.RU

5.2. КОРПОРАТИВНЫЕ КОНКУРСЫ - Ключевые направления и механизмы осуществления


^ 5.2. КОРПОРАТИВНЫЕ КОНКУРСЫ

Конкурс – это механизм, позволяющий внести в благотворительное финансирование элемент здоровой конкуренции. Конкурсы широко распространены в международной практике и имеют значительные преимущества по сравнению с выделением целевого финансирования или предоставлением пожертвований по запросам органов власти, некоммерческих организаций и отдельных граждан.

Проведя первый конкурс, компании сразу же отмечают его благотворное влияние на отношения с общественностью и органами власти: цели и направления корпоративной политики зафиксированы в условиях конкурса, поэтому отказ поддержать то или иное начинание, не находящееся в его мандате, уже не воспринимается столь болезненно. Появляется возможность снизить трудозатраты на анализ обращений и сконцентрировать ресурсы там, где, по мнению компании, они принесут максимальную пользу.

Проведение конкурсов высоко эффективно с точки зрения управления репутацией, так как не только обеспечивает широкую информированность о социальных действиях компании, но и укрепляет доверие к прозрачности ее менеджмента.

Не столь очевидны другие достоинства конкурса, например, то, что его проведение требует роста профессионализма от персонала самих компаний. Поскольку условия конкурса должны содержать четко сформулированные приоритеты финансирования, критерии отбора проектов, приняв решение о его проведении, часто приходится более точно формулировать корпоративную благотворительную стратегию. Кроме того, конкурсные механизмы способствуют формированию культуры проектного управления у получателей финансирования – учреждений образования, здравоохранения и культуры, некоммерческих организаций. Система договорных отношений с победителями конкурса существенно повышает взаимную ответственность и прозрачность финансирования.

У конкурса есть не только организационные, но и стратегические достоинства. С управленческой точки зрения конкурс – это механизм управления инновациями. У бизнеса, как правило, есть свои представления и требования к качеству социальной среды, но в отличие от государства он не может впрямую влиять на их достижение. Конкурс позволяет инициировать перемены «снизу вверх», стимулировать развитие разнообразных инициатив, объединяя проекты в общей рамке. Для этого в его условия обязательно включаются постановка проблемы, цели, задачи, ожидаемые результаты деятельности.

Тематика конкурса и территория, на которой он проводится, определяются компанией исходя из целей и приоритетов ее социальной политики. Технология конкурса предполагает, что его условия объявляются публично (хотя иногда могут проводиться и специальные конкурсы для ограниченного круга заявителей, по приглашению). Обычно к участию в конкурсе приглашаются общественные и некоммерческие организации, муниципальные и государственные учреждения (школы, больницы, дома культуры, библиотеки), а также органы территориального общественного самоуправления и товарищества собственников жилья. В ряде случаев в конкурсе могут участвовать органы местного самоуправления. Если конкурс направлен на то, чтобы стимулировать общественную инициативу, в нем могут принимать участие группы граждан. В условиях конкурса обязательно указываются максимально возможный объем финансирования для каждого проекта и сведения об общей сумме конкурса. К ним прилагается формат заявки, которая должна содержать описание проблемы, методы решения, план действий, конкретные показатели результата, детальный бюджет проекта и другие. Использование такого формата позволяет заявителей четче понять, что они собираются делать.

Проведение обучающих мероприятий для заявителей хотя и означает дополнительные затраты, значительно повышает шансы компании потратить средства на действительно нужный и эффективный проект. Для оценки заявок обычно приглашаются независимые эксперты, иногда представители местной органов власти. Решение о финансировании принимает сама компания либо уполномоченная ею организация. С победителями конкурса заключается договор, в котором четко прописывается обязательства и ответственность сторон. Реализация проектов сопровождается мониторингом, большое значение имеет контроль за целевым характером расходования средств, а по завершении проекта – оценка результатов.

Сегодня в России корпоративное финансирование проектов, отобранных на конкурсных условиях, перестало было экзотикой. Чаще всего проводятся конкурсы социальных, культурных и образовательных проектов, но уже появились и первые конкурсы более «капиталоемких» программ по модернизации и развитию коммунальной и социальной инфраструктуры, а также по поддержке малого бизнеса.

Администрирование конкурсов – это специальная профессиональная работа, поэтому во всем мире считается эффективным делегировать ее профессиональным посредникам. Применительно к конкурсам социальных проектов такие услуги в России успешно предоставляют CAF Россия, IREX, Сибирский центр поддержки общественных инициатив и другие региональные ресурсные центры, а также фонды местных сообществ; к конкурсам по поддержке малого бизнеса – фонд «Новая Евразия», к конкурсам по развитию инфраструктуры – фонд «Институт экономики города». Практически все успешные примеры корпоративных конкурсов были реализованы в сотрудничестве с этими организациями.

Пионером проведения корпоративных конкурсов в России был АКБ «РОСБАНК». Начиная с 1999 г. банк совместно с ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) реализует грантовую программу «Новый день» Управление программой осуществляет CAF-Россия.


История случая. Грантовая программа «Новый день» – АКБ «РОСБАНК», ЮНИСЕФ, CAF-Россия

Программа «Новый день» является пионером корпоративных грантовых программ и представляет собой открытый общероссийский конкурс грантов в социальной сфере. Ее цель – оказание помощи детям (инвалидам, сиротам, трудным подросткам) посредством искусства и спорта. Грантовая программа финансируется совместно компанией и международной организацией ЮНИСЕФ. Общий бюджет программы за время ее существования составил 465,5 тысяч долларов США.

В течение четырех лет в рамках программы были поддержаны 172 проекта, в которых приобщение к искусству стало способом реабилитации детей-инвалидов, воспитания трудных подростков, решения проблем детей, переживших стресс, насилие, испытывающих трудности в семье. Поддержку банка получили программы помощи одаренным детям, организации спортивной реабилитации детей-инвалидов и спортивных секций для трудных подростков.

Программа предполагает конкурсный отбор проектов на основе независимой экспертизы. Решение о выделении грантов принимают члены Экспертного совета. В его состав входят ведущие специалисты в области социальной педагогики, психологии и реабилитации инвалидов, представители банка, ЮНИСЕФ и средств массовой информации. В совет также входят известные деятели культуры и спорта - Галина Волчек, художественный руководитель театра «Современник», и Александр Гомельский, президент баскетбольного клуба ЦСКА). Проект осуществляется при информационной поддержке газет «Известия», «Ведомости», «Комсомольская правда» и журнала «Сообщение». Помимо этого, в каждом из регионов, где проводится программа, право оказывать информационную поддержку проекта предоставляется одному из ведущих СМИ.

Благотворительная программа «НОВЫЙ ДЕНЬ» стала победителем конкурса Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) - «Социальное партнерство: новые решения». Программа «Новый день» особо была отмечена Нью-йоркский институтом по изучению благотворительной деятельности как одна из наиболее эффективных благотворительных программ в России.


Региональные компании первые «уроки» использования конкурсного подхода получают, как правило, знакомясь с деятельностью зарубежных благотворительных фондов или финансируя проведение конкурсов, организованных органами государственной власти (см. в. По такому пути, прошли, например, пермские нефтяники.


История случая. Конкурс социальных проектов – ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

В начале 2000 гг. ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» поддержало проведение областного конкурса социальных проектов. Освоение технологии конкурсной поддержки общественных инициатив на областном уровне позволило в дальнейшем адаптировать ее к интересам и особенностям корпоративной социальной политики и практически применить к условиям территорий деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Компания самостоятельно проводит конкурс.

Объявляя в 2002 году первый подобный конкурс, пермские нефтяники провозгласили, что основными принципами поддержки общественных инициатив будут конкурсное распределение средств, финансовая прозрачность, гласность результатов, отчетность перед местным сообществом. Все это – элементы описанной выше технологии. В 2002 году было поддержано 33 проекта на сумму 2 млн. руб. В 2003 году грантовый фонд корпоративного конкурса составил уже 4 млн. руб., что позволило поддержать 57 проектов. В марте-апреле 2004 года ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» провело уже третий корпоративный конкурс, направленный на решение социальных проблем в территориях своей деятельности, с грантовым фондом в размере 10 млн. рублей. По итогам конкурса 2004 года поддержано 84 социальных проекта. Существенными критериями отбора победителей в 2004 году стали социальная и экономическая эффективность проекта, наличие инновационного подхода к решению проблемы, а так же привлечение участниками конкурса дополнительных средств.

Одним из важнейших этапов в технологии поддержки местного сообщества стала консультативная помощь. ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» организует проведение семинаров и консультаций, которые помогают сориентировать потенциальных заявителей на приоритетные направления деятельности, поддерживаемые региональной и местными администрациями, и бизнесом.

Неотъемлемым условием технологии поддержки местных инициатив является систематическое проведение мониторинга проектов, позволяющего своевременно выявлять проблемы их реализации и предпринимать практические действия для дальнейшего продвижения проектов. Иногда, именно благодаря мониторингу, местные власти более внимательно относятся к конкретному проекту, поддержанному бизнесом. Методические основы проведения мониторинга проектов были отработаны в рамках областного конкурса социальных проектов, после чего они были творчески дополнены и адаптированы к требованиям ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

По итогам года проводится оценка проектов, в ходе которой определяются базовые показатели социальной значимости, например, степень достижения поставленной цели, охват целевой группы, удовлетворенность участников проекта и местных властей, целевое расходование средств, привлечение дополнительных средств и внешних партнеров, использование волонтерского труда, выпуск методической литературы. Все проектанты отчитываются перед грантодателем. Проводится конкурс на лучшее выполнение проекта, по итогам которого авторы лучших проектов участвуют в экспертных конференциях, а сами проекты имеют преимущественное право при получении гранта на последующих корпоративных конкурсах.

Лидером в использовании конкурсного подхода являлась НК «ЮКОС», которая проводила все три вида конкурсов при содействии CAF Россия, Фонда «Институт экономики города» и Фонда «Новая Евразия».


Конкурс социальных проектов НК «ЮКОС» 2003-2004 гг. был направлен на развитие социальных услуг для детей и молодежи, включая развитие служб и программ для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактическую деятельность: создание и проведение программ в области образования, культуры и спорта, направленных на включение молодых людей в самоорганизованную, социально-приемлемую деятельность, развитие молодежных инициатив.


НК «ЮКОС» первой в стране провела конкурсы проектов развития коммунальной и социальной инфраструктуры. Разработчиками проектов в таких конкурсах являются органы местного самоуправления. По технологии и форме проведения они близки к конкурсам социальных проектов, однако средства направляются на решение более масштабных задач, включая капитальное строительство, капитальный ремонт, модернизацию и реконструкцию учреждений образования и здравоохранения, систем водо- и теплоснабжения, транспорта, газификацию, дорожное строительство. Подобные затраты составляют существенную долю корпоративного «социального бюджета», однако финансирование «по запросам» органов государственной власти местного самоуправления часто не дает возможности обеспечить экономически эффективные решения.

В условия конкурса по развитию инфраструктуры обязательно входит подготовка технико-экономического обоснования проекта, учитывающего последующие эксплуатационные затраты. Конкурс предъявляет более высокие требования к экономической целесообразности предлагаемых технологических и организационных решений, чем финансирование «по запросу».

Для проведения экспертной оценки заявок целесообразно приглашение специалистов по технической и экономической стороне функционирования коммунальных инфраструктур. В конкурсе по развитию инфраструктуры необходимо участие независимой организации, специализирующейся на вопросах управления городским хозяйством, которая может не только оценить проектные идеи заявителей, но и консультировать их по современным технологиям муниципального управления. Однако заключение договоров и финансирование, в отличие от конкурсов социальных проектов, лучше оставить собственно за компанией.


История случая. Конкурс проектов развития социальной инфраструктуры муниципальных образований Самарской области 2003 года – НК «ЮКОС». Консультант – фонд «Институт экономики города»

В 2003 г., стремясь к повышению качества и эффективности социальных инвестиций,  компания ЮКОС приняла решение до 80% средств, которые планируется выделять на поддержку социальных инфраструктур в регионах деятельности,  распределять исключительно на конкурсной основе.  Впервые этот механизм был реализован в Самарской области  в рамках  конкурса, в котором участвовали проекты, представленные администрациями районов.  Обязательным условием было долевое финансирование представленных проектов в размере не менее 25% общей стоимости проекта за счет муниципальных бюджетов, областных программ, средств малого бизнеса, волонтерской работы населения (субботники и т.п.) или других  источников.

К участию в конкурсе были приглашены 23 муниципальных и территориальных образования. Для них был организован обучающий четырехдневный семинаре «Лучшие модели управления городским хозяйством» на котором муниципальные служащие познакомились с передовыми методиками эффективного планирования и реализации проектов развития социальной  инфраструктуры. С каждым из участников семинара работал индивидуальный консультант, что позволило в общей сложности рассмотреть и коллективно обсудить все проектные идеи. На конкурс  были представлены 57 подробно проработанных заявки от 21 муниципального и территориального образования Самарской области.
Результаты конкурса были подведены с использованием специально разработанной электронной системы оценки целесообразности и эффективности проектов. Компания принимала решение на основе экспертного рейтинга заявок.
10 победителей получили финансирование на проекты строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и оснащения объектов социальной инфраструктуры: муниципальных учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной поддержки населения и др.), систем коммунального хозяйства (энерго-, тепло,- газо- и водоснабжения), общественного транспорта, управления городским хозяйством, социального  обслуживания населения и др. Максимальная сумма целевого финансирования одного проекта составила 10 млн руб., а конкурсный фонд в целом – 65 млн руб. Все проекты были успешно реализованы. В 2004 г. НК ЮКОС провела в Самарской области следующий подобный конкурс62.

Практические результаты реализации проектов победителей конкурса 2003 года: в трех селах Самарской области и г. Новокуйбышевск реконструированы системы водоснабжения, более чем в 10 селах построены мини-котельные и реконструированы системы теплоснабжения школ, клубов и детских садов, отремонтированы и оснащены оборудованием 2 школы, в г Жигулевск организован новый автобусный маршрут.

46 муниципальных служащих из 23 муниципальных образований прошли обучение современным моделям муниципального управления.


Таким образом, в настоящее время российские компании используют три схемы организации и финансирования корпоративных конкурсов. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки:

1. Компания сама объявляет, организует, проводит конкурс, победители конкурса заключают договора непосредственно с компанией. Эта схема позволяет обеспечить менеджерам компании непрерывный и непосредственный контроль за ходом конкурса и финансовыми ресурсами компании, способствует лучшей интеграции в местное сообщество. В то же время она недостаточно прозрачна для общественности, трудозатраты сотрудников, которым зачастую не хватает квалификации, велики. Это пример ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

2. Компания для проведения конкурса нанимает специализированную некоммерческую организацию – оператора или консультанта, владеющего конкурсными технологиями, имеющего соответствующие опыт, кадры и репутацию, который проводит консультации, дает экспертную оценку заявок, осуществляет мониторинг и контроль за целевым использованием средств и т.п. Возможны два варианта этой схемы. В первом случае компания перечисляет деньги оператору, а победители заключают договора уже с оператором. Во втором случае консультант предоставляет компании рейтинг заявок, принятие решений и заключение договоров остается за компанией. Данная схема позволяет обеспечить профессиональное и качественное управление конкурсным процессом. Возникает своеобразный эффект «ко-брендинга», приращения репутации каждой из сторон. Однако существует риск, что оператор будет «приписывать» все плюсы конкурса себе, а все минусы – компании. Большинство компаний (НК «ЮКОС», РУСАЛ, «БАТ Россия», СУАЛ-холдинг и др.) используют именно эту схему.

3.Компания заключает соглашение о партнерстве в проведении конкурса с региональными органами государственной власти, и именно они берут на себя всю работу по организации и проведению конкурса (см. 1.5.4). Эта схема позволяет привлечь для осуществления социальных проектов дополнительное финансирование как из бюджета, так и от других ко-спонсоров. Она способствует улучшению взаимодействия с властью, в ряде случаев обеспечивает прирост общего эффекта. Однако существует риск лишиться самостоятельности в управлении инновациями, низведения компании до роли «денежного мешка».


По мнению компаний проведение корпоративных конкурсов позволило им получить измеримые социальные результаты, поддержав именно те инициатив, которые реально востребованы в данном регионе; снизить уровень иждивенческих ожиданий, стимулировать активную позицию лидеров местного сообщества, повысить ответственность получателей средств, формализовать отношения, обеспечить прозрачность расходов на социальные программы. Конкурсы дают более существенный «прирост» репутации, чем финансирование социальных объектов и проведение мероприятий по запросам органов власти и местных сообществ.


В случае проведения конкурсов по развитию инфраструктуры компания получает возможность помочь органам местного самоуправления в выборе экономически рационального технологического решения, что на следующем шаге позволяет сократить издержки основной деятельности компании за счет повышения плотности и качества транспортных, коммунальных и социальных инфраструктур общего пользования. Конкурсы проектов реконструкции социальной и коммунальной инфраструктуры дают возможность компании оказать мощное и системное влияние на повышение качества жизни на территориях присутствия.

Все конкурсы, проведенные российскими компаниями, позитивно оценивались органами власти и общественностью, так как предлагали партнерские схемы взаимодействия. По словам заместителя Юрия Смеловского, заместителя мэра г. Жигулевска, «заслуга НК «ЮКОС» в том что, она учат новую Россию цивилизованному рынку получения инвестиций, отучает ходить с протянутой рукой и использовать лоббистские связи». Эта же мысль звучит в высказываниях авторов социальных проектов: «Для нас всех не ново, что деньги… приходиться просить, и в большинстве своем мы не находим единомышленников, желающих взять на себя такую ответственность. Мы рады, что нам представилась возможность участвовать в Конкурсе социальных проектов [НК ЮКОС] и предлагать образовательно-воспитательные услуги, не находясь в унизительной роли просящего, а быть полноправным партнером, предлагающим свои знания, умения и возможности» (Мельников М.А., директор детско-юношеской спортивной школы, г. Ачинск).


51yacheistie-betoni-vidi-svojstva-tehnologiya-4-44-opredelenie-lakokrasochnih-materialov-osnovnie-komponenti.html
52-000-pyatdesyat-dve-tisyachi-rub-00kop-v-t-ch-nds-stranica-3.html
52-analiz-obshaya-redakciya-v-v-kozlovskogo-v-i-ilin-dramaturgiya-kachestvennogo-polevogo-issledovaniya-sankt-peterburg-2006.html
52-arbitrazh-shin-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-specialnosti-351400.html
52-bezopasnost-proekta-dannoj-diplomnoj-raboti-bila-predlozhena-v-nauchno-issledovatelskom-predpriyatii-organizaciya.html
52-cennie-bumagi-prakticheskoe-posobie-proverennoe-zhiznyu-kishinev-2009-czu-334-012.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-3-semestr-teksti-dlya-obyazatelnogo-chteniya-gongora.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2010-g-rabochaya-programma-k-uchebnomu-kursu-algebra-osnovnoe-obshee-obrazovanie-stranica-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-filosofskie-problemi-himii-specifika-filosofii-himii-istoricheskoe-osmislenie-nauki-kak-sushestvennij-komponent-filosofskih-voprosov-himii-tesnoe-vzaimodejst.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-kruzhka-dopolnitelnie-voprosi-matematiki-7-klass-2004-2005-uchebnij-god-vsego-51-chas.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/press-reliz-posyashyonnij-provedeniyu-chempionatov-mira-po-bistrim-shahmatam-i-blicu.html
  • control.bystrickaya.ru/dagestanskij-studencheskij-spasatelnij-korpus-oderzhal-pobedu-na-mezhdunarodnom-chempionate-informacionnoe-agentstvo-ria-dagestan-respublikanskoe-informacionnoe-agentstvo-15082011.html
  • textbook.bystrickaya.ru/intellektualnaya-igra-zvezdnij-chas-vedushij.html
  • esse.bystrickaya.ru/protestantizm-v-soedinennih-shtatah-zakon-i-blagaya-vest-25.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-uchebno-metodicheskaya-karta-vneauditornoj-samostoyatelnoj-raboti-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-poliklinicheskaya.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtomaticheskie-ustrojstva-nastrojki-kompensacii-emkostnogo-toka-zamikaniya-na-zemlyu-v-setyah-6-35-kv-mironov-i-a-krichko-v-a-inzheneri-filial-oao-inzhenernij-centr-ees-firma-orgres.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-temi-referatov-i-metodicheskie-rekomendacii-po-ih-vipolneniyu-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razum-rebenka-pomogi-mne-sdelat-eto-samomu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-7-a-v-pilcin-shtrafnoj-udar-ili-kak-oficerskij-shtrafbat-doshel-do-berlina.html
  • testyi.bystrickaya.ru/58-razdel-8-organizacionnij-plan-biznes-planirovanie-uchebnoe-posobie-tomsk-2010-recenzenti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhurnala-izdaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/g-i-mikerin-rukovoditel-tematicheskoj-sekcii-po-metodologii-i-standartam.html
  • essay.bystrickaya.ru/dnevnik-18-iyulya-dopolnenie-k-17mu-strugackij-otyagoshennie-zlom-ili-sorok-let-spustya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tamozhennoe-oformlenie-ponyatie-pravovaya-osnova-stadii-celi-uchastniki-chast-9.html
  • turn.bystrickaya.ru/politika-socialnij-institut-chast-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-gosudarstvennoj-sluzhbi-v-tamozhennih-organah-chast-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rinochnoe-hozyajstvo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/teorii-proishozhdeniya-zhizni-na-zemle.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-sostavleniya-i-provedeniya-prostejshih-samostoyatelnih-zanyatij-fizicheskimi-uprazhneniyami-chast-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-13-polozhenie-o-vnesenii-izmenenij-v-pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tradicionnaya-sistema-cigun-v-kitae-koncepciya-prosvetleniya-v-mahayana-shraddhotpada-shastre-pupishev-v-n.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obshestvo-vzaimnogo-strahovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-treninga-3-spisok-uchastnikov-treninga-dlya-yuristov-5-stranica-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vospitaniya-i-socializacii-obuchayushihsya-na-stupeni-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-fgos-ooo-na-2012-2017-gg.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-tretej-glave-kompleksnoe-obustrojstvo-melioraciya-vodosborov-na-primere-rek-zapadnogo-bashkortostana.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommentar-o-lyubo-kurtovicha.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-tyumen-2010-soderzhanie-poryadok-vipolneniya-referata-struktura-i-soderzhanie-raboti.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/v-chem-shozha-deyatelnost-izvestnih-samarskih-gubernatorov-dorevolyucionnogo-perioda-s-deyatelnostyu-sovremennogo-samarskogo-gubernatora-katitova-chast-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vsemirnij-den-aviacii-i-kosmonavtiki-den-smeha-den-duraka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-tema-vozmozhnosti-ispolzovaniya-kulturnih-resursov-regiona-v-processe-obucheniya-osnovam-pravoslavnoj-kulturi.html
  • university.bystrickaya.ru/fgbou-vpo-rgutis-fakultet-servisnih-tehnologij-kafedra-tehnologij-v-servise-i-turizme-utverzhdayu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.