.RU

4. Обработка экспериментального материала - Литература для дополнительного чтения 18


^ 4. Обработка экспериментального материала
 

В ходе экспериментирования исследователь обычно получает множество различного рода данных. Перед тем как перейти к их анализу, приходится решить вопрос об упорядочении полученного материала, т. е. о классификации полученных результатов и о такой их обработке, которая делала бы и доступными и удобными для чисто визуальной оценки. Результаты экспериментов обычно представляются в виде таблиц или графиков. При большом объеме данных приходится прибегать к статистической обработке.

Чистота проведения эксперимента в сочетании с адекватным применением методов статистического анализа результатов может гарантировать, что выявленная в ходе экспериментирования связь изучаемых переменных не будет случайной, а явится по своему характеру причинно-следственной.
^ Репрезентативность экспериментальных данных.
После того как в ходе эксперимента исследователю удалось установить причинно-следственную связь между переменными или раскрыть механизм, лежащий в основе того или иного типа деятельности, перед ним возникает вопрос о том, насколько полученная связь выходит за рамки эксперимента, иначе говоря, насколько факт ее существования справедлив для других объектов и условий.

Решение этого вопроса является весьма важным, так как не­обоснованное распространение полученных результатов за границы экспериментальной ситуации может привести к построению оши­бочных выводов и закономерностей, связанных с человеческой деятельностью и поведением. К проблеме обобщения результатов со­циологических экспериментов можно подойти с нескольких точек зрения. Речь может идти о том, насколько общий характер имеют выделенные в эксперименте связь или механизм.

При малом количестве экспериментов можно лишь наметить изучаемую связь, фиксировать ее наличие и предположительно «удить о ее направленности. Только повторенное многократно экспериментирование, подразумевающее воздействие различ­ного рода независимых переменных на изучаемую зависимую, позволит сделать обобщенный вывод о характере исследуе­мой связи.

Условия эксперимента могут варьироваться от полностью ис­кусственных до полностью естественных. Совершенно очевидно, что данные, полученные в лаборатории, где действия всех переменных, кроме выделенной исследователем, по возможности нейтрализуются, могут быть адекватными только для такого ряда условий. В этом случае результаты эксперимента нельзя переносить на естественные ситуации, где на изучаемую зависимую переменную, помимо используемой исследователем независимой переменной, действует множество других факторов. Если речь идет о строго поставленном эксперименте в естественных условиях, очевидно, выводы, получен­ные на основе проведенных испытаний, возможно распространить на целый класс подобных ситуации, т. е. уровень общности резуль­татов будет выше, чем при лабораторном эксперименте.

Изучаемые экспериментально объекты наблюдения всегда будут лишь частью всех возможных вариантов. Если в ходе исследования менять их основные характеристики, можно установить границы ситуаций, для которых экспериментально полученные выводы будут адекватными. Для увеличения возможности распространения этих выводов за рамки экспериментальной ситуации необходимо, чтобы в экспери­ментальной группе отражался характер распределения важных с точки зрения экспериментатора свойств большей социальной группы, т. е. экспериментальная группа должна быть репрезентатив­ной. Репрезентативность экспериментальной группы обеспечива­ет распространенность полученных результатов на другие объекты.
^ Ошибки эксперимента.
При экспериментировании даже опытный исследователь не гарантирован от ошибок и искажений информации. Часть из них можно устранить, если более тщательно подходить к построению эксперимента. Другая часть в принципе неустранима» Но учет самой этой возможности, — возможности ошибок — позволяет вносить необходимые поправки.

Прежде всего ошибочно может быть названо экспериментом то что по сути дела таковым не является. При проведении параллель­ного эксперимента можно например, в одной заводской бригаде изменить систему оплаты труда, а в другой не менять, и может оказаться, что в первой бригаде производительность труда повы­силась. Однако такого рода ситуация ни в коей мере не будет экспе­риментальной, если - не будут приняты во внимание некоторые важные характеристики обеих групп и за ними ни будет установлен: контроль.

Экспериментальная и контрольная бригады должны быть равными по количественному составу, по роду деятельности, по распределению производственных функций, по типу руководства или другим важным c точки зрения гипотезы характеристикам. Если какие-либо важные групповые свойства не могут быть выравнены, следует попытаться их каким-то образом нейтрализовать или за­фиксировать и учесть при анализе результатов.

В тех случаях, когда социолог не делает этого, он не имеет нрава называть созданную ситуацию экспериментальной и объяснять изменение производительности изменением системы оплаты труда, так как изменение производительности может оказаться вы­званным любым другим случайным фактором, а не изменением; оплаты труда. Прежде чем называть исследование эксперименталь­ным, исследователь должен проанализировать, есть ли у него для: этого основания, иными словами, создал ли он необходимые условия и обеспечил ли нужный уровень измерения и контроля.

При формулировании гипотезы и при переходе от общей гипоте­зы к операциональным переменным могут возникнуть ошибки, свя­занные с логикой рассуждений.

В качестве объединяющей причины при формулировке гипотезы: могут быть ошибочно определены выделенные механизмы и связи. Обычно это бывает при изучении малоизвестных явлений, и тогда полученные в эксперименте негативные результаты являются положительным вкладом в разработку теоретической модели объекта наблюдения, так как они показывают, что данный механизм или связь не обусловливают происходящих процессов.

Ошибки возможны при переходе от определения гипотетической

связи к описанию ее эмпирических показателей. Неверно выбранные показатели лишают эксперимент какой бы то ни было ценности, вне зависимости от того, насколько тщательно оно проводился. Возможны ошибки, связанные, с субъективным восприятием ситуации как участниками эксперимента, так и исследователем. Эксперимен­татору часто бывает свойственна тенденция переоценивать воздей­ствие исследуемой переменной, и это приводит к тому, что любой двусмысленный факт он склонен толковать в желательном для него направлении.

Возможность субъективном толкования ситуации есть и у чле­нов экспериментальной группы: они могут воспринимать опреде­ленные черты экспериментальной ситуации в соответствии, с соб­ственными установками, а не в том значении, в каком они представ­ляются экспериментатору. Такое расхождение в восприятии если оно не учитывается при планировании эксперимента, обязательно скажется в ходе анализа результатов и значительно снизит их достоверность.

Ослабление контроля и понижение степени «чистоты» экспери­мента повышают возможность воздействия дополнительных перемен­ных или случайных факторов, которое по окончании эксперимента не может быть учтено или оценено. Это в свою очередь очень сильно понижает достоверность сделанных выводов.

Недостаточно опытного, исследователя подстерегает опасность, связанная с применением статистических методов, Он может при­менить методы, не соответствующие задаче исследования. Такая возможность относится как к построению экспериментальной груп­пы, так и к способу анализа результатов.

Применение эксперимента в социологии связано с целым рядом трудностей, не позволяющих добиться чистоты естественнонаучного эксперимента, поскольку нельзя устранить влияние отношений, существующих за пределами исследуемого, невозможно осуществить контроль факторов в той степени, как это удается в естественнона­учном эксперименте, повторить в той же самой форме ход и ре­зультаты.

Эксперимент в социологии затрагивает непосредственно конк­ретного человека, а Это ставит также и эпические проблемы, есте­ственно, сужает границы применения эксперимента и требует от исследователя повышенной ответственности.

 

^ Литература для дополнительного чтения

Ленин В. R, Великий почин. — Полн. собр. соч., т. 39, с. 1—29.

Афанасьев В. Г. Управление обществом как социологическая проблема. — В кн.: Научное управление обществом. М.: Мысль, 1968, вып. 2, с. 218—219.

Мелева Л. А., Сивоконь П. Е. Социальный эксперимент и его методологические основы. М.: Знание 1970. 48 с.

Кузнецов В. П. Эксперимент как метод преобразования объекта.— Вести. МГУ.

Сер. 7. Философия, 1975, № 4, с. 3—10.

Куприян А. П. Проблема эксперимента в системе общественной практики М. Наука, 1981. 168 с.

Лекции по методике конкретных социальных исследований/Под ред. Г. М. Анддреевой. М.: Изд-во МГУ, 1972, с. 174—201.

Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Прогресс, 1975 с, 296-301.

Основы марксистско-ленинской социологии. М.: Прогресс, 1972, с. 103—108. Процесс социального исследования/Под общ. ред. Ю. Е. Волкова. М.: Прогресс 1975, разд. ПД II.4.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972, с.557—562.

Рихтаржик К. Социология на путях познания. М.: Прогресс, 1981, с. 89—112.

Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974, с. 64—84.

Штофф В. А. Введение в методологию научного познания. Л.; Изд-во ЛГУ. 1972. 191 с.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел четвертый

^ Обобщение результатов исследования

 

41-ocenka-lichnostnih-kachestv-uchashihsya-i-differencialnoe-osnovi.html
41-organizaciya-virtualnoj-operativnoj-pamyati-shema-strukturirovaniya-fiksirovannimi-stranicami.html
41-pansionat-udp-rf-lesnie-dali-gostinichnij-kompleks-abramcevo-5-park-otel-atlas-6-pansionat-akvareli-7.html
41-pomesheniya-metodicheskie-materiali-k-programmnomu-kompleksu-longityud-edk.html
41-povishenie-effektivnosti-innovacionnoj-deyatelnosti-korporacij-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
41-prioritetnij-nacionalnij-proekt-sovremennoe-zdravoohranenie-programm-a-deyatelnosti-torgovo-promishlennoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/shkola-i-pedagogicheskaya-misl-ssha-hih-v-do-90-h-godov-shkola-i-pedagogika-v-stranah-zapadnoj-evropi-i-v-severnoj-amerike-v-xvii.html
  • school.bystrickaya.ru/dengi-denezhnij-rinok-problemi-regulirovaniya-denezhnogo-rinka-chast-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/potencial-delovogo-turizma-v-rossii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/energetika.html
  • assessments.bystrickaya.ru/darina-kahramanova-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9-finansovie-aktivi-imeyushiesya-v-nalichii-dlya-prodazhi-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2011-goda-4-otchyot.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obespechenie-ekologicheskoj-bezopasnosti-pri-rabotah-v-oblasti-obrasheniya-s-opasnimi-othodami.html
  • writing.bystrickaya.ru/artisticheskaya-etika-i-disciplina-uroki-vdohnoveniya-sistema-k-s-stanislavskogo-v-dejstvii.html
  • control.bystrickaya.ru/dni-vina-i-gorestej-annotaciya.html
  • report.bystrickaya.ru/i-razrabotka-mer-na-srednesrochnuyu-perspektivu-doklad-koordinacionnogo-soveta-po-delam-molodezhi-v-nauchnoj-i-obrazovatelnoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/31-baudolino-zhdet-otpravki-v-carstvo-presvitera-umberto-eko.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/avtoreferat-d-issertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/potrebnosti-v-zamene-emocionalnogo-fona-rassmotreni-nekotorie-voprosi-teorii-cennosti-v-chastnosti-dobra-i-zla.html
  • letter.bystrickaya.ru/mvd-rossii-sankt-peterburgskij-universitet-kafedra-operativno-rozisknoj-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-a-v-shahmatov-k-i-maslennikov-operativno-rozisknaya-deyatelnost-v-testah-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stradanie-svyatogo-muchenika-romila-zhitiya-svyatih-tom-9-sentyabr.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-5-teoriya-poznaniya-i-filosofiya-nauki-kurs-lekcij-v-4-ch-ch-iii-iv-n-s-shekin-i-dr-pod-f56.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-kultura-kak-cennost-tipologiya-kultur-uchebnoe-posobie-dlya-zaochnih-otdelenij-mnogoprofilnih-medicinskih-universitetov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-posvyashena-marshalu-sovetskogo-soyuza-s-m-budennomu-ona-soderzhit-mnogo-novih-faktov-iz-zhizni-polkovodca-ego-razdumya-o-voinskom-dolge-o-prirode-podviga-istokah-sovetskogo-patriotizma.html
  • control.bystrickaya.ru/bolezni-koronarnih-arterij-anevrizma-bryushnogo-otdela-aorti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovi-vneshneekonomicheskih-svyazej-chast-16.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-s-stanislavskij-rabota-aktera-nad-soboj-str-245-stranica-12.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vii-chrezvichajnie-situacii-nur-otan.html
  • bukva.bystrickaya.ru/starshij-doshkolnij-vozrast-6-7-let-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-grupp-kratkovremennogo-prebivaniya-detej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-moskvu-nochyu-obrushitsya-snegopad-i-silnij-veter-internet-resurs-mediafaxru-08112011.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-vidno-iz-shemi-chislo-dvoichnih-razryadov-ispolzuemih-v-processe-preobrazovaniya-opredelyaet-chislo-diskretnih-urovnej-s-pomoshyu-kotorih-mozhno-predstavlyat-a-stranica-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-13-organizaciya-stroitelstva-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-uchebnoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-uchebnogo-processa-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-moskva-2011.html
  • student.bystrickaya.ru/25-avarijno-spasatelnaya-sluzhba-materiali-iz-plana-podgotovlennosti-kazahstana-k-prirodnim-katastrofam.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-setevie-professionalnie-soobshestva-uchitelej-metodicheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-i-uchashihsya-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe-i-drugie-ego-sochineniya-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-vvedenie-v-literaturovedenie-specialnost.html
  • letter.bystrickaya.ru/moskovskaya-pravda-moskva-260-1122008-hronika-chp-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-260-12-2008.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mzhnarodna-naukovo-praktichna-konferencya-pershij-vseukranskij-zzd-ekologv-zbrnik-materalv.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-vi-osobennosti-organizacii-i-obespecheniya-o-prokurature-rossijskoj-federacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-dlya-referatov-opredelenie-ponyatiya-iskusstvennij-intellekt-osnovnie-napravleniya-issledovanij-osnovnie-ponyatiya-teorii-izmerenij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.