.RU

9.7 Перспективы развития портала олимпиады школьников «Ломоносов» - Отчет по мероприятию


^ 9.7 Перспективы развития портала олимпиады школьников «Ломоносов»

Среди перспектив развития портала олимпиады школьников «Ломоносов» можно отметить следующие:

  1. создание специальной системы мониторинга и поддержки талантливых школьников, в том числе:

  1. создание системы поддержки индивидуальных траекторий развития одаренных детей;

  2. создание и ведение базы данных одаренных школьников;

  1. повышение качества проведения отборочного (заочного) этапа, в том числе разработка системы автоматической генерации псевдоиндивидуальных заданий по предметам для стимулирования участников к самостоятельному творчеству, что должно существенно увеличить достоверность результатов заочного тура и их соответствие реальным знаниям участников;

  2. расширение списка олимпиад, обслуживаемых порталом.


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


^ Научно-образовательный материал


«Разработка механизмов привлечения студентов к организации интеллектуальных соревнований, развитие системы интеллектуального наставничества в молодежной среде г. Москвы»


Состав научно-образовательного коллектива:

Н.М. Калмыкова, Ф.С. Картаев, В.В. Красков, М.В. Палт, А.И. Тюрин, А.Ю. Челноков.


Москва 2011 г.


Раздел 10. Научно-образовательный материал «Разработка механизмов привлечения студентов к организации интеллектуальных соревнований, развитие системы интеллектуального наставничества в молодежной среде г. Москвы»


^ 10.1. Участие студентов и аспирантов в педагогической работе со школьниками


Система интеллектуального наставничества «студент – школьник» в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова имеет давние традиции. Достаточно отметить, что в настоящее время на факультетах университета работает более полутора десятков бесплатных школ юных, в которых обучаются в основном школьники Москвы и Московской области. В большей части этих школ преподают не только штатные преподаватели МГУ, но и студенты.

Каким образом студенты начинают преподавать, и как приходят в подобные школы? Покажем это на примере функционирования Экономико-математической школы (ЭМШ) при экономическом факультете (сайт Школы: http://new.emsch.ru/).

Экономико-математическая школа была создана в 1968 году. С ноября 2009 года ЭМШ является старейшим членом Европейской Сети Детских Университетов (EUCU.NET). Уникальность школы состоит в том, что, во-первых, обучение в школе полностью бесплатное. Во-вторых, школьникам предоставляется возможность выбора интересующих их предметов из множества курсов, читающихся в школе. Это не только предметы математического и экономического блоков, но и блок, названный самими преподавателями «третий путь», включающий географию, иностранные языки, русский язык, дизайн сайтов, историю и пр.

ЭМШ считает своей целью предоставление возможностей школьникам – расширить свой кругозор, почувствовать атмосферу Университета, узнать много нового и интересного, в частности, об экономике, а преподавателям – реализовать себя в творческой и преподавательской деятельности. Ежегодно в ЭМШ преподают до 100 студентов, причем не только студентов экономического факультета, но и других факультетов МГУ, а также других вузов Москвы, обучается порядка 250 школьников. В течение последних 5 лет конкурс в ЭМШ составляет 2-4 человека на место. Школа объединяет слушателей из более чем 70 различных школ Москвы и Подмосковья.

Экономико-математическая школа – демократичная структура. Управляет школой избираемый ежегодно Совет ЭМШ. Помимо опытных преподавателей экономического факультета МГУ свои авторские спецкурсы читают и студенты (бакалавры и магистры), и аспиранты. Формы проведения занятий могут быть разными: в ЭМШ соседствуют как традиционные лекции и семинары, так и интерактивные формы обучения: тренинги, системы Case Studies. Однако в любом случае диалоговому общению со школьниками уделяется большое внимание. Кроме того, ЭМШ поддерживает связь со всеми своими выпускниками и преподавателями, что позволяет совершать обмен знаниями между «старым» поколением и «новым».

Как студенты приходят в ЭМШ? Существует два пути: главный – преподавателями становятся сами выпускники ЭМШ, которые после 1-3 лет обучения не представляют своей жизни без ЭМШ. Второй – привлечение студентов, которые не обучались в ЭМШ, но стремятся преподавать. Как правило, новичкам редко с первого же года доверяют свой собственный курс, часто они становятся ассистентами на курсах более опытных коллег, а год спустя уже предлагают свои курсы. Курсы проходят жесткий отбор, их программу приходится защищать перед методическим советом.

Что дает студентам ЭМШ, и почему они не уходят после первого семестра? Как правило, это возможность приобрести новых друзей, попробовать себя в качестве преподавателя. Кроме этого, в ЭМШ много других мероприятий, помимо регулярных занятий по расписанию: Зимняя выездная школа, Летняя школа и пр. В работе ЭМШ активное участие принимают и ее выпускники разных лет, поэтому нынешние преподаватели имеют возможность, общаясь со старшими коллегами, многому у них научиться.


^ 10.2. Участие студентов и аспирантов в проведении олимпиад школьников


Кроме лекций и семинаров в ЭМШ проводятся и творческие конкурсы. Во-первых, это конкурс рефератов для учащихся ЭМШ, по итогам которого отбираются школьники для участия в ежегодной зимней выездной школе. Во-вторых, это традиционная экономико-математическая олимпиада (ЭМО) для школьников Москвы и Московской области, победители которой зачислялись в ЭМШ без экзаменов, а также получали различные подарки, в основном книги ведущих экономических издательств.

С 2011 года на смену ЭМО пришел Открытый чемпионат школ по экономике (www.openchampionship.ru), в подготовке и проведении которого студенты принимают активное участие9. Открытый чемпионат школ по экономике – уникальная инновационная олимпиада для школьников 8-11 классов. Впервые один из старейших вузов страны проводит в общероссийском масштабе не только индивидуальную, но и командную олимпиаду по экономике. Современная экономика требует (помимо умения решать нетривиальные задачи) слаженной командной работы, поэтому современная олимпиада включает решение экономических кейсов, которые наиболее приближены реальным проблемам, с которыми сталкиваются экономисты.

Организация Открытого чемпионата дает студентам возможность принять участие в разработке и осуществлении реального проекта, примерить на себя роли менеджеров по рекламе, по работе со спонсорами и др., разрабатывать задания чемпионата, проверять работы, осуществлять много других функций, необходимых для успешной реализации этого проекта. В команде организаторов работают также и выпускники ЭМШ, которые многого добились в своей профессиональной деятельности и готовы делиться опытом со студентами.

По сути, на примере проведения Открытого чемпионата реализуется трехступенчатая система наставничества: «выпускники разных лет и штатные преподаватели МГУ» - «студенты» - «школьники». Именно поэтому можно надеяться, что сегодняшние школьники станут в будущем преподавателями ЭМШ и потом, уже в качестве выпускников, будут поддерживать работу ЭМШ, тем самым внося свой вклад в развитие интеллектуального потенциала московских школьников. На основе многолетнего опыта работы ЭМШ можно сделать вывод о том, что в механизме привлечения студентов к работе со школьниками крайне важно именно наставничество более старших коллег (будь то выпускники, работающие вне Московского университета, или преподаватели факультета), поскольку выпускники поддерживают особую атмосферу, дух общности и ощущение того, что все делают общее важное дело. Не зря в ЭМШ существует термин «люди ЭМШ».

По итогам первого Открытого чемпионата школ по экономике на экономическом факультете был создан Центр студенческих проектов. Кроме того, студенты по своей инициативе стали создавать базу данных школ, в которых ведется преподавание экономики, для того, чтобы расширить информирование школ и школьников об Открытом чемпионате.

Для участия в чемпионате было зарегистрировано 758 школьников 8-11 классов и 85 команд, хотя Открытый чемпионат нацелен на поиск талантливой молодежи, заинтересованной в изучении экономики, и не предоставляет льгот для поступления в вузы. Призы Чемпионата – это различные технические устройства (iPad, iPhone, нетбуки) и бизнес-литература, необходимые современному школьнику для рационального использования своих интеллектуальных ресурсов.

В Чемпионате приняли участие школьники:

  1. всех наиболее сильных московских школ: СУНЦ, 2, 52, 54, 57, 853 (Зеленоград), 867, 1257, 1533, 1535 и т.д.,

  2. лучших школ подмосковных городов: Дмитров, Лобня, Краснознаменск и многие другие;

  3. лучших школ областных центров: 52й школы г.Рязани, 1й и 44й школ г. Липецка, Кировского экономико-правового лицея, 8-й школы Калуги и т.д.

Чемпионат состоял из двух туров: индивидуального (решение 4-х экономико-математических задач) и командного (разбор 4-х кейсов). В то же время для школьных учителей экономики был организован семинар, на котором разбирались олимпиадные задачи. В семинаре приняли участие 28 учителей.

Проверка работ осуществлялась в зашифрованном и обезличенном виде. Что обеспечивало беспристрастность жюри. По окончании проекта был осуществлен независимый аудит его результатов от компании KPMG. 5 мая 2011 года на сайте www.openchampionship.ru был опубликован список топ-25 участников по каждому классу и список топ-20 команд (в алфавитном порядке). Ввиду масштабности и сложности проекта консультационную поддержку проекту оказали многие выпускники экономического факультета, которые помогли спланировать и провести столь масштабное мероприятие, а также 13 компаний, выступивших в качестве спонсоров мероприятия: это крупнейшие консалтинговые компаний KPMG и PriceWaterhouseCoopers, ведущий российский системный интегратор «ЛАНИТ», Альпина Паблишерс, Kawaii Factory, ISIC и другие. Информационную поддержку мероприятию оказывал ведущий экономический телеканал РБК-ТВ, поддержку в социальных медиа обеспечил холдинг Mail.Ru Group, а на радио волнах – Финам FM. Компании Coca-Cola и MARS предоставили свою продукцию, чтобы поддержать силы участников между индивидуальным и командным турами.

15 мая 2011 года на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся Закрытый день открытых дверей ЭФ МГУ, в рамках которого прошла церемония награждения победителей и призеров Открытого чемпионата школ по экономике и школьников, попавших в «Золотой запас экономистов России-2011».

В рамках утренней программы 5 преподавателей экономического факультета прочитали двадцатиминутные демо-лекции по различным аспектам экономики, чтобы школьники могли познакомиться с традициями преподавания в МГУ и почувствовать себя студентами самого известно вуза России. В лекциях был затронут широкий круг экономических проблем: от математических методов анализа экономики до управления инновациями и неоинституциональной экономической теории, две лекции были посвящены вопросам управления трудовыми ресурсами и демографическим аспектам, которые существенно влияют на современную ситуацию в нашей стране. Обучение было построено на реальных экономических кейсах и результатах последних исследований, чтобы показать связь между теоретическим инструментарием экономиста и задачами, которые он решает в реальной жизни.

После небольшого перерыва участники «Золотого запаса» были разбиты на две группы и приняли участие в тренинге «Взаимодействие в команде», который проводился компанией PricewaterhouseCoopers, одним из лидеров мирового рынка консалтинговых и аудиторских услуг. Тренинги такого уровня обычно проводятся для студентов старших курсов и выпускников, но высокий уровень подготовки участников «Золотого запаса» позволил адаптировать программу и для школьной аудитории.

Дипломы «Золотого запаса экономистов России» получили 183 человека (в этот список вошли по 25 лучших школьников из каждого из четырех классов и представители 20 лучших школьных команд. Многие ребята попали в списки лучших и индивидуально, и командно. Полные списки Золотого запаса можно посмотреть на сайте http://openchampionship.ru/ в новостях от 5 мая 2011 года).

Ценные призы получили 35 школьников из 183, в том числе:

В командном зачете победили три команды из Москвы (в том числе одна из Зеленограда), в число победителей в индивидуальном зачете вошли школьники из Липецка, Рязани, Краснознаменска и Дмитрова.

При проведении мероприятий Открытого чемпионата в общей сложности было задействовано более 120 сотрудников и волонтеров из Экономико-математической школы, приемной комиссии экономического факультета, администрации и выпускников экономического факультета МГУ. При всей сложности данного мероприятия, оно от начала и до конца было проведено студентами экономического факультета МГУ.

Призы победителям вручали выпускники экономического факультета, возглавляющие крупнейший российские и международные компании: ЛАНИТ, Оборонпром, PricewaterhouseCoopers (PwC), а также заместитель министра экономического развития России, выпускник ЭФ МГУ 1981 года Андрей Николаевич Клепач и руководитель консультативной группы комиссии по модернизации и технологическому развитию России, выпускник ЭФ МГУ 1979 года Александр Александрович Аузан


^ 10.3. Формы привлечения студентов к работе со школьниками


  1. Формами привлечения студентов к работе со школьниками могут быть:

  1. Студенты должны осознавать важность той работы, которую они делают. И в первую очередь – важность для факультета. Предоставление студентам самостоятельности в решении ряда вопросов и присутствие рядом старших коллег (для подстраховки) – важное условие успешности мероприятий.

  2. Целесообразно создавать студенческие самоуправляемые сообщества, помогая им сформировывать и поддерживать традиции.



Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


^ Научно-образовательный материал


«Разработка рекомендаций по созданию условий для социально-психологической адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья»


Состав научно-образовательного коллектива:

А.Х. Богомолов, В.В. Борисенко, А.А. Буланова, И.Н. Вуколова, В.М. Касьянова, Ю.Е. Коцур, А.А. Попов, П.И. Шляхов.


Москва 2011 г.


Раздел 11. Научно-образовательный материал «Разработка рекомендаций по созданию условий для социально-психологической адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья»


^ 11.1. Общая характеристика условий для социально-психологической адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья


В последние годы в Российской Федерации проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стали активно обсуждаться не только общественными организациями, но и на государственном уровне. Силами исполнительной власти были предприняты реальные шаги для решения целого ряда проблем этой группы населения. Наряду с законодательно закрепленными и последовательно осуществляемыми мерами адресной социальной поддержки в крупных городах (на примере Москвы это особенно очевидно) происходит адаптация городской среды для нужд целого ряда категорий людей с ОВЗ: колясочников, инвалидов по слуху и зрению. Но это, к сожалению, лишь малая часть того, что должно быть сделано.

Сохраняя и поддерживая жизнь человека с ОВЗ, государство в лице своих институтов сталкивается с более сложной задачей – задачей обеспечения достойного называться человеческим качества его жизни.

Люди с ограниченными возможностями здоровья – это люди с разными заболеваниями, разными физическими, психическими и интеллектуальными возможностями. Объединяет же всех одно – (и особенно это касается детей с ОВЗ) – неравные «стартовые» условия социализации, частичная, а подчас и полная невозможность полноценной интеграции в социум. Отсюда – специфический, замкнутый образ жизни людей с ОВЗ и их семей, непреходящее чувство безысходности, оторванности от ставшего враждебным окружающего мира.

Разорвать этот круг, дать человеку с ОВЗ шанс стать de facto полноправным членом нашего общества, помочь его социализации –комплексная задача, решение которой частично состоит в том, чтобы предоставить детям с ОВЗ равные – по сравнению с физически здоровыми детьми – возможности для получения среднего и высшего образования.

Равенство прав граждан Российской Федерации на получение высшего образования зафиксировано целым рядом нормативных документов.10

Законодательное оформление равенства прав физически здоровых людей и людей с ОВЗ очень важно. Это существенный шаг в области гуманизации общества, знаковое явление на пути формирования гражданского общества в нашей стране. Но простого – потенциального – равенства прав на получение образования, пусть и оформленного по закону11, для достижения подлинного равенства возможностей мало. Поскольку, равенство de jure никоим образом не учитывает объективно существующий разрыв между детьми с ОВЗ и здоровыми детьми и в получении полного среднего образования, и, что более существенно, – в возможности получения качественного12 среднего образования. Ведь именно последнее является необходимым условием продолжения обучения в высшей школе, обучения не ради самого факта, не ради процесса (что, впрочем, само по себе тоже весьма существенно), а для получения реальных знаний и навыков, которые могут быть применены людьми с ОВЗ в повседневной жизни и работе.


^ 11.2. Олимпиадное движение как фактор поддержки талантливой молодежи с ограниченными возможностями здоровья


Важно обратить самое пристальное внимание на проблему перехода ребенка с ОВЗ через рубеж «школьник – студент», то есть на проблему поступления в вуз.

Опыт работы экзаменационных и приемных комиссий МГУ имени М.В. Ломоносова свидетельствует о том, что уровень подготовки инвалидов детства заметно ниже, чем у абитуриентов, поступающих по результатам общего конкурса. Это связано с тем, что большинство детей с ОВЗ обучаются на дому, где не всегда возможен столь же высокий уровень преподавания и его столь же высокая интенсивность, как в школе. В результате дети с ОВЗ не могут раскрыть свой интеллектуальный потенциал, остро переживают собственную нереализованность. Им очень трудно конкурировать со своими сверстниками в борьбе за бюджетное место в вузе. И даже прописанная в законодательном порядке система льгот для поступающих в вузы школьников с ОВЗ – имеется в виду система внеконкурсного отбора абитуриентов – оказывается малоэффективной.

Помочь средней школе в ликвидации разрыва между уровнем подготовки детей с ОВЗ и уровнем подготовки физически здоровых детей, сделать значительный шаг в социализации людей с ОВЗ может, как это ни парадоксально, высшая школа с ее опытом «олимпийского движения». За последние годы успела сформироваться стройная система предметных олимпиад, проводимых вузами страны для школьников 5-11 классов. Для каждой из возрастных групп предусматриваются олимпиады разного уровня сложности.

В олимпиадах, проводимых МГУ имени М.В. Ломоносова, ежегодно участвует большое число школьников с ограниченными физическими возможностями. Самые одаренные из таких детей затем рекомендуются для участия в олимпиаде «Талант преодоления».

Детей с ОВЗ можно разделить на две категории. К первой следует отнести обучающихся в общеобразовательных школах вместе со здоровыми ребятами детей, имеющих такие заболевания, как диабет, астма, то есть незначительные физические ограничения. Для этих школьников чаще всего нет необходимости создавать какие-то особые условия.

Совершенно иная ситуация с другой категорией школьников с ОВЗ. Ее составляют инвалиды-колясочники, в том числе учащиеся с разными формами ДЦП. Именно такие дети требуют особого внимания.

Можно сделать следующие выводы на основе опыта работы, который накоплен олимпиадным движением МГУ имени М.В. Ломоносова, по отношению к этой, самой сложной категории школьников с ОВЗ.

  1. Необходимо как можно раньше, начиная с 5-7 классов, привлекать к участию в олимпиадах детей с ОВЗ.

  2. Очень важно решить психологическую проблему, возникающую у школьников с ОВЗ при участии в олимпиадах. Необходимо акцентировать внимание на успехах этих детей в предыдущих олимпиадах, подчеркивать не возможность получения неких льгот, а возможность получения новых знаний и постепенной адаптации к процессу обучения в высшем учебном заведении. В данном случае актуален основной принцип спортивных олимпиад: «Главное не победа, а участие».

  3. Для того, чтобы школьник с ОВЗ имел возможность участвовать в интеллектуальных соревнованиях необходимо сделать следующее.

- Организовать для школьников с ОВЗ специальную программу испытаний, которая будет проходить параллельно с основными олимпиадными этапами. Для этого можно провести несколько промежуточных соревнований, задания в которых будут постепенно усложняться.

- На сайте олимпиады следует открыть отдельный раздел для информирования обо всех проводимых мероприятиях школьников с ОВЗ и для их регистрации. Информирование в данном случае должно играть особую роль: не только организационную, но и психологическую.

- Необходимо объяснять участникам олимпиады все их ошибки в выполненных работах. Для этого лучше всего дать возможность членам жюри провести разбор заданий и разместить их на сайте олимпиады.

- Оргкомитету олимпиады следует поддерживать через Интернет постоянный контакт со всеми участниками специальной программы по работе со школьниками с ОВЗ. Очень важно проявить особое внимание к этим детям. Ни в коем случае нельзя допустить формального общения с ними. Это может нанести психологическую травму. Для организации переписки с участниками программы целесообразно пригласить опытного психолога, который сможет оказать профессиональную помощь.

- Необходимо максимально поддерживать и поощрять участников программы, которые будут добиваться положительных результатов. Этих детей следует награждать сертификатами, почетными грамотами, а также использовать другие формы поощрения.

При участии школьников с ОВЗ в заключительном этапе олимпиады обязательно возникнет целый ряд организационных вопросов. Оргкомитет должен проявить особое внимание к таким детям. Необходимо найти возможность оказать им помощь в решении финансовых проблем (например, оплата проезда и проживания), которые часто оказываются для родителей и участников непосильными. Особенно это касается школьников с ОВЗ, которые передвигаются на колясках.

Безусловно, организация всех этих мероприятий требует больших усилий и финансовых расходов. Однако нельзя забывать, что уровень гуманизма общества определяется исходя из уровня социализации людей с ограниченными возможностями здоровья.


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


^ Научно-образовательный материал


«Аналитическое обобщение организационного и методического опыта развития интеллектуальных состязаний в г. Москва»


Состав научно-образовательного коллектива:

И.Н. Вуколова, Д.В. Камзолкин, В.Е. Тумской.


Москва 2011 г.


Раздел 12. Научно-образовательный материал «Аналитическое обобщение организационного и методического опыта развития интеллектуальных состязаний в г. Москва»


^ 12.1. Анализ статистики олимпиад школьников «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!» 2009-2010 годов.


Анализ проведен на основе статистических данных, поданных организаторами олимпиад «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!» в Российский совет олимпиад школьников в 2009 – 2010 годах.

На диаграммах ниже отображена динамика количества участников олимпиад, количества участников из сельской местности, участников с ограниченными возможностями здоровья, количества субъектов РФ, участвующих в олимпиаде, и других показателей для каждой из рассматриваемых двух олимпиад отдельно.

Олимпиада школьников «Ломоносов» (см. диаграммы) в 2010 году демонстрирует рост количества участников по большинству предметов по сравнению с 2009 годом. Это можно объяснить введением заочного отборочного этапа, проводимого с использованием сети Интернет, что позволило расширить географию участников и привлечь больше участников из сельской местности и отдаленных регионов РФ. Так же наблюдается рост количества участников с ограниченными возможностями здоровья. Распределение участников по классам показывает, что большую часть составляют учащиеся 10-11 классов, но при этом представлены все классы, начиная с 5-го.

Количество участников олимпиады «Покори Воробьевы горы!» в среднем менялось незначительно в течение двух лет. При этом наблюдается рост числа участников из сельской местности и участников с ограниченными возможностями здоровья.

При проведении олимпиад школьников активно привлекаются студенты и аспиранты МГУ имени М.В. Ломоносова. Студенты оказывают помощь в организации регистрации участников олимпиад, проведении очного тура, показа работ. Для проведения олимпиады по одному предмету привлекается от 10 до 30 студентов в зависимости от количества участников. Помощь аспирантов требуется при проверке работ отборочного и заключительного этапов и при проведении очного тура.


































^ 12.2. Результаты аналитического обобщения олимпиад школьников «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!» 2009-2010 годов.


В результате анализа статистических данных олимпиад школьников «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!» за два последних года можно сделать следующие выводы.

  1. Введение заочного отборочного тура, проводимого дистанционно с использованием сети интернет и современных информационных технологий, разработка портала олимпиад в сети интернет (www.lomonosov.msu.ru), создание интернет-форума для общения школьников и организаторов олимпиад позволяют существенно расширить аудиторию участников олимпиады и привлечь участников из отдаленных районов. Это подтверждается ростом количества участников в 2010/2011 учебном году, увеличением количества охватываемых регионов РФ, многократным приростом количества участников из сельской местности и участников с ограниченными возможностями.

  2. В олимпиаде принимают участие не только учащиеся старших классов, но и младшеклассники, начиная с 5-го класса, причем их количество превышает 10% от общего числа участников.

  3. Примерно половина участников проживает в Московском регионе, оставшаяся половина проживает в других субъектах РФ.

  4. Практически все субъекты РФ, включая самые отдаленные, участвуют в олимпиадах школьников.

  5. Все предметы олимпиад, включая добавленные в 2010 году, представляют интерес для школьников.


Заключение


Интеллектуальные состязания школьников направлены на достижение ключевой цели обеспечения творческой реализации одаренности в общественно важных сферах науки, бизнеса и государственного управления. Достижение этой цели выводит работу по развитию интеллектуального потенциала одаренного человека на уровень проблемы обеспечения инновационного развития, экономического роста и международной конкурентоспособности государства.

Разработанные методические рекомендации по подготовке к олимпиадам отражают современные инновационные дидактические подходы в работе с одаренными детьми. В данных методических рекомендациях отражены тенденции по расширению тематики интеллектуальных творческих состязаний за пределы программы общеобразовательной школы, ориентации олимпиад и конкурсов на учащихся не только старших, но средних и даже младших классов.

Основу олимпиадных заданий составляют открытые вопросы, эссе, задачи с нестандартными условиями, вариативными подходами к решению, развивающими исследовательскую интуицию и научную догадку.

Принципиальным моментом в работе с современными талантливыми школьниками является свободное, перманентное общение с организаторами олимпиадных состязаний. В рамках интеллектуальных соревнований возрождаются традиции такой формы работы с одаренными детьми, как индивидуальное руководство (менторство) со стороны выдающихся ученых, преподавателей вузов, научных работников, аспирантов. Менторство осуществляется в виде периодической работы с группой способных школьников (кружки, факультативы и пр.) или индивидуальной работы с отдельными выдающимися учениками. Запросы детей с высоким интеллектом трудно удовлетворить в условиях обычной школы, поэтому потребность во взаимоотношениях «ученик – научный наставник» велика.

Также важным моментом работы с одаренными молодыми людьми является формирование сети дистанционной и иной поддержки системы основного и дополнительного естественнонаучного образования школьников (мастер-классы, дистанционные курсы, заочные ФМШ, кружки, факультативы, лаборатории, исследовательские школы, профильные лагеря, экспедиции и др.)

Олимпиадное движение имеет огромный воспитательный и политический потенциал. Нам представляется, что объединения талантливой молодежи в рамках олимпиадного движения, разрывающие границы федеральных округов, могут стать «парусом надежды» молодежной политики. Принадлежность к определенной научной школе, гордость за собственный вклад в ее развитие как нельзя лучше формируют и укрепляют чувство национального достоинства в молодых людях.


1 Г. А. Чернова, Л.Г. Жукова, И.В.Митюкова. Методика преподавания обществознания в начальной школе. М., 2008, с.9.

2 Ср. п.4.2.3. Методических рекомендаций по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2010-2011 г., подготовленных Председателем центральной предметно-методической комиссии по обществознанию С.И. Козленко.

3 См. документы Министерства образования РФ: обязательный минимум содержания и уровня подготовленности учащихся по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56), Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

4 П. 4.1. Методических рекомендаций по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2010-2011 г., подготовленных Председателем центральной предметно-методической комиссии по обществознанию С.И. Козленко

5 См., напр., П. 11.3. Методических рекомендаций по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2010-2011 г., подготовленных Председателем центральной предметно-методической комиссии по обществознанию С.И. Козленко

6 В отличие от ряда легальных перечней принципов (таких, например, как принципы гражданства, правосудия или избирательного права) – это часть базовой подготовки.

7 С 2004 по 2008 год факультет мировой политики МГУ в рамках олимпиады школьников МГУ «Абитуриент» проводил Олимпиаду по комплексу предметов «международные отношения и мировая политика» (литература, история, иностранный язык), в 2008 году факультет глобальных процессов МГУ в рамках олимпиады школьников МГУ «Абитуриент» проводил Олимпиаду по комплексу предметов «международные экономические отношения и глобалистика» (математика, обществознание, иностранный язык).

8 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. М.: Институт новых образовательных систем, 2004 (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/).

9 В подготовке и проведении первого Открытого чемпионата на разных этапах приняли участие до 80 студентов: основная команда организаторов насчитывала 15 человек, в проведении самого чемпионата приняли участие порядка 40-45 студентов-преподавателей ЭМШ и примерно 20 студентов, не участвующих в работе ЭМШ, в проведении награждения участвовало порядка 60 студентов.

10 Положения Конституции Российской Федерации в части, касающейся права на образование, а также законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» прямо говорят об этом. Так, ст. 43 Конституции РФ фиксирует в ч. 1 – право каждого на получение образования; в ч. 2 – общедоступность и бесплатность последнего, а также обязательность основного общего образования; в ч. 3 – гарантирует на конкурсной основе бесплатное получение высшего образования. Конкретизацией Основного закона РФ в части реализации права на образование является закон РФ «Об образовании». Ст.5 этого закона обращает внимание на «особые случаи», как, например, «граждане, нуждающиеся в социальной поддержке». Закон фиксирует целый ряд важных и жизненно необходимых людям с ОВЗ мер на период учебы.

11 К сожалению, огромный потенциал, содержащийся в современном российском законодательстве об образовании, остается пока недостаточно реализованным. На это, в частности, обращал внимание, еще в апреле 2005 года, в своем специальном докладе «Права человека и модернизация российского образования» Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин. Он констатировал, что «не все декларированные нормы удалось осуществить в полном объеме…».

12 Справедливости ради следует отметить, что в последние годы в решении этой проблемы наметились позитивные изменения. Во-первых, появляются так называемые «инклюзивные» школы, в которых инфраструктура адаптирована для детей с самыми тяжелыми недугами, и где здоровые дети и дети с ОВЗ учатся вместе. В результате резко повышается уровень подготовки детей с ОВЗ, расширяется их кругозор, растет самооценка. С другой стороны, здоровые дети приобретают бесценный жизненный опыт толерантности и милосердия. Во-вторых, стартовавшая весной 2003 года в Москве в качестве эксперимента программа по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ на сегодняшний день стала нормой для российского образования и охватила почти все регионы Российской Федерации. Финансируемая за счет субсидий из федерального бюджета, система дистанционного обучения имеет единый учебно-методический центр и материальную базу: ребенок с ОВЗ, получив свободный доступ в Интернет с домашнего компьютера, может как в режиме онлайн, так и в любое удобное для него время изучать материал в школе дистанционного образования, общаться с педагогами и своими сверстниками.


b-v-lipnyagov-kamernie-starinnie-sonati.html
b-v-tomashevskij-problema-stihotvornogo-ritma.html
b-v-zhalejko-domashnyaya-rabota-po-anglijskomu-yaziku.html
b-vlyublennost-i-libido-s-a-zelinskij-analiz-massovih-manipulyacij-v-rossii.html
b-vostochnoslavyanskie-narodi-metodicheskij-kompleks-po-speckursu-istoricheskaya-antropologiya-yuzhnogo-urala-dlya-zaochnogo-otdeleniya.html
b-vtorostepennie-chleni-predlozheniya-die-nebenglieder-des-satzes-uchebnoe-posobie-otvetstvennij-redaktor-kandidat.html
  • klass.bystrickaya.ru/bankovskie-operacii-s-valyutoj-k-g-parfenov-uchet-i-operacionnaya-tehnika-v-kommercheskih-bankah.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-geologicheskogo-izucheniya-belarusi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v2-osobennosti-proyavleniya-sootnosheniya-neobhodimogo-i-pribavochnogo-produkta-v-masshtabe-soyuznih-respublik.html
  • report.bystrickaya.ru/klinicheskaya-allergologiya-medicinskaya-immunologiya-bibliograficheskij-ukazatel-postuplenij-v-rnmb-maj-iyun-2004-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-po-teme-suzhdenie.html
  • college.bystrickaya.ru/2-prakticheskie-osnovi-birzhevogo-dela-praktikum-rekomendovano-k-izdaniyu-redakcionnim-izdatelskim-sovetom-gosudarstvennogo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-modulya-osnovi-pravoslavnoj-kulturi.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-gazetnogo-materiala-poluchili-urok-ot-chempiona-ocenka-kompozicionnogo-postroeniya-materiala-chast-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/national-archaeological-institute-with-museum-bulgarian-academy-of-sciences-stranica-18.html
  • college.bystrickaya.ru/225-praktika-razrabotki-akmeogramm-akmeologiya-uchebnoe-posobie-a-derkach-v-zazikin-spb-piter-2003-256-s.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-razvitie-sistemi-socialnogo-obsluzhivaniya-semi-i-detej-v-gorode-moskve.html
  • crib.bystrickaya.ru/kama-pranicheskoe-soznanie-tajnaya-doktrina.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnika-svch.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protoierej-artemij-vladimirov-naciya-stoit-tolko-zabotoj-molodih-o-pozhilih.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bezrabotica-kak-ekonomicheskaya-kategoriya-ee-teoreticheskoe-obosnovanie-chast-9.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvernutoe-tematicheskoe-planirovanie-po-programme-g-i-belenkogo-sostavila-t-i-nadina-2009-god-.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ix-o-grazhdanskih-derzhavah-sochinenie-makiavelli-kasayusheesya-nauki-ob-obraze-gosudarstvennogo-pravleniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rajon-zanimayushij-ploshad-okolo-tisyachi-kvadratnih-kilometrov-i-s-naseleniem-bolee-38-tisyach-zhitelej-mozhno-nazvat-dalnim-vostokom-respubliki-tatarstan.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ih-imenami-nazvani-nashi-ulici.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-tematika-kursovih-rabot-po-grazhdanskomu-pravu-obshaya-chast.html
  • letter.bystrickaya.ru/nastoyashij-poryadok-razrabotan-v-sootvetstvii-s-poryadkom-priema-grazhdan-v-imeyushie-gosudarstvennuyu-akkreditaciyu-obrazovatelnie-uchrezhdeniya-visshego-professionalnog.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-sintaksicheskie-normi-russkogo-literaturnogo-yazika-ponyatie-sintaksicheskoj-normi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-osnovi-brendinga-napravlenie-podgotovki-420301-031600-reklama-i-svyazi-s-obshestvennostyu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/motonejron-ego-stroenie-i-funkcii.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-f-i-o.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-080507-65-menedzhment-organizacii-moskva-2009.html
  • university.bystrickaya.ru/funkciya-plotnosti-veroyatnosti-normalnogo-raspredeleniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ii-kursa-specialnostej.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-avgust-2000-kreditnie-rejtingi-i-dopolnitelnie-istochniki-informacii-dlya-ocenki-kachestva-kreditov-rabochie-dokumenti-razrabotannie-rabochej-gruppoj-pod-rukovodstvom-arturo-estrelya-kratkij-obzor-stranica-22.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-6-planirovanie-organizaciya-tehnologiya-i-effektivnost-issledovaniya-sistem-upravleniya-diagnostika-sistem-upravleniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritaya-mezhdunarodnaya-vistavka-konkurs-izobrazitelnogo-i-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva-detej-i-molodezhi-ya-risuyu-mir.html
  • shkola.bystrickaya.ru/termini-i-nazvaniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vidi-uslug-avtoservisa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-podrazdela-istoriya-filosofii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-9-klass.html
  • studies.bystrickaya.ru/chast-iii-mirovie-reklamnie-mediarinki-programma-disciplini-ekonomika-media-dlya-napravleniya-030600-68-zhurnalistika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.