.RU

7. Понятие права, его значение, признаки, функции - Шпаргалка по правоведению  Понятие науки правоведение, ее предмет и методы


^ 7. Понятие права, его значение, признаки, функции

На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву.

^ Понятие права многозначно.

Необходимо выделить следующие значения, в которых возможно толкование термина право:

1) право – это совокупность общеобязательных для всех членов общества правил поведения, оформленная в виде юридических норм;

2) право как неотъемлемая принадлежность индивида, субъективное право (например, конституционные права – право на труд, право на жилище и т. д.).

Таким образом, в науке правоведение право рассматривается как совокупность установленных государством общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, выраженных в официальной форме и обеспеченных государственным принуждением.

Значение права очень велико: оно регулирует отношения в обществе в сферах экономики, политике и иных отношений; защищает законные права и интересы граждан. Именно право выступает в качестве нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.

Признаки:

а) нормативность, общий характер, общеобязательность, так как посредством применения права в обществе устанавливаются единые и постоянные правила поведения всех членов общества;

б) формальная определенность, так как право находит свое выражение в законах и иных предусмотренных законом источниках. Право на их издание и контроль за их исполнением принадлежит государству.

^ Функции правасоответствуют функциям государства. Исходя из этой аналогии, согласно первой классификации можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции.

Если же исходить из специфических признаков права и способов воздействия на общественные отношения, то выделяют следующие функции:

1. Регулятивную– реализуется через закрепление общественных отношений в нормативно правовых актах. Но при этом обеспечивается свобода и организованность общественных отношений;

Регулятивная функция права реализуется следующими путями:

1) путём закрепления этих отношений в нормативно правовых актах. Правовые нормы придают общеобязательную форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества;

2) путём обеспечения высокой степени свободы и организованности общественных отношений, способствования их непрерывному совершенствованию и развитию.

2. Охранительную –она ориентирована на охрану положительных правоотношений и пресечение противоправного поведения.

Охранительная функция реализуется через установление запретов на совершение противоправных деяний.

^ 8. Принципы права

Принципы права – это руководящие начала, в которых содержится сущность права.

Виды принципов права:

1) общие – в них определяются существенные черты права в целом;

2) межотраслевые – они содержат общие составляющие нескольких родственных отраслей права (например, для уголовно процессуального и гражданско процессуального права одним из таких принципов является принцип гласности судебного разбирательства);

3) отраслевые – принципы отдельно взятой отрасли права. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Например, принципом уголовного права является принцип неотвратимости уголовного наказания.

^ Основные принципы:

1) равенство всех перед законом и судом, независимо от социального положения, материального состояния, пола, отношения к религии и т. д. То есть не должно быть тех или иных привилегий или, напротив, дискриминации по указанным признакам;

2) законность – правовые норма должны выполняться всеми субъектами права, без исключения;

3) социальная свобода – разрешено делать все, что не запрещено законом;

4) сочетание прав и обязанностей – право одного гражданина может быть реализовано через обязанность другого гражданина;

5) социальная справедливость – она позволяет достичь соразмерности и соответствия между возможным и должным поведением человека и оценкой результатов его деятельности;

6) гуманизм – уважение к правам личности и его свободам,

7) демократизм – власть принадлежит народу, народ является источником власти, но при этом она реализуется через правовые институты,

8) сочетание естественного (принадлежащего человеку по природе право на жизнь, свободу) и позитивного (созданного или закрепленного государством) права,

9) ответственность за вину – последствием нарушения субъектом права правовой нормы является наступление юридической ответственности, установленной законом;

10) сочетание убеждения и принуждения.

Последний принцип требует некоторой конкретизации. Сочетание убеждения и принуждения в правоприменительной практике носит наименование правового регулирования. Метод убеждения является главным, основывается на доброй воле субъекта правоотношения. К этим методам относится правовоспитательная работа. Он позволяет достичь результата без применения насилия. В случае, когда положительного результата мерами убеждения достичь нельзя, необходимо применять иной способ воздействия, именуемый принуждением. Применение принуждения допускается в процессуальной форме, установленной законом (например, арест, наказание и т. д.). Правовое регулирование является формой правового воздействия, осуществляемого при помощи правовых средств.

^ 9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством

Вопросы о происхождении права является спорным.

Существует ряд теорий, связанных с указанными проблемами, а именно:

1. ^ Теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два самостоятельных термина: право, которое существует независимо от государства, имеет естественный характер, и закон, который принят государством и искусственно им создан. Так как право дано от природы, оно объединяет в себе все нравственные ценности, фактически олицетворяет собой мораль. Тем самым приверженцы этой теории противопоставляли право естественное праву позитивному, отдавая предпочтение первому.

2. ^ Историческая школа (Г. Гуго, К. Савиньи). Согласно данной теории право возникло само по себе и развивается также самостоятельно, независимо от государства. Законы, принимаемые государственными органами, только оформляют сложившуюся практику и обычаи.

3. ^ Нормативистская теория права (Штаммер, Новгородцев). Право представляет собой определенную иерархию норм, в основе которой лежит «суверенная норма», а далее следуют по мере убывания их значимости иные нормативные акты. То есть правовая система состоит из кодифицированных юридических норм вне всякой зависимости от философии, религии, морали.

4. ^ Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий, Г.Тард). Основоположники данной теории исходят из того, что причина появления права находится в психике человека. Права возникли из желания человека получить правомочия на что–то, а обязанности – из психологического чувства ответственности выполнить что–то.

5. ^ Социологическая теория права (Э. Эрлих, Г. Канторович). Сторонники социологической теории права также разделяли понятия «право» и «закон». Но если закон воспринимался ими как изданные государственными органами документы, то право являлось порядком реализации закона. Иными словами, право отождествлялось с правоприменением.

6. ^ Марксистская теория права (К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Создатели теории в основу учения заложили классовый подход к появлению права. То есть государство есть сила правящего класса, в руках которого сосредоточена основная масса средств производства.

Бесспорным является следующий факт: право и государство взаимосвязаны, процесс их развития происходит параллельно, в тесной связи:

1) государство в процессе своего существования создает нормы права в качестве общеобязательных; путем применения в необходимых случаях принуждения государство гарантирует реализацию норм права;

2) именно право создает те правила, по которым существует государство, как система органов, учреждений и организаций.


8-ya-sotnya-voprosov-voprosi-dlya-viktorini-avtonovosti-skoda.html
8-yuridicheskij-analiz-sostava-prav-peredannih-gosudarstvennomu-zakazchiku-na-rezultati-intellektualnoj-deyatelnosti-po-dogovoru-ot-2004-goda-ispolnitel-zao-inzhenerno-vnedrencheskij-centr-insoft.html
8-zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080502-ekonomika.html
8-zak-3368-garris-rukovodstvo-k-vedeniyu.html
8-zaklyuchenie-tochnost-nauki-strogost-filosofii-i-mudrost-religii.html
8-zameshenie-odnih-funkcionalnih-grupp-na-drugie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-konkurse-konkurs-provodit-upravlenie-obespecheniya-municipalnogo-zakaza-administracii-purovskogo-rajona-municipalnij.html
  • control.bystrickaya.ru/dvizhushie-mehanizmi-razvitiya-kompanii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-organizaciya-prodazh-v-oblasti-informacionnih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/31-dekabrya-2009-goda-chetverg-nerazgadannaya-tajna-vostoka.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-programma-po-russkomu-yaziku-s-metodikoj-prepodavaniya-sostavlena-na-osnove-uchebnih-programm-po-sovremennomu-russkomu-yaziku-istorii-yazika-teorii-i-metodiki-p.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diagramma-semej-obuchayushihsya-mou-krivosheinskaya-sosh.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b3v2-logopedicheskij-praktikum-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tak-feliks-boyarchik-nezhdanno-negadanno-ugodil-v-plen-hotya-izo-vsej-sili.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-pravoslavnoj-kulture-dlya-10-11-klassov-razrabotana-na-osnove-avtorskoj-programmi-uchebnogo-predmeta-pravoslavnaya-kultura-dlya-srednih-obsheobrazovatelnih-shkol-gimnazij-i-liceev.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yuliana-budai-prezentaciya-master-klassov-tekushego-dnya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oral-exercises-to-the-texts-unit-i.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-56-kapitalnie-vlozheniya-lekciya-5-kapitalnie-vlozheniya-istochniki-i-formi-ih-finansirovaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/beg-na-orientir-voenno-sportivnaya-igra-zarnica-dlya-shkolnikov-bila-chastyu-kompleksnoj-programmi-patrioticheskogo.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-organizacionnih-meropriyatij-territorialnogo-otdela-upravleniya-rospotrebnadzora-po-respublike-buryatiya-v-barguzinskom-rajone-na-2012-god-.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-rossijskogo-tamozhennogo-tarifa.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/otchyotnost-v-excel.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-i-novgorodcev-ob-obshestvennom-ideale-stranica-20.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kompleksnoe-i-racionalnoe-ispolzovanie-sirya.html
  • spur.bystrickaya.ru/mertvie-partijnie-dushi-socstrah-trebuet-proizvesti-indeksaciyu-detskih-posobij.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-shkala-sobitij-na-aes-magate-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-radiacionnogo-kontrolya-na.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekologicheskie-zapovednie-territorii-i-lyudi.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-5-proekti-sozdaniya-marksistski-orientirovannoj-psihologii-knkornilov-i-lsvigotskij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-ochnogo-otdeleniya-obuchayushihsya-po-specialnosti-0-stranica-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nozemn-nvestic-v-ukran.html
  • klass.bystrickaya.ru/average-skolzyashaya-srednyaya-professionalnoe-investirovanie-obichno-svoditsya-k-voprosu-nahozhdeniya-horoshej-stoimosti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-2-deyatelnost-soveta-obshestvennoj-palati-o-deyatelnosti-obshestvennoj-palati-goroda-yaroslavlya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-2000-538-s-seriya-koncepcii-stranica-35.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-ocenki-effektivnosti-proizvodstva-i-realizacii-produkcii-energeticheskogo-mashinostroeniya-chast-11.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnaya-relevantnost-i-socialnaya-nisha-psihologii-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/dejstvuyushego-na-osnovanii-ustava-s-drugoj-storoni-dalee-po-tekstu-storoni-zaklyuchili-nastoyashij-dogovor-dalee-po-tekstu-dogovor-o-nizhesleduyushem.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-12-s-otchet-po-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatiyah-gorodskoe-hozyajstvo-fem-tgasu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-x-istorii-kotorih-ne-moglo-bit.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-v-sidorov-buryatskij-nauchnij-centr-sibirskogo-otdeleniya-ran.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-obuchayushiesya-yuzhnogo-federalnogo-universiteta-i-obshie-polozheniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-100-499-ch-programmi-bolee-500-ch-24-programmi-menee-72-ch-art-terapevticheskie-tehniki-v-obrazovatelnom.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-provedenii-konkursa-v-rezerv-professionalnih-direktorov-i-professionalnih-revizorov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.