4. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Билет 3)
.RU

4. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Билет 3)


^ 4. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Билет 3)
Вариант 1

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» одной из основных проблем является положение человека в обществе, который по свое­му воспитанию, взглядам, мировоззрению отличается от всех осталь­ных. Уже в самом названии комедии сформулирован основной конф­ликт - непонимание обществом человека, который превосходит сво­им умом других. Горе умного человека заключается в том, что он принужден жить в обществе, где лучшие человеческие качества, та­кие как ум, любовь, стремление человека к творчеству, гибнут. Чац­кий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, пре­следуются. Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею с фамусовским обществом - неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более оже­сточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - кру­шением его надежд на личное счастье.

На самом ли деле Чацкий - самый умный герой? А. С. Пушкин в своем письме к А. А. Бестужеву в конце января 1825 года замечает, что Чацкий «пылкий, благородный и добрый малый, проведший не­сколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями и остротами...». И. А. Гончаров, на­оборот, утверждает, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Каково бы ни было мнение современни­ков Грибоедова о Чацком, для читателя очень важно понять одно - герой комедии попал в общество, где оказался непонятым. Он оди­нок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».

Чацкий соединяет все линии противостояния в пьесе. Более того, можно сказать, что он сам становится причиной развития и движе­ния действия в пьесе. История Чацкого - это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире обмана и лжи.

В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя не­жность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонима­ние, перерастающее затем в раздражение. Он очень уязвим для осуж­дения, для косых взглядов, не защищен привычной для фамусовско­го общества формулой поведения «как все». Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.

Но при всей кажущейся последовательно положительной харак­теристике герой обладает некоторыми «нелепыми» чертами характе­ра. Почти невозможно понять, почему, любя Софью, он покидает. Москву, отправляется в неизвестном направлении, и при этом от него нет никаких известий в течение трех лет. Также плохо поддается объяснению его уверенность в том, что после возвращения он най­дет все оставленное без изменения: расположение к себе Софьи, сим­патии и уважение со стороны Фамусова и т. п. Объяснение находим в специфике психологического рисунка героя, если лишить Чацкого этих «нелепостей», он станет похож на некоторую «положительную модель». Живым и неповторимым его делают такие черты характе­ра, как юношеская увлеченность, легкомыслие, доверчивость, уме­ние увлекаться.

Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву с большой надеждой найти, с одной стороны, то же отношение к себе со стороны Софьи, а с другой стороны, надеется, что в жизни и обществе про­изошли существенные изменения и его новые взгляды будут воспри­няты, по крайней мере, с пониманием. Позиция Чацкого в отношении наиболее острых и значительных проблем определяется не столько желанием разрушить, обличить. Он возвращается в дом, который счи­тает для себя почти родным, он хочет любить и быть любимым таким, какой он есть - веселым острословом, не всегда «удобным».

Расходится Чацкий с представителями фамусовского общества в оценках гражданского долга, службы, армии, крепостничества, об­разования и воспитания, авторитетов прошлого, патриотизма и под­ражания иностранным образцам. Основное разногласие заключает­ся в том, что Чацкий выступает против подмены действительного содержания таких понятий, как Отечество, долг, патриотизм, геро­изм, нравственный идеал, свободная мысль, искусство, любовь.

Служба для героя - это не способ добиться чинов и положения в обществе:

Служить бы рад, прислуживаться тошно

…………………………………………….

Кто служит делу, а не лицам...

Служить - значит приносить ощутимую пользу, что-то изме­нять в вековом укладе: Неслучайно он говорит Молчалину: « Когда в делах, я от веселий прячусь, \\ Когда дурачиться: дурачусь; \\ А смешивать два эти ремесла — \\ Есть тьма искусников, я не из их числа...». История Чацкого иллюстрирует этот тезис. Он порвал связь с министрами в прошлом, сейчас отвергает советы Фамусова и Молчалина.

Особое отношение у героя к крепостничеству. Чацкий уверен, что, если крепостничество лишает людей свободы, оно раскалывает нацию, отрывает дворянство от «умного, бодрого народа». Чацкий выступает и против пустого подражания всему иностранному. Он видит в этом предательство. Русские перестают быть русскими, они не становятся европейцами, скорее становятся шутами:

И танцы, и язык, и старину святую

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу.

Сам Чацкий ратует за верность России, своей истории, языку. Неслучайно многие современники Грибоедова видели в Чацком де­кабриста. Монологи Чацкого отвечали той культурной ситуации, в которой создавалась комедия. Для декабристов, составлявших тог­дашнее петербургское и московское общество, прямое высказыва­ние своих взглядов было почти обязательным, своеобразным выпол­нением просветительского долга перед современниками.

Фигура Чацкого близка автору. Именно его автор наделяет силь­ным словом, делает его убедительным, жизненным. Монологи, в ко­торых он высказывает свои взгляды и убеждения, пылки и даже стра­стны. С гневом и болью говорит он об отсутствии таких понятий, как честь, гордость, патриотизм:

И точно начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший.

И далее:

Прямой был век покорности и страха

Все под личиною усердия царю.

В каждом новом монологе или диалоге Чацкого его пыл и него­дование усиливаются. Чувства Чацкого накалены ещё и потому, что он безуспешно пытается разгадать поведение Софьи, которую нежно любит, но не находит в ней прежнего чувства к себе. Может быть, из-за этого настроение Чацкого воспринимается окружающими как не­адекватное: он пугает всех прямотой и резкостью своих суждений. Общество «защищается» от пугающей их правды Чацкого тем, что объявляет его сумасшедшим. (Кстати, источником этих нелепых слу­хов становится Софья). Общество за слух о сумасшествии Чацкого хватается, как за соломинку. Все, что нельзя понять, - ненормально.

Какова же роль Чацкого? Какое место в комедии занимают моно­логи главного героя?

«Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не мо­жет». «Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел прелести встреч, живого участия, то брызнул сам на засохшую почву живой водой, увез с собой «мильон терзаний», этот терновый венец Чацких - терзаний от всего: от «ума», а ещё более от «оскорбленного чувства» - пишет о Чацком и его месте в комедии А. И. Гончаров.

Проблематично в пьесе и само понятие «ум». В XVIII веке поня­тие «ум» раскрывалось через образованность, просвещенность, уме­ние видеть жизнь во всех ее противоречиях. Ум противопоставлялся тупости и скотоподобию необразованных невежд. В «Горе от ума» все сложнее. В самом названии пьесы Грибоедов «зашифровывает» несколько смыслов. Горе от ума? Кто пострадавший в этой пьесе? Чацкий, чей ум становится проклятием? А может, горе тем, кто стол­кнулся с этим умом? Но противники Чацкого не все глупцы. Просто в понятие «ум» они вкладывают разное значение, смысл. Так Софья, сравнивая Чацкого и Молчалина, говорит: «Этакий ли ум семейство осчастливит?..» Она как бы - классифицирует эту категорию, разли­чая житейскую хватку, практичность, то есть умение жить. С другой стороны, можно считать умным человека, который умеет приспосаб­ливаться к «общему мнению». Развивая дальше эту тему, можно на­звать умом и ловкость в обхождении. И все это будет не так уж плохо в повседневном общении. Каждый из героев комедии обладает од­ной из перечисленных выше характеристик. Значит ли это, что все они умны?

Все многообразие вопросов, возникающих после прочтения пье­сы, можно свести к одной проблеме: столкновение в сознании людей истины и лжи. Но дать однозначный ответ на это вопрос вряд ли можно.


Вариант 2

"Безумным вы меня прославили всем хором..."

И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова - о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы. Хотя человеческими отношения между героями "Горя от ума" назвать трудно. А трудно потому, что в ней противопоставляются совершенно разные люди. Люди честные, правдивые, смелые, умные и глупые, эгоистичные, лживые.

Ярким и единственным представителем людей честных в этой комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он единственный, кто достоин уважения среди тех, кто его окружает. Тяжело ему пришлось в жизни, много довелось пережить издевательств, "обзывательств", предательств. Но среди ненавидящих его людей были и те, которые понимали и ценили душевную красоту этого прекрасного человека. Именно так отозвалась о поклоннике своей хозяйки Лиза:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Но ее хозяйка так совсем не думала и тем нанесла Чацкому самую большую душевную рану. Она не любила его, говорила о нем с огромным презрением, для нее он был "не человек, змея". Знала бы она, как этот "ненавистный" человек любил ее, как спешил, мечтая ее увидеть. Но, мне кажется, в глубине души он понимал, что София холодна к нему, и просто не хотел этому верить. Ведь как тяжело узнать, что твой любимый человек занес тебя в список врагов!

Если уж София, "подруга детства", так относилась к Чацкому, то что уж говорить о других. Например, Фамусов, ее отец. По его словам, Чацкий был и "карбонари", и "опасным человеком", и самым большим глупцом на свете:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

Может, Чацкий и был "мотом, сорванцом", но вот насчет глупца Фамусов ошибся. По крайней мере, он не боялся высказать всю правду о власти, о лжецах, о подхалимах, о всем обществе Фамусова. А кто, если не умный человек, мог увидеть всю эту правду, весь этот беспорядок, царивший вокруг?

Не везло Чацкому, очень не везло! После всего, что свалилось на его плечи, его еще обвинили в сумасшествии. И вот здесь София показала себя, свою "благодарность" Чацкому за его настоящую любовь. Ведь именно она, та, которую он любил, та, которую боготворил и которой верил, распространила слух о том, что Чацкий сумасшедший. Чацкий был просто потрясен:

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Чацкий решил уехать из Москвы навсегда. И правильно сделал. Разве это жизнь среди глупых, жестоких людей? Нет, ее нельзя назвать жизнью.

...С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа...

Бывают на свете такие места, где люди живут, подчиняясь строгим законам этой сложной жизни. День за днем жизнь их проходит бессмысленно. Глаза их всегда закрыты на правду, и горе тому, кто попытается их открыть...



41-razrabotka-i-prinyatie-minimalnih-standartov-i-optimalnoj-praktiki-dlya-nacionalnih-i-regionalnih-sistem-ohranyaemih-rajonov.html
41-religioznie-iskaniya-v-iskusstve-hh-veka-ignoto-deo-novaya-religioznost-v-kulture-i-iskusstve.html
41-shema-i-instrumenti-realizacii-programmi-na-respublikanskom-urovne.html
41-soderzhanie-poyasnitelnoj-zapiski-nauchno-issledovatelskojdiplomnoj-raboti-vipusknaya-attestacionnaya-rabota.html
41-struktura-zemelnogo-fonda-mira-perspektivi-rasshireniya-pahotnogo-zemledeliya-obespechenie-udvoeniya-chislennosti-naseleniya-dorogoj-predel-ego-rosta.html
41-tajnaya-vecherya-leonardo-da-vinchi-zhizn-velikogo-geniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ponyatiya-metod-i-priyom-obucheniya-programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-istoriya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-vse-deti-lyubyat-skazki-bez-chudes-i-tajn-net-skazki-vnih-najdetsya-vse-i-mudrost-i-veselaya-shutka-i-vidumka-net-tolko-nepopravimih-bed-i-neschastij-vse-skazki-konchayutsya-horosho.html
  • writing.bystrickaya.ru/aktivizaciya-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-biologii-chast-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadanie-5sozdanie-i-redaktirovanie-graficheskih-obektov-praktikum-razbit-na-sem-tem-v-kazhdoj-iz-kotorih-soderzhitsya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/probnij-kak-summu-tekushih-saldo-vseh-schetov-glavnoj-knigi-i-zaklyuchitelnij.html
  • turn.bystrickaya.ru/otsutstvuyushaya-sinergiya-obshee-videnie-i-sistemnoe-mishlenie-fragmenti-iz-knigi-pitera-m-senge-pyataya.html
  • education.bystrickaya.ru/-6a-ot-prehodnite-i-zaklyuchitelnite-razporedbi-na-zlod-1-da-se-oceni-zakonosobraznostta-na-upravlenskite-resheniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mikroobekti-i-ih-izuchenie-v-kriminalistike.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstoyashie-meropriyatiya-v-gd-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-8-iyunya-2006-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-pravoslaviya-forma-obucheniya-ochno-zaochnaya-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-do-rakshina-anna-sargsyan-mariya-gajdechuk-kristina-vtornik-10-00.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-proekti-funkcionalnogo-bloka-apparat-pravitelstva-permskogo-kraya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris-44-uproshennaya-struktura-predpriyatiya-ego-informacionnie-svyazi-i-ispolzuemie-informacionnie-tehnologii.html
  • college.bystrickaya.ru/35-obrazovatelnie-moduli-kak-mesto-koordinacii-uchebnih-predmetov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fizicheskaya-geografiya-dv-trigg-k-f-interesnie-sluchai-iz-prakticheskoj-inzhenernoj-geologii.html
  • spur.bystrickaya.ru/lyubov-i-blagopoluchie-na-vsyu-zhizn-chast-i.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhenitba-v-minneapolise-stranica-14.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhospari-atbe-oblisi-shalar-audani-8-zhalpi-orta-blm-beretn-mektept-biologiya-pn-malm-ibraeva-farida-muzapbarovna.html
  • spur.bystrickaya.ru/komitet-po-kulture-i-iskusstvu-merii-ob-otchete-o-vipolnenii-plana-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-novosibirska.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-nravstvennogo-vospitaniya-16.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-dzhejms-fenimor-kuper-zveroboj-ili-pervaya-tropa-vojni.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-altajskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossijskuyu-federaciyu-sootechestvennikov-stranica-4.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zamechaniya-e-p-savchenko-nauchnaya-redakciya-predislovie-i-kommentarii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samij-krasivij-iz-russkih-poetov.html
  • turn.bystrickaya.ru/podvesti-itogi-letnih-rabot-na-prishkolnom-uchastke-zakrepit-znaniya-o-polze-ovoshej.html
  • reading.bystrickaya.ru/kultura-drevnego-egipta-kultura-mesopotamii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-modernizacii-rossijskogo-obrazovaniya-do-2010-goda-federalnaya-programma-razvitiya-obrazovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-cerkvi-sluzhashie-iz-knigi-istoriya-shotlandskoj-reformacii-dzh-d-makki-1960.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-iii-dokladchik-g-n-dik-marti-dick-marty-shvejcariya-alyans-liberalov-i-demokratov-evropi.html
  • books.bystrickaya.ru/departament-ekonomicheskoj-politiki-i-razvitiya-goroda-moskvi-rasporyazhenie.html
  • writing.bystrickaya.ru/formi-kontrolya-programma-disciplini-chikagskaya-shkola-v-sociologii-dlya-napravleniya-040200-62-sociologiya-podgotovki.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/potreblenie-sberezheniya-investicii-v-makroekonomicheskom-ravnovesii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nineshnij-finansovij-krizis-eto-chto-to-neozhidannoe-ili-vpolne-prognoziruemoe-sobitie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sceplenie-avtomobilya-zil-130-76.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priznaki-pravilnosti-vipolneniya-palminga-ultra-rapid.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.