.RU

Агрессия в дошкольном возрасте - часть 4

В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78%. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами адаптации ребенка, а именно “удержанием и отпусканием” (по Э. Эриксону). Конфликты между “обладать” и “отдавать” могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам. Поэтому удержание может становиться как деструктивным и грубым захватом или задержанием, таки превращаться в способ заботы: иметь и сохранять. Отпускание также может превращаться в стремление давать волю своим разрушительным страстям или же становиться пассивной готовностью оставлять “все как есть” и полагаться на естественный ход событий. Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство детей 1,5-2 летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Это наводит на размышление о том, что ребенок включает собственные вещи, в т.ч. и игрушки, во внутренние границы “Я” и рассматривает их как части самого себя. Недифференцированность и слияние всех частей “Я” приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений. Поэтому естественно, что ребенок будет воспринимать просьбу мамы “Дай поиграть свою машинку этому мальчику!” почти как эквивалентную - “Оторви руку и дай ее поносить другому ребенку!”. Понятно, что реакция будет вполне предсказуемой.

Более того, наблюдения за конфликтами детей во время игровой деятельности позволяют выдвинуть предположение о том, что каждый ребенок имеет собственный круг игрушек, который он включает во внутренние границы “Я”.

Конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами и игрушками, возникают, когда эти границы пересекаются, т.е. несколько детей “кладут глаз” на одну и ту же игрушку или один из детей пытается расширить свои границы путем экспансии (захвата) чужих игрушек. Подтверждением могут стать результаты длительного наблюдения за тремя мальчиками двух, четырех и семи лет. Было замечено, что наибольшее число конфликтов, связанных с агрессивным поведением, наблюдалось между младшим, старшим и средним ребенком, в то время как между младшим и старшим конфронтация была минимальная. Обратил на себя внимание и тот факт, что конфликты возникали только по поводу обладания определенными игрушками. Удивительно, что были игрушки, вокруг которых совершенно не возникало конфликтов. Эту ситуацию можно проиллюстрировать следующим рисунком:


alternativnaya-vodorodnaya-energetika-kak-element-shkolnogo-razdela-himii-fiziko-himicheskie-svojstva-vodoroda.html
alternativnie-i-variativnie-formi-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-chastnij-detskij-sad.html
alternativnie-istochniki-energii-i-vozmozhnosti-ih-primeneniya-v-rossii.html
alternativnie-istochniki-metodicheskoe-posobie-po-perevodu-sokrashenij-i-virazhenij-chasto-vstrechayushihsya-v-aeronavigacionnih.html
alternativnie-modeli-pamyati-uchebno-metodicheskoe-posobie-ekaterinburg-2006-utverzhdayu-dekan-psihologicheskogo-fakulteta.html
alternativnie-puti-vihoda-iz-krizisa-rf-chast-5.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-eyo-vibor.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sociologicheskoe-opredelenie-mifa-homik-pod-redakciej-o-yu-artemovoj-hudozhnik-a-sterlev.html
  • credit.bystrickaya.ru/poluchite-sertifikat-na-edu-radio-rsn-novosti-16-07-2008-shestakova-anna-15-00-12.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshestvennie-nauki-v-celom.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursi-ekskursovodov-sertifikat-ekskursovod-dlya-inostrannih-turistov-na-russkom-i-ispanskom-yazikah.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-rossii-administraciya-gryazoveckogo-municipalnogo-rajona.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-godi-vojni-stati-i-ocherki-m-nauka-1985-s-2-5-30.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-naseleniyu-permskogo-kraya-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-referatov-mir-na-poroge-iii-tisyacheletiya-osnovnie-problemi-chelovechestva-pochemu-sovremennuyu-epohu-nazivayut-epohoj-globalnih-problem.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-istoriya-rossii-primernoe-pourochnoe-tematicheskoe-planirovanie.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gubernator-lkuznecov-v-moskve-prinyal-uchastie-v-zasedanii-rabochej-gruppi-yadernie-tehnologii-vhodyashej-v-sostav-specialnoj-komissii-pri-prezidente-rossii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-s-ivanov-kand-ekon-nauk-doc.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yavno-vizivayushee-nazvanie-knigi-konechno-mozhet-zadet-vas-no-novogo-v-etom-pravo-zhe-nichego-net-ves-mir-priznaet-pryamo-ili-kosvenno-osobennost-obosoblen-stranica-20.html
  • desk.bystrickaya.ru/podsekciya-transport-xi-ii-mezhregionalnoj-konferencii-festivalya-nauchnogo-tvorchestva-uchashejsya-molodezhi-yunost.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-imeet-razdeli-posvyashennie-profilaktike-i-lecheniyu-boleznej-a-takzhe-uhodu-za-kozhej-volosami-i-dr-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciyam-po-kursu-sociologiya-zhurnalistiki-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/materiali-k-referatu-po-istorii-filosofii-poryadok-napisaniya-referata.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovetskij-narod-rukovodimij-kommunisticheskoj-partiej-dobilsya-v-proshedshem-1952-godu-novih-uspehov-strana-pobedivshego-socializma-v-glazah-vsego-peredovogo-ch-stranica-15.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-disciplini-i-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-inzhenerno-tehnicheskih-specialnostej-bryansk-2004.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-napravleniyu-tehnologiya-obsluzhivayushij-trud.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-l-v-shabanov-neoficialnaya-istoriya-vizionerstva.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-rekomendacii-sluzhbi-zdravoohraneniya-ssha-i-amerikanskogo-obshestva-infekcionistov-1999g-sluzhba-zdravoohraneniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xi-monografiya-soderzhit-interesnejshie-istoricheskie-spravki-i-istoriograficheskie-vikladki.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-a-konan-dojl.html
  • tests.bystrickaya.ru/lesnoj-kodeks-pro-et-contra-vedomosti-dmitriev-vladimir-20042005-70-str-3p.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-master-goda-diplom-uo-za-dostignutie-uspehi-v-razvitii-dpi-3-1-mesto-v-rajonnoj-vistavke-po-dpi-v-nominacii-pletenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-bazi-individualnih-dannih.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-stat-etologom-i-stoit-li-eto-delat.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vek-kriminalistiki-stranica-15.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasileno-strudnichestvo-svitk-.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/redakciya-www-damanski-zhenbao-ru.html
  • composition.bystrickaya.ru/perechen-osnovnoj-i-dopolnitelnoj-literaturi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/golodovka-v-umbe-pravda-kprf-yurij-vatalin-sekretar-murmanskogo-gorkoma-kprf-17072008-074-str-12.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-tlems-batir-orta-mekteb-darindi-oushilarmen-zhrgzletn-zhmis-informatika-pn-malm-d-k-alimkulova.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.