4.2 Предмет и содержание работы - Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по курсам «Экология»,...
.RU

4.2 Предмет и содержание работы - Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по курсам «Экология»,...


^ 4.2 Предмет и содержание работы

4.2.1 Теоретическая часть

Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем [2, С. 205–210]. Международные и национальные программы в решении экологических проблем. Перспективы международного сотрудничества [1, С. 550–558]. Антропогенные воздействия на биосферу. Основные виды загрязнения [1, С. 276–285]. Основные загрязняющие отрасли [1, С. 286–289]. Основные источники загрязнения [1, С. 289]. Последствия загрязнения окружающей среды [1, С. 374–384].


^ 4.3 Описание деловой игры


Бригады студентов представляют собой правительства различных государств, которые заинтересованы в повышении уровня благосостояния своего народа и в сохранении экологии страны. Всем странам необходима продукция названных ниже отраслей промышленности, так как населению необходимы продукты питания (пищевая промышленность), обувь и одежда (легкая промышленность), дома и школы (строительная промышленность), электроэнергия (энергетика). Но ни дома, ни одежда, ни продукты не могут быть созданы без оборудования и машин (машиностроение), оборудование – без металла (черная металлургия), строительные материалы – без дерева (деревообрабатывающая промышленность).

Таким образом, все эти отрасли промышленности нужны и они должны функционировать. Но где их размещать? Где строить металлургические заводы и химические комбинаты, где сооружать гидро- и атомные электростанции, где строить фабрики и деревообрабатывающие комплексы? Все эти вопросы должны решить сами страны-участницы международного сообщества. При этом нужно учитывать следующие экологические нормативы (таблица 4.1).


Таблица 4.1 – Степень экологической вредности

Название отрасли промышленности

Ущерб (% в год)

Черная металлургия

Машиностроение

Энергетическая промышленность

Химическая промышленность

Строительная промышленность

Деревообрабатывающая промышленность

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

10

7

5

10

6

8

3

2


В течение очередного года (один год длится 5 минут реального времени) правительство должно принять решение о том, каким образом оно будет поддерживать или повышать уровень благосостояния граждан, как оно будет заниматься сохранением экологии, будет ли оно размещать промышленные предприятия на своей территории или приобретать их продукцию у своих соседей и т.д.

При принятии решения нужно учитывать ежегодные потребности населения страны (в условных единицах) (таблица 4.2).

Таблица 4.2 – Ежегодные потребности населения страны, усл. ед.

Уровень

благосостояния

Продукция отраслей промышленности

Итого

черная металургия

машино-строи-тельная

химическая

энергетическая

строительная

дерево-обрабаты-вающая

легкая

пищевая

Высокий

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Средний

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Низкий

1

1

1

1

1

1

1

1

8


Чтобы обеспечить определенный уровень благосостояния населения страны, члены правительства должны принимать решения о размещении на своей территории промышленных предприятий той или иной отрасли или заключать международные соглашения с другими странами на поставку необходимой продукции.

Если страна решает разместить на своей территории какую-то отрасль промышленности, это означает, что она ежегодно выпускает продукцию этой отрасли промышленности в 3 раза больше, чем необходимо для нужд населения по высшему уровню благосостояния.

Запись учета продукции заносится в соответствующую ведомость (таблица 4.3).

Например, страна «Муравия» решила разместить на своей территории предприятия черной металлургии и машиностроения.


Таблица 4.3 – Ведомость учета продукции

Отрасли

промышленности

Произведено

(приобретено)

Израсходовано

для обмена

(нужд населения)

Остаток

Черная металлургия

9 единиц

-




Машиностроение

9 единиц

-




В графе «Произведено (приобретено)» бригады записывают то количество продукции каждой отрасли промышленности (в условных единицах), которое страна сама производит (если эта отрасль промышленности размещена по решению правительства на территории этого государства) или обменяла с другой страной на свою продукцию.

В графе «Израсходовано для обмена (нужд населения)» записывается то количество продукции этой отрасли промышленности, которое потребовалось для обмена на необходимую продукцию с другими странами и пошло на нужды населения в соответствии с нормативом уровня благосостояния (этот уровень определяется решением правительства).

В графе «Остаток» записывается остаток продукции данной промышленности после каждого случая приобретения или расходования. Целесообразно вести две отдельные ведомости (по каждой отрасли промышленности).

Таким образом, страна «Муравия» полностью обеспечивает нужды своего населения продукцией черной металлургии и машиностроения, но ежегодно в этой стране ухудшается экологическая обстановка в соответствии с таблицей вредности на 17 % (на 10 % ухудшает экологическое состояние черная металлургия и на 7 % – машиностроение).

Соответствующая запись делается в экологическом бюллетене (таблица 4. 4).


Таблица 4.4 – Экологический бюллетень

Порядковый номер года


Исходное

экологическое

состояние

Экологический ущерб (в%)

Итоговое

экологическое

состояние

черная металургия

машино-строи-тельная

химическая

энергетическая

строительная

дерево-обрабаты-вающая

легкая

пищевая

Первый


0


10


7




















-17

Второй


17





























В графе «Исходное экологическое состояние» записывается первичный показатель – 0 (нуль), который обозначает нормальное экологическое состояние. В графе «Экологический ущерб» записываются проценты ущерба, который приносит соответствующая отрасль промышленности, которую государства размещают на своей территории. Затем эти проценты суммируются и определяется итоговое экологическое состояние. В случае с государством «Муравия» суммарный ущерб равен 17 % (10 % + 7 %). Результат записывается в графу «Итоговое экологическое состояние» и затем переносится на следующий год в графу «Исходное экологическое состояние», т.е. он характеризует экологическую обстановку в этом государстве в начале следующего года.

Государства могут улучшать экологическое состояние, остановив на год (или больший срок) выпуск продукции тех отраслей промышленности, которые расположены на их территории. В этом случае прироста продукции не происходит, но население обеспечивается этой продукцией хотя бы по минимуму, для чего предварительно делаются государственные запасы (или приобретаются у других государств).

Остановка выпуска продукции на один год восстанавливает экологию на количество процентов, равное ущербу, который приносит эта отрасль промышленности экологии. Например, остановка выпуска продукции черной металлургии на 1 год восстанавливает экологическую ситуацию на 10 %, а машиностроения – на 7 % и т.д. Государство может закрыть (ликвидировать) уже имеющуюся отрасль промышленности, если сделан достаточный государственный запас. О ликвидации отрасли промышленности ставится в известность международное содружество. В этом случае происходит разовое улучшение экологической обстановки в государстве в двойном размере от нормативного.

Игра заключается в том, что участники, работая в группах, принимают решения, ведут переговоры, подписывают контракты и т.д. Страны могут обмениваться имеющейся продукцией, но только той, которая производится соответствующими отраслями промышленности, расположенными на их территории. Каждый год они принимают решения, ведут ведомости учета продукции и экологический бюллетень. Предполагается цикл игры, равный пятилетнему плану.

4.3.1 Этапы проведения

4.3.1.1 Участники делятся на бригады. Задача каждой бригады, представляющей правительство одной из стран, – обеспечить страну производимой продукцией, нанося при этом минимальный вред экологической обстановке. Какую продукцию страна будет производить, а какую закупать, правительство решает в процессе выработки пятилетнего плана.

4.3.1.2 Проведение международного совещания

Правительства (бригады) проводят координацию продажи и запасов промышленных товаров и в соответствии с этим делают корректировку планов на первый год.

4.3.1.3 После обмена продукцией за 1 год подводятся итоги – заполняются «Ведомость учета продукции» и «Экологический бюллетень». Итоги обсуждаются в бригадах. Вырабатывается план на следующий год.

4.3.1.4 Проводятся международные переговоры по координации закупок (переговоры могут быть двусторонними, предварительными). После обмена информацией о международных закупках и выпуске промышленных товаров в отдельных отраслях подводятся итоги следующего года и вновь заполняются «Ведомость учета продукции» и «Экологический бюллетень». Цикл повторяется несколько раз.

4.3.1.5 После реализации пятилетнего плана подводятся окончательные итоги и руководителем заполняется итоговая ведомость

(таблица 4. 5).


Таблица 4.5 – Итоговая ведомость

Название государства

Продукция

Экология

Итого

население

гос. запас

ухудшение

улучшение




















^ 4.4 Последовательность выполнения работы


На выполнение лабораторной работы отводится 4 академических часа, в том числе: подготовка к работе и входной контроль; проведение деловой игры.

4.4.1 Подготовка к работе и входной контроль

Студенты выполняют краткий конспект теоретической части, формулируют ответы на общие вопросы по теме.

Вопросы для входного контроля:

1. Какие реальные опасности в воздействиях на природную среду таит в себе хозяйственная деятельность человека в современных условиях?

2. Основные причины современного экологического кризиса.

3. Назовите основные принципы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды.

4. Обоснуйте необходимость гармонизации международных экологических отношений.

4.4.2 Проведение деловой игры

Порядок проведения деловой игры «Планирование и управление природопользованием» приведен в таблице 4.6.


Таблица 4.6 – Порядок проведения деловой игры

Этап работы

Время, мин

1. Вступительное слово ведущего

2. Разбивка на бригады

3. Разработка бригадами плана и экологической стратегии

4. Проведение международного совещания

5. Обсуждение итогов «продаж и закупок» и выработка нового плана

6. Переговоры, обсуждение результатов (с заполнением ведомостей)

7. Подведение итогов игры руководителем

10

20

20

20

70


20


20


4.4.3 Обсуждение результатов

Вопросы итогового контроля:

1. Дайте определение загрязнению окружающей среды. Укажите его виды, объекты и масштабы.

2. Оцените роль различных отраслей хозяйства в загрязнении биосферы.

3. Факторы, которые следует учитывать при размещении промыш-ленных объектов.

4. Почему в различных странах предъявляются различные требования к качеству окружающей среды, и от каких параметров зависит качество среды?

5. Какова роль России в международном экологическом сотруд-ничестве?
^ 4.4.4 Критерии итоговой оценки
Итоговая оценка выставляется по нескольким критериям, при этом результаты выполненной работы суммируются:

- краткий конспект теоретической части – 1 балл;

- ответы на вопросы входного контроля – 1 балл;

- бригаде, получившей минимальный экологический ущерб от хозяйственной деятельности, выставляется максимальная оценка – 3 балла;

- участие в обсуждении результатов игры – 1 балл.

Таким образом, максимальная оценка по лабораторной работе составляет 6 баллов.


^ 5 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1. Текст работы пишется аккуратно от руки в ученической тетради или на сброшюрованных листах формата А4 (допускается оформление работы в виде принтерных распечаток).

2. На первой странице пишется заглавие, указывается цель и объем работы в часах, Ф.И.О. студента, группа, дата выполнения.

3. При оформлении работы не допускается: сокращать наименования единиц физических величин, если они употребляются без цифр; применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии.

4. Каждая работа должна содержать отчетную таблицу и выводы.

ЛИТЕРАТУРА


Основная


1. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. –Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. – 575 с.

2. Федцов, В.Г. Экология и экономика природопользования: учебно-методическое пособие / В.Г. Федцов, Л.А. Дрягилев; под ред. П.В. Забелина. – М.: Изд-во РДЛ, 2002. – 230 с.

3. Гирусова, Э.В. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов / Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 285 с.

4. Акимова, Т.А. Экология: учебник для вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин.– М.: ЮНИТИ, 1998. – 454 с.


Дополнительная


5. Чистик, О.В. Экология: учебное пособие / О.В. Чистик. – М.: «Новое знание», 2000. – 245 с.

6. Гучков, В.В. Экологическое право: учебник для вузов / В.В. Гучков. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. – 519 с.

7. Денисов, Ю.Н. Экологический менеджмент: учебное пособие/ Ю.Н. Денисов: Бийский технологический институт, Алт. ГТУ. – Бийск: Изд-во БТИ, 2001. – 115 с.

8. Вранский, В.А. Прикладная экология: справочник / В.А. Вранский. – Ростов н/Д: «Феникс», 1996. – 509 с.

9. Электронный учебник «Спешите спасти планету».

СОДЕРЖАНИЕ


^ 1 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. ИМИТАЦИОННАЯ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА «МАЛАЯ РЕКА»……………………...3

1.1 Цели работы……………………………….….…………..…...3

1.2 Предмет и содержание работы……………..…………..…….3

1.3 Оборудование, технические средства……….………….........8

1.4 Последовательность выполнения работы…………………...8

1.5 Примеры возможных вариантов функционирования .……..9

1.6 Отчет о выполненной работе……..…………………………10

1.7 Термины и определения ….…………………………….…...11

2 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2. «ОЗЕРО»….………..….…....13

2.1 Цели работы………………………………………………….13

2.2 Предмет и содержание работы……………..…………..…...13

2.3 Оборудование, технические средства………………………16

2.4 Последовательность выполнения работы………………….16

2.5 Отчет о выполненной работе…….……………………..…...19

2.6 Один из вариантов управления озером……….………..…...19


2.7 Термины и определения …………………………………….20

^ 3 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.

«ТОЛЬКО ОДНА АТМОСФЕРА»…………………………….......22

3.1 Цели…………………….………………..……………………22

3.2 Предмет и содержание работы…………………….….…….22

3.3 Оборудование, технические средства……………………....29

3.4 Последовательность выполнения работы……………….....29

^ 4 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4. ДЕЛОВАЯ ИГРА

«ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ»……………………………………36

4.1 Цели работы……….…………………….…………………...36

4.2 Предмет и содержание работы……………………………...36

4.3 Описание деловой игры…………..…………………….…...36

4.4 Последовательность выполнения работы……………..…...41

5 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ………………….43

Литература………………………….…………………………..…44


^ ДАВИДЕНКО ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА


ЭКОЛОГИЯ

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по курсам «Экология», «Экологический менеджмент», «Системы экологического управления» для студентов всех специальностей


Редактор Идт Л.И.

Технический редактор Сазонова В.П.

Подписано в печать 17.07.06. Формат 60х84 1/16.

Усл. п. л. 2,67. Уч.-изд. л. 2,88.

Печать – ризография, множительно-копировальный

аппарат «RISO ТR-1510»


Тираж 50 экз. Заказ 2006-59.

Издательство Алтайского государственного

технического университета,

656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46.


Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ.

Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ.

659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 29.


73-dopolnitelnoe-oborudovanie-informacionno-analiticheskaya-karta-pasport-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
73-filosofsko-mirovozrencheskie-problemi-kosmologii-evolyucii-ruzavin-g-i-r-83-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
73-gosudarstvennij-dolg-i-zaimstvovaniya-subektov-rossijskoj-federacii-obmennij-kurs-7-cena-na-neft-8-vneshnyaya-torgovlya-9.html
73-instituti-razvitiya-usloviya-ustojchivogo-razvitiya-finansovogo-sektora-regulirovanie-i-samoregulirovanie-finansovih.html
73-issledovaniya-i-razrabotki-hh-hh-h-gde.html
73-kadrovoe-obespechenie-uchebnogo-processa-registracionnij-nomer.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-6-1837-7-stranica-7.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svyatochnij-rasskaz-kak-zhanr.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/variant-34-pravotvorchestvo-v-rossijskom-gosudarstve-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-030501.html
  • college.bystrickaya.ru/13-baudolino-vidit-kak-zachinaetsya-gorod-umberto-eko.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-afroamerikancev-ssha.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-ocenki-kachestva-usvoeniya-kursa-programma-disciplini-mediatehnologii-tehniko-tehnologicheskie-osnovi.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovannaya-bibliografiya-programma-po-specialnosti-domashnej-i-kommunitarnoj-medicini-nacionalnaya-komissiya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhivoj-ogonek-p-p-bazhov-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-vtoroj.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekretnie-vojni-sovetskogo-soyuza-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ods-10-materialno-tehnicheskoe-obespechenie-adaptivnoj-fizicheskoj-kulturi-celi-i-zadachi-disciplini-cel-disciplini.html
  • literature.bystrickaya.ru/data-formirovaniya-01-06-2010-reestr-vidannih-licenzij-na-roznichnuyu-prodazhu-alkogolnoj-produkcii-stranica-14.html
  • writing.bystrickaya.ru/intellektualnij-centr-fundamentalnaya-biblioteka-mgu-3-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kraevogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/neravenstva--cel-poyasnitelnaya-zapiska-status-dokumenta-rabochaya-programma-po-matematike-sostavlena.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vtoroe-kosmicheskoe-posvyashenie-24-kommentarij-k-duhovnoj-ierarhii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-16-kniga-pervaya-ujti-chtobi-vizhit.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-obshestvo-i-priroda-stranica-26.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-aviacionnie-organizacii-chast-16.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/individualnie-i-kollektivnie-sredstva-zashiti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-gon-igra-v-poddavki-aleksandr-mitich.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-personalom-stranica-17.html
  • thescience.bystrickaya.ru/igrovaya-programma-koordinacionnie-soveti-organizacij-profsoyuzov-dokumenti-i-rekomendacii-prakticheskij-opit.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/particle-formirovanie-struzhechnogo-kovra-spring-1-pri-raskroe-v-nuzhnij-razmer.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-tematicheskij-rubrikator-hranilisha-cor-stranica-57.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izdaniya-20022005-gg-ne-voshedshie-v-predidushie-vipuski-g-ya-fetisova-redaktor-bibliograficheskogo-opisaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/enciklopediya-stranica-32.html
  • education.bystrickaya.ru/21-informacionnaya-bezopasnost-vidi-ugroz-bezopasnosti-informacionnim-sistemam-marketinga.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-geologosemochnaya-praktika-yavlyaetsya-vazhnim-zvenom-v-podgotovke-inzhenernih-geologicheskih-kadrov-t-k-v-processe-prohozhdeniya-praktiki-studenti-priobretayu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vkonce-noyabrya-v-ottepel-chasov-v-devyat-utra-poezd-peterburgsko-varshavskoj-zheleznoj-dorogi-na-vseh-parah-podhodil-k-peterburgu-bilo-tak-siro-i-tumanno-chto-stranica-21.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/variant-11-materiali-dlya-podgotovki-k-sessii-studentam-vi-kursa-zaochnogo-obucheniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasshirenie-obshestvennogo-uchastiya-ocherednoj-vipusk-nauchno-metodicheskogo-zhurnala-pedagogich-eskoe-obozrenie-posvyashyon.html
  • studies.bystrickaya.ru/ivobsheobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obsheobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obespechivayushaya-dopolnitelnuyu-uglublennuyu-podgotovku-po-fizike.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervichnaya-profsoyuznaya-organizaciya-oao-tiraspolskij-hlebokombinat-intervyu-ekspertov-i-drugie-sociologicheskie-issledovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svetskaya-sistema-oformleniya-deyatelnosti-sintez-ognya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvennie-organizacii-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.