.RU

а) Честолюбие - С. А. Капустин Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 «Психология»


а) Честолюбие

Различная интенсивность намерения закончить задание на вели­чине коэффициента ЗН/33 не отражается. Об этом свидетельствуют ре­зультаты IV серии опытов, когда инструкция предписывала испытуемо­му закончить все задания. Общее наблюдение за поведением испытуемых также не обнаружило какой бы то ни было непосредственной связи меж­ду интенсивностью намерения и силой сохраняющегося напряжения.

С другой стороны, поведение испытуемых отчетливо показывает, насколько сильно на весь ход процесса влияет включенность или невклю­ченность в него истинных потребностей человека.

Здесь имеются как индивидуальные различия между отдельными испытуемыми, так и различия, характерные для отдельных заданий.

Мы уже обсуждали в главе IV, что испытуемые побуждаются к вы­полнению заданий различными мотивами. Те из них, кого подстегивало

Таблица 9

ЗН/33 у честолюбивых испытуемых



Испытуемые

ЗН

33

ЗН/33

Md.

6

1

6

St.

10

3

3,3

J.

6

2

3

В.

8

3

2,7

Nr.

5

2

2,5

Ptz.

5

2

2,5

R.

7

4

1,75

Gl.

9

6

1,5

Kir.

6

4

1,5

Среднее арифметическое

6,9

3

2,75

^ Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 233

«честолюбие», продемонстрировали особенно высокое преимущество неза­конченных действий при запоминании: их ЗН/33 - 2,75 (табл. 9) вместо среднего значения 1-й серии 1,9 (табл. 1).

Этот же мотив становится причиной того, что определенная группа заданий также обладает особенно высоким ЗН/33.

Резюме

Обобщая, мы можем констатировать следующее.

Незаконченные действия запоминаются лучше — в среднем, почти в два раза, — чем законченные.

При этом решающее значение в наших опытах принадлежало не эмоциональной окраске или значимости задания, и не шоковому эффек­ту от его прерывания. Главным можно считать существование в момент опроса квазипотребности у возникшей при образовании намерения или в процессе работы.

Этой квазипотребности соответствует напряжение, которое действу­ет не только в направлении осуществления исходного намерения (закон­чить задание), но и влияет на воспроизведение.

То, насколько сильно эта квазипотребность проявляется при воспро­изведении, зависит от структуры и интенсивности напряжения, а так­же от типа и силы стремления к воспроизведению, возникающего в мо­мент опроса. А именно, поскольку стремление к воспроизведению направ­лено в ту же сторону, что и квазипотребность, то, если оно достаточно сильно, оно может полностью замаскировать воздействие квазипотреб­ности. Это происходит в том случае, когда испытуемый воспринимает оп­рос как имеющую самостоятельное значение «проверку памяти», и не происходит, когда он просто свободно рассказывает экспериментатору о заданиях опыта.

Решающее значение для сохранения квазипотребности имеет не внешняя законченность или незаконченность работы, но внутренняя не­завершенность действия. (Те задания, результатами выполнения которых испытуемый остался недоволен, и те, которые допускали несколько раз­ных решений, хорошо запоминались и в качестве «законченных». То же относится и к интересным заданиям.) Аналогично обстоит дело и с не­законченными заданиями: внешне незавершенные действия, у которых, однако, потребность в завершении удовлетворена или исчезла, запоми­нались плохо (частично завершенные, «разрушенные» и вызвавшие отказ задания обладают низким ЗН).

В тех случаях, когда за квазипотребностями стоят явно выражен­ные истинные потребности человека, когда задействована центральная «я-сфера» личности, то напряжения потребностного типа оказываются более сильными. (У честолюбивых испытуемых, как и в случае возбуждающих

234 Тема 12. Психология мотивации

честолюбие заданий, перевес незаконченных заданий при перечислении особенно велик.)

Разница в запоминании законченных и прерванных действий вы­ражена для действий с «четким концом» гораздо сильнее, чем в случае «продолжающихся» действий. Это связано с тем, в какой мере структуры действия способствуют образованию особых самостоятельных напряжен­ных систем.

^ Напряженные системы воздействуют на воспроизведение только тогда, когда они достаточно отделены друг от друга. Если отдельные дей­ствия не обладают для испытуемого своим собственным лицом, то весь опыт в целом соответствует лишь единственной напряженной системе. (У испытуемых, которым уже в самом начале опыта перечислили все экспериментальные задания, а также у тех, кто воспринимал отдельные задания как несущественные «занятия», никакого преимущества незакон­ченных действий не было.)

Далее, для возникновения напряженной системы необходима еще и достаточная упругость динамического поля в целом. В случае «текучес­ти» (при усталости) целостного психического поля или слишком боль­ших колебаний напряжения в нем (например, при сильном возбуждении), образования напряжений не происходит. При изменении ситуации («рас­шатывание» или пересечение нескольких ситуаций) уже возникшие на­пряженные системы разряжаются.

Похоже, что интенсивность и прочность такого рода напряжений по-требностного типа у разных людей различна и является весьма постоян­ной характеристикой каждого индивида.

Преимущество незаконченных действий при запоминании тем силь­нее, чем непосредственнее выражаются потребности данного человека, чем меньше он может отказаться от их удовлетворения, и чем более ес­тественно и «по-детски» он воспринимает весь опыт.




Уровень притязаний и мотивация достижения

К. Левин,

Т. Дембо,

Л. Фестингер,

Р. Сире

^ УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ1

Почти любой комплекс психологических проблем, особенно в обла­сти мотивации и личности, с необходимостью включает проблемы цели и целенаправленного поведения. Значимость проблемы цели поведения осо­бенно велика применительно к культуре с таким сильным элементом соперничества, как наша. До последнего времени, однако, было мало по­пыток изучения феномена цели как такового и влияния достижения или недостижения цели на поведение индивида. Концепция «уровня притя­заний» Дембо прояснила возможность изучения целевых уровней. Хоппе провел первый эксперимент, направленный на анализ фено­мена уровня притязаний. К настоящему времени накопилось достаточно большое количество экспериментальных результатов.

^ Что такое уровень притязаний?

Типичная последовательность событий. При обсуждении многих проблем и аспектов уровня притязаний полезно рассмотреть характерную последовательность событий. Человек выбил 6 очков, стреляя в мишень, в центре которой находится 10. Он решает в следующий раз попробовать выбить 8. Он попадает в 5, сильно разочарован и решает в следующий раз снова выбить 6. Мы можем выделить в этой последовательности следую­щие основные моменты:

1) предшествующее действие (в нашем примере «выбил 6 очков»);

1 Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 85-89.

236 Тема 12. Психология мотивации

  1. установление уровня притязаний — решение о цели следующего
    действия («попробовать выбить 8»);

  2. исполнение действия («выбил 5»);

  3. реакция на достигнутое, такая, как чувство успеха или неудачи
    («разочарования»), прекращение всей деятельности или продолжение ее
    с новым уровнем притязаний («попробовать снова выбить 6»).

Каждый из этих четырех моментов можно рассматривать в его от­ношении к другим. В случае, когда индивид начинает новую деятельность, прошлое действие, конечно, отсутствует, но у индивида может быть опыт в похожей деятельности.

Каждый момент временной последовательности представляет ситу­ацию, по отношению к которой встают характерные проблемы. Для ди­намики уровня притязаний момент 2) (установление уровня притязаний) и момент 4) (реакция на достигнутое) особенно важны. Сразу возникают две проблемы:

а) что определяет уровень притязаний;

б) каковы реакции на достижение или недостижение уровня при­
тязаний.

^ Пояснение терминов. Прежде чем приступить к обсуждению экспе­риментальных данных, следует прояснить некоторые термины и факторы, входящие в очерченную выше последовательность.

«Цель действия», «идеальная цель», «внутреннее несоответствие». Уровень притязаний предполагает цель, имеющую внутреннюю структуру. В нашем примере индивид не просто стреляет, а пытается попасть в ми­шень и даже в определенную область мишени. Но что он в действительно­сти хочет сделать, так это попасть в центр. Это его «идеальная цель». Зная, что это «слишком трудно», он ставит целью очередного действия «попасть в восьмерку». Это мы будем называть «целью действия». Уровень цели действия обычно берется как критерий уровня притязаний индивида в дан­ное время. Франк, один из первых исследователей в этой области, опреде­ляет уровень притязаний как «уровень будущих действий при решении знакомой задачи, который индивид, знающий свой уровень прошлых дей­ствий в этой задаче, явно предполагает достичь» .

Постановка цели в точке 2 временной последовательности не озна­чает, что индивид оставил свою идеальную цель. Чтобы понять этот мо­мент поведения, мы должны рассмотреть цель отдельного действия внут­ри всей целевой структуры индивида. Эта структура может включать несколько более или менее реальных целевых уровней. Целевые уровни внутри одной целевой структуры могут включать высокую цель мечты, несколько более реалистичную цель намерения, далее — уровень, которо­го человек ожидает достигнуть, когда он пытается объективно оценивать ситуацию, и низкий уровень, который он достигает, если счастье от него отвернется. Где-то на этой шкале будет расположено то, что можно на­звать целью действия, т.е. то, что человек «пытается сделать в данное

Левин К. и др. Уровень притязаний 237

время»; где-то выше будет находиться идеальная цель. Иногда индивид будет приближаться к этой идеальной цели, иногда же расстояние меж­ду идеальной целью и целью действия будет увеличиваться. Назовем это «внутренним несоответствием».

Другая характеристика целевой структуры — это несоответствие между уровнем цели действия и уровнем ожидаемого результата. Эта разница может быть прямо охарактеризована как «несоответствие цель-ожидание». Это несоответствие будет частично зависеть от уровня субъек­тивной вероятности, которого индивид придерживается в отношении шан­сов достижения цели действия. Одно из выражений субъективной веро­ятности — уровень уверенности.

«Целевое несоответствие». Можно сравнить уровень притязаний, например, уровень цели действия в точке 2 нашей временной последователь­ности с уровнем прошлого действия — точка 1 той же последовательнос­ти. Разницу между этими двумя уровнями мы будем называть «целевым несоответствием». Целевое несоответствие считается положительным, если уровень цели выше уровня прошлого действия, в противоположном случае мы имеем дело с отрицательным целевым несоответствием.

^ Величина достижения; успех и неудача. Индивид установил свой уровень притязаний и затем произвел действие, имея в виду эту цель (точ­ка 3 нашей временной последовательности). Результат этого действия мож­но назвать «величиной достижения». Разница между уровнем притязаний и величиной достижения будет «несоответствием достижения». Оно счи­тается положительным, если достижение выше уровня притязаний, и отри­цательным, если достижение ниже уровня притязаний.

Два главных фактора, от которых зависит чувство успеха или не­удачи, — это знак и размер «несоответствия достижений». Термины «ус­пех» и «неудача» будут употребляться для обозначения субъективного (психологического) чувства успеха и неудачи, а не разницы между уров­нями притязаний и достижения. В быту мы говорим об успехе и неуда­че в обоих смыслах, иногда относя их к разнице между точками 2 и 3 (уровень притязаний и новое действие), иногда же — к точке 4 (реакция на новое действие). Мы называем разницу между точками 2 и 3 «несо­ответствием достижений», а успехом или неудачей — реакцию на это не­соответствие (точка 4 нашей последовательности).

^ Словесная цель и действительная цель. Как измерить или операци­онально определить различные целевые уровни действия — на этот тех­нический вопрос в разных исследованиях приходится отвечать по-разному. В эксперименте наблюдение или измерение уровня действия (точки 1 и 3 временной последовательности) обычно не составляет труда. Трудным ока­зывается измерение уровня притязаний и других точек психологической целевой структуры, таких, как идеальная цель и уровень ожидания.

Можно было бы использовать несколько реакций для косвенного определения уровня притязаний, если бы были известны его законы. Од-

238 Тема 12. Психология мотивации

ним из лучших методов определения уровня притязании, идеальной цели, а также уровня ожидания является пока прямое высказывание субъекта. Конечно, существует опасность, что словесное или письменное утверждение не будет на самом деле открывать «истинную цель» инди­вида или «истинное ожидание». Например, нельзя спрашивать индиви­да после действия в точке 4 нашей временной последовательности, каков был его уровень притязаний в точке 2 — после неудачи его словесное высказывание может быть рационализацией. Важно иметь словесное высказывание в ситуации, к которой оно относится. В случае, когда со­циальная атмосфера относительно благоприятна, прямое высказывание индивида является лучшим операциональным определением различных целевых уровней. При выборе задач с различной степенью трудности в качестве меры для определения цели действия может быть использова­но поведение индивида.

^ Размер целевых единиц. Индивид может пытаться накинуть коль­цо на стержень и при этом может достичь или не достичь своей цели. В другом случае цель может состоять в том, чтобы накинуть на стержень серию из пяти колец. Насколько высоко достижение (один промах, три промаха) — можно установить только после того, как брошены все пять колец. Реакция испытуемого на соответствующее достижение, сопровож­дающаяся чувством успеха или неуспеха, будет относиться в последнем случае к достижению в целом, а не к каждому броску в отдельности.

Размер единиц деятельности, к которой относится цель, является важным моментом, который нужно учитывать при обсуждении пробле­мы уровня притязаний. Максимальный размер и сложность единиц, к ко­торым может относиться цель, — важные характеристики определенных возрастных групп детей. Чтобы избежать недоразумения, нужно всегда иметь в виду этот размер и характер единиц деятельности.

Ж. Нюттен

^ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛИ

Центральный процесс, опосредствующий влияние мотивации на ре­зультаты деятельности, — это процесс выбора цели индивидом. Мы называ­ем этот процесс формированием цели (по аналогии с процессом формиро­вания плана), оба процесса играют важную роль в поведении человека.

Объектом-целью мотивации человека часто оказывается не уже суще­ствующий материальный объект (к примеру, пища или сексуальный парт­нер), а определенный уровень исполнения или результатов, достичь которого собирается человек или достижения которого от него требует, как он пола­гает, общество. Даже стремление к достижению материальных объектов с целью удовлетворения физиологических потребностей приобретает характер профессиональной или социальной деятельности. Таким образом, в извест­ной мере человек сам выбирает объекты-цели своей мотивации.

^ А. Генезис процесса. В экспериментальном плане некоторый свет на процесс формирования цели был пролит в работах, посвященных уров­ню притязаний. Многие исследования в области генетической психо-

ч

логии, например, работы Бюлера2, Хетцера3 и Готтшальдта4, показали нам генезис этого процесса. Известно, что трехлетние дети любят рисовать каракули, они просто чертят какие-то линии и явно получают удоволь­ствие от этого. Их мотивация, таким образом, вызывает у них целый ряд моторных реакций. Бюлер и Хетцер5 установили, что трехлетние дети очень редко придают своим каракулям значение какого-нибудь объек-

1 Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып. V.
С.36-40.

2 См.: Biihler С. Kindheit und Jugend. Leipzig: S. Hirzel Verlag, 1931.

3 См.: Hetzer H. Kind und Schaffen (Quellen und Studien zur Jagendkunde). Jena: G. Fischer, 1931.

4 См.: Gottschaldt K. Der Aufbau des kindlichen Handelns (Beiheft 68 zur Zeitschrift fiir angewundte
Psychologie). Leipzig: J.A. Barth, 1933.

5 См.: Biihler C, Hetzer H. Das erste Verstandnis von Ausdruck im ersten Lebensjahr // Z. Psychol.
1928. 107. S. 50-61.; Biihler C, Hetzer H., Tudor-Hart B. Soziologische und psychologische Studien uber
das erste Lebensjahr (Quellen und Studien zur Jugendkunde). Jena: G. Fischer, 1927. Heft 5.

240

Тема 12. Психология мотивации

та. Если же это происходит, что случается не более чем в 10% случаев, то ребенок дает название своему рисунку только после окончания его. Было замечено, что некоторые четырехлетние дети уже в процессе дея­тельности поясняют, что будет означать их рисунок; однако среди них есть и такие, которые начинают составлять определенный план действий, т.е. ребенок говорит, что он собирается делать до начала деятельнос­ти. 80% пятилетних детей составляют предварительный план рисунка до начала его выполнения. В шесть лет так поступают все. То, что говори­лось здесь применительно к рисованию, относится ко всем другим ви­дам деятельности. Деятельность высокоорганизованного индивида не носит исключительно исполнительный характер, она протекает также и на уровне познавательных представлений и предполагает постановку цели. Речь идет здесь о форме антиципирующего поведения, имеющего мотивационный характер.

Рассмотрим теперь исследования уровня притязаний, в которых были подвергнуты систематическому изучению некоторые аспекты фор­мирования цели.

^ Б. Уровень притязаний. Наиболее фундаментальной работой в этой области является исследование Хоппе1, осуществленное под руководством Левина2. Это исследование вызвало к жизни бесчисленное множество эк­спериментов, в общем более совершенных, чем эксперименты самого Хоп­пе3. Тем не менее, учитывая важное значение понятий, разработанных Хоппе на основе анализа собственных, недостаточно систематических экс­периментальных данных, следует более подробно остановиться на этих по­нятиях. Результаты последующих 10 лет исследований были подытоже­ны Левиным, Дембо, Фестингером и Сирсом4. Общий обзор этих работ на французском языке был сделан Гереном5. Определенный интерес в этом плане представляет также работа Робайе6.

^ Успех и неудача. Прежде всего Хоппе показал, что успех и неудача — или на языке торндайковской психологии научения «наказание» и «воз-

1 См.: Норре F. Erfolg und Miszerfolg // Psychol. Forsch. 1930. 14. S. 1-62.

2 Опыты Юкнат были начаты в 1931 г. в Берлине, когда Левин еще жил там.

3 См.: Jucknat M. Leistung Anspruchsniveau und Selbstbewusstsein // Psychol. Forsch.
1937-1938. 22. S. 89-179; Frank J.D. Individual differences in certain aspects of the level
of aspiration // Amer. J. Psychol. 1935. 47. P. 119-128; Lezak M.D., Raskin N.J. A new
method of analyzing the data in an experiment on «level of aspiration» // Amer. J. Psychol.
1950. 63. P. 617-618; Sutcliffe J.P. An evaluation of «A new method of analyzing the data
in an experiment on "level of aspiration"» // Amer. J. Psychol. 1952. 65. P. 465-469.

4 См.: Lewin K., Dembo T. et al. Level of aspiration // Hunt J. McV. Personality and the
behavior disorders. N. Y., 1944. P. 333-379.

5 См.: Guerin F. Apercu general sur les tests et les experiences de niveau d'aspiration //
Rev. Psychol. appl. 1958. 8. P. 37-89, 221-251.

6 См.: Robaye F. Niveaux d'aspiration et d'expectation. Criteres de personnalite. Paris:
P.U.F, 1957.

Нюттен Ж. Процесс формирования цели 241

награждение» — не могут быть определены в объективных терминах. В данном случае, говорит автор, испытуемые, приступая к работе, ставят перед собой конкретную цель: они хотят и стремятся достичь определен­ного уровня результатов. Это и есть их уровень притязаний (Anspruchs-niveau): то, к реализации чего они стремятся. Соотношением между уров­нем конкретных притязаний и фактическим уровнем исполнения и оп­ределяется качественная оценка результатов деятельности, т.е. успех или неуспех деятельности. В одном из опытов Хоппе от испытуемого требо­валось набрасывать кольца на крючки, закрепленные на ленте, передви­гающейся перед ним с установленной скоростью. Оказалось, что один и тот же объективный результат (10 наброшенных колец из 16) может быть успехом для одного и неудачей для другого; и то, что может быть успе­хом в одном случае, при других обстоятельствах может оказаться неуда­чей. Более того, полученный результат является успехом или неудачей лишь в той мере, в какой он расценивается испытуемым как его личное достижение, а не как, скажем, случайность. Таким образом, для каждого испытуемого зона деятельности, в рамках которой он в состоянии оцени­вать свой результат как успех или неудачу, достаточно ограничена и бо­лее или менее специфична. За пределами этой зоны, т.е. когда задачи становятся либо слишком трудными, либо слишком легкими, результат расценивается в зависимости от природы самой задачи. В одном из экс­периментов, предполагавшем определенную скорость реакции, испы­туемый не расценивал отрицательный результат как неудачу, если дан­ное ему время было меньше 60 с, точно так же он не считал хороший ре­зультат успехом, когда время превышало 2 мин. Можно утверждать, что в этом опыте субъективная зона успеха и неудачи располагалась между 70 и 110 с. Когда предложенная задача выходила за пределы этой зоны, часто можно было наблюдать появление у испытуемого замещающих целей или реакцию избегания (игру и т.д.).

^ В. Повторение и новые цели. Очень важным моментом является повторение одной и той же деятельности. Вопреки известному закону эффекта испытуемый повторяет одну и ту же деятельность не потому, что она привела к успеху. Повторение деятельности мотивируется, на­пример, тем, что испытуемый предполагает на этот раз набросить на каж­дый крючок два кольца вместо одного или же хочет испытать новый метод работы и т.д. Другими словами, речь в этом случае идет не о по­вторении, как таковом, а о новой задаче, которую ставит перед собой ис­пытуемый. Сказанное имеет прямое отношение к изучению процесса формирования и постановки новых целей человеком (Zielbildung) в за­висимости от предшествующего успеха или неудачи. В данном случае мы имеем дело с такой формой научения и развития поведения, которую нельзя объяснить с точки зрения подкрепления связей. Простое, стерео­типное повторение (характерное для некоторых видов профессиональной деятельности) вызывает явления насыщения и скуки, которые порожда-

16 Зак. 1662

242 Тема 12. Психология мотивации

ют потребность в перемене деятельности и исследовании или заставля­ют пробовать новые действия и ставить новые цели.

^ Г. Притязание и ожидание. В экспериментах Хоппе проводил разли­чие между реальной (Realziel) и идеальной (Idealziel) целями, которые ис­пытуемые часто смешивают при определении уровня своих притязаний. Фестингер1 показал, что результаты, которые испытуемые «хотели бы» по­лучить, существенно выше тех, которые они «ожидают» получить. Работы Ирвина и Минтцера2 подтвердили необходимость такого различения, что заставило некоторых исследователей говорить об уровне ожиданий3. Сле­дует отметить, однако, что для Хоппе4 термин Anspruchsniveau относится к реальной цели. Как показал Хоппе, знание дистанции между идеальной и реальной целями особенно важно при изучении личности.

^ Д. Начальный уровень притязаний. Большее или меньшее посто­янство колебаний уровня притязаний в зависимости от эффективности де­ятельности, по-видимому, как-то связано с динамической структурой Я. Сначала этот факт привлек к себе внимание Хоппе в связи с постоян­ством некоторых интраиндивидуальных закономерностей изменения на­чального уровня притязаний (Anfangsniveau). Испытуемый 19, который терпел неудачу за неудачей и был вынужден снижать всякий раз свой уровень притязаний в процессе испытаний, приступал к каждой новой задаче, имея более высокий уровень притязаний, чем у остальных испы­туемых. Напротив, испытуемый 14, добившийся известных успехов, при­ступал к каждому испытанию с самым низким уровнем притязаний.

^ Е. Уровень притязаний после успеха или неудачи. Более важным, чем начальный уровень (который большинство более поздних исследова­телей склонно вообще игнорировать5), является изменение уровня притяза­ний в результате ознакомления с реальными результатами. И в этом слу­чае первые важные выводы, в общих чертах подтвержденные позднейшими исследователями, были сделаны Хоппе. В целом в условиях нашей куль­туры уровень притязаний повышается после успеха и снижается после не­удачи. В экспериментах Хоппе вслед за успехом уровень притязаний по­вышался в 32% случаев (из 165), никогда не снижался (0%) и оставался неизменным в 3% случаев. После неудачи в 27% случаев произошло сни­жение уровня притязаний, повышения не наблюдалось, в 12% случаев уро­вень остался неизменным (во всех остальных случаях испытуемые пре-

1 См.: Festinger L. Wish, expectation, and group standards as factors influencing level of
aspiration // J. abnorm. soc. Psychol. 1942. 37. P. 184-200.

2 См.: Irwin F.W., Mintzer M.G. Effect of differences in instructions and motivation
upon measures of the level of aspiration // Amer. J. Psychol. 1942. 55. P. 400-406.

3 См.: Atkinson J.W. Motives in fantasy, action and society. N. Y., 1958; Robaye F.
Niveaux d'aspiration et d'expectation. Criteres de personnalite. Paris: P.U.F, 1957.

4 См.: Hoppe F. Erfolg und Miszerfolg // Psychol. Forsch. 1930. 14. P. 30.

5 См. напр., Frank J.D. Individual differences in certain aspects of the level of aspiration
// Amer. J. Psychol. 1935. 47. P. 119-128.

Нюттен Ж. Процесс формирования цели 243

кратили эту работу и приступили к другой и т.д.). Юкнат1, применившая усовершенствованную и более тонкую методику, получила более высокий процент повышения уровня притязаний в зависимости от степени успеш­ности деятельности: 96%, 80 и 55% случаев соответствовали трем степе­ням успешности: большому успеху, явному успеху и просто успеху; анало­гичным степеням неуспешности соответствовало снижение уровня в 88%, 80,5 и 78% случаев. В остальных случаях происходило изменение уровня притязаний в противоположном направлении, так как автор применял метод лабиринтов, который требовал от испытуемого в качестве последую­щего действия выбора лабиринта большей или меньшей степени трудно­сти. Сохранение неизменного уровня притязаний оказывалось, таким об­разом, невозможным. Интересный вывод, следующий из целого ряда иссле­дований, состоит в том, что испытуемые, принадлежащие к современной западной культуре, почти всегда выбирают себе в качестве цели при реше­нии новой задачи результат, превосходящий полученный в первой предва­рительной попытке. Таким образом, можно осуществить сравнительное ис-следование формирования цели в условиях различных культур.


4-soderzhanie-programmi-tema-1-programma-disciplini-pravovie-osnovi-visokotehnologichnogo-biznesa-dlya-napravleniya.html
4-soderzhanie-razdelov-rabochaya-programma-obsuzhdena-na-zasedanii-kafedri-pererabotana-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami.html
4-soderzhanie-tem-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti.html
4-sokrasheniya-sistema-menedzhmenta-kachestva-obshie-trebovaniya-k-postroeniyu-izlozheniyu-i-oformleniyu-dokumentov-uchebnoj-deyatelnosti.html
4-sootvetstvie-soderzhaniya-i-kachestva-podgotovki-obuchayushihsya-i-vipusknikov-trebovaniyam-fgos-spo-gos-spo.html
4-sostav-poetiki-a-f-losev-istoriya-antichnoj-estetiki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/maznichenko-anastasiya-sergeevna.html
  • crib.bystrickaya.ru/intonaciya-i-smislovaya-diskretnost-ustnoj-rechi-m-v-koltunova-yazik-i-delovoe-obshenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nanesenie-poboev.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vidv-biologicheskoj-nauke-pod-tipom-pochv-ponimayut-pochvi-obrazovannie-v-odinakovih-usloviyah-i-obladayushie-shodnimi-stroeniem-i-svojstvami-k-odnomu-tipu-pochv-otnosyatsya-pochvi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-tehnologii-ispolzovaniya-lazernogo-izlucheniya-v-diagnostike-i-korrekcii-funkcionalnih-izmenenij-v-sporte.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadaniya-po-pedagogicheskoj-praktike-studentov-praktikum-na-osnove-kompetentnostnogo-podhoda-uchebnoe-posobie-dlya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/perepis-naseleniya-ssha-1820.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennaya-ritualnaya-magiya-stranica-9.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-g-suncov-dokt-med-nauk-prof-zav-kafedroj-stomatologii-detskogo-vozrasta-ogma-stranica-27.html
  • student.bystrickaya.ru/13-metodika-provedeniya-opitov-v-manometricheskoj-bombe-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot.html
  • spur.bystrickaya.ru/konferencii-nauchnaya-konferenciya-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-aspirantov-i-soiskatelej-stranica-12.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/boevie-otravlyayushie-veshestva-i-ih-porazhayushee-dejstvie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nts-tverskoj-prospekt-novosti-10-01-13-prajm-tajm-00-30.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-sposobstvovat-u-uchashihsya-formirovaniyu-predstavleniya-o-zhizni-v-russkom-gosudarstve-v-konce-v-nachale-vi-veka-obespechit-v-hode-uroka-osmislenie-i-usvoenie-osnovnih-ponyatij-gosudar.html
  • school.bystrickaya.ru/filosofiya-absurda-albera-kamyu.html
  • studies.bystrickaya.ru/34-rezultativnost-obrazovatelnoj-deyatelnosti-publichnij-otchet-direktora-goou-npo-pl-10-g-lipecka-zolotarevoj.html
  • letter.bystrickaya.ru/normativnie-akti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-prokurorskij-nadzor-dlya-napravleniya-specialnosti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-aptechki-instrukciya-po-bezopasnosti-dlya-elektromonterov-kontaktnoj-seti-ce-761.html
  • tests.bystrickaya.ru/liderstvo-i-ego-sushnost.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vdoskonalennya-sistemi-mitnogo-regulyuvannya-v-ukran-na-osnov-vikoristannya-dosvdu-zarubzhnih-kran-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/the-telki-povest-o-nenastoyashej-lyubvi-stranica-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mazhanni-leder.html
  • textbook.bystrickaya.ru/irvin-yalom-lechenie-ot-lyubvi-i-drugie-psihoterapevticheskie-novelli.html
  • credit.bystrickaya.ru/pasport-programmi-5-harakteristika-i-investicionnij-potencial-zainskogo-municipalnogo-rajona-7-stranica-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klod-hopkins-moya-zhizn-v-reklame-pervij-iz-mogikan.html
  • esse.bystrickaya.ru/rechevoe-povedenie-lichnosti-v-sisteme-formirovaniya-socialnogo-obraza-na-materiale-hudozhestvennogo-diskursa.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-evropejskih-vrachej-rezidentov-po-urologii-eurep-praga-chehiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-dokladov-i-referatov-koncepciya-istorii-dzh-viko-50-i-gerder-i-ego-istoriya-kak-progress-gumannosti-53.html
  • write.bystrickaya.ru/formi-podborodka-i-raznovidnosti-podborodka-httpwww-krasotka-makeup-ru.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/profilaktiki-pravonarushenij-analiz-vospitatelnoj-raboti-za-2009-2010u-g-osmislivanie-svoego-truda-vedet-k-ego.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-rpud-nauchno-issledovatelskij-seminar-strategiya-integracii-rossii-v-transportno-logisticheskij-rinok-atr.html
  • testyi.bystrickaya.ru/arnauli-memlekettk-zhrdemai-taajindau-zhne-tleu-aidalari.html
  • education.bystrickaya.ru/114-proektnie-predlozheniya-shemi-rajonnoj-planirovki-1980g-analiz-ranee-vipolnennih-dokumentov-territorialnogo-planirovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-5-vedomstvennaya-antikorrupcionnaya-programma-federalnoj-sluzhbi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sostoitsya-v-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-industriya-turizma-vozmozhnosti-prioriteti-problemi-i-perspektivi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.