.RU

5.3. Функции национальной психики - Крысько В. Г. К85 Этническая психология: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений


^ 5.3. Функции национальной психики
Проблема функций психики (сознания) является одной из сложнейших в современной психологической науке. Подходы к ее решению в настоящее время строятся на признании когнитив­ной, регулятивной и коммуникативной функций психики, кото­рые детерминируют деятельность субъекта. Национальная психо­логия (национально-психологические особенности), сохраняя общепсихологические системные свойства, также выполняет по­добные функции. Однако есть функции, присущие только ей.

Важнейшей из этих функций является объективизация этни­ческой специфики.

Деятельность – «зеркало психики человека», в котором не могут не проявляться и национально-психологические особен­ности. С другой стороны, последние, как и все другие психологи­ческие явления, включаются в причинную взаимосвязь бытия од­новременно и как обусловленные, и как обусловливающие. Под воздействием объективизации национальной специфики прояв­ляются в деятельности и поведении представителей той или иной этнической общности специфические особенности их индивиду­ального и общественного сознания. Это реализуется через посред­ство присущих именно данной нации своеобразных психологи­ческих качеств и трудовых навыков, через использование тради­ционных способов и путей достижения целей деятельности.

Рассматриваемая функция по механизму действия имеет много сходного с проявлением психологических особенностей у людей с одинаковыми трудовыми специальностями. По свидетельству А. А. Бодалева, представители различных профессий обнаружива­ют тенденцию по-своему воспринимать внешний облик других людей [24. — С. 122]. Американские социологи, изучавшие внешние признаки поведения государственных чиновников, пришли к выводу, что обезличенный характер административной деятель­ности, строгая приверженность определенным правилам и распорядку обусловливают бедность эмоциональной жизни этих лю­дей, проявление формализма и сухости в их взаимоотношениях с теми, кто ничего общего с этой службой не имеет [299. — С. 205]. Экспериментально доказана и зависимость ценностных ориента­ции личности и групп людей от их социальной роли [111. — С. 26].

Сама по себе объективизация национальной специфики, в от­личие от рассмотренных выше примеров, носит, по сути дела, нейтральный характер, так как восприятие людьми себя как чле­нов определенной этнической общности в процессе осознания ими собственной активности отнюдь не .означает конфликтное сравнение собственных деловых и социальных качеств с им по­добными у представителей других наций и народов. Такое сопос­тавление обычно происходит лишь в том случае, если люди раз­ных национальностей трудятся совместно. Но и тогда, как прави­ло, оно не имеет антагонистической окраски.

Основу объективизации этнической специфики, свойственной любой общности, составляет социальный опыт, являющийся след­ствием своеобразия ее социально-политического, экономического и культурного развития. «Культура, — писал Л. С. Выготский, — создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций человека» [43. — С. 45]. В ходе предшествую­щих этапов исторического развития нации ее прошлый опыт зак­репляется не только в традициях, обычаях и привычках людей, но также и в нормах поведения, реагировании на окружающую обстановку, в действиях в различных стандартных ситуациях.

Национальная психология (национально-психологические осо­бенности) выполняет в деятельности и регулятивную функцию. Рассматривая любую деятельность как систему, имеющую свою структуру, свои внутренние переходы и превращения, свое раз­витие, психологи считают, что субъекты этой деятельности — че­ловек, группы людей — не пассивны, а активны в своем отноше­нии к ней. Они сами управляют своим поведением в деятельнос­ти, сами ориентируют ее развитие в нужных для достижения по­ставленных целей направлениях. Национально-психологическая регуляция сложна и может осуществляться за счет, например, преимущественного влияния национальной специфики мышле­ния на характер восприятия и оценки обстановки, деятельности за счет традиционных форм и способов.

Национально-психологические особенности не только оказы­вают влияние на общий характер проявления психики людей, но и придают этому процессу определенную структуру и содержание. Третья их функция, контролирующая, реализуется в форме про­явления национального своеобразия процессов адаптации, ста­билизации и стимуляции.

Адаптация. Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать приспособлению людей раз­ной национальности к условиям деятельности. Адаптация при этом выражается не только в приспособлении организма к специфи­ческим условиям труда, но и в приверженности традиционным способам поведения, позволяющим человеку справляться с трудностями, достигать успеха в деятельности. Как показывают психо­логические исследования, французы, например, легко входят в обстановку благодаря своей сообразительности, энергичности, легкости, подвижности. Англичанам же, которым присуща инерт­ность, требуется значительно больше времени для привыкания к условиям деятельности.

Стабилизация. Несмотря на наличие у представителей раз­ных народов неодинаковых адаптационных возможностей, они так или иначе, рано или поздно приспосабливаются к услови­ям деятельности. И тогда наступает этап восполнения недочетов или, наоборот, они проявляются более выражено. Результаты психологических исследований свидетельствуют, что у францу­зов, например, быстро снижается энергичный настрой в дея­тельности, падает активность, теряется уверенность в своих си­лах, особенно, если их действия не приносят желаемого успеха. У англичан же, как правило, все происходит по-другому. Они, привыкнув к условиям труда, действуют хладнокровно, настой­чиво, уверенно.

Стимуляция. Национально-психологические особенности, про­являясь в деятельности, обусловливают определенную динамику (а иногда и содержание) психологической активности представи­телей конкретных этнических общностей. В зависимости от прису­щих им воли, динамики и состояния эмоционально-чувственной сферы их психики в процессе деятельности могут возрастать или понижаться воодушевление и деловой настрой, активность пред­принимаемых усилий и т.д. Стимуляция последних посредством традиционных, национально специфичных форм поощрения ак­тивности дополняет процессы адаптации и стабилизации, прида­ет своеобразие деятельности.

Национально-психологические особенности личности или эт­нической группы в полной мере могут проявляться только в дея­тельности, которая представляет собой систему действий, совер­шаемых с помощью орудий труда и направленных на удовлетво­рение материальных и духовных потребностей людей.

Деятельность осуществляется под контролем сознания челове­ка или групп людей, что позволяет учитывать внешние условия трудовой обстановки, в соответствии с ними изменять и плани­ровать действия, оценивать их результаты. Существует, таким об­разом, единство между деятельностью и сознанием ее субъекта. Любая деятельность наполняется своим конкретным психологи­ческим содержанием благодаря умственным, эмоциональным, волевым и мотивационным особенностям личности и группы, их знаниям, умениям и практическому опыту.

Национально-психологические особенности, будучи составной частью этого психологического содержания и в то же время фор­мами выражения его национального своеобразия, оказывают вли­яние на деятельность, придавая ей специфические характеристи­ки. Вместе с тем национально психологические особенности яв­ляются и элементом психологических предпосылок эффективно­сти деятельности, к которым отечественные психологи относят особенности мотивации, познавательных, эмоциональных и во­левых процессов (частные предпосылки) и положительные психи­ческие состояния, степень распределения активности сознания на цель, обстановку, свои орудия производства, свое поведение, динамизм и устойчивость психики (общие предпосылки). Эффек­тивность коллективной деятельности зависит также от сплочен­ности, навыков и умений членов коллектива, социально-психо­логической атмосферы, в нем царящей.

Проявление и специфику функционирования национально-психологических особенностей можно рассматривать в качестве психологических предпосылок эффективной деятельности, к ко­торым также относят: трудовую мотивацию, познавательные, эмо­циональные и волевые процессы, положительные или негатив­ные психические состояния, целеполагание, морально-психоло­гическую обстановку, поведение, динамизм и устойчивость пси­хики. На последние национально-психологические особенности также оказывают свое влияние. Эффективность групповой деятель­ности зависит также от сплоченности, навыков и умений пред­ставителей этнических групп.

При оценке эффективности деятельности принимаются во вни­мание не только психологические, но и морально-нравственные (моральный климат) и операциональные (характер применения форм и способов действия) предпосылки. Однако как в мораль­но-нравственном климате, так и в формах, способах действий можно выделить психологическое содержание (психологический компонент). С другой стороны, морально-нравственные качества и психологический климат в совокупности и единстве своих про­явлений составляют основу деловых и профессиональных возмож­ностей людей в осуществлении определенной деятельности.

Изучение национально-психологических особенностей, свое­образия их проявления в трудовой активности представителей той или иной этнической общности дает, таким образом, основания для определенной оценки их деловых возможностей (с психоло­гической точки зрения).

Будучи реальными психологическими явлениями и благодаря присущим им специфическим свойствам, национально-психоло­гические особенности обычно влияют на эффективность деятель­ности на трех уровнях:

национального своеобразия организации труда, характера и вида выполняемой деятельности;

национальной специфики проявляемых в процессе труда про­фессиональных и творческих качеств людей;

национального своеобразия морально-нравственного климата.
^ Вопросы и задания для самоконтроля

  1. В чем проявляется сущность психологии нации?

  2. Что такое системообразующая сторона психологии нации?

  3. Что такое динамическая сторона психологии нации?

  4. Перечислите свойства национально-психологических особенностей.

  5. Перечислите функции национальной психики.
^ Направления дальнейшего совершенствования знаний

  1. Попытайтесь объяснить разницу между системообразующей и ди­намической сторонами психологии нации.

  2. Нарисуйте схему, отражающую структуру общественного сознания, и отметьте на ней место национальной психологии.

  3. Постарайтесь объяснить, благодаря чему так велика роль нацио­нальной психологии в жизни и деятельности людей.

  4. Выясните, почему раньше существовало столько путаницы в объяс­нении структуры психологии нации.

6-razvitie-infrastrukturi-okazivaemih-uslug-osnovnie-itogi-deyatelnosti-tpp-g-tolyatti-za-period-s-01-01-09-g-po-31-12-09-g.html
6-razvitie-pravovoj-kulturi-molodih-polzovatelej-bibliotechnie-programmi-i-proekti-napravlennie-na-molodezhnuyu.html
6-rcb-emissiya-korporativnih-cennih-bumag-ipo-rossijskih-korporacij-na-otechestvennih-i-zarubezhnih-birzhah.html
6-realnih-robotov-terminatorov-v-processe-sozdaniya.html
6-reglament-provedeniya.html
6-rekomenduemaya-literatura-demoversiya-rabochej-programmi-ds-teriologiya-vipiska-iz-uchebnogo-plana-forma-obucheniya-ochnaya-zaochnaya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-28-fevralya-2001-goda.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-v-krushevskij-i-i-a-boduen-de-kurtene-114-stranica-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-religij-programma-kursa-dlya-studentov-istoricheskogo-fakulteta.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-3-molnienosnie-derzkie-i-opasnie-ni-u-kogo-ne-voznikaet-ni-malejshego-somneniya-v-tom-chto-london-yavlyaetsya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-licejskie-godi-stihotvorenie-i-i-pushinu.html
  • college.bystrickaya.ru/01-07-2011-gazeta-sibirskij-energetik-tirazh-10552-ekz-energeticheskaya-dinastiya-aleksandra-visyasheva-egor-sherbakov.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava1vserossijskayas11uzhbamedicin1-katas1rofvsmk-uchyonij-i-praktik-polkovnik-medicinskoj-sluzhbi-zapasa-uchastnik.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-kupli-prodazhi-tovarov-v-ssha.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-sisteme-tormozheniya-akcionernogo-obshestva-rusgidro.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-05-mirovaya-ekonomika-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/java-sredstva-postroeniya-otchyotov-dlya-java-prilozhenij.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/brandauer-klausmariya-r-1944-i-a-musskij-100-velikih-akterov.html
  • write.bystrickaya.ru/finansovoe-pravo-materiali-dlya-podgotovki-k-sessii-studentam.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/perspektivi-razvitiya-avtomobilestroeniya-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sergej-mamontov-pohodi-i-koni-stranica-30.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-otvette-na-sleduyushie-voprosi-nazovite-raznovidnosti-narodnih-skazok.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej-stranica-10.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvennie-organizacii-stranica-18.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-igri-doma-ptic-i-dom-filina-nuzhno-raspolagat-na-vozvishenii-ptici-uletayut-v-gnezdo-po-signalu-ili-kak-tolko-filin-pojmaet-odnu-iz-nih-literatura.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-11-yanvar-maj-2009-g.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zamestitel-komandira-polka-po-vooruzheniyu-inzhenerno-aviacionnojsluzhbe-nachalnik-tehnicheskoj-chasti-inzhenerno-aviacionnoj-sluzhbi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-rezhime-realnogo-vremeni-diplom-do-vostrebovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lyudi-drevnejshih-professij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrol-tulin-aleksej-ufologicheskaya-psihologiya-tom-3-misticheskaya-lichnost-moskva.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-9-snovideniya-illyuziya-i-realnost-osoznannoe-snovidenie-stiven-laberzh.html
  • college.bystrickaya.ru/22-plan-uchebnogo-processa-osnovnaya-professionalnaya-obrazovatelnaya-programma-spo.html
  • student.bystrickaya.ru/4-kadajskie-li-lakua-lati-gelao-gruppa-v-sostave-tajskih-libo-samostoyatelnoe-zveno-mezhdu-tajskimi-i-avstronezijskimi.html
  • exam.bystrickaya.ru/zadanie-po-akmeologii-professionalno-pedagogicheskoj-deyatelnosti-na-period-pedagogicheskoj-praktiki-chast-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-energosberezhenie-obshestvennie-zdaniya-i-sooruzheniya-snip-31-06-2008-aktualizirovannaya-redakciya-snip-08-02-89.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mnenie-drugih-vrachej-bernard-lown-m-d-uteryannoe-iskusstvo-vrachevaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov.html
  • books.bystrickaya.ru/detskoj-biblioteki-im-p-a-mazikina-stranica-4.html
  • student.bystrickaya.ru/16-eto-ne-uchitelya-5-gde-moya-zarplata-6-esli-ya-znayu-otveti-na-vse-voprosi-zachem-mne-dumat.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-uchebnikam-g-ya-myakisheva-b-b-buhovceva-n-n-sotskogo-fizika-10-klass-stranica-7.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/povishenie-tehnologicheskoj-effektivnosti-apparatov-vihrevogo-tipa-v-sistemah-gazoochistki-05-17-08-processi-i-apparati-himicheskih-tehnologij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.