.RU

5. Сравнительные топы - Курс русской риторики. Предисловие. Глава первая. Предмет риторики: язык и словесность. Введение


^ 5. Сравнительные топы.
Сравнением называется ход мысли, состоящий в определении сходства или различий двух или нескольких предметов.

Сравнение предполагает, что признаки, по которым сравниваются предметы, установлены, по крайней мере, для одного из них. Можно сравнить, например, Ивана, рост которого неизвестен, с Петром, ο котором известно, что он имеет такой-то рост.

Операция сравнения предполагает, во-первых, основание сравнения (в виде утверждаемой или предполагаемой идентичности признаков или однородности объектов), поскольку сравниваемые объекты должны обладать определенным подобием или сходством; во-вторых, оценку того, что сравнивается, поскольку одному из членов сравнения отдается предпочтение на том или ином основании.

На основе сравнения строятся аргументы следующего вида: если А подобно Β в некотором отношении, тο Α можно в данном отношении рассматривать как В; если А, подобный Β в таком-то качестве, обладает этим качеством в большей (меньшей) степени, то А ценнее Β (в положительном или отрицательном смысле).

Например, кто лучше, лошадь или обезьяна? Лучше то, что подобно лучшему. Человек лучше осла. Лошадь подобна ослу, а обезьяна подобна человеку, следовательно, обезьяна лучше лошади. Но лучше то, что подобно лучшим качествам худшего, а не худшим качествам лучшего. Лошадь подобна лучшим качествам осла (постоянство, выносливость, трудолюбие), а обезьяна подобна худшим качествам человека (непостоянство, капризность, лень). Поэтому лошадь лучше обезьяны.142

Когда сравниваются объекты, то обнаруживаются их общие черты, которые абстрагируются (отвлекаются) от самих этих объектов и представляются в виде смысловых конструкций, приложимых к новому материалу, в результате чего устанавливаются общие закономерности. Так делаются обобщения, с помощью которых можно объяснять и предсказывать поведение изучаемых объектов в определенных условиях и строить их научную классификацию. Поэтому сравнение является главным инструментом создания нового знания.

^ XXI. Большее — меньшее.
Количественное сравнение (сравнение в собственном смысле) основано на однородности сравниваемых объектов, тождестве их природы и идентичности основных свойств. Поэтому сравнение предполагает использование признаков или качеств, которые наличествуют в предметах сравнения, но могут иметь различную степень интенсивности и поэтому могут рассматриваться как величины. Количество предполагает меру как норму сравнения.

Сравниваются два типа объектов — непрерывные и дискретные (раздельные).

“Непрерывные величины определяют как такие величины, части которых связываются между собой в какой-либо общей границе. Если, например, имеется дерево двух локтей, т. е. имеющее два локтя, то в нем конец одного локтя и начало другого совпадают, ибо они соединены и связаны вместе и не могут быть отделены друг от друга. Раздельные же величины определяются как такие, части которых не соединяются в каком-либо общем пределе, как например, у десяти камней.”143

Степень проявления сравниваемого качества в предметах может оцениваться положительно или отрицательно, тогда в первом случае лучшим будет большее, а во втором — меньшее.

“Кто недостоин низшего звания, тот еще более недостоин высшего звания.”144 “Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет низвержен.”145

B первом примере лучшим оказывается большее как высшее звание (например, консул лучше префекта); во втором примере лучшим оказывается меньшее.

Рассмотрим еще пример.

“Кто вручит власть человеку вредному для Церкви, тот будет виновен в дерзких его поступках. Если же он ни в чем таком не будет виновен, но скажет, что он обманут мнением народа, и тогда он не останется без наказания, а только будет наказан немного менее избранного. Почему? Потому, что избиратели действительно могут сделать это, обманувшись ложным мнением, а избранный никак не может сказать, что не знал самого себя, как не знали его другие. Посему, чем тяжелее принявших его имеет быть наказан, тем строже их должен испытывать самого себя; и если бы они по неведению стали привлекать его, он должен прийти и точно объяснить причины, которыми остановил бы обманутых и, объявив себя недостойным испытания, избежал тяжести столь великих дел. Почему тогда, когда идет совещание ο деле воинском, ο торговле, ο земледелии и других житейских занятиях, ни земледелец не решится плыть по морю, ни воин обрабатывать землю, ни кормчий сделаться воином, хотя бы кто угрожал им тысячью смертей? Очевидно потому, что каждый из них предвидит опасность от своей неопытности. Если же там, где ущерб маловажен, мы действуем с такой осмотрительностью и противимся требованию принуждающих, то здесь, где за предоставление священства несведущим предстоит вечное мучение, как мы без рассуждения и без разбора будем подвергать себя такой опасности, ссылаясь на насилие других? Но имеющий судить нас тогда не примет такого оправдания. Следовало бы соблюдать осторожность в делах духовных гораздо более, чем в плотских; а теперь мы оказываемся не соблюдающими и одинаковой осторожности.”146

Слова: тяжело, строго, с (такой) осмотрительностью, без рассуждения u разбора являются ключевыми в тексте и обозначают образ действия. Поскольку значения этих качественных наречий имеют большую или меньшую степень проявления качества — тяжелее, строже, осмотрительнее, безрассуднее, постольку характер вины и наказания определяется наречиями степени и соответствующими им прилагательными: гораздо более, немного менее, одинаковая. Так топ образа действия соединяется с топом количества, когда аргументация имеет целью оценку фактов.

Как видно из примера, образ действия связан с его причиной или целью: причиной “дерзости” избранного являются как его собственное недостоинство и неосмотрительность, так и действия неосмотрительно избравших его; но действия последних, очевидно, не имеют целью избрание недостойного, в то время как образ действия недостойно избранного может оказаться вполне целесообразным.

^ XXII. Подобие.
Подобие — есть сходство объектов, обладающих одинаковыми свойствами, качествами, признаками или образом действия.

На топе подобия основаны сопоставления. При сопоставлении учитываются не количественные характеристики, но только наличие или отсутствие тех или иных особенностей — качеств или свойств, поэтому сопоставляться могут не только однородные, но и разнородные объекты. Рассмотрим пример.

“Сотворим, — говорит Бог, — человека по образу Нашему u по подобию /Быт. 1:26/. Как образом назвал Он образ владычества, так и подобием то, чтобы мы, сколько возможно человеку, делались подобными Ему кротостью, смирением и вообще добродетелью, по слову Христову: да будете сынами Отца вашего Небесного /Матф. 5:45/. Как на этой обширной и пространной земле одни животные более кротки, другие более свирепы, так и в душе нашей одни помыслы — неразумные и скотские, другие — зверские и дикие; их нужно побеждать, одолевать и покорять власти разума. Но как, скажешь, можно преодолеть зверский помысел? Что ты говоришь, человек? Львов мы побеждаем и души их усмиряем, а ты сомневаешься, можно ли тебе переменить зверский помысел на кроткий? Между тем, в звере лютость — по природе, а кротость — против природы; а в тебе, напротив, кротость — по природе, а зверскость и лютость — против природы. Так ты ли, который истребляешь в звере то, что в нем по природе, и сообщаешь ему то, что против природы, сам не в состоянии соблюсти в себе то, что есть в тебе по природе? Какого заслуживает это осуждения! Но что еще удивительнее и страннее: в природе львов есть еще, кроме этого, и другие неудобные свойства. Эти звери не имеют разума, и, однако ж, мы часто видим, что на площадях водят кротких львов. А многие из сидящих в лавках дают хозяину льва и деньги в награду за искусство и умение, с каким он укротил зверя. А в твоей душе есть и разум, и страх Божий, и многочисленные пособия — так не представляй же извинений и оговорок. Можно тебе, если захочешь, быть кротким, тихим и покорным. Сотворим, сказано, человека по образу Нашему u по подобию.”147

B примере топ подобия используется для сопоставления человека с Богом и для сопоставления человека с животными. При этом подобные качества различны и противоположны между собой: если человек подобен Богу своими природными качествами, то животным — своими качествами, привходящими от греха.

Тем самым первое и второе подобия человека противопоставляются между собой. Образ духовно-нравственного делания уподобляется образу укрощения зверя, но и в этом сопоставлении повторяется то же противопоставление по природным свойствам человека и животного. Природные свойства человека — разум, страх Божий — сопоставляются с природными свойствами животных, не обладающих такими способностями. Наконец, действия “сидящих в лавках” сопоставляются с Божием воздаянием.

Из примера видно, что топ подобия предполагает не одномерное сравнение большего с меньшим, а многомерное. Подобие двух сопоставляемых объектов не переходит на третий, подобный одному из них. Человек подобен Богу, а лев подобен человеку, но отсюда нельзя вывести заключения, будто лев подобен Богу.

^ XXIII. Противное.
Противопоставлением называется сравнение или сопоставление объектов по свойствам, признакам или качествам, которые выступают как взаимно отрицающие или несовместимые, или самих таких взаимоотрицающих особенностей.

Члены противопоставления могут обладать каждый своими особенностями: Иван — брюнет, а Петр — блондин, качества природные и привходящие. У одного из них может наличествовать особенность, отсутствующая у другого: кротость или свирепость, разум или отсутствие разума. Противопоставляемое качество может присутствовать в различной степени: одни животные более свирепы, другие — менее свирепы.

“Итак, Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами, как бы некоторый второй мир — малый в великом — другого ангела, смешанного (тο есть из двух природ) почитателя, зрителя видимого творения, посвященного в таинства того творения, которое воспринимается умом, царя над тем, что находится на земле, подчиненного горнему Царю, земного и небесного, преходящего и бессмертного, видимого и постигаемого умом, среднего между величием и ничтожностью, в одно и то же время духа и плоть: духа по благодати, плоть — по причине гордости; одного, для того чтобы он оставался в живых и прославлял Благодетеля, другую для того, чтобы он страдал и, страдая, надоумливался и, гордясь величием, был наказываем; живое существо здесь, то есть в настоящей жизни руководствуемое и преходящее в другое место, то есть в век будущий; и — высшая степень таинства! — вследствие своего тяготения к Богу делающееся богом, однако делающееся богом в смысле участия в божественном свете, а не потому, что он переходит в божественную сущность.”148

^ XXIV. Правило справедливости.
Этот и последующие два топа используются для сравнения и оценки действий в зависимости от отношений и состояния лиц, эти действия совершающих, или лиц по совершаемым ими действиям.

Правило справедпивости устанавливает, что качественно равнозначные (подобные и равные) категории должны оцениваться одинаково, неравнозначные категории (подобные, но не равные) должны оцениваться в меру их количественного различия, несравнимые категории должны рассматриваться исходя из различных норм.

Краткая юридическая формулировка правила справедливости — “каждому свое.” “Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право”.149

Рассмотрим пример.

“О законы, законодатели и цари! Как Творец с одинаковым человеколюбием, для всех общим и неоскудным, дает всем наслаждаться и красотою неба, и светом солнечным, и разлиянием воздуха, так и вы всем свободным людям одинаковое и равное предоставляете право пользоваться покровительством законов. А он замышлял отнять у христиан сие право, так чтобы они, претерпевая и насильственные притеснения, и отнятие имуществ, и всякую другую важную и неважную обиду, возбраненную законами, не могли получить законного удовлетворения в суде... И какое же, по-видимому, премудрое основание для сего приводил этот убийца и отступник, нарушитель законов и законодатель, или, скажу точнее, — словами наших книг Священных, — сей враг и местник? — То, что в нашем законе предписано не мстить, не судиться, не иметь вовсе стяжаний, не считать ничего своей собственностью, но жить в другом мире и настоящее презирать как ничтожное, не воздавать злом за зло, когда же кто ударит нас в ланиту, не жалеть ее, а подставить ударившему и другую, отдавать ударившему не только верхнюю одежду, но и рубашку...

Сверх сего, ты, мудрейший и разумнейший из всех, ты, который принуждаешь христиан держаться на самой высоте добродетели, как не рассудишь того, что в нашем законе иное предписывается как необходимое, так что не соблюдающие его подвергаются опасности, другое же требуется не необходимо, а предоставлено свободному произволению, так что соблюдающие оное получают честь и награду, а несоблюдающие не навлекают на себя никакой опасности? Конечно, если бы все могли быть наилучшими людьми и достигнуть высочайшей степени добродетели — это было бы всего превосходнее и совершеннее. Но поелику Божественное должно отличать от человеческого и для одного нет добра, которого бы оно не было причастно, а для другого — велико и то, если оно достигает средних степеней, то почему же ты хочешь предписывать законом то, что не всем свойственно, и считаешь достойными осуждения несоблюдающих сего? Как не всякий, не заслуживающий наказания, достоин уже и похвалы; так не всякий, недостойный похвалы, посему уже не заслуживает и наказание. Надобно требовать должного совершенства, но не выступая из пределов свойственного нам любомудрия и сил человеческих.”150

B приведенном фрагменте топ правило справедливости использован двояким образом.

1. Закон человеческий должен быть справедливым подобно закону Божественному, то есть должен рассматривать равные категории одинаковым образом.

2. Устанавливается ограничение (несимметричность проступка и заслуги и правило минимальности санкции), в соответствии с которым наказанию подлежит только проступок, но не отсутствие заслуги, превышающей норму.

3. Понятие проступка также рассматривается с точки зрения правила справедливости, но в обращенной форме. Категории (язычники и христиане) являются равнозначными, поскольку они имеют одинаковые качества (гражданство). Поэтому в соответствии с правилом справедливости, если к одним гражданам (язычникам) применяется норма права, то и к другим гражданам (христианам) должна применяться та же норма права.

Следует особенно подчеркнуть, что приведенное рассуждение св. Григория Богослова касается вопроса юридического (римского права), но не сотериологического (учения ο спасении),151 что видно из последнего абзаца текста. Отношение подобия необратимо: если закон человеческий подобен закону Божественному как справедливый (относится к нему как вид к роду), то из этого не следует, будто свойства юридической справедливости могут быть распространены на понимание правды Божией (не все принадлежащее виду принадлежит роду).

Примечательно также, что эта аргументация св. Григория Богослова обращена к язычникам и поэтому предполагает оценку аргумента с позиции законоведа-язычника.

^ XXV. Обратимость.
Если два лица подобны, то есть относятся к качественно однородным категориям, то оценка действия каждого из них в отношении другого предполагает такую же оценку аналогичного ответного действия.

Если Петр правомерно требует от Ивана возвращения долга, то и Иван может правомерно потребовать от Петра возвращения долга.

Сравнению по топу обратимости подлежат как категории и лица (если, скажем, Иван утверждает, что ему за обоюдную драку с Петром полагается меньшее наказание как несовершеннолетнему), так и сами действия, равнозначность которых может обсуждаться, так как не всегда оказывается одинаковой (например, Иван требует от Петра возвращения долга, а Иван утверждает, что ущерб, нанесенный его имуществу по вине Петра, компенсирует долг).

Пример использования топа обратимости содержится в цитированном выше слове святителя Григория Богослова.

“...как это может быть справедливо и где это предписано, чтобы нам среди всех страданий только терпеть, а им не пощадить нас, хотя мы и щадили их? Β самом деле, посмотрите на прошедшее. Были времена и нашего могущества и вашего, и оно попеременно переходило то в те, то в другие руки: какие же напасти терпели вы от христиан, подобные тем, которые терпят от вас христиане? Лишали ли мы вас каких-либо прав? Возбуждали ли против кого неистовую чернь? Вооружали ли против кого начальников, которые поступали бы строже, нежели как им предписано? Подвергли ли кого опасности жизни? Отняли ли у кого власть и почести, принадлежащие мужам отличным? Словом — нанесли ли кому такие обиды, на которые вы так часто отваживались, или которыми угрожаете нам? Без сомнения, сами вы того не скажете, вы, которые ставите нам в вину нашу кротость и человеколюбие.”152

^ XXVI. Транзитивность.
Если два деятеля подобны в каком-либо отношении, то действие одного из них, будучи направлено на другого, оценивается таким же образом, как аналогичное действие любого из них, направленное на третье лицо.

Если хорошо, что Петр благотворит Ивану, то хорошо, если Иван благотворит Василию, и хорошо, если Петр благотворит Василию.

Рассмотрим пример.

“Везде нужны нам дела, а не уверения на словах, потому что говорить и обещать всякому легко, а сделать не так легко. K чему я это сказал? K тому, что теперь много людей, которые говорят, что они боятся Бога и любят Его, а делами показывают противное. Но Бог требует любви, являемой в делах. Потому-то и ученикам своим говорит: если любите Мя, заповеди Моu соблюдите. Так как Он сказал: если что просите, Я сотворю, то, чтобы не подумали они, что довольно только просить, Он присовокупил: если любите Мя, — то есть в этом случае сотворю. А как ученики, услышав: Я к Отцу иду, естественно, пришли в смущение, то Он говорит, что любовь состоит не в этом, не в настоящем смущении, а в повиновении словам Его. Я дал вам заповедь, чтобы вы любили друг друга, чтобы вы так же поступали друг с другом, как Я поступал с вами. Любовь в том и состоит, чтобы исполнять это и подражать тому, кто любим.”153

На основе топа транзитивности строятся модели и антимодели поведения. Модель есть образец правильного решения или действия в определенной ситуации. Антимодель есть образец неправильного действия, который, однако, содержит указание на характер противоположного, то есть правильного действия.

^ Значение логических топов.
Выше были рассмотрены логические топы, на основе которых строятся аргументы.

Классификация логических топов является одновременно и формальной классификацией аргументов, поскольку топ определяет форму мысли, лежащую в основе рассуждения.

Операции с фактами, связывание действий и обстоятельств с деятелем, классификация фактов и подведение их под категории, сравнения являются приемами изобретения, которые позволяют всесторонне рассмотреть проблему и возможности ее обоснования. Поэтому разработка темы состоит в анализе по уместным топам всего положения, содержащего тему, либо его частей.

Искусство построения аргументов основано на умении выбрать и применить подходящий внутренний топ. Каждый ход мысли, который получается на основе применения топа, может быть рассмотрен не только в плане его уместности, но и с точки зрения возможных возражений (как в примере с обезьяной и лошадью), которые могут оказаться вполне основательными. Поэтому проработка аргументов по топам дает основание для отбора и последующего построения наиболее уместных и сильных аргументов.

^ Правила и рекомендации.
• Высказывание содержит одну и только одну главную мысль; все содержание высказывания представляет собой развертывание главной мысли.

• Развертывание главной мысли (темы) в высказывание представляет собой ее анализ (примышление) и синтез — объединение частей в цельное содержание.

• Тема высказывания разрабатывается по топам, посредством которых от понятий, входящих в тему, или от всей темы находятся уместные и содержательно значимые ходы мысли.

• Каждая мысль должна быть связана с темой или главным положением определенным, ясным для самого ритора образом.

• Разработка аргументации по топам позволяет выявить ошибки и неточности мысли и обнаружить возможные возражения или недоумения, ответы на которые полезно предусмотреть.

• Содержание высказывания подобно статуе, которую скульптор высекает из камня, устраняя все лишнее: в высказывании должно быть только целесообразное — необходимое и достаточное для выражения и обоснования главной мысли.



413-vzaimosvyazi-mezhdu-processami-i-organizaciyami-gosudarstvennij-standart-rf-gost-r-isomek-12207-99.html
413osobennosti-ekspluatacii-samoleta-yak-18t-v-usloviyah-visokih-temperatur-naruzhnogo-vozduha.html
414-kontaktnaya-informaciya-gosudarstvennij-registracionnij-nomer.html
414-monitoring-obrazovatelnoj-sredi-regiona-s-pomoshyu-kataloga-obrazovatelnih-resursov.html
414-planirovanie-sevooborotov-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-dlya-studentov-ekonomicheskih.html
414-sistema-opovesheniya-i-upravleniya-evakuaciej-rekonstrukciya-rasshirenie-uchebno-laboratornogo-korpusa.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-organizaciyu-edinoj-sluzhbi-podderzhki-dalee-esp-po-servisnomu-i-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-informacionno-kommunikacionnoj-sistemi-stranica-8.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-irkutskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-stranica-22.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nasha-sportivnaya-komnata-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej-nikitin-b-p-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mrachnij-zhnec-stranica-12.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predlagaemaya-chitatelyu-kniga-imeet-svoej-zadachej-osmislenie-i-sistematizaciyu-aktualnih-problem-ritoriki-i-teorii-kommunikacij-v-perspektive-razvitiya-sovremennih.html
  • college.bystrickaya.ru/13-grafik-samostoyatelnoj-raboti-studenta-s-prepodavatelem-programma-obucheniya-studentov-syllabus-po-discipline.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-predpriyatij-odnoj-otrasli-rf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/411-kotirovochnaya-zayavka-podaetsya-uchastnikom-zakupki-v-pismennoj-forme-v-srok-i-v-poryadke-ukazannom-v-izveshenii-o-zakupke-i-v-punkte-10-razdela-iii-informacionnaya-karta-zaprosa-cenovih-kotirovok.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-030501-yurisprudenciya-032401-reklama.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-proekt-generalnogo-plana-selskogo-poseleniya-selo-shelkanovo-yuhnovskogo-municipalnogo-rajona.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nekotorie-stati-ob-otnoshenii-okkultnoj-filosofii-k-zhizni-tajnaya-doktrina.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekonomika-torga-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/k-poeticheskim-istokam-marini-cvetaevoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/optimizaciya-processa-obrabotki-vodi-metodom-ultrafiltracii-chast-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-dlya-provedeniya-zanyatij-po-pervonachalnoj-medicinskoj-podgotovke-spasatelej-mchs-rossii-v-1145-uchebno-metodicheskom-centre-po-grazhdanskoj-oborone-i-chrezvichajnim-situaciyam-tema-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/triumf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-24-chast-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xxi-veke-materiali-vserossijskoj-konf-s-mezhdunarodnim-uchastiem-posvyashennoj-100-letiyu-enisejskoj-ihtiologicheskoj-laboratorii-fgnu-niierv-2008-krasnoyarsk-ipc-sfu-s-119-121.html
  • writing.bystrickaya.ru/igra-kak-vid-deyatelnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-v-ramkah-8-mezhdunarodnoj-specializirovannoj-vistavki.html
  • education.bystrickaya.ru/22effektivnost-i-kachestvo-ekonomicheskogo-rosta-uchebno-prakticheskoe-posobie-dlya-distancionnogo-obucheniya-studentov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii288-sanitarnaya-ochistka-generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-tokarevskoe-selskoe-poselenie-gagarinskogo-rajona.html
  • bukva.bystrickaya.ru/puti-i-sposobi-povisheniya-ustojchivosti-raboti-rea.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-dlya-srs-srsp-po-discipline-mikroekonomika-specialnosti-5v05090-finansi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/simple-form-simple-pastpast-participle-eksperimentalnij-kurs-lekcij-po-prakticheskoj-grammatike-anglijskogo-yazika-10-lekcij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-i-eticheskie-aspekti-klonirovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shpargalka-na-kazahskom-yazike-po-istorii-kazahstana-ent-pgk-100-m-ashitia-shatin-ora-trzd-ral-bumerang.html
  • college.bystrickaya.ru/32-razvedochnaya-geofizika-programm-a-vstupitelnih-ekzamenov-v-aspiranturu-po-specialnosti-25-00-16-gornopromishlennaya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-k-regionalnomu-otraslevomu-soglasheniyu-po-obrazovatelnim-uchrezhdeniyam-vologodskoj-oblasti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-vse-kto-znal-o-bukovinskogo-schitayut-ego-svyatim-kak-vi-dumaete-kak-dolgo-budet-dlitsya-process-ego-beatifikacii.html
  • control.bystrickaya.ru/chelovek-kak-tvorec-kulturi-chast-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-delovie-kulturi-mira-dlya-specialnosti-080102-65-mirovaya-ekonomika-podgotovki-specialista-specializaciya-mezhdunarodnij-biznes.html
  • crib.bystrickaya.ru/grigoreva-n-yu-ld-51-lyuboe-vremya-lyubaya-professiya-lyubaya-novaya-tehnologiya-vsegda-sposobstvuyut-vozniknoveniyu-novih-leksicheskih-plastov-obsheizvestno-chto-mnozhe.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-obshaya-harakteristika-uchebnogo-predmeta-uchebnie-programmi-oop-noo-maou-licej-4-programma.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.