.RU

Базовая учебная программа дисциплины «Основные направления современной философии» для студентов специальности 1- 21 02 01 «Философия» Минск 2008 - страница 4


Тесты

  1. К основным установкам неклассического типа философствования относятся:

а) «запрет на метафизику», б) логоцентризм, в) когнитивизм в интерпретации человека, г) принцип трансцендентализма, д) перевод философской проблематики в плоскость проблем языка, е) отказ от попыток построения целостной, завершенной модели устройства мира. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: а, д, е.


2.К какому направлению неокантианства принадлежат В.Виндельбанд и Г.Риккерт? –

а) трансцендентально-логическому,

б) психологическому,

в) реалистическому,

г) т рансцендентально-психологическому,

д) физиологическому. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: г.


3. По мысли марбуржцев «основной идеей, с которой все остальное в Канте находится в связи», является:

а) вещь в себе;

б) идея трансцендентального метода;

в) правственныйй закон;

г) априоризм;

д) идея критики. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: б.


4.Философия, по марбуржцам, это:

а) учение об общезначащих ценностях;

б) логика чистого познания;

в) строгая наука;

г) учение о мировоззрении. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: б.


5.Основным вкладом баденцев в философию культуры является:

а) трансцендентально-психологическое обоснование философии как логики чистого познания,

б) разработка методологии исторических наук о культуре,

в) создание неклассической модели философии истории,

г) герменевтическое обоснование наук о духе,

д) разработка учения о ценностях. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: а, б, д.


6.Основными представителями философии жизни являются:

а) Г.Риккерт,

б) П.Наторп,

в) Ф.Ницше,

г) А.Бергсон,

д) В.Дильтей,

е) А.Шопенгауэр. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: в, г, д.


7. Какую работу Ф.Ницше характеризуют как “ключ к расшифровке всего его творчества”:

а) “По ту сторону добра и зла”,

б) “К генеалогии морали”,

в) “Рождение трагедии”,

г) “Так говорил Заратустра”,

д) “Ecce homo”. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: в.


8. Перечислите основные концепты философии жизни Ф.Ницше:

а) сверхчеловек, б) вечное возвращение, в) творческая эволюция, г) “переоценка всех ценностей”, д) нигилизм. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: а, б, г, д.


  1. Как называется учение Ф.Ницше о познании:

а) волюнтаризм,

б) инстинктивизм,

в) интуитивизм,

г) рационализм,

д) перспективизм. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: д.


10.Чем главным образом определяется влияние В.Дильтея на последующую философскую традицию:

а) разработкой учения о мировоззрении,

б) психологическим обоснованием гуманитарных наук,

в) разработкой генеалогического метода,

г) созданием герменевтики и герменевтического метода. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: г.


11.Назовите основные понятия философии жизни О.Шпенглера:

а) душа культуры, б) жизнь, в) физиогномический такт, г) глубинное переживание, д) трансцендентальный метод, е) вещь в себе, ж) мир. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: а, б, в, г, ж.


12. О.Шпенглер является одним из основателей неклассической модели:

а) философии природы,

б) философии науки,

в) трансцендентальной философии,

г) философии истории,

д) философии культуры. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: г, д.


13. Перечислите выделенные О.Шпенглером великие культуры:

а) китайская, б) вавилонская, в) египетская, г) западная, д)античная, е) римская, ж) иранская. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ : а, б, в, г, д.


14. В своей концепции философии истории О.Шпенглер:

а) отрицает всемирную историю как единый закономерный и непрерывный процесс,

б) не признает единой логики развития истории,

в) отрицает наличие единого субъекта истории,

г) является приверженцем идеи европоцентризма,

д) не признает наличия всеобщих форм (ступеней), которые с необходимостьью проходит в своем развитии каждая культура.- Лишнее вычеркнуть.

Ответ: а, б, в.


15. Реформируя кантовскую трансцендентальную философию, марбуржцы:

а) элиминируют кантовскую вещь в себе,

б) сохраняют ее в неизменном виде,

в) дают ей собственное толкование. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: в.


16. Современная западная философия – это:

а) продолжение и преемственное развитие традиционной проблематики философской классики,

б) радикальный содержательно-аксиологический разрыв с предшествующей философией,

в) многоуровневая и сложноорганизованная интеллектуальная традиция, включающая в себя совокупность разнообразных духовных феноменов,

г) акцентированно рациональная, универсальная ориентация и стилистика философского мышления, характерная для 17 - первой трети 19 вв,

д) особый этап в развитии западной философской мысли. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: а, б, в, д.


17. К основным направлениям современной западной философии относятся:

а) софистика,

б) неоплатонизм,

в) неокантианство,

г) феноменология,

д) философия жизни. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: в, г, д.


18. К основным принципам деления наук Г.Риккерт относит:

а) формальный, б)материальный, в) формальный и материальный. – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: в.


19. Основными понятиями философии жизни А.Бергсона являются:

а) “творческая эволюция”, б) “жизненный порыв”, в) “длительность,”

г) феномен, д) «жизненный мир». – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: а, б, в.


20. В области социальной философии А.Бергсон разработал концепцию:

а) «этического социализма», б) «открытого общества», в) «вечного мира»,

г) «переоценки всех ценностей». – Лишнее вычеркнуть.

Ответ: б.


Глоссарий

Классика – неклассика – постнеклассика – исторические типы философствования, различающиеся между собой по целому ряду парадигмальных установок, априорных презумпций и абстракций, определяющих специфику задания самой проблемной сферы философского знания; формальным способам организации этого знания; стилю мышления и типам философской рациональности; а также трактовке базовых философских концептов, познавательных процедур и т.п. В целом, философскую классику можно определить как определенную общую ориентацию и стилистику мышления, характерную главным образом для философии ХVII - первой трети ХIХ вв. Самосознание и самоосмысление нового мощного движения в философии, условно квалифицируемого как неклассика и условно датируемого с последней трети ХIХ в., начинается, по сути, с содержательно-аксиологического дистанцирования, «отталкивания» от классики. Это отталкивание постепенно приобретает форму достаточно радикального отвержения предшествующей философской традиции. Позднее от отрицания, во многом еще полукритицистского, половинчатого, на этапе постнеклассики начинается переход к жесткому, постмодернистскому натиску на сами основания понимания природы философского знания. Если для классики было характерно общее дело мысли, преемственность тем и проблем; то неклассическая философия – это, скорее, глубоко противоречивое духовное образование, состоящее из крайне разнородных, порой несопоставимых, а иногда и прямо противоположных друг другу направлений. Философское развитие этой эпохи вообще можно представить как во многом движение через крайности: от неокантианства и неопозитивизма, утвердивших ориентацию на науку и ту мировоззренческую ориентацию, которая получила название сциентистской, к глубоко иррационалистической философии жизни, выступившей в качестве своеобразного протеста против подобного рода умонастроений. Субъективистские, релятивистские установки прагматизма резко отвергаются затем ранней феноменологией; в свою очередь, логицизму и формализму постпозитивизма противопоставляется иррационализм философии существования (экзистенциализма), а в противовес личностному, антропологическому характеру экзистенциализма возникает чисто формальный, безличный, совершенно невозможный для классики бессубъектный анализ структурализма. В философии неклассического типа размываются границы между традиционными философскими областями, что делает почти невозможным произвести соответствующую демаркационную разметку между проблемами онтологии и гносеологии, социальной философии и философии культуры; вся проблематика содержательно выстраивается здесь на стыке этих и многих других разделов, что называется «по краям». Все эти радикальные трансформации, которые суммарно можно свести к смене предмета философской рефлексии и, соответственно, способов постижения этой новой проблемной сферы, и обусловили превращение философии из абстрактно-спекулятивной рефлексии по поводу науки и научного знания в размышления и поиски новой системы отношений между человеком и миром.

Главные представители философской постнеклассики едины в следующем: люди не располагают непосредственным доступом к рельности, поэтому адекватных средств для постижения истины в принципе не существует; реальность не доступна потому, что люди являются «пленниками языка, который придает форму нашим мыслям прежде, чем мы можем помыслить, и поэтому мы не можем выразить то, о чем мы думаем»; реальность конструируется людьми посредством языка, и поэтому ее природа определяется теми, кто наделен властью формировать язык». Философия этапа постнеклассики занята не систематизацией мира или проблемных полей научных дисциплин и даже не духовным преобразованием действительности. Ее интерес – мир повседневных жизненных смыслов и ценностей, постнеклассическая философия все больше превращается, по мысли Р. Рорти, в один из способов сглаживания напряжений между сферами культуры, своего рода наставлением, частью общекультурного образования.

Неокантианство. Фи­ло­соф­ское направление, раз­ви­вав­шее уче­ние Кан­та в ду­хе по­сле­до­ва­тель­но­го про­ве­де­ния в жизнь ос­нов­ных прин­ци­пов его транс­цен­ден­таль­но-кри­ти­че­ской философии. К числу общих принципов неокантианства следует отнести:

1) рас­смот­ре­ние фи­ло­со­фии в ка­че­ст­ве ме­то­да дос­ти­же­ния по­зи­тив­но­го зна­ния, а не как са­мо­го это зна­ния, и, сле­дую­щий от­сю­да, от­каз от при­тя­за­ний на построение он­то­ло­гии в качестве самостоятельной философской дисциплины;

2) при­зна­ние на­ли­чия обу­слов­ли­ваю­щих по­зна­ние ап­ри­ор­ных форм;

3) ог­ра­ни­че­ние са­мо­го по­зна­ния сфе­рой опы­та.

Несмотря на наличие общей цели – реформирование кантовской философии для методологического обоснования современного этапа научного знания и культуры в целом – неокантианство никогда не было однородным философским направлением. Это, скорее, ряд течений, которые возникли в 1860 - 1870-е гг. в Германии. Причем каждое из них стремилось дать собственную интерпретацию ортодоксального кантианства. Можно выделить следующие на­прав­ле­ни­я внут­ри неокантианства:

а) фи­зио­ло­ги­че­ское (Г. Гельм­голь­ц, Ф. Лан­ге), интерпретировав­шее кан­тов­ское по­ло­же­ние об ап­ри­ор­ных фор­мах соз­на­ния на ос­но­ве дос­ти­же­ний фи­зио­ло­гии ор­га­нов чувств и трактовав­шее эту ап­ри­ор­ность в контексте идеи о един­ст­ве пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ской ор­га­ни­за­ции по­знаю­ще­го субъ­ек­та;

б) реа­ли­сти­че­ское (А. Риль, О. Кюль­пе), со­хра­нив­шее кан­тов­скую «вещь в се­бе» в ка­че­ст­ве не­об­хо­ди­мой пред­по­сыл­ки по­зна­ва­тель­но­го про­цес­са (в ви­де ос­но­ва­ния ма­те­риа­ла ощу­ще­ний) и рас­смат­ри­вавшего рас­су­док толь­ко как оформ­ляю­щий, но не соз­даю­щий са­ми пред­ме­ты; в си­лу это­го дан­ное на­прав­ле­ние ока­за­лось наи­бо­лее близ­ким к тра­ди­ци­он­ным взгля­дам сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка;

в) пси­хо­ло­ги­че­ское, скла­ды­вав­шееся внут­ри неокантианства в на­ча­ле ХХ в. (Л. Нель­сон) и обос­но­вы­вав­шее зна­чи­мость ап­ри­ор­ных форм по­зна­ния с по­мо­щью пси­хо­ло­ги­че­ских ме­то­дов ин­трос­пек­ции; ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью это­го на­прав­ле­ния яви­лась так­же свое­об­раз­ная ин­тер­пре­та­ция субъ­ек­та по­зна­ния в ка­че­ст­ве эм­пи­ри­че­ско­го, а не транс­цен­ден­таль­но­го субъекта;

г) транс­цен­ден­таль­но-ло­ги­че­ское, представленное Марбургской школой неокантианства (Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер), сторонники которой считали главной задачей философии выяснение логических оснований и предпосылок научного знания, отталкиваясь при этом от са­мо­го фак­та на­уч­но­го зна­ния к его объ­ек­тив­но­-ло­ги­че­ским основаниям и пред­по­сыл­кам.

д) транс­цен­ден­таль­но-пси­хо­ло­ги­че­ское, пред­став­лен­ное Ба­ден­ской (Фрей­бург­ской) шко­лой неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт), акцентировавшее теорию ценностей и апеллировавшее к наукам о культуре. Баденская школа и вошла в историю философии главным образом благодаря разработанной ее представителями клас­си­фи­ка­ции на­ук, противопоставившей науки о культуре наукам о природе, заложив первую, по сути, теорию и методологию исторического (гуманитарного) познания, ока­завшую зна­чи­тель­ное влия­ние на раз­ви­тие фи­ло­со­фии, со­цио­ло­гии, пси­хо­ло­гии, куль­ту­ро­ло­гии и ис­то­рио­гра­фии ХХ в.

Следует выделить также и основные этапы развития неокантианства:

1) период зарождения в 1860-е - 1870-е гг., связанный с именами О. Либмана, Ф. Ланге и Г. Гельмгольца;

2) период расцвета – 1890-е – 1920-е гг., когда неокантианство возобладало во всех крупных университетах Европы (Г. Коген, П. Наторп, В. Виндельбанд, Г. Риккерт,);

3) период упадка – 1930-е гг., связанный с приходом к власти в Германии национал- социализма, увидевшего в философии неокантианства теоретическое обоснование идей либерализма

Логика чистого познания.

Целью философии у неокантианцев Марбургской школы является твор­че­ская ра­бо­та по со­зи­да­нию куль­ту­ры, по­зна­ние этой ра­бо­ты в ее чис­том за­кон­ном ос­но­ва­нии и обос­но­ва­ние ее в этом по­зна­нии. В де­ле оп­рав­да­ния на­уч­но­го зна­ния мар­бурж­цы идут да­же даль­ше И.Канта, стре­мяс­ь най­ти ап­ри­ор­ные ло­ги­че­ские ос­но­ва­ния всей че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры, вклю­чаю­щей в се­бя, по их мне­нию, и по­зна­ние при­ро­ды, и мо­раль­но-эс­те­ти­че­ские, и ре­ли­ги­оз­ные прин­ци­пы. Дру­гое де­ло, что все эти об­лас­ти куль­ту­ры они же­ст­ко свя­зы­ва­ют с оп­ре­де­лен­ны­ми нау­ка­ми – мораль с этикой, искусство с эстетикой и т.п., по­это­му и са­ми ло­ги­че­ские ос­но­ва­ния куль­ту­ры ока­зы­ва­ют­ся, в ко­неч­ном сче­те, све­де­ны опять-та­ки к логическим ос­но­ва­ни­ям нау­ки в лице математического естествознания. Фи­ло­со­фия ста­но­вит­ся ло­ги­кой все­го куль­тур­но­го твор­че­ст­ва че­ло­ве­че­ст­ва, ло­ги­кой, ко­то­рая, по сло­вам На­тор­па, «долж­на ус­та­но­вить един­ст­во че­ло­ве­че­ских по­зна­ний че­рез вы­яс­не­ние то­го об­ще­го по­след­не­го фун­да­мен­та, на ко­то­рый все они опи­ра­ют­ся». В са­мой же этой ло­ги­ке до­ми­ни­рую­щее влия­ние при­об­ре­та­ет «ло­ги­ка чис­то­го по­зна­ния», ис­сле­дую­щая ос­но­ва­ния ис­тин­ной объ­ек­ти­ви­ро­ван­ной нау­ки и ее ло­ги­че­скую струк­ту­ру. При этом про­бле­ма по­ис­ка ло­ги­че­ской струк­ту­ры нау­ки свя­зывается ими с необходимостью обос­но­ва­ния еди­но­го ис­точ­ни­ка по­зна­ния. Пред­по­ла­га­ет­ся, что как бы ни от­ли­ча­лись друг от дру­га на­уч­ные дис­ци­п­ли­ны, их ло­ги­че­ская струк­ту­ра в прин­ци­пе долж­на быть то­ж­де­ст­вен­ной, что, по Ко­ге­ну, яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем сис­те­ма­ти­че­ско­го един­ст­ва нау­ки. Цель фи­ло­со­фии кон­кре­ти­зи­ру­ет­ся те­перь следующим образом  – ус­та­но­вить и обос­но­вать внут­рен­нее сис­те­ма­ти­че­ское един­ст­во зна­ния че­рез по­строе­ние т. н. «ло­ги­ки чис­то­го по­зна­ния», пред­ме­том ко­то­рой (отождествляемой с философией как таковой) ста­но­вит­ся вся сис­те­ма су­ще­ст­вен­ных за­ко­но­мер­но­стей по­зна­ния, или «чис­тое по­зна­ние», осу­ще­ст­в­ляе­мое транс­цен­ден­таль­ным субъ­ек­том. Оно ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ис­клю­чи­тель­но сфе­рой са­мо­го мыш­ле­ния, ко­то­рое про­воз­гла­ша­ет­ся на­ча­лом вся­ко­го по­зна­ния, а по­то­му ни­что не мо­жет и не долж­но по­пасть в не­го из­вне. Прин­цип внут­рен­не­го сис­те­ма­ти­че­ско­го един­ст­ва знания как бы за­дает тон всей по­сле­дую­щей ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­те Марбургской школы, обу­слов­ли­вая значительную транс­фор­ма­цию ряда основополагающих идей и принципов кан­тов­ской теоретической философии. Вбсе, что препятствует реализации задач логики чистого познания, должно быть переработано. Речь идёт об 1) отказе от кантовского дуализма источников познания; всё знание должно быть сведено к единой и единственной последней основе, а значит, «вещь в себе» в кантовской ее трактовке, должна быть устранена; 2) пересмотре кантовского понятия «данности», выражавшего синтез многообразия ощущений априорными формами рассудка и различение знания по его форме и содержанию; 3) реформировании кантовского учения о чувственности и представления о познавательной ценности ощущений и превращение последних в форму чистого мышления.


Ценность.

Термин, традиционно используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Именно ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека. Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, задавая системы приоритетов, критерии оценок и т.п (см. ст. Абушенко В.Л. «Ценность». Социология. Энциклопедия. Мн., 2003.)

Ценность - одно из основополагающих понятий философии баденцев. Мир, считают они, состоит из двух «царств» - действительности (совокупность объектов и субъектов) и ценностей, которые имеют «над­субъ­ект­ный», «над­бы­тий­ный», аб­со­лют­ный и транс­цен­дент­ный ха­рак­тер. Противоречие этих двух частей составляет т.н. мировую проблему, которую и должна решить философия, разъясняя, как относятся ценности к действительности. Ус­ло­ви­ем со­еди­не­ния цен­но­сти и дей­ст­ви­тель­но­сти ста­но­вит­ся осо­бая фор­ма бы­тия ценностей – их зна­чи­мость, а про­яв­ля­ют они се­бя в этом ми­ре как объ­ек­тив­ный «смысл», который при­об­ре­та­ет роль сво­его ро­да по­сред­ни­ка ме­ж­ду бы­ти­ем и цен­но­стя­ми и со­став­ля­ет от­дель­ное – третье, наряду с «царством действительности» и «царством ценности», – «цар­ст­во смыс­ла». Последней проблемой философии становится теперь попытка найти это «третье царство», которое объединяло бы ценность с действительностью, всегда рассматривавшиеся ранее раздельно. Таким образом, философия и способна дать подлинное мировоззрение, что означает теперь не что иное, как истолкование смысла жизни. Итак, философия должна: извлечь ценности из исторических и культурных благ и привести их в систему, выстроив, таким образом, чистую теорию ценностей, а затем снова связать их с действительной жизнью через истолкование смысла нашей жизни с точки зрения теории ценностей.

Философия жизни.

Понятие «философия жизни» чрезвычайно многозначно и расплывчато. Его употребляют в самых разных значениях, чаще всего, понимая под ним следующее:

1) Вид «жизнеописания», который стремится к пониманию смысла человеческой жизни. Учитывая, однако, что любая философия стремится к жизнепониманию, в данном контексте теряется специфика данного понятия.

2) Обыденные представления людей о жизни с точки зрения её ценности и значимости; в этом смысле любой человек, осознающий себя в качестве некоей данности и ищущий чего-то устойчивого в собственной жизни, может считать себя «философом жизни».

3) Социально-этические разделы философских учений, которые в целом имеют метафизический (онтологически-гносеологический) статус. Или, выражаясь словами И. Канта, это та сфера воззрений, где «доминируют принципы практического разума», где акцент с внешнего мира переносится на рассмотрение внутреннего мира человека и его жизни. Такие идеи присутствовали, например, у Сократа, в эпоху эллинизма, у Б. Паскаля и С. Кьеркегора и т.д. Философия тем самым начинала ассоциироваться с наукой о правильном устроении личной жизни.

4) Теоретическая рефлексия по поводу проблемы живого, его зарождения и развития.

В рамках данного учебного курса под «философией жизни» понимается вполне определенное направление в западноевропейской философской мысли, которое поставило пе­ред со­бой за­да­чу по­строе­ния це­ло­ст­но­го ми­ро­по­ни­ма­ния, опи­ра­ясь ис­клю­чи­тель­но на по­ня­тие «жиз­нь» как пер­вич­ной ре­аль­но­сти, це­ло­ст­но­го ор­га­ни­че­ско­го про­цес­са, пред­ше­ст­вую­ще­го раз­де­ле­нию ми­ра на ма­те­ри­аль­ное и иде­аль­ное. Философия жизни сло­жилась в Гер­ма­нии в последней трети XIX в., получила наибольшую известность в первой трети ХХ ст. и утратила самостоятельное значение после Второй Мировой войны. Это философское направление связывают обычно с именами Ф. Ницше, В. Дильтея, О. Шпенглера и французского мыслителя – А.Бергсона. В конце 1930-х – начале 1940-х гг. на смену философии жизни приходит эк­зи­стен­циа­лиз­м, ко­то­рый до­пол­ни­л ее ос­нов­ные прин­ци­пы фе­но­ме­но­ло­ги­че­ским ме­то­дом и ак­цен­ти­ро­ва­л вни­ма­ние на ря­де но­вых ост­рых про­блем, выдвинутых со­вре­мен­ной эпо­хой, – соотношения личности и общества в условиях тоталитарных систем, свободы и ответственности и т.п.


Герменевтика.

В философии жизни В.Дильтея выс­ший тип по­ни­ма­ния, с помощью которого мы по­стигаем всю тотальность ис­то­ри­че­ских объ­ек­ти­ва­ций, по­след­ние ос­но­ва­ния са­мой жиз­ни, получил название герменевтического понимания; а наука о правилах и принципах истолкования (понимания) есть герменевтика, своего рода обоснование философии самой жизнью. Так как в ос­но­ва­нии гуманитарных наук ле­жит глу­бо­ко ир­ра­цио­наль­ная по своей природе жизнь, ее познание невозможно с помощью методов ес­те­ст­вен­ных на­ук; Дильтея не уст­раи­ва­ют, од­на­ко, и психологические ме­то­ды ин­трос­пек­ции, или не­по­сред­ст­вен­ной ин­туи­ции, так как они, считает философ, не позволяют по­лу­чить строго объ­ек­тив­ное зна­ние об исследуемых объектах. Гер­ме­нев­ти­че­ский ме­тод, или метод понимания (имманентного истолкования) ста­но­вит­ся у Дильтея чем-то третьим, срединным, имею­щим об­щие чер­ты (и раз­ли­чия) как с ес­те­ст­вен­нона­уч­ным по­зна­ни­ем, так и с не­по­сред­ст­вен­ной ху­до­же­ст­вен­ной ин­туи­ци­ей. Он удач­но со­гла­су­ет­ся с объ­ек­тив­ной ме­то­до­ло­ги­ей ес­те­ст­вен­ных на­ук, так как все­гда опе­ри­ру­ет с не­ко­то­рым внеш­ним ма­те­риа­лом: это не пси­хо­ло­ги­че­ское по­ни­ма­ние, не ин­трос­пек­ция, не про­сто вжи­ва­ние или пе­ре­жи­ва­ние дру­го­го, а рас­смот­ре­ние ис­клю­чи­тель­но объективаций духа, оп­ред­ме­чен­ных че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­стью. Только так, считает Дильтей, можно проникнуть в структуру духовной жизни, через предметные образования, в которых отливается духовное творчество. К «объективному духу» он относит формы общения, обычаи, право, государство, искусство, религию, науки, философию и т.п. Рас­кры­вая со­дер­жа­ние ми­ра ду­ха и его объ­ек­ти­ва­ций, ин­ди­вид по­сти­га­ет тем самым – причем, объективно! – и са­мо­го се­бя. Однако герменевтический метод имеет много общего и с художественной интуицией, поскольку относится к своему материалу исключительно непосредственно, не объясняя, как это имеет место в естественных науках. Счи­тая глав­ным сво­им дол­гом гно­сео­ло­ги­че­ски оп­рав­дать «нау­ки о ду­хе», Дильтей пред­ста­вил весь ис­то­ри­че­ский мир в ка­че­ст­ве ис­то­рии ду­ха, а по­след­нюю – в ви­де свое­об­раз­но­го тек­ста, под­ле­жа­ще­го рас­шиф­ров­ке. Ис­то­ри­че­ская дей­ст­ви­тель­ность – это как бы чис­тый от­пе­ча­ток смыс­ла, ко­то­рый и на­до рас­шиф­ро­вать по­доб­но тек­сту. «По­доб­но бу­к­вам сло­ва, жизнь и ис­то­рия име­ют смысл», – пи­сал он. Встре­ча с тек­стом (или с ис­то­ри­ей) есть встре­ча ду­ха одновременно и с дру­гим, и с са­мим со­бой, а об­раз­цом герменевтики для Дильтея ста­но­вит­ся кон­ге­ни­аль­ное по­ни­ма­ние, дос­ти­гае­мое в от­но­ше­нии ме­ж­ду Я и Ты (как это было в классической фи­ло­ло­ги­че­ской или ро­ман­ти­че­ской гер­ме­нев­ти­ке). Т. о., по­ни­ма­ние тек­ста обладает той же возможностью понимания Другого, как и понимание Ты. Разница лишь в том, что здесь речь идет о понимании «письменно зафиксированных жизненных проявлений». Конгениальное – значит близкое по духу, когда к тек­сту мы от­но­сим­ся как Я к Ты, к ис­то­ри­че­ско­му про­шло­му – как к современнику, пре­вра­щая это прошлое в на­стоя­щее, вос­ста­нав­ли­вая его во всей це­ло­ст­но­сти его жиз­нен­ных про­яв­ле­ний и связей. Тем самым, об­ра­ща­ясь к ис­то­рии куль­ту­ры, срав­ни­вая се­бя с дру­гим, объ­ек­ти­ви­ро­ван­ным, про­ни­кая в ду­шев­ную це­ло­ст­ность тек­ста, я по­знаю и свою ин­ди­ви­ду­аль­ность.



azovskie-pohodi-i-nachalo-severnoj-vojni-bohanov-a-n-gorinov-m-m-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
azrabotka-veb-sajtov-podderzhka.html
azrbaycan-respublikasi-thsil-nazirliyi-stranica-2.html
azrbaycan-respublikasi-thsil-nazirliyi-stranica-5.html
azrg-aza-tln-leksikologiyasi-men-frazeologiyasi-baspa-2-2015-zh-pnn-ou-dstemelk-keshen.html
azrg-blm-beru-salasindai-zamanaui-baittar-zhne-oushini-bejndk-abletn-diagnostikalaudai-psihologiyali-izmett-rl.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-2-rassledovanie-ubijstv-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-yuridicheskogo-fakulteta-omgu-im-f-m.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-literatura-dlya-5-9-klassov-stranica-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-datirovka-d-gatri-vvedenie-v-novij-zavet.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istochnik-finansirovaniya-zakaza-mestnij-byudzhet-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-snezhinsk-forma-kotirovochnoj-zayavki-v-tom-chisle-podavaemoj-v-forme-elektronnogo-dokumenta-stranica-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-12-pravila-promishlennoj-bezopasnosti-v-oblasti-gazosnabzheniya-respubliki-belarus.html
  • desk.bystrickaya.ru/ontologiya-istoricheskoj-realnosti-germenevticheskij-aspekt.html
  • report.bystrickaya.ru/interes-k-issledovaniyu-religii-voznikaet-dostatochno-davno-uzhe-otci-cerkvi-polemiziruya-s-yazichnikami-nevolno-vinuzhdeni-bili-vnikat-v-religioznie-predstavleni-stranica-16.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-22-soglashenie-mezhdu-pravitelstvom-rossijskoj-federacii-i-pravitelstvom-kirgizskoj-respubliki-o-sotrudnichestve-v-voprosah-kontrolya-nad-narkoticheskimi-sredstvami-i-psihotropnimi-veshestvami.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/probuzhdenie-prirodi-applikaciya-iz-pleteshkov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-po-kursu-politika-dohodov-i-zarabotnoj-plati-dlya-studentov-fakulteta-ekonomiki-i-upravleniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-3-01-izuchenie-interferencii-sveta-s-pomoshyu-biprizmi-frenelya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/disciplini-po-viboru-studenta-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pyat-let-ikrinki-ne-vidat-gazeta-kira-remneva-28032008-056-str-1-22-gosduma-rf-monitoring-smi-28-marta-2008-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-issledovatelskih-rabot.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistemnaya-organizaciya-investicionnoj-deyatelnosti-v-selskom-hozyajstve-regiona.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-ponyatie-i-sistema-sposobov-obespecheniya-ispolneniya-obyazatelstv.html
  • essay.bystrickaya.ru/dilya-enikeeva.html
  • education.bystrickaya.ru/1osnovnie-ponyatiya-teorii-sistem-1ch-konspekt-kursa-lekcij-specialnosti-napravleniya-kvalifikaciya-specialista.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-zanyatij-po-kursu-proektirovanie-i-analiz-radiosetej-s-19-oktyabrya-po-27-oktyabrya-2010-g-den-nedeli-chislo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/2byurgerstvo-i-plebejstvo-srednevekovij-lyubek.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatie-4-diagnostika-osobennostej-povedeniya-v-konflikte-socialno-psihologicheskij-praktikum.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-ii-informacionnaya-karta-dokumentaciya-ob-aukcione-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme.html
  • control.bystrickaya.ru/e-potencial-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii.html
  • write.bystrickaya.ru/glavnij-specialist-po-zashite-informacii-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-po-razmesheniyu-gosudarstvennih-i-municipalnih-zakazov.html
  • composition.bystrickaya.ru/opciya-kalendar-pozvolyaet-prosmatrivat-kalendar-na-fone-translyacii-tekushego-kanala-dlya-izmeneniya-dati-kalendarya-s-razlichnim-shagom-ispolzuyutsya-klavishi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/normi-pravil-obyazatelnoj-programmi-dopolnitelnie-normi-pravil-kotorie-neobhodimo-vklyuchit-v-programmu-podgotovki-attestaciya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/reestr-uchetnih-nomerov-obektov-proizvodstva-izgotovleniya-pishevoj-produkcii-podlezhashej-sanitarno-epidemiologicheskomu-nadzoru-za-period-s-2009-2010-g-g-i-9-mesyacev-2011-goda.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatie-10-tarabanov-a-e-politicheskaya-antropologiya-islama-annotaciya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzas-numurs.html
  • institut.bystrickaya.ru/tamozhennoe-oformlenie-ponyatie-pravovaya-osnova-stadii-celi-uchastniki-chast-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/aspirin-i-aspirinovaya-astma.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-10-mezhdunarodnij-kommercheskij-arbitrazh-programma-disciplini-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-dlya-specialnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-zadaniya-samostoyatelnoj-raboti-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-kontrolnoj-i-samostoyatelnoj-raboti-dlya-studentov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadavat-svoi-voprosi-i-delat-kommentarii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.