4 Тематический план изучения дисциплины - Учебно-методическое пособие Оренбург, 2010 удк 341. 1 (07) ббк 67. 412. 1 я73
.RU

4 Тематический план изучения дисциплины - Учебно-методическое пособие Оренбург, 2010 удк 341. 1 (07) ббк 67. 412. 1 я73



^ 4 Тематический план изучения дисциплины

Тематический план изучения дисциплины «Международное публичное право» представлен в таблице 4.


Таблица 4 - Тематический план изучения дисциплины «Международное публичное право»



занятия



раздела

Тема

Кол-во

часов

1

2

3

4

1

1

Понятие, предмет и система международного права

4

2

2

История международного права и его науки

4

3

3

Субъекты международного права

4

4

4

Правотворчество в международном праве

4

5

5

Соотношение международного и внутригосударственного права

4

6

6

Понятие и система основных принципов международного права

4

7

7

Право международных договоров

4

8

8

Право международных организаций

4

9

9

Организация Объединенных Наций

4

10

10

Международно-правовые средства разрешения международных споров

4

11

11

Ответственность в международном праве

4

12

12

Право внешних сношений

4

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

13

13

Право международной безопасности

4

14

14

Права человека и международное право

4

15

15

Международное уголовное право

4

16

16

Международное экономическое право

4

17

17

Территория в международном праве

4

18

18

Международное воздушное право

4

19

19

Международное космическое право

4

20

20

Международное морское право

4

21

21

Международно-правовая охрана окружающей среды

4

22

22

Международное гуманитарное право

4

23

23

Международно-правовое регулирование экономического, научно-технического и культурного сотрудничества

4

24

24

Международное ядерное право

4

25

25

Международное право массовой информации

4


^ 5 Тематический план практических занятий


Тема 1 Международное публичное право: понятие, предмет, источники, система - 2 часа


  1. Международное публичное право: понятие и сущность.

  2. Особенности международного публичного права: субъекты, объект, процесс создания норм, отсутствие органа принуждения.

  3. Источники международного публичного права: основные и вспомогательные.

  4. Взаимовлияние международного публичного и внутригосударственного права.

  5. Система международного публичного права

  6. Соотношение международного публичного и международного частного права.

  7. Практикум. Решение зада по теме семинара.



Тема 2 Субъекты международного права – 2 часа


  1. Субъекты международного публичного права: понятие, особенности, виды.

  2. Государства - основные субъекты международного права.

  3. Международная правосубъектность народов и наций.

  4. Международная правосубъектность международных организаций.

  5. Международная правосубъектность государственноподобных образований.

  6. Вопрос о международной правосубъектности индивида.

  7. Международно-правовое признание: понятие, виды.

  8. Правопреемство государств: понятие, виды.

  9. Практикум. Решение зада по теме семинара.


Тема 3 Основные принципы международного публичного права – 2 часа



  1. Понятие, значение и классификация основных принципов международного права.

  2. Содержание основных принципов международного права:

а) суверенное равенство государств;

б) неприменение силы или ее угрозы; определение агрессии в международном праве;

в) территориальная целостность государств;

г) нерушимость государственных границ;

д) мирное урегулирование межгосударственных споров;

е) невмешательство во внутренние дела государств;

ж) право наций и народов на самоопределение;

з) уважение прав и основных свобод человека;

и) сотрудничество между государствами;

к) добросовестное выполнение международных обязательств.

3 Практикум. Решение зада по теме семинара.


^ Тема 4 Право международных договоров – 2 часа


  1. Право международных договоров: понятие, становление, источники, кодификация.

  2. Конституция РФ и российское законодательство о международных договорах.

  3. Международный договор: понятие, виды, наименование, стороны.

  4. Порядок и стадии заключения международных договоров.

  5. Структура международных договоров, их языки.

  6. Оговорки и заявления к международным договорам.

  7. Действие международных договоров.

  8. Толкование международных договоров.

  9. Действительность международного договора. Основания недействительности международного договора и ее последствия.

  10. Прекращение и приостановление действия международных договоров.

  11. Практикум. Решение зада по теме семинара.


Тема 5 Право международных организаций – 2 часа


  1. Международные организации: понятие, социальная природа, классификация, роль и значение в современном мире.

  2. История возникновения международных организаций: международные административные союзы, Лига Наций, Организация Объединенных Наций.

  3. Юридическая природа международных организаций, их компетенция и функции. Международная правосубъектность и договорная правоспособность. Воля международной организации.

  4. Членство в международных организациях, порядок вступления и выхода, исключение из членов и приостановление членства.

  5. Органы международных организаций: формирование компетенция и деятельность. Представительства государств при международных организациях.

  6. Международные неправительственные организации: понятие, роль и значение в современном мире. Международные неправительственные экономические, экологические, научные и иные организации.

  7. Международные конференции: понятие, круг участников, порядок работы, юридическое значение принимаемых решений. Международные конференции и международные организации.

  8. Практикум. Решение зада по теме семинара.


Тема 6 Организация Объединенных Наций – 2 часа


  1. История создания. Разработка, подписание и вступление в силу Устава ООН.

  2. Значение Устава, его структура.

  3. Цели и принципы ООН.

  4. Главные органы ООН:

а) Генеральная Ассамблея ООН;

б) Совет Безопасности ООН;

в) Экономический и Социальный Совет;

г) Секретариат ООН, роль Генерального секретаря ООН;

д) Международный Суд ООН.

5 Членство в ООН.

6 Проблемы реформирования ООН.

7 Практикум. Решение зада по теме семинара.


^ Тема 7 Международно-правовые средства разрешения международных споров – 2 часа


  1. Мирные средства - единственно правомерный способ разрешения межгосударственных споров. Формирование принципа. Истчники.

  2. Переговоры и консультации. Их роль в урегулировании международных споров. Примеры.

  3. Добрые услуги и посредничество. Примеры их применения.

  4. Следственные и согласительные комиссии. Их роль в урегулировании межгосударственных споров. Примеры.

  5. Международные третейские суды (арбитражи). Постоянная палата третейского суда в Гааге.

  6. Разрешение споров в международных организациях: ООН, ОБСЕ, СНГ. Примеры.

  7. Международная судебная процедура. Международный Суд ООН. Примеры.

  8. Практикум. Решение зада по теме семинара.


Тема 8 Право внешних сношений – 2 часа


  1. Право внешних сношений: понятие и источники.

  2. Внутригосударственные органы внешних сношений. Полномочия Президента, Правительства, МИД России в области внешней политики.

  3. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 28 июня 2000 г..

  4. Зарубежные органы внешних сношений: понятие и виды.

  5. Дипломатические представительства: понятие, функции, глава, порядок назначения и отзыва, персонал, классы и ранги, привилегии и иммунитеты.

  6. Дипломатический протокол: понятие, практика.

  7. Консульские представительства: понятие, функции, глава, классы, порядок назначения и отзыва, привилегии и иммунитеты.

  8. Постоянные представительства государств при международных организациях: понятие, функции, привилегии и иммунитеты.

  9. Специальные миссии: понятие, виды, состав, функции.

  10. Практикум. Решение зада по теме семинара.


Тема 9 Право международной безопасности – 2 часа


  1. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники, виды.

  2. Универсальная коллективная безопасность. Роль и значение Совета безопасности ООН в поддержании международного мира и безопасности. Примеры.

  3. Региональная коллективная безопасность в Европе, Азии, Африке, латинской Америке.

  4. Правовая основа сокращения вооружений и вооруженных сил:

а) Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., механизм контроля;

б) Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления химического оружия и о его уничтожении 1993 г., механизм контроля, процесс реализации;

в) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.,

г) Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1996 г.,

д) Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г, контрольный механизм;

е) Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.;

ж) договоры между СССР-РФ и США по сокращению стратегических наступательных вооружений 1971-2002 гг.

5 Меры по укреплению доверия между государствами, сокращению материальной базы и сужению пространственной сферы вооруженных конфликтов.

6 Концепция национальной безопасности Российской Федерации 2002 г.

7 Военная доктрина Российской Федерации 2000 г.

8 Практикум. Решение зада по теме семинара.


^ Тема 10 Международное экономическое право – 2 часа


  1. Международное экономическое право: понятие и становление.

  2. Источники международного экономического права. Универсальные и региональные договоры.

  3. Цели и принципы международного экономического права.

  4. Международные организации в области международного сотрудничества по экономическим вопросам. Роль Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Совета ООН, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития(МБРР), региональных межгосударственных экономических и финансовых организаций: ЕЭС, АСЕАН, СААРК, Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АзБР), Межамериканский банк развития (МАБР) и др.

  5. Понятие, виды и система международных экономических договоров. Международный экономический договор, соглашения о товарообороте, межгосударственные товарные соглашения, кредитные соглашения, соглашения о международных расчетах и др.

  6. Формы международного экономического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными государствами. Создание международных компаний, смешанных предприятий. Иные организационные формы. Их компетенция, рамки деятельности. Примеры.

  7. Практикум. Решение зада по теме семинара.


^ Тема 11 Международное право прав человека – 2 часа


  1. Понятие населения и гражданства в международном публичном пра­ве. Способы приобретения, изменения и утраты гражданства. Оптация, трансферт, беженцы, вынужденные переселенцы, репатриация. Двойное гражданство и безгражданство. Гражданство Российской Федерации. Фе­деральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г.

  2. Правовое положение иностранцев. Основные виды режима иност­ранцев. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 1996 г., Поло­жение о подтверждении иностранным гражданином или лицом без граж­данства наличия средств для проживания на территории Российской Фе­дерации и выезда из Российской Федерации или предъявлении гарантии предоставления таких средств при обращении за визой либо в пункте про­пуска через государственную границу Российской Федерации 2003 г.

  3. Право убежища. Декларация о праве убежища 1967 г. Территориальное и дипломатическое убежище. Федеральное законодательство о поли­тическом убежище в Российской Федерации. Положение о политическом убежище в России 1997 г.

  4. Международное сотрудничество в области прав человека. Междуна­родная защита прав человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и факультативные протоколы к нему. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

  5. Конвенции о запрещении и пресечении геноцида 1948 г., расовой дискриминации 1965 г., апартеида 1973 г.

  6. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. и права человека.

  7. Роль и значение Международной организации трупа (МОТ) и ее конвенций в обеспечении трудовых прав человека. Позиция и практика России в отношении конвенций МОТ.

  8. Защита прав женщин и детей в международном публичном праве. Конвенция о политических правах женщин 1953 г. Конвенция о граждан­стве замужней женщины 1957 г. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1562 г. Конвенция о ликвида­ции всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период воору­женных конфликтов 1974 г. Конвенция о правах ребенка 1989 г.

  9. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

  10. Совет Европы и права человека. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г. Иные европейские документы по защите прав и свобод человека.

  11. Обеспечение прав человека в рамках СНГ. Конвенция государств-участников СНГ о правах и свободах человека 1995 г. Конвенция СНГ о защите национальных меньшинств 1993 г.

  12. Механизм защиты прав и свобод человека. Международный суд ООН. Европейский суд по правам человека. Комитеты и комиссии по правам человека, иные инструменты, используемые международным сообществом в целях обеспечения прав и свобод человека.

  13. Российская доктрина в области прав человека. (В. А. Карташкин, А. П. Мовчан, Я. А. Островский, О. И. Тиунов, С. В. Черниченко и др.).

  14. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Необходимость повышения эффективности деятельности госу­дарственных органов по обеспечению прав человека и гражданина в России.

  15. Практикум. Решение задач по теме семинара.


Тема 12 Международное уголовное право — 2 часа


  1. Понятие, становление и развитие международного уголовного права.

  2. Предмет, система и источники международного уголовного права.

  3. Международные преступления: против мира и безопасности челове­чества; военные; геноцид; экоцид; биоцид; апартеид; рабство и работор­говля; терроризм; наемничество. Ответственность за международные пре­ступления.

  4. Преступления международного характера: угон самолетов; захват за­ложников; против лиц, пользующихся международной защитой; пиратство; контрабанда; распространение наркомании и незаконная торговля нарко­тиками; подделка денег и ценных бумаг; загрязнение окружающей среды; посягательства на национально-культурное достояние народов; распростра­нение порнографии; столкновение морских судов и неоказание помощи на море; преступления, совершаемые на континентальном шельфе; разрьвз или повреждение подводного кабеля; незаконное радиовещание.

  5. Сотрудничество государств в борьбе с преступностью: деятельность ООН; проблема международной уголовной юрисдикции; выдача преступников.

  6. Интерпол: создание, деятельность, участие Российской Федерации.

  7. Практикум. Решение задач по теме семинара.



Тема 13 Международное морское право — 2 часа


  1. Международное морское право: понятие, принципы, источники.

  2. Понятие и международно-правовой режим:

а) внутренних морских и «исторических» вод;

б) территориального моря;

в) прилежащей зоны;

г) исключительной экономической зоны;

д) континентального шельфа;

е) открытого моря;

ж) международного Района морского дна;

з) международных проливов;

и) международных каналов.

  1. Практикум. Решение задач по теме семинара.


Тема 14 Международное экологическое право — 2 часа


  1. Международное экологическое право: понятие, принципы, источники.

  2. Международное экологическое право и международные организации.

  3. Мировой океан как объект охраны окружающей среды.

  4. Международно-правовая охрана флоры и фауны.

  5. Международно-правовая охрана воздушной среды и климата.

  6. Международно-правовая охрана озонового слоя.

  7. Охрана окружающей среды от радиоактивного заражения.

  8. Участие Российской Федерации в международно-правовом регули­ровании охраны окружающей среды.

  9. Практикум. Решение задач по теме семинара.


Тема 15 Международное гуманитарное право — 2 часа


  1. Международное гуманитарное право: понятие, содержание, особен­ности. Российская и зарубежная доктрина (Н. И. Арцибасов, М. М. Богус­лавский, С. А. Егоров, И. И. Котляров, А. И. Полторак, В. В. Пустогаров, Л. И. Савинский, О. И. Тиунов, В. В. Фуркало, Х.-П. Гассер) о междуна­родном гуманитарном праве.

  2. Источники международного гуманитарного права. Женевские кон­венции 1949 г.

  3. Понятие международного вооруженного конфликта.

  4. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны и изъятие из театра войны. Участники войны. Правовой статус комбатантов и некомбатантов, военных и санитарных кораблей, судов и летательных аппаратов, разведчиков, парламентеров, лазутчиков-шпионов, наемников, инструк­торов и советников.

  5. Средства применения и методы ведения войны, критерии их оценки. Запрещенные, частично запрещенные и ограниченные средства и методы ведения войны. Особенности правил ведения морской войны: использова­ние подводных лодок, морского оружия, морская блокада и др.

  6. Нейтралитет в войне: понятие и виды, права и обязанности нейт­ральных и воюющих государств по отношению друг к другу. Нейтралитет и не воюющие государства: понятие, различия. Военная контрабанда: абсо­лютная и условная, призы, трофеи.

  7. Международно-правовая защита жертв войны: понятие, источники. Роль и значение Дополнительных протоколов I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.

  8. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. Защита медицинского и санитарного персонала, транспорта и помещений. Эмблемы и отличительные знаки сани­тарной службы армий. Правовой статус военнопленных. Интернирование.

  9. Защита гражданского населения и невоенных объектов. Режим воен­ной оккупации.

  10. Защита культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г. Роль ЮНЕСКО в защите культурных ценностей. Примеры уничтожения, захвата и вывоза культурных ценностей в период вооруженных конфликтов.

  11. Окончание войны: перемирие (местное, общее); капитуляция (про­стая или обычная, общая, почетная, безоговорочная); прекращение состо­яния войны (мирный договор, односторонняя или двусторонняя деклара­ция); международно-правовые последствия.

  12. Международно-правовая ответственность за агрессию и связанные с ней преступления. Ответственность государства-агрессора. Уголовная от­ветственность физических лиц за военные преступления и преступления против человечности. Неприменимость срока давности к военным пре­ступлениям.

  13. Практикум. Решение задач по теме семинара.


^ 6 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ


Цель написания контрольной работы – выработка навыков самостоятельного изучения учебного и нормативного материала, умение правильно применять нормы законодательства на практике, закрепление знаний по предложенным темам курса «Международное публичное право». Написание контрольной работы дает возможность студенту не только изучить предложенный конкретный материал, но и, главное, научиться юридически грамотно формулировать письменные ответы на поставленные вопросы.

Для написания контрольной работы по курсу «Международное публичное право» студентам предлагаются варианты заданий согласно заглавной буквы фамилия и периода учебного года.

При подготовке к написанию контрольной работы студенту следует изучить относящиеся к теме международные и внутригосударственные нормативные акты, материалы и документы международных организаций, министерств и ведомств России и зарубежных стран, дипломатических конференций, иных международных форумов, новейшие учебные и научные источники. Весьма полезно также использовать фактологическую информацию правового характера, изложенную в журналах «Международное публичное и международное частное право», «Государство и право», «Московский журнал международного права», «Правоведение», «Право и политика», «Дипломатический вестник» МИД РФ и т.д.

Положительно оценивается работа, если она содержит следующие компоненты:

- сведения о состоянии доктрины по исследуемой проблеме;

- анализ и примеры из рекомендованного нормативного материала;

- примеры из практики;

- изложение собственной позиции автора в виде оценки доктрины при сопоставлении позиций различных авторов (двух-трёх источников учебного или монографического характера), в виде анализа возможных пробелов в нормативном материале, а также в виде сформулированных выводов в заключении работы.

При подготовке к написанию контрольной работы по любой теме кафедра рекомендует студентам ознакомиться с программой курса международного права и методическими указаниями по курсу и общей частью учебника с целью лучшего усвоения понятийного аппарата науки, необходимого для изучения специфики отрасли международного права и её институтов. Особое внимание следует обратить на сравнительный анализ действующих международно-правовых норм и положений национального законодательства, регулирующих правоотношения на международной арене..

Кафедра предостерегает студентов от механического переписывания текста научных статей или соответствующих глав из учебников при написании контрольной работы. В случае необходимости цитирования материалов доктрины, периодической печати, нормативных актов и др., включая изложенные в Интернете, следует делать сноски и ссылки (в тексте, внизу страницы или в конце работы), а также пояснения, почему эти положения приведены в контрольной работе. Дополнительные методические указания даны отдельно к каждой теме контрольной работы.

Помимо глав, раскрывающих тему, структура контрольной работы предполагает также наличие плана, краткого изложения основных выводов в заключении, перечня использованных нормативных и научных источников. Объём контрольной работы: 20-25 рукописных тетрадных листов (12-15 листов компьютерного набора, 1 стр.=1800 символов через 1,5 интервала).

В случае обнаружения факта полного заимствования текста из литературных источников или из другой контрольной работы, отсутствия в работе анализа нормативных актов и примеров из практики, выявления у автора проблем в обращении с понятийным и научным аппаратом, нарушения формальных требований к работе, представленная на проверку контрольная работа возвращается студенту на переработку с резолюцией: “не зачтено”. Также автору придется заново выполнить работу с учетом замечаний и рекомендаций преподавателя, а также представить предыдущий вариант работы.

При выполнении контрольной работы студент может обращаться за разъяснениями (как лично, так и по телефону) к закреплённому за соответствующей группой или любому преподавателю кафедры, во время его консультаций. Телефон кафедры: 31-99-11 или 31-23-45.


^ 7 Самостоятельная работа студентов


7.1 Общие методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы


Учебная программа курса предусматривает ряд вопросов, которые отводятся студентам для самостоятельного изучения. Самостоятельная работа имеет ряд особенностей, которые следует знать студенту.

Изучение каждой дисциплины начинается с ознакомления с программой, что позволяет составить четкое представление о предмете курса и обратить внимание на связь отдельных вопросов между собой. Большую тематическую часть курса студенты очной формы обучения будут изучать вместе с преподавателем в ходе проведения лекционных занятий. Изучая дисциплину «Международное публичное право» в комплексе, студенту легче освоить вопросы, предусмотренные для самостоятельной работы.

После внимательного ознакомления со всей программой следует приступить к последовательному изучению отдельных тем курса. К каждой теме должны быть прочитаны вопросы, поставленные в программе. Затем следует ознакомится с рекомендациями, которые сделаны в методических указаниях к соответствующей теме и только потом тема должна быть изучена, используя учебную литературу.

Если при чтении учебной литературы студент обнаруживает ссылки на те или иные статьи нормативных актов, необходимо тут же ознакомится с соответствующими нормативными источниками.

Изучив, весь рекомендованный к теме материал, следует вновь обратиться к вопросам программы по данной теме и попытаться ответить на них. Студенты могут проконтролировать свои знания с помощью контрольных вопросов.

Изучение тем курса следует вести последовательно, опираясь на знания, полученные при изучении прошлых тем и других смежных дисциплин.

При изучении вопросов курса студент всегда может обратиться за консультацией к преподавателю. Чтобы реализовать эту возможность, следует в процессе изучения курса отмечать все те вопросы, отдельные положения, которые вызвали трудности для понимания и усвоения.

Для усвоения темы необходимо составлять развернутые планы, тезисы, конспекты, также рекомендуется прибегать к составлению сравнительных таблиц и схем (например: соотношение международного и национального права), пользоваться различными наглядными пособиями.

Самостоятельная работа невозможна без использования учебной и научной литературы. При этом требуется, чтобы студенты усваивали содержание соответствующего материала (главные мысли, ключевые идеи, представления, понятия, закономерности и т.д.). Усвоенный материал надо научится выражать своими словами.

Ориентируюсь на рекомендованную преподавателем литературу, пользуясь методическими указаниями по изучению курса, студент уясняет какая литература является главной, основной, подлежащей тщательной и вдумчивой проработке, а какая - дополнительной.

Чтобы прочно закрепить знания в памяти, необходимо:

  1. повторное чтение изучаемого материала;

  2. последующее воспроизведение его.

Для студентов очной формы обучения предусмотрен контроль, т.е. проверка заданий, выдаваемых преподавателем по темам, отведенным для самостоятельного изучения.


^ 7.2 Подготовка реферата

Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности.

В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение: «реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением».

В нашем понимании реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

Студенты чаще всего испытывают трудности при формулировании цели и задач работы, составлении плана реферата, что приводит к нарушению его структуры.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

Введение единых требований к форме, структуре рефератов, составленных с учетом пожеланий коллег, должно создать у студентов четкое представление о реферате как письменном аттестационном испытании и о способах работы над ним.


^ Выбор темы реферата


Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно. При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.

Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по определенному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указателями. С согласия библиотеки нужные книги и журналы можно выписать по специальному межбиблиотечному абонементу из любой другой библиотеки. Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы.

Структура реферата включает в себя следующие элементы:


Формулирование цели и задач реферата


Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата. Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.

Можно предложить два варианта формулирования цели:

1. Формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д.

Обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь.

Изучить –

  1. Постичь учением, усвоить в процессе обучения

  2. Научно исследовать, познать

  3. Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять

Изложить –

  1. Описать, передать устно или письменно

  2. Кратко пересказать содержание чего-нибудь

Систематизировать- привести в систему. Система – определенный порядок в расположении и связи действий.


2. Формулирование цели с помощью вопросов.

Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.


Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Поставить задачу.


^ Работа над планом


Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы.

План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться.

Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы. Но как построить грамотно план реферата?

Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, как предполагается расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы. При описании, например, исторического события можно остановиться на стандартной схеме: причины события, этапы и ход события, итоги и значения исторического события.

При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равняться целому).


^ Работа над введением


Введение – одна из составных и важных частей реферата. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала.

Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «политические отношения – это…».

^ Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.

^ Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.

^ История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны. Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.


^ Требования к содержанию реферата


Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому.

Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

^ Правила оформления ссылок


В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы.

Примеры: (1,145); (4,II,38).


^ Работа над заключением


Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

Объем 1-2 машинописных или компьютерных листа формата А4.


Правила оформления библиографических списков


Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.

Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

Пример: Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. -М., 1988. - 234 с.

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

Пример: Залеский В.В. Комментарий к ФЗ «О государственной регистрации юридический лиц» // Право и экономика. - 2002. - № 2. - С. 27-39.

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.


^ Требования к оформлению реферата


Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются.

При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.

Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):

Подготовка к защите и порядок защиты реферата


Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).

Порядок защиты реферата:

  1. Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.

  2. Ответы студента на вопросы преподавателя.

  3. Отзыв руководителя-консультанта о ходе выполнения работы.



53-mnozhestvennij-tip-1-1-chto-takoe-programmirovanie-6.html
53-napravlenie-podgotovki-20010068-priborostroenie-programma-izmeritelnie-informacionnie-tehnologii.html
53-nedvizhimost-prakticheskoe-posobie-proverennoe-zhiznyu-kishinev-2009-czu-334-012.html
53-obekti-grazhdanskogo-prava-uchebnik-z-g-krilova-e-p-gavrilov-v-i-gureev-i-dr-pod-red-z-g-krilovoj.html
53-oblast-izdaniya-system-of-standards-on-information-librarianship-and-publishing-bibliographic-record-bibliographic.html
53-ocenka-bezopasnosti-sooruzhenij-rekomendacii-po-obsledovaniyu-gidrotehnicheskih-sooruzhenij-s-celyu-ocenki-ih-bezopasnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-1-procentnie-dohodi-i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-kreditnoj-organizacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sozdanie-bazi-dannih-obshestvenno-politicheskie-organizacii-i-dvizheniya-v-kazanskoj-gubernii-i-tatarstane-xix-xx-vv-postanovka-problemi-1.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-tovarovedenie-prodovolstvennih-tovarov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-parovoj-mashini.html
  • education.bystrickaya.ru/11-vnebalansovaya-emissiya-fedrezervom-ssha-dollarov-osnovnoj-i-edinstvennoj-prichinoj-obvalnogo-krizisa-mirovoj.html
  • znanie.bystrickaya.ru/andrej-belij-simvolizm-kak-miroponimanie-stranica-5.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-oblastnogo-konkursa-pushkinskie-chteniya-prohodivshego-23-24-fevralya-2012-goda-v-gimnazii-40-g-taraz-nominaciya-idum-visokoe-stremlene-sochinenie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tipologiya-kulturi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-h-obyazatelnoe-forma-pervoj-stranici-farmakopejnoj-stati-38-tehnicheskij-kodeks.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iii-trudovoj-dogovor-k-trudovomu-kodeksu-rossijskoj-federacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/adapter-vga-organizaciya-i-rabota-chast-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-personalom-chast-7.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-matematicheskie-metodi-v-biologii-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • education.bystrickaya.ru/110-psihologo-pedagogicheskie-aspekti-organizacii-raboti-metodicheskie-rekomendacii-petropavlovsk-kamchatskij-2009.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-upravlencheskoe-konsultirovanie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ivan-barnyagin-lyotchik-geroj-sovetskogo-soyuza-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-3-6.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zasedanie-molodezhnoj-palati-9-socialnaya-podderzhka-10.html
  • books.bystrickaya.ru/cifri-obvinyayut-genocida-1991-2009-psevdoreform-i-eto-ekonomicheskij-terrorizm-protiv-ukrainskogo-naroda.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zernoochistitelnie-mashini.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-polyarizacionnaya-model-neodnorodnogo-fizicheskogo-vakuuma-dyatlov-v-l-polyarizacionnaya-model-neodnorodnogo.html
  • college.bystrickaya.ru/22-struktura-pedagogicheskoj-deyatelnosti-po-izbavleniyu-vzroslih-ot-alkogolnoj-i-tabachnoj-zavisimostej.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mazmni-zhobani-masattari-men-mndetter-zhobani-tirnamasi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-napravleniyu-230100-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika-cikla-magisterskoj-podgotovki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/news-in-houston-essay-research-paper-news.html
  • write.bystrickaya.ru/forum-molodih-predprinimatelej-sankt-peterburga-ti-predprinimatel.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnashyonnost-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-literaturoj-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/epilog-k-rasskazu-monastirskogo-kapellana-dzheffri-choser-kenterberijskie-rasskazi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uit-aleksej-transoanaliz-teoriya-lichnosti-moskva-stranica-14.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-271200-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya-zaochnoj-formi-obucheniya-kemerovo-2003.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekcii-4-chast-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-tretya-obshij-plan-postroeniya-teorii-yazikovogo-mishleniya-g-p-shedrovickij-yazikovoe-mishlenie-imetodi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-vechnij-zakon.html
  • institut.bystrickaya.ru/travlenie-promivka-referat-vobzore-rassmotreni-istoriya-i-sovremennie-napravleniya-issledovanij-i-razrabotok.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadanie-vipolnite-testi-ukazhite-pravilnuyu-grammaticheskuyu-formu-testi-po-discipline-dlya-studentov-ikursa-instituta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.