6.Потенциал применения ВТГР - Вданной работе, посвященной высокотемпературным газоохлаждаемым реакторам, рассмотрены...
.RU

6.Потенциал применения ВТГР - Вданной работе, посвященной высокотемпературным газоохлаждаемым реакторам, рассмотрены...


^ 6.Потенциал применения ВТГР

В настоящее время промышленность потребляет более 40% конечной энергии в мировом энергобалансе.

Поставлена задача внедрения атомных мощностей в энерго­емкие отрасли промышленности, такие, как нефтехимия, нефте­переработка, металлургия, химия, в том числе для производства водорода, его производных и искусственного топлива, а также в сферу теплоснабжения коммунального сектора. Для основной части технологических процессов требуется тепло с высоким уровнем температуры 400—1000 °С. Такая температура может быть достигнута при использовании тепла высокотемпературных реакторов с гелиевым теплоносителем. Доля замещения органи­ческого топлива в промышленности за счет использования тепла ВТГР оценивается величиной —25%.

Дополнительным аргументом внедрения ВТГР в промышлен­ное теплоснабжение служит необходимость снижения выбросов парниковых газов — продуктов сгорания органического топлива. Источниками парниковых газов, кроме энергетики и транспорта, примерно в той же доле 25—30%, являются огневые процессы, используемые во всех технологиях промышленности и, в первую очередь, наиболее энергоемких — черная и цветная металлургии, химическое и нефтехимическое производство и др.

К основным направлениям работ по энерготехнологическому использованию ядерных реакторов относятся:



Анализ показывает, что в нефтеперерабатывающей промыш­ленности не менее 50% тепловой энергии потребляется при тем­пературе до 550—600°С. Этот потенциал обеспечивается ВТГР с температурой гелия до 750 °С. Только в нефтепереработке это позволит эконо­мить в пересчете на тепло 15% перерабатываемой нефти.

Большая часть энергии, потребляемой нефтеперегонными заводами, расходуется на получение водорода из низкокалорий­ных углеводородов и природного газа. По данным на конец XX века в странах с развитой экономикой 77% водорода получали из природного газа и нефтепродуктов, 18% — из угля, 4% из воды и 1% из прочего сырья.

Водород используется для производства светлых нефтепродуктов, снижения токсичности, удаления серы и других загрязняющих примесей. По мере истощения запасов легкой нефти с высоким водород/углеродным коэффициентом и увеличения добычи имеющейся в большом количестве тяжелой нефти возрастает спрос на водород. Если в этом процессе использовать водород, производимый с помощью ядерных реакторов, то не только увеличивается выход бензина на тонну исходной нефти, но и уменьшается выброс парниковых газов, образующихся при традиционном производстве водорода. Затраты энергии на нефтепереработку продолжают возрастать в связи с увеличением глубины переработки исходного сырья. Возрастают также и потребности в поставках на нефтеперера­батывающие заводы водорода, который расходуется в процессах гидроочистки, гидрокрекинга и синтезе низших олефинов.

Исходя из мировых масштабов нефтепереработки и нефтехимии, составляющих более 6 млрд. т/год общий потенциал применения ВТГР в этой отрасли может составить около 900 ГВт, из которых около 400 ГВт приходится на выработку пара и 500 ГВт требует­ся для обогрева печей технологического цикла при температуре до 900°С. Полное вытеснение орга­нического топлива из энергообеспечения нефтепереработки и нефтехимии требует освоения нагрева ядерным теплом процес­сов производства водорода и пиролиза, что позволит повысить экономию нефти до 20—25%.[6]

^ 6.1Потребности, технология производства и рынок водорода 6.1.1Водород как энергоноситель


Достоинством водорода как топлива является способность производить не только высокопотенциальное тепло при его сжигании в кислороде, но и электрическую энергию при соединении с кислородом в топливном элементе — электрохимическом генераторе. Водород как топливо эффективно используется в ракетных двигателях. Водородно-кислородные ракетные двигатели обеспечивают наиболее высокие значения удельной тяги. Двигатели внутреннего сгорания предусматривают работу, как на чистом водороде, так и в виде его смеси с обычным топливом. Космическая техника стимулировала использование технологии прямого преобразования химической энергии водорода в электричество в электрохимическом генераторе. Широкое использование такого генератора ожидается в автотранспорте.

Топливные элементы (электрохимические генераторы). В электрохимическом генераторе в мембранном электрохимическом процессе водород и кислород взаимодействуют и производится электричество и вода. КПД водородно-кислородных электрохимических генераторов достигает 70—80%. Американская и советская космические программы в течение нескольких десятилетий использовали электрохимические генераторы со щелочными топливными элементами. В конце 1980-х годов на Уральском электрохимическом комбинате был разработан электрохимический генератор на водородно-кислородных топливных элементах с матричным щелочным электролитом для космической системы «БУРАН».

В качестве источника электроэнергии для транспорта нового поколения разрабатываются твердополимерные топливные элементы. Этому направлению придается большое значение в западных странах и особенно в США и Японии. ФЭИ им. А.И. Лейпунского ведет работы по электрохимическому генератору, в том числе в направлении поиска новых решений, обеспечивающих уменьшение внутреннего сопротивления, увеличение удельных мощностей и снижение стоимости твердооксидных высокотемпературных топливных элементов. Заметные успехи отечественных исследований в этой области дают определенную перспективу для создания энергоустановок мощностью до 100 кВт.

^ Автотранспорт на водороде. Транспорт расходует около половины мировой добычи нефти. В США 65% всей потребляемой нефти используется транспортными средствами. Мировое потребление составляет 637 млн/т бензина и 327 млн/т дизельного топлива. В Северной Америке потребляют более 560 млн/м3 моторных нефтепродуктов. Эти цифры показывают актуальность внедрения водорода в транспортную технику. Кроме того, водород при сжигании используется на 50% эффективнее бензина, и в выхлопных газах содержится существенно меньшее количество вредных для окружающей среды продуктов.

Работы по применению водорода в автомобильной промышленности направлены как на улучшение с помощью водорода качества углевородного топлива для сжигания в двигателях внутреннего сгорания, так и на использование электрохимических генераторов в сочетании с двигателями внутреннего сгорания или без такового.

Однако в настоящее время высокая стоимость энергоустановки с твердополимерными топливными элементами, примерно равная 104 дол./кВт, в значительной степени сдерживает этот процесс. Многие компании прогнозируют снижение стоимости таких энергоустановок в 10 и более раз при их массовом производстве. Для массового применения в автотранспорте их стоимость должна быть снижена до 50—100 дол./кВт. Эти оценки сделаны при современной стоимости бензина и отсутствии финансовых механизмов, учитывающих качество выхлопных газов.

При использовании водорода на автомобильном транспорте существенной проблемой является заправка водородом и его хранение на борту автомобиля. Одним из принципиальных решений этой проблемы может быть конверсия обычного топлива в водород на борту. В РНЦ «Курчатовский институт» разработан плазменный процесс конверсии тяжелых углеводородов, например, керосина с целью создать бортовой конвертор, который приспособлен для транспортных средств на водороде, использующих топливные элементы.

^ Ракеты и авиация на водороде. Наибольший опыт использования водорода в больших системах накоплен в ракетно-космической технике. Примерами таких систем являются космический корабль «Шаттл» и ракета-носитель «Энергия», в которых водород используется как топливо в ЖРД (Жидкостные ракетные двигатели). Двухступенчатая ракетоноситель «Энергия» имеет массу в заправленном состоянии 2400 т. Мощность двигателей составляет более 132 ГВт. Они развивают суммарную тягу около 3 500 т. В России и США накоплен также опыт использования водорода в ядерных ракетных двигателях. Принципиальным преимуществом ядерного ракетного двигателя по сравнению с ЖРД является возможность использования однокомпонентного рабочего тела с минимальной молекулярной массой — водорода, что обеспечивает высокую удельную тягу двигателя. Так, при использовании водорода и нагреве его в реакторе до 2700°С удельный импульс ядерного ракетного двигателя будет более чем в 2 раза выше удельного импульса химического ЖРД.

Авиация. Хотя авиация потребляет менее чем 3% добываемых ресурсов органического топлива, условие независимости от внешних поставок нефтепродуктов требует разработки самолетов, использующих водородное топливо. Работы по использованию водорода в авиации проводились, начиная с 1950-х годов. В 1980-е годы АНТК им. А.Н. Туполева создал летающую лабораторию на базе самолета ТУ-154В с двигателем НК-88, использующую в качестве топлива жидкий водород. В настоящее время консорциум под руководством немецкой компании «Deutsche Aerospace Airbus» с российскими партнерами — КБ им. А.Н. Туполева и двигательным КБ Н.Д. Кузнецова — ведет работу по созданию транспортного самолета на водородном топливе «Криоплан». Первое поколение самолетов на жидком водороде будет создаваться на базе традиционных типов аэробусов А-300В. Генеральная проблема разработки — это размещение на борту жидкого водорода, имеющего в 4 раза больший объем по сравнению с керосином, и экстремально низкая температура, которая требует специальных конструкторских решений. Это может быть компенсировано преимуществом жидкого водорода — втрое меньшей массой, по сравнению с керосином.

^ Водород в энергетике. При масштабном освоении производства, транспортировки и хранения водород может быть использован для решения проблем энергетики. Среди них следует выделить аккумулирование энергии в энергосистемах с неравномерным графиком нагрузок, энергоснабжение локальных потребителей и дальнее тепло- и энергоснабжение.

^ Аккумулирование энергии. В настоящее время покрытие переменной части графика нагрузок энергосистем и особенно ночного провала электрической нагрузки — одна из важнейших проблем энергетики. Эта проблема будет становиться все более острой по мере развития крупномасштабной ядерной энергетики на базе существующих ядерных реакторов и, в особенности, при широком внедрении реакторов-размножителей. Характерная для АЭС высокая капитальная составляющая стоимости производимой энергии, а также соображения повышения эксплуатационной надежности основного оборудования и, главным образом, топлива делают желательным их работу в базовом режиме нагрузки, а для реакторов-размножителей функционирование в базовом режиме требуется и из соображений темпа воспроизводства топлива. Наряду с развивающимися в настоящее время гидроаккумулирующими станциями, в перспективе можно эффективно решать эту задачу с применением водородной технологии. Производя и накапливая водород во время провала электрической нагрузки сети, можно его использовать при пиковых нагрузках, сжигая в качестве топлива в кислороде и подавая на турбину путем смешения продуктов сгорания (водяного пара высокой температуры) с рабочим телом (водяным паром).

^ Хемотермическая передача энергии. В качестве перспективных источников водорода разрабатываются атомные энерготехнологические комплексы. Энергоноситель (чистый водород или его смесь с СО — синтез-газ), производимый на атомном энерготехнологическом комплексе, может использоваться для дальнего теплоснабжения коммунально-бытового и коммерческого сектора. В этом случае реализуется хемотермическая передача энергии.

Ядерная технологическая часть комплекса при проведении паровой конверсии метана аккумулирует энергию тепла, получаемого от высокотемпературного реактора, синтез-газ транспортируется к централизованному потребителю тепла, где в метанаторе проводится обратная реакция с выделением тепла. Тепло от централизованного источника передается распределенному потребителю в виде горячей воды и/или пара.
^ 6.1.2Технологии производства водорода

Создание тандема (ВТГР + паровая конверсия метана) открыва­ет путь широкого применения атомной энергии в производстве водорода, а также другой продукции в энергоемких отраслях про­мышленности: крупнотоннажной химии и металлургии. Синтез-газ (СО+хН2), получаемый на таком комплексе, может постав­ляться на производства аммиака, метанола, нефтепереработку, прямое восстановление железа. Территориальная модель такого комплекса (ядерно-конверсионного центра) состоит из ядерно-технологической части, вырабатывающей синтез-газ, который транспортируется к химико-технологической части производства, где этот газ используется для выработки конечной продукции.

По-видимому, в ближайшем будущем получение водорода с использованием органического сырья будет основным. Однако сырьевые и экологические ограничения процесса паровой кон­версии метана стимулируют разработку и применение промыш­ленных процессов с использованием воды в качестве исходного сырья для водорода. Среди способов получения водорода из воды наибольший интерес в контексте атомно-водородной энергетики представляют электролиз, термохимические циклы или комбини­рованные термоэлектрохимические циклы.

^ Термохимические циклы. Термохимический процесс получе­ния водорода с КПД до 50% использует цикл реакций с химически активными соединениями, например, соединениями брома или иода, например, в серно-иодном цикле, и требует подвода тепла при температуре 1000°С.

В ведущих странах мира этому про­цессу уделяется особое внимание как эффективной технологии производства водорода из воды с помощью ВТГР. Источником тепла при термохимическом разложении воды служит высокотем­пературный реактор. На отдельных стадиях процесса такого типа наряду с термическим воздействием для отщепления водорода может использоваться электролиз участвующих в процессе хими­ческих реагентов. В случае комбинации термохимии с электролизом или при электролизе, в том числе высокотемпературном ядерный реактор служит источником и высокотемпературного тепла и электроэнергии. Изучено много комбинаций химиче­ских реакций, в которых вода расщепляется в замкнутом цикле с поглощением тепла и электричества. Такой цикл может быть построен и на базе паровой конверсии метана. Такое усложне­ние технологии может стать рентабельным при значительном росте цен на природный газ [7]. Выбор оптимального процесса определяется рядом критериев, среди которых важнейшими явля­ются эффективность цикла, термодинамические и кинетические характеристики отдельных реакций, доступность и стоимость реагентов, совместимость реагентов и конструкционных мате­риалов, безопасность процесса, экологические соображения и, в конечном счете, экономические показатели.

При создании ВТГР (проект ГТ-МГР) увеличение температу­ры теплоносителя на выходе из активной зоны с 850 до 1000°С является сложной проблемой для выбора материала металличе­ских внутрикорпусных конструкций, но в то же время не создает принципиальных проблем для графита и керамики [8]. В слу­чае термохимического процесса получения водорода потребуется применение промежуточного контура между первым контуром и химико-технологическим блоком, для того чтобы исключить смешение коррозионно-агрессивных технологических сред с теплоносителем первого контура в случае течи теплообменни­ка. Введение промежуточного контура немного снижает общую эффективность цикла. Так, при температуре на выходе из реак­тора 950°С и передаче тепла в производство водорода через промежуточный гелиевый контур теоретический к.п.д. самого процесса (при температуре термолиза серной кислоты 830°С) составит около 45%, а учет затрат на прокачку гелия промежу­точного контура и тепловых потерь по тракту горячего трубопро­вода гелия снижают эффективность использования тепла данным методом до 36% [7].

^ Высокотемпературный электролиз — это процесс электро­лиза, при котором часть энергии, необходимой для расщепления воды, вкладывается в виде высокотемпературного тепла в нагрев пара, делая процесс более эффективным. Для температуры ниже 900°С разработана концепция стыковки ВТГР с высокотемпера­турными электролизерами, позволяющая иметь суммарный КПД производства водорода из воды до 50%. При производстве водо­рода таким способом могут использоваться установки, в которых высокотемпературная часть тепла от реактора непосредственно передается в первом контуре через высокотемпературный про­межуточный теплообменник к пару, перегревая его до 800°С. Теплообменник в данной схеме выполняет функции высокотемпе­ратурного пароперегревателя. Часть тепла с более низкой темпе­ратурой преобразуется затем в электрическую энергию в электрогенерирующем блоке преобразования энергии, расположенном после теплообменника. В зависимости от технико-экономических показателей блока преобразования энергии может быть как с газотурбинным, так и паротурбинным циклом. Для перегре­ва пара до 800°С гелий на выходе из реактора должен иметь температуру не ниже 900°С. При использовании газотурбин­ного цикла, необходимо будет усовершенствовать турбины для ее работоспособности при температурах гелия на входе более 850°С.

Из предлагаемых по программе INPRO или G-4 инновационных ядерных энергои­сточников только реакторы с гелиевым теплоносителем (тепло­вые и быстрые) способны обеспечить столь высокую температуру теплоподвода к агрегатам получения водорода. Проводимые в нашей стране работы по энерготехнологическому комплексу с реактором МГР-Т для производства водорода направлены на решение узловых проблем стыковки ядерной энергоустановки типа ВТГР тепловой мощностью 600МВт с прямым газотурбин­ным циклом и термохимического производства водорода путем конверсии метана или высокотемпературного электролиза.


На рис. 3 показан общий вид проектируемого модуля атомной энерготехнологической станции (АЭТС) на базе реактора МГР-Т с применением термоконверсионного агрегата с гелиевым нагре­вом для процесса конверсии метана.

Требуемая тепловая мощность на конец XXI века, в варианте «ВТГР + паровая конверсия метана» составит около 1,5 ГВт (с одновременным потреблением природного или синтетического метана в объеме 2,5—3 трлн м3), а в варианте «ВТГР-водород из воды» (на основе высокотемпературного электролиза) составит более 10,000 ГВт, что соизмеримо с требуемым ростом ядерных мощностей мира для производства электроэнергии.

Стратегия, использующая технологию ВТГР + паровая конвер­сия метана, будет реализовываться в период, когда стоимость природного газа будет соизмерима со стоимостью ядерного тепла, производимого ВТГР, затем при возрастании стоимо­сти природного или синтетического метана до уровня, пре­вышающего стоимость ядерного тепла в 3,5—4 раза, начнет становиться конкурентоспособным водород, полученный путем высокотемпературного электролиза или термохимическим раз­ложением воды.

^ 6.1.3Прогнозы мировых потребностей и рыночного потенциала водорода


Нынешняя структура потребления водорода в странах с развитой экономикой примерно идентична. Крупнейшие потребители (до 90% общего объема производства) — химическая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности. Другие отрасли промышленности — металлургическая и обработка металлов, пищевая, электронная, фармацевтическая, стекольная, ракетнокосмическая техника, а также водород в качестве топлива и др. его потребляют в меньших объемах.

В химической промышленности до 80% общего объема потребления водорода расходуется на синтез аммиака и метанола (чистота продукта менее 99,5%). В мире на производство аммиака расходуется примерно 20 Мт водорода или около 40% его мирового потребления. Около 4 Мт расходуется на синтез метанола, где используются мощные агрегаты производительностью 3 тыс. т/сут. При прямом получении железа, в частности, на Оскольском электрометаллургическом комбинате расход водорода составляет 630 нм3/т железа. Мировое производство железа по технологии прямого восстановления по оценкам составляет до 60 млн. т, что требует 4 млн. т водорода как восстановителя.

Большое количество водорода производят в местах его потребления, причем это характерно не только для крупных, но и относительно мелких потребителей (пищевая промышленность, электроника). В некоторых странах осуществляется централизованное производство, и часть крупных потребителей, не имеющих собственного производства, получают водород, в том числе высокочистый (99,995%), либо по трубопроводам, либо в жидком виде.

Потребности в водороде будут расти в связи c увеличением глубины переработки нефти, наращиванием производства аммиака и метанола, освоением производства облагороженного, например, из сланцев или битуминозных песков или синтетического жидкого топлива, развитием процессов прямого получения качественного железа. Однако наибольший вклад в рост мирового спроса на водород следует ожидать от автотранспорта и систем локального бытового энергоснабжения. Транспорт расходует около половины мировой добычи нефти, в США — даже 65% всей потребляемой нефти. Новые перспективы применения водорода в качестве топлива открываются в локальной энергетике и на транспорте, на базе прямого преобразования химической энергии водорода в электрическую с КПД до 70—80 %, без загрязнения окружающей среды.

Только для нужд автотранспорта, по прогнозным оценкам, мировая потребность в водороде составит к 2050 г. 200—300 млн. т в год, исходя из общей численности транспортных средств в этот период 1600 млн. ед., усредненного по регионам среднегодового расхода водорода — 0,18 т в год на транспортное средство, возможной доли водородного автотранспорта, 70 и 100% соответственно общего мирового автопарка. К 2100 г., полагая, что число транспортных средств 2500 млн. (среднеевропейский уровень обеспеченности при численности населения Земли около 10 млрд. человек), автотранспорту потребуется 450 млн. т водорода в год.

При потреблении водорода 200 млн. т/год, ожидаемом к 2025 г. при сегодняшних технологиях его производства паровой конверсией метана, необходимо израсходовать около 1200 млрд. м3 природного газа, что составляет около четверти мировой добычи и примерно в 2 раза превышает добычу ОАО «Газпром». Экономически эффективное крупномасштабное производство водорода может быть обеспечено высокотемпературными газоохлаждаемыми реакторами, за счёт их применения в процессах конверсии метана расход газа сокращается примерно на 500 млрд м3 при условии создания к этому времени 400 комплексов, состоящих из четырехмодульных ВТГР тепловой мощностью по 600 МВт каждый, что открывает мощный сектор рынка для ядерной энергетики в сфере неэлектрического применения.

Масштабы неавтомобильного потребления метанола увеличатся в 2,5 раза к 2050 г., что в пересчете на водород к 2050 г. составит 7,5 млн. т водорода. При аналогичном по темпам ожидаемом росте на производство аммиака к 2050 г. потребуется 50 млн. т водорода. В нефтепереработке и нефтехимии для углубления переработки нефти с учетом снижения ее добычи потребление водорода возрастет до 27,5 млн. т.

Таким образом, по перечисленным секторам прогнозные потребности в водороде суммарно составят на 2050 г. около 370 млн. т.

Потребление водорода в металлургии, как ожидается, будет идти опережающими темпами и может составить к 2050 г. 16 млн т (рост прямого получения железа до 240 млн т), к 2100 г. — 32 млн т.

Итак, суммарное производство водорода для нужд перечисленных секторов достигнет к 2100 г. около 800 млн т [6!]. За рамками приведенной оценки остались применение водорода автономными локальными потребителями и межрегиональные поставки для энергетических нужд и технологических потребностей других отраслей.

Ниже представлена сводная табл. 2 показателей изменения структуры и масштабов мирового производства водорода.

Отрасль потребления

Период

2000 г.

2050 г.

2100 г.

Производство:










аммиака

20

50

87,5

метанола

3

7,5

13

нефтепродуктов

11

27,5

27,5

металлов

3

16

32

синтетического топлива

Нет данных



180

Топливо для автотранспорта



260

450

Другие потребители, включая товарный
водород

Менее 3

7,5

13

Всего

40

369

Около 800

^ Таблица 2. Масштабы и структура рынка водорода в XXI веке, млн. т



4-vivodi-vsemi-pravami-na-izdanie-knigi-vladeet-lyucis-trast.html
4-vliyanie-fiskalnoj-politiki-na-ravnovesie-opornij-konspekt-lekcij-po-makroekonomike-avtor-fridman-a-a.html
4-vliyanie-vakuuma-na-ekonomichnost-paroturbinnih-ustanovok-metodicheskie-ukazaniya-po-ekspluatacii-kondensacionnih.html
4-vneshneekonomicheskaya-politika-tovarnaya-i-tehnologicheskaya-specializacii-regiona-ocenka-effektivnosti-mezhregionalnih-svyazej-stranica-8.html
4-vnutrennyaya-granica-celi-yaponii-v-xxi-vekeviderzhki-i-kommentarii.html
4-voobrazhenie-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-vuzov-uchashihsya-tehnikumov-dlya-pedagogov-i-psihologov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-teoreticheskie-osnovi-analiza-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-ekonomicheskij-analiz-naimenovanie-disciplini.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektivnie-kursi-literatura-znak-ukazivaet-chto-dannaya-programma-est-v-mou-cimpo-m-vita-press.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-mou-dalisichskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-na-2011-12-uchebnij-god-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/22-lichnostnoe-vliyanie-vliyanie-reklami-v-prinyatii-reshenij-o-pokupke-na-primere-srl-.html
  • institute.bystrickaya.ru/finansirovanie-lgotnih-putevok-dolzhno-bit-uvelicheno-schitaet-gaevskij.html
  • school.bystrickaya.ru/izbiratelnaya-sistema-v-altajskom-krae-chast-8.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-itogam-iii.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-geografii-v-8-klasse-po-teme-chelovek-i-voda.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-obshego-imushestva-suprugov-uchebnoe-posobie-po-kursu-semejnoe-pravo-podgotovleno-na-kafedre-pravovogo-obespecheniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/preimushestva-i-nedostatki-istochnikov-finansirovaniya-deyatelnosti-predpriyatiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-arhivatori.html
  • essay.bystrickaya.ru/elita-specialistov-tradicionnoj-narodnoj-medicini-i-celitelstva-posvyashennom-85-letiyu-ya-g-galperina-sezd-sostoitsya-3-4-fevralya-2012g-v-g-moskve-po-adresu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lechenie-bronhialnoj-astmi-chast-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voennaya-literatura-stranica-12.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kruzhka-iskusstvo-kompyuternoj-grafiki-dlya-shkolnikov-192-chasa-2-chasa-v-nedelyu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/37nedostatki-tehnologii-i-innovacionnie-resheniya-kompanii-i-analiz-raznovidnostej-konsaltingovih-uslug-i-ih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/specialnie-trebovaniya-po-pozharnoj-bezopasnosti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-m-kandiba-nepoznannoe-i-neveroyatnoe-enciklopediya-chudesnogo-i-nepoznannogo-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-raspredelennie-informacionno-telekommunikacionnie-sistemi-napravlenie-oop.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pobeda-sovetskoj-vlasti-v-armenii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pervaya-atributi-vozneseniya-i-sila-chelovecheskogo-soznaniya-kniga-desyataya.html
  • turn.bystrickaya.ru/platforma-1s-predpriyatie-8.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-o-polozhenii-s-pravami-cheloveka-v-stranah-mira-za-2008-god.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakonodatelstvo-sssr-osnovnie-oficialnie-izdaniya-postanovleniya-prezidiuma-centralnogo-ispolnitelnogo-komiteta-45.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekrannaya-kultura-vozniknovenie-i-razvitie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temperaturnaya-zavisimost-parametra-reshetki-fullerita-s60-interkalirovannogo-azotom.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-19-iyunya-2007-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/stranici-tragicheskoj-povesti-politicheskie-repressii-na-nizhegorodskoj-zemle-k-20-letiyu-ustanovleniya-gosudarstvennogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vipolnenie-i-oformlenie-kontrolnih-zadanij.html
  • writing.bystrickaya.ru/kogda-to-ih-nazivali-ne-prosto-lyudmi-a-erserami-sozdatelyami-i-hozyaevami-imperii-solnca-erstelli-pravivshej-millionami-mirov-teper-oni-zemi-zhalkie-ost-stranica-7.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-3-oborotmalih-predpriyatij-v-regionah-rf-v-yanvare-iyune-2011-g-doklad-dinamika.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-socialnie-kommunikacii-elektiv.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dlya-proizvedenij-zhivopisi-sozdannih-po-zakazu-stroganovih-ha-rakterno-stremlenie-k-povestvovatelnosti-usilenie-svetskih-ten-dencij-uzhe-otmechennoe-v-bolee-rannih-pamyatnikah-zhivopisi-xvi-v.html
  • literature.bystrickaya.ru/defektaciya-i-sortirovka-detalej.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-8-1-chaskarnavalizaciya-v-hudozhestvennom-mire-dostoevskogo-uchebnoe-posobie-dopusheno-umo-po-klassicheskomu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.