8.5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА - Менеджмент организации», «Управление персоналом» Москва инфра-м 2008
.RU

8.5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА - Менеджмент организации», «Управление персоналом» Москва инфра-м 2008


^ 8.5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 8.5.1. Ситуация «Выявление элементов духовной культуры организации»1
Описание ситуации

С целью закрепления знаний о составляющих организационной культуры, развития навыков диагностики существенных характеристик организационной культуры предлагается провести исследование элементов духовной культуры конкретной организации. Исследование проводится по фактическим материалам, полученным в ходе организационно-экономической практики или профессиональной деятельности обучающихся. Если участники занятия работают с общим фактическим материалом (одна организация), то в качестве объектов оценки могут быть выбраны различные подразделения организации, имеющие собственную субкультуру, которая может отличаться как от субкультуры других подразделений, так и от доминирующей культуры организации.

Постановка задачи

1. Заполните перечень позиций по каждому из пяти разделов предлагаемой формы (табл. 8.13).

2. Обсудите выявленные элементы организационной культуры, положительные и отрицательные стороны их влияния на поведение персонала.

Таблица 8.13

ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

№ п/п

Содержание разделяемого персоналом элемента

1

Верования и предположения




1.




2.




3.




4.




5.

2

Вещи материального мира




1.




2.




3.




4.




5.

3

Выражения




1.




2.




3.




4.




5.

4

Действия




1.




2.




3.




4.




5.

5

Мысли и чувства




1.




2.




3.




4.




5.
^ 8.5.2. Ситуация «Уровень организационной культуры»1
Описание ситуации

В серии утверждений, сгруппированных по четырем признакам: работа, управление, мотивация и мораль, характеризуется организационная культура предприятия. При оценке используется 10-балльная шкала. Если утверждение полностью совпадает с вашим мнением, то поставьте 10 баллов, если противоречит вашим установкам - 0 баллов и т.д.

1. В нашей организации вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью.

2. У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников.

3. Наша деятельность четко и детально организована.

4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников.

5. Все, кто желает, у нас могут приобрести новые специальности.

6. В нашей организации налажена система коммуникаций.

7. У нас принимаются своевременные и эффективные решения.

8. Исполнительность и рвение у нас поощряются.

9. В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности.

10. У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций (деловые контакты, собрания, информационные бюллетени и др.).

11. Наши работники участвуют в принятии решений.

12. Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом.

13. Рабочие места у нас обустроены.

14. У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации.

15. У нас организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности работников.

16. Взаимоотношения работников с руководством достойны высокой оценки.

17. Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой.

18. У нас поощряется двусторонняя коммуникация.

19. Дисциплинарные меры у нас применяются как исключение.

20. У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников.

21. Работа для меня интересна.

22. На нашем предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к руководству.

23. Конфликтные ситуации у нас разрешаются с учетом реальности обстановки.

24. Усердный труд у нас всячески поощряется.

25. Трудовая нагрузка у нас оптимальна.

26. У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления.

27. В наших подразделениях господствуют кооперация и взаимоуважение между работниками.

28. Наша организация нацелена на нововведения.

29. Наши работники испытывают гордость за свою организацию.

Постановка задачи

1. Подсчитайте общий балл. Для этого нужно сложить показатели всех ответов.

2. Подсчитайте средний балл по признакам: Работа- 1, 5,9, 13, 17,21,25; Коммуникации - 2, 6, 10, 14, 18, 22; Управление - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28; Мотивация и мораль - 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.

Методические указания

Индекс определяется по обшей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов - 290, наименьшее - 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне организационной культуры:

290-261 - очень высокий;

260-175 - высокий;

174-115 - средний;

ниже 115 - имеющий тенденцию к деградации.

Узкие места организационной культуры определяются по средним величинам в баллах по секциям. Показатели в баллах по признакам свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе:

10-9 - великолепное;

8-6 - мажорное;

5-4 - заметное уныние;

3-1 -упадочное.

Выводы

1. Предлагаемые выше 29 утверждений собраны в процессе опроса руководителей среднего и высшего звена управления. Все они значимы. Поэтому показатель ниже 4 баллов по какому-то пункту свидетельствует о неблагополучном положении дел на этом направлении трудовой деятельности и в межличностном общении работников. Своевременно принятые меры могут воспрепятствовать сползанию предприятия в кризисное состояние. Таким образом, работу по оздоровлению предприятия следует начинать с анализа дел, отраженных в конкретных утверждениях.

2. Второй шаг деятельности по принятию - это анализ и соответствующее реагирование на показатели по четырем признакам:

работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль. Целеустремленная деятельность в направлении повышения балльных показателей по признакам может способствовать поднятию индекса в целом.

3. Степень влияния оргкультуры на деятельность организации оценивается по трем факторам: направленности, широте охвата и силе влияния на персонал.

Данные тестирования дают возможность оценить первый фактор в прямом виде: общий показатель свыше 175 баллов свидетельствует о положительной направленности организационной культуры; два других фактора можно оценить на основе показателей по признакам.
^ 8.5.3. Задача «Выявление преобладающего типа организационной культуры»1
Исходные данные и постановка задачи

Предложенные десять вопросов касаются разных сторон работы организации. По каждому вопросу подчеркните тот вариант ответа (А, Б, В или Г), который, по вашему мнению, лучше всего описывает вашу организацию. Вы должны делать свой выбор на основании реального положения дел в организации, а не исходя из того, как должно быть или как хотелось бы вам. Если вам кажутся подходящими две формулировки, все равно выберите только одну, которая лучше описывает ситуацию в вашей организации.

^ 1. Основное дело руководства - это ...

A. Организация производства и поиск рынков сбыта Б. Направлять работу и повышать эффективность

B. Делегирование ответственности и координация работы подразделений

Г. Инновации, решение проблем и налаживание сотрудничества между людьми

^ 2. Коммуникации в нашей организации в основном:

A. Формальные и безличные

Б. Редкие, в письменной форме

B. Личные

Г. Частные и неформальные

^ 3. Контроль в основном основан на:

A. Планах и формальных процедурах

Б. Достижении целей, выработанных подчиненным вместе с руководителем

B. Показателях сбыта продукции

Г. Бухгалтерских системах, бюджетах и нормативах

^ 4. Мотивация чаще основана на:

A. Чувстве принадлежности к команде и командных ценностях Б, Надежде на повышение

B. Личных оценках

Г. Повышении статуса

^ 5. Организационная структура в основном:

A. Неформальная

Б. Централизованная, функциональная

B. Децентрализованная и линейно-штабная

Г. Кроссфункциональная, ориентированная на проблему

^ 6. Основные ценности:

A. Доминирование и подавление сопротивления Б. Рациональность и поддержание порядка

B. Защита интересов членов организации Г. Достижение целей подразделения

^ 7. Люди работают в основном, чтобы:

A. Соответствовать представлениям о «правильном» поведении Б. Получать удовлетворение от работы

B. Решать проблемы и вносить вклад в общее дело

Г. Сохранять имеющиеся привилегии и завоевывать новые

^ 8. Отношения с другими организациями в основном строятся на:

A. Взаимных интересах и общности Б. Сотрудничестве

B. Конкуренции

Г. Соглашениях и соблюдении буквы закона

^ 9. Власть в основном основана на:

A. Компетентности, опыте и знаниях

Б. Способности поддерживать дисциплину и порядок

B. Должностной позиции

Г. Способности и желании помогать другим людям

^ 10. Людей поощряют в основном за:

A. Способность добиваться результата и побеждать Б. Следование правилам и процедурам

B. Помощь другим людям

Г. Вклад в достижение целей организации

Решение

При подведении итога для каждого вопроса обведите те буквы, которые вы отметили в опроснике. Затем по каждой колонке подсчитайте число баллов (обведенных букв).

Вопрос

Авторитарная культура

Бюрократическая культура

Культура, ориентированная на задачу

Культура, ориентированная на человека

1

Б

В

А

Г

2

А

Б

Г

В

3

Г

А

в

Б

4

В

Г

Б

А

5

Б

В

А

Г

6

А

Б

Г

В

7

Г

А

в

Б

8

В

Г

Б

А

9

Б

В

А

Г

10

А

Б

Г

В

Итого













Колонка, получившая наибольшее количество баллов, будет соответствовать той культуре, которая доминирует в вашей организации.

amma-nlp-prognozirovanie-povedeniya-chtenie-mislej-ponimanie-motivov-sankt-peterburg-prajm-evroznak-bbk-88-53-vse-prava-zashisheni-nikakaya-chast-dannoj-knigi-stranica-17.html
amnioticheskaya-vselennaya-puteshestvie-v-poiskah-sebya.html
amola-oblisi-kmdgn-2015-zhili-15-mausimdai-a-6276.html
amola-oblisi-zerend-audani-akl-orta-mekteb-kmm.html
amola-oblisini-mraattar-men-zhattama-basarmasi.html
amonashvili-sh-a-zdravstvujte-deti-posobie-dlya-uchitelya-predisl-a-v-petrovskogo.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoricheskij-ocherk-rasseleniya-proektnaya-organizaciya-yuzhnij-gradostroitelnij-centr.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/standart-medicinskoj-pomoshi-bolnim-s-hronicheskoj-ishemicheskoj-boleznyu-serdca-v-usloviyah-specializirovannogo-stacionara-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/723poryadok-vskritiya-konvertov-s-zayavkami-na-uchastie-v-konkurse-konkurs-provedenie-otkritogo-odnoetapnogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-mbdou-detskij-sad-obsherazvivayushego-vida-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukaz-prezidenta-rossijskoj-federacii-ob-utverzhdenii-strategii-gosudarstvennoj-antinarkoticheskoj-politiki-rossijskoj-federacii-do-2020-goda.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-rodzher-vedyot-yahtu-v-odinochku-sovremennij-anglijskij-detektiv.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tvc-narod-hochet-znat-23032007-proshutinskaya-kira-2250-gosduma-rf-monitoring-smi-24-26-marta-2007-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-opd-f-06-metrologiya-standartizaciya-i-sertifikaciya-kod-i-naimenovanie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-issledovaniya-v-kompleksnom-lechenii-adenom-gipofiza.html
  • report.bystrickaya.ru/intellekt-psihofizicheskaya-problema-10.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-uroka-genii-epohi-vozrozhdeniya-i-prosvesheniya-vilyam-shekspir-leonardo-da-vinchi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/etichni-problemi-prva-chast-grazhdanint-i-obshestvoto-globalizaciyata-mezhdu-dvete-hilyadoletiya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sociokulturnoe-prostranstvo-razvitiya-informacionnoj-kompetentnosti-studencheskoj-molodezhi-13-00-05-teoriya-metodika-i-organizaciya-socialno-kulturnoj-deyatelnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gabriel-garsiya-markes-osen-patriarha-stranica-16.html
  • studies.bystrickaya.ru/klassifikaciya-sostava-prestupleniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhanie-tem-teoriya-i-metodika-obucheniya-kulture-obsheniya-formirovanie-kommunikativnoj-gramotnosti-rabotnikov.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/viniknennya-ta-formuvannya-ukranskogo-etnosu.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-sova-i-klushka-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-050706-031000-pedagogika-i-psihologiya-uchebno-metodicheskij.html
  • composition.bystrickaya.ru/ontologiya-osevogo-soznaniya-ot-metafiziki-centrizma-k-antropologii-kulturi-09-00-01-ontologiya-i-teoriya-poznaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayushemu-miru-po-teme-ohrana-prirodi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-geografii-mahachkala-2010.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stanovlenie-instituta-sudebnih-sledovatelej-v-rossijskoj-imperii-vo-vtoroj-polovine-h-i-h-veka-na-materialah-ryazanskoj-orlovskoj-voronezhskoj-i-tambovskoj-gubernij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-finansov-administracii-lipeckoj-oblasti-u-pravlenie-zags-i-arhivov-lipeckoj-oblasti-ogu-gosudarstvennij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-hhii-o-vibrasivanii-detej-esli-bi-sredi-beskonechnogo-raznoobraziya-predmetov-o-kotorih-govoritsya-v-etoj.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskij-konkurs-na-luchshij-molodyozhnij-proekt-po-ekologicheskoj-problematike-nominaciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-otvetstvennogo-za-pozharnuyu-bezopasnost-instrukciya-po-dejstviyam-dolzhnostnih-lic-pri-obnaruzhenii-predmeta-pohozhego-na-vzrivnoe-ustrojstvo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-tura-kommandos.html
  • school.bystrickaya.ru/kreditovanie-fizicheskih-lic-kommercheskimi-bankami.html
  • education.bystrickaya.ru/3-predlozheniya-otchet-vremennoj-deputatskoj-komissii-zhogorku-kenesha-kirgizskoj-respubliki-po-viyavleniyu-i-rassledovaniyu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-soderzhit-materiali-dlya-organizacii-i-sovershenstvovaniya-profilakticheskoj-i-reabilitacionnoj-raboti-s-semyami-gruppi-riska-i-semyami-nahodyashimisya-v-socialno-opasnom-polozhenii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iyul-oh-helen-filding-dnevnik-bridzhit-dzhons-bridzhit-dzhons-1.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prognozirovanie-sociokulturnogo-razvitiya-teoretiko-metodologicheskie-podhodi-24-00-01-teoriya-i-istoriya-kulturi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-6-kursa-specialnosti-150800-vagoni-v.html
  • bukva.bystrickaya.ru/svedeniya-o-stazhe-pedagogicheskoj-raboti-rukovodyashih-i-pedagogicheskih-rabotnikov-ou.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nikitina-tatyana-lvovna-principi-formirovaniya-sistemi-hramovih-rospisej-v-russkom-iskusstve-16701680-h-godov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.