.RU

4. ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Учебно-методический комплекс история философии специальность 03 1801


^ 4. ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ


ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ "ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ" Раздел I. Предмет философии и истории философии. Тема 1-2
^ Контрольные вопросы к занятию

  1. Что отличает философию от науки и что объединяет их?

  2. В чем сходство и различие философии и религии? Философии и искусства?

  3. В чем достоинства изучения философии посредством изучения истории философии?

  4. Почему богослову необходимо изучение философии?

Литература

Основная

Григорий Богослов, свт. Слова о богословии (1-е и 2-е) // Свт. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х т. Сергив Посад, 1994, стр. 385-413 1.

Дополнительная

Ахутин А.В. Дело философии// Ахутин А.В. Тяжба о бытии. Сборник философских работ. М., 1997. С.16-71.

Гурина М. Философия. М., 1998, с. 11-138.

Давыдова Г.А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии, 1988, №2. С.40-53.

Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии, 1992, №12. С.14-21.

Лега В.П. Многообразие философских систем как сущностная черта философии // Вестник ПСТГУ. № 1:16. М., 2006.

Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С.57-71.

Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки, 1989, №6. С.52-62.

Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии, 1988, №8. С.118-125.

Ясперс К. Введение в философию. М., 2000.
^ Раздел II. Античная философия Тема 3. Возникновение античной философии
Контрольные вопросы к занятию

  1. Религиозные воззрения древних греков.

  2. Какие философские положения содержатся в поэмах Гомера? Какой религии они соответствуют?

  3. Какой философский смысл содержится в учении Гесиода о происхождении богов?

  4. Философские идеи в учении орфиков.

  5. Почему Фалеса считают первым греческим философом?

  6. В чем преемственность поиска ответов на вопрос о первоначале у философов милетской школы?

  7. Можно ли определить связь философских положений первых греческих мыслителей с их религиозными положениями?

  8. Как связаны друг с другом разные части учения Пифагора: математика, философия, религия?

Литература

Основная

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 33-66, 100-135, 138-149, 465-505.

^ Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 61-68, 93-94, 307-320.

Порфирий. Жизнь Пифагора // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 416-426.

Дополнительная

Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М.,1982.

Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб., 2000.

Драч Г.В., Чермантеева Т.С. Теологические концепции происхождения античной философии// Зарубежное философское антиковедение: критический анализ. М., 1990. С.15-29.

Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. М., 1990.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М., 1970.

Burnet J. Early Greek Philosophy. London, 1930.

Guthrie W.K.C. In the Beginning. Some Greek views on the origins of life and the early state of man. London, 1957.

Guthrie W.K.C. The Greeks and their Gods. London, 1950.
^ Тема 4. Философия досократиков
Контрольные вопросы

  1. Как связано учение Гераклита о всеобщем изменении с его учением о первоначале?

  2. В чем особенности гераклитовского учения о логосе?

  3. Каково отношение Ксенофана к языческому многобожию?

  4. Каковы его аргументы в защиту монотеизма?

  5. В чем особенности элейской школы?

  6. Почему Парменида можно назвать основателем философии?

  7. Охарактеризуйте основные принципы философской системы Парменида.

  8. Что такое рационализм? В чем особенности рационализма Парменида?

  9. Каков метод аргументирования Зенона? В чем суть его доказательств от противного?

  10. Как Эмпедокл и Анаксагор пытались решить проблемы, поставленные Парменидом?

  11. Каков религиозный смысл учения Эмпедокла о Любви и Вражде и Анаксагора об Уме?

  12. Что такое бытие с точки зрения Демокрита?

  13. Как Демокрит доказывает существование атомов?

  14. Как Демокрит относится к рационализму?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 94-97, 274-315, 320-327, 333-338, 339-348.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 156-257, 330-414, 505-535.

Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 295-297.

Дополнительная

Бобров Е.А. Философия Парменида. Казань. 1903.

Виц Б.Б. Демокрит. М., 1979.

Кессиди Ф.Х. Гераклит. М., 1982.

Койре А. Заметки о парадоксах Зенона // Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 27-50.

Комалова В.Я. Учение Зенона Элейского: Попытка реконструкции системы аргументов. Л., 1988.

Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования. Ленинград, 1970.

Монин М.А. Пути Парменида // Вопросы философии. 1997, №3.

Панченко А.И. Апории Зенона и современная философия // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 149-156.

Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983.

Цехмистро И.З. Апории Зенона глазами XX века // Вопросы философии. 1966. № 3. С. 121-129.

Якубанис Г. Эмпедокл – философ, врач и чародей. Киев, 1994.

Lee H.D.P. The Fragments of Zeno of Elea. Cambridge, 1936.

Raven J.E. Pythagoreans and Eleatics. Cambridge, 1948.
^ Тема 5. Классический период античной философии. Софисты и Сократ
Контрольные вопросы к занятию

  1. Какие социальные изменения происходят в Греции в V веке?

  2. В чем особенность сенсуализма софистов?

  3. Что означает фраза «Человек есть мера всех вещей»?

  4. Каковы причины антагонизма Сократа и софистов?

  5. Какой философский смысл фраз «Познай самого себя» и «Я знаю, что ничего не знаю»?

  6. В чем суть сократовского переворота в философии?

  7. Опишите особенности майевтического метода Сократа.

  8. В чем вклад Сократа в мировую философию?

  9. В чем причины возникновения сократических школ?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 98-107, 348-350.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1996.

Маковельский А.О. Софисты. Вып. 1-2. Баку, 1940-41.

Платон. Апология Сократа // Платон. Соч.: В 4 т. М., 1990, т. 1, стр. 70-96.

Дополнительная

Богдашевский Д.И. Греческие софисты // Труды Киевской духовной Академии. 1897. 8. С. 455-493.

Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976.

Нахов И.М. Философия киников. М., 1982.

Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 582-625.

Чернышев B.C. Софисты. М., 1929.

Rogers A.K. The Socratic Problem. New York, 1933.

Taylor A.E. Socrates. London, 1932.
^ Тема 6. Философия Платона
Контрольные вопросы

  1. В чем суть критики Платоном сенсуализма?

  2. Как Платон доказывает существование мира идей?

  3. Почему Гуссерль назвал Платона первым научным философом?

  4. Каково отношение Платона к учению Парменида о бытии?

  5. Каковы особенности рационализма Платона?

  6. Как Платон объясняет существование заблуждений?

  7. Как Платон объясняет существование зла? Почему не может быть идеи зла?

  8. Как Платон доказывает бессмертие души?

  9. В чем отличие платоновского учения о сотворении мира от христианского.

  10. В чем отличие платоновского учения о материи от демокритовского?

  11. Какова связь учение Платона об идеях с его учением о государстве?

  12. Как вы думаете, почему стражи могут стать философами, а ремесленники – нет?

  13. Как можно оценить историческую роль учения Платона о государстве?

  14. Дайте оценку платонизма с точки зрения христианского богословия.

Литература

Основная

Августин, блаж. О граде Божием VIII, 4-9. М., 1994. Т. 2. С. 7-19.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 112-129, 220-239, 137-166.

Платон. Теэтет 142a-187b // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 192-245.

Платон. Государство 439a – 443e, 504e – 517d, 608е – 612а, 614b – 621d // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 212-219, 286-298, 406-410, 413-420.

Платон. Государство 369b – 613e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 130-412.

Платон. Федр 244 a - 257c // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 152-166.

Платон. Парменид 126a - 137e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 346-360.

Платон. Менон 81a - 86b // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 588-596.

Платон. Федон 57a – 118a // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 7-80.

Платон. Тимей 24e – 25d, 27e – 57e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 429-461.

Платон. Федр 245c – 246a // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 154-155.

Дополнительная

Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.

Богдашевский Д. Учение Платона о знании // Труды Киевской Духовной Академии, 1897, т. 3.

Диллон Дж. Наследники Платона. Исследование истории Древней Академии (347–274 B.C.). СПб., 2005.

Лебедев Д. Платон о душе. Анализ диалога "Федон" с переводом текста разговора и объяснительными к переводу примечаниями // Платон: Pro et contra. СПб., 2001.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона. М., 1992.

Скворцов Н. Платон о знании в борьбе с сенсуализмом и рассудочным эмпиризмом. Анализ диалога "Фуэтет" // Платон: Pro et contra. СПб., 2001.

Соколов П. Как отцы Церкви первых пяти веков думали о философии вообще и особенно о философии Платона // Опыты упражнений воспитанников КДА. Киев, 1832. Т. 1. С. 303-381.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 582-625.

Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона // Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991. С. 463-532.

Burnet J. Platonism. Berkeley, Cal., 1928.

Dies A. Autour de Platon. 2 vols. Paris, 1927.

Irwin T. Plato's Ethics. Oxford, 1995

Irwin T. Plato's Moral Theory: The Early and Middle Dialogues. Oxford, 1977.

Lodge R.C. Plato’s Theory of Ethics. London, 1928.

Lutoslawski W. Origin and Growth of Plato’s Logic. London, 1905.

Plato 1: Metaphysics and Epistemology / Fine G., ed. Oxford University Press. 1999.

Plato 2: Ethics, Politics, Religion, and the Soul / Fine G., ed. Oxford University Press. 1999.

Solmsen F. Plato’s Theology. Ithaca, N.Y., 1942.

The Cambridge Companion to Plato / Kraut, Richard, ed. Cambridge, 1992.
^ Тема 7. Философия Аристотеля
Контрольные вопросы к занятию

  1. Каковы исходные принципы философии Аристотеля?

  2. Почему Аристотель не согласен с учением Платона об идеях?

  3. В чем отличие аристотелевской формы от платоновской идеи?

  4. В чем особенности аристотелевской теологии?

  5. Чем отличается предмет философии от предмета физики?

  6. Назовите основные особенности физики Аристотеля.

  7. Как Аристотель решает апории Зенона?

  8. Аристотель - рационалист или сенсуалист?

  9. Как Аристотель понимает личность человека?

  10. В чем отличие аристотелевского понимания добродетели от христианского?

  11. Почему созерцательная жизнь, по Аристотелю, лучше деятельной?

Литература

Основная

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. Кн. I, гл. 1-10; кн. IV, гл. 1-8; кн. V, гл. 2, 8, 10, 12; кн. VI, гл. 1-4; кн. VII, гл. 1-6, 13-17; кн. XI, гл. 3-6; кн. XII, гл. 1, 6-10; кн. XIII, гл. 4-5.

Аристотель. Физика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1981. Кн.I, гл.1, кн. II, гл.1, 2, кн III, гл.1, кн. IV, гл. 8-14, кн. VI, гл. 9, кн. VII, гл. 1, кн. VIII, гл. 6, 10.

Аристотель. Категории. Гл. 5 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 55-62.

Аристотель. О душе // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. Кн. 1, гл.1, 3; кн.2, гл.1-3; кн.3, гл.4-13.

Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. Кн. I, II, VI, кн. X, гл. 6-9.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 188-198.

Дополнительная

Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.

Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981.

Allan D.J. The Philosophy of Aristotle. London, 1952.

Barnes J. Aristotle: a very short introduction. Oxford ; New York, 2000.

Bradshaw D. Aristotle East and West: metaphysics and the division of Christendom. Cambridge, 2004.

Clark Stephen R.L. Aristotle's Man. Oxford, 1975.

Irwin T. Aristotle's First Principles. Oxford, 1988.

Jaeger W. Aristotle. Oxford, 1948.

Lear J. Aristotle and Logical Theory. Cambridge, 1980.

Richard K. Aristotle: Political Philosophy. Oxford, 2002.

Robin L. Aristote. Paris, 1944.
^ Тема 8. Основные философские школы эллинизма
Контрольные вопросы

  1. Что такое «идеал мудреца» в эллинистической философии?

  2. В чем причина деформации образа Эпикура?

  3. Каковы причины востребованности философии стоиков в раннем христианстве?

  4. Как вы можете объяснить описанное в Деяниях авпостолов поведение философов – стоиков и эпикурейцев: почему «одни насмехались», а «некоторые же мужи, пристав к нему (ап. Павлу), уверовали» (Деян. 17. 32-34).

  5. В чем отличие академического скептицизма от пирроновского?

  6. Каким образом скептик предлагает достичь «идеала мудреца»?

  7. Какова роль тропов Энесидема и Агриппы в философии скептиков?

  8. Как христианские богословы Запада и Востока относились к скептицизму?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 248-293, 296-306, 352-411.

Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. М., 1998.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Секст Эмпирик. Соч.: в 2 т. М., 1976. Т. 2. С. 207-258, 379-380.

Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986.

Фрагменты ранних стоиков. Т. I. Зенон и его ученики. М., 1998.

Фрагменты ранних стоиков. Т. II. Хрисипп из Сол. Часть 1. Логические и физические фрагменты. Фрг. 1-521. М., 1999.

Дополнительная

Богуславский В.М. Скептицизм в философии. М., 1996.

Гончарова Т. Эпикур. М., 1988.

Лебедев А.П. Языческий философ Сенека в христианском предании // Православное обозрение. 1883. Т. I.

Лега В.П. Секст Эмпирик: скептицизм как образ жизни // Mathesis: из истории античной науки и философии. М., 1991. С. 210-220.

Невзоров И.А. Мораль стоицизма и христианское нравоучение. Казань, 1892.

Рихтер Р. Скептицизм в философии. СПб., 1910. Т. 1.

Степанова Л.С. Философия Древней Стои. СПб., 1995.

Столяров А.А. Стоя и Стоицизм. М., 1995.

Фаминский В. Религиозно-нравственные воззрения Л.А. Сенеки и отношение их к христианству. Киев, 1906.

Barth P. Die Stoa. Stuttgart, 1946.

Bevan E.R. Stoics and Sceptics. Oxford, 1913.

Hicks R.D. Stoic and Epicurean. Cambridge, 1910.

Spanneut M. Le stoicisme des Peres de l'Eglise; de Clement de Rome а Clement d'Alexandrie. Paris, 1969.

The Cambridge companion to the Stoics / ed. Brad Inwood. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 2003.
^ Тема 9. Философия Плотина
Контрольные вопросы к занятию

  1. Каковы исходные положения философии Плотина?

  2. Как Плотин выстраивает свою иерархию ипостасей?

  3. Как отцы Церкви относились к учению об эманации?

  4. Как Плотин доказывает бессмертие души?

  5. Как Плотин отвечает на вопрос: почему в мире существует зло?

  6. В чем особенности учения Плотина о личности?

  7. В чем отличие позднейшего неоплатонизма от философии Плотина?

Литература

Основная

Плотин. Эннеады I, 1; I, 8; IV, 7; V,1; IV,1; IV,2.

Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 427-440.

Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993. С. 9-149.

Дополнительная

Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991.

Лега В.П. Плотин, патристика и современность. М., 2001.

Рист Д.М. Плотин: путь к реальности. СПб., 2005.

Ситников А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001.

Armstrong A.H. Plotinus // The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Cambridge, 1967.

Armstrong A.H. The Architecture of the Intelligible Universe in the Philosophy of Plotinus. Cambridge, 1940.

Arnou R. Le desir de Dieu dans la philosophie de Plotin. Paris, 1921.

Gerson Lloyd P. Plotinus. Arguments of the Philosophers. London, 1994.

O'Meara D. Plotinus. An Introduction to the Enneads. Oxford, 1993.

Blumenthal H.J. Plotinus' Psychology. The Hague, 1971.

Hadot P. Plotin, Porphyre—etudes neoplatoniciennes. Paris, 1999.

Trouillard J. La purification plotinienne. Paris, 1955.

Wallis R.T. Neoplatonism. London, 1972.
^ Раздел III. Средневековая философия. Тема 10. Религиозная мысль первых веков
Контрольные вопросы

  1. Каковы отличия средневековой философии от античной?

  2. Как связан аллегоризм Филона и его учение о Логосе?

  3. Каково отношение Филона к античной философии?

  4. Каково отношение ранних христианских апологетов к античности?

  5. Почему вопрос об отношении веры и разума является основным для средневековой философии?

  6. Как Тертуллиан решает вопрос об отношении веры и разума?

  7. В чем отличие понимания веры у Тертуллиана («верую, ибо абсурдно») и Климента Александрийского.

  8. Назовите элементы платоновской философии в учении Оригена.

Литература

Основная

Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем. Увещание к эллинам.

Климент Александрийский. Строматы. (Кн. V, VI, VII). СПб., 2003. Т.2. C. 146-225. Т.3. С. 6-91, 196-263.

Ориген. О началах. Самара, 1993.

Татиан. Речь против эллинов.

Тертуллиан. О проскрипции против еретиков // Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 106-129.

Тертуллиан. О свидетельстве души // Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 83-89.

Филон Александрийский. О соитии ради предварительного обучения // Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000. С. 355-382.

Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею // Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000. С. 51-92.

Дополнительная

Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице // Болотов В. В. Собр. церковно-исторических трудов: В 8 т. Т. 1. М., 1999.

Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. К., 1911.

Муретов М. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885.

Оргиш В.П. Античная философия и происхождение христианства. М., 1986.

Скворцев К. Философия отцов и учителей церкви. Киев, 2003.

Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994. С. 117-204.

Brehier E. Philon d’Alexandrie. Paris, 1950.

Danielou J. Origene. Paris, 1948.

Dunn G. D. Tertullian. N.Y., 2004.

Festugiere A.-J. L’Ideal religieux des Grecs et L’Evangile. Paris, 1931.

Osborn E.F. The Philosophy of Clemens of Alexandria. Camb., 1957.

Pelikan J. Christianity and Classical Culture: The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism. New Haven, CT, 1993.

Wolfson H.A. Philo, Foundations of Religious Philosophy in Judaism, Christianity and Islam 2 vols. Cambridge, MA, 1947.

Wolfson H.A. The Philosophy of the Church Fathers. Cambridge, MA, 1956.
^ Тема 11. Философия блаж. Августина
Контрольные вопросы

  1. Каким образом философия Плотина помогла Августину решить проблему теодицеи?

  2. В чем причина отрицательного отношения Августина к скептицизму?

  3. Как Августин опровергает скептицизм? Какой скептицизм становится объектом его критики?

  4. Как Августин решает проблему отношения веры и разума?

  5. Является ли богословие Августина апофатическим или катафатическим?

  6. В чем смысл проблемы времени, поставленной Августином?

  7. Как Августин опровергает учение манихеев о двух началах в мире?

  8. В чем философский смысл учения Пелагия и опровержения его Августином?

  9. Чем августиновское понимание добродетели отличается от античного?

  10. Почему Августина принято считать первым философом, поставившим проблемы философии истории?

Литература

Основная

Аврелий Августин. Исповедь. Кн. 7, 10-12 М., 1991. С. 166-189, 236-339.

Августин блаж. Против академиков // Августин блаж. Энхиридион. Киев, 1996. С. 5-73.

Августин блаж. О граде Божием. Кн. V, гл. 8-11; кн. VIII, гл. 1-13; кн. IX, гл.4, 10, 17; кн. X, гл. 2, 23, 30, 31; кн. XI, гл. 1, 3-10, 22-28; кн. XII, гл. 1-9; кн. XIII, гл. 16; кн. XIV, гл. 5, 6, 28; кн. XV, гл. 1, 2; кн. XVIII, гл. 41; кн. XIX, гл.1-4, 13-15; кн. XXII, гл. 26-27.

Пелагий. Послание к Деметриаде // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 594-635.

Дополнительная

Герье В. Блаженный Августин. М., 1910.

Писарев Л.И. Учение блаженного Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1880.

Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 1916. Т.1. Ч.1-2.

Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь. Учение и его судьбы // Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999.

Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. М., 1892. Ч.1.

Evans G.R. Augustine on Evil. Cambridge, 1982.

Gilson E. Introduction a l’etude de S. Augustin. Paris, 1949.

Kirwan Ch. Augustine: The Arguments of the Philosophers. Routledge, 1989.

O'Daly G. Augustine's Philosophy of Mind. University of California Press, 1987.

Rist J. Augustine: Ancient Thought Baptized. Cambridge, 1994.

TeSelle E. Pelagius, Pelagianism // Augustine Through the Ages: An Encyclopedia. Ed. Fitzgerald A. D. 1999, pp. 633-640

The Cambridge Companion to Augustine / Ed. Eleonore Stump. Missouri, 2001.
^ Тема 12. Философская мысль в V–VII вв.
Контрольные вопросы

  1. В чем отличие апофатики Ареопагита от апофатики Плотина?

  2. Как переплелись подходы западного и восточного богословия в учении Эриугены?

  3. Сравните учение о человеке Эриугены и Августина.

Литература

Основная

Боэций С. Утешение Философией // Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты. М., 1990.

Боэций. Комментарий к Порфирию // Там же.

Дионисий Ареопагит. О божественных именах, гл. 4. 18-34 // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб., 2002. С. 343-401.

Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб., 2002. С. 737-763.

Иоанн Скот Эриугена. О божественном предопределении (часть) // Знание за пределами науки. М., 1996. С. 294-299.

Иоанн Скот Эриугена. О разделении природы // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. М., 2002. С. 166-189.

Максим Исповедник, преп. Толкования на Дионисия Ареопагита // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб., 2002.

Дополнительная

Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1991.

Минин П. Главные направления древне-церковной мистики // Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 337-391.

Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. М., 1892. Ч.1.

Otten W. The Anthropology of Johannes Scottus Eriugena, Leiden, 1991.

Roques R. L’univers Dionysien. Stucture hierarchique du monde selon le Pseudo-Denys. Paris, 1983.

Sheldon-Williams I. P. The Pseudo-Dionysius // The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, Cambridge, 1970.

Volker W. Kontemplation und Ekstase bei Pseudo-Dionysius Areopagita, Wiesbaden, 1958.

Wohlman A. L’Homme, le monde sensible et le peche dans la philosophie de Jean Scot Erigene. Paris, 1987.
^ Тема 13. Возникновение схоластики (IX—XII вв.).
Контрольные вопросы к занятию

  1. Каковы причины возникновения схоластики?

  2. В чем суть онтологического доказательства бытия Бога?

  3. Каковы исторические предпосылки онтологического доказательства бытия Бога?

  4. Что такое универсалии? Какова история спора об универсалиях?

  5. Назовите и опишите все решения спора об универсалиях.

  6. Как Абеляр решал проблему соотношения веры и разума?

  7. Связан ли умеренный номинализм Абеляра с его еретическими высказываниями?

  8. Каким образом Гуго Сен-Викторский пытался примирить мистицизм и рационализм?

Литература

Основная

Абеляр П. Глоссы к «Категориям» Аристотеля // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. М., 2002. С. 410-426.

Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Абеляр П. Тео-логические трактаты. М., 1995. С. 311-411.

Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992.

Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Сочинения. М., 1995. С. 128-130, 147-165.

Бернард Клервоский. О благодати и свободе воли // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. М., 2002. С. 444-476.

Бернард Клервоский. Правила святой жизни. Изложены Аввою Бернардом в его беседах со своей сестрой монахиней. Спб., 1894.

Гильберт Порретанский. Комментарий к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория» // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. М., 2002. С. 380-403.

Гильом из Шампо. Диалог между Христианином и Иудеем о католической вере // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. М., 2002. С. 257-293.

Гуго Сен-Викторский. О созерцании и его видах // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. М., 2002. С. 342-351.

Дамиани П. О божественном всемогуществе // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995, с. 356-394.

Иоанн Солсберийский. Металогикон // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. М., 2002. С. 497-505.

Дополнительная

Герье В. Западное монашество и папство. М., 1913.

Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века // Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. С. 5-48.

Ивановский В.Н. Мистика и схоластика ХI-ХIIвв (Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Бернард Клервосский). М., 1897.

Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994.

Федотов Г.П. Абеляр // Федотов Г.П. Собр. соч.: в 12 т. Т.1. М., 1996. С. 185-274.

Франк С.Л. К истории онтологического доказательства // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.

Carre M.H. Realists and nominalists. Oxford, 1946.

Evans G. R. Anselm. London, 1989.

Gilson E. Heloise et Abelard. Paris, 1938.

Gilson E. La theologie mystique de Saint Bernard. Paris, 1947.

Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode. Bd. 1-2. B., 1957.

Holopainen T. Dialectic and Theology in the Eleventh Century. Leiden, 1996.

King P. Peter Abailard and the Problem of Universals in the Twelfth Century (Doctoral dissertation in Philosophy). Princeton University, 1982.

Marenbon J. The Philosophy of Peter Abelard. Cambridge, 1997.

The Cambridge Companion to Abelard / Ed. by Jeff Brower and Kevin Guilfoy. New York: Cambridge University Press, 2004.

The Cambridge Companion to Anselm / Davies Brian, and Brian Leftow, eds. Cambridge, 2004.

Tweedale M. Abailard on Universals. Amsterdam, 1976.
Тема 14. Арабская философия в Средние Века.
Контрольные вопросы к занятию

  1. Почему арабский мир наследовал античную философию?

  2. Каковы особенности аристотелизма в ранней арабской философии?

  3. Почему в арабской философии номинализм был ближе ортодоксальной религии, чем в западноевропейской?

Литература

Основная

Аверроэс. Опровержение опровержения. Киев; СПб., 1999.

Аль-Газали. Избавляющий от заблуждения // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960. С. 211-266.

Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.

Ибн-Сина. (Авиценна). Избранные философские произведения М., 1980.

Дополнительная

Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1980.

Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М., 1973.

Хайруллаев М.М. Фараби: Эпоха и учение. Ташкент, 1975.

Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. P.: Gallimard, 1964.

The Cambridge Companion to Arabic Philosophy / Ed.by P. Adamson, R.C. Taylor. London; Wisconsin, 2004.

Waizor R. Greek into Arabic. Essays on Islamic Philosophy. Oxford, 1962.
^ Тема 15. Латинский аверроизм. Философия Фомы Аквинского
Контрольные вопросы к занятию

  1. В чем причина столь бурной реакции Церкви на распространение идей Аристотеля?

  2. Какие идеи Сигера Брабантского были осуждены Церковью?

  3. Какое место занимает философия в учении Фомы Аквинского?

  4. Как Фома Аквинский решил аверроистскую проблему?

  5. Как Фома решил вопрос об универсалиях?

  6. Почему Фома не соглашается с онтологическим доказательством бытия Бога?

  7. В чем главная проблема учения о человеке, стоявшая перед Фомой?

  8. Фома Аквинский – сенсуалист или рационалист?

  9. Какая жизнь, по Фоме, наиболее добродетельна?

Литература

Основная

Сигер Брабантский. Вопросы о разумной душе // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т. 2. М., 2002. С. 242-251.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев, М., 2002. Ч. 1. С. 3-43.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев, СПб., 2003. Ч. 2. С. 66-73.

Фома Аквинский. Сумма против язычников. Гл. 2-14. Долгопрудный, 2000. С. 35-93.

Фома Аквинский. О единстве разума против аверроистов // Фома Аквинский. Сочинения. М., 2002.

Фома Аквинский. О вечности мира // Фома Аквинский. Сочинения. М., 2002.

Дополнительная

Бандуровский К. В. Концепция бессмертия души в философии Фомы Аквинского и ее историко-философские истоки (автореферат диссертации). М., 2001.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

Бронзов А.А. Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности. СПб., 1884.

Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979.

Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии, 1994, №1.

Жильсон Э. Избранное. Т. 1 Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М., 2000.

Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999.

Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ, 1995, №33.

Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты 13 в. М., 1972.

Berger D. Thomas von Aquin begegnen, Augsburg, 2002.

Dodd T. The Life and Thought of Siger of Brabant. Edwin Mellen, 1998.

Grabmann M. Thomas von Aquin - Personlichkeit und Gedankenwelt, achte Auflage, Munchen, 1949.
^ Тема 16. Философия во Францисканском ордене.
Контрольные вопросы к занятию

  1. В чем суть этапов на пути восхождению к Богу, по Бонавентуре?

  2. Как Бонавентура относится к рационализму, сенсуализму и мистицизму?

  3. Как Бонавентура относится к онтологическому и космологическому доказательствам бытия Бога?

  4. В чем особенности философии во Францисканском ордене?

  5. В чем причина несогласия Иоанна Дунса Скота с Фомой Аквинским?

  6. Почему Уильяма Оккама принято считать последним схоластическим философом?

Литература

Основная

Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993.

Бонавентура. О возвращении наук к теологии // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.2. М., 2002. С. 127-140.

Иоанн Дунс Скот. Трактат о Первоначале. М., 2001.

Иоанн Дунс Скот. Избранное. М., 2001.

Оккам У. Избранное. М., 2002.

Дополнительная

Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Уильям Оккам. М., 1978.

Майоров Г.Г. Дунс Скот как метафизик // Блаженный Иоанн Дунс Скот. Избранное. М., 2001. С. 28-83.

Adams M. McCord. William Ockham. 2 vols. Notre Dame, 1989.

Cross R. Duns Scotus. Oxford, 1999.

Gilson E. La philosophie de St. Bonaventura. Paris, 1943.

Heck E. R. Bacon. Bonn, 1957.

Kaufmann M. Begriffe, Satze, Dinge. Referenz und Wahrheit bei Wilhelm von Ockham, Leiden, 1994.

Williams Th. The Cambridge Companion to Duns Scotus. New York, 2003.
^ Раздел IV. Философия эпохи Возрождения Тема 17. Основные течения философской мысли эпохи Возрождения. Гуманизм раннего Возрождения
Контрольные вопросы к занятию

  1. В чем причины возникновения Ренессанса?

  2. В чем отличие гуманизма ренессансного от современного?

Литература

Основная

Валла Л. О наслаждении, или Об истинном и ложном благе. М., 1989. С. 94-108, 225-235.

Данте Алигьери. Монархия. М., 1999.

Данте Алигьери. Пир // Данте Алигьери. Собр. Соч.: В 5 т. Т. 5. СПб., 1996.

Петрарка Ф. Моя тайна // Франческо Петрарка. Лирика. Автобиографическая проза. М., 1989.

Дополнительная

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.

Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990.

Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме. М., 1977.

Boyde P. Dante Philomythes and Philosopher. Man in the Cosmos. Cambridge, 1981.
^ Тема 18. Ренессансный неоплатонизм
Контрольные вопросы к занятию

  1. Почему философия Платона оказалась столь популярной в эпоху Возрождения?

  2. Почему Николай Кузанский активно использует математику при решении философских и богословских задач?

Литература

Основная

Георгий Гемист Плифон. Законы // Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб., 1997.

Николай Кузанский. Об ученом незнании, кн. 1, гл. 1-16, кн. 2, гл. 3-6, 12 // Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1980. С. 50-73, 103-115, 133-139.

Дополнительная

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Jaspers K. Nikolaus Cusanus. Munch., 1969.
^ Тема 19. Возрождение и Реформация
Контрольные вопросы к занятию

  1. Как Эразм и Лютер относились к идеям Августина?

  2. В чем особенности т.н. «северного возрождения»?

  3. Почему в XVI веке говорили, что «Лютер высидел яйцо, которое снес Эразм»?

Литература

Основная

Мартин Лютер. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 290-545.

Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 90-217.

Эразм Роттердамский. Диатриба, или Рассуждение о свободе воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 218-289.

Дополнительная

Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 4-68.

Popkin R. The History of Scepticism from Erasmus to Spinoza, Berkeley, 1979.
^ Тема 20. Натурфилософская мысль в эпоху Возрождения
Контрольные вопросы к занятию

  1. Чем аристотелизм Помпонацци отличается от аристотелизма Фомы Аквинского?

  2. Из каких положений вырастает уверенность Макиавелли, что «цель оправдывает средства»?

  3. По каким причинам оказывается востребованным античный скептицизм?

  4. Как Джордано Бруно относился к христианству?

  5. Какие философские идеи легли в основу учения Бруно?

  6. Был ли Бруно ученым?

Литература

Основная

Бруно Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах. М., 1936.

Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя // Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. О принципе, начале и едином. Минск, 1999. С. 3-260.

Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

Монтень М. Апология Раймунда Сабундского // Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Т. 2. М., 1992.

Дополнительная

Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель. М., 1880.

Антоновский Ю.М. Дж. Бруно, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1892.

Виллари П. Н.Макиавелли и его время. М., 1914.

Джордано Бруно перед судом инквизиции. (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958. Т. 6. С. 349-416.

Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000.

Карсавин Л. П. Джордано Бруно. Берлин, 1923.

Лернер Л., Госселин Э. Галилей и призрак Джордано Бруно // В мире науки, 1987, № 1. С. 80-88.
^ Раздел V. Философия Нового Времени Тема 21. Возникновение науки и философии Нового времени
Контрольные вопросы к занятию

  1. В чем отличие в подходах к науке у Ф.Бэкона и Г.Галилея?

  2. Чем отличается физика Галилея от аристотелевской физики?

  3. Как Ф.Бэкон решает проблемы индуктивизма?

  4. Почему Декарт не упоминает об Августине, когда утверждает: «Мыслю, следовательно существую»?

  5. Что такое «естественный свет разума»?

  6. Какую роль в философии Декарта играет онтологическое доказательство бытия Бога?

  7. Почему Декарт является основоположником философии Нового времени?

  8. Какое влияние Декарт оказал на последующую философию?

  9. Почему Паскаль не принимает учение Декарта о Боге?

  10. В чем особенности философии Паскаля и его существенное отличие от остальной современной ему философии?

Литература

Основная

Бэкон Ф. Новый органон // Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1972. С. 12-83.

Галилей Г. Диалог о двух системах мира: коперниковой и птолемеевой // Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М., 1964.

Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1994. С. 16-72.

Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1989. С. 314-348.

Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1989. С. 250-296. (Одна из трех книг на выбор)

Паскаль Б. Мысли. М., 1995. С. 103-137, 200-202, 327-328.

Дополнительная

Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.

Гайденко П.П. Античный и новоевропейский типы рациональности: физика Аристотеля и механика Галилея // Рациональность на перепутье. Кн. 2. М., 1999. С. 29–64.

Жильсон Э. Учение Декарта о свободе и теология // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004

Койре А. Галилей и Платон // Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 128-153.

Кузнецов Б.Г. Галилей. М., 1964.

Ляткер П.А. Декарт. М., 1975.

Сапрыкин Д. Regnum hominis. Имперский проект Френсиса Бэкона. М., 2001.

Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль. М., 1979.

Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994.

Субботин А.А. Бэкон. М., 1974.

Тарасов Б. Паскаль. М., 1982.

Фантоли А. Галилей. В защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви. М., 1999.

Фейербах Л. Ренэ Декарт // Фейербах Л. История философии. Т.1. М., 1974.

Фейербах Л. Франциск Бэкон Веруламский // Фейербах Л. История философии. Т.1. М., 1974.

Barnes J. The Ontological Argument. London, 1972.

Cottingham J. Descartes. Oxford, 1986.

Curley E. M. Descartes against the Sceptics. Cambridge, MA, 1978.

Kenny A. Descartes: A Study of His Philosophy. New York, 1968.

Rossi P. Francis Bacon: From Magic to Science. London, 1968.

Shapere D. Galileo. A philosophical study. Chicago, 1974.

The Cambridge Companion to Bacon / Peltonen, M. (ed.). Cambridge, 1996.

The Cambridge Companion to Pascal / Ed. N. Hammond. Cambridge, 2003.
^ Тема 22. Рационализм в философии Нового времени
Контрольные вопросы к занятию

  1. В чем причины несогласия Спинозы с методологией Декарта?

  2. Каковы особенности рационализма Спинозы?

  3. Как, по Спинозе, возможна свобода человека в мире всеобщего детерминизма?

  4. Идеи какой античной философской школы продолжает Спиноза?

  5. Почему решение проблемы субстанции было важно для Лейбница?

  6. В чем причина несогласия Лейбница со Спинозой в учении о субстанции?

  7. Почему, по Лейбницу», «монада не имеет окон»?

  8. Как Лейбниц решает проблему существования в мире зла?

Литература

Основная

Спиноза Б. Этика (Часть 1, 2 (теоремы 1-7, 47-49), 5 (теоремы 15-42)) // Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998. С. 327-361, 370-376, 413-422, 573-591.

Лейбниц Г. В. Свидетельство природы против атеистов // Сочинения в 4-х т. Т. 1. М., 1982. С. 78-84.

Лейбниц Г. В. Рассуждение о метафизике // Там же. С. 125-163.

Лейбниц Г. В. О приумножении наук // Там же. С. 164-202.

Лейбниц Г. В. Новая система природы и общения между субстанциями // Там же. С. 271-281.

Лейбниц Г. В. Ответ на размышления о системе предустановленной гармонии // Там же. С. 326-344.

Лейбниц Г. В. Два отрывка о свободе // Там же. С. 307-317.

Лейбниц Г. В. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе // Там же. С. 359-369.

Лейбниц Г. В. Начала природы и благодати, основанные на разуме // Там же. С. 404-412.

Лейбниц Г. В. Монадология // Там же. С. 413-429.

Лейбниц Г. В. Теодицея // Сочинения в 4-х т. Т. 4. М., 1989.

Дополнительная

Герье В.И. Лейбниц и его век. Т.1-2. СПб., 1868-1871.

Делез Ж. Спиноза // Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза. М., 2001. С. 325-444.

Майоров Г.Г. Теоретическая философия Георга Вильгельма Лейбница. М., 1973.

Серебряников В. С. Лейбниц и его учение о душе человека. СПб. 1908.

Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

Соловьев В.С. Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы) // Соловьев B.C. Собрание сочинений. СПб., 1903, т. 7.

Фейербах Л. Бенедикт Спиноза // Фейербах Л. История философии. Т.1. М., 1974.

Фейербах Л. Изложение, развитие и критика философии Лейбница // Фейербах Л. История философии. Т. 2. М., 1974. С. 101-402.

Ягодинский И.И. Философия Лейбница. Казань, 1914.

Adams R. Leibniz: Determinist, Theist, Idealist. Oxford, 1995.

Broad C. D. Leibniz: An Introduction. Cambridge, 1975.

Jaspers K. Spinoza. Munchen; Zurich, 1978.

Popkin R. Spinoza. Oxford, 2004.

The Cambridge companion to Spinoza / ed. Don Garrett. Cambridge; New York, 1996.
^ Тема 23. Сенсуализм в философии Нового времени
Контрольные вопросы к занятию

  1. Каковы особенности английского сенсуализма?

  2. Почему Дж. Локк предпринимает критику учения о врожденных идеях?

  3. Какую роль учение о знаках играет в философии Т.Гоббса?

  4. Какова, по Беркли, главная причина атеизма?

  5. В чем особенности берклиевского доказательства бытия Бога?

  6. В чем причина и каковы особенности критики Беркли и Юмом учения о субстанции?

  7. Каково отношение Юма к причинности?

  8. Каковы особенности учения Юма о религии?

Литература

Основная

Гоббс Т. Левиафан (часть 1, гл. 1-5, 12-14) // Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1991. С. 9-37, 81-109.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении (кн. 1; кн. 2, гл. 1-12; кн. 4, гл. 17-19) // Локк Дж. Сочинения в 3 т. М., 1985. Т.1. С. 91-215. Т.2. С. 148-186.

Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Сочинения. М., 1978. С. 149-248.

Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Сочинения. М., 1978. С. 249-360.

Юм Д. Исследование о человеческом познании // Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1996. С. 4-144.

Дополнительная

Быховский Б.Э. Дж. Беркли. М., 1970.

Виноградов Н.Д. Философия Д.Юма. Ч. 1-2. М., 1905.

Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму // Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза. М., 2001. С. 7-144.

Мееровский В.В. Гоббс. М., 1975.

Нарский И. Джон Локк и его теоретическая система // Локк Дж. Сочинения в 3 т. Т.1. М., 1985. С. 3-76.

Нарский И.С. Д.Юм. М., 1973.

Фейербах Л. Томас Гоббс // Фейербах Л. История философии. Т.1. М., 1974.

Aaron R. John Locke. Oxford, 1937.

Bennett J. Locke, Berkeley, Hume: Central Themes. Oxford, 1971.

Norton D. F. David Hume, Common Sense Moralist, Sceptical Metaphysician. Princeton, 1982.

Peters R. Hobbes. Harmondsworth, 1967.

The Cambridge companion to Hobbes / ed. Tom Sorell. Cambridge; New York, 1996.

The Cambridge companion to Locke / ed. V. Chappell. Cambridge, 1994.

Winkler K. P. Berkeley: An Interpretation. Oxford, 1989.
^ Тема 24. Философия эпохи Просвещения
Контрольные вопросы к занятию

  1. Что такое просвещение?

  2. Что объединяет столь разных мыслителей, как Руссо и Дидро, Вольтера и Ламетри?

  3. Каковы особенности учения французских материалистов о религии?

Литература

Основная

Вольтер. Метафизический трактат // Философские сочинения. М., 1988. С. 227-274.

Гольбах П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного // Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1. М., 1963.

Дидро Д. Разговор Д’Аламбера и Дидро // Сочинения в 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 379-391.

Дидро Д. Прибавление к “Философским мыслям” // Сочинения в 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 266-274.

Ламетри Ж.О. Человек-машина // Сочинения. М., 1976. С. 183-244.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 1998.

Руссо Ж-Ж. Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов // Сочинения в 3 т. Т. 1. М., 1961.

Дополнительная

Баскин М.П. Монтескье. М., 1975.

Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

Луппол И.К. Дени Дидро. М., 1934.

Момджан Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983.

Морлей Д. Вольтер. М., 1889.

Шахов А.А. Вольтер и его время. СПб., 1912.

Pomeau R. La religion de Voltaire. P., 1956.

The Cambridge Companion to Rousseau / Ed. P. Riley. Madison, 2001.
^ Тема 25. Философия И. Канта
Контрольные вопросы к занятию

  1. Как понимать слова Канта о пробуждении от «сладкого догматического сна»?

  2. Как Кант понимает роль философии в ее отношении к науке?

  3. Объясните суть основных понятий кантовской философии: вещь в себе, явление, трансцендентальный, синтетическое и аналитическое суждение, априорные формы.

  4. В чем причина существования метафизики, по Канту?

  5. Каков принцип кантовской классификации доказательств бытия Бога?

  6. В чем ошибочность, по Канту, онтологического доказательства бытия Бога?

  7. Охарактеризуйте основные понятия «Критики практического разума»: долг, максима, категорический императив, автономная и гетерономная этика.

  8. Почему в «Критике практического разума» отсутствует раздел «Трансцендентальная эстетика»?

  9. Изменяет ли сам себе Кант, предлагая доказательство бытия Бога в «Критике практического разума»?

  10. Что такое постулаты практического разума? Какую роль они играют в этике Канта?

Литература

Основная

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 32-69, 358-364 (Введение; часть1, гл. 1-2; Отд. 2, гл. 3, разд. 4 (О невозможности онтологического доказательства бытия Бога)).

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Трактаты. СПб., 1996. С. 147-258.

Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. СПб., 1996. С. 259-424.

Дополнительная

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

Васильев В.В. Подвалы кантовской метафизики (дедукция категорий). М., 1998.

Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях // Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза. М., 2001. С. 145-228.

Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант-Гегель-Вл.Соловьев. М., 1997.

Нарский И.С. Кант. М., 1976.

Паульсен Ф. Кант, его жизнь и учение. СПб., 1905.

Скрипник А.П. Категорический императив И.Канта. М., 1978.

Ameriks K. Kant's Theory of Mind. Oxford, 1982.

Brittan G. Kant's Theory of Science. Princeton, 1978.

England F. E. Kant's Conception of God. New York, 1968.

Kohen H. Kants Begrundung der Ethik. B., 1910.

Michalson G. E. Kant and the Problem of God. Oxford, 1999.

Ross D. Kant's Ethical Theory. Oxford, 1954.

Simmel G. Kant. Munch., 1921.

The Cambridge Companion to Kant / Ed. Guyer, P. Cambridge, 1992.
^ Тема 26. Немецкая классическая философия
Контрольные вопросы к занятию

  1. В чем, по Фихте, недостаток кантовской философии?

  2. Как Фихте понимает задачи философии в ее отношении к науке?

  3. Как Фихте связывает принципы наукоучения с этикой?

  4. В чем, по Шеллингу, недостатки догматизма и трансцендентализма?

  5. Как Шеллинг понимает Абсолют?

  6. Как можно охарактеризовать эволюцию взглядов Шеллинга?

  7. Опишите отношение Гегеля к метафизике, эмпирической философии и учению Канта.

  8. Каков исходный пункт философии Гегеля?

  9. Как можно понять слова В.С.Соловьева: «Гегель может быть назван философом по преимуществу»?

  10. В чем суть диалектического и триадического метода Гегеля? Как этот метод отразился в структуре его произведений?

  11. Как вы думаете, почему К.Поппер назвал учение Гегеля ненаучным?

  12. Как можно охарактеризовать учение Гегеля о природе?

  13. В чем, по Гегелю, отличие морали от нравственности?

  14. Что означает фраза Гегеля: «Все действительное разумно, все разумное – действительно»?

  15. Как относятся философия и религия откровения? Согласен ли сам Гегель с мнением, что он принижает религию?

Литература

Основная

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1975. С. 107-184, 201-214 (§19-60, 79-83).

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. М., 1977.

Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993.

Фихте Г. Основа общего наукоучения // Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М., 1995. С. 282-307 (§1-3).

Шеллинг Ф.В.Й. Философские письма о догматизме и критицизме // Сочинения. М., 1987, т. 1, с. 39-88.

Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Сочинения. М., 1987, т. 1, с. 227-264, 472-489 (введение, 1-й и 6-й главный разделы).

Шеллинг Ф.В.Й. Введение к наброску системы натурфилософии// Сочинения. М., 1987, т. 1, с. 182-226.

Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Сочинения. М., 1989, т. 2, с. 86-158.

Дополнительная

Вышеславцев Б. Этика Фихте. М., 1914.

Гайденко П.П. Жизнь и творчество Иоганна Готлиба Фихте // Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М., 1995. С. 6-67.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

Гулыга А. Гегель. М., 1994.

Гулыга А. Шеллинг. М., 1984.

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.

Лазарев В.В. Шеллинг. М., 1976.

Ойзерман Т.И. Философия Фихте. М., 1962.

Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. №1. С. 118-138.

Jaspers K. Schelling. Grosse und Verhangnis. Munchen, 1955.

Marx W. The Philosophy of F.W.J. Schelling: History, System, Freedom. Bloomington, 1984.

Philonenko A. La liberte humaine dans la philosophie de Fichte. Paris, 1966.

Pippin R. B. Hegel's Idealism: The Satisfactions of Self-Consciousness. Cambridge, 1989.

Rockmore T. Fichte, Marx, and the German Philosophical Tradition. Carbondale, 1980.

Taylor Ch. Hegel. Cambridge, 1975.

The Cambridge Companion to Hegel / Ed. Fr. C. Beiser. Cambridge, 1993.

The State and Civil Society: Studies in Hegel's Political Philosophy / Ed. Z. A. Pelczynski. Cambridge, 1984.

White A. Schelling: Introduction to the System of Freedom. New Haven, London, 1983.
^ Раздел VI. Современная западная философия Тема 27. Сущность и основные черты современной западной философии
Контрольные вопросы к занятию

  1. В чем причины отхода Фейербаха от гегелевской философии?

  2. Как понимать фразу Фейербаха: «Тайна теологии есть антропология»?

  3. В чем причина коренного изменения философских интересов в начале XX века?

Литература

Основная

Фейербах Л. Сущность христианства // Избранные философские произведения. М., 1955. Т.2. С. 30-90 (гл.1-5).

Дополнительная

Иодль Ф. Людвиг Фейербах. СПб., 1905.

Braun H.-J. Die Religionsphilosophie Ludwig Feuerbach: Kritik und Annahme des Religiosen. Stuttgart, 1972.

Wartofsky M. Feuerbach. Cambridge, 1977.
^ Тема 28. Позитивизм. Аналитическая философия
Контрольные вопросы к занятию

  1. Почему Конт назвал свою философию позитивной?

  2. В чем причина бурного развития позитивизма в XIX-XX вв.?

  3. С какими проблемами столкнулись создатели идеального языка науки?

  4. Каковы основные направления развития позитивизма в XX веке?

  5. В чем причины отказа К.Поппера от принципа верифицируемости?

  6. Какие учения, с точки зрения К.Поппера, являются ненаучными?

Литература

Основная

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 29-87.

Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. М., 1998. С 69-90.

Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология // Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959. С. 298-320.

Конт О. Дух позитивной философии. М., 2003.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С.46-63, 73-123, 316-378, 380-391.

Дополнительная

Аналитическая философия: Становление и развитие. М., 1998.

Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Л.Витгенштейна. М., 1985.

Козлова М.С. Философия и язык. М., 1972.

Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. М., 1960.

Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966.

Ackermann R. The Philosophy of Karl Popper. Amherst: University of Massachusetts Press, 1976.

The philosophy of R.Carnap. Ed. By P.A.Schilpp. La Salle (Ill.), London, 1963.

The Philosophy of Karl Popper / Schilpp P.A.(ed.). 2 vols. La Salle, IL, 1974.
^ Тема 29. Марксизм
Контрольные вопросы к занятию

  1. Что такое «исторический материализм»?

  2. Почему Маркс, упрекая предыдущих философов в системопостроении, сам сделал ту же ошибку?

  3. Совместим ли марксизм с религией?

Литература

Основная

Ленин В.И. Карл Маркс // Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 26.

Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 401-418.

Дополнительная

Kolakowski L. Main Currents of Marxism (3 vols.). Oxford, 1978.

Lukes S. Marxism and Morality. Oxford, 1987.

Miller R. Analyzing Marx. Princeton NJ, 1984.

The Cambridge Companion to Marx / Ed.T. Carver. Bristol, 1992.
^ Тема 30. Неокантианство
Контрольные вопросы к занятию

  1. Каковы причины возникновения неокантианства? Какие проблемы, с точки зрения неокантианцев, Кант не поставил или не решил?

Литература

Основная

Наторп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. Сб. 5. СПб., 1913. С. 93-132.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре М., 1998. С. 44-128.

Дополнительная

Яковенко Б. Учение Риккерта о сущности философии // Вопросы философии и психологии. 1913, кн. 119.

Dussort H. L'Ecole de Marbourg. Paris, 1963.

Philonenko A. L'Ecole de Marbourg: Cohen-Natorp-Cassirer. Paris, 1989.
^ Тема 31. Абсолютный идеализм
Контрольные вопросы к занятию

  1. В чем отличие в понимании абсолюта у Шеллинга и Брэдли?

  2. Каков критерий действительного бытия, по Брэдли?

  3. Как Брэдли опровергает действительность материального мира?

Литература

Основная

Bradley F. Appearance and Reality. A metaphysical Essay. Oxford, 1894.

Дополнительная

Mander W. An Introduction to Bradley's Metaphysics. Oxford, 1994.

Wollheim, R. F.H. Bradley. Harmondsworth, 1969.
^ Тема 32. Философия жизни. Герменевтика
Контрольные вопросы к занятию

  1. Почему учение Ницше получило название «философия жизни»?

  2. Опишите суть основных понятий философии Ницше: декаданс, нигилизм, переоценка всех ценностей, воля к власти.

  3. Каков основной вклад Ницше в теорию познания?

  4. Почему антихристианское учение Ницше было положительно оценено некоторыми христианскими философами?

  5. Какие положения философии Ницше получили разитие в «философии жизни»?

  6. Что такое «герменевтическая проблема»?

  7. Как понимает Шпенглер метод работы историка?

  8. Какова, по Бергсону, роль интуиции и рассудка в познании?

Литература

Основная

Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 556-630.

Ницше Ф. Антихрист // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 631-692.

Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.

Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2001.

Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. М., 1998.

Дополнительная

Делез Ж. Бергсонизм // Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза. М., 2001. С. 229-324.

Делез Ж. Ницше и философия. М., 2004.

Лосский Н.О. Интуитивная философия Анри Бергсона. П., 1922.

Освальд Шпенглер и "Закат Европы" / Ред. О.А. Воробьев. М., 2000.

Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 143-176.

Чанышев А.Н. Философия Анри Бергсона. М., 1960.

Юнгер Ф. Ницше. М., 2001.

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.

Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. М., 2004.

Bollnow O. F. Dilthey. Stuttg., 1955.

Gouhier H. Bergson et le Christ des Evangiles. Paris, 1961.

Kaufmann W. Nietzsche: Philosopher, Psychologist, Antichrist. Princeton, 1950.

The Cambridge Companion to Nietzsche / Ed. by B. Magnus, K. Higgins. Riverside, Austin. 1996.

Vieillard-Baron, J-L. Bergson, Paris, 1991.
^ Тема 33. Феноменология
Контрольные вопросы к занятию

  1. Почему, по Гуссерлю, позитивизм с его психологизмом антинаучен?

  2. Охарактеризуйте основные понятия феноменологии: естественная и феноменологическая установка, феноменологическая редукция, эпохе, интенциональность сознания, ноэсис и ноэма.

  3. Почему Гуссерль подверг критике науку, хотя она переживала период своего бурного развития?

Литература

Основная

Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос, 1911, кн.1.

Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1991. № 2. С. 6-30.

Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. Пролегомены к чистой логике. СПб.. 1995.

Дополнительная

Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск, 1999.

Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996.

Marbach E. Das Problem des Ich in der Phanomenologie Husserls. The Hague, 1974.

Stroker E. Husserl's Transcendental Phenomenology, Stanford, 1993.

The Cambridge Companion to Husserl / Ed. B. Smith, D. W. Smith. Irvine, Buffalo, 1995.
^ Тема 34. Экзистенциализм
Контрольные вопросы к занятию

  1. В чем причина несогласия Кьеркегора с Гегелем?

  2. В чем отличие экзистенциальной истины от научной?

  3. Что такое «телеологическое устранение этического»?

  4. Почему феноменология стала одним из источников экзистенциализма?

  5. В чем причины популярности экзистенциализма в середине XX века?

  6. Почему Хайдеггер отказывается от категорий в пользу экзистенциалов?

  7. Как понимать фразу Сартра: «Человек обречен быть свободным»?

Литература

Основная

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 23-100.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 22-112.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Гибель богов. М., 1989. С. 319-344.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 192-220.

Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 16-27.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 28-98 (1-я часть).

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 420-508.

Дополнительная

Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.

Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С.Кьеркегора. М., 1970.

Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры (критика философии М.Хайдеггера). М., 1963.

Современный экзистенциализм. М., 1966.

Типсина А.Н. Философия религии К.Ясперса. Критический анализ. Л., 1982.

Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., 1992.

Hannay A. Kierkegaard. London, 1982.

The Cambridge Companion to Heidegger / Ed. Ch. Guignon. Vermont, 1993.

The Cambridge Companion to Kierkegaard / Ed. A. Hannay, G. D. Marino. Minnesota, Oslo, 1998.

The Cambridge Companion to Sartre / Ed. C. Howells. Oxford, 1992.

Widmer Ch. G. Marsel et le theisme existential. P., 1971.
^ Тема 35. Религиозная философия в XX веке
Контрольные вопросы к занятию

  1. В чем причина обращения католических философов к творчеству Фомы Аквинского?

  2. Почему главной проблемой философии Э. Жильсон назвал проблему бытия?

  3. Каковы причины возникновения персонализма и философской антропологии?

Литература

Основная

Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995. С. 139-189.

Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. М., 2004.

Мунье Э. Манифест персонализма // Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999. С. 267-411.

Мунье Э. Персонализм // Там же. C. 459-538.

Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994.

Шелер М. Ordo amoris // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 339-376.

Шелер М. Положение человека в космосе // Там же. С. 129-194.

Дополнительная

Вдовина И.С. Французский персонализм. Критический очерк философского учения. М., 1977.

Dupuy M. La philosophie de M. Scheler. Vol. 1-2. P., 1959.
^ Тема 36. Психоанализ. Неомарксизм
Контрольные вопросы к занятию

  1. Каковы исходные положения психоанализа?

  2. Как Фрейд объясняет возникновение религии?

  3. В чем причины расхождения Юнга с Фрейдом?

  4. Каковы причины соединения марксизма с фрейдизмом во Франкфуктской школе?

Литература

Основная

Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. Введение в экзистенциальную психологию. М., 1999.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1995.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989. С. 94-142.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. М., 1990.

Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Т. 1. С. 193-350.

Фрейд З. Человек Моисей и монотеистическая религия // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. С. 135-256.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989. С. 143-221.

Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М., 2003.

Дополнительная

Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

Руткевич А.М. Научный статус психоанализа // Вопросы философии, 2000. № 10. С. 9-15.

Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985.

Руткевич А.М. Психоанализ: курс лекций. М., 1997.

Сартр Ж.П. Фрейд. М., 1992.

Социальная философия Франкфуртской школы. М., 1978.

Феррис П. Зигмунд Фрейд. М., 2001.

Фромм Э. Фрейд. М., 2001.

The Cambridge Companion to Freud / Ed. J. Neu. Santa Cruz, University of California, 1992.

43-vozvrashenie-hrista-v-galileyu-plan-i-soderzhanie-evangeliya-ot-ioanna-vozrazheniya-protiv-podlinnosti-evangeliya.html
43-zaklyuchenie-proekta-granta.html
43-zaribyavane-s-hishni-vidove-ribi-nacionalna-programa-za-podpomagane-ustojchivoto-razvitie-na-ribnite-resursi-2008-2013.html
43-zemelnie-resursi-othodi-proizvodstva-i-potrebleniya-generalnij-plan-n-p-privolzhskij-ohrana-okruzhayushej.html
43-zubkov-predlagaet-privlech-na-dalnij-vostok-novih-zhitelej-a-habarovskij-gubernator-sozdat-usloviya-dlya-starih-wwwregnumru-news.html
430904-respublika-mordoviya-gorodskoj-okrug-saransk-r-p-yalga-ul-pionerskaya-12-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-oao-orbita.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tvvinogradova-otdel-nauchno-issledovatelskoj-i-metodicheskoj-raboti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-kak-sledstvie-kak-izvestno-kazhdaya-nauchnaya-konferenciya-yavlyaetsya-svoeobraznoj-ploshadkoj-dlya-prezentacii-i-obsuzhdeniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplinads-03-tehnologicheskaya-podgotovka-processa-okazaniya-uslug.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-obekti-i-subekti-avtorskogo-prava-vozniknovenie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-pusk-teplovih-setej-tipovaya-instrukciya-po-tehnicheskoj-ekspluatacii-teplovih-setej-sistem-kommunalnogo-teplosnabzheniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-foruma-09-00-10-00-registraciya-gostej-i-uchastnikov-foruma-foje-uchebno-tvorcheskogo-centra.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-silami-i-sredstvami-podrazdelenij-specialnogo-naznacheniya-organov-vnutrennih-del-i-podrazdelenij-specialnogo-naznacheniya-vnutrennih-vojsk-mvd-rossii.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-i-tehnika-sociologicheskih-issledovanij-metodicheskie-ukazaniya-i-temi-kontrolnih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-06-02-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomenduemie-ekzamenacionnie-bileti-prikaz-ot-6-sentyabrya-2011g-obrazovatelnaya-programma-po-iskusstvu-9-klass.html
  • school.bystrickaya.ru/administraciya-rostovskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-23.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-medicinali-genetika-zhne-kejbr-tim-ualajtin-aurulardi-aldin-alu-men-emdeu-zhalpi-masati.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-2-razdel-1-analiz-rinka-uslug-po-dostavke-gruzov-4-harakteristika-transportnih-uslug-okazivaemih-v-moskovskom-regione-4.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-obzor-periodiki-i-postupivshih-knig-stranica-12.html
  • credit.bystrickaya.ru/opravdat-nadezhdi-slushatelej-ob-iskusstve-vizivat-chuzhie-oshusheniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-bazovij-uroven.html
  • books.bystrickaya.ru/diogen-laercij-i-ego-metod-kniga-iii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-dissertacii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-chempionata-gu-vshe-po-chto-gde-kogda-sezona-vesna-2007.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-m-mironov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-obiknovennie-differencialnie-uravneniya-rabochaya-programma-po-visshej-matematike-dlya-studentov-mediko-.html
  • control.bystrickaya.ru/bob-kimbol-nachal-svoyu-kareru-v-kompanii-coca-cola-gde-parallelno-s-torgovlej-i-poiskom-novih-klientov-on-razrabatival-uchebnie-programmi-po-torgovle-i-provodi-stranica-10.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vidi-perevodcheskih-transformacij-variant-nezashishennogo-diploma.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-prepodavaniyu-avtorskogo-propedevticheskogo-kursa-mir-veshestv.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonom-rf-ob-obrazovanii-idrugimi-federalnimi-zakonami.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-perechen-professij-professionalnoj-podgotovki-v-dalnejshem-perechen-yavlyaetsya-normativnim-dokumentom-dlya-organizacii-stranica-5.html
  • books.bystrickaya.ru/diplom-pedagoga-nastavnika-za-uchastie-vo-vserossijskom-konkurse-tvorcheskih-rabot-starsheklassnikov-idei-d-s-lihacheva-i-sovremennost.html
  • lecture.bystrickaya.ru/45-pochemu-ruhnula-vechnaya-sovetsko-kitajskaya-druzhba-sovetskij-opit-na-zemle-chzhungo.html
  • studies.bystrickaya.ru/dihatelnaya-sistema-kozha-i-ee-proizvodnie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-o-territorii-vseleniya-boguchanskij-rajon-ob-utverzhdenii-programmi-krasnoyarskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-chem-otlichie-resheniya-zadachi-v-zhizni-i-na-kompyutere.html
  • report.bystrickaya.ru/kizhner-a-h-k-38-remont-truboprovodnoj-armaturi-elektrostancij-ucheb-posobie-dlya-prof-obucheniya-rabochih-na-proizvodstve-stranica-10.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-goroda-kemerovo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-vipolneniya-zadanij-chasti-v-metodicheskie-rekomendacii-pod-obshej-redakciej-s-v-zholovana-i-v-mushtavinskoj.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poryadok-priema-grazhdan-v-moskovskij-gosudarstvennij-oblastnoj-universitet-na-20112012-uchebnij-god.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-polozhenii-detej-v-omskoj-oblasti-v-2011-godu-stranica-39.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.