.RU

(*97) Стих как единство - Анализ поэтического текста


^ (*97) Стих как единство
Рифма - граница стиха. А. Ахматова в одном из стихотворений назвала рифмы "сигнальными звоночками", имея в виду звонок, который при печатанье на пишущей машинке отмечает конец строчки. Отмеченность границы роднит стих со словом, а паузу в конце стиха - со словоразделом.

Среди основных конструктивных принципов поэтического текста следует указать на следующее противоречие. Каждый значимый элемент стремится выступать в качестве знака, имеющего самостоятельное значение. И текстовое целое предстает как некоторая фраза, синтагматическая цепь единой конструкции. Одновременно этот же элемент имеет тенденцию выступать лишь как часть знака, а целое приобретает признаки единого знака, имеющего общее и нерасчленимое значение.

Если в первом смысле мы можем сказать, что каждая фонема в стихе ведет себя как слово, то во втором мы можем стих, а затем строфу и, наконец, весь текст рассматривать как особым образом построенные слова. В этом смысле стих - особое окказиональное слово, имеющее единое и нерасчленимое содержание. Отношение его к другим стихам - синтагматическое при повествовательной структуре и парадигматическое во всех случаях стихового параллелизма.

Единство стиха проявляется на метрическом, интонационном, синтаксическом и смысловом уровнях. Оно может дополняться единством фонологической организации, которая часто образует внутри стиха прочные локальные связи.

Семантическое единство стиха проявляется в том, что Ю. Н. Тынянов называл "теснотой стихового ряда". Лексическое значение слов внутри стиха индуцирует в соседних словах сверхзначения, невозможные вне данного стихового контекста, что часто приводит к выделению доминирующих в стихе смысловых центров, с одной стороны, и слов, сведенных на положение связок и частиц префиксально-суффиксального характера, - с другой.

То, что стих - это одновременно и последовательность слов и слово, значение которого отнюдь не равно механической сумме значений его компонентов (поскольку синтагматика значений отдельных знаков и построение значения знака из функционально различных ингредиентов - операции совершенно различные), придает стиху двойной характер. Мы сталкиваемся с тем чрезвычайно существенным для всякого искусства случаем, когда один и тот же текст принципиально допускает более чем одну интерпретацию, интерпретация модели на более конкретном уровне дает не однозначную перекодировку, а некоторое множество взаимно эквивалентных значений.

(*98) Стих сохраняет всю семантику, которая присуща этому тексту как нехудожественному сообщению, и одновременно приобретает интегрированное сверхзначение. Напряжение между этими значениями и создает специфическое для поэзии отношение текста к смыслу.

Возьмем ли мы строчку П. Васильева: "Пахучие поля полыни" или М. Дудина: "Рубины вешать на рябины", мы убеждаемся, что ритмико-фонологическое единство стиха создает и нерасчленимость его смыслового единства.

Расхождение между общеязыковым и интегральным значениями стиха может быть нулевым в двух предельных случаях: при полном приравнивании значения стиха его прозаическому пересказу, то есть при предельной прозаизации стиха, и при полном разрушении общеязыковой семантики - при создании поэзии глоссолалического типа. Но, во-первых, оба эти предельных случая возможны лишь как исключения на фоне поэтической культуры обычного типа, как ее отрицание в ту или иную сторону, но невозможны в качестве самостоятельной системы построения поэтических значений. Во-вторых, отношение двух систем, даже если одна из них представлена пустым классом, не тождественна в структурном отношении прозе, не соотнесенной с поэзией.

Единство стиха как семантического целого создается на нескольких структурных уровнях. При этом мы можем отметить действие тенденции сначала к максимальной реализации всех системных запретов, а затем - к их ослаблению, создающему добавочные смысловые возможности.

Первоначальное вычленение стиха как единого и основного признака поэзии подразумевало обязательное наличие единства метрико-ритмического, синтаксического и интонационного рядов. Наличие изоколонов и фонологических повторов рассматривалось на начальной стадии истории русского стиха послеломоносовской формации как факультативный признак. Так, изоколоны были свойственны риторической поэзии, но отнюдь не являлись признаком всякой.

В этот период "быть стихом" означало и определенную ритмическую структуру, которая тяготела к унификации (один метр должен был победить и сделаться как бы символом стиха вообще; для русского стиха исторически им стал четырехстопный ямб), и определенную - "поэтическую" - интонацию, которая реализовывалась и через особый декламационный стиль, и через особую систему "высокой" орфоэпической нормы. Поскольку поэзия мыслилась в качестве особого языка - в XVIII в. выражение "язык богов" было общим местом для ее определения1, - именно нетождественность каждодневной речи воспринималась как сигнал принадлежности текста к поэзии.

(*99) В этом случае основные текстовые значения определялись признаком: "принадлежность к поэзии" или "непринадлежность к поэзии". Внутренней дифференциации в пределах стиха эти категории еще не знали2.

В дальнейшем обнаруживаются возможности расхождения законченности метрической и незаконченности синтаксической единицы ("перенос"); поэтическая интонация расслоилась на ритмическую и лексическую интонации (интонацию, определяемую расположением просодических элементов, и интонацию, связанную со строем лексики), и обнаружился возможный конфликт между ними. Так, например, в шуточном стихотворении А. К. Толстого "Вонзил кинжал убийца нечестивый..." возникает комический конфликт между балладной интонацией ритма и разговорно-бытовой - его лексического заполнения.

Через плечо дадут вам Станислава

Другим в пример.

Я дать совет властям имею право:

Я камергер!

Хотите дочь мою просватать Дуню?

А я за то

Кредитными билетами отслюню

Вам тысяч сто.

В "Элегии" А. Введенского3 возникает конфликт между мажорным строением ритмики, отчетливо вызывающим в сознании читателя "Бородино" Лермонтова, и трагической интонацией на уровне лексики, перебиваемой сниженно-бытовыми элементами, которые в ином контексте могли бы звучать комически.

Только тогда тот или иной структурный пласт перестал автоматически связываться с понятием стиха и смог присутствовать в одном из двух видов - реализации и нереализации, - он сделался носителем самостоятельных художественных значений. Полное совпадение всех элементов, как это было и в отношении проблемы "метр - ритм", перешло на уровень идеализованной структуры, в отношении к которой воспринимается реальный текст.

Одновременно протекал и другой процесс. Мы говорили о том, что движение стиха подчиняется закону введения максимальных ограничений и последующего их "расшатывания".

(*100) Однако необходимо подчеркнуть, что это справедливо только по отношению к искусственно изолированным структурным уровням (например, "развитие ритмики русского стиха", "история поэтического стиля" и др.). В реальном же движении текстов максимальное "расшатывание" запретов на одном уровне сопровождается максимальным соблюдением их на другом. Обязательные признаки переходят в факультативные, и кажется, что любые нормативные правила отменены. Но одновременно факультативные признаки возводятся в ранг обязательных. Так, например, в поэтической культуре XX в. высокая степень организованности фонологического уровня стала для определенных поэтических школ - и именно для тех, которые допускали предельную свободу ритмического рисунка, - обязательной. В равной мере романтики сняли все, как им казалось, запреты на жанры, язык, "высокое" и "низкое", но ввели новые запреты на неиндивидуальное, пошлое, традиционное на уровне содержания и языка.

1 Ср. эпиграмму П. А. Вяземского на С. Боброва:

Нет спору, что Бибрис богов языком пел;

Из смертных бо никто его не разумел.

Следует помнить, что эпиграмма написана в период, когда от поэзии начинают требовать понятности, обращения к разговорному языку и выражение "язык богов" начинает звучать иронически.

2 Это компенсировалось наличием развитой системы дифференциаций в сверхстиховых структурах, в первую очередь в системе жанров. В дальнейшем жанровое разнообразие теряет значение, а разнообразие внутристиховой интонации возрастает.

3 Приводим первую строфу:

Осматривая гор вершины,

их бесконечные аршины,

вином налитые кувшины,

весь мир, как снег прекрасный,

я видел темные потоки,

я видел бури взор жестокий,

и ветер мирный и высокий,

и смерти час напрасный.

b-poryadok-i-usloviya-pogasheniya-obligacij-i-viplati-po-nim-procenta-kupona.html
b-pozitivnie-aspekti.html
b-primer-1-shablona-k-punktu-2-b-stati-18-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti.html
b-proizvodnie-neproizvodnie-slova-proizvodyashaya-osnova-v-slovoobrazovatelnij-formativ.html
b-ratifikaciya-drugih-sootvetstvuyushih-mezhdunarodnih-dogovorov-obshaya-informaciya-o-predstavlyayushem-doklad-gosudarstve.html
b-razvitie-nauki-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-filosofiya-dlya-vseh-specialnostej.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-vtorogo-etapa-x-mezhdunarodnoj-olimpiadi-po-osnovam-nauk-v-respublike-kazahstan-v-20132014-uchebnom-godu.html
  • learn.bystrickaya.ru/garri-potter-i-tajnaya-komnata-stranica-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ishodi-iz-istorie-aneks-shkolskog-programa-20102011-godine-sadrzha-.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sporudzhennya-zemlyanogo-polotna-dlya-budvnictva-dorogi.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-direktora-departamenta-gosudarstvennoj-politiki-v-sfere-vospitaniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-i-socialnoj-zashiti-detej-minobrnauki-rossii-a.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-priklyuchencheskij-roman-lezvie-britvi-podnimaet-problemi-izucheniya-vozmozhnostej-cheloveka-stranica-11.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyuboe-narushenie-budet-presledovatsya-po-zakonu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/specialnost-19070265-organizaciya-i-bezopasnost-dvizheniya-prikazivayu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-14-golodomor.html
  • shkola.bystrickaya.ru/storya-sela-znkova.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dokumentalnij-kontrol-kak-forma-tamozhennogo-kontrolya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raznoobrazie-osobennosti-rosta-i-razvitiya-pinopsida-pri-introdukcii-v-usloviyah-mahachkali.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iv-konstitucionno-pravovie-osnoviobshestvennogo-stroya-uchebnik-dlya-studentov-yuridicheskih-vuzov-i-fakultetov.html
  • control.bystrickaya.ru/boss-bespodobnij-ili-bespoleznij-immelman-rejmond-stranica-20.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-ob-itogah-podgotovki-naseleniya-v-oblasti-grazhdanskoj-oboroni-i-zashiti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-referatov-specifika-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-centralnoj-evropi-v-rannee-srednevekove-specifika-politicheskogo-razvitiya-centralnoj-evropi-v-rannee-srednevekove.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-takoe-byudzhet-forma-plan-ili-fond.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tnmder-bar-konvertterd-ashu-hattamasi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ushi-lapi-i-hvosti-dom-narodnogo-tvorchestva-sbornik-scenariev-i-metodicheskih-materialov-dlya-organizacii-dosuga.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vtoroe-izdanie-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/lichnostnie-razlichiya-lyudej-s-yarko-virazhennoj-i-nevirazhennoj-ciklotimicheskoj-akcentuaciej-haraktera-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rodovaya-pamyat-v-drevnej-rusi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-po-specialnosti-151001-tehnologiya-mashinostroeniya-v-2010-godu-p-sosnovskoe.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-stati.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proektno-issledovatelskaya-rabota-ispolniteli-volodina-anna-11-a-klass-fatyanova-alyona-11-a-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-vipuska-i-realizacii-gotovoj-produkcii-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-svet-v-zhizni-tehnike-iskusstve-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernie-temi-uchebno-issledovatelskih-rabot-dlya-vibora-uchashimisya-6-8-klassov-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-po-biologii-8-11-mou-sarsak-omginskij-licej-agrizskogo-municipalnogo-rajona-rt-stranica-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/lyudi-iks-nachalo-rosomaha-film-lyudi-iks-nachalo-rosomaha-yavilsya-dostojnim-prodolzheniem-predidushih-treh-chastej-povestvuyushih-o-mutantah-obladayushih-sverhchel.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-oblastnogo-festivalya-teatralnih-kollektivov-melpomena-v-ramkah-oblastnogo-festivalya-detskogo-i-yunosheskogo-hudozhestvennogo-i-tehnicheskogo-tvorchestva-yu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-mezhvuzovskaya-studencheskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-aktualnie-problemi-sovremennogo-prava-gosudarstva-i-ekonomiki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/promishlennost-i-promishlennaya-politika-turcii-na-sovremennom-etape-1980-2005.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sayasattanu-barli-mamandia-arnalan.html
  • essay.bystrickaya.ru/centr-gigieni-i-epidemiologii-v-chechenskoj-respublike.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.