.RU

7. Понятие права, его значение, признаки, функции - Шпаргалка по правоведению  Понятие науки правоведение, ее предмет и методы


^ 7. Понятие права, его значение, признаки, функции

На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву.

^ Понятие права многозначно.

Необходимо выделить следующие значения, в которых возможно толкование термина право:

1) право – это совокупность общеобязательных для всех членов общества правил поведения, оформленная в виде юридических норм;

2) право как неотъемлемая принадлежность индивида, субъективное право (например, конституционные права – право на труд, право на жилище и т. д.).

Таким образом, в науке правоведение право рассматривается как совокупность установленных государством общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, выраженных в официальной форме и обеспеченных государственным принуждением.

Значение права очень велико: оно регулирует отношения в обществе в сферах экономики, политике и иных отношений; защищает законные права и интересы граждан. Именно право выступает в качестве нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.

Признаки:

а) нормативность, общий характер, общеобязательность, так как посредством применения права в обществе устанавливаются единые и постоянные правила поведения всех членов общества;

б) формальная определенность, так как право находит свое выражение в законах и иных предусмотренных законом источниках. Право на их издание и контроль за их исполнением принадлежит государству.

^ Функции правасоответствуют функциям государства. Исходя из этой аналогии, согласно первой классификации можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции.

Если же исходить из специфических признаков права и способов воздействия на общественные отношения, то выделяют следующие функции:

1. Регулятивную– реализуется через закрепление общественных отношений в нормативно правовых актах. Но при этом обеспечивается свобода и организованность общественных отношений;

Регулятивная функция права реализуется следующими путями:

1) путём закрепления этих отношений в нормативно правовых актах. Правовые нормы придают общеобязательную форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества;

2) путём обеспечения высокой степени свободы и организованности общественных отношений, способствования их непрерывному совершенствованию и развитию.

2. Охранительную –она ориентирована на охрану положительных правоотношений и пресечение противоправного поведения.

Охранительная функция реализуется через установление запретов на совершение противоправных деяний.

^ 8. Принципы права

Принципы права – это руководящие начала, в которых содержится сущность права.

Виды принципов права:

1) общие – в них определяются существенные черты права в целом;

2) межотраслевые – они содержат общие составляющие нескольких родственных отраслей права (например, для уголовно процессуального и гражданско процессуального права одним из таких принципов является принцип гласности судебного разбирательства);

3) отраслевые – принципы отдельно взятой отрасли права. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Например, принципом уголовного права является принцип неотвратимости уголовного наказания.

^ Основные принципы:

1) равенство всех перед законом и судом, независимо от социального положения, материального состояния, пола, отношения к религии и т. д. То есть не должно быть тех или иных привилегий или, напротив, дискриминации по указанным признакам;

2) законность – правовые норма должны выполняться всеми субъектами права, без исключения;

3) социальная свобода – разрешено делать все, что не запрещено законом;

4) сочетание прав и обязанностей – право одного гражданина может быть реализовано через обязанность другого гражданина;

5) социальная справедливость – она позволяет достичь соразмерности и соответствия между возможным и должным поведением человека и оценкой результатов его деятельности;

6) гуманизм – уважение к правам личности и его свободам,

7) демократизм – власть принадлежит народу, народ является источником власти, но при этом она реализуется через правовые институты,

8) сочетание естественного (принадлежащего человеку по природе право на жизнь, свободу) и позитивного (созданного или закрепленного государством) права,

9) ответственность за вину – последствием нарушения субъектом права правовой нормы является наступление юридической ответственности, установленной законом;

10) сочетание убеждения и принуждения.

Последний принцип требует некоторой конкретизации. Сочетание убеждения и принуждения в правоприменительной практике носит наименование правового регулирования. Метод убеждения является главным, основывается на доброй воле субъекта правоотношения. К этим методам относится правовоспитательная работа. Он позволяет достичь результата без применения насилия. В случае, когда положительного результата мерами убеждения достичь нельзя, необходимо применять иной способ воздействия, именуемый принуждением. Применение принуждения допускается в процессуальной форме, установленной законом (например, арест, наказание и т. д.). Правовое регулирование является формой правового воздействия, осуществляемого при помощи правовых средств.

^ 9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством

Вопросы о происхождении права является спорным.

Существует ряд теорий, связанных с указанными проблемами, а именно:

1. ^ Теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два самостоятельных термина: право, которое существует независимо от государства, имеет естественный характер, и закон, который принят государством и искусственно им создан. Так как право дано от природы, оно объединяет в себе все нравственные ценности, фактически олицетворяет собой мораль. Тем самым приверженцы этой теории противопоставляли право естественное праву позитивному, отдавая предпочтение первому.

2. ^ Историческая школа (Г. Гуго, К. Савиньи). Согласно данной теории право возникло само по себе и развивается также самостоятельно, независимо от государства. Законы, принимаемые государственными органами, только оформляют сложившуюся практику и обычаи.

3. ^ Нормативистская теория права (Штаммер, Новгородцев). Право представляет собой определенную иерархию норм, в основе которой лежит «суверенная норма», а далее следуют по мере убывания их значимости иные нормативные акты. То есть правовая система состоит из кодифицированных юридических норм вне всякой зависимости от философии, религии, морали.

4. ^ Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий, Г.Тард). Основоположники данной теории исходят из того, что причина появления права находится в психике человека. Права возникли из желания человека получить правомочия на что–то, а обязанности – из психологического чувства ответственности выполнить что–то.

5. ^ Социологическая теория права (Э. Эрлих, Г. Канторович). Сторонники социологической теории права также разделяли понятия «право» и «закон». Но если закон воспринимался ими как изданные государственными органами документы, то право являлось порядком реализации закона. Иными словами, право отождествлялось с правоприменением.

6. ^ Марксистская теория права (К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Создатели теории в основу учения заложили классовый подход к появлению права. То есть государство есть сила правящего класса, в руках которого сосредоточена основная масса средств производства.

Бесспорным является следующий факт: право и государство взаимосвязаны, процесс их развития происходит параллельно, в тесной связи:

1) государство в процессе своего существования создает нормы права в качестве общеобязательных; путем применения в необходимых случаях принуждения государство гарантирует реализацию норм права;

2) именно право создает те правила, по которым существует государство, как система органов, учреждений и организаций.


8-ya-sotnya-voprosov-voprosi-dlya-viktorini-avtonovosti-skoda.html
8-yuridicheskij-analiz-sostava-prav-peredannih-gosudarstvennomu-zakazchiku-na-rezultati-intellektualnoj-deyatelnosti-po-dogovoru-ot-2004-goda-ispolnitel-zao-inzhenerno-vnedrencheskij-centr-insoft.html
8-zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080502-ekonomika.html
8-zak-3368-garris-rukovodstvo-k-vedeniyu.html
8-zaklyuchenie-tochnost-nauki-strogost-filosofii-i-mudrost-religii.html
8-zameshenie-odnih-funkcionalnih-grupp-na-drugie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-kak-vam-pomozhet-raspisanie-kniga-vzyata-s-sajta.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postatejnij-kommentarij-k-ugolovnomu-kodeksu-rossijskoj-federacii-stranica-18.html
  • college.bystrickaya.ru/3kotliutilizatori-dlya-parogazovih-ustanovok-oao-tkz-krasnij-kotelshik-kontaktnie-telefoni.html
  • turn.bystrickaya.ru/pesa-v-chetireh-dejstviyah-stranica-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/morskoj-luk-sakralnij-kalendar-druidov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shalom-znachit-zdravstvujte-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-5-uregulirovanie-sporov-i-konsultativnie-konvenciya-organizacii-obedinennih.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-25-ishodnie-dannie-dlya-postroeniya-sechenij-i-dkr-issledovanie-sredi-funkcionirovaniya-hozyajstv-kak-obektivnaya.html
  • school.bystrickaya.ru/diagnogstika-strategii-predpriyatiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-1-rukovodstvo-po-podboru-personala-na-postoyannuyu-rabotu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-2-formirovanie-obobshennih-predstavlenij-o-svojstvah-i-kachestvah-predmetov-ovladenie-dejstviyami-zamesheniya-i-modelirovaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-professionalno-orientirovannij-inostrannij-yazik.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kohanovskijv-p-filosofiya-dlya-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenijtekst-ucheb-posobie-v-p-kohanovskij-t-p-matyash-v-p-yakovlev-l-v-zharov-rostov-nd-fe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/modelirovanie-sistemi-dihaniya-ventilyaciya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnoissledovatelskij-institut-elektrofizicheskoj-apparaturi-imd-v-efremova.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vii-programma-korrekcionnoj-raboti-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-gosudarstvenogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-yaziki-programmirovaniya-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-07-finansi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-postavku-pechatnih-izdanij-dlya-komplektovaniya-bibliotechnogo-fonda-kod-po-obsherossijskomu-klassifikatoru-vidov-ekonomicheskoj-deyatelnosti-produkcii-uslug-okdp-ok-004-93.html
  • credit.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-provodit-upolnomochennij-organ-a-koshehabl-2006g-chast-i-konkurs-razdel-termini-ispolzuemie-v-konkursnoj-dokumentacii-razmeshenie-zakazov-dlya-municipalnih-nuzhd.html
  • crib.bystrickaya.ru/kiev-ul-krasnoarmejskaya-88-of-3-044-503-61-03-332-3-332-faks-044-287-33-73-e-mail-bookmel-com-ua-struni-ispanskogo-serdca.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-alisz-ii-botanikadan-tapsirmalar.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-sostoyaniya-raboti-shkoli-publichnij-otchet-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stroitelnie-normi-i-pravila-snip-20802-89-chast-15.html
  • institut.bystrickaya.ru/strategicheskie-orientiri-razvitiya-i-zadachi-formirovaniya-blagopriyatnogo-investicionnogo-klimata-na-territorii-primorskogo-kraya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-lokalnaya-smeta.html
  • school.bystrickaya.ru/kursovaya-chast-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fgaou-vpo-belgorodskij-gosudarstvennij-nacionalnij-issledovatelskij-universitet-fakultet-psihologii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-razvitiya-selskogo-hozyajstva-i-regulirovaniya-rinkov-selskohozyajstvennoj-produkcii-sirya-i-prodovolstviya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhdeni-postanovleniem-administracii-altajskogo-kraya-stranica-12.html
  • bukva.bystrickaya.ru/selishe-baba.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-chitatelyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodi-i-sredstva-povisheniya-ekspluatacionnoj-nadezhnosti-gidroprivodov-dorozhnih-i-stroitelnih-mashin-stranica-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-kraevom-centre-ocenki-kachestva-obrazovaniya-sostoyalos-zasedanie-gek-zabajkalskogo-kraya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obval-veri-vestnik-baltijskoj-pedagogicheskoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.