.RU

Агрессия в дошкольном возрасте - часть 4

В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78%. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами адаптации ребенка, а именно “удержанием и отпусканием” (по Э. Эриксону). Конфликты между “обладать” и “отдавать” могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам. Поэтому удержание может становиться как деструктивным и грубым захватом или задержанием, таки превращаться в способ заботы: иметь и сохранять. Отпускание также может превращаться в стремление давать волю своим разрушительным страстям или же становиться пассивной готовностью оставлять “все как есть” и полагаться на естественный ход событий. Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство детей 1,5-2 летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Это наводит на размышление о том, что ребенок включает собственные вещи, в т.ч. и игрушки, во внутренние границы “Я” и рассматривает их как части самого себя. Недифференцированность и слияние всех частей “Я” приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений. Поэтому естественно, что ребенок будет воспринимать просьбу мамы “Дай поиграть свою машинку этому мальчику!” почти как эквивалентную - “Оторви руку и дай ее поносить другому ребенку!”. Понятно, что реакция будет вполне предсказуемой.

Более того, наблюдения за конфликтами детей во время игровой деятельности позволяют выдвинуть предположение о том, что каждый ребенок имеет собственный круг игрушек, который он включает во внутренние границы “Я”.

Конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами и игрушками, возникают, когда эти границы пересекаются, т.е. несколько детей “кладут глаз” на одну и ту же игрушку или один из детей пытается расширить свои границы путем экспансии (захвата) чужих игрушек. Подтверждением могут стать результаты длительного наблюдения за тремя мальчиками двух, четырех и семи лет. Было замечено, что наибольшее число конфликтов, связанных с агрессивным поведением, наблюдалось между младшим, старшим и средним ребенком, в то время как между младшим и старшим конфронтация была минимальная. Обратил на себя внимание и тот факт, что конфликты возникали только по поводу обладания определенными игрушками. Удивительно, что были игрушки, вокруг которых совершенно не возникало конфликтов. Эту ситуацию можно проиллюстрировать следующим рисунком:


alternativnaya-vodorodnaya-energetika-kak-element-shkolnogo-razdela-himii-fiziko-himicheskie-svojstva-vodoroda.html
alternativnie-i-variativnie-formi-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-chastnij-detskij-sad.html
alternativnie-istochniki-energii-i-vozmozhnosti-ih-primeneniya-v-rossii.html
alternativnie-istochniki-metodicheskoe-posobie-po-perevodu-sokrashenij-i-virazhenij-chasto-vstrechayushihsya-v-aeronavigacionnih.html
alternativnie-modeli-pamyati-uchebno-metodicheskoe-posobie-ekaterinburg-2006-utverzhdayu-dekan-psihologicheskogo-fakulteta.html
alternativnie-puti-vihoda-iz-krizisa-rf-chast-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-gmo-vs-ermakova-razbor-polyotov-aleksandr-pershin-stranica-8.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-opd-f-08-osnovi-teorii-upravleniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-nauchnogo-kruzhka-respekt.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kvantovomehanicheskoe-obyasnenie-tablici-mendeleeva.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iv-gilbert-kijt-chesterton.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkretnie-ispolneniya-prorochestv-predislovie-k-anglijskomu-izdaniyu.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-ili-vosstanovlenie-na-novom-tehnologicheskom-urovne-klyuchevih-strategicheskih-kompetencij-v-oblasti-polimernih-kompozicionnih-materialov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-zapadnom-buge-sene-i-visle-izdatelskaya-programma-pravitelstva-moskvi-komitet-po-telekommunikaciyam-i-sredstvam.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-socialnie-processi-v-bloke-rossiya-sssr-koncepciya-obshestvennoj-bezopasnosti-stranica-zarezervirovannaya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prizhiznennie-publikacii-chokana-valihanova-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-programmi-mou-licej-1-na-2010-2011-uchebnij-god-klass.html
  • college.bystrickaya.ru/-viroslo-doverie-pozhilih-lyudej-k-gorodskoj-pozhiznennoj-rente-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-ernst-teodor-amadej-gofman-kroshka-cahes-po-prozvaniyu-cinnober.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-i-istochniki.html
  • credit.bystrickaya.ru/pered-matchem-sovershennoletie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kadrovoe-obespechenie-gosudarstvennogo-upravleniya-kurs-lekcij-3-e-izdanie-dopolnennoe-minsk-2005-udk-35076-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-osnovnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-finansovoe-pravo-samara-2009.html
  • institute.bystrickaya.ru/garri-potter-i-filosofskij-kamen-stranica-18.html
  • learn.bystrickaya.ru/fakultet-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-sovershenstvovanie-professionalnoj-podgotovki-specialista-po-fizicheskoj-kulture-sbornik-statej-i-tezisov.html
  • control.bystrickaya.ru/cergeev-aleksandr-viktorovich-stranica-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-upravleniya-obrazovaniya-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-sarapulskij-rajon.html
  • student.bystrickaya.ru/3-kurs-5-semestr-programma-prakticheskogo-kursa-sovremennogo-francuzskogo-yazika-dlya-studentov-romano-germanskogo.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xxviii-dom-slova-xx-go-veka-biografiya-rudolfa-shtejnera.html
  • literature.bystrickaya.ru/bitievnutrinas-i-bitievnenas-mihail-veller.html
  • write.bystrickaya.ru/fio-protokol-zasedaniya-shmo-1.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zapiski-yunogo-vracha.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-sostavlen-na-osnovanii-trebovanij-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-080105-65-finansi-i-kredit.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnaya-gigiena-informacionnij-byulleten-novie-medicinskie-knigi-v-biblioteke-vgma-2-3-kvartal-2010-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanovlenie-i-razvitie-ekonomicheskoj-teorii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-zdes-i-dalee-po-tekstu-odna-turistskaya-putevka-odin-vzroslij-turist.html
  • education.bystrickaya.ru/1-zakoni-nyutona.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenarij-utrennika-k-65-letiyu-pobedi-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-filial-12-muk-cbs.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-kachestvennie-metodi-psihologii-dlya-napravleniya-030300-62-psihologiya-podgotovki-bakalavra-avtor-o-t-melnikova.html
  • literature.bystrickaya.ru/dubova-ma-larina-na-distancionnoe-obuchenie-detej-invalidov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konferenciya-kachestvo-nemeckogo-inzhenernogo-obrazovaniya-v-usloviyah-mirovoj-konkurencii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.