.RU

(*97) Стих как единство - Анализ поэтического текста


^ (*97) Стих как единство
Рифма - граница стиха. А. Ахматова в одном из стихотворений назвала рифмы "сигнальными звоночками", имея в виду звонок, который при печатанье на пишущей машинке отмечает конец строчки. Отмеченность границы роднит стих со словом, а паузу в конце стиха - со словоразделом.

Среди основных конструктивных принципов поэтического текста следует указать на следующее противоречие. Каждый значимый элемент стремится выступать в качестве знака, имеющего самостоятельное значение. И текстовое целое предстает как некоторая фраза, синтагматическая цепь единой конструкции. Одновременно этот же элемент имеет тенденцию выступать лишь как часть знака, а целое приобретает признаки единого знака, имеющего общее и нерасчленимое значение.

Если в первом смысле мы можем сказать, что каждая фонема в стихе ведет себя как слово, то во втором мы можем стих, а затем строфу и, наконец, весь текст рассматривать как особым образом построенные слова. В этом смысле стих - особое окказиональное слово, имеющее единое и нерасчленимое содержание. Отношение его к другим стихам - синтагматическое при повествовательной структуре и парадигматическое во всех случаях стихового параллелизма.

Единство стиха проявляется на метрическом, интонационном, синтаксическом и смысловом уровнях. Оно может дополняться единством фонологической организации, которая часто образует внутри стиха прочные локальные связи.

Семантическое единство стиха проявляется в том, что Ю. Н. Тынянов называл "теснотой стихового ряда". Лексическое значение слов внутри стиха индуцирует в соседних словах сверхзначения, невозможные вне данного стихового контекста, что часто приводит к выделению доминирующих в стихе смысловых центров, с одной стороны, и слов, сведенных на положение связок и частиц префиксально-суффиксального характера, - с другой.

То, что стих - это одновременно и последовательность слов и слово, значение которого отнюдь не равно механической сумме значений его компонентов (поскольку синтагматика значений отдельных знаков и построение значения знака из функционально различных ингредиентов - операции совершенно различные), придает стиху двойной характер. Мы сталкиваемся с тем чрезвычайно существенным для всякого искусства случаем, когда один и тот же текст принципиально допускает более чем одну интерпретацию, интерпретация модели на более конкретном уровне дает не однозначную перекодировку, а некоторое множество взаимно эквивалентных значений.

(*98) Стих сохраняет всю семантику, которая присуща этому тексту как нехудожественному сообщению, и одновременно приобретает интегрированное сверхзначение. Напряжение между этими значениями и создает специфическое для поэзии отношение текста к смыслу.

Возьмем ли мы строчку П. Васильева: "Пахучие поля полыни" или М. Дудина: "Рубины вешать на рябины", мы убеждаемся, что ритмико-фонологическое единство стиха создает и нерасчленимость его смыслового единства.

Расхождение между общеязыковым и интегральным значениями стиха может быть нулевым в двух предельных случаях: при полном приравнивании значения стиха его прозаическому пересказу, то есть при предельной прозаизации стиха, и при полном разрушении общеязыковой семантики - при создании поэзии глоссолалического типа. Но, во-первых, оба эти предельных случая возможны лишь как исключения на фоне поэтической культуры обычного типа, как ее отрицание в ту или иную сторону, но невозможны в качестве самостоятельной системы построения поэтических значений. Во-вторых, отношение двух систем, даже если одна из них представлена пустым классом, не тождественна в структурном отношении прозе, не соотнесенной с поэзией.

Единство стиха как семантического целого создается на нескольких структурных уровнях. При этом мы можем отметить действие тенденции сначала к максимальной реализации всех системных запретов, а затем - к их ослаблению, создающему добавочные смысловые возможности.

Первоначальное вычленение стиха как единого и основного признака поэзии подразумевало обязательное наличие единства метрико-ритмического, синтаксического и интонационного рядов. Наличие изоколонов и фонологических повторов рассматривалось на начальной стадии истории русского стиха послеломоносовской формации как факультативный признак. Так, изоколоны были свойственны риторической поэзии, но отнюдь не являлись признаком всякой.

В этот период "быть стихом" означало и определенную ритмическую структуру, которая тяготела к унификации (один метр должен был победить и сделаться как бы символом стиха вообще; для русского стиха исторически им стал четырехстопный ямб), и определенную - "поэтическую" - интонацию, которая реализовывалась и через особый декламационный стиль, и через особую систему "высокой" орфоэпической нормы. Поскольку поэзия мыслилась в качестве особого языка - в XVIII в. выражение "язык богов" было общим местом для ее определения1, - именно нетождественность каждодневной речи воспринималась как сигнал принадлежности текста к поэзии.

(*99) В этом случае основные текстовые значения определялись признаком: "принадлежность к поэзии" или "непринадлежность к поэзии". Внутренней дифференциации в пределах стиха эти категории еще не знали2.

В дальнейшем обнаруживаются возможности расхождения законченности метрической и незаконченности синтаксической единицы ("перенос"); поэтическая интонация расслоилась на ритмическую и лексическую интонации (интонацию, определяемую расположением просодических элементов, и интонацию, связанную со строем лексики), и обнаружился возможный конфликт между ними. Так, например, в шуточном стихотворении А. К. Толстого "Вонзил кинжал убийца нечестивый..." возникает комический конфликт между балладной интонацией ритма и разговорно-бытовой - его лексического заполнения.

Через плечо дадут вам Станислава

Другим в пример.

Я дать совет властям имею право:

Я камергер!

Хотите дочь мою просватать Дуню?

А я за то

Кредитными билетами отслюню

Вам тысяч сто.

В "Элегии" А. Введенского3 возникает конфликт между мажорным строением ритмики, отчетливо вызывающим в сознании читателя "Бородино" Лермонтова, и трагической интонацией на уровне лексики, перебиваемой сниженно-бытовыми элементами, которые в ином контексте могли бы звучать комически.

Только тогда тот или иной структурный пласт перестал автоматически связываться с понятием стиха и смог присутствовать в одном из двух видов - реализации и нереализации, - он сделался носителем самостоятельных художественных значений. Полное совпадение всех элементов, как это было и в отношении проблемы "метр - ритм", перешло на уровень идеализованной структуры, в отношении к которой воспринимается реальный текст.

Одновременно протекал и другой процесс. Мы говорили о том, что движение стиха подчиняется закону введения максимальных ограничений и последующего их "расшатывания".

(*100) Однако необходимо подчеркнуть, что это справедливо только по отношению к искусственно изолированным структурным уровням (например, "развитие ритмики русского стиха", "история поэтического стиля" и др.). В реальном же движении текстов максимальное "расшатывание" запретов на одном уровне сопровождается максимальным соблюдением их на другом. Обязательные признаки переходят в факультативные, и кажется, что любые нормативные правила отменены. Но одновременно факультативные признаки возводятся в ранг обязательных. Так, например, в поэтической культуре XX в. высокая степень организованности фонологического уровня стала для определенных поэтических школ - и именно для тех, которые допускали предельную свободу ритмического рисунка, - обязательной. В равной мере романтики сняли все, как им казалось, запреты на жанры, язык, "высокое" и "низкое", но ввели новые запреты на неиндивидуальное, пошлое, традиционное на уровне содержания и языка.

1 Ср. эпиграмму П. А. Вяземского на С. Боброва:

Нет спору, что Бибрис богов языком пел;

Из смертных бо никто его не разумел.

Следует помнить, что эпиграмма написана в период, когда от поэзии начинают требовать понятности, обращения к разговорному языку и выражение "язык богов" начинает звучать иронически.

2 Это компенсировалось наличием развитой системы дифференциаций в сверхстиховых структурах, в первую очередь в системе жанров. В дальнейшем жанровое разнообразие теряет значение, а разнообразие внутристиховой интонации возрастает.

3 Приводим первую строфу:

Осматривая гор вершины,

их бесконечные аршины,

вином налитые кувшины,

весь мир, как снег прекрасный,

я видел темные потоки,

я видел бури взор жестокий,

и ветер мирный и высокий,

и смерти час напрасный.

b-poryadok-i-usloviya-pogasheniya-obligacij-i-viplati-po-nim-procenta-kupona.html
b-pozitivnie-aspekti.html
b-primer-1-shablona-k-punktu-2-b-stati-18-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti.html
b-proizvodnie-neproizvodnie-slova-proizvodyashaya-osnova-v-slovoobrazovatelnij-formativ.html
b-ratifikaciya-drugih-sootvetstvuyushih-mezhdunarodnih-dogovorov-obshaya-informaciya-o-predstavlyayushem-doklad-gosudarstve.html
b-razvitie-nauki-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-filosofiya-dlya-vseh-specialnostej.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-18-socialnoe-gosudarstvo-v-usloviyah-federacii-ocherk-teorii-socialnogo-gosudarstva.html
  • college.bystrickaya.ru/16-enciklopediya-ehnaton-dihanii-bogov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabatin-zhospari-tairibi-zhariti-asietter-zhariti-biologiyali-ser.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-gosudarstvennomu-mezhdisciplinarnomu.html
  • writing.bystrickaya.ru/dvuhstoronnyaya-bronhopnevmoniya-s-obstruktivnim-sindromom.html
  • institute.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-barnaulskij-zavod-asbestovih-tehnicheskih-izdelij-po-itogam-raboti-za-2005-god.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-scenicheskoe-iskusstvo-i-scenicheskoe-remeslo-rabota-aktera.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-etika-i-kultura-obsheniya-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema9-uchet-vlozhenij-v-nefinansovie-aktivi-programma-podgotovki-i-attestacii-buhgalterov-ekonomistov-byudzhetnih.html
  • student.bystrickaya.ru/4-filosofiya-epohi-ellinizma-uchebnoe-posobie-kniga-pervaya-filosofiya-drevnego-mira-taganrog-2010.html
  • klass.bystrickaya.ru/babij-yar-pamyat-obshestva-zabvenie-gosudarstva-i-a-altman-otv-sostavitel-m-v-voronov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-sociologicheskoe-znanie-volkov-yu-g-dobrenkov-v-i-nechipurenko-v-n-popov-a-v-sociologiya-uchebnikpod.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-12-spravochnoeosnovnie-predeli-doz-i-dopustimie-urovni-radioaktivnogo-zagryazneniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-eksperimenta.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sociologiya-kulturi-.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xiv-otvetstvennost-predprinimatelej-za-neuplatu-nalogov-i-narushenie-poryadka-predstavleniya-deklaracii-o-dohodah.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-rimskoe-pravo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-5-osnovnie-aspekti-analiza-predlozheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obshee-yazikoznanie-specialnost.html
  • education.bystrickaya.ru/12-obyazannosti-rabotodatelya-i-rabotnika-po-obespecheniyu-ohrani-truda.html
  • write.bystrickaya.ru/gibel-atlantidi.html
  • books.bystrickaya.ru/duma-podderzhala-proekt-zakona-prizvannogo-povisit-vliyanie-partij-na-mestah-monitoring-smi-26-27.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-23-iyulya-2007-g-969-r-1-kratkaya-informaciya-o-tverskoj-oblasti.html
  • studies.bystrickaya.ru/grazhdanstvo-v-respublike-belarus.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-rabote-turagentstva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchenici-6d-klassa.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primernie-voprosi-k-kontrolnoj-rabote-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chetvyortaya-lekciya-6-iyunya-1912-g-lekcij-prochitannih-v-hristianii-oslo-s.html
  • college.bystrickaya.ru/1314-obyom-investicii-programma-kompleksnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kochevskogo-municipalnogo-rajona.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-russkomu-yaziku-i-literature-9-klass.html
  • report.bystrickaya.ru/igra-prover-svoi-znaniya-professij.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-18-ne-stroj-krepostej-chtobi-zashitit-sebya-izolyaciya-opasna-48-zakonov-vlasti-i-obolsheniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-utverzhdena.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-formah-i-poryadke-provedeniya-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-obuchayushihsya-osvoivshih-osnovnie-obsheobrazovatelnie-programmi-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-stranica-40.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhenshini-i-predprinimatelstvo.html
  • control.bystrickaya.ru/didakticheskij-material-pasport-kabineta-istorii-na-20102011-uchebnij-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.