.RU

54.Теории социальных изменений: флуктуации, структурации, синергетики


^ 54.Теории социальных изменений: флуктуации, структурации, синергетики.
Социальное изменение (А.Босков) – процесс возникновения новых явлений, структур, характеристик. Изменение является социальным, потому что возникает на основе изменения социальных систем.

^ Теория флуктуации10 (Спенсер) - источником социальных изменений общества является его имманентные (внутренние) факторы - социокультурный фактор является доминирующим по отношению к экономическим и политическим.

^ Основным тезисом теории структурации Э. Гидденса являлось утверждение, что каждое исследование в социальных науках или истории имеет дело с взаимосвязью действия и структуры. Теория структурации Э.Гидденса исходит из того, что в общественной жизни действия и структуры неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Именно социальные действия создают и воспроизводят социальные структуры. Индивиды своей деятельностью не только преобразуют общество, но одновременно изменяют и самих себя.

При этом Гидденс говорит не о простом повторении уже установленных кем-то ранее практик, а о "творческом" подходе социальных акторов, каждый из которых вносит что-то свое, новое, в уже существующие образцы поведения, одновременно изменяя и самих себя. Теория структурации Г. и связанные с ней концепции (действующего субъекта, социальных институтов, социальной и системной интеграции) призваны упорядочить понятийный и концептуальный аппарат теоретической социологии для изучения механизмов социальных изменений в современном обществе.

^ Теория синергетики относится к теориям самоорганизации. Синергетика, основные положения которой были сформулированы профессором Штутгартского университета Г. Хакеном, представляет собой эвристический метод исследования процессов самоорганизации систем различной природы. Синергетика возникла в ответ на кризис исчерпавшего себя стереотипного, линейного мышления, основными чертами которого являются: представление о хаосе как исключительно деструктивном начале мира; рассмотрение случайности как второстепенного, побочного фактора; мир считается независимым от микрофлуктуаций (колебаний) нижележащих уровней бытия и космических влияний; взгляд на неравновесность и неустойчивость как на досадные неприятности, которые должны быть преодолены, т.к. играют негативную, разрушительную роль; процессы, происходящие в мире, являются обратимыми во времени, предсказуемыми на неограниченно большие промежутки времени; развитие линейно, поступательно, безальтернативно (а если альтернативы и есть, то они могут быть только случайными отклонениями от магистрального течения, подчинены ему и в конечном счете поглощаются им); пройденное представляет исключительно исторический интерес, а возвраты к старому, если они и есть, являются диалектическим снятием предыдущего уровня и имеют новую основу; мир связан жесткими причинно-следственными связями; причинные цепи носят линейный характер, а следствие если и не тождественно причине, то пропорционально ей, т.е. чем больше вложено энергии, тем больше результат.

^ 55.Теория глобализации социальных изменений.


56.Основные показатели социокультурного развития России.


57.Сущность и стадии социального конфликта.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение), столкновение сторон, мнений, сил.

Критерием наличия внутригруппового конфликта является разрушение внутригрупповых связей.

Конфликт характеризуется остротой противодействия участвующих в нём сторон.




^ Типология путей разрешения противоречий в конфликте




«Зеркальные образы» периода «холодной войны»



^ Результаты взаимодействия сторон при выборе ими различных политических подходов.


Конфликты можно оценить по продолжительности и остроте. Продолжительность — это время, которое длится конфликт11, острота — это уровень противодействия12, которого достигает конфликт. От того, на каком уровне находится конфликт, как далеко он проник, зависят способы преодоления конфликта.

^ Чтобы оценить остроту конфликта необходимо помнить следующее:


^ Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.


Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

^ Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе. Только около 62% конфликтов между руководителями и подчиненными разрешается или регулируется. В 38% конфликтов противоречие не разрешается или обостряется. Это происходит тогда, когда конфликт затухает (6%), перерастает в другой (15%) или устраняется административным путем (17%).


^ Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:


Устранение конфликта - такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:


^ Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.



^ Условия конструктивного разрешения конфликтов

Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор, пока будут предприниматься какие-то меры с одной или с двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента.

При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение. Главное — снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту.

Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.

Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.

Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.

Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонент. Слишком радикальные требования могут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

Еще одно немаловажное условие — выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам.

Основные факторы разрешения конфликтов

Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс. К ним относятся следующие:

Стратегия поведения

Уместность применения

Неуместность применения

Соперничество

ЕСЛИ:

 критическая ситуация

 Вы уверены в своей правоте и правота значит для Вас больше, чем развитие отношений

 Вы имеете заведомо более сильные позиции, чем Ваши оппоненты

 дело не очень серьезное и другим людям безразлично, чем оно кончится

ЕСЛИ:

 попытки сотрудничества ещё не были предприняты

 важно участие других и развитие отношений

 слишком часто применяется

 в результате этого оппоненты «потеряют лицо», утратят уважение к себе

Сотрудничество

ЕСЛИ:

 сама проблема также важна, как и отношения

 важно участие и сотрудничество

 необходим творческий выход из положения

 есть время и энергия на обсуждения

 есть надежда удовлетворить все требования

ЕСЛИ:

 недостаточно времени

 проблема маловажная

 ситуация перегружена «разбирательствами»

 стремления другой стороны неоправданны

Компромисс

ЕСЛИ:

 участие других важно, но времени недостаточно

 хоть какое-то решение предпочтительней полного застоя

 попытки сотрудничества могут быть интерпретированы как соперничество, напор

ЕСЛИ:

 творческий выход из положения совершенно необходим

 последствия компромисса для Вас неприемлемы

Уход от конфликта (уклонение)

ЕСЛИ:

 проблема маловажная

 дальнейшее развитие отношений маловажно

 времени недостаточно и решения необязательны

 Вы не располагаете реальной властью, но все равно хотите предотвратить действия вашего оппонента

ЕСЛИ:

 и само дело, и развитие отношений для вас важны

 оно применяется по привычке по отношению к большинству проблем (ибо ведет к взрывам или замораживанию отношений)

 результатом может стать неприятный осадок как следствие отрицательных эмоций

 люди нуждаются в продуманно организованном столкновении лицом к лицу

Уступка (приспособление)

ЕСЛИ:

 дело Вас практически не трогает

 Вы бессильны и не хотите предотвратить действия вашего оппонента

ЕСЛИ:

 в результате вы затаите ненависть

 этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других (Результат — депрессия и потеря уважения к себе)





^ Основные стратегии выхода из конфликта


Классификация конфликтов

Основной объект конфликтологии составляют шесть видов социальных конфликтов

- межличностный

- между личностью и группой

- между малыми социальными группами

- между средними социальными группами

- между большими социальными группами

- межгосударственный




^ Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия




Классификация социальных конфликтов13


73rabochie-programmi-uchebnih-kursov-predmetov-disciplin-modulej-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-osnovnaya.html
73spravka-o-finansovoj-ustojchivosti-forma-14-tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-10.html
73uvedomlenie-ob-annulirovanii-zayavok-rukovodstvo-polzovatelya-list-utverzhdeniya.html
74-213-sh-29-recenzenti-dejstvitelnij-chlen-apn-sssr-m-n-skatkin-doktor-filosofskih-nauk-professor-v-n-shubkin-shetinin-m-p.html
74-arhitektura-monitoringa-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-issledovaniya-v-oblasti-nanotehnologii-i-fiziki.html
74-blinova-l-n-diagnostika-i-korrekciya-v-obrazovanii-detej-s-zprtekst-l-n-blinova-m-2002-56-1.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelnih-predstavitelnih-organov-gosudarstvennoj-vlasti.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-osnovnih-pokazatelej-plana-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-na-2001-god-chast-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-informatike-i-informacionnim-tehnologiyam-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vtorie-sutki-saperi-sankt-peterburga-ne-vivozyat-minu-iz-pod-okon-zhilogo-doma-informacionnoe-agentstvo-regnum-04082011.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-k-seminarskim-zanyatiyam-po-discipline-filosofskaya-antropologiya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/formalizaciya-raschetov-po-optimizacii-nalogovogo-bremeni-avtomatizaciya-processa-optimizacii-nalogovogo-bremeni.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-press-konferencii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-10-1-elementi-semejnoj-ekonomiki.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-po-kompyuternim-setyam-kompyuternie-seti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-68-j-studencheskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-fakultet-gumanitarnij-aprel-2009-g-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-osobennosti-i-neobhodimost-etiki-v-provedenii-marketingovih-issledovanij-eticheskie-voprosi-zainteresovannih-storon.html
  • education.bystrickaya.ru/-15-konec-revolyucii-levandovskij-a-a-shetinov-yu-a-rossiya-v-xx-veke-ucheb-dlya-10-11-kl-obsheobrazovat-uchrezhdenij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-minenergo-rf-ot-13-yanvarya-2003-g-n-6-ob-utverzhdenii-pravil-tehnicheskoj-ekspluatacii-elektroustanovok-potrebitelej-stranica-15.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-fonetika-i-grafikavipusknik-nauchitsya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-instrukciya-po-primeneniyu-listok-vkladish-v-sluchae-esli-vsya-neobhodimaya-informaciya-ne-mozhet-bit-razmeshena-na-etiketke-deklaraciya-ili-sertifikat-kachestva.html
  • reading.bystrickaya.ru/kollekciya-161-gmoskva-data-registracii-180511-kollekciya-409-shportova-olga-vladimirovna-346516-rostovskaya-obl.html
  • turn.bystrickaya.ru/oksana-robski-pro-lyuboffon-stranica-8.html
  • studies.bystrickaya.ru/a-gamilton-i-amerikanskaya-konstituciya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-nacionalnogo-soveta-detskih-i-molodezhnih-organizacij-semya.html
  • credit.bystrickaya.ru/opredelenie-strategii-rukovodstva-pererabativayushego-predpriyatiya-po-sezonnomu-naboru-sili-s-uchetom-razlichnogo-obema-pererabativayushego-sirya-chast-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagogikali-praktikani-tkzud-maizi-zhne-jimdastiru-mseleler.html
  • turn.bystrickaya.ru/pochemu-pyushie-izbegayut-trezvih-normalnaya-kultura-nenormalnih-lyudej-4-chto-takoe-alkogol-5-posledstviya-upotrebleniya-alkogolya-9.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-kazan-kgtu-200-7-udk-31-075-502-504-bbk-60-55.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vposlednie-godi-v-rossii-nablyudaetsya-znachitelnoe-uvelichenie-tempov-rosta-stroitelstva-eto-prezhde-vsego-svyazano-s-bolshim-pritokom-naseleniya-iz-selskoj-mestn-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/transformacii-glinistih-mineralovv-pochvah-na-permskih-krasnocvetah-mineralogiya-tipomorfizm-mineralov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obem-disciplini-ekonomika--obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti.html
  • grade.bystrickaya.ru/obsheekonomicheskie-harakteristiki-voronezhskoj-oblasti-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ocenka-rezultatov-deyatelnosti-predpriyatiya-v-rinochnoj-ekonomike.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-osovmestnom-konkurse-urfu-i-coca-cola-hellenic-na-prisuzhdenie-imennih-stipendij-v-oblasti-socialnih-innovacij-sredi-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-urfu-obshie-polozheniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-istoricheskie-nauki-ukazatel-avtorov-19.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strukturnie-i-algoritmicheskie-resheniya-organizacii-importa-dannih-v-avtomatizirovannoj-adaptivnoj-sisteme-administrativnogo-monitoringa.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-dollara-i-obemi-birzhevih-torgov-po-dollaru-ssha-soderzhani-e-informacionnie-soobsheniya-kreditnie-organizacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-na-napravlenie-magistraturi-sociologiya-magisterskaya-programma.html
  • exam.bystrickaya.ru/viktoriya-ivchenko-dorogoj-vechnosti-k-tebe-stranica-6.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-1-2010-227-s-novie-postupleniya-v-fond-biblioteki-maj-iyun-2010.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.