.RU

5. Стили руководства - «управление»



^ 5. Стили руководства.

Все факторы, связанные с использованием власти и других методов влияния руководителя на поведение подчиненных для достижения целей организации, в конечном счете определяют конкретный стиль руководства.

Стиль руководства — это совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления деятельностью организации, определяющая его способность влиять на подчиненных для более эффективного достижения ее целей.

Каждый менеджер отличается своим, присущим только ему стилем руководства. В то же время существует определенная общность стилей разных менеджеров. При этом формирование стилей руководства определяется объективными и субъективными факторами.

^ Объективные факторы включают: стиль руководства вышестоящего менеджера; возрастные, образовательные, социально-психологические и другие характеристики коллектива; здоровье менеджера; особенности решаемых задач. Субъективные факторы — человеческие и деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, манеры поведения и привычки.

Самой известной классификацией стилей руководства является типология индивидуальных стилей руководства Курта Левина, разработанная им еще в 30-е годы, которая до сих пор остается самой популярной. К. Левин сводит все стили к трем основным видам: авторитарному, демократическому и попустительскому.

Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя. Автократ «все знает сам» и не терпит возражений. Подчиненным предоставляет лишь минимум информации. Никому не доверяет, не ставит в известность о своих намерениях; отдает деловые, краткие распоряжения; запреты часто сопровождаются угрозами. Похвала и порицание работников крайне субъективны. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы.

Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Демократический стиль предусматривает инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание — с учетом мнения коллектива. Мероприятия в коллективе планируются. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. Позиция руководителя — внутри группы, т.е. руководитель ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у них развивается самостоятельность, что способствует восприятию достижения целей организации как своих собственных. Такое взаимодействие руководителя и подчиненных можно определить как сотрудничество.

При либеральном руководителе подчиненные получают почти полную свободу по выработке решений и сами же свою работу контролируют. В решении вопросов руководитель принимает минимальное участие, практически никаких указаний не дает. Либеральный стиль характеризуется стандартно-формальным тоном, отсутствием похвалы и порицаний, а также сотрудничества как такового. Позиция руководителя — в стороне от группы. Иногда либеральный стиль руководства называют попустительским.

Как ни странно, но почти за полвека исследований стилей руководства однозначной связи между эффективностью работы группы и тем или иным стилем руководства не выявлено: и демократический, и авторитарный стили дают примерно равные показатели продуктивности.

Исследования показывают, что авторитарный стиль руководства вполне уместен при наличии по крайней мере двух условий:

1) того требует производственная ситуация;

2) персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства.

Ведь этом авторитарному стилю присущи и немаловажные достоинства:

• обеспечивает четкость и оперативность управления;

• создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;

• минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;

• не требует особых материальных затрат;

• в «молодых», недавно созданных предприятиях позволяет успешнее (быстрее) справиться с трудностями становления и пр.

Очевидные недостатки этого стиля:

• подавление или неиспользование инициативы, творческого потенциала исполнителей;

• отсутствие действенных стимулов труда;

• громоздкая система контроля;

• в крупных организациях — обюрокрачивание аппарата управления;

• невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом;

• высокая степень зависимости группы от постоянного волевого прессинга руководителя и пр.

Преодолеть эти недостатки позволяют экономические и социально-психологические методы управления, свойственные демократическому стилю руководства, который позволяет:

• стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей;

• успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;

• эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда,

• включить также психологические механизмы трудовой мотивации;

• повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;

• создавать благоприятный психологический климат в коллективе и т.д.

Однако демократический стиль руководства не при всех условиях применим. Как правило, он успешно срабатывает при следующих условиях:

• стабильном, устоявшемся коллективе;

• высокой квалификации работников;

• наличии активных, инициативных, нестандартно думающих работников (пусть даже и в небольшом количестве);

• неэкстремальных производственных условиях;

• возможности осуществления весомых материальных затрат.

Такого рода условия далеко не всегда имеются, да к тому же это именно условия, делающие применение демократического стиля только лишь возможным. Превратить эту возможность в действительность — задача не из легких.

Все это говорит о необходимости гибкого подхода к руководству. Для правильной оценки ситуации руководитель должен знать способности подчиненных и реально оценивать свои возможности, знать природу задачи, потребности, полномочия и качество информации.

Руководитель, который строго придерживается одного стиля руководства в силу того, что этот стиль зарекомендовал себя при решении конкретных задач в прошлом, не может рассчитывать, что этот стиль будет также эффективен в других ситуациях и на более высоком посту. Аналогичная проблема может возникнуть при переводе на работу в другое подразделение.

Лучшим во всех ситуациях может быть только адаптивный стиль, т. е. стиль, ориентированный на конкретную реальность, определяемую внешней средой, возможностями подчиненных, особенностями решаемой задачи, ресурсами и возможностями организации.

Т.о., эффективным руководителем может считаться только тот, который может вести себя по-разному, в зависимости от требований реальной ситуации.

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, именно по этой при­чине исследователям не удалось разработать или обосновать какую-либо простую теорию. Разделяя ситуационный подход к лидерству, можно предполагать, что при соответствующей подготовке руко­водители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации.

Организационная культура в определенной степени ограничивает область компетенции управленческого персонала. Поэтому изучение культуры особенно полезно менеджерам всех уровней. Если культура компании поддерживает веру в определенные традиции принятия решений по развитию организации, росту ее прибыли или внедрению определенных новых концепций в управлении, то менеджеры вряд ли будут принимать решения, противоречащие этой вере и традициям. Это существенно влияет на стиль руководства и принятие решений. В организациях, где культура отражает недоверие к работникам, менеджеры обычно пользуются авторитарным стилем и, наоборот, при ориентированности на людей и коллектив — демократическими формами руководства.


Лекция 16. Эффективность процесса управления.


        1. Понятие эффективности управления и ее показатели.

        2. Виды эффективности.

        3. Факторы эффективности управления.

        4. Основные составляющие успеха организации.

        5. Оценка эффективности управления.

        6. Подходы к управлению, направленному на успех.


^ 1. Понятие эффективности управления и ее показатели.

Деятельность менеджера заключается в руководстве людьми, направленном на достижение поставленных целей. Если управленческая деятельность решает поставленные задачи, обеспечивает реализацию целей, причем на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной.

Эффективность управления – это относительная характеристика деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности субъекта управления.

Эффективность управления выражается через показатели эффективности управляемой системы, хотя может иметь и свои собственные частные характеристики. Иными словами, эффективность показывает, в какой мере менеджмент реализует цели, и в этом смысле проблема эффективности управления является составной частью экономики управления, частью эффективности производства.

Для оценки эффективности производства и управления используется система обобщающих и частных показателей.

Обобщающие характеризуют конечные результаты: объем производства; прибыль; рентабельность; время и др.

Частные показатели характеризуют использование отдельных видов ресурсов — труда, основных средств, инвестиций: темп роста производительности труда; материалоемкость продукции; фондоотдача.

К показателям, характеризующим труд менеджера, можно отнести:

— снижение трудоемкости обработки управленческой информации;

— сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации;

— сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала улучшением организации труда.

Эффективность управленческой системы оценивается количественными и качественными показателями.

^ Количественные показатели включают:

— комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудовых процессов управления и др.);

— финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);

— показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

^ Качественные показатели включают:

— повышение научно-технического уровня управления;

— повышение квалификации менеджеров;

— повышение уровня обоснованности принимаемых решений;

— формирование организационной культуры;

— удовлетворенность трудом;

— завоевание общественного доверия;

— усиление социальной ответственности организации;

— экономические последствия.


^ 2. Виды эффективности.

Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая — в будущем.

Эффективность можно различать как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами.

Эффективность управления определяется как в относительных величинах — соотношение цели и полученного результата, экономического эффекта и затрат, потребности и ее удовлетворения — так и в общем виде, например, в полученной прибыли. Но нельзя упрощенно подходить к оценке эффективности управления, соизмеряя полученную прибыль и затраты по управлению, т.к. результат управления может быть не только экономическим, но и социально-экономическим и социальным.

Таким образом, понятие эффективности включает в себя различные виды:

1) эффективность как способность достигать намеченных целей и в запланированные сроки;

2) эффективность как цена ресурсов, затраченных на достижение цели;

3) эффективность как степень удовлетворения интересов различных групп личностей и организаций, связанных с деятельностью предприятия (собственников, менеджеров, работников, клиентов, поставщиков и др.

Причем, эти виды эффективности часто противоречат друг другу, а выбрать эффективность, удовлетворяющую всех, практически невозможно. Поэтому следует учитывать, о какой эффективности и «для кого» идет речь.


^ 3. Факторы эффективности управления.

К числу факторов, влияющих на эффективность управления, относят величину предприятия и количество его сотрудников, а также особенности производственной деятельности. Среди этих факторов:

— потенциал сотрудников, их способность выполнять работу;

— средства производства;

— культура организации,

— социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом.

Это предполагает использование новейших информационных и управленческих технологий, максимальную автоматизацию и компьютеризацию деловых процессов, активное участие сотрудников организации в управлении. Формирование надежных коммуникаций, заинтересованности всех участников в результатах управления.

Каждая организация, каждый субъект управления имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность. Приведем эти факторы.


^ Внешние факторы


Внутренние факторы


Активная политика конкурента


Психологический климата коллективе


Внезапные изменения в экономическом положении клиентов


Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе


Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия


Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени


Общественно значимые события


Болезни руководителей и сотрудников


Структурные изменения в обществе


Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги и т.д.)


Неблагоприятные погодные условия


Производственные конфликты


Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников


Увольнение или прием на работу новых сотрудников


Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей


Расширение или сокращение деятельности организации


Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательство


Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи


Миграционные процессы, ухудшающие качество населения


Криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищения, технический вандализм


Резкие колебания на финансовых рынках


Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации (лобби)


Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья


Факторы охраны имущества и безопасности труда


Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государства. Новые технологии производства товаров и услуг


Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство

Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития


Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям труда


Административный контроль, система поощрения и взыскания


Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства


Позитивная мотивация творческого и производственного труда сотрудников



Эффективность менеджмента зависит от активности субъекта управления. Активность складывается из двух типов факторов — структурных и активирующих. Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Они характеризуют область технических навыков. Активирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, умение налаживать межличностные отношения. Владение этими факторами требует творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, интуиции.


^ 4. Основные составляющие успеха организации

В рыночной экономике успех деятельности организации определяют: выживание, результативность и эффективность деятельности, производительность и практическая реализация принимаемых решений.

Выживание характеризует возможность организации осуществлять свою производственно-сбытовую деятельность как можно дольше в условиях изменения внешней среды. Это особенно актуально и является первейшей задачей большинства отечественных предприятий при трансформации экономики. Чтобы обеспечивать хозяйственную деятельность и оставаться дееспособными в течение длительного времени большинству организаций приходится периодически менять свои цели, выбирая их в соответствии с изменяющимися потребностями и конъюнктурой рынка, а также с учетом изменения других факторов внешней среды. Практически все организации, созданные для бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг, постоянно ведут конкурентную борьбу за занятие или сохранение позиции на рынке, обеспечивающей им определенные блага для своего развития.

Результативность и эффективность определяют условия, при которых организация сможет осуществлять свою деятельность на рынке в длительном периоде. В силу этого, чтобы иметь успех в течение длительного времени (чтобы выжить и достичь своих целей), деятельность организации должна быть результативной и эффективной. По мнению известного исследователя проблем управления Питера Друкера результативность является следствием того, что организацией «делаются правильные вещи» (doing the right things). В этом случае эффективность является следствием того, что организацией «правильно создаются эти самые вещи» (doing things right). Это требует, чтобы организации постоянно производили товары (услуги), пользующиеся спросом покупателей, отдающих им предпочтение по сравнению с товарами (услугами) других производителей. При этом эффективность деятельности организации определяется издержками ресурсов и трудовыми затратами на удовлетворение конкретного спроса в соответствующих товарах и услугах. Чем меньше будут затраты на производство определенных товаров или услуг, тем эффективнее деятельность организации и тем больший успех (выгоду от выполненной работы) она будет иметь.

Производительность. Приведенное общее представление об эффективности и результативности весьма абстрактно и не позволяет проводить сравнительную оценку организаций, а также определять конкретные негативные тенденции в работе каждой из них, хотя такое решение желательно получить менеджеру как можно раньше. Поиск количественной оценки эффективности деятельности организаций привел к показателю относительной эффективности, в качестве которого в менеджменте используется производительность.

Производительность характеризует соотношение количества единиц чего-либо (например, продукции или услуг), полученных организацией на выходе, к количеству единиц на входе (израсходованных ресурсов организации).

Чем более эффективна деятельность организации, тем выше ее производительность. Ключевой составляющей производительности является качество производимой продукции или услуг. Производительность на всех уровнях организации является важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Больший объем продаж дает более производительной организации больше возможностей для закупки ресурсов с целью расширения производства и последующего увеличения дохода (по сравнению с другим производителем, имеющим меньшую производительность). Вопросы оценки производительности как относительного показателя эффективности деятельности организации и управления ею рассматриваются в рамках курса менеджмента.

Практическая реализация непосредственно характеризует эффективность управления организацией. Целью управления является наиболее эффективное выполнение реальной работы реальными людьми. При этом само управление непосредственно реализуется как конкретное управленческое решение (совокупность решений). В свою очередь, успешным управленческим решением является такое решение, которое реализуется, т. е. превращается в результативное действие по достижению целей организации.


^ 5. Оценка эффективности управления.

Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». В широком смысле эффективность управления отождествляется с эффективностью функционирования системы в целом. В узком – результативность собственно управленческой деятельности. Для характеристики эффективности управления применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности.

При всей сложности оценки эффективности управленческого труда в большей мере разработаны теоретико-методологические и методические приемы оценки отдельных мероприятий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новых технологий, автоматизированных систем управления и пр.

Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия. Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью организации должно дополняться оценкой их социальной эффективности.

Обобщающими показателями социальной эффективности можно назвать:

- степень выполнения заказов потребителей;

- доля объема продаж организации на рынке и т.д.

Методика расчета экономического эффекта зависит от того, какой характер имеют мероприятия и к какой подсистеме управления они относятся: «входу», «процессу преобразования» или «результату».


^ 6. Подходы к управлению, направленному на успех.

Для обеспечения успеха деятельности организации управление должно строиться на определенных принципах, обеспечивающих достижение ее целей в условиях изменений внешней среды. Эти принципы определяют соответствующие подходы к управлению, направленному на успех. К числу общих подходов к управлению относят: обобщение, ситуационный подход, интегральный подход и системный комплексный подход.

Обобщение направлено на решение двух общих проблем управления организацией.

^ Первая проблема - это сложность организации как объекта управления. Установление общих, присущих всем организациям характеристик в процессе их обобщения, помогает сократить трудности чрезвычайно сложной задачи управления различными видами деятельности конкретной организации, сведя ее представление до масштабов, при которых организация может восприниматься как единый объект управления. Обобщение позволяет увидеть работу руководителя в целом и учитывать взаимодействие компонентов этой работы. Принимая во внимание, что многие элементы и факторы успешной деятельности являются общими для различных организаций, можно разработать модели, учитывающие взаимосвязи факторов, влияющих на успех деятельности организации. При достаточном обобщении объекта управления возможно также определить (выделить) общие процессы и технологии успешного управления, применимые для всех организаций.

^ Вторая проблема связана с зависимостью результатов деятельности организации от внешней среды. Обобщение результатов анализа деятельности организации, оценки ее сильных и слабых сторон, а также факторов внешней среды позволяет выявить тенденции и закономерности их изменения. Выявленные тенденции, в свою очередь, позволяют сформулировать долговременные цели и совокупность управленческих действий (правил) при управлении организацией, при реализации которых она может добиться успеха.

Ситуационный подход отражает общую тенденцию развития современного менеджмента. Обобщенная концепция поведения организации и оценка тенденций поведения внешней среды слишком неточны, чтобы применяться безоговорочно в практике, в силу большой динамичности факторов внешней среды и внутренних переменных организации.

При реализации управленческих функций в конкретной организации и в конкретных условиях необходимо принимать во внимание специфические отличия и особенности этой организации по отношению к общим тенденциям и обобщенным характеристикам и моделям.

Эти отличия, которые принято называть ситуационными переменными, разделяются на две основные категории: внутренние переменные организации и внешние факторы (факторы внешней среды).

^ Внутренние переменные характеризуют конкретную организацию. К ним относят: цели и задачи организации, горизонтальное и вертикальное разделения труда, определяющие ее структуру, технологии и людей. Внутренние переменные отражают результаты управленческих решений относительно того, что делать, кому и как это делать в организации. Эти решения определяют результативность и эффективность конкретной организации по сравнению с другими.

^ Внешние факторы, влияющие на успех организации (конкуренты, источники ресурсов и технологий, социальные факторы, покупатели, государственное регулирование и другие факторы прямого и косвенного воздействия), являются факторами среды, находящейся вне организации. Однако они оказывают значительное влияние на достижение успеха организацией. Чтобы организация реагировала на эти факторы своевременно и правильно, а именно в этом заключается задача управления, направленного на успех, руководитель должен в полной мере понимать это влияние, выделить важнейшие из факторов, и все это учесть в принимаемых управленческих решениях, не забывая при этом и о последствиях самих решений. Ситуационный подход к управлению является обязательным условием достижения успеха.

Интегрированный подход отражает необходимость оценки влияния ситуационных переменных на достижение желаемого успеха в определенной перспективе. Простого определения переменных, которые в наибольшей мере воздействуют на успех организации, как правило, недостаточно, чтобы определить, какое из возможных решений будет лучшим для достижения целей. Трудность заключается в том, что все многочисленные ситуационные переменные и функции управления организацией взаимосвязаны. Компоненты ситуации и управления в организации настолько связаны между собой, что их нельзя рассматривать независимо друг от друга.

В процессе управления руководители осуществляют соответствующий выбор внутренних переменных организации с учетом воздействия внешних факторов. Необходима интегрированная оценка внутренних и внешних переменных на основе результатов обобщения и принимаемых решений, которые должны иметь направленность на длительный успех организации. Менеджер учитывает факторы внешнего окружения и целенаправленно изменяет внутренние переменные организации при принятии конкретных управленческих решений, ведущих к достижению организацией желаемого результата.

Системный комплексный подход является базовым при рассмотрении сложных процессов взаимодействия предприятия и его среды в процессе принятия управленческих решений. Одним из важных следствий тесного взаимодействия внутренних переменных и факторов внешней среды является то, что руководитель никогда не может однозначно оценить правильность применяемого метода и способа формирования управленческого решения, как и правильность самого решения. Большинство управленческих решений имеют как положительные, так и отрицательные последствия.

Эффективное управление — это сложный процесс балансирования и компромисса, предполагающий намеренные уступки, когда это необходимо для блага предприятия. Чтобы постичь суть возможных последствий, руководителю необходимо видеть всю ситуацию как единое целое, включая предприятие, факторы внешней среды и ожидаемые последствия принимаемого управленческого решения.

Лекция 17. бе.


  1. Управление в государственной службе и коммерческой фирме.

  2. Особенности управления в государственной службе.

  3. Изменяющиеся условия функционирования государственных

42-obshestvenno-politicheskaya-misl-2-predreformennaya-rossiya.html
42-obshij-sostav-informacionnih-sistem-i-programmno-apparatnih-kompleksov-k-konkursnoj-dokumentacii.html
42-ocenka-vozdejstviya-na-poverhnostnie-i-podzemnie-vodi-otchet-39-str-4-risunka-9-tablic-istochnikov-cementnoe.html
42-oltp-online-transaction-processing-vospriyatie-realnogo-mira-mozhno-sootnesti-s-posledovatelnostyu-raznih.html
42-opredelenie-potrebnosti-v-oborotnih-fondah-i-sredstvah-uchebnoe-posobie-ekonomika-gostinichnogo-restorannogo.html
42-organi-upravleniya-i-dolzhnostnie-lica-obyazannosti-po-ohrane-truda-prava-i-otvetstvennost-rabotnikov-pri-vipolnenii-obyazannostej-po-ohrane-truda.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tri-cheloveka-ugoreli-na-pozhare-dvoe-poluchili-ozhogi-internet-resurs-vsluhru-31012011.html
  • school.bystrickaya.ru/duhovnie-rejderi-prestupnaya-deyatelnost-teleprogrammi-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-specialnost-060600-mirovaya-ekonomika-specialnost-061000-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-socialnaya-sfera.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/usloviya-konkursa-brigadirov-1-oblastnoj-slet-uchenicheskih-proizvodstvennih-brigad-dalee-slet-provoditsya-s-celyu.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-diskursivnij-analiz-istoriko-kulturnih-tekstov-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-ij-podgotovki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/machine-1-vichislitelnaya-mashina-kompyuter-evm-2-mashinnij-kompyuternij-machine-address.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yu-v-belomu-22-fevralya-2012-g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-kapillyaroteapiya-i-realnost-fizicheskoyu-omolozheniya-sushnost-boleznej-glava-illyuzii-i-realnosti-sovremennoj.html
  • writing.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-podderzhka-investicionnoj-deyatelnosti-chast-9.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62spekulyativnoe-raspredelenie-svobodnih-resursov-kooperativnij-makroplanirovshik.html
  • znanie.bystrickaya.ru/415-sushnost-biznes-plana-i-ego-naznachenie-izderzhki-dohodi-i-pribil.html
  • turn.bystrickaya.ru/pk-41-43-federalnij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-teoreticheskoj-mehanike.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mikrobnie-soobshestva-karstovih-pesher-srednej-sibiri-03-00-16-ekologiya-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-otkazom-v-udovletvorenii-trebovanij-polnostyu-ili-chastichno-39-chto-sostavlyaet-673-ot-kolichestva-del-rassmotrennih-s-vineseniem-resheniya-neispolnenie-resheniya-suda.html
  • spur.bystrickaya.ru/lyudmila1-posvyashenie-razvitie-i-stanovlenie-gosudarstvennosti-naroda-russkogo-i-narodov-sssr-v-globalnom-istoricheskom-processe.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-kalugina-t-a-novie-informacionnie-tehnologii-v-sfere-obrazovaniya-metodologicheskie-problemi-razrabotki-i-vnedreniya.html
  • exam.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-politika-rossii-chast-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iv-fedorov-valerij-mihajlovich.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/speckurs-kafedra-kmk-napravlenie-svyazi-s-obshestvennostyu-disciplina-istoriya-reklami-istoriya-russkoj-reklami.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reglamenta-po-predostavleniyu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-referatov-po-istoriografiidlya-aspirantov-specialnosti-070002-otechestvennaya-istoriya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/english-for-academic-purposes-teachers-tools-l-i-sokirkinoj-izdatelstvo-saratovskogo-universiteta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/44-konflikti-interesov-kontroliruyushego-akcionera-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-razrabotka-koncepcii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-v-deryagin-sovmestno-s-sotrud-nikami-issledoval-prirodu-formiro-vaniya-fundamen-talnih-magnitn.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-itogovij-informacionnij-byulleten-minsk-2011-spisok-komand-uchrezhdenij-obrazovaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-soderzhanie-obucheniya-po-professionalnomu-modulyu-pm-programma-professionalnogo-modulya-svarka-i-rezka-detalej.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-gou-nosh-shkola-zdorovya-1704-na-2011-2012-uchebnij-god-sentyabr-2011-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/evolyucionnaya-teoriya-poznaniya-stranica-9.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/za-vidayushijsya-lichnij-vklad-v-razvitie-sanatorno-kurortnoj-sferi-glava-administracii-krasnodarskogo-kraya-a-n-tkachev-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-esse-moya-professiya-moi-krilya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sto-velikih-zapovednikov-i-parkov-stranica-30.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu-shkoli-i-stupeni-stranica-15.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yu-a-chizmadzhev-yurij-aleksandrovich-chizmadzhev.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.