.RU

(*97) Стих как единство - Анализ поэтического текста


^ (*97) Стих как единство
Рифма - граница стиха. А. Ахматова в одном из стихотворений назвала рифмы "сигнальными звоночками", имея в виду звонок, который при печатанье на пишущей машинке отмечает конец строчки. Отмеченность границы роднит стих со словом, а паузу в конце стиха - со словоразделом.

Среди основных конструктивных принципов поэтического текста следует указать на следующее противоречие. Каждый значимый элемент стремится выступать в качестве знака, имеющего самостоятельное значение. И текстовое целое предстает как некоторая фраза, синтагматическая цепь единой конструкции. Одновременно этот же элемент имеет тенденцию выступать лишь как часть знака, а целое приобретает признаки единого знака, имеющего общее и нерасчленимое значение.

Если в первом смысле мы можем сказать, что каждая фонема в стихе ведет себя как слово, то во втором мы можем стих, а затем строфу и, наконец, весь текст рассматривать как особым образом построенные слова. В этом смысле стих - особое окказиональное слово, имеющее единое и нерасчленимое содержание. Отношение его к другим стихам - синтагматическое при повествовательной структуре и парадигматическое во всех случаях стихового параллелизма.

Единство стиха проявляется на метрическом, интонационном, синтаксическом и смысловом уровнях. Оно может дополняться единством фонологической организации, которая часто образует внутри стиха прочные локальные связи.

Семантическое единство стиха проявляется в том, что Ю. Н. Тынянов называл "теснотой стихового ряда". Лексическое значение слов внутри стиха индуцирует в соседних словах сверхзначения, невозможные вне данного стихового контекста, что часто приводит к выделению доминирующих в стихе смысловых центров, с одной стороны, и слов, сведенных на положение связок и частиц префиксально-суффиксального характера, - с другой.

То, что стих - это одновременно и последовательность слов и слово, значение которого отнюдь не равно механической сумме значений его компонентов (поскольку синтагматика значений отдельных знаков и построение значения знака из функционально различных ингредиентов - операции совершенно различные), придает стиху двойной характер. Мы сталкиваемся с тем чрезвычайно существенным для всякого искусства случаем, когда один и тот же текст принципиально допускает более чем одну интерпретацию, интерпретация модели на более конкретном уровне дает не однозначную перекодировку, а некоторое множество взаимно эквивалентных значений.

(*98) Стих сохраняет всю семантику, которая присуща этому тексту как нехудожественному сообщению, и одновременно приобретает интегрированное сверхзначение. Напряжение между этими значениями и создает специфическое для поэзии отношение текста к смыслу.

Возьмем ли мы строчку П. Васильева: "Пахучие поля полыни" или М. Дудина: "Рубины вешать на рябины", мы убеждаемся, что ритмико-фонологическое единство стиха создает и нерасчленимость его смыслового единства.

Расхождение между общеязыковым и интегральным значениями стиха может быть нулевым в двух предельных случаях: при полном приравнивании значения стиха его прозаическому пересказу, то есть при предельной прозаизации стиха, и при полном разрушении общеязыковой семантики - при создании поэзии глоссолалического типа. Но, во-первых, оба эти предельных случая возможны лишь как исключения на фоне поэтической культуры обычного типа, как ее отрицание в ту или иную сторону, но невозможны в качестве самостоятельной системы построения поэтических значений. Во-вторых, отношение двух систем, даже если одна из них представлена пустым классом, не тождественна в структурном отношении прозе, не соотнесенной с поэзией.

Единство стиха как семантического целого создается на нескольких структурных уровнях. При этом мы можем отметить действие тенденции сначала к максимальной реализации всех системных запретов, а затем - к их ослаблению, создающему добавочные смысловые возможности.

Первоначальное вычленение стиха как единого и основного признака поэзии подразумевало обязательное наличие единства метрико-ритмического, синтаксического и интонационного рядов. Наличие изоколонов и фонологических повторов рассматривалось на начальной стадии истории русского стиха послеломоносовской формации как факультативный признак. Так, изоколоны были свойственны риторической поэзии, но отнюдь не являлись признаком всякой.

В этот период "быть стихом" означало и определенную ритмическую структуру, которая тяготела к унификации (один метр должен был победить и сделаться как бы символом стиха вообще; для русского стиха исторически им стал четырехстопный ямб), и определенную - "поэтическую" - интонацию, которая реализовывалась и через особый декламационный стиль, и через особую систему "высокой" орфоэпической нормы. Поскольку поэзия мыслилась в качестве особого языка - в XVIII в. выражение "язык богов" было общим местом для ее определения1, - именно нетождественность каждодневной речи воспринималась как сигнал принадлежности текста к поэзии.

(*99) В этом случае основные текстовые значения определялись признаком: "принадлежность к поэзии" или "непринадлежность к поэзии". Внутренней дифференциации в пределах стиха эти категории еще не знали2.

В дальнейшем обнаруживаются возможности расхождения законченности метрической и незаконченности синтаксической единицы ("перенос"); поэтическая интонация расслоилась на ритмическую и лексическую интонации (интонацию, определяемую расположением просодических элементов, и интонацию, связанную со строем лексики), и обнаружился возможный конфликт между ними. Так, например, в шуточном стихотворении А. К. Толстого "Вонзил кинжал убийца нечестивый..." возникает комический конфликт между балладной интонацией ритма и разговорно-бытовой - его лексического заполнения.

Через плечо дадут вам Станислава

Другим в пример.

Я дать совет властям имею право:

Я камергер!

Хотите дочь мою просватать Дуню?

А я за то

Кредитными билетами отслюню

Вам тысяч сто.

В "Элегии" А. Введенского3 возникает конфликт между мажорным строением ритмики, отчетливо вызывающим в сознании читателя "Бородино" Лермонтова, и трагической интонацией на уровне лексики, перебиваемой сниженно-бытовыми элементами, которые в ином контексте могли бы звучать комически.

Только тогда тот или иной структурный пласт перестал автоматически связываться с понятием стиха и смог присутствовать в одном из двух видов - реализации и нереализации, - он сделался носителем самостоятельных художественных значений. Полное совпадение всех элементов, как это было и в отношении проблемы "метр - ритм", перешло на уровень идеализованной структуры, в отношении к которой воспринимается реальный текст.

Одновременно протекал и другой процесс. Мы говорили о том, что движение стиха подчиняется закону введения максимальных ограничений и последующего их "расшатывания".

(*100) Однако необходимо подчеркнуть, что это справедливо только по отношению к искусственно изолированным структурным уровням (например, "развитие ритмики русского стиха", "история поэтического стиля" и др.). В реальном же движении текстов максимальное "расшатывание" запретов на одном уровне сопровождается максимальным соблюдением их на другом. Обязательные признаки переходят в факультативные, и кажется, что любые нормативные правила отменены. Но одновременно факультативные признаки возводятся в ранг обязательных. Так, например, в поэтической культуре XX в. высокая степень организованности фонологического уровня стала для определенных поэтических школ - и именно для тех, которые допускали предельную свободу ритмического рисунка, - обязательной. В равной мере романтики сняли все, как им казалось, запреты на жанры, язык, "высокое" и "низкое", но ввели новые запреты на неиндивидуальное, пошлое, традиционное на уровне содержания и языка.

1 Ср. эпиграмму П. А. Вяземского на С. Боброва:

Нет спору, что Бибрис богов языком пел;

Из смертных бо никто его не разумел.

Следует помнить, что эпиграмма написана в период, когда от поэзии начинают требовать понятности, обращения к разговорному языку и выражение "язык богов" начинает звучать иронически.

2 Это компенсировалось наличием развитой системы дифференциаций в сверхстиховых структурах, в первую очередь в системе жанров. В дальнейшем жанровое разнообразие теряет значение, а разнообразие внутристиховой интонации возрастает.

3 Приводим первую строфу:

Осматривая гор вершины,

их бесконечные аршины,

вином налитые кувшины,

весь мир, как снег прекрасный,

я видел темные потоки,

я видел бури взор жестокий,

и ветер мирный и высокий,

и смерти час напрасный.

b-poryadok-i-usloviya-pogasheniya-obligacij-i-viplati-po-nim-procenta-kupona.html
b-pozitivnie-aspekti.html
b-primer-1-shablona-k-punktu-2-b-stati-18-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti.html
b-proizvodnie-neproizvodnie-slova-proizvodyashaya-osnova-v-slovoobrazovatelnij-formativ.html
b-ratifikaciya-drugih-sootvetstvuyushih-mezhdunarodnih-dogovorov-obshaya-informaciya-o-predstavlyayushem-doklad-gosudarstve.html
b-razvitie-nauki-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-filosofiya-dlya-vseh-specialnostej.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-v-vilegzhanina-dizajner-florist-direktor-dizajn-centra-trioliya-g-kirova-v-s-golovina.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obedinenie-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-metodicheskaya-sluzhba-udod-regionalnij-opit.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhalobi-pri-postuplenii-ili-na-moment-kuracii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-1-vvedenie-v-mezhdunarodnoe-ekologicheskoe-pravo-vipiska-iz-tematicheskogo-plana.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossiya-mezhdunarodnij-yadernij-mogilnik.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-3-ntichnaya-filosofiya-po-bezgranichnim-projdya-svoej-mislyu-i-duhom-prostranstvam-tit-lukrecij-kar-o-prirode.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/12-psihologicheskie-prichini-rosta-etnicheskoj-identichnosti-v-sovremennom-mire-stefanenko-t-g-etnopsihologiya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-ispolzovanie-transa-i-manipulyaciya-soznaniempervaya-stupen-sergej-gorin.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleks-zeltin-promivka-mozgov-stranica-18.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soyuz-das-bindewort-makkenzen-l-m15-nemeckij-yazik-universalnij-spravochnikper-s-nemeckogo-e-zaharova.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-v-m-najdish-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomaticheskaya-akademiya-ministerstva-stranica-19.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-osobennostyah-intellektualnih-processov-pri-porazhenii-lobnih-otdelov-mozga.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-provedenii-pervenstva-ussurijskogo-gorodskogo-okruga-po-shashkam-chudo-shashki.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svadebnie-igri-scenarij-vikupa-nevesti-1-9.html
  • essay.bystrickaya.ru/duhovnik-opitnogo-strannika.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-posvyashaetsya-dzhejn-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nefinansovie-instituti-razvitiya-materiali-k-zasedaniyu-soveta-po-konkurentosposobnosti-i-predprinimatelstvu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tipovoe-polozhenie-ob-obsheobrazovatelnoj-shkole-internate-s-pervonachalnoj-letnoj-podgotovkoj.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vliyanie-bioritmov-na-fizicheskuyu-rabotosposobnost-detej-srednego-shkolnogo-vozrasta.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/resheniem-kollegialnogo-organa.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/solon-feognid-24-so-2-tis-do-n-e-sushestvuyut-2-kulturi-minojskaya-i-grecheskaya-po-8-v-do-n-e-zakladivayutsya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xii-pesheri-chatirdaga-biografiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/student-moskovskogo-gosudarstvennogo.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-fakultativnogo-kursa-dlya-7-8-klassov-nablyudatelnaya-astronomiya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/27-socialnie-cennosti-i-normi-nauchnogo-etosa-tvorcheskaya-svoboda-i-socialnaya-otvetstvennost-uchenogo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sistema-obespecheniya-nacionalnoj-bezopasnosti-respubliki-belarus.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnie-shkoli-mezhdunarodnie-otnosheniya-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/luchshaya-zashita-napadenie-luchshij-potrebitel-prodavec-chast-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-1-obshaya-receptura-obshaya-farmakologiya-sredstva-vliyayushie-na-vegetativnuyu-nervnuyu-sistemu-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchishsya-otvechat-na-voprosi-druzej-i-vidvigat-svoi-argumenti-protiv-narkotikov-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/pasport-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-5.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posleslovie-a-chto-dalshe-tvoej-zhizni.html
  • school.bystrickaya.ru/dressirovka-sobak-s-pomoshyu-polozhitelnogo-podkrepleniya-kliker-trening.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reklama-v-sisteme-marketingovih-kommunikacij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-opd-f-11-osnovi-reklami.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.