.RU

6. Классическая астрономическая картина мира - 1. Научное знание: особенности и генезис (4ч.) 5


^ 6. Классическая астрономическая картина мира
Методологические установки классической астрономии:



^ 7. Современная астрономическая картина мира
Формирование релятивистского и квантового способов описания привела к революционным изменениям в системе астрономического познания ХХ веке. Превращение астрономии во всеволновую, обнаружение нестационарных процессов во Вселенной и реликтового излучения, формирование релятивистской космологии существенно преобразовали методологические установки астрономии, астрономическую картину мира.

Направления размежевания методологических установок неклассической астрономии ХХ в. и классической астрономии следующие.

Современная релятивистская космология обладает мощным теоретическим аппаратом для построения моделей, воспроизводящих эволюцию нашей Вселенной, начиная с долей секунды вплоть до настоящего времени. Знания об эволюции Вселенной постепенно выстраиваются в достаточно стройную и непротиворечивую картину.

^ 8. Классическая биологическая картина мира
Развитие биологического познания с эпохи античности до середины ХУШ в. было периодом накопления общих предпосылок для перехода на уровень систематизированного научно-исследовательского процесса, превращения биологии в науку. В плеяде выдающихся биологов XVIII века — Ж. Бюффон (1707 — 1788) и К. Линней (1707—1778).

Ж. Бюффон в своих трудах изложил концепцию трансформизма: ограниченная изменчивость видов и происхождение видов в пределах относительно узких подразделений (от одного единого предка) под влиянием среды. Исследователь догадывался о роли искусственного отбора, сформулировал идею единства живой природы и единства плана строения живых существ.

К. Линней создал утонченную систему искусственной классификации, подытожил в ней длительный исторический период эмпирического накопления биологических знаний, описал свыше 10 тыс. видов растений и свыше 4 тыс. видов животных. Вместе с тем Линней осознавал ограниченность задачи создания искусственной системы и ее возможности и считал, что естественная система есть тот идеал, к которому должна стремится биологическая систематика.

В XVIII в. идеи естественной классификации развивались, например, Б. Жюсье. ^ Постановка вопроса о «естественном средстве» предполагала выявление объективных закономерностей единого плана строения живого.

Важнейшим событием в истории биологии Х1Х в. является создание Ч. Дарвином теории эволюции органического мира. Эта теория позволила представить прогрессивное развитие органических форм как процесс приспособления биологических организмов к изменяющимся условиям среды под влиянием естественного отбора.

В основу своей теории Дарвин положил следующие принципы:

Принцип наследственности и изменчивости предполагает, что не любое изменение организма передается по наследству. Дарвин разграничивает два вида изменчивости — определенная и неопределенная.

Определенная изменчивость — это способность всех особей одного вида определенным образом реагировать на изменения условий внешней среды (климат, пищу и др.). Определенная изменчивость не наследуется, а значит, не поставляет материал для органической эволюции.

Неопределенная изменчивость — это происходящие в самых различных направлениях изменения организма, вызванные опосредующим воздействием внешней среды. Неопределенная изменчивость носит наследственный характер, и незначительные отличия в первом поколении усиливаются в последующих поколениях. Дарвин подчеркивал, что решающую роль в эволюции играют именно неопределенные изменения.

Неопределенная изменчивость связана обычно с вредными и нейтральными мутациями, но среди них встречаются и такие мутации, которые в определенных условиях оказываются перспективными и способствуют прогрессу органических форм. В середине ХХ в. в связи с развитием молекулярной биологии была приоткрыта завеса над тайной природы неопределенной изменчивости.

^ Принцип борьбы за существование отражает очень важную общую особенность органического мира: каждый вид производит особей больше, чем их выживает до взрослого состояния. Остальные особи гибнут в «борьбе за жизнь», в «борьбе за существование». Такая борьба является необходимым условием органического прогресса.

^ Принцип естественного отбора указывает на тот реальный механизм, который позволяет осуществлять выбраковку ненужных форм и образование новых видов. В конечном итоге в живых остаются лишь такие организмы, которые обладают в данных условиях среды более благоприятными свойствами; эти свойства передаются по наследству и способствуют образованию новых видов.

В ХIХ в. сложились методологические установки классической биологии.

^ Основой познания является наблюдение. Начинаясь с наблюдения, оно продолжается на уровне мыслительных процедур. К таким процедурам относятся: описание, систематизация, классификация, сравнение и др. Мыслительные процедуры не вносят в содержание биологического знания никаких новых моментов, они лишь перерабатывают то, что получено в процессе наблюдения. Наблюдение как бы «переливает» содержание объекта в сознание субъекта. Эксперимент в классической биологии еще не рассматривался как важный метод эмпирического познания.

Кроме того, классической биологии свойственна ориентация на неизменность факторов эволюции. Классическая биология исходила из того, что методологические установки биологического познания исторически не развиваются.

administrativno-territorialnoe-ustrojstvo-dmitrievskogo-rajona-kurskoj-oblasti.html
administrativno-visbaden-i-frankfurt-na-majne-otnosyatsya-k-pyatoj-po-velichine-i-chislennosti-naseleniya-federalnoj-zemle-germanii-gessen-pervij-gorod-yavlyaetsya-ee-stranica-4.html
administrativnoe-delenie-rajona-shema-territorialnogo-planirovaniya-alagirskogo-rajona-respubliki-severnaya-osetiya-alaniya.html
administrativnoe-pravo-3-chast-12.html
administrativnoe-pravo-3-chast-6.html
administrativnoe-pravo-8-chast-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kosarenko-nn-kniga-pod-golubim-sharikom-simvoliziruet-znanie-bez-granic-vo-flinte.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otel-kaliforniya-valerij-zelenogorskij.html
  • composition.bystrickaya.ru/otoplenie-i-estestvennaya-ventilyaciya-9-etazhnogo-zhilogo-doma-v-gorode-ekaterinburg.html
  • shkola.bystrickaya.ru/novij-god-dlya-samih-malenkih-o-skazkah-ahadova-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-sinip-dnie-zhz-tarihi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/forma-razmeri-i-dvizheniya-zemli-i-ih-geofizicheskie-sledstviya-gravitacionnoe-pole-zemli-chast-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zashita-investorov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/katarina-cimmer-zhizn-do-rozhdeniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prikaz-ob-usilenii-protivoepidemicheskih-meropriyatij-i-merah-profilaktiki-grippa-i-orvi-v-vesennij-period-2012-g-v-g-ulan-ude.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-csdshb-za-1999-2000-uchebnij-god.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultat-ispolneniya-gosudarstvennoj-funkcii-administrativnij-reglament.html
  • uchit.bystrickaya.ru/territorii-pravovie-kategorii-uchebnoe-posobie-ekaterinburg-2001-288-s-oglavlenie-vvedenie-izuchenie-nauka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-i-razmeshenie-gazovoj-promishlennosti-rf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/96-vtoroj-koncert-bernard-verber-revolyuciya-muravev.html
  • books.bystrickaya.ru/celevoj-programmi-kultura-rossii-2006-2011-godi-na-2009-god-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-matematicheskoe-modelirovanie-v-nauchnih-issledovaniyah-dlya-specialnosti-071900-informacionnie-sistemi-i-tehnologii-napravlenie-654700-informacionnie-sistemi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanie-tehnologicheskih-svojstv-reagentov-zao-policell.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskij-konkurs-direktor-shkoli-2012-projdet-pod-devizom-effektivnogo-upravleniya-chelovecheskimi-resursami.html
  • essay.bystrickaya.ru/epistemologicheskij-status-1-koncepta-istochnik-http-www-ssu-samara-ru-scriptum-status-doc.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kaminskaya-tm-k-ekon-n-docent-1-mediko-ekologicheskie-problemi-zdorovya-cheloveka-30-ciganenko-a-ya-d-m.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podprogramma-113-sotrudnichestvo-s-chastnim-sektorom-obzor-vipolneniya-programmi-za-period-s-1-yanvarya-po-30-iyunya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologiya-poznavatelnih-strategij-shkolnikov-v-individualizacii-obrazovaniya-stranica-5.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-komarovskoj-sosh-stranica-34.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazki-gansa-hristiana-andersena-znayut-vse-igadkogo-utenka-okazavshegosya-prekrasnim-lebedem-i-puteshestvennicu-dyujmovochku-i-malenkuyu-otvazhnuyu-devochku-gerdu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-vichislitelnih-sistem-dostatochno-korotka-i-esli-opustit-dlitelnij-period-vizrevaniya-idej-i-metodov-postroeniya-universalnoj-vichislitelnoj-m.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-volgogradskoj-oblasti-ot-21noyabrya2008goda-n1778-od-o-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-volgogradskoj-oblasti-do-2025-goda-stranica-8.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-skazki-o-sile-stranica-16.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/viktorina-umniki-i-umnici.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62obsluzhivanie-rukovodstvo-polzovatelya-setevoj-cifrovoj-videorekorder.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologo-ekonomicheskaya-harakteristika-dalnego-vostoka.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tezisi-zasedaniya-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/drevnegrecheskij-geroicheskij-epos-i-iliada-gomera.html
  • institute.bystrickaya.ru/galina-karelova-predsedatel-fonda-socialnogo-strahovaniya-rossii.html
  • studies.bystrickaya.ru/iz-istorii-narodnogo-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-storona-processa-socializacii-otveti-na-voprosi-k-gos-ekzamenu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.