.RU

5.2 Кадровое развитие - Концепция развития Государственного университета Высшей школы экономики на период до 2010...


^ 5.2 Кадровое развитие
Принципиальным условием реализации стратегических задач Университета является его кадровое развитие. Оно включает следующие основные направления:

Стремясь к повышению качества образовательных услуг, ГУ-ВШЭ будет предъявлять более жесткие требования к квалификации преподавателей. ГУ-ВШЭ будет последовательно ужесточать критерии конкурсного отбора ППС, в том числе вводя дополнительные внутренние требования, связанные с необходимостью ведения систематической исследовательской работы, публикаций в ведущих российских и зарубежных изданиях, получения ученых степеней и званий, освоения смежных дисциплин. В результате реализации подобных мер к 2010 г. Университет должен достичь следующего состояния:

Улучшение профессорско-преподавательского состава будет обеспечиваться, в том числе, за счет сокращения части преподавателей, деятельность которых не отвечает повышенным требованиям ГУ-ВШЭ.

Более высокие требования будут предъявляться и к другим категориям работников Университета (УВП, АУП, АХО). Они связаны с необходимостью повышения профессионального уровня работы, освоения новых информационных технологий и методов организации деловых процессов в организации.

Ключевым вопросом кадрового развития Университета является обновление профессорско-преподавательского состава за счет привлечения лучших кадров. В первую очередь, ГУ-ВШЭ заинтересован в следующих категориях преподавателей:

  1. Ведущие преподаватели, которые одновременно являются лидерами научных направлений и школ, а также их ближайшие сподвижники («команды»);

  2. Наиболее способные молодые преподаватели (в первую очередь, выпускники магистратуры и аспирантуры ГУ-ВШЭ, склонные к академической деятельности);

  3. Преподаватели-практики, сочетающие аналитическую работу с принятием административных решений, стратегических хозяйственных решений или консультированием.

В целях создания реальной конкуренции среди ППС особое внимание следует уделить привлечению к преподаванию и исследованиям в ГУ-ВШЭ тех отечественных специалистов, которые получили образование за рубежом, и могут при определенных условиях приехать работать в Россию. Будут также созданы условия для привлечения в Школу наиболее талантливых преподавателей из регионов.

Для развития образовательного процесса и привлечения к преподаванию высококвалифицированных специалистов–практиков из органов государственного власти, коммерческих и некоммерческих организаций в сферах науки и бизнеса в ГУ-ВШЭ будет создана широкая сеть факультетских и межфакультетских базовых кафедр. Такие кафедры открываются ведущими представителями органов государственной власти и бизнеса, которые используют инновационные формы занятий, включая авторские спецкурсы, мастер-классы, индивидуальные консультации со студентами.

Перспективной целью повышения квалификации кадров должно стать состояние, когда университет может силами своих сотрудников обеспечить преподавание любой из дисциплин, входящих в программы ведущих мировых университетов на магистерском уровне при сопоставимом качестве обучения.

Дальнейшее развитие получат программы повышения квалификации преподавателей и сотрудников. Они включают, прежде всего:

В связи с завершением основных проектов НФПК и международных спонсорских проектов Университет должен будет тратить возрастающие суммы средств на академическую мобильность, включая зарубежные стажировки и участие в конференциях. В среднем число зарубежных стажировок должно составить от 5 до 20 на каждый факультет (в зависимости от его размера). Общая сумма затрат на такого рода мобильность к 2010 г. оценивается не менее 10 млн. руб. в год (в ценах 2004 г.). Все более активно на эти цели будут использоваться средства самих факультетов.

Преподаватели и сотрудники ГУ-ВШЭ периодически будут проходить через внутренние курсы повышения квалификации. Речь идет в первую очередь о курсах информатики и курсах иностранных языков. Они включают как добровольное, так и обязательное обучение основам документооборота, пользования корпоративной информационной системой, поиска в электронных базах данных. Все основные сотрудники информационно-технических служб, университетских библиотек, а также преподаватели иностранных языков будут периодически обучаться на курсах повышения квалификации во внешних организациях.

Для поддержания конкурентоспособности и занятия ведущих позиций на рынках образовательных услуг неуклонно будет повышаться уровень оплаты труда преподавателей и сотрудников. Так, число ставок ППС в ГУ-ВШЭ (Москва) вырастет к 2010 г. примерно с 660 до 1100 при соотношении 10 студентов на одного штатного преподавателя. При этом уровень базовой заработной платы преподавателей вырастет более чем в три раза. Не менее 50% преподавателей будут получать внутренние академические гранты ГУ-ВШЭ.

Сравнительно более низкими темпами будет возрастать число сотрудников АУП и АХО при соответствующем повышении уровня оплаты их труда.

Каждый преподаватель и сотрудник ГУ-ВШЭ получит широкий доступ к информационным ресурсам Университета посредством единой корпоративной информационной системы и станет ее активным пользователем.


^ 5.3 Международное развитие

Стратегические цели международного развития заключаются в том, чтобы обеспечить позиционирование ГУ-ВШЭ в качестве:

Для достижения поставленных стратегических целей ГУ-ВШЭ необходимо реализовать следующие задачи в сфере развития международных связей:

1. Повышение уровня и качества академической мобильности:

  1. увеличение количества стажировок от 5-6 до 15-25 по каждому факультету;

  2. приглашение иностранных профессоров за счет ГУ-ВШЭ на 2-3 недели;

  3. создание 3-5 магистерских программ на английском языке (50-60 курсов);

  4. создание 2-3 программ совместных дипломов;

  5. развитие студенческих обменов;

  6. привлечение иностранных студентов и аспирантов из престижных университетов развитых стран;

  7. организация и финансирование внешней экспертизы по всем факультетам.

2. Развитие международного научного сотрудничества:

  1. участие в исследовательских программах и проектах ключевых международных организаций, международных конференциях и международных периодических изданиях;

  2. выполнение функций национальных контактных центров Организации экономического сотрудничества и развития и рамочных программ Европейской Комиссии по научным исследованиям;

  3. организация при поддержке Минэкономразвития взаимодействия с международными экономическими организациями в области распространения информации и знаний (включая создание информационных и справочных центров по проблемам присоединения к ВТО).

  4. организация и координация международных исследовательских проектов и альянсов, то есть подготовка / привлечение в Университет исследовательского потенциала соответствующего уровня.

3. Развитие сотрудничества с международными и зарубежными компаниями и бизнес ассоциациями:

  1. участие студентов в бизнес – проектах;

  2. участие студентов и аспирантов в прикладных исследованиях;

  3. создание системы соглашений о стипендиях для стажировок студентов и аспирантов.

4. Создание информационной и организационной системы, обеспечивающей реализацию стратегии международного развития ГУ-ВШЭ:

  1. создание портала на английском языке;

  2. регулярное переиздание буклетов и брошюр о факультетах, совместных программах и проектах, возможностях обучения иностранных студентов и аспирантов;

  3. создание и регулярное переиздание каталогов программ на иностранных языках;

  4. создание и поддержка обновляемой базы данных о партнерах, фондах, грантах, конкурсах, стипендиях, возможностях международной учебы/работы/научных исследований для студентов, аспирантов и преподавателей университета; организация консультаций студентов и преподавателей

  5. внедрение механизма мониторинга результатов, обеспечения их качества, прозрачности и интеграции в академический процесс;

  6. организация информационной поддержки научно-технического сотрудничества университетов и исследовательских организаций России и ЕС.

5. Создание адекватной инфраструктуры и финансового обеспечения международных связей:

  1. обеспечение благоустроенных общежитий и дополнительного аудиторного фонда, необходимого объема и качества;

  2. создание специальной службы, занимающейся поддержкой международных связей;

  3. обеспечение достаточного по масштабам, стабильного и долгосрочного финансирования;

  4. формирование механизмов поиска внешних источников финансирования.

5.4 Развитие библиотечной и издательской деятельности, создание системы порталов

Библиотека является ключевым элементом инфраструктуры ГУ-ВШЭ, который также имеет важное значение для распространения знаний и информации во внешней среде – содействуя тем самым реализации миссии университета в образовательном и экспертном сообществе. Систематические вложения в пополнение и обновление основных фондов, разработку собственных электронных ресурсов открытого доступа к к 2010 году должны обеспечить библиотеке ГУ-ВШЭ позиции ведущей библиотеки Российской Федерации по направлениям: экономика, менеджмент, социология, политология, бизнес-информатика, госуправление, логистика.

Расширение издательской деятельности – важный элемент собственного развития и реализации миссии ГУ-ВШЭ в профессиональном сообществе. Речь идет о создании среднего по размеру издательства, выпускающего на рынок более 100 наименований книжной продукции в год и специализирующегося на высококачественной учебной и научной книжной продукции. Обороты издательства, включая дотационное, грантовое и коммерческое направления, должны возрасти в 2,5-3 раза. При этом развитии собственного издательства (в сравнении с размещением заказов в других существующих издательствах) позволит более полно использовать уже сформировавшийся «брэнд» Университета для успешного продвижения книжной продукции ГУ-ВШЭ.

Университетское издательство призвано стать инструментом стимулирования профессиональной деятельности и распространения ее результатов. Оно даст возможность каждому преподавателю и научному сотруднику ГУ-ВШЭ публиковать книги и доклады в самом университете. К серии учебников и учебных пособий по направлению «Экономика» добавится издание серий по направлениям «Социология», «Менеджмент», «Психология», «Право», «Политология» и др. Основная часть базовых учебных дисциплин будет опираться, в том числе, на авторские учебники преподавателей ГУ-ВШЭ. На всех факультетах ГУ-ВШЭ планируется выпуск научных журналов, которые должны войти в списки ведущих журналов по соответствующим направлениям. Журналы будут выпускаться в бумажной и электронной версиях.

В целом университетское издательство должно занять заметное место на рынке академических изданий и превратиться в общероссийский Издательский дом, привлекающий ведущих авторов из профессионального сообщества.

Важным инструментом реализации миссии ГУ-ВШЭ является поддержка и развитие системы университетских порталов, которая включает:

Порталы позволят сконцентрировать и эффективно распространять важную информацию, высококачественные образовательные и исследовательские продукты, обеспечивать активную виртуальную профессиональную коммуникацию. Преобладающая часть ресурсов данных порталов будет находиться в открытом доступе.
^ 5.5 Развитие информационных технологий
Развитие информационных технологий в ГУ-ВШЭ в период до 2010 года определяется концептуальным переходом от лоскутной автоматизации отдельных деловых процессов к разработке электронных административных регламентов по основным деловым процессам университета, внедрению корпоративной информационной системы (КИС) и перехода к ее комплексному использованию.

Процесс создания такой системы является этапным и рассчитан на 2-3 года (2004-2006 гг.). Основные этапы включают следующие виды работ:

1 этап. Разработка подсистемы управления финансово-хозяйственными ресурсами, учет основных средств и персонала, включая и студентов; разработка системы документационного обеспечения и контроля исполнения; разработка портального решения – 2004 год.

2 этап. Внедрение подсистемы управления финансово-хозяйственными ресурсами, учета основных средств и персонала, включая и студентов; систему документационного обеспечения и контроля исполнения в филиалах ГУ-ВШЭ.

3 этап. Разработка подсистемы обеспечения учебного процесса – 2005 год.

4 этап. Разработка подсистемы управления проектами (инфраструктурными – капстроительство и научно-исследовательскими) – 2005 год.

5 этап. Разработка подсистемы корпоративного управления аналитическими документами – 2005 год.

6 этап. Разработка подсистемы принятия решений – 2005-2006 год.

7 этап. Разработка подсистемы комплексной защиты ресурсов – 2004-2006 год.

8 этап. Продолжение инфраструктурных проектов для обеспечения создания единой информационной среды ГУ-ВШЭ, включая филиалы – 2004-2005 год.

9 этап. Разработка подсистемы управления инфраструктурой информационных технологий – 2005-2006 год.

10 этап. Разработка и модернизация средств поддержки образовательного процесса на основе методологии e-learning - 2005-2010 годы.

Выполнения перечисленного комплекса этапов позволит создать основные компоненты КИС и заложить основу для ее развития на протяжении 2007-2010 годы с этапом обновления инфраструктуры на рубеже 2008 года.

Внедрение указанной функциональности требует существенных финансовых ресурсов, примерно 60-65 млн. руб. ежегодно в период 2004-2006 годов с пиком до 100 млн. руб. в 2005 году из-за одновременного внедрения КИС в Москве и филиалах, оплаты продуктивного и тестового серверов и приобретения основной массы лицензий, без учета текущих затрат на восстановление и обновление технических средств и затрат на расходные материалы и услуги связи. Определенное сокращение затрат собственно на сопровождение и развитие КИС возможно при одновременном существенном росте расходов на приобретение лицензионного программного обеспечения и отдельных заказных работ по отраслевым подсистемам, что стабилизирует указанный уровень расходов (без учета инфляционной составляющей) на период с 2007 по 2010 годы. Данный прогноз не учитывает отдельно определяемых затрат на создание университетских комплексов в Троицке и Москве. Создание КИС в рамках перечисленной выше функциональности этапов приведет к необходимости резкого роста затрат на персонал ИТ, т.к. для эксплуатации и развития полнофункциональной системы такого класса квалификация и зарплата персонала должна соответствовать аналогичным характеристикам в коммерческих компаниях.

Развитие системы после 2006 года предполагается в части наращивания функциональности КИС в соответствии с требованиями развития ГУ-ВШЭ как исследовательского университета, обеспечения прозрачности деловых процессов университета и поддержки академических инициатив адекватным уровнем развития информационных технологий. Приоритетным направлением в использовании ИТ является повышение качества образовательного процесса за счет применения реальной технологии e-learning в процессе преподавания. При этом должен обеспечиваться процесс непрерывного интерактивного общения ППС со студентами, в рамках практических и консультационных занятий, что требует существенного увеличения терминалов доступа для обучающихся (одна ПЭВМ на одного аспиранта/ трех магистров/ пять бакалавров). Обеспечение единого информационного пространства университета реализуется как на основе Интранет/Интернет портала с включением этого пространства в необходимом объеме в единую академическую среду страны и мира, так и путем создания хранилища корпоративных знаний при развитии системы документационного обеспечения университета.


^ 5.6 Развитие материальной базы
Потребность ГУ-ВШЭ в помещениях к 2010 г. составит 180 тыс. кв. м. учебно-лабораторных корпусов и 70 тыс. кв. м. общежитий. Такими площадями сегодня располагают федеральные вузы, не превышающие ГУ-ВШЭ по своим размерам.

Кроме этого потребность университета в спортивных сооружениях к 2010 г. составит 12 тыс. кв. м. (включая стадион, спортивные залы, бассейн), а потребность в площадях для организации культурных мероприятий – не менее 4 тыс. кв. м.

По результатам анализа, из всех вариантов формирования материальной базы университета наиболее приемлемым с точки зрения оптимизации затрат и минимизации рисков является новое строительство за счет средств инвестора. Он предполагает выделение обширных земельных участков, годных для крупномасштабного жилищного строительства, в Москве или ближнем Подмосковье. Данный вариант требует соглашения Минэкономразвития России с мэром Москвы и губернатором Московской области для реализации схемы «Кампус в Москве за счет выделения земель в Подмосковье».

Инвестиционный проект может быть реализован в две очереди. Реализация его первой очереди – строительство подмосковного кампуса ГУ-ВШЭ. Подписано соглашение о реализации в 2004-2006 гг. данного инвестиционного проекта между мэрией г. Троицка и ГУ-ВШЭ, одобренное Министерством экономического развития и торговли России, Министерством образования России и губернатором Московской области Б.В.Громовым. В г. Троицке выделяется 100 га в районе жилой застройки, в том числе 70 га – инвестору для строительства коммерческого жилья и 30 га – университету для строительства кампуса. За счет затрат федерального бюджета предполагается осуществить в 2005-2006 гг. только приобретение мебели и оборудования (2-3 млн. долл.). Общая площадь кампуса – 100 тыс. кв. м., включая:



Реализация второй очереди инвестиционного проекта – строительство городского кампуса ГУ-ВШЭ. Она может быть начата с 2005 г. Предполагает выделение Правительством Московской области земельных участков в 150 га в районе г. Троицка инвестору под строительство коммерческого жилья и Правительством гор. Москвы – ГУ-ВШЭ (до 20 га) для строительства центрального комплекса Университета. Предполагаемая общая площадь центрального комплекса – 150 тыс. кв. м., включая:

После реализации инвестиционных проектов (к 2009 г.) ВШЭ может передать Минэкономразвитию России часть существующих зданий (общая площадь – 20 тыс. кв. м.) для развития материальной базы других учебных заведений. При этом целесообразно сохранить за ВШЭ центральные здания (Мясницкая, 20; ул. Малая Ордынка, 17, Малый Гнездниковский, 4, ул. Кирпичная, 33/5) для размещения крупных международных программ и наиболее престижных бизнес-школ. Здание по Малому Гнездниковскому пер., 4 может быть перепрофилировано для международной деятельности Минэкономразвития, включая служебную гостиницу уровня четырех звезд.

Одновременно предполагается дальнейшее развитие центральных площадок ГУ-ВШЭ (ул. Мясницкая, ул. Малая Ордынка). По каждой из указанных площадок существуют согласованные проекты реконструкции с целью создания современных поточных аудиторий (в настоящее время отсутствуют) и кабинетов преподавателей.


^ 5.7 План мероприятий по реализации программы развития
ГУ-ВШЭ на 2005-2010 гг. и необходимые ресурсы

В соответствии с основными подходами, сформулированными в предшествующих пунктах данного раздела Концепции, в приводимой ниже таблице «Мероприятия по решению задач среднесрочной программы развития ГУ-ВШЭ» предложен перечень конкретных мер и шагов, призванных обеспечить трансформацию ГУ-ВШЭ в исследовательский университет. Данный перечень носит рабочий характер – он будет уточняться в процессе переговоров со всеми сторонами, заинтересованными в развитии ГУ-ВШЭ. Вместе с тем, уже сейчас очевидно, что реализация основных направлений программы развития ГУ-ВШЭ на 2005-2010 годы потребует существенных финансовых ресурсов.

Предварительный анализ финансовых возможностей ГУ-ВШЭ показывает, что для реализации программы развития Университет в течение указанного периода в состоянии будет инвестировать из собственных внебюджетных доходов, а также дополнительно привлечь от потенциальных спонсоров и доноров 5,0 млрд. рублей. Данная оценка основана на анализе фактических внебюджетных расходов ГУ-ВШЭ по соответствующим статьям в 2003 году и параметров финансового плана на 2004 год, утвержденного Ученым Советом ГУ-ВШЭ, а также учитывает возможные тенденции изменения доходов ГУ-ВШЭ в ближайшие годы в связи с изменениями, происходящими на рынке образовательных услуг.

Однако, как видно из данных таблицы, совокупная потребность в финансовых ресурсах, необходимых для развития университетского комплекса ГУ-ВШЭ в течение 2005-2010 гг. и достижения качества исследовательского университета, составляет около 8,6 млрд. рублей. Подобный масштаб затрат обусловлен особенностями формирования ГУ-ВШЭ. Как вновь созданный университет ГУ-ВШЭ существенно отстает от других ведущих российских ВУЗов по объемам и качеству имеющейся материально-технической базы, что не позволяет развивать ее на внебюджетной основе (например, за счет коммерческого использования существующих зданий и сооружений).

В этой связи ГУ-ВШЭ, объективно входящий в число ведущих университетов России и выполняющий роль одного из ключевых аналитических центров по проблемам социально-экономической политики, рассчитывает на софинансирование своей программы развития со стороны федерального правительства. Как видно из данных, приведенных в таблице, необходимый объем такого софинансирования в расчете на 6 лет составляет 3,7 млрд. рублей, не включая 0,6 млрд. рублей в виде частичной компенсации Университету за передачу зданий.

Распределение этого софинансирования по отдельным разделам программы было обусловлено следующими соображениями. Университет преимущественно за счет собственных средств планирует обеспечить условия для кадрового развития. Бюджетное финансирование предполагается использовать в основном для развития кадровой базы новых факультетов. Также преимущественно за счет собственных средств будут реализовываться мероприятия по блоку «международное развитие». Со стороны бюджета университет рассчитывает здесь на поддержку внедрения программ двойных дипломов (что является элементом декларированной правительством интеграции российских ВУЗов в Болонский процесс), а также на финансирование создаваемых на базе ГУ-ВШЭ национальных контактных центров ОЭСР и рамочных программ Европейской Комиссии.Преобладание собственных и привлеченных внебюджетных средств (в пропорции 3 к 1) также характерно для блока «Развитие материальной базы».

В трех других блоках Университет рассчитывает на относительно больший вклад со стороны учредителей. При этом в мероприятиях по блокам «Развитие научных исследований» и «Развитие издательской деятельности и системы», которые в значительной мере ориентированы на создание общественных благ для всего академического и экспертного сообщества, в течение всего периода заложены стабильные пропорции софинансирования – примерно 3 рубля бюджетных средств на 1 рубль собственных и привлеченных внебюджетных средств. Напротив, в блоке развития ИТ предусматривается постепенное сокращение доли бюджетного финансирования – с примерно 60% в начале периода до 40% к 2009 году. Однако затем в 2010 году в связи с вводом комплекса университетских зданий в Троицке, реконструкцией центральных зданий в Москве и зданий филиалов, а также с запуском нового кампуса в Москве потребность в бюджетном финансировании вновь возрастет.



1 По данным Мониторинга преподавательской жизни и Мониторинга студенческой жизни ГУ-ВШЭ (2003 г.), сами преподаватели ставят ГУ-ВШЭ в среднем на вторую позицию после МГУ, а студенты – в целом вровень с МГУ.


2 По данным Мониторинга преподавательской жизни (2003 г.), преподаватели ГУ-ВШЭ тратят на свою основную преподавательскую деятельность в среднем три четверти рабочего времени, в том числе на работу на факультетах ГУ-ВШЭ – 61 % рабочего времени. Они получают в ГУ-ВШЭ (из разных источников) около двух третей своих доходов (63 %).


513-podgotovka-i-korrektirovka-dogovora-gosudarstvennij-standart-rf-gost-r-isomek-12207-99.html
513-specialnost-050704-doshkolnoe-obrazovanie-1-organizacionno-pravovaya-deyatelnost-7.html
513-valdshnep-sinici-pozhaluj-samie-poleznie-iz-ptic-obitayushih-v-rossii-s-utra-do-vechera-ni-minutki-ne-peredihaya.html
513dejstviya-letchika-pri-otkaze-visotomera-rukovodstvo-po-lyotnoj-ekspluatacii-samolyota-yak-52.html
513upravlenie-obshestvennih-svyazej-merii-goroda-novosibirska-reshenie-ot-23-05-2012.html
514-formirovanie-finansovo-byudzhetnoj-sistemi-stolichnogo-goroda-utverdit-plan-meropriyatij-po-realizacii-osnovnih.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriminologicheskij-analiz-latentnoj-prestupnosti.html
  • essay.bystrickaya.ru/dinamika-uchastiya-i-pobed-uchashihsya-shkoli-v-olimpiadah-i-konkursah-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-gendernie-aspekti-professionalnoj-deyatelnosti-i-obshie-differencialno-psihologicheskie-aspekti-professionalnoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-13-upravlenie-finansovimi-rezultatami-deyatelnosti-predpriyatij-1-sushnost-i-funkcii-deneg-denezhnoe-obrashenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-kaznachejskoj-sistemi-ispolneniya-byudzheta-chast-9.html
  • studies.bystrickaya.ru/as-pushkin-20-chas-rabochaya-programma-po-literature-5-9-klassi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nekotorie-priemi-kniga-adresovana-vsem-zanimayushimsya-prodazhami-ot-menedzherov-visshego-zvena-do-torgovih-agentov-i-prodavcov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-referatov-po-discipline-municipalnaya-sluzhba-i-kadrovaya-politika.html
  • lecture.bystrickaya.ru/99942-apophis-2004-mn4-approach-to-the-earth-in-2029-sankt-peterburgskij-nauchnij-centr-vserossijskaya-konferenciya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sroki-ispolzovaniya-razlichnih-form-kontrolya-znanij-primer-rabochaya-programma-po-uchebnoj-discipline-finansi-i.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-chrezvichajnie-dohodi-i-rashodi-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-ii-kvartal-2003-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-po-discipline-patologicheskaya-anatomiya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lavuaze-antuan-loran.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-otkrovenie-dushi-viktor-yurevich-kuvshinov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-standartizaciya-i-sertifikaciya-v-industrii-turizma-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • report.bystrickaya.ru/klassifikator-vidov-deyatelnosti-stranica-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-dvenadcat-dzh-edvard-griffin-mir-bez-raka-istoriya-vitamina-v17-preduprezhdenie-cel-etoj-knigi-sostoit-v.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-ob-uchrezhdeniyah-nachalnogo-i-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-g-kalugi.html
  • spur.bystrickaya.ru/materiali-po-obosnovaniyu-shemi-territorialnogo-planirovaniya-stranica-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-narechie-das-adverb-uchebnoe-posobie-otvetstvennij-redaktor-kandidat-filologicheskih-nauk-o-f-mironova-moskva-yurist.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problema-iskusstvennogo-intellekta.html
  • education.bystrickaya.ru/11-proverka-prakticheskih-navikov-dispetchera-3-lista-rukovodstvo-po-professionalnoj-podgotovke-personala-obsluzhivaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/finansovij-rinok-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-etks-vipusk-46-razdel-shvejnoe-proizvodstvo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-kniga-na-sajte.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/b-postanovleniya-russkogo-zakonodatelstva-nachala-russkogo-gosudarstvennogo-prava.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sofi-kinsella-shopogolik-i-bebi-stranica-7.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-polozhenii-detej-v-omskoj-oblasti-v-2011-godu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080109-vseh-form-obucheniya-sostavitel-z-d-morozova-stranica-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravil-a-razrabotki-gosudarstvennogo-doklada-o-polozhenii-detej-i-semej-imeyushih-detej-v-rossijskoj-federacii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tehnologiya-montazha-truboprovodov-iz-cvetnih-metallov-i-ih-splavov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xiv-zemelnij-nalog-statya-nalogovoe-zakonodatelstvo-azerbajdzhanskoj-respubliki-nalogovoe-zakonodatelstvo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskie-raboti-godovoj-otchet-oao-yakutskgeofizika-za-2010-god.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-10-sentyabrya-2009-g-n-720-ob-utverzhdenii-tehnicheskogo-reglamenta-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-v-red-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-10-09-2010-n-706-stranica-24.html
  • pisat.bystrickaya.ru/struktura-dzhainskoi-obshini-obichai-kak-uzhe-ukazivalos-vsya-dzhajnskaya-obshina-razdelilas-na-dve-bolshie-sekti-digambarov-i-shvetambarov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.