.RU

4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - Образные средства русского языка



^ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА


Для усиления выразительности речи используются так называемые стилистические фигуры, т. е. особые синтак­сические построения: инверсия, эллипсис, умолчание, ри­торические фигуры, повторы, антитеза, градация, ретар­дация, присоединительные конструкции, многосоюзие, бессоюзие, период, несобственно-прямая речь.

Инверсией называется стилистическая фигура, состоящая в изменении нейтрального порядка слов с целью придать фразе своеобразный выразительный оттенок.

На необычное место могут ставиться главные и второ­степенные члены предложения. Особенно выразительным оказывается тот член предложения, который выносится в начало или в конец предложения (если это место не является для него обычным), например: Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А. Пушкин.) — инверсия дополнения; Скука смертельная ца­рила в его доме — инверсия согласованного определения; И долго милой Мариулы я имя нежное твердил (А. Пушкин.) — инверсия обстоятельства долго, несогласован­ного определения Мариулы, дополнения имя, согласован­ного определения нежное; ср.: И я долго твердил нежное имя милой Мариулы; Ослепительно яркое вырвалось из печи пламя — ср.: Ослепительно яркое пламя вырвалось из печи.

Эллипсис — это стилистическая фигура, основан­ная на умышленном пропуске одного из членов предло­жения в стилистических целях.

Эллипсис сообщает речи динамичность, усиливает ее выразительность, например: Не отпирай дверь, я — через окно (М. Шолохов.); Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали (А. Фет.); За городом — поле, в полях — деревеньки. В деревнях крестьяне (В. Маяковский.).

Умолчание представляет собой стилистическую фигуру, заключающуюся в незаконченности высказывания. Оно используется в художественной литературе для передачи эмоциональной речи, например: Неудержимо, неповторимо все пролетело... далече... мимо... (С. Есенин.); Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (А. Пушкин.).

^ К риторическим фигурам относятся рито­рический вопрос, риторическое обращение и риторическое восклицание.

Риторический вопрос — это такое построение речи, при котором утверждение или отрицание высказы­вается в форме вопроса. Вопрос этот не требует ответа, по имеет эмоционально-экспрессивное значение, напри­мер: Советская Россия, родная наша мать! Каким высо­ким словом мне подвиг твой назвать? Какой великой сла­вой венчать твои дела? Какой измерить мерой — что ты перенесла? (М. Исаковский.); На кого не действует новизна? (А. Чехов.).

Часто автор сам отвечает на заданный вопрос, напри­мер: ^ Знаете ли вы, украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи (Н. Гоголь.).

Риторическим обращением называется об­ращение к отсутствующему лицу, неодушевленному пред­мету или отвлеченному понятию для усиления вырази­тельности речи. Например: Спите, больные и духом мя­тежные, спите, вам дорог покой! (А. Блок.); Ветры, ветры, о снежные ветры, заметите мою прошлую жизнь (С. Есенин.); Песни, песни, о чем вы кричите? Иль вам нечего больше дать? (С. Есенин.).

Риторическое восклицание представляет собой такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме восклицания для усиления эмо­ционально-экспрессивного восприятия. Например: Как описать неслыханно простое и где сказать рассказу; начинай! (Н. Тихонов.); Что за странная пустота, что за странное ничтожество в чувствах! (В. Белинский.); Мне стыдно речи эти слушать! (О. Берг­гольц.).

Повторы — это стилистические фигуры, заклю­чающиеся в повторении одних и тех же элементов (зву­ков, слов, словосочетаний, предложений). Различаются такие виды повторов, как анафора, эпифора, эпистрофа (или кольцо строфы, кольцевой повтор), композиционный стык, параллелизм.

Анафорой, или единоначатием, называ­ется повторение одинаковых звуков, слов или синтаксических конструкций в начале смежных стихов, строф или прозаических отрывков.

Анафора может быть звуковой и лексической, напри­мер: ^ Задремали звезды золотые, задрожало зеркало за­тона... (С. Есенин.)— звуковая анафора: повторение сочетаний звуков — задр; Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... Жди, когда наводят грусть желтые дожди, жди, когда снега метут, жди, когда жара, жди, когда дру­гих не ждут, позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест писем не придет, жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет (К. Симонов.) — лексическая анафора: повторе­ние слова жди.

Выдвижение повторяющихся элементов на первое место усиливает их значение и экспрессивную окраску.

Эпифора, или концовка, — это повторение сло­ва или словосочетания в конце стихотворных строк или предложений. Например: ^ Вот он, удел желанный всех, кто в пути устали. Ветер благоуханный пью я сухими устами, ветер благоуханный (С. Есенин.) — повторе­ние словосочетания ветер благоуханный; Мне бы хоте­лось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь.) — повторение сло­восочетания титулярный советник; Ну, а я... Иду дорогой, не тяжел привычный труд: есть кой-где, что верят в бога, нет попа, а я и тут. Там жених с невестой ждут, — нет попа, а я и тут. Там младенца берегут,— нет попа, а я и тут (А. Твардовский.) — повторение (рефрен-припев) а я и тут.

Эпистрофа, или кольцо строфы, представ­ляет собой повторение слова или выражения в начале и в конце фразы, строфы или всего стихотворения.

Например: ^ Ну, а этой за движенья стана, что лицом похожа на зарю, подарю я шаль из Хорасана и ковер ширазский подарю (С. Есенин.) — повторение слова по­дарю в начале и в конце фразы (лексическая эпистрофа);


^ Свет вечерний шафранного края,

Тихо розы бегут по полям.

Спой мне песню, моя дорогая,

Ту, которую пел Хаям.

Тихо розы бегут по полям. //

Лунным светом Шираз осиянен,

Кружит звезд мотыльковый рой.

Мне не нравится, что персияне

Держат женщин и дев под чадрой.

Лунным светом Шираз осиянен.//

……………………………………….

Дорогая, с чадрой не дружись,

Заучи эту заповедь вкратце,

Ведь и так коротка наша жизнь,

Мало счастьем дано любоваться.

Заучи эту заповедь вкратце.//

……………………………………….

Тихо розы бегут по полям.

Сердцу снится страна другая.

Я спою тебе сам, дорогая,

То, что сроду не пел Хаям...

Тихо розы бегут по полям

(С. Есенин.) —


повторение в начале и в конце строфы выражений тихо розы бегут по полям; лунным светом Шираз осиянен; за­учи эту заповедь вкратце (строфическое кольцо).

Композиционный стык — это повторение сло­ва в конце и в начале смежных стихотворных строк или фраз. Например: ...была жара, жара плыла (В. Мая­ковский.); О, весна, без конца и без краю — без конца и без краю мечта! (А.Блок.); Одна была доля — бес­плодное поле. Бесплодное поле да тощая рожь (М. Иса­ковский.); Лугом, пройдешь, как садом, садом — в цве­тенье диком (С. Есенин.).

Параллелизм представляет собой единообраз­ное построение смежных или близких предложений.

Например: ^ Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам (А. Пушкин.); Твой ум — глубок, как море, твой дух — высок, как горы (В. Брюсов.) — синтаксический параллелизм: одинаковая син­таксическая структура смежных предложений; Горе не­сешь — думаешь, как бы с плеч сбросить, куда бы его покинуть, где бы его оставить. // Счастье несешь — ду­маешь, как бы с ним не споткнуться, как бы оно не раз­билось, кто бы его не отнял (В. Тушнова.) — строфи­ческий параллелизм: одинаковое синтаксическое построе­ние в начале каждой строфы.

Антитеза служит для усиления выразительности речи путем противопоставления понятий, например:

Наша сила — правда, ваша — лаврьи звоны. Ваша — дым кадильный, наша — фабрик дым. Ваша мощь — чер­вонец, наша — стяг червонный (В. Маяковский.).

Градацией называется усиление или ослабление выразительных средств художественной речи (сравнений, эпитетов, метафор и др.).

Например: ^ Наступила дождливая, грязная, темная осень (А. Чехов.); Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охва­ченный, я не буду больше молодым (С. Есенин.) — восходящая градация: слова расположены в порядке усиливающегося значения; Присягаю ленинградским ранам, первым разоренным очагам: не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам (О. Берг­гольц.) — нисходящая градация: слова расположены в порядке уменьшающегося значения.

Ретардация — это замедление повествования пу­тем введения описаний природы, обращений к прошлому героя, лирических отступлений, вопросительных предло­жений и т. п. Прием этот используется в художественной, публицистической и научно-популярной литературе, в ораторской речи.

Например: ^ Всюду тишина и струящиеся потоки лун­ного света.

И вдруг до слуха долетает песня. Ее поет девушка, и поет вполголоса. Она, вероятно, поет у раскрытого окна в темной комнате. Слов нельзя разобрать, но этот тонкий и милый голос звучит с какой-то особенной силой в ночи борющегося огромного города.

Кто эта девушка? Дружинница, вернувшаяся из гос­питаля с дежурства, работница военного завода, трам­вайная кондукторша, связистка-снайпер, имеющая на своем счету уже десятки убитых немцев,— не все ли равно?! Она утверждает право на песню в час перерыва боев, она поет так искренне и просто, потому что она все видела, все пережила и осталась прекрасной ленинград­ской девушкой (Н. Тихонов.).

Присоединительные конструкции — это члены предложения или целые предложения, добавляе­мые к основному высказыванию путем присоединения. Они выделяются в речи логически и интонационно, слу­жат эмоционально-экспрессивным средством.

Например: ^ У Елены беда тут стряслась. Большая (Ф. Панферов.); Ждали малоснежную зиму. И не угадали (А. Чаковский.); В биографии Шубникова, как она сложилась после его женитьбы на Лизе, отыщет­ся немало драгоценных подробностей (К. Федин.).

Многосоюзие, или полисиндетон,— это на­меренное повторение сочинительных союзов для логиче­ского и интонационного подчеркивания соединяемых слов или предложений, для усиления выразительности речи.

Например: [Наталья] с жадностью вслушивалась и в бесхитростные песни жаворонков, и в скрип колодез­ного журавля, и в шелест напитанного полынной горечью ветра (М. Шолохов.); То электричка прогудит, то пропоет в лесу пичужка, то самолет мелькнет стрелой, то на мужском велосипеде по узкой тропке луговой куда-то девушка проедет (К. Ваншенкин.).

Бессоюзие, или асиндетон, представляет со­бой намеренный пропуск соединительных союзов между словами или предложениями для выражения динамизма. Например:


^ Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул..

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства — мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

(Ф. Тютчев.)

Период — это многочленное сложное предложение или распространенное простое предложение, характери­зующееся ритмической законченностью интонации: зако­номерным повышением и понижением голоса.

При чтении периода создается определенная ритмич­ность, музыкальность: его начинают спокойным голосом, затем голос постепенно повышается, достигает кульминации, а после паузы опять понижается до первоначаль­ного спокойного тона. Первая часть периода называется повышением, а вторая — понижением. В боль­ших по объему периодах повышение и понижение может распадаться (посредством небольших пауз) на более мелкие части — члены периода.

По содержанию период представляет собой закончен­ное стройное целое, как бы маленькое самостоятельное произведение. Смысловые отношения между частями пе­риода те же, что и между частями сложного пред­ложения — временные, причинно-следственные, условные, уступительные, противительные, разделительные и т. д.

По своей структуре период чаще всего является много­членным сложноподчиненным предложением, состоящим из главной и нескольких однородных придаточных ча­стей, которые обычно помещаются в первой половине периода: Кто хоть краем глаза видел сгоревшие города, взорванные заводы, гибнущие поля и виноградники, кому встречались на шоссе молчаливые волны беженцев, кто видел... повешенных стариков, кому хоть раз доводилось привозить известие о гибели сына, мужа, брата, кто опускал в могилу боевого товарища — смелого, веселого красавца, которому жить бы да жить, любить да трудить­ся, // — тот всем сердцем поймет слова старика (Л. Соболев.). Реже однородные придаточные части находятся во второй половине периода:


^ Не многим, может быть, известно,//

Что дух его неукротим,

Что рад и честно и бесчестно

Вредить он недругам своим;

Что ни единой он обиды

С тех пор как жив не забывал,

Что далеко преступны виды

Старик надменный простирал;

Что он не ведает святыни,

Что он не помнит благостыни,

Что он не любит ничего,

Что кровь готов он лить, как воду,

Что презирает он свободу,

Что нет отчизны для него.

(А. Пушкин.)

Части периода могут осложняться внутренним подчи­нением: ^ Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение, // но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью (Л. Толстой.).

Период может быть и сложносочиненным предложе­нием: ^ Всю эту неделю дни стояли неровные, // — то на­гоняло черные тучи и сыпалась крупа, то с быстро очи­щенного неба, из синей бездны, лился прохладный весен­ний свет, то лепила мокрая снежная буря (А.Н. Тол­стой.).

Характерным признаком периода, состоящего из сложного предложения, является четкое членение на две части не только по интонации, но и по смыслу: одна часть периода перечисляет отдельные явления, которые сопоставляются с другой частью, заключающей в себе вывод, обобщение, следствие. Для частей данного периода ха­рактерен структурный параллелизм: в них обычно одина­ковый порядок слов и одинаковые видовременные формы глаголов-сказуемых.

Период в форме простого предложения встречается редко. В нем перечисляемыми однородными элементами являются распространенные однородные и обособленные члены предложения, которые по смыслу и грамматически сопоставляются со второй частью периода:


^ Меж ими все рождало споры

И к размышлению влекло: //

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду

(А. Пушкин.);


Стул ветхий, необитый, и шаткая постель, сосуд, водой налитый, соломенна свирель — // вот все, что пред собою я вижу, пробужден (А. Пушкин.).

^ Несобственно-прямая речь — это особый прием передачи чужой речи, представляющий собой со­вмещение косвенной речи с прямой и обладающий свои­ми специфическими чертами. Несобственно-прямая речь сохраняет (полностью или частично) лексические и син­таксические особенности речи говорящего лица, ее эмоциональную окраску. В то же время она, как и косвен­ная речь, ведется не от имени говорящего, а от имени автора и, следовательно, в ней выдерживаются правила замены личных форм глаголов и местоимений.

В несобственно-прямой речи передается «внутренняя речь» персонажа, его мысли, чувства и настроения. Автор, как бы перевоплощаясь в своего героя, говорит за него, сливая его речь со своей.

Несобственно-прямая речь обычно синтаксически не выделяется из авторской, т. е. не присоединяется к сло­вам автора при помощи подчинительных союзов и не вводится в авторское повествование особыми вводящими словами, а выступает как независимое, самостоятельное предложение: С минуту, неподвижный и бесчувственный, стоял он посреди своей великолепной мастерской. Весь состав, вся жизнь его была разбужена в одно мгновение, как будто молодость возвратилась к нему, как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова. С очей его вдруг слетела повязка! Боже! и погубить так безжалостно луч­шие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, теплившегося в груди, может быть, развив­шегося бы теперь в величии и красоте, может быть, так же исторгнувшего бы слезы изумления и благодарности! И погубить все это, погубить без всякой жалости! Каза­лось, как будто в эту минуту разом и вдруг ожили в душе его те напряжения и порывы, которые некогда были ему знакомы (Н. Гоголь.). Но она, как и косвенная речь, может иметь форму придаточного предложения: Лиза думает, что могла бы полюбить маму Кирилла, и непре­менно полюбит ее, как только будет вместе с Кириллом. Конечно, свою маму она будет по-старому любить, как никого на свете (К. Федин.).

Легче всего выделяется несобственно-прямая речь в форме вопросительных и восклицательных предложе­ний: Да, да, это была детская любовь. Какими силами могла воспротивиться Лиза миру злобы и несчастья, при­ведшему Кирилла в тюрьму? Может быть, она должна была поехать за Извековым в ссылку? Но отец предупре­дил ее, выдав замуж. Может быть, уйдя от мужа в пер­вый раз, она должна была бежать не к отцу, а прямо в Олонецкие дебри? Но замужество успело тоже пред­упредить: ей предстояло ждать ребенка. Может быть, Лизе вовсе не приходила в голову такая дерзновенная мысль? Ах, сколько дерзновений приходит на ум в минуты отчаяния или несчастья! Много ли из всех дерзаний или хотя бы дерзостей покинуло пределы ума, которого они коснулись? Не покоятся ли они в нем тихо и мирно, подобно добрым намерениям, которые человек склады­вает в своем сердце, нисколько его не обременяя? Нет, Лиза не оправдывала свое прошлое. Она только видела себя в нем беспомощной. У ней не было своей воли. Свою волю она лишь начинала искать, когда Кирилл был для нее уже потерян (К. Федин.).

Труднее выделять из общего контекста несобственно-прямую речь, если в ней нет личных глагольных форм и местоимений. В таких случаях ее отличают по общему характеру и структуре повествования в целом, смене вре­менного плана, лексическим и синтаксическим особен­ностям, интонации: Вот заговорила женщина, и Мешков узнает голос дочери... Потом говорит мужчина. Ах, это тот, из нотариальной конторы, сослуживец Лизы, бывший судейский. Тот самый, который поднес ей, за неимением цветов, веник. Сладенек тенорок, ишь ведь! Меркурия Авдеевича кидает в дрожь... (К. Федин.).


Приложение.


^ Практические задания по теме:

Образные средства русского языка


Фонетические средства


1. Прочитайте отрывок из стихотворения. Объясните, какими сред­ствами достигается благозвучие речи в нем. Приведите примеры не­благозвучия. В каких случаях оно появляется?

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

(С. Есенин.)


2. Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите в них разные
виды звуковых повторов и звукоподражания.


  1. Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

(С. Есенин.)


  1. Область рифм — моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

(Д. Минаев.)


  1. Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

(А. Пушкин.)


  1. Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

(А. Пушкин.)


  1. Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу;

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!»

(Н. Некрасов.)


  1. Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

(С. Есенин.)


7. Я ломаю слоистые скалы в час отлива на илистом дне. (А. Блок.) 8. Город грабил, греб, грабастал... (В. Маяковский.) 9. ...Где он, бронзы звон или гранита грань?.. (В. Маяковский.)


Лексические средства


3. Прочитайте предложения. Найдите в них тропы. Определите их функции.

I. 1. Побледневшие звезды дрожали, трепетала лист­ва тополей, и, как тихая греза печали, ты прошла по заветной аллее. (В. Брюсов.) 2. Красавицы с жемчужными глазами улыбались шоферам. (К. Паустовский.) 3. Там стыдно будет унывать и предаваться грусти праздной, где пахарь любит сокращать напевом труд однообразный. (Н. Некрасов.) 4. ...Далекий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскати­стыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тиши­ну утра. (Л. Толстой.) 5. За горы закатывалось солнце ...пунцовые и желтые облака потянулись дыма­ми в закате. (А. Н. Толстой.) 6. Далеко сияют розо­вые степи, широко синеет тихая река. (С. Есенин.) 7. Что выражает мне твой непонятный взгляд, когда гла­за твои глядят и не глядят из-под ресниц тяжеловесных? (Я. Полонский.) 8. ...Мое намерение было ...рез­кой обидой отплатить за тайные обиды человека, с которым расстался я приятелем... (А. Пушкин.) 9. Спаль­ня у Беликова была маленькая, точно ящик. (А. Чехов.) 10. Время летит иногда птицей, иногда ползет чер­вяком. (И. Тургенев.) 11. Я за ней... Она бежала легче серны молодой. (К. Батюшков.) 12. Пруд ме­стами, как сталь, сверкал на солнце. (И. Тургенев.) 13. Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет! (М. Лермонтов.) 14. И душа моя — поле безбрежное — дышит запахом меда и роз. (С. Есенин.) 15. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (Н. Некрасов.)

II. 1. Ночь металась за окнами, то распахиваясь стре­мительным белым огнем, то сжимаясь в непроглядную тьму. (К. Паустовский.) 2. Уж звезды светлые взо­шли и тяготеющий над нами небесный свод приподняли своими влажными главами. (Ф. Тютчев.) 3. Кровь Чичикова играла сильно, и нужно было много разумной воли, чтобы набросить узду на все это, что хотело бы выпрыгнуть и погулять на свободе. (И. Гоголь.) 4. И опять, как когда-то раньше, непонятная тревога впорхнула в комнату, легко зашуршала крыльями, осто­рожно присела у моего изголовья. (А. Гайдар.) 5. По­езд прыгал на стрелках. Глядя на него, семафоры разевали рты. Паровоз, отдуваясь, выпустил белоснежные бакенбарды. (И. Ильф и Е. Петров.) 6. В квартире стояла уверенная в себе ночная тишина, все уже спали. (С. Залыгин.) 7. Иногда рождался какой-то краткий, обманчивый звук и умирал тотчас же. (М. Горький.) 8. Снова замерло все до рассвета — дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь, только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь. (М. Исаковский.) 9. Очередь жила головоломными слухами. (К. Паустовский.) 10. Над городом властвовал порт с его люмпенами. (К. Паустовский.) 11. — Каждый класс, как и чело­век, должен иметь свое лицо, свою индивидуальность,— объяснял Святослав Николаевич. (А.Алексин.) 12. В каюте было тесно и душно. Каюта внезапно толка­лась, стараясь свалить нас всех в одну кучу, потом начи­нала дергать нас из стороны в сторону, вытирая нами, как швабрами, пол. (К. Паустовский.) 13. Потом приходил коротковатый старичок в изумленных очках. (И. Бунин.)


4. Прочитайте предложения. Найдите многозначные слова, опреде­лите их значение и функции.

1. Мне казалось, что нет, не найду [Катю] — если поч­ти во всех домах были выбиты стекла и дома стояли мол­чаливые, как бы с печально опущенными глазами. (В. Каверин.) 2. Я займусь Вашим воспитанием и выбью из Вас дурные привычки. (А. Чехов.) 3. Выгнал сотник свою дочку босую из дому и куска хлеба не дал на дорогу. (Н. Гоголь.) 4. [Мишка] вчера, понимаешь, четыре с половиной нормы выгнал. (Л. Кассиль.) 5. А потом — гуськом по стежке, соблюдая свой черед, котелки забрав и ложки, к кухням шел за взводом взвод. (А. Твардовский.) 6. Что взять с больного челове­ка? Котелок поврежден, вот и заговаривается. (Н. Островский.) 7. А это мой сын, Нафанаил, ученик треть­его класса. (А. Чехов.) 8. Город тихий, маленький, в стороне от трассы. Девочки и мальчики утром ходят в классы. (А. Барто.) 9. Темна проходит туча в небе­сах. (М. Лермонтов.) 10. Ежедневно мы проходим кусок математики, кусок из военных наук. (А. Куп­рин.) 11. Физиономия Тюлина припухла, а под глазом стоял фонарь. (В. Короленко.) 12. Ночь была тем­ная. Дефорж освещал дорогу фонарем. (А. Пушкин.) 13. В первые годы моего детства в нашей семье польский язык господствовал, но наряду с ним я слышал еще два: русский и малорусский. (В. Короленко.) 14. Мне было жаль прежнего Дерунова..., пробующего на язык сало. (М. Салтыков-Щедрин.) 15. Цепи поднима­лись вверх, звено за звеном. 16. По улице шагает веселое звено. Никто кругом не знает, куда идет оно. (С. Маршак.)


5. Прочитайте предложения. Найдите в них омонимы, определите их значение и функции.

1. Косы русые, золотистые, в ленты яркие заплетен­ные, по плечам бегут, извиваются. (М. Лермонтов.) 2. Я куплю себе косу новую; отобью ее, наточу ее. (А. Кольцов.) 3. Песчаные косы, перемытые донской водой, были выбелены солнцем. (К. Паустовский.) 4. Иду в гостиную; там слышу разговор о близких выбо­рах, о сахарном заводе. (А. Пушкин.) 5. Часы с не­дельным заводом. 6. Имение отца... расстроено до невоз­можности, и только строгой экономией может еще попра­виться. (А. Пушкин.) 7. [Шорник] орал, что вышло распоряжение... согнать из всех экономий посторонних батраков, заступить на их работу местным. (И. Бунин.) 8. Влюбленный граф в потемках бродит, дорогу ощупью находит. (А. Пушкин.) 9. Меж тем в лазурных небесах плывет луна, царица нощи, находит мгла со всех сторон и тихо на холмах почила... (А. Пушкин.) 10. Стены [амбара] были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. (Л. Тол­стой.) 11. Спустясь в один из таких оврагов, называе­мых на здешнем наречии балками, я остановился, чтоб напоить лошадь. (М. Лермонтов.) 12. Сработав том большой, как дом, он заблудился в доме том. (А. Жа­ров.) 13. Завистники, на что ни взглянут, подымут веч­но лай; а ты себе своей дорогою ступай: полают, да отста­нут. (И. Крылов.) 14. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой, красою тихою, блистающей смиренно. (А. Пушкин.)


6. Прочитайте предложения. Найдите в них паронимы. Определите
их значения и функции.

1. Есть кочка зрения и точка зрения. Это надобно различать. Известно, что кочки — особенность болота и что они остаются на месте осушаемых болот. С высоты кочки не много увидишь. (М. Горький.) 2. Меня тре­вожит встреч напрасность, что и ни сердцу, ни уму, и та не праздничность, а праздность, в моем гостящая дому. (Е. Евтушенко.) 3. Нюрок посвящала Ирину Викто­ровну в свои задушевные дела. Посвящала и просвещала. (С. 3алыгин.) 4. Из дверей сарая, стоящего в конце двора, вышла согнутая прожитым и пережитым старуха. (М. Шолохов.) 5. Я вас обязан известить, что не дошло до адресата письмо, что в ящик опустить не по­стыдились вы когда-то. (К. Симонов.) 6. Основное количество помех в письмах относится к семантическим. Природа их кроется в недостаточной грамотности адре­санта. (П. Веселов.) 7. А она раскована. На ней скакать рискованно. (С. Михалков.)

7. Прочитайте предложения. Найдите антонимы. Определите их функции.

1. Гуманизм должен был бы внушить не подленькую идейку неизбежности страдания, не пассивное чувство сострадания, а воспитывать активное отвращение ко вся­кому страданию, особенно же к страданию, вызванному социально-экономическими причинами. (М. Горький.) 2. Ни при каких обстоятельствах подлость не может вы­глядеть доблестью, низость — благородством ...душев­ная грязь — белоснежной чистотой, а зло — добром. (В. Солоухин.) 3. Вздымаются светлые мысли в растерзанном сердце моем, и падают светлые мысли, сожженные темным огнем. (А. Блок.) 4. Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью. (А. Блок.) 5. Весть о смерти все мосты сломала. Ясен день, а не видать ни зги... Почему ж друзья живут так мало и так долго здрав­ствуют враги? (С. Смирнов.) 6. Шумит тростинка малая, шумит высокий клен. (Н. Некрасов.) 7. За дубом низким и густым дорога скрылась. (М. Лер­монтов.) 8. Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. (Л. Толстой.) 9. Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподо­бие слабых, кругом бедность невозможная... (А. Чехов.) 10. Я сказал ей какую-то нежность; она приняла ее за грубость и пожаловалась на меня своей приятельнице. (А. Пушкин.) 11. Он опять обозлился. Обозлило вко­нец это нахальное спокойствие гостя, его какая-то против­ная веселость. (В. Шукшин.) 12. Здесь наступает наивысший момент кареевского торжества, происходя­щего от сознания прежнего ничтожества и нынешнего величия. (Л. Леонов.) 13. Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт; ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ и бледен. (А. Пушкин.) 14. Радость ползет улиткой. У горя бешеный бег. (В. Маяковский.) 15. Грубым дается радость. Нежным дается печаль. Мне ничего не надо, мне ничего не жаль. (С. Есенин.)


8. В приведенных предложениях найдите функционально закреп­ленные и эмоционально-экспрессивные слова. Определите их функ­ции.

  1. 1. Я постоянно считал публичное их [стихов] чте­ние чем-то нескромным, чтобы не сказать профанацией. (А. Фет.) 2. Как и у всех иностранцев, с Венецией у меня ассоциировались гитары, полумаски, гондолы, романтические герои. (В. Гардин.) 3. Геологи извлек­ли и исследовали донный грунт. 4. Над ним [подсуди­мым] тяготело обвинение в убийстве, а между тем он не встретил здесь [в суде] ни грозных лиц, ни негодующих взоров, ни громких фраз о возмездии. (А. Чехов.) 5. Я хочу предпослать наброску последней главы рассказ о том, как поэма родилась, каковы были причины ее воз­никновения. (А. Блок.) 6. Чем больше сплоченности, взаимной поддержки, тем скорее мы научимся уважать и ценить друг друга, тем больше правды будет в наших взаимных отношениях. (А. Чехов.)

  2. 1. Темные предания гласят, что некогда Горюхино было село богатое и обширное. (А. Пушкин.) 2. ...Ипполит Матвеевич отправился на службу и, испол­няя возложенные на него обязанности, зарегистрировал собственноручно кончину Клавдии Ивановны Петуховой... жительство имевшей в уездном городе N... За­тем Ипполит Матвеевич испросил себе узаконенный двухнедельный отпуск... (И. Ильф и Е. Петров.) 3. Я предлагаю вам активно выразить ваши подлинные симпатии, решительно встать на сторону правопорядка. (М. Горький.)

  1. 1. Там, впереди, твой отчий край, солдат, твой дом родимый. (А. Твардовский.) 2. Звездой блестят ее глаза; ее уста, как роза, рдеют. (А. Пушкин.) 3. ...Но гордый дух презрительным окинул оком творенье бога своего, и на челе его высоком не отразилось ничего. (М. Лермонтов.) 4. Бледней снегов был нежный лик, в очах дрожали слезы исступленья. (М. Лермонтов.) 5. Ратный успех еще в течение трех дней не покидал Григория. (М. Шолохов.)

  2. 1. Литвинов видел перед собою господина, наруж­ности почтенной и немного туповатой, лобастого, глаза­стого, губастого, бородастого, с широкою шеей, с косвен­ным, вниз устремленным взглядом. (И. Тургенев.) 2. В полынь-траве кузнечик тараторит длинный отчет. (А. Сурков.) 3. И у калитки брякнуло кольцо. (М. Лермонтов.) 4. Погожее обещалось быть утро. (М. Шолохов.) 5. — Этот Кузяренок — известная про­ныра,— заволновался Филарет, взмахивая кривыми рука­ми. (Ф. Гладков.) 6. К огромным понтонам приторо­чены еще мокрые от прошлой переправы лодочки. (Э. Казакевич.) 7. Э! да он просто шутник! он превеселый малый, этот маленький старичок. (М. Салтыков-Щедрин.) 8. Может быть, Пастухов просто тупица, самонадеянный дурак и бездарь? (К. Федин.) 9. — Я не вру, — с достоинством отвечал обалдуй, — а ты брешешь. (И. Тургенев.) 10. Гляди! Вот крепкая телега. В ней драгоценный груз лежит, но вдруг среди лихого бега колеса вдрызг — и груз разбит. (А. Безыменский.) 11. И целый день почти слышны были в доме их беготня, крики и беспричинный хохот. (Л. Толстой.) 12. Каменщики были люди... со всеми признака­ми самого высокопробного русского благочестия: челочки на лобиках у них были подстрижены. (Н. Лесков.) 13. Катит, катит кибиточка и прямо на крыльцо. Веселая улиточка бросает письмецо. (К.Чуковский.) 14. [Хозяин] величал своих гостей дармоедами и прохвостами. (И. Тургенев.)

  3. 1. [Майданов] уверял ее [Зинаиду], а может быть и себя, что он ее обожает, воспевал ее в нескончаемых стихах и читал их ей. (И. Тургенев.) 2. Кучумов. Знаете, он, должно быть, хапуга по природе... Он для чего место ищет? Чтоб взятки брать. (А. Островский.) 3. Но вдруг раздался чей-то пронзительный, неестественно-наглый крик: — Дурак! Хам! (А. Куп­рин.) 4. Васнецов. Вы вели себя, как мальчишка. Угробили машину. Чуть не убили людей. (К. Симонов.) 5. Удивительно, как сильно может измениться человек — чумазая, лохматая рева стала видной, умной девушкой. (А. Кожевников.) 6. От Петра и Григория приходили из действующей армии редкие письма в кон­вертах, измусоленных и запятнанных почтовыми штемпе­лями. (М. Шолохов.) 7. Илья Матвеевич не мог не оценить поведение сына по достоинству: знал, паршивец, но молчал, не проболтался. (В. Кочетов.) 8. Цыплунов. Я эту манеру знаю. Эта манера мелких завистли­вых людишек. (А. Островский.) 9. Авдотья Назаровна. Вот так бы я ее и растерзала, сквалыгу... так бы и растерзала! Шутка ли, с пяти часов сижу, а она хоть бы ржавою селедкой попотчевала!.. (А. Чехов.) 10. Вкрадчиво шастали лисы в поисках ночных заячьих игрищ. (Н. Ляшко.) 11. Предполагается, что ежели ты никого не обижаешь, то это значит, что ты — слабосиль­ная, ничего незначащая дрянь, которую всякий может обидеть. И что, стало быть, ты — «дурак», «разиня», «рукосуй». (М. Салтыков-Щедрин.) 12. [Трапезников] показался Басову рохлей, человеком, может быть, и себе на уме, но без сильной воли и без уверенности в собственных силах. (В. Саянов.)


9. Прочитайте предложения. Найдите диалектизмы, профессиона­лизмы. Пользуясь словарем, разъясните их значение, определите функции.

  1. 1. Маркел пальцем на свои глаза показал: — У са­мого гляделки есть. (Ф. Панферов.) 2. На одной из узких косогористых улиц станицы стоит... двухэтажный курень урядника. (А. Серафимович.) 3. Заботы по устройству базов для скота, протравке хлеба, ремонту инвентаря не давали и минуты для посторонних размыш­лений. (М. Шолохов.) 4. А вот смотри — видишь, вода быстро крутится? Это суводь, место опасное: здесь судно может потерять управление, надо идти быстро. (А. Рыбаков). 5. Возле костра на раскинутом ряднище со­брали вечерять. В полевом задымленном котле переки­пала каша. (М. Шолохов.) 6. — Как же ты, товарищ, не требуешь с конями вожжаться? Это нам дюже чудно,— откровенно признался дед. (М. Шолохов.) 7. Вперебой пели кочета, встречая осеннее утро. (М. Горький.) 8. В полукруге хат — криница, рядом с нею красная часовенка. (М. Горький.) 9. Печка протопилась. Роман замел в ней угли, закрыл трубу и по­ставил в загнетку чайник. (К. Седых.)

  2. 1. И пароход отходил, чтобы пристать к соседнему дебаркадеру. (К. Федин.) 2. И самый необходимый инструмент всегда под рукой: топор, молоток, рубанок, стамеска, коловорот, дратва, долото, секатор, клещи, шило. (В. Солоухин.) 3. Взяв скрипку, он повернул ее в руках, удивленно разглядывая деки, как будто ни­когда прежде не видел их плавно изогнутых поверхно­стей. (К. Федин.) 4. Было погружено сто ульев с мага­зинами, с медогонками, с разными инструментами для северных пасек. (М. Пришвин.) 5. Он украдкой взгля­нул на спидометр — проехали уже шестьдесят восемь километров. (Э. Казакевич.) 6. [Фельдшер] подал два скальпеля. (А. Чехов.) 7. Евсеич расчистил точок и положил на него приваду из хлебной мякины и ухвост­ного конопляного семени. (С. Аксаков.) 8. На откосе... рос донник: высокая кустистая трава с мелкими желтыми цветочками, с целомудренным полевым запахом. (В. Вересаев.) 9. Два окошечка без рамы были забиты снаружи горбылями. (А. Н. Толстой.)


10. Найдите архаизмы, историзмы и неологизмы. Пользуясь слова­рями, разъясните их значение, определите функции в приведенных предложениях.

1. Еще на утренней заре потянулись в Преображен­ское кареты, колымаги, верхоконные... Бояре, генералы, полковники, вся вотчинная знать, думные дьяки — спе­шили поклониться вновь обретенному владыке. (А. Н. Толстой.) 2. Князь Андрей вскоре после при­езда своего, как камергер, явился ко двору и на выход. (Л. Толстой.) 3. Лакей ввел меня в графский кабинет, а сам пошел обо мне доложить. (А. Пушкин.) 4. Дверь отворилась, и вошел лакей в богатой ливрее. (Н. Го­голь.) 5. Приехала [барыня] к нам из своей вотчины, из Тамбова, велела всю дворню собрать, да и вышла к нам. (И. Тургенев.) 6. Родители его [Чичикова] были дворяне, но столбовые или личные — бог ведает. (Н. Гоголь.) 7. [Крестьяне] со своего надела не со­бирали даже на прокорм и принуждены были арендовать землю у помещика. (Ф. Гладков.) 8. Понравилось ей то, что многие девушки были с ней одного роста, если не выше: называлось это модным словом «акселерация», которое Люда здесь услыхала впервые. (И. Грекова.) 9. После революции комбеды стали образовываться. Шла революция в край голубой с продотрядами хлеб собирать для голодных больших городов. (В. Саянов.) 10. Мы ал­чем жизнь узнать заранее. (А. Пушкин.) 11. С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка, в очах лю­дей читаю я страницы злобы и порока. (М. Лермонтов.) 12. Ужель моя погаснет младость, мои не сбудутся мечты. (Н. Языков.) 13. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, здесь рабство тощее влачится по браздам неумо­лимого владельца. (А. Пушкин.) 14. Ротные цирюль­ники наспех стригли и брили. (А. Степанов.) 15. Лю­бовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы. (А. Пушкин.) 16. Но между тем какой позор являет Киев осажденный? Там, устремив на нивы взор, народ, уныньем пораженный, стоит на башнях и стенах и в стра­хе ждет небесной казни. (А. Пушкин.) 17. Окна и кры­ши корпусов еще зияли разбитыми стеклами, а внутри, в сумеречных чревах, стонало и барабанило эхо от моло­тов и сверл. (Ф. Гладков.) 18. Командиры прекратили текущие прения и воззрились на пришельца. (А. Мака­ренко.)


11. Найдите иноязычные слова. Определите их функции.

I. 1. Это дело несерьезное, это подрывает престиж Художественного театра. (А. Чехов.) 2. Как во всту­пительном очерке переводчик модернизировал образ римского поэта, так в переводе модернизированы его стихи. (В. Брюсов.) 3. Отец вернулся с совещания по координации действий крымских партизанских соедине­ний в связи с предстоящим возобновлением общего на­ступления. (А. Первенцев.) 4. Он меломан, то есть любитель музыки и пения. Все оперы он знает наизусть. (В. Каверин.)

II. 1. Асфальт — стекло. Иду и звеню. Леса и травинки сбриты. На север с юга идут авеню, на запад с востока — стриты. (В. Маяковский.) 2. Ведь это история, пони­маете ли: история, сконапель истоар...1 (Н. Гоголь.) 3. Словом, скандальозу наделал ужасного ... все кричит, никто никого не понимает, ну просто оррёр, оррёр, оррёр!..2 (Н. Гоголь.)

III. 1. Если Гавану окинуть мигом — рай-страна, стра­на что надо. Под пальмой на ножке стоят фламинго. Цветет коларио по всей Ведадо. В Гаване все разграни­чено четко: у белых доллары, у черных — нет. (В. Маяковский.) 2. Студеная вечерняя волна едва шумит под веслами гондолы и повторяет звуки баркаролы. (М. Лер­монтов.) 3. Здесь была валюта многих стран света — американские доллары и английские шиллинги, франки французские и бельгийские, кроны австрийские, чешские, норвежские, румынские леи, итальянские лиры. (А. Фа­деев.)

12. Найдите в данных предложениях фразеологизмы. Определите их значение и функции.

I. 1. Начались холода. Одежда стала самым острым, самым больным местом. (П. Вершигора.) 2. Этика — наше больное место, господа. (А. Чехов.) 3. С уходом адвоката в каюте сделалось как-то вольнее, как будто отсутствие его всем развязало язык. (М. Салтыков-Щедрин.) 4. Но ты не смей болтать ни с кем. Я вас знаю — развяжете языки, весь поселок сбежится. (А. Афиногенов.) 5. — Эге, брат, так ты вздумал отмалчиваться! — закричал запорожец.— Да вот постой, любезный, я тебе язычок развяжу. (М. Загоскин.) 6. На выбор: или ты, собака, сейчас же развяжешь язык, или через десять минут будешь поставлен к стенке. (М. Шолохов.)

II. 1. В первые годы революции, полные справедливого гнева, крестьяне нередко пускали красного петуха на барские усадьбы. (В. Солоухин.) 2. Это было очень смешно. Иудушка — и вдруг игривая песенка! Это было тем более смешно, что он пускал при этом петуха и смущенно улыбался, как нашаливший ребенок. (В. Гар­дин.) 3. Ну, верь не верь, а я убежден, что он Аглаю успел в руки взять. А не взял, так возьмет. (Ф. Досто­евский.) 4. Вскоре после создания кассы нам пришлось взять в свои руки студенческую библиотеку. (М. Павлов.) 5. Возьму слово и скажу: — Да, товарищи, я вино­ват, я признаю свою ошибку. (С. Бабаевский.) 6. Дочь взяла с меня слово, что ей разрешено будет по­сидеть с нами за праздничным столом. (В. Ажаев.)

III. 1. Несколько недель я путался, боролся сам с со­бой, как всегда бывает при начале нового дела, но мало-помалу вошел в колею. (М. Пришвин.) 2. Малый он с головой, бойкий малый, спору нет: учился хорошо, толь­ко проку мне от него не дождаться. (И. Тургенев.) 3. Сделано безрассудно, без головы. Нет, ты старайся поумнеть, живи своим умом. (И. Гончаров.) 4. Васи­лий Иванович человек умный, кроткий, а ... чужим умом живет. (Л. Толстой.) 5. Дела Горячева шли быстро под гору. Долги его сокрушали, а он не унимался и мо­тал. (В. Даль.) 6. Повезло Антону. Оттого и в гору идет быстро — опытишко получил еще мальчишкой, науки про­ходил в зрелом возрасте. (В. Кочетов.) 7. Гости под конец обнимались, до небес превозносили вкус хозяина и потом сели за карты. (И. Гончаров.)

IV. 1. Я не хотел, чтобы меня на старости лет водили за нос. (Б. Полевой.) 2. Никаких людей мне сюда не надо. И без полного питания я тоже обойдусь. Очки вти­рать никому не хочу. (П. Нилин.) 3. Отряд за отрядом мчался вдогонку за Петлюрой. Конники, видно, хотели настигнуть его еще у границы, наступить ему на пятки. (В. Беляев.) 4. Виктор, идя сзади, ломал голову над сказанными Тоней словами, не понимая их смысла. (Н. Островский.)

V. 1. Как знать, и мне быть может, печать свою на­ложит небесный Аполлон; сияя горним светом, бестре­петным полетом взлечу на Геликон. (А. Пушкин.) 2. — Я читал опыт философии Надеждина. Сухо немножко,— сказал я, стараясь, по возможности, смягчить вер­тевшийся у меня в голове ответ: темна вода во облацех. (И. Никитин.) 3. В годину мрака и печали, как люди русские молчали, глас вопиющего в пустыне один раз­дался на чужбине. (Н. Огарев.) 4. — И лицо разбой­ничье! — сказал Собакевич.— Дайте ему только нож, да выпустите его на большую дорогу,— зарежет, за копейку зарежет! Он да еще вице-губернатор — это гога и магога. (Н. Гоголь.) 5. Принципиальная его установка на театр была ясна: она шла под знаком Островского. (Ю. Юрьев.) 6. Монолог «А судьи — кто?» для меня и впоследствии всегда оставался камнем преткновения. (Ю. Юрьев.) 7. Крепость Врицен была краеугольным камнем второй немецкой оборонительной линии на этом участке. (Э. Казакевич.)


Синтаксические средства


13. Прочитайте предложения и найдите стилистические фигуры. Оп­ределите их функции.

I. 1. По крайнему к степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой. (М. Шолохов.) 2. В лавку вползла, согнувшись в три погибели, старуха. (К. Федин.) 3. И все раздумывал он: от кого другое письмо. (И. Гончаров.) 4. Возне­навидел с тех пор попа Павка всем своим существом. (Н. Островский.) 5. Город горел. Он горел ночь, весь следующий день и всю следующую ночь. (К. Симонов.) 6. Самая тихая, самая изумительная, необъясни­мая минута в Каревском званом вечере наступила. (К. Федин.) 7. Твоя мельница, словно место какое про­клятое... Девки и ребята близко подходить боятся. (А. Чехов.) 8. Фамусов. Вот попрекать мне станут, что без толку всегда журю. (А. Грибоедов.) 9. Его любимым делом было воспитание молодежи. (И. Эренбург.) 10. Треплев. Психологический курьез — моя мать. (А. Чехов.) 11. Совершенно другой наружности была Лизавета Васильевна. (А. Писемский.) 12. Он говорил, что это гадость так поступать. (Л. Толстой.) 13. Городничий. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сдела­лись! (Н. Гоголь.) 14. Пустынны и печальны Карпаты в осенний ветреный вечер. (А. Н. Толстой.) 15. Не­естественно и тяжело ему казалось такое неумеренное чтение. (И. Гончаров.) 16. Осенью мы увиделись снова — Андрей приехал на съезд врачей-эпидемиологов в Ленинград. Но грустная была эта встреча! (В. Каверин.) 17. Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали... (М. Лермонтов.) 18. Над прямыми веселыми губами реденькие курчавились усы. (М. Шолохов.) 19. Аркадий. Нелепый ты человек. По старой привычке натворишь там бог знает чего, а ведь в армии этого не прощают. (К. Симонов.) 20. В утренний этот сереб­ристо-опаловый час спал весь дом. (К. Федин.) 21. — Есть,— говорю,— штучка шелковых кружев черных отличная. (Н. Лесков.) 22. Этот самый старичок, с узелком-то, генерала Жукова дворовый. (А. Чехов.) 23. Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. (М. Лермонтов.) 24. А Иохим действительно играл хорошо. (В. Короленко.) 25. Тщетно Григорий ста­рался увидеть на горизонте казачью лаву. (М. Шолохов.)

II. 1. По белым ресницам смертью подуло, но коман­дир — впереди полка. (С. Щипачев.) 2. Мошкин. Вот иду я... Вдруг мне навстречу старушка, Машина-то мать. (И. Тургенев.) 3. Раскланялся, сел. Со второго слова она мне: «А есть ли, батюшка, деревеньки?» (Ф. Достоевский.) 4. К одним паспортам — улыбка у рта, к другим — отношение плевое. (В. Маяков­ский.) 5. Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца; ружье из чехла — и туда; я за ним. (М. Лермонтов.) 6. — Вера, что это значит? — с не­терпением спросил он. Вера — ни слова. (И. Гончаров.) 7. Чаю, чаю, сестрица! Послаще только, сестрица. (Ф. Достоевский.) 8. Иван Ильич выскочил на крыльцо и сказал лихачу: — В гостиницу, в хорошую, в самую лучшую! (А. Н. Толстой.)

III. 1. Нет! вам красного детства не знать,

Не прожить вам покойно и честно.

Жребий ваш... но к чему повторять

То, что даже ребенку известно?

(Н. Некрасов)

2. Я видел: над трупом

Склонилась луна,

И мертвые губы

Шепнули: «Грена...»

Да. В дальнюю область.

В заоблачный плес

Ушел мой приятель

И песню унес,

(М. Светлов.)


3. Нет; Я хотел... быть может, вы... я думал,

Что уж барону время умереть.

(А. Пушкин.)


IV. 1. Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит!

(А. Блок.)

2. Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство —

И как, спрошу, далось нам это

Так ни с того и ни с сего?..

(Ф. Тютчев.)


3. То стынешь

в блеске лунного лака,

то стонешь,

облитый пеною ран.

Смотрю,

смотрю —

и всегда одинаков,

любим,

близок мне океан.

(В. Маяковский.)


4. Я стоял у дверей, недвижим,

Я следил за обедом твоим.

(М. Светлов.)


5. Неподвижно стоит тишина.

В ней — усталость ночных сторожей,

В ней — бессонница наших ночей.

(М. Светлов.)


6. Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(А. Блок.)

1 Стечение гласных в одном слове (внутренне зияние) обычно не нарушает благозвучия, например: биосфера, интуитивный.


1 Нет!

2 Да!

1 Что называется, история.

2 Ужас, ужас, ужас!..


5-prava-cheloveka-v-mestah-prinuditelnogo-soderzhaniya.html
5-pravila-dokumentooborota-i-tehnologiya-obrabotki-uchetnoj-informacii-soderzhani-e.html
5-pravovaya-chast-razrabotka-meropriyatij-po-sovershenstvovaniyu-sistemi-upravleniya-kachestvom-uslug-na-primere-oao.html
5-predlozheniya-po-preodoleniyu-krizisa-vosproizvodstva-kadrov-privlecheniyu-i-zakrepleniyu-molodezhi-v-nauchno-obrazovatelnoj-sfere.html
5-predmet-issledovaniya-problema-metoda-problema-razvitiya-1-neklassicheskaya-situaciya-v-kulture-na-pervij-vzglyad.html
5-predotvrashenie-nelegalnoj-torgovli-osnovnoj-prichinoj-nelegalnoj-torgovli-orv-yavlyaetsya-bolshaya-vigoda-kotoraya-mozhet-bit-poluchena-blagodarya-nizkim-cenam-na-stranica-9.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-patofiziologii-naimenovaniya-disciplini-dlya-specialnosti-060101-lechebnoe-delo-nomer-i-naimenovanie-specialnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xv-filosofiya-istorii1-iz-lekcij-po-obshej-teorii-istorii-n-kareev-teoriya-istoricheskogo-znaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-tamozhennoe-delo-pavlodar.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mdou-crr-ds-30-rezhim-raboti-mdou.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14celi-i-naznachenie-direktor-departamenta-gosudarstvennogo-regulirovaniya-v-ekonomike.html
  • studies.bystrickaya.ru/fizika-i-aviaciya-chast-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62-gns-glonass-radionavigacionnij-plan-gosudarstv-uchastnikov-sodruzhestva.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-upravleniya-federalnoj-sluzhbi-sudebnih-pristavov-po-respublike-kareliya-na-pervoe-polugodie-2012-goda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b3v02-tovarovedenie-i-ekspertiza-odnorodnih-grupp-tovarov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-napravlenie-100700.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-zhrgzgen-malmn-ati-zhn-nagumanova-glzat-azhimratizi-8-sinip-oushini-sani-17.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-7-lekciya-1-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/semestr-3-10-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-dalee-oop-po-napravleniyu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/adskoe-plamya-i-ogon-misli-dialektika-esteticheskogo-kak-teoriya-chuvstvennogo-poznaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepcii-razvitiya-tekstilnoj-i-legkoj-promishlennosti-na-period-do-2010-goda.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-m-luzhkov-list-soglasovaniya-stranica-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/a-a-ananev-supi-chast-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/normi-tehnologicheskogo-proektirovaniya-gornodobivayushih-predpriyatij-s-podzemnim-sposobom-razrabotki-metodicheskie-rekomendacii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-a-redkozubov-n-v-sokolov-istoki-sut-i-sudba-russkoj-civilizacii-istoki-sut-i-sudba-russkoj-civilizacii-stranica-9.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-po-kulture-rastafari-stranica-6.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-studentki-3-kursa-babskoj-evgenii-mihajlovni.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/neformalnie-sredstva-zashiti-zadachi-disciplini.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tabakokurenie-kak-faktor-vreda-zdorovyu-podrostkov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/18-primenenie-polimernih-izolyatorov-na-polimernie-izolyatori-opit-i-perspektivi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-22-akcizi-statya-zakonodatelstvo-rossijskoj-federacii-o-nalogah-i-sborah-zakonodatelstvo-subektov-rossijskoj.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneshnyaya-i-vnutrennyaya-sreda-organizacii-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-usloviya-finansirovaniya-polozhenie-ob-okruzhnih-sorevnovaniyah-po-pauerliftingu-na-2012-god-yavlyaetsya-osnovaniem.html
  • shkola.bystrickaya.ru/plan-realizacii-strategii-regionalnogo-razvitiya-avtonomnoj-respubliki-krim-stranica-32.html
  • doklad.bystrickaya.ru/udk378147-37817-issn1994-85-81-obshie-voprosi-obrazovaniya-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-subektivnosti-religioznogo-opita-issledovanie-v-2-h-tomah-parizh-1953-m-russkaya-kniga.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-tip-zhaa-blmder-aliptastiru-dster-gmelesu-mtnmen-zhmis-toppen-zhmis.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnoe-itogovoe-testirovanie-po-kursu-obshestvoznanie-10-variant-chast-a.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-dalnevostochnogo-festivalya-duhovih-orkestrov-posvyashennogo-200-letiyu-pobedi-rossii-v-otechestvennoj-vojne-1812-goda.html
  • education.bystrickaya.ru/38-k-kakomu-ponyatiyu-otnositsya-sleduyushee-opredelenie-eto-ta-sfera-obshestvennih-otnoshenij-na-kotoruyu-rasprostranyaetsya-pravo.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-po-matematike-sekreti-funkcij-i-ih-grafikov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-istorii-politicheskih-i-pravovih-uchenij-sbornik-dvenadcatoj-mezhregionalnoj-nauchnoj-studencheskoj-konferencii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.