.RU

Агрессия в дошкольном возрасте - часть 9

Тест руки может применяться во всех тех случаях, когда психолога интересует такая черта личности как агрессивность. Необходимо обратить внимание, что методика создавалась с определенной целью и направлена на выявление агрессивности в первую очередь, а затем уже на другой класс установок. Получаемая информация требует дальнейшей проверки и нуждается в более полном и глубоком обосновании.

Опросник. Методика Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки - одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А. Бассоль и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии.

Опросник Басса-Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1) Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

2) Косвенная агрессия - под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо - злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрыв ярости, проявляющихся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью.

3) Склонность к раздражению - готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.

4) Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5) Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6) Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7) Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой индекс - чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, имеется наличие у него угрызений совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые ребенок дает ответ “да” или “нет”. По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций.

Суммирование индексов 1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности (ИА), 1, 3, 7 - показывает уровень агрессивной мотивации, а суммирование индексов 6 и 5 - индекс враждебности (ИВ). Можно также получить представление о конструктивной или деструктивной направленности агрессивности, сложив “ИА” и “ИВ”.

Заключение

Несмотря на всю активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения пространства окружающего мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в этом деле они вполне могут обойтись без квалифицированной помощи взрослых.

На основании всего вышесказанного можно считать проблему психологического и психического здоровья детей и школьников центральной в разработке научных основ детской практической психологии и в практике психологической службы образования. Безусловно, такая реальность, как психическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития. Еще более слышной является задача научного и практического обоснования возможности и необходимости понимать психическое здоровье как один, пусть и очень существенный, из элементов более широкого явления - психологического здоровья, рассматриваемого в целостном контексте личностного развития, в тесной связи с высшими проявлениями человеческой личности.

Новое понимание цели психологической службы как обеспечение психологического здоровья детей и школьников требует пересмотра программ подготовки детских практических психологов и в особенности психологов образования в плане включения в эти программы указанной проблематики.

Рекомендации

В первую очередь хотелось бы отметить, что один из наиболее перспективных путей оптимизации взаимоотношений учащихся и педагогов - это применение активных групповых (игровых) методов в работе психолога с учителями. Необходимо, чтобы психолог мог уделять внимание не только ученикам, но и учителям, с целью дать им как можно больше информации о психических процессах каждого периода в жизни учащихся.

Во-вторых, для каждого школьного психолога было бы интересно узнать что-то новое, полезное для своей работы, а именно, здесь говорится о проведении различных семинаров, докладов, бесед с приглашением на них всех желающих школьных психологов, которые они сами же будут организовывать.

Помимо всего этого школьному психологу необходимо работать с родителями, потому что они являются первоосновой всей дальнейшей жизни ребенка.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца /Пер. с англ. А.Б. Леоновой, Под общ. ред. А.В. Запорожца и Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1985.

2. Богданович В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. - Спб.: ТОО “Респеке”, 1995.

3. Буянов М.М. Нервный ребенок. М.: Знание, 1997.

4. Внешняя среда и психическое развитие ребенка /Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Тольмер. - М., 1984.

5. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.

6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - Спб., 1997.

7. Зюбин Л.М. Психология воспитания. - М., 1991.

8. Изучение развития и поведения детей /Под ред. П.П. Липситта, И.К. Спайкера. - М.: Просвещение, 1986.

9. Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. - Л., 1986.

10. Липник В.Н. Взрослые за детей в ответе. - Л.: Знание, 1980.

11. Лоренц К. З. Агрессия: (Так называемое “зло”) /Пер с нем. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 1994.

12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - Спб.: Издательство “Питер”, 1999.

13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

15. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

16. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокорреции. - Уфа: Китап, 1994.

17. Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до 7 лет. - М., 1994.

18. Фредман Л.М. Психология воспитания, - М., 1999.

19. Фром А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. - Екатеринбург, 1996.

20. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.


alternativnie-vozmozhnosti-proizvodstva-masla-i-pushek-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomika-dlya.html
alternativnij-kontrol-v-obuchenii-inostrannomu-yaziku-kak-sredstvo-povisheniya-kachestva-yazikovogo-obrazovaniya-13-00-02-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-inostrannie-yaziki-stranica-4.html
alternativnoe-reshenie-posredstvom-obshej-formi-vmesto-obrabotki-kniga-znanij-kb-mista-ru.html
altin-kn-aspani-altin-kn-dalasi.html
altnea-officinalis-l-lekarstvennie-rasteniya-i-sposobi-ih-primeneniya-v-narode.html
alu-arithmetic-and-logic-unit-arifmetiko-logicheskoe-ustrojstvo-alu-bbk-81-2ang-4.html
  • university.bystrickaya.ru/fakultet-iskusstv-spravochnik-dlya-postupayushih.html
  • pisat.bystrickaya.ru/telegraflv-riga-11072011-deputat-pensii-budut-esli-budut-platitsya-nalogi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vsya-informaciya-soderzhashayasya-v-et-ih-knigah.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-disciplina-teoriya-buhgalterskogo-ucheta-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-teoretiko-metodologicheskie-podhodi-k-izucheniyu-problemi-individualno-lichnostnogo-razvitiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kazhdij-raz-kogda-ya-poluchayu-iz-tipografii-dolgozhdannie-korobki-so-svoimi-knigami-i-beru-ih-v-ruki-u-menya-vnutri-voznikayut-udivitelnie-chuvstva-zdes-stranno-p-stranica-14.html
  • occupation.bystrickaya.ru/oao-shuchinskij-zavod-avtoprovod-nazvanie-temi-dlya-resheniya-v-ramkah-prikladnih-programm-vuzov-i-nan-belarusi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-pyatoj-nauchno-tehnicheskoj-konferencii-gidroenergetika-novie-razrabotki-i-tehnologii-25-27-noyabrya-2010-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vesennij-semestr-10-semestr-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik-v-sfere-professionalnoj.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakonodatelnoe-regulirovanie-ekonomicheskoj-socialnoj-i-politicheskoj-zhizni-respubliki-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/konflikti-v-sovremennom-mire.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoricheskij-ocherk-proishozhdenie-zimma-stranica-7.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-kompleksnij-podhod-k-formirovaniyu-umenij-reshat-zadachi-po-fizike.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-na-gosudarstvennuyu-registraciyu-v-ministerstvo-yusticii-rossijskoj-federacii-nachalnik-gosgortehnadzora-rossii-v-m-kulechev.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ishodnaya-informaciya-i-programma-raboti-i-ishodnaya-informaciya-o-seminare.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-informacionnaya-karta-konkursa-konkurs-provodit-upravlenie-obespecheniya-municipalnogo-zakaza-administracii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-materialno-tehnicheskoj-bazi-plan-raboti-administracii-goroda-alatirya-chuvashskoj-respubliki-na-20-1-1-god.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-23-nalog-na-dohodi-fizicheskih-lic-nalogovij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postupleniya-v-otdel-literaturi-na-inostrannih-yazikah-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-305044-rossiya-g-kursk-krasnoznamyonnaya-22-korp-a-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/fenilpropanolaminovaya-narkomaniya-voprosi-kliniki-patogeneza-lecheniya-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/varianti-zadanij-k-kontrolnoj-rabote-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi.html
  • college.bystrickaya.ru/1-postroenie-prostogo-anglijskogo-predlozheniya-7.html
  • education.bystrickaya.ru/3-dokumenti-opredelyayushie-soderzhanie-i-organizaciyu-obrazovatelnogo-processa.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arheologiya-i-istoriya-yuga-dalnego-vostoka-rossii-i-smezhnih-zon-azii-v-drevnosti-i-srednevekove.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-4-vstupitelnie-ispitaniya-pravila-priema-v-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xix-vek-stanovlenie-sovremennoj-filosofii-stranica-29.html
  • student.bystrickaya.ru/1-naznachenie-i-oblast-primeneniya-stranica-16.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/stendhal.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-15-vnutrenne-obsluzhivanie-organizacii-tema-servisnaya-deyatelnost-kak-forma-udovletvoreniya-potrebnostej-cheloveka.html
  • knigi.bystrickaya.ru/respublikanskaya-celevaya-programma-innovacionnoe-razvitie-osnova-konkurentosposobnosti-agropromishlennogo-kompleksa-chuvashskoj-respubliki-na-2010-2015-gg-i-na-period-do-2020-goda-pasport-programmi-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xvsyo-eshyo-hotite-bolshego-nekotorie-soveti-k-dejstviyu-obrazec-denezhnogo-techeniya-aktiva.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primeri-prakticheskih-zadanij-dlya-razrabotki-uchebnih-miniproektov-chistoti-proekt-uroki-chistoti-na-territorii-permskogo-kraya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-obuchayushego-seminara-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-celyu-kursa-informacionnie-tehnologii-v-nauke-i-obrazovanii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.