.RU

Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения


Введение


Введение.


Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения. К их числу относится возникновение, развитие и существование частных и общественных образовательных заведений, представлявших альтернативу государственным учреждениям. В дореволюционной России, наряду с государственными, частные и общественные учебные заведения охватывали все уровни образования: от детских садов до университетов. Их значение в развитии педагогики, науки, культуры и общественной мысли России крайне велико и еще пока недостаточно оценено.


Особенно важной представляется эта тема в настоящее время, когда система негосударственного образования начинает заново создаваться, практически на пустом месте. Организационный, педагогический и научный опыт аналогичных заведений, существовавших в Российской империи до 1917 г., должен быть востребован современными деятелями в области образования. Поэтому изучение истории образования, структуры, содержания обучения, управления частных и общественных учебных заведений дореволюционной России представляется весьма важным.


Актуальность исследования тесно связана с современной ситуацией в области образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) санкционировал создание негосударственных учебных заведений. Сложившаяся в течении последнего десятилетия такая система является важнейшим компонентом образовательной системы России и частью ее культуры. В своем развитии негосударственная высшая школа современности неоднократно сталкивается с теми же трудностями организационного и методологического характера, что и негосударственная высшая школа дореволюционной России. При сопоставлении как общественно-политической и законодательной ситуации, так и организации и учебного процесса выявляется множество различий и совпадений. Оценка опыта негосударственных образовательных учреждений дореволюционной России и его применение в современных условиях, успешно проводящиеся современными негосударственными и даже государственными вузами, являются необходимым условием их дальнейшего развития. Лучшие стороны деятельности негосударственных вузов XIX—начала XX вв., их педагогияеские, просветительские и научные идеи и принципы не должны быть забыты на современном


л этапе развития образовательной системы, характеризующемся той же динамичностью и


разнообразием, что и в этот период.


Степень научной разработанности темы. К настоящему времени работ, обобщающих опыт негосударственной школы, крайне мало. Помимо специальной работы В.А. Солоницына1, историография вопроса представлена либо общими трудами по истории образования и образовательных учреждений (как отдельного типа, так и в целом), либо исследованиями, посвященными конкретно тому или иному учебному заведению. Это обстоятельство делает исследование данной темы еще более важным2.


Дореволюционная историография представлена общими работами Г. Фальброка и В.Чернолусского, СВ. Рождественского, Н.В. Чехова и других авторов3. Они содержат общие очерки развития сети образовательных учреждений Российской империи, характеризуют юридическую базу, уровень обучения, профильные направления, преподавательский состав и многие иные вопросы становления и существования как государственных, так и негосударственных высших, средних и низших учебных заведений. Особое внимание дореволюционные авторы уделяли теоретическим проблемам развития образовательной системы, а также педагогике.


' Солоницын В.А. Негосударственное высшее образование в России. М., 1998.


2 См.: Библиографические сводки: Справочники по истории дореволюционной России: библиографический указатель. М., 1978; Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1918—1977: библиографический указатель. М., 1979; Москва: библиографический указатель книг 1900—1994. М., 1996; Москва: указатель книг, статей из журналов и сборников на русском языке с XVIII в. по 1900 г. включительно. М., 1998.


3 Фальброк Г., Чернолусский В. Народное образование в России. СПб., 1900; СВ. Рождественский. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. 1802—1902. СПб., 1902; Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. М., 1912; Медведков А.П. Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении. Пг., 1916. Существует значительное число общетеоретических работ, посвященных развитию высшего образования. Их проблемный, а, порою, полемический характер несколько уводит в сторону от конкретных задач настоящей работы (см.: Кареев Н.И. Выбор факультета и прохождение университетского курса. СПб., 1897; Брок А. Гуманитарное образование. СПб., 1908; Вернадский В.И. Письма о высшем образовании в России. М., 1913 и др.).


После 1917 г. было создано значительное число обобщающих работ по истории высшей школы4. Существенным отличием этих трудов от дореволюционной историографии является большой интерес к участию учебных заведений в целом, а также их преподавателей и студенчества в революционном и общественном движении второй половины XIX—начала XX вв. Особое внимание уделялось изучению проблем женского образования, при котором основной упор делался на борьбу женщин за право получения высшего образования5. Впрочем, эта тема являлась одной из самых плодотворных и в дореволюционной историографии, когда обладала значительной актуальностью. До 1917 г. работы, посвященные вопросам женского образования, содержали многие элементы полемики и теории6. Большой интерес к истории женского образования наблюдается и после 1990 г.7


4 Мерчинский Е.Н. Высшее техническое и сельскохозяйственное образование в дореволюционной России // Высшая техническая школа. 1934. № 4. С.63—76, № 5. С.54—67; Украинцев В.В. Некоторые вопросы из истории дореволюционной высшей школы // Тр. Калининградского торфяного института. Вып.9. С.71—100; Барашков К.И. Высшая техническая школа накануне Великой октябрьской социалистической революции и в первые годы советской власти // Московский полиграфический институт. Сб. науч. тр. М., 1957. С 95— 103; Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР. Сб. ст. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1972; Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М., 1979; Князев Е.А. Предметная система в высшей школе России. // Вестник высшей школы. 1987. № 11; Павлова Г.Е. Организация науки в России в первой половине XIX в. М., 1990; Воробьева Ю.С. Общественность и высшая школа в Росси в начале XX в. М.. 1994; Иванов А.Е. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы России конца XIX—начала XX в. Общественно-политический облик. // История СССР. 1990. № 5. С 60—76; Он же. Высшая школа в России в конце XIX—начале XX вв. М., 1991; Он же. Студенты России конца XIX -начала XX в. Социально-историческая судьба. М., 1999 и др.


5 Молодых Н.И. Московские высшие женские курсы // Советская педагогика. 1941. № 5. С.80—91; Боброва Л.А. Высшие женские курсы проф. Герье в Москве (1872—1888) // Труды МГИАИ. Т. 16. М., 1961. С.253—265; Михеева Э.П. Высшее женское образование в дореволюционной России. Автореф. дисс. ...к.и.н. М., 1969; Эвенчик С.Л. Высшие женские курсы в Москве. // Опыт подготовки педагогических кадров... С. 14—99; Андреева И.Н. В.И. Герье — организатор Высших женских курсов в Москве. // Советская педагогика. 1987. № 9. С 107—112 и др.


6 Некрасова Е.С. Два слова в память десятилетия Московских высших женских курсов.// Русская мысль. 1882. Кн. XI. С 191—192; Лихачева Е.О. Материалы по истории женского образования в России. Кн. I—IV. СПб., 1890—1895, 1901; Зинченко Н.Е. Женское образование в России. СПб., 1901; Шохолъ К.Р. К вопросу о развитии высшего женского образования в России // Журнал министерства народного просвещения. 1912. Август. Отдел по народному образованию. С 153 — 196; Сурин П. Женское сельскохозяйственное образование в России. // Сборник статей по вопросам сельскохозяйственного образования. СПб., 1905; Крашенинникова А. Высшее женское образование в Москве.// Москва в ее прошлом и настоящем. Т. XII. М., 1912. С 116—122 и др.


7 Симонова М.В. Проблема женского образования во второй половине XIX в.// Женщины в социальной истории России. Сб. научных трудов. Тверь, 1997. С.39—46; Орлова Е. Высшее женское образование в России (по публицистике второй половины XIX в.). // Alma Mater. 1999, №3. С 36—40 и др.


Значительное число работ посвящено студенчеству. Дореволюционные публикации, в основном, представляют собой сводки статистических данных и анализ этих


Q


материалов . В советской историографии основное внимание уделялось участию студенчества в революционном и общественном движении9. Наиболее полным и обстоятельным исследованием является недавняя работа А.Е. Иванова «Студенты России конца XIX - начала XX в. Социально-историческая судьба» (1999)10.


Представляется необходимым охарактеризовать исследования наиболее важные для изучения истории частных и общественных образовательных учреждений Москвы.


Достаточно полная сводка содержится в «Очерках по истории школы и педагогической мысли народов СССР» в трех томах . Издание охватывает период XIX—начала XX вв. Для рассмотрения данной темы наибольший интерес представляет третий том, содержащий обзор периода конца XIX—начала XX вв. В нем дается общий очерк возникновения и развития системы негосударственного высшего образования, в составе которого значительное место уделено и московским учебным заведениям, приводится классификация негосударственных вузов, согласно профилю преподаваемых в них дисциплин и организационной структуре.


Общая характеристика развития образовательной системы (в т.ч. частных и общественных высших, средних и низших учебных заведений) содержится также в очерках по истории педагогики, опубликованных в последнее десятилетие12.


В работах А.Е. Иванова подробно рассматриваются вопросы, связанные с организацией, развитием, уставами, программами, управлением, преподавательским составом, студенчеством, финансированием, управлением негосударственных вузов, а также их ролью в культурной и общественной жизни. Автор опирался на значительную


8 Иванов П. Студенчество в Москве. Быт, нравы, типы (Очерки). М., 1903; Членов М.А. Половая перепись московского студенчества и ее общественное значение. М., 1909; Кауфман А.Л. Русская курсистка в цифрах. По данным переписи, произведенной на Санкт-Петербургских Высших женских курсах. 15.11. 1909 г. // Русская мысль. 1912. Кн. IV; Шейнис Д.И. Еврейское студенчество в Москве. По данным анкеты 1913 г. М., б.г. и др.


9 Брауед X. Еврейское студенчество накануне революции (1917)//Еврейский студент. 1922. № 2. СП—20; № 3. С. 15—20; Ткаченко П.А. Московское студенчество в общественно-политической жизни России второй половины XIX в. М.: МГУ, 1958 и др.


10 Иванов А.Е. Студенты России конца XIX—начала XX в. Социально-историческая судьба. М., 1999.


1' Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. Т. I. Первая половина XIX в. Т. II. Вторая половина XIX в. М.. 1976. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX -начало XX в. М., 1991.


12 История педагогики. 4.2. С XVIII до середины XX вв. / Под общ. редакцией академика РАО А.И. Пискунова. М., 1998. С. 157—230; История педагогики. Воспитание и образование в России (X—начало XX вв.). М., 1998. С.250—354 и другие.


7


и источниковую базу, активно использовал архивные документы и сведения


дореволюционной справочной литературы по высшему образованию13.


В работе Ю.С. Воробьевой «Общественность и высшая школа в России в начале XX в.» (1994) рассмотрена проблема взаимодействия и борьбы правительства и различных слоев общественности по вопросам, связанным с развитием высшей школы в России, в том числе, и системы негосударственных учебных заведений. Ю.С. Воробьева показывает, какое значение имело влияние этих взаимоотношений на возникновение и становление народных университетов. Показано большое значение московских неправительственных вузов (в частности, Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского и Московского коммерческого института) для становления аналогичных учебных заведений в других городах14.


Важнейшее значение для изучения системы негосударственного образование имеет работа В.А. Солоницына «Негосударственное высшее образование в России»15. Автор дает общий исторический очерк частного и общественного образования России, начиная с эпохи Средних веков и до 1917 г. В область исследования входит л рассмотрение всех негосударственных вузов, существовавших на территории


Российской империи. Развитие негосударственных высших учебные заведения рассматривается автором в контексте правительственной политики в области просвещения; широко освещается законодательная база образования в XVIII—начале XX вв. Автор показывает тесную связь между развитием негосударственной системы образования и потребностями общественного развития России во второй половине XIX—начале XX вв.


В то же время, широкий географический и хронологический охват темы не позволил автору обратиться к более пристальному анализу конкретных учебных заведений. За рамками исследования, в большинстве случаев, оставались профессорско-преподавательский состав, учащиеся негосударственных вузов и их вклад в российскую и мировую науку. Более пристального внимания требуют исследования содержания и методов обучения. Важнейшим представляется привлечение данных о педагогической полемике и общественных представлениях о содержании образования к общей истории негосударственных вузов.


13 Иванов А.Е. Профессорско-преподавательский корпус... // История СССР. 1990. № 5. С 60—76; Он же. Высшая школа в России...; Он же. Университетская политика царского правительства накануне революции 1905—07 гг. // Отечественная история. 1995. № 6. С.93— 107; Он оке. Студенты России...и др.


14 Воробьева Ю.С. Общественность и высшая школа в России...


Отчасти дополняет сведения В. А. Солоницына (особенно при анализе педагогической и общественной мысли) работа «Университеты в истории и культуре дореволюционной России», авторы которой Е.С. Ляхович и А.С. Ревушкин16. В ней содержится подробный анализ положения университетов в государстве и общества в его историческом развитии. Авторы привлекают обширный мировой опыт и подробно обращаются к педагогической и общественной публицистике, к планам переустройства и реформам университетов. Большое место уделяется университетской политике правительства и роли общественной инициативы в ее развитии. Е.С. Ляхович и А.С. Ревушкин характеризуют развитие университетов в дореволюционной России в сравнении с развитием университетов в Европе, США и странах Азии, оценивают значение российской университетской профессуры для развития отечественной и мировой науки и культуры. Немалое место уделяется в работе и негосударственному сектору высшего образования, в первую очередь, высшим женским курсам и народным университетам17.


Предметом рассмотрения Е.Я. Александровой и И.М. Быховской стало художественное образование XVIII—XIX вв., рассматривающееся авторами как


1 8


историко-культурное явление . Эта работа имеет важное методологическое значение, в плане анализа образования с историко-культурологической точки зрения. Согласно мнению авторов, национальное своеобразие феномена российского образования более всего проявило себя в таких сферах как гуманитарное, общекультурное и художественное образование, поскольку именно в них определяющими являются культурные ценности и ориентиры. Художественное образование наиболее показательно тем, что, помимо взаимосвязей с общими и национальными культурными достижениями, содержит элемент творчества и самопознания человека, «его отношения к жизни и смерти, поисков смысла жизни, нравственных основ бытия» .


Исследование художественного образования проводится авторами на основе изучения широкой источниковой базы (законодательная деятельность правительства в этой области, документы, фиксирующие общественную инициативу в сфере искусства, мемуары и художественная литература) и анализа работ культурологического и культуроведческого характера (принятого достаточно широко, включая труды


15 Солоницын В. А. Негосударственное высшее образование в России. М., 1998.


16 Ляхович Е.С, Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск., 1998.


п Ляхович Е.С, Ревушкин А.С. Указ. соч. С.290—330.


18 Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996. С.43—77.


историков, философов, эстетиков и теоретиков искусства той или иной эпохи). Согласно мнению Е.Я. Александровой и И.М. Быховской, динамика развития художественного образования строилась в сочетании правительственных мер по законодательному регулированию, общественного и социального развития и внутренней логикой развития российской художественной культуры. В большинстве случаев в сфере интересов авторов находятся государственные учебные заведения художественного образования. Однако Е.Я. Александрова и И.М. Быховская выявляют и значительную роль общественной и частной инициативы, поддерживающей и развивающий, как отдельные учреждения и отрасли, так и все художественное образование в целом.


Наряду с работами по истории высшей школы дореволюционной России, представляются важными для изучения данной темы в определенных выше хронологических и географических рамках, также те разделы общих работ по истории Москвы, которые касаются частных и общественных вузов. Это, прежде всего, академическая «История Москвы» (Т.1—6. 1952—1964), а также «История Москвы с древнейших времен до наших дней» (Т.1—3, 1997, 1999). В этих капитальных трудах дается общий перечень московских частных и общественных вузов, кратко характеризуется история их возникновения и развития, общий характер преподавания и программ, преподавательский состав и студенчества, участие студентов и преподавателей в революционных выступлениях и общественной жизни20.


Как можно видеть, историография проблемы развития и становления высшего образования в дореволюционной России весьма обширна. Однако напрямую касаются истории негосударственных образовательных учреждений небольшое число работ. Подобное положение, как уже говорилось выше, диктует необходимость подробного исследования этого вопроса. Гораздо полнее историография и справочные материалы по отдельным частным и государственным вузам. Ее характеристику удобнее представить в хронологическом порядке возникновения вузов.


История Лазаревского института восточных языков довольно подробно исследована как в дореволюционной, так и в советской историографии. В работах А.З. Зиновьева, Г.И. Кананова и А.С. Хаханова, опубликованных до 1917 г. рассматривается история возникновения института, биографии его учредителей Лазаревых, роль института как центра армянской общины в Москве. В приложение к этим трудам опубликованы


19 Александрова Е.Я., Быховская И.М. Указ. соч. С.45.


10


документы, связанные с основанием института, списки учредителей стипендий, почетных членов, должностных лиц, преподавателей, студентов, перечни


¦у i


диссертационных работ . Отдельным изданием были опубликованы в 1839 и 1914 гг. документы, связанные с основанием и развитием института, летопись института, письма Лазаревых и другие материалы22.


После 1917 г. наиболее подробно занимался историей Лазаревского института и его


значением в развитии отечественного востоковедения А.П. Базиянц. Опираясь на значительную источниковую базу, А.П. Базиянц подробно освещает историю Лазаревского института, его специфику и особое положение среди других учебных заведений, роль института как средоточия армянской культуры в России и как крупнейшего центра российской науки о Востоке, культурно-просветительскую деятельность и научное творчество основателей, преподавателей и студентов института .


Опубликованы труды, посвященные истории Лазаревского института и общественно-политической деятельности Лазаревых на армянском языке24. В работе А.Т. Амирханяна основное внимание уделено значению Лазаревского института как центра армянской общины в Москве в XIX—XX вв., в том числе и в годы Советской


20 История Москвы Т.4. М., 1954. С.657—668; Т.5. С.454—462; История Москвы с древнейших времен до наших дней. Т.2. М., 1997. С.254—263.


21 Зиновьев A3. Краткий очерк Лазаревского института восточных языков с краткою биографиею учредителей Института и с приложениями к биографии и очерку. Изд.-е 2-е, доп. М., 1863; Кананов И.Г. Семидесятипятилетие Лазаревского института восточных языков. 1815—1890. Исторические очерки. М., 1891; Хаханов А.С. Тридцатилетие Специальных классов Лазаревского института восточных языков. 1872—1902. М., 1903.


22 Собрание высочайших актов и указов, относящихся до Московского армянского Лазаревых института восточных языков. СПб., 1839; Материалы для истории Лазаревского института восточных языков. Вып. 1. М., 1914.


23 Базиянц А.П. Лазаревский институт восточных языков (Исторический очерк). М., 1959; Он же. Из истории тюркологии в Лазаревском институте // Краткие сообщения института народов Азии. Вып.30. 1961. С.102—ПО; Он же. Создание института восточных языков в Москве (первая половина XIX в.) // Очерки истории русского востоковедения. Сб. 6. М., 1963. С.271 — 301; Он же. Лазаревский институт в истории отечественного востоковедения. М., 1973; Он же. Над архивом Лазаревых. М., 1982.


24 Дшюян В. Из истории общественно-политической деятельности Лазаревых. Вторая половина XVIII века. Ереван, 1966 (арм. яз.); Игнатян А. История Московского Лазаревского института восточных языков. Ереван, 1969 (арм. яз.).


11


gi власти. Несмотря на популярный характер работы, автор привлек новые архивные


документы из хранилищ Москвы и Еревана25.


Историография по истории Московского училища живописи, ваяния и зодчества представлена общими очеркам с приложением кратких биографий основателей, попечителей, преподавателей и выдающихся выпускников училища26.


Значительное число работ посвящено возникновению Московской консерватории, ее основателям, развитии, педагогической и музыкальной деятельности преподавателей, выдающемуся значению в российской музыкальной культуре. В дореволюционной историографии это труды А. Серова, Н.А. Маныкина-Невструева, Н.Д. Кашкина27.


Значительное число работ опубликовано в связи со столетним юбилеем Московской


консерватории в 1966 г. В первую очередь, следует выделить капитальный труд «Московская консерватория. 1866—1966», содержащий подробный исторический очерк, список педагогов консерватории с краткими биографическими сведениями, v сведения о выдающихся выпускниках . В том же юбилейном году изданы краткий


очерк Ю.В. Келдыша, сборник воспоминаний о Московской консерватории и др.29 Роль и значение Московской консерватории среди аналогичных учебных заведений раскрыто в общих работах по развитию музыкального образования в дореволюционной России30.


2 Амирханян А.Т. Тайны дома Лазаревых: фрагменты истории московской армянской общины XIV—XX века. М., 1992.


26 Благовещенский А.А. Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве // Русский художественный архив. 1894. Вып.1. С.1—11; Вып.2. С.73—90; О преобразовании Московского училища живописи, ваяния и зодчества в высшее учебное заведение и о рассмотрении проекта устава и штата Московского художественного общества и состоящего при нем училища художества. М., 1908; Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951.


27 Серов А. Учебно-литературная деятельность Московской консерватории // Музыка и театр. 1867. № 15. С.225—229; № 16. С.241—247; Кошкин Н.Д Первое двадцатипятилетие Московской консерватории: Исторический очерк. М., 1891; Он же. Русские консерватории и требования современного искусства. М., 1906; Маныкин-Невструев Н.А. Краткий очерк Московского отделения императорского Русского музыкального общества. 1860—1900. М., 1900.


28 Московская консерватория. 1866—1966. М., 1966.


29 Келдыш Ю.В. 100 лет Московской консерватории. Краткий исторический очерк. М., 1966; Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966.


30 Корабелъникова Л.З. Музыкальное образование // История русской музыки. Т.6. М., 1989.


12


Литература, посвященная Катковскому лицею, представлена юбилейным очерком к 30-летию этого учебного заведения31, изданиями самого лицея32, а также мемуарами воспитанников.


Как уже говорилось выше, история Высших женских курсов профессора В.И. Герье в Москве привлекала многих исследователей .


Наиболее обстоятельной работой по истории высшего женского образования в дореволюционной историографии является статья К.Р. Шохоль34.


Автором рассмотрены общие предпосылки развития высшего женского образования, условия, определившие его появление, основные точки зрения в обществе по этому вопросу в 60—80-х гг. XIX в. В этом контексте изложена история первых женских курсов, в т.ч. курсов В.И. Герье и Лубянских курсов, которые автор также определяет как высшее учебное заведение, хотя и признает, что их программа не выходила за рамки программ мужских гимназий.


Особый интерес представляют попытки автора выявить проблемы и противоречия, с которыми столкнулись первые женские вузы и которые во многом предопределили неудачу первых опытов высшего женского образования в России. По мнению Р.К. Шохоль эти причины лежали в существовании в обществе противоречивых взглядов на женское образование, двойственном характере задач и целей высших женских куров, различном образовательном уровне слушательниц, а также пристальном надзоре за курсами органов внутренних дел и подозрительном отношении к ним правящих верхов.


В советской историографии следует выделить работы Л.А. Бобровой, С.Л. Эвенчик и Н.И. Андреевой. В статье Л.А. Бобровой на основании значительного числа источников изложена история возникновения и развития Высших женских курсов, охарактеризованы программа, педагогический коллектив, социальный состав


31 Историческая записки императорского лицея в память цесаревича Николая за XXX лет (1868—1898) / Сост. Л.А. Георгиевский, А.А. Гиляров, СИ. Любомудров и др. М., 1899.


32 Календарь императорского лицея в память цесаревича Николая на... (1869/70—1872/73, 1894/95—1912/13) учебный год. М., 1869—72, 1894—1912.


33 К работам по истории Высших женских курсов В.И. Герье, других высших женских учебных заведений в Москве, а также проблеме женского образования в целом, перечисленным выше, следует добавить также: Высшие женские курсы в Москве // Женское образование. 1876. № 6. С.285—288; Образование женщин у нас и за границей // Русская мысль. 1886. № 7. С.55— 79; Закрытие Высших женских курсов профессора В.И. Герье в Москве // Всемирная иллюстрация. 1888. Т.39. № 26. С.515; Высшие женские курсы в Москве // Русская школа. 1900. № 10—11. С. 123—126; Московские высшие женские курсы (1872—1922) // МГПИ им. В.И. Ленина. М., 1979; Ефремова Л.П. Первые шаги русских женщин к высшему образованию // Вопросы истории, 1983. № 5; Тишкин Г.А. Женский вопрос в России в 50-х — 60-х гг. XIX в. Л., 1984; МПГУ 125 лет/Авт. колл.: В.В. Москвин, А.В. Баранов и др. М., 1995. С.5—189.


34 Шохоль К.Р. Указ. соч.


13


слушательниц, участие курсисток в революционном и общественном движении. Наряду с отчетами курсов, дореволюционными публикациями и мемуарами, привлечены также архивные материалы, в т.ч. личный фонд В. И. Герье в ОР РГБ, где отложилась значительная часть отчетной документации по Высшим женским курсам35.


В работе С.Л. Эвенчик по сравнению с исследованиями Н.И. Молодых, Л.А. Бобровой и Э.П. Михеевой значительно расширена источниковая база, привлечены новые архивные фонды и документы, также использовано значительное число опубликованных источников. Автор излагает иной взгляд на создание Высших женский курсов, нежели его предшественники, рассматривая это событие как охранительную меру, направленную на формирование официальной системы высшего женского образования. Подробно рассмотрены взаимоотношения между руководством курсов и правительством, программы и принципы обучения.


Статья Н.И. Андреевой, посвященная роли В.И. Герье в создании, организации и деятельности Высших женских курсов дает новые сведения и по истории этого учебного заведения в целом. Автор высоко оценивает деятельность В.И. Герье, что также является новым в исследовании русской педагогики, поскольку советская историография традиционно осуждала Герье за решительное сопротивление участию курсисток в революционной деятельности36.


Деятельность других высших женских учебных заведений в Москве в основном рассмотрена в упоминавших выше общих работах.


Дореволюционные работы о Московском коммерческом институте, освещали цели и задачи этого учебного заведения, программы и учебный процесс37. Общий исторический очерк Московского коммерческого института содержится в работах, посвященных преемственному этому учебному заведению Московскому институту


то


народного хозяйства им. Г.В. Плеханова . Большое внимание организации преподавания в институте уделено в обобщающей работе Ю.С. Воробьевой «Общественность и высшая школа в Росси в начале XX в.»39.


35 Боброва Л.А. Указ. соч.


36 Андреева КН. Указ. соч.


37 Ефимов Е.Н. Московский коммерческий институт и его задачи. М., 1913.


38 Козлов В.Б. Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. 50-лет института. М., 1957 (дореволюционный период - С.5—29); Московский ордена Трудового Красного Знамени Институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. М>, 1968 (дореволюционный период- Гл. I. С.7—52).


39 Воробьева Ю.С. Общественность и высшая школа в России... С 183—206.


14


Московскому археологическому институту и его значению в становлении отечественной археологии, архивоведения и культурологии посвящена работа А. Е. Иванова . Автор рассматривает историю создания, характеризует учебный процесс, научную, просветительскую и музейную деятельность института, состав преподавателей и слушателей института. Источниковой базой исследования стал архивный фонд Московского археологического института, опубликованные отчеты и издания института.


Наконец, весьма обширная библиография посвящена Московскому народному университету им. А.Л. Шанявского. Дореволюционная библиография представлена кратким историческим очерком Н. Сперанского, носящим отчасти и справочный характер41. Оценка значения народного университета им. А.Л. Шанявского началась вскоре после его закрытия в первые послереволюционные годы, когда Университет отчасти еще сохранил остатки своих традиций и организационной структуры42.


В историографии советского периода и последних десяти лет наиболее значительные работы принадлежат Ю.С. Воробьевой43. В диссертации «Московский городской университет им. А.Л. Шанявского» Ю.С. Воробьевой рассмотрены предпосылки создания университета, политическая борьба вокруг его учреждения, специфика его организации, учебного плана, методик преподавания, его передовое значение, как научного, образовательного и просветительского центра; участие студентов и профессуры в общественно-политической жизни и революционном движении, значение университета для реформы системы высшего образования после Октябрьской революции.


40 Иванов А.Е. Московский археологический институт - центр российского исторического культуроведения // Археографический ежегодник за 1994 г. М., 1995. С.47—63


41^Сперанский Н. Возникновение Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского. Историческая справка. М., 1913.


42 Васютинский А. «Вольные» университеты // Вестник шанявцев. 1918. № 1; Фортунатов А. Научно-популярное отделение университета им. А.Л. Шанявского // Высшая школа. 1919. № 3_4. С 56—72.


43 Воробьева Ю.С. Архивные документы о народном университете им. А.Л. Шанявского // Советские архивы. 1970. № 4.С 104—106; Она же. Как был создан университет им. А.Л. Шанявского. // Вопросы истории. 1977. № 8. С 208—210; Она же. Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского. Автореф. дисс. ... к.и.н. М., 1973; Она же. Московский народный университет им. А.Л. Шанявского. // Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и СССР. М., 1979; Она же. Общественность и высшая школа в Росси в начале XX в. М.. 1994; Она же. Николай Гучков и Университет имени Шанявского // Московский журнал. 1994. №. 2. С.6—11.


15


В другой своей работе «Общественность и высшая школа в России в начале XX в.» Ю.С. Воробьева, рассматривая взаимодействие и борьбу правительства и общества по вопросам развития высшего образования, уделяет большое внимание народным университетам и в том числе, Университету Шанявского, показывая его значение как одного из первых независимых от власти высших учебных заведений44.


Источники предполагаемого исследования представлены несколькими категориями: 1) законодательные акты; 2) справочники; 3) делопроизводство; 4) периодическая печать; 4) документы личного происхождения (мемуары, переписка); 5) труды педагогов, философов и социологов XIX—начала XX вв., показывающие направления общественной мысли в области развития образования, как культурно-философскую основу для формирования системы негосударственного высшего образования дореволюционной России.


Законодательные акты, определявшие существование негосударственных вузов


представлены общими законными актами и частными — уставами и положениями. Из общих законных актов для данного исследования необходимо привлечение университетских уставов 18.06.1863 г., 23.08.1884 г.45, для московских негосударственных вузов решающее значение имел закон от 1.07.1914 г., предоставлявшим им права, равные с государственными университетами . Кроме того, каждый вуз действовал согласно своему уставу или положению, которые утверждались Сенатом, министерством народного просвещения или иными министерствами, в ведении которых они находились. Эти уставы и положения публиковались в «Полном


44 Об Университете им. А.Л. Шанявского см. также: Лазарев П.П. Очерки русской науки / Под ред. СИ. Вавилова, М.П. Воларовича. М.—Л., 1950. С.66—71 (о лаборатории П.Н. Лебедева при Университете); Чертов А.Г. Университет им. А.Л. Шанявского (Из истории высшего образования в России) // Вестник высшей школы. 1953. № 7. С.53—57; Белов С. «Шанявцы» // Москва. 1973. №11. С.192—194.


45 Сравнительная таблица уставов университетов 1884, 1863, 1835 и 1804 гг. СПб., 1901.


46 Собрание узаконений и распоряжений правительства...1914. Отд. I. № 177. С.2006.


16


собрании законов» или в «Собрании узаконений и распоряжений правительства»47, а также в справочниках, издаваемых самими вузами48.


Большое значение имели также распоряжения и постановления Московской городской думы, которые публиковались в ряде официальных изданий и сборников Думы49.


Можно выделить три типа справочных изданий, содержащие информацию о негосударственных вузах: справочники о вузах в целом, справочники по конкретным вузам, справочники по Москве.


Общие справочники по высшим учебным заведениям содержат их перечни, изложение программ, правил поступления, расписание экзаменов, списки профессоров и преподавателей, перечни стипендий. В основном, они издавались для поступающих в вузы и стремились удовлетворить из запросы на необходимую информацию5 .


Справочники по конкретным вузам гораздо полнее. Они содержат не только программы, условия приема, списки преподавателей, но и исторический очерк, тексты уставов или положений, списки слушателей и иную информацию51.


Городские справочники при наличии столь подробной специальной справочной литературы являются не столь важным источником. Однако далеко не все учебные


Например, Положение Совета Министров об организации Московского археологического института см.: Собрание узаконений и распоряжений... 1901. Отд. I. С. 474; его же устав: Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т.27. № 28844.


48 См. например: Положение о Высших женских кусах в Москве и речи, произнесенные при открытии курсов 1 ноября 1872 года профессорами Московского университета A.M. Иванцовым-Платоновым, СМ. Соловьевым и В.И. Герье. М., 1872.


Стенографические отчеты о собраниях Московской городской думы за [1886—1900]. М., 1886—1917; Журналы Московской городской думы за [1863—1917]. М., 1863—1917; Доклады Московской городской думы за [1893—1917]. М., 1893—1917 и др.


Альбицкий В.И. Высшие учебные заведения России, мужские и женские. Справ, кн. для готовящихся к поступлению в высш. учебн. заведения и учащихся в них... СПб., 1884; Оловеншов В. Справочная книжка и календарь для студентов на ... [1894/95—1898/99] академический год. СПб., 1894—1898; Календарь для профессоров и студентов на ...[1903/04— 1905] год. М.—Киев —СПб., 1903—1904; Марголин Д.С. Вадемекум по высшему женскому образованию. Поли. сб. правил приема и прогр. высш. женских общеобразоват. спец. и проф., правительств., обществ, и части, учебных заведений в России. Киев, 1915; Он же. Справочник по высшему образованию. Руководство для поступающих во все высшие учебные заведения России. Изд-е 4-е испр. Киев—Пг., 1917 и др.


51 Список слушательниц московских высших женских курсов. 1909/10 учебный год. М., 1910; Мекк А.К. Справочник Московского археологического института. М., 1909; Памятная книжка для слушателей Московского археологического института. М., 1916;. Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского. Ист. очерк. Слушатели ун-та. Учебные планы и программы. М., 1914; Список слушателей на курсах по внешкольному образованию и воспитанию при Московском городском университете им. А.Л. Шанявского. М., 1915; Ежегодник высших женских юридических и историко-филологических курсов в Москве, учрежденных В.А. Полторацкой на 1914—15 академический год. М., 1915 и др.


17


заведения издавали собственные справочники и попадали в общие перечни. Для таких случаев представляется ценной информация, предоставляемая справочником «Вся Москва». Во «Всей Москве» указывались: наименование, адрес, преподавательский состав, плата за обучение во всех учебных заведениях города52.


Из делопроизводственных источников важное значение имеют документы, отложившиеся в фонде попечителя Московского учебного округа53. Это дела следующего характера: об открытии учебных заведений54 и новых факультетов них, о передаче вузов под юрисдикцию различных ведомств и лиц, о назначении и отставке директоров, ректоров, профессоров и преподавателей в вузы55, ведомости по частным


г 56


учебным заведениям, отчеты о деятельности вузов , материалы ревизии по частным и общественным вузам57, сведения о количестве студентов58, финансовые отчеты и дела о стипендиях и жертвователях59, уставы вузов60, а также другие.


Помимо этого, аналогичные документы отложились также и в архивных фондах различных негосударственных высших учебных заведений: Лазаревского института восточных языков (ЦИАМ. Ф.213), Московских высших женских курсов (ЦИАМ. Ф.363), Московского археологического института (ЦИАМ. Ф.376), Московского коммерческого института (ЦИАМ. Ф.417), Московского городского народного университета им. А.Л. Щанявского (ЦИАМ. Ф. 635), Лицея цесаревича Николая (ЦИАМ. Ф.233), Высших женских юридических и историко-филологических курсов


Вся Москва. Адресная и справочная книга на... [1872—1917 ] г. М., 1872—1917. ЦИАМ (Центральный исторический архив Москвы). Ф.459.


54 ЦИАМ. Ф.459. Оп.1. Т.1. Д.1266 (об учреждении Армянской гимназии, 1819 г.) -Лазаревский институт; Оп.2. Т.З (об учреждении в Москве педагогического института им. П.Г. Шелапутина, 1908 г.); Оп.2. Т.З. Д.6637 (о разрешении открыть в Москве высшие медицинские курсы); Оп.2. Т.4. Д.7896 (об открытии в Москве частного юридического института, 1915 г.) и


др.


55 Там же. Оп.2. Т.2. Д.2866 (О назначении профессора Московского университета Бабста директором Лазаревского института восточных языков, 1864 г.); Оп.2. Т.2. Д. 3813 (О личном составе Лазаревского института, 1877 г.); Оп.2. Т.2. Д. 3898 (О назначении М.Н. Каткова директором Лицея цесаревича Николая, 1879 г.); Оп.2. Т.2. 3899 (О личном составе преподавателей Лицея цесаревича Николая, 1879 г.)


56 Там же. Оп.2. Т.4. Д.6669 (Отчет высших женских курсов за 1910/11 г.); Оп.2. Т.4. Д.6850 (Отчет Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского за 1911—1912 гг.); Оп.2. Т.4. Д.7488 (Отчет высших женских курсов за 1914—16 гг.); Оп.2. Т.4. Д.7897 (Отчет частного юридического института в Москве за 1915 г.) и другие.


57 Там же. Оп.2. Т.З. Д. 6517 (Историко-статистические сведения о высших учебных заведениях - время основания, преобразования, число учеников, источники финансирования, 1909 г.). Аналогичное дело за 1905 (Д. 5920) и другие годы.


58 Там же. Оп. 2. Т.З. Д. 6234 (Сведения о числе студентов к 1.01.1907 г.); Оп.2. Т.4. Д. 6670 (Статистические сведения о числе молодых людей, поступивших в вузы в 1899—1909 гг., 1910 г.).


59 Там же. Оп.2. Т.4. Д. 6669 (Отчет высших женских курсов за 1910/11 г.).

Список литературы

aviacionnie-servisi-utverzhden-godovim-obshim-sobraniem-akcionerov-oao-aviakompaniya-yutejr.html
aviaciya-ili-polet-vibirajte-richard-bah-dar-tomu-kto-rozhden-letat.html
aviakompaniya-ne-puskat-pyanih-passazhirov-na-bort-neobhodimaya-mera-vnutrifrakcionnaya-rabota-5.html
aviakosmicheskie-tehnologii-sovremennie-materiali-i-oborudovanie-kazan-2012.html
aviapromishlennost-1932-goda-stranica-11.html
aviapromishlennost-1932-goda-stranica-17.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-himiya-2011-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scenarij-pervoaprelskogo-bala.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-po-teme-rol-chisel-v-skazkah-a-pushkina.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yug-hamnuev-k-voprosu-o-sravnitelnom-issledovanii-konstitucionno-pravovoj-osnovi-formi-pravleniya-gosudarstva.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/smotr-konkurs-rajonnih-agitpoezdov-za-zdorovij-obraz-zhizni-s-prezentaciej-prazdnichnaya-programma-s-uchastiem-pobeditelej-konkursa-semej-15-maya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/115-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-v-sfere-podderzhki-semi-i-detstva-obrazovaniya-i-molodezhnoj-politiki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nad-bezdnoj-osennee-nebo-pasmurno-vozduh-pronizan-sirostyu-holodnij-veter-usilivaet-rezkuyu-svezhest-rannego.html
  • literature.bystrickaya.ru/deputati-prizvali-vooruzhit-gosudarstvo-instrumentami-kontrolya-za-prinyatiem-osnovnih-reshenij-na-strategicheskih-predpriyatiyah.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-meteorologicheskihyavlenij-na-rozhdenie-genialnihlyudej-chezare-lombrozo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-gou-ds-kombinirovannogo-vida-9-obrazovatelnaya-programma-gou-ds-9-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/izmeneniya-v-gost-71-2003-obsheobrazovatelnogo.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-programma-vstupitelnih-ispitanij-po-matematike-dlya-abiturientov-dnevnogo-i-zaochnogo-otdeleniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-ntp.html
  • shkola.bystrickaya.ru/serebryanoe-kopitce-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-pervij-p-p-bazhov-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-pervij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ii-bozhestvennoe-bitie-ili-iegova-soderzhashaya-obshee-bogoslovie-novoj-cerkvi-predrechyonnoj-gospodom-u-daniila-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrol-za-deyatelnostyu-municipalnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-v-2012-godu.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/princip-otvetstvennosti-sodejstvie-regionalnomu-razvitiyu-otchet-mrsk-severo-zapada-v-oblasti-ustojchivogo-razvitiya-oglavlenie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dostoprimechatelnosti-seula-i-okrestnostej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-kursovih-rabot-kursovaya-rabota.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-tehnicheskaya-mehanika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-8-razvitie-farmacii-v-srednie-veka-farmaciya-v-stranah-arabskogo-vostoka-3-medicina-i-farmaciya-drevnego-egipta.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennij-vengerskij-detektiv-stranica-17.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-ocenok-rossijskim-obshestvom-xxxv-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sbornik-tezisov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kritika-testa-kontrolnih-voprosov-metodika-test-kontrolnih-voprosov-tkv-kritika-testa-kontrolnih-voprosov.html
  • university.bystrickaya.ru/funkcionalnij-analiz-priznanie-golosov.html
  • exam.bystrickaya.ru/yung-k-g-chelovek-i-ego-simvoli-stranica-28.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zavisimost-intensivnosti-dihaniya-rastitelnih-produktov-ot-temperaturi-chast-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-34-tehnicheskoe-i-organizacionnoe-obespechenie-bezopasnosti-proizvodstvennoj-territorii-i-pomeshenij-kontroliruemih-rabotodatelem-s-uchetom-otraslevoj-specifiki-ego-proizvodstvennoj-deyatelnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezentaciya-proekta-korporaciya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sestrinskoe-delo-primernaya-tematika-kontrolnih-voprosov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-obshij-psihologicheskij-praktikum-dlya-napravleniya-030300-psihologiya-podgotovki-bakalavra-030300-62-avtor-gusev-aleksej-nikolaevich.html
  • diploma.bystrickaya.ru/uspehi-vichislitelnih-nauk.html
  • student.bystrickaya.ru/13-finansirovanie-i-kreditovanie-investicij-.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-francuzskij-yazik-moskva-2004-nastoyashaya-programma-po-discipline-francuzskij-yazik-prednaznachena-dlya-studentov-magistraturi-iep-mgimo-u-mid-rossii-razrabotana-docentom-rekosh-k-h.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-sootvetstvii-s-federalnim-planom-statisticheskih-rabot-na-2005-god-i-postanovleniem-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-statistiki-rosstata-ot-29-08-2005-6-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.