учет самой этой возможности, — возможности ошибок — позволяет вносить необходимые поправки.

Прежде всего ошибочно может быть названо экспериментом то что по сути дела таковым не является. При проведении параллель­ного эксперимента можно например, в одной заводской бригаде изменить систему оплаты труда, а в другой не менять, и может оказаться, что в первой бригаде производительность труда повы­силась. Однако такого рода ситуация ни в коей мере не будет экспе­риментальной, если - не будут приняты во внимание некоторые важные характеристики обеих групп и за ними ни будет установлен: контроль.

Экспериментальная и контрольная бригады должны быть равными по количественному составу, по роду деятельности, по распределению производственных функций, по типу руководства или другим важным c точки зрения гипотезы характеристикам. Если какие-либо важные групповые свойства не могут быть выравнены, следует попытаться их каким-то образом нейтрализовать или за­фиксировать и учесть при анализе результатов.

В тех случаях, когда социолог не делает этого, он не имеет нрава называть созданную ситуацию экспериментальной и объяснять изменение производительности изменением системы оплаты труда, так как изменение производительности может оказаться вы­званным любым другим случайным фактором, а не изменением; оплаты труда. Прежде чем называть исследование эксперименталь­ным, исследователь должен проанализировать, есть ли у него для: этого основания, иными словами, создал ли он необходимые условия и обеспечил ли нужный уровень измерения и контроля.

При формулировании гипотезы и при переходе от общей гипоте­зы к операциональным переменным могут возникнуть ошибки, свя­занные с логикой рассуждений.

В качестве объединяющей причины при формулировке гипотезы: могут быть ошибочно определены выделенные механизмы и связи. Обычно это бывает при изучении малоизвестных явлений, и тогда полученные в эксперименте негативные результаты являются положительным вкладом в разработку теоретической модели объекта наблюдения, так как они показывают, что данный механизм или связь не обусловливают происходящих процессов.

Ошибки возможны при переходе от определения гипотетической

связи к описанию ее эмпирических показателей. Неверно выбранные показатели лишают эксперимент какой бы то ни было ценности, вне зависимости от того, насколько тщательно оно проводился. Возможны ошибки, связанные, с субъективным восприятием ситуации как участниками эксперимента, так и исследователем. Эксперимен­татору часто бывает свойственна тенденция переоценивать воздей­ствие исследуемой переменной, и это приводит к тому, что любой двусмысленный факт он склонен толковать в желательном для него направлении.

Возможность субъективном толкования ситуации есть и у чле­нов экспериментальной группы: они могут воспринимать опреде­ленные черты экспериментальной ситуации в соответствии, с соб­ственными установками, а не в том значении, в каком они представ­ляются экспериментатору. Такое расхождение в восприятии если оно не учитывается при планировании эксперимента, обязательно скажется в ходе анализа результатов и значительно снизит их достоверность.

Ослабление контроля и понижение степени «чистоты» экспери­мента повышают возможность воздействия дополнительных перемен­ных или случайных факторов, которое по окончании эксперимента не может быть учтено или оценено. Это в свою очередь очень сильно понижает достоверность сделанных выводов.

Недостаточно опытного, исследователя подстерегает опасность, связанная с применением статистических методов, Он может при­менить методы, не соответствующие задаче исследования. Такая возможность относится как к построению экспериментальной груп­пы, так и к способу анализа результатов.

Применение эксперимента в социологии связано с целым рядом трудностей, не позволяющих добиться чистоты естественнонаучного эксперимента, поскольку нельзя устранить влияние отношений, существующих за пределами исследуемого, невозможно осуществить контроль факторов в той степени, как это удается в естественнона­учном эксперименте, повторить в той же самой форме ход и ре­зультаты.

Эксперимент в социологии затрагивает непосредственно конк­ретного человека, а Это ставит также и эпические проблемы, есте­ственно, сужает границы применения эксперимента и требует от исследователя повышенной ответственности.

 

^ Литература для дополнительного чтения

Ленин В. R, Великий почин. — Полн. собр. соч., т. 39, с. 1—29.

Афанасьев В. Г. Управление обществом как социологическая проблема. — В кн.: Научное управление обществом. М.: Мысль, 1968, вып. 2, с. 218—219.

Мелева Л. А., Сивоконь П. Е. Социальный эксперимент и его методологические основы. М.: Знание 1970. 48 с.

Кузнецов В. П. Эксперимент как метод преобразования объекта.— Вести. МГУ.

Сер. 7. Философия, 1975, № 4, с. 3—10.

Куприян А. П. Проблема эксперимента в системе общественной практики М. Наука, 1981. 168 с.

Лекции по методике конкретных социальных исследований/Под ред. Г. М. Анддреевой. М.: Изд-во МГУ, 1972, с. 174—201.

Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Прогресс, 1975 с, 296-301.

Основы марксистско-ленинской социологии. М.: Прогресс, 1972, с. 103—108. Процесс социального исследования/Под общ. ред. Ю. Е. Волкова. М.: Прогресс 1975, разд. ПД II.4.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972, с.557—562.

Рихтаржик К. Социология на путях познания. М.: Прогресс, 1981, с. 89—112.

Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974, с. 64—84.

Штофф В. А. Введение в методологию научного познания. Л.; Изд-во ЛГУ. 1972. 191 с.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел четвертый

^ Обобщение результатов исследования

 

41-ocenka-lichnostnih-kachestv-uchashihsya-i-differencialnoe-osnovi.html
41-organizaciya-virtualnoj-operativnoj-pamyati-shema-strukturirovaniya-fiksirovannimi-stranicami.html
41-pansionat-udp-rf-lesnie-dali-gostinichnij-kompleks-abramcevo-5-park-otel-atlas-6-pansionat-akvareli-7.html
41-pomesheniya-metodicheskie-materiali-k-programmnomu-kompleksu-longityud-edk.html
41-povishenie-effektivnosti-innovacionnoj-deyatelnosti-korporacij-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
41-prioritetnij-nacionalnij-proekt-sovremennoe-zdravoohranenie-programm-a-deyatelnosti-torgovo-promishlennoj.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ohota-chast-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/oo-borisova-zanyatiya-v-vide-lekcij-seminarov-treningov-kruglih-stolov-delovih-igr-praktikumov-provodili.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soldream-spb-68a-malookhtinskiy-pr-of-307-st-petersburg-195112-russia.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-inostrannomu-yaziku-anglijskij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-oplata-truda-personala-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/roman-napisan-na-osnove-realnih-sobitij-i-posvyashaetsya-tem-kto-sumel-projti-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-magdalina-sinodik-svyashennosluzhitelej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/29-sistema-ocenki-dostizhenij-uchebnij-plan-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-str-45-organizaciya-vneurochnoj-deyatelnosti-str-50.html
  • school.bystrickaya.ru/amurskij-most.html
  • education.bystrickaya.ru/37-praktik-bodhisattvi-ngulchu-gyalse-togme-sangpo-vhodyat-v-sobranie-pisanij-tradicii-transformacii-soznaniya-lodzhong-no-takzhe-mogut-bit-istolkovani-i-v-kont-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-programmi-lingvoekologicheskoj-praktiki-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tablica-2-svedeniya-ob-ispolzuemih-v-uchebnom-processe-auditorij-laboratorij-kompyuternih-klassov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alan-kej-iz-gitaristov-v-proroki.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovetom-direktorov-otkritogo-akcionernogo-obshestva-litkarinskij-zavod-opticheskogo-stekla-sobraniem-akcionerov-bila-postavlena-pered-pravleniem-obshestva-zadach-stranica-2.html
  • exam.bystrickaya.ru/why-was-northern-italy-so-much-in.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iv-rabi-i-volnootpushenniki-novikov-a-a-chastnaya-i-obshestvennaya-zhizn-rimlyan-p-giro.html
  • assessments.bystrickaya.ru/eksklyuzivnoe-puteshestvie-v-kubu-meksiku-beliz-gvatemalu-gonduras-salvador-nikaragua-i-kosta-riku-17-nochej18-dnej.html
  • literature.bystrickaya.ru/dni-rozhdeniya-kommersant-16122005-237-str-3-pervij-kanal-novosti-15-12-2005-kriskevich-vyacheslav.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-probudit-kundalini-dzhohari-harish-chakri-energeticheskie-centri-transformacii.html
  • school.bystrickaya.ru/darenie-chast-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ullu-tau-chana-narodi-nashej-velikoj-rodini-po-ustanovivshejsya-tradicii-otmechayut-trudovimi-podvigami-vidayushiesya-sobitiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlya-provedeniya-rascheta-nado-imet-tablici-sortamenta-sortament-dlya-dvutavrov-shvellerov-i-ravnopolochnih-ugolkov-priveden-v-konce-etogo-teksta-ili-v-konce-pocht-stranica-7.html
  • student.bystrickaya.ru/1534-pri-aspiracii-novorozhdennomu-antibakterialnaya-terapiya-klinicheskie-disciplini-specialnie-klinicheskie-disciplini.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-muzikalnoj-kulturi-hakasii-ee-vzaimodejstvie-i-vzaimoobogashenie-s-russkoj-muzikalnoj-kulturoj.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-uchastiya-vipusknikov-9-h-klassov-v-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-organizuemoj-rek.html
  • reading.bystrickaya.ru/kreditorskaya-zadolzhennost-federalnaya-sluzhba-gosudarstvennoj-statistiki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-10-elektivnie-kursi-i-ih-klassifikaciya-konspekti-lekcij-nauchnie-osnovi-shkolnogo-kursa-biologiya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-m-s-gorbachev-m-ves-mir-2008-t-13-dekabr-1988-mart-1989-2009-566-s.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gou-mgiu-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-010503-i-napravleniya-010500-moskva-2007.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-monitoringa-byudzhetnogo-sektora.html
  • klass.bystrickaya.ru/63-j-pehotnogo-uglickogo-general-feldmarshala-apraksina-polka.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pochemu-ak-47-ne-lyubit-gaspacho-uzhe-358-detej-v-vozraste-do-18-let-prozhivayushih-v-razlichnih-gorodah-i-rajonah-kemerovskoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-sevastopol-i-kasablanka-stalingrad-i-solomonovi-ostrova-aleksandr-nikolaevich-alyabev.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-po-geografii-sozdannaya-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-federalnij-perechen-uchebnikov-utverzhdennih-prikazom-mon-rf.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-avtorah-sbornik-nauchnih-trudov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.