.RU

«Академия развития»


«Как писать стихи»


(занятие кружка

«Лингвистическая мозаика»)


Провела учитель

русского языка

и литературы

Махнева Е. Г.

СОШ № 6


Цель занятия:

1.Создать ситуацию, в которой дети смогли бы создать свои стихи, стихотворные миниатюры.

2. Развивать творческий потенциал детей, способных к сочинительству.


Оформление:

эпиграф « Поэзия – это ремесло, работа, нужно учиться писать стихи. » Акмеисты.

таблица с размерами стихов;

портрет Н. Гумилева;

стихи детей, написанные на листах формата А-4.


Литература:

1)Кучина Т. Г. Литература (интеллектуальные игры для школьников) Ярославль «Академия развития» 1998 год.

2) Львов С. И. Уроки словесности 5 – 9 класс «Дрофа» - 2000год.

3) Тодоров Л. В. Русское стихосложение в школьном изучении.

4)Шекспир Сборник Москва – 1997год


Ход занятия.


  1. Организационный момент.




  1. Слово учителя.


Сегодня мы проводим очередное занятие кружка «Лингвистическая мозаика». Тема этого занятия «Как писать стихи». Сегодня мы через разнообразные формы работ научимся создавать стихи.

Акмеисты считали: «Поэзия – это ремесло, работа, нужно учиться писать стихи».

«Цех поэтов» возглавлял Николай Гумилев, здесь он учил молодых поэтов стихосложению.

(Сообщение о Гумилеве, приготовленное ученицей).

Давайте представим, что вы – молодые поэты, пришедшие на очередное занятие кружка. А я попытаюсь, как Гумилев научить вас слагать стихи.

Поэзия – такая же наука, как, скажем математика, не изучив ее, не только нельзя стать поэтом, но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи. Я не смогу научить вас писать стихи, подобно тому, как учебник астрономии не научит создавать небесные светила. Надо неустанно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в минуты творчества.

Вы научитесь понимать стихи и правильно оценивать их. Без изучения поэзии нельзя писать стихи, этому нужно учиться так же долго и усердно, как играть на рояле.

Каждое стихотворение – это живой организм, который имеет свою анатомию и физиологию.

(Чтобы легче запомнить трехсложные размеры, я предлагаю очень простой способ запоминания).

/ /

Анна Ахматова

_ _ _ | _ _ _ = дактиль

/ /

Георгий Иванов

_ _ _ | _ _ _ = амфибрахий

/ /

Николай Гумилев

_ _ _ | _ _ _ = анапест


3. Практическая часть занятия.


Задание 1



Задание 2

Настоящий поэт должен в равной мере хорошо владеть всеми размерами стихосложения, а так же переходить из размера в размер.

* * *

Бабушка козлика очень любила,

Компотом, котлетами кашей кормила.

Долго крепился бедный козел

И вот за капустой в лес он ушел.

Встретился козлику серый, злой волк:

«Я в капусте профи, в ней я знаю толк.

Да у меня ее целый котел!»

Поверил козел и за волком пошел…

Бабушка плачет, сидя на пеньке –

Ножки и рожки в ее кулаке.

Вскоре и волк пал от ружья –

Старая бабка меткой была.

( Шишмарева София)

Задание 3

Вы знаете, что стихи по наличию строф могут называться дистих, терцена , секстина… Но каждая строфа предполагает особый ход мыслей: например, английский сонет стоится по принципу: тезис – развитие тезиса – антитезис – вывод – афоризм.

Зная это правило, соберите «рассыпанный» сонет Шекспира.


Уж если ты разлюбишь,- так теперь, теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, но только не последней каплей горя! И если скорбь дано мне превозмочь, не наноси удара из засады. Пусть бурная не разрешиться ночь дождливым утром – утром без отрады. Оставь меня, но не в последний миг, когда от мелких бед я слабею. Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, что это горе всех невзгод больнее. Что нет невзгод, а есть одна беда – твоей любви лишиться навсегда.


Задание 4

Представьте, что вам нужно написать стихотворения, в которых вы объясняетесь в любви, или философски размышляете, или описываете природу.


(стихи детей)


* * *

^ Ты хочешь знать, кого люблю я?

Ее нетрудно отгадать,

Будь повнимательней, читая,

Я не могу ее назвать.

(Беляев Саша )


* * *

Зима уходит, быстро пробегают дни,

Ты, друг мой милый, сильно не грусти.

Весна капелями придет,

Тепло и радость с содою принесет.


Печаль оставь,

Ведь жизнь прекрасна.

Жить для других себя заставь,

И от улыбок станет ясно!

( Искандерова Асия)


Задание 5


Поэзия знает много экспериментов в области строфики и фоники: фигурные стихи, акростих, тавтограммы и многое другое. Придумать стихотворение в соответствии.


( стихи детей)


* * *

^ Уходит зима, но мне ее не жаль,

Хорошо, что с ней уходит печаль.

Однако же были чудесные дни,

Дни доброты и игры ребятни.

И жаль, что растают снега,

Ты же летом их не найдешь никогда.

^ Зато уходит злая вьюга,

И ветра лучшая подруга -

Метель. Уйдет зима, чтобы вернуться,

А грусть уснет, чтоб вновь проснуться.

( Акростих Ахметовой Нади)


* * *


штукой, гремя частенько

и звеня меня!

Этой бьет мама


(фигурный стих (вид ремня) Терехиной Дарьи)


* * *

Как-то раз наш молодец

Золотой нашел ларец

И отнес он во дворец.

Царь не смог открыть ларец,

И забрал ларец мудрец.

Все гадал старик – мудрец,

Как открыть чудной ларец?

Вдруг в сердцах он пнул ларец,

Впрыгнул оттуда зеленый огурец!

(Буриме Шишмаревой Софии)


Курить или не курить?

(басня)

Уж сколько раз твердили миру,

Куренье вредно, но только все не впрок,

И в сердце табаку всегда найдется уголок.

Марине где-то бог послал сигарок пачку,

В подвал Марина забралась,

Но призадумалась, а пачечку в руках держала.

На ту беду Алиса рядом проходила,

Табачный дым ее остановил:

Алиса видит сыр, Алису сыр пленил.

Алисонька к двери на цыпочках подходит,

Вертит ключом, с Алисы глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Мариночка, как хороша!

Ну, что за сигаретки, что за дымок!

И рассказать об этом кто бы смог?

И, верно, ангельский быть должен ведь вкусок!

Дай прикурить мне не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой курить ты мастерица,

Ведь ты была б у нас орлица! »

С Алисиных похвал вскружилась голова,

Да и курить ей, впрочем расхотелось.

И на приветливы Алисины слова,

Марине жить подольше захотелось,

Марина пачечку Алисе отдала,

И с ней была плутовка такова!

(Зонова Елена)


  1. Итог занятия.


Итак, наше занятие подошло к концу. Сегодня мы на практике показали, в какой степени овладели навыками стихосложения. И, наверное, вы согласитесь с высказыванием акмеистов, что поэзия – это ремесло, работа, нужно учиться писать стихи.

analiz-ustraneniya-zamechanij-komissii-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti-taganrogskogo-filiala.html
analiz-veroyatnosti-antikrizisnogo-upravleniya-na-primere-ooo-tomskaya-lesopromishlennaya-kompaniya.html
analiz-vipolneniya-olimpiadnih-zadanij-po-10-klassu-pokazal-chto-osnovnie-oshibki-uchastniki-sdelali.html
analiz-vipolneniya-plana-raboti-metodicheskogo-kabineta-v-2009-2010-uchebnom-god-stranica-2.html
analiz-vliyaniya-kulturi-kak-instrumenta-motivacii-personala.html
analiz-vliyaniya-vneshnej-sredi-na-deyatelnost-predpriyatiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/variant-2-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-po-anglijskomu-yaziku-dlya-studentov-zaochnikov-mariupol-2004.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-i-pravila-provedeniya-vstupitelnogo-ispitaniya-v-forme-sobesedovaniya-dlya-abiturientov-postupayushih-v-udmurtskij-gosudarstvennij-universitet-v-magistraturu-po-napravleniyu-istoriya-arheologiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-12-strategicheskij-menedzhment-metodicheskoe-posobie-po-podgotovke-k-itogovomu-gosudarstvennomu-mezhdisciplinarnomu.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-viii-sobranie-sochinenij-v-pyatnadcati-tomah-1-sobranie-sochinenij-v-pyatnadcati-tomah-nauka-leningradskoe.html
  • essay.bystrickaya.ru/drugoe-tv-pervij-kanal-novosti-05-12-2005-kokorekina-olga-12-00-14.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-11-662-29-marta-2010-g-stranica-51.html
  • predmet.bystrickaya.ru/ris-3-shema-raspredeleniya-soderzhaniya-vzveshennih-veshestv-mgl-v-vode-po-prodolnomu-profilyu-vodohranilish-angarskogo-kaskada.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alekseev-s-i-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-moskva-2003.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-cherez-bryanskie-lesa-kniga-rasskazivaet-o-boevom-puti-137-j-bobrujskoj-ordena-suvorova-2-j-stepeni-strelkovoj.html
  • studies.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta-na-stroitelstvo-teplovih-setej-ot-blochnoj-gazovoj-kotelnoj-do-fizkulturno-ozdorovitelnogo-kompleksa-v-g-arzamase-stranica-6.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-idej-parlamentarizma-v-monarhicheskoj-rossii.html
  • write.bystrickaya.ru/gimnastika-do-rozhdeniya-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej-nikitin-b-p-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-i-vvedenie-nauka-o-prirode-chem-zainteresovala-menya-tema.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/znamenitij-yurist.html
  • college.bystrickaya.ru/3-ocenka-vnutrennih-resursov-i-potenciala-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-hanti-mansijskogo-rajona-do-2020-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-viii-na-frontah-holodnoj-vojni-kniga-pervaya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stoyanka-xvii-maks-fraj-zhalobnaya-kniga.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-trebovaniya-k-transportnim-sredstvam-v-otnoshenii-sistem-ochistki-i-omivaniya-vetrovogo-stekla.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastan-respublikasinda-tlderd-damitu-men-oldanudi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/malgozhata-muserovich-celestina-ili-shestoe-chuvstvo-stranica-5.html
  • books.bystrickaya.ru/chetvertij-doklad-berlin-29-fevralya-1908-g-doklad-berlin-6-yanavarya-1908-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/geopoliticheskaya-modernizaciya-kak-stimul-razrusheniya-geopoliticheskih-struktur.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viii-istericheskie-deti-pedagogicheskij-zakon-183.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ukrsocbank-samie-vigodnie-kreditnie-karti-zima-2008-kassir-opasnej-chem-grabitel-izdanie-ukrainskij-bankovskij.html
  • education.bystrickaya.ru/34-osnovnie-elementi-ekologo-pravovogo-rezhima-ispolzovaniya-i-ohrani-prirodnih-resursov-i-ohrani-okruzhayushej-sredi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-socialno-psihologicheskogo-treninga-tolerantnosti-k-ekstremalnim-situaciyam-sostaviteli-kandidat-biologicheskih-nauk-docent-kafedri-valeopsihologii-i-fizicheskoj-kulturi-rgu-vasileva-o-s.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dlya-studentov-vi-kursa-po-specialnosti-291100-mosti-i-transportnie-tonneli-specializaciya-291102-tonneli-i-metropoliteni.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kassacionnoe-predstavlenie-verh-isetskoj-prokuraturi-ot-250705-chp-v-ik-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/basic.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/blagotvoritelnostmecenatstvo-i-zemstvo-19-20-vekov.html
  • credit.bystrickaya.ru/ohvat-uchashihsya-dopolnitelnim-obrazovaniem-v-gimnazii-po-stupenyam-obucheniya-i-po-napravlennostyam-v-2010-2011-uchebnom-godu.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mihajlov-v-zhenskoj-shpage-sostav-ubojnijprezident-ffr-a-mihajlov-o-pervenstve-mira-sredi-kadetov-i-yuniorov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravo-mezhdunarodnih-organizacij.html
  • reading.bystrickaya.ru/martin-heidegger-karl-jaspers-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-vidi-gidrometeorologicheskoj-deyatelnosti-sbornik-normativnih-pravovih-aktov-edinoj-normativnoj-pravovoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.